Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) представляет собой оконечную систему управления приводами рулей, сбора информации с датчиков угловых скоростей и гироскопа, и обмена информацией с LabVIEW по радиоканалу. Функциональная схема БРЭО представлена на рис. 5.
Для работы с малым ЛА студенту предлагается написать обработчик принятых данных с датчиков и расчет управляющего сигнала для приводов рулей в среде разработки LabVIEW. Это дает обучаемому хорошую базу для разработки различных алгоритмов обработки принятых данных с датчиков, исследования законов управления, возможность ставить эксперименты и видеть результаты своей работы на реальном объекте.
Библиографические ссылки
1. Микиртумов Э. Б., Никитин В. Н Простейшие расчеты летающих моделей. М. ; Ленинград : ОНТИ, 1935. 117 с.
2. Болонкин А. Теория полета летающих моделей. М. : Изд-во ДОСААФ, 1962. 327 с.
3. Патюхин С. П. Воздушные змеи. М. : ДОСААФ, 1984. 88 с.: ил.
References
1. Mikirtumov E. B. Prosteishie raschety letajushih modeley. Leningrad, ONTY, 1935, 117 p.
2. Bolonkin A. Teoria poleta letajuschih modekley. Moscow, DOSAAF, 1962. 327 p.
3. Patuhin S. P. Vozdushnie zmei. Moscow, DOSAAF, 1984. 88 p.
© Стрижнев А. С., Худеев В. А., Лелеков А. Т., 2014
УДК 377.031
НОВЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
И. К. Табаченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Выделены основные критерии современных стандартов при подготовке специалистов среднего звена. Комментируются некоторые формы организации учебной деятельности в рамках преподавания физики в Аэрокосмическом колледже, направленные на реализацию требований, согласно государственным образовательным стандартам. Показаны достоинства и совместимость классических и современных подходов к процессу обучения.
Ключевые слова: современные стандарты, компетенции, компетентный специалист, информационные технологии, лабораторный практикум, проект.
NEW AND CLASSICAL APPROACHES IN FORMATION OF THE GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS WHEN STUDYING PHYSICS
I. K. Tabachenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev
Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The main criteria of modern standards at training of specialists of an average link are allocated. Some forms of the organization of educational activity within teaching physics in Space college directed on implementation of requirements according to the state educational standards are commented. Advantages and compatibility of classical and modern approaches to training process are shown.
Keywords: modern standards, competences, competent expert, information technologies, laboratory practical work, project.
Компетентный специалист в наше время - это тренд, который задает конъюнктура рынка. Компетентные в своей области выпускники - это успех
производства, который влечет за собой общий экономический подъем отрасли. Подробный анализ критериев подготовки специалистов среднего профессио-
Решетневскуе чтения. 2014
нального образования (СПО) в соответствии с современными стандартами дает четко понять, что образовательный процесс в современном мире диктует особые требования. Выделим основные направления современных стандартов:
1) наши выпускники должны не просто иметь хорошие и глубокие фундаментальные знания, но уметь получать новые, причем самостоятельно;
2) уметь ориентироваться в быстро меняющейся обстановке современных технологий;
3) быть готовыми к поиску решений в нестандартных ситуациях;
4) быть готовыми к самообразованию.
Ориентируясь на требования стандартов и динамично изменяющуюся действительность процесс обучения физики необходимо выстроить так, чтобы он был направлен на формирование познавательных компетенций у студентов. Физика является той дисциплиной, которая призвана формировать общие, а для некоторых специальностей и профессиональные компетенции выпускников. При всех перипетиях общественного бытия, реформах образования, преподаватель физики должен оставаться носителем, проводником и пропагандистом фундаментальных физических идей, причинно-вероятностного мировоззрения, элементов прикладной физики, которая связана с будущей специальностью студентов. Исходя из этого, перестройка преподавания физики, одной из фундаментальных дисциплин, особенно для студентов технической направленности, должна претерпеть изменения, но и не утратить все положительные практики «старой школы».
Сегодня, мы окружены потоком хаотично расположенной информации. Студенты черпают ее из окружающего их мира: сидя в общественном транспорте, гуляя по улице, просматривая фильмы, из интернет-пространства и т. д. Чтобы полученная информация не накапливалась в виде «шума», а знания не были разрозненными и отрывочными, они должны накапливаться и формироваться в системе - это есть одна из главных ценностей «старой школы». Для адекватного функционирования данной системы необходима ежедневная и кропотливая работа: лекции, конспекты, чтение учебной литературы - это традиционные подходы к процессу познания, и тут хотелось бы вспомнить слова Анато-ля Франса «Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища». Один из способов возбуждения любопытства и мотивации познавательной деятельности это создание проблемной ситуации на занятии и умышленная неразрешенность ее до логического конца. К следующему занятию студенты (в среднем 10-40 % от учебной группы) самостоятельно находят ответ на проблемный вопрос и возобновляют диалог, презентуют результаты своих поисков через устный доклад или слайд-шоу. Благодаря созданию таких ситуаций на занятии у выпускников формируется потребность «самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, ориентироваться в условиях частой сме-
ны технологий в профессиональной деятельности» (из содерж. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования: Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 654, стр. 4) что, несомненно, заинтересует работодателя и позволит быть конкурентоспособными специалистами в своем сегменте.
Лабораторный практикум для студентов технических специальностей является неотъемлемой частью формирования практических умений на основе теоретических знаний. Это позволяет сформировать большую часть общих компетенций будущих специалистов среднего звена и сократить время адаптации молодого специалиста на рабочем месте, что влечет за собой видимый экономический эффект. В этом направлении традиционное выполнение лабораторных работ сочетается с формированием умений работы с информационными технологиями. С этой целью разработана электронная версия лабораторных работ по физике, которая размещена на внутреннем сайте университета. С ее помощью студенты знакомятся с заданиями и вопросами, предложенными для выполнения и защиты работ. Использование электронной версии повышает качество проведения лабораторных работ, позволяет сократить время подготовки к ним и упрощает составление отчетов. На фотографии (рис. 1) студенты первого курса в лаборатории физики Аэрокосмического колледжа Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (СибГАУ) на занятиях по лабораторному практикуму.
Рис. 1. Студенты Аэрокосмического колледжа СибГАУ на занятиях в лаборатории физики
Поиск и исследование - вот чего, часто не хватает нашим молодым. А в рамках стандартов третьего поколения наши выпускники должны уметь проводить патентные исследования под руководством квалифицированных специалистов, поэтому, начиная с первых дней пребывания первокурсников в колледже, активизируется познавательная деятельность через реализацию поисково-исследовательских и экспериментальных проектов по различным разделам физики. Здесь поле для деятельности обширное. Во-первых, в подготовку по разным темам можно вовлечь от 20 до 50 % группы. Во-вторых, работа над проектом
позволяет попробовать себя в нестандартных ситуациях, сопряженных, например, с риском по срыву сроков выполнения проектов. В-третьих, опять же работа с информационным пространством, поиск узконаправленной информации, подведение итогов, сортировка нужного и второстепенного способствуют развитию мыслительной и интеллектуальной активности у студентов. В-четвертых, создание отчета по итогам поиска - это навыки создания слайд-шоу, которые будут интересны и доступны всем, т. е. освоение навыков работы с информационными технологиями. В-пятых, презентовать итоги своей поисково-исследова-тельской работы перед группой является подвигом для многих студентов. Благодаря этому формируются навыки управлять собой, выстраивать коммуникацию с аудиторией. В-шестых, обучение «работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий» (из содерж. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования: Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 654. стр. 4) - это ценный опыт, который студенты получают в рамках проектов.
На фотографии (рис. 2) изображены проектные исследования студентов первого курса Аэрокосмического колледжа СибГАУ по теме «Получение и исследование биологического действия ионизированной воды»; на фото (рис. 3) экспериментальный проект «Чудо печка» - создание действующей установки на основе явления электромагнитной индукции
и берут на «вооружение» наши выдающиеся современники. Передача информации при живом общении, эксперимент вживую, получение навыков решения физических расчетных и качественных задач и просто человеческое общение с обучаемыми всегда должны оставаться неотъемлемой частью образовательного процесса.
Рис. 2
Организация познавательной деятельности на занятиях физики всегда направлена на индивидуальную заинтересованность студента, на рост его значимости, как будущего специалиста и личности. Конечно, в рамках новых стандартов и требований к нашим выпускникам, активизировать познавательную деятельность необходимо по-новому. Но все же, новизна в реальных действиях, методике, психологическом аспекте не должны загубить или вообще исключить классические, может не всегда громкие, фееричные, но очень надежные и эффективные методы познания, которыми пользовались и Архимед, и Ломоносов,
Рис. 3
«Интеграция во всем, то есть крепкий союз надежного классического и нового нестандартного» - вот девиз современного образования, который поможет подготовить компетентных специалистов и тем самым даст новый импульс для развития производства.
Библиографические ссылки
1. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. М. : Просвещение, 1991.
2. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М. : Академия, 2001.
3. Франс А. Собрание сочинений. Т. 3. М. : Гослитиздат, 1958. С. 320.
4. Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. М., 2011. Из содерж. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования: Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 654. URL: Шр://минобрнауки.рф. (дата обращения: 10.09.2014).
References
1. Belkin A. S. Situation of success: as to create it. M. : Education, 1991.
2. Zagvyazinsky V. I. Metodologiya and methods of psychology and pedagogical research. M. : Academy, 2001.
3. Frans A. Collected works, t. 3, Goslitizdat 1958, p. 320.
4. Official resource of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. M., 2011. Federal state educational standard of secondary professional education [Electronic resource] // The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 23, 2009, no. 654. URL: //http://mon.gov.ru (date of visit: 10.09.2014).
© Табаченко И. К., 2014