Научная статья на тему 'НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ: СОЮЗ РОССИИ И КИТАЯ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ БУДУЩЕЕ ЕВРАЗИИ'

НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ: СОЮЗ РОССИИ И КИТАЯ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ БУДУЩЕЕ ЕВРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
322
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Путин / Сирия / Китай / ЕАЭС / СНГ / БРИКС / ШОС / американский империализм
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ: СОЮЗ РОССИИ И КИТАЯ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ БУДУЩЕЕ ЕВРАЗИИ»

Биссио Б.

PhD, профессор кафедры политологии Федерального университета Рио-де-Жанейро

НОВЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ: СОЮЗ РОССИИ И КИТАЯ МОЖЕТ

ИЗМЕНИТЬ БУДУЩЕЕ ЕВРАЗИИ1

Ключевые слова: Путин, Сирия, Китай, ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС, американский империализм.

Избрание Дональда Трампа на пост президента Соединенных Штатов и «Брексит» были недавними и яркими примерами глубоких изменений, которые происходят на международной арене. Некоторые аналитики уже размышляют о начале «новой эры». Фактически, многое изменилось после окончания холодной войны и последующего расчленения Советского Союза, когда в 1990-х годах XX века новая международная политическая ситуация, казалось, указывала на возникновение однополярного мира с Соединенными Штатами как гегемонистской державой.

Постепенно стало очевидным, что это восприятие не учитывало глубокие процессы и движения, которые более четко проявились в XXI веке. Сегодня сценарий ясно указывает на формирование многополярного мира с выдающимися акторами - Россией и Китаем. Более того, на Западе наблюдается постепенный спад - западная экономика потеряет более половины своего веса в следующие 15 лет2.

С международной гегемонией, движущейся на восток, Соединенные Штаты, несмотря на все еще высокую активность, в частности, благодаря их предполагаемому военному потенциалу, могут перестать быть первой мировой державой в ближайшие пятьдесят лет3. Если эти тенденции продолжатся, Западному господству в мире придет конец. И это изменение не только будет иметь глубокое геополитическое значение, но оно также может означать преодоление мифа о «превосходстве белой расы», который является основой оправдания колониального и неоколониального господства.

Эта концепция, хорошо проанализированная исследователями колониальной власти и критических теорий, по-прежнему очень сильна в сердцах и умах значительной части общества в так называемых развитых странах и присутствует в политике, принятой многими европейскими правительствами, а теперь и Соединенными Штатами в отношении эмигрантов и беженцев

Великий историк Эрик Хобсбаум назвал XIX век «веком Европы»; XX век был определен им как «американский век» (Соединенных Штатов)4 и? возможно, в будущем XXI век будет рассматриваться как «век Азии». Перспектива этого изменения, заметная по признакам медленного снижения инновационного потенциала в Соединенных Штатах, вызвала опасения и спекуляции в Вашингтоне и в наиболее важных центрах западной власти.

По мнению почетного профессора географии Университета Квебека, пацифиста, защитника окружающей среды и правозащитника доктора Жюль Дюфура, в условиях растущего экономического спада в США5 у этой страны возникнут трудности в сохранении мощной военной машины. Отметим, что в настоящее время более чем 255 тысяч военнослужащих США находятся в 156 странах, в 63 из которых США имеют военные базы6!

Опасения, которые вызывает новый сценарий, объясняют многие значимые явления в нынешней международной ситуации, которые способствовали созданию ситуации опасной нестабильности. Некоторые аналитики сравнивают наше время с десятилетиями «вооруженного мира», которые предшествовали Первой мировой войне.

Напомним, что в конце XIX - начале XX века противоречия, обусловленные империалистическими интересами, способствовали ускоренной гонке вооружений, когда оружие испытывалось на азиатских и африканских колониальных территориях. В последние годы бизнес по продаже оружия рос в геометрической прогрессии. Следует отметить, что Соединенные Штаты ежегодно тратят на оборону примерно столько же, сколько и все другие страны мира, вместе взятые: 711 миллиардов долларов! Отметим, что Китай, который занимает второе место в оборонном бюджете, ежегодно тратит 143 млрд. долл.7

1 Перевод Н. Наматова.

2 Ramonet I. Os 10 pontos que explicam o Novo Sistema Mundial // Carta Maior. 2016. - 5 out.; McCoy A. Declínio e queda do império americano: quatro cenários para o fim do século americano em 2025. resistir.info. 2010. - 14 dez.; Frei B. Decadencia do Ocidente // Gente de Opiniao. 2017. - 7 fev.

3 DECADE Forecast: 2015-2025 // STRATFOR. 2015. - 23 fev.

4 Hobsbawm E. A era dos extremos: o breve século XX (1914-1991). - Sao Paulo: Companhia das Letras, 2007. - P. 24.

5 Подробнее см.: Stiglitz J.E. The Chinese century // Vanity Fair. 2015. - Jan.

6 Dufour J. The Worldwide network of US Military Bases: The Global Deployment of US Military Personnel // Global Research. 2007. - 1 July.

7 QUORA. How much stronger is the US military compared with the next strongest power. 2014. - 30 Jan.; SIPRI - Gastos Militares no Mundo - 2016. 2017. - 23 abr.

В этом контексте показательно, что в декабре 2016 года избранный президент Дональд Трамп, используя свой любимый инструмент коммуникации - аккаунт в Твиттере, заявил, что «Соединенным Штатам необходимо укреплять и расширять свой ядерный потенциал, пока мир не придет к здравому смыслу в отношении ядерного оружия». Он дополнил заявление на следующий день в интервью MSNBC: «Пусть будет гонка вооружений, - сказал Трамп. Мы будем превосходить на каждом этапе и одолеем их всех»1.

В сценарии «новой холодной войны» последних нескольких лет в произошедших кровавых конфликтах прямо или косвенно участвовали США и Организация Североатлантического договора (НАТО), с одной стороны, и Россия и Китай, с другой. Конечно, пока локальные конфликты происходят за пределами территорий ядерных держав. Но если верить наиболее пессимистичным прогнозам некоторых ученых в области международной политики, то мир находится на пороге пожара больших размеров, спусковой механизм которого может находиться на Ближнем Востоке, в Северной Корее или Восточной Европе, с эпицентром на Украине.

«Неравномерное развитие» и многополярный мир

Существует много объяснений упадка Запада. Нам представляется особенно интересной точка зрения политолога и профессора Луиса Фернандеса, представленная в его статье «Бразилия: геополитическое измерение переворота»2. По его мнению, частично можно объяснить этот упадок, используя концепцию «неравномерного развития», сформулированную Лениным сто лет назад на основе размышлений Дж. Гобсона и Р. Гильфердинга о политической экономии империализма.

Согласно Фернандесу, концепция «неравномерного развития» принятая некоторыми специалистами в области политической экономии международных отношений (например, Робертом Гилпином) объясняет структурную тенденцию к эрозии власти в гегемонистском центре (читай, США) появлением новых центров большего экономического динамизма в на территориях более позднего капиталистического развития либо в самом центре, либо на периферии системы.

Автор описывает процесс следующим образом: реалистичные исследователи международных отношений, такие как Пол Кеннеди и Гилпин, связывают это явление (размывание власти в гегемонистском центре и рост новых полюсов) с высокими затратами на поддержание гегемонии и тенденцией быстрого распространения технологий на периферию благодаря «преимуществам отставания» (термин, введенный в оборот Александром Гершенкроном, означающий возможности для опоздавших пропустить некоторые этапы развития за счет внедрения более совершенных и эффективных современных методов).

Подход, который Кеннет Вальц назвал «парадигмой Гобсона/Ленина», высветил влияние процессов монополизации, развития финансового капитала и растущего финансирования наиболее выгодных схем накопления капитала в ведущих капиталистических странах, что привело к увеличению инвестиций в те области мировой экономики, где нормы прибыли были выше. Таким образом, прирост финансового капитала стал все больше подпитываться механизмами спекуляций, поддерживаемых средствами, полученными от производственной деятельности, осуществляемой за пределами центра капиталистической системы. Эта динамика приведет к падению темпов экономического роста в центре системы и появлению новых центров экономического роста.

Другими словами, динамика неравномерного развития постоянно подрывает основы установившегося мирового порядка3. Факт заключается в том, что в XXI веке реализуется все более многополярный международный сценарий. И в этом выделяются два важных участника - Россия и Китай, которые по этой самой причине силы американского истеблишмента рассматривают как величайшие вызовы своим гегемонистским устремлениям. Укрепление позиций Индии также будет находиться в центре внимания Вашингтона, в частности, в плане ее сближения с Китаем, но пока эта страна не вызывает такого же беспокойства4.

Россия в XXI веке

С начала XXI века Россия пытается восстановить свой статус по всему миру. Действительно, выйдя из глубокого политического, экономического и социального кризиса, Москва усиливает свое политическое и экономическое влияние (в частности, по ключевому вопросу энергетики) и реагирует на объявленное решение НАТО увеличить военное присутствие Запада на российских границах5. Бразильский историк Альберто Мониз Бандейра в своей книге «Вторая холодная война» 2013 года уже предсказал рост России.

1 Trump quer aumentar arsenal nuclear dos EUA // Carta Capital. 2016. - 23 dez.; 'Que haja uma corrida armamentista', diz Trump sobre arsenais nucleares // Época. 2016. - 23 dez.

2 Fernandes L. Brasil: a dimensäo geopolítica do golpe // Carta Capital. 2016. - 6 out.

3 Fernandes L. Desenvolvimento Desigual e Ordem Mundial. 2016. - P. 4-7.

4 Китай и Индия являются не только ядерными державами, но и державами с демографической, экономической и территориальной точек зрения.

5 Представители Кремля заявили, что решение НАТО увеличить свое присутствие на российских границах угрожает стабильности не России, а Европы. В заявлении, напоминающем о столкновениях между Востоком и Западом в период после Второй мировой войны, министры обороны стран-членов НАТО обосновали эту инициативу в целях обороны в Восточной Европе и на Балтике. «Это будут многонациональные силы, потому что мы хотим прояснить, что нападение на одного из союзников будет считаться нападением на всех и что альянс будет совместно реагировать» (наш перевод), - сказал Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО. См.: Шарф Д. Россия недовольна расширением НАТО в Восточной Европе // VOA News 2016. - 12 февраля.

Для Мониза Бандейры Владимир Путин сегодня является решающим игроком, который знает, как осуществлять дипломатию, эту способность историк не находит среди американцев, больше сосредоточенных на навязывании своей военной мощи. Продвижение НАТО на Восток было истолковано как реакция США на усиление российского влияния в Азии.

Фактически, успешная реализация российской стратегии по укреплению евразийского проекта не осталось незамеченной для истеблишмента Соединенных Штатов: с одной стороны, это восстановление альянсов с большинством бывших азиатских советских республик, сегодня суверенных государств, с уделением приоритетного внимания экономическим соглашениям и инфраструктурным проектам при безусловно стремлении к политическим и геополитическим выгодам; с другой стороны, это расширение сферы экономических и торговых соглашений со странами Азии, которые никогда не принадлежали советскому пространству и которые фактически со времени окончания Второй мировой войны находились в сфере влияния Соединенных Штатов.

Примером инициативы первого типа является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), образованный Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией на основе идеи, которая начала формулироваться в 1990-х гг. и выкристаллизовалась в 2014 году. Быстрая консолидация ЕАЭС побуждает и другие страны заинтересованно относиться к данному Союзу. Это касается Ирана, Египта, Индии и Сингапура, которые уже ведут переговоры о подписании соглашений о свободной торговле с ЕАЭС, следуя по пути, проторенному Израилем и Сербией, которые уже продвинулись в этом вопросе.

Восточный экономический форум, в котором участвуют Япония, Южная Корея и другие страны региона и, конечно, Китай, является примером инициативы второго типа. Заседание ВЭФ, состоявшееся в сентябре 2016 года во Владивостоке незадолго до встречи в-20, было признано успешным: на нем присутствовал премьер-министр Японии Синдзо Абэ, и в нем приняли участие тысячи делегатов из 60 стран. Было подписано 200 торговых соглашений и одобрено 34 инвестиционных проекта на сумму более 20 миллиардов долларов1.

Даже Международный валютный фонд признал прогресс, достигнутый российской экономикой. Официальная миссия Фонда во главе с Эрнесто Рамиресом Риго посетила Россию в ноябре 2016 года. В ее отчете говорится, что стране удалось пережить падение цен на нефть и санкции, введенные Европейским союзом и США. На это ушло чуть более двух лет.

Китай в XXI веке

Пекинские лидеры давно разработали тезис о том, что стабильность и процветание Китая зависят от стабильности и процветания его окружения. Этот тезис основан на поиске человеческого благополучия, основанного на учении Конфуция, согласно которому доброжелательность, взаимность и гармония являются основой социальных отношений. Убежденность в необходимости уделять внимание региональной интеграции привела к тому, что президент Китая Си Цзиньпин запустил амбициозный проект «Один пояс, один путь» (ОПОП) через шесть месяцев после вступления в должность главы государства.

На встрече в-20 в сентябре 2016 года, проходившей в китайском городе Хуанчжоу, президент Си ясно дал понять, что его правительство признает ОПОП ключевым элементом для продвижения азиатской и что более амбициозно, евразийской интеграции.

Несколько других инфраструктурных инициатив, направленных на евразийскую интеграцию, планируются или уже реализуются. Развитие высокоскоростных Транссибирского и Трансевразийского транспортных коридоров является показательным примером. Последний проект уже связывает Китай с Германией, пересекая Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу, достигая Дуйсбурга в земле Северный Рейн-Вестфалия.

Российско-китайское сотрудничество

В этом контексте важно рассмотреть геополитические последствия развивающегося сотрудничества между Россией и Китаем, которое укрепляется год от года с начала XXI века2.

Торговля

Крупномасштабные соглашения, подписанные в двух стратегических областях - энергетике и безопасности -являются одним из ощутимых результатов этого нового сценария. Военные учения, проведенные в рамках «Мирной миссии 2005» и Совместная декларация Китайской Народной Республики и Российской Федерации о международном порядке в XXI веке3, подписанная в Москве в июле 2005 года, во время празднования 60-й годовщины окончания Второй Мировой Войны, являются примерами общей оценки китайцев и россиян вызовов нового века.

В названной декларации Москва и Пекин заявили, что они будут отвергать любые попытки вмешиваться в регион со стороны «иностранных сил» и выступать против любого навязывания «моделей политического и социального развития из-за рубежа». Нетрудно видеть, что эта декларация не только определила новый уровень отношений между Китаем и Россией, но и стала ответом на так называемую доктрину Буша, ставшей основой для внешнеполитической стратегии, принятой Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО после 11 сентября 2001. Эта доктрина под-

1 2nd Eastern Economic Forum kick starts in Vladivostok Live updates // RT. 2016. - 2 Sep.

2 Dittmer L. The Sino-Russian Strategic Partnership // Journal of Contemporary China. 2001. - Vol. 10, N 28. - P. 399-413.

3

В этом совместном заявлении Китай и Россия подчеркнули принципы, которыми будут руководствоваться во взаимоотношениях: «взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности, ненападения и невмешательства».

няла до беспрецедентного уровня возможность военного вмешательства Запада в любой стране мира, сформулировав концепцию «превентивного удара», оправдывающую любую конкретную агрессию, и концепцию «смены неугодного режима» в результате военного вмешательства (с одобрения ООН или без него).

Новый уровень в двусторонних отношениях России и КНР был установлен в 2013 году, когда Си Цзиньпин стал президентом Китая и выбрал Россию для своей первой международной поездки. С тех пор встречи между китайским президентом и президентом Путиным были частыми, демонстрируя, без сомнения, большое взаимопонимание между двумя лидерами. После каждой встречи объявлялись новые и важные инициативы в отношениях между Россией и Китаем.

Россия и Китай участвуют в региональных стратегических организациях, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), основанная в 2001 году. Стимулом для создания этой организации было соглашение между Китаем, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, подписанное в 1996 году, с целью урегулирования пограничной напряженности.

С тех пор сотрудничество расширилось, особенно в военной сфере, причем вопросы безопасности приобретают все большее значение, а обмен информацией между разведывательными службами и другие инициативы, направленные на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, считаются наиболее важными проблемами, стоящими перед странами-участницами.

Стратегическая значимость организации дала ей прозвище «НАТО Востока» в западных СМИ; но, очевидно, что ни ее военная мощь, ни цели, ни «образ действий» не сопоставимы с военным союзом, возглавляемым Соединенными Штатами. Экономические цели Шанхайской организации сотрудничества также актуальны, особенно в вопросах, касающихся энергетики (нефть и газ) и развития региональной торговли. В 2007 году организацией было инициировано более двадцати крупных проектов, связанных с транспортом, энергетикой и телекоммуникациями. В сентябре 2016 года, незадолго до саммита в-20, президент Владимир Путин посетил Пекин и воспользовался возможностью, чтобы подтвердить сближение России и Китая в оценке международных проблем.

В этом контексте он подтвердил стратегическую значимость координации действий с Китаем в международных организациях, таких как ООН, ШОС и БРИКС. Путин отметил, что регулярных встреч на уровне глав государств недостаточно, и по этой причине были созданы многочисленные двусторонние комиссии между Россией и Китаем. Одним из приоритетов является развитие российско-китайского сотрудничества в сфере высоких технологий с совместными космическими и авиационными технологическими проектами, а также энергетическими проектами1, в том числе в области атомной энергетики.

В числе совместных проектов в области транспорта стоит отметить строительство железнодорожной линии для скоростных поездов между Москвой и Пекином, проходящей через российский город Казань. Первый участок (Москва-Казань) должен быть введен в эксплуатацию в 2020 году. Эта железная дорога сможет интегрироваться с Новым шелковым путем, облегчая соединение Китая с Ближним Востоком и Европой.

В настоящее время Китай является основным торговым партнером России с оборотом около ста миллиардов долларов, и эта цифра растет. Важная деталь этого партнерства: проекты сотрудничества осуществляются через взаимные платежи с использованием национальных валют. Россия и Китай давно ищут способы уменьшить влияние доллара на международную торговлю, избегая при этом валютных рисков. Значимость этого решения становится очевидной в свете санкций, введенных в отношении России Конгрессом Соединенных Штатов.

Исторический опыт, несомненно, влияет на нынешнюю стратегию содействия все более тесному сотрудничеству между Россией и Китаем. Вспомните драматические последствия разрыва между Советским Союзом и Народным Китаем в конце 1950-х и 1960-х гг. Характерны в этом отношении слова президента Китая Си Цзиньпина, сказанные им после встречи с президентом России в 2016 году - «чем сложнее становится международная ситуация, тем решительнее мы должны руководствоваться духом сотрудничества и дружбы (с Россией), укрепляя двустороннюю под-

2

держку и политическое и стратегическое сотрудничество» .

Китай, Россия и БРИКС

Для взаимодействия Китая и России особое значение имеет создание БРИКС. Президент Путин назвал БРИКС ключевым инструментом в нынешнем многополярном мире, подчеркнув важность Нового банка развития и более 30 форм сотрудничества, которые развивались с течением времени на политическом, экономическом, гуманитарном уровнях и уровне безопасности. Он напомнил тот факт, что пять членов БРИКС постоянно подтверждают свою приверженность основополагающим принципам международного права и продвижению центральной роли Организации Объединенных Наций, добавив, что страны БРИКС отвергают «политику принудительного давления и сдерживания суверенитет третьих государств», прямо ссылаясь на кризис на Ближнем Востоке и, в частности, на случай Сирии.

В попытке ограничить укрепление России и Китая одной из целей США является уничтожение или частичная дезинтеграция БРИКС. Нетрудно понять, что в этой игре в краткосрочной перспективе Бразилия была самой слабой, а также самой стратегической целью в глазах Вашингтона: это связано с тем, что с Бразилией БРИКС фактически включил всю Южную Америку в данный проект, что создавало альтернативу Западному альянсу. Необходимо было помешать консолидации этого союза.

1 Buszynski L. Oil and territory in Putin's relations with China and Japan // The Pacific Review. 2006. - Vol. 19, N 3. -

2 China e Rússia continuaräo cooperando apesar da situaçao internacional caótica // Sputnik. 2016. - 25 jun.

P. 288.

В течение срока полномочий президента Луиса Инасиу Лула да Силва, а затем и его преемника президента Дилмы Руссефф Бразилия разработала дипломатию, которую мы можем назвать «независимой» в отношении Вашингтона, что выражалось в противодействии в том числе продвигаемому Вашингтоном проекту создания панамериканской зоны свободной торговли на пространстве Северной и Южной Америк (Free Trade Area of the Americas, FTAA).

FTAA фактически стал невыполнимым из-за действий Бразилии в координации с другими латиноамериканскими странами, правительства которых защищали те же идеалы, что и Бразилия. Эта дипломатия сделала приоритетной стратегию укрепления экономической автономии и суверенитета стран региона посредством таких инициатив, как Торговый союз стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Союз южноамериканских наций (УНАСУР) и Сообщество латиноамериканских государств и Карибского бассейна (СЕЛАК).

Другой целью этой дипломатии было более активное взаимодействие Бразилии с другими регионами и сотрудничество со странами за пределами Северной и Южной Америки, имеющими во многом совпадающие с бразильскими взгляды на мировой порядок. Именно поэтому Бразилия поддерживает создание Форума IBS A с Индией и Южной Африкой, объединяющего три крупнейшие многонациональные демократии в развивающемся мире. Кульминационным моментом этой стратегии стало вхождение Бразилии в БРИКС. Реакцией Вашингтона на это стала попытка вернуть Бразилию в сферу влияния Соединенных Штатов.

Доктрина Монро не утратила своей актуальности для Белого дома или Пентагона. Вашингтон исходил из того, что успех его стратегии в отношении Бразилии повлияет не только на БРИКС, но и на такие страны как Боливия, Эквадор и Венесуэла, попытки которых преодолеть историческую латиноамериканскую зависимость от интересов Соединенных Штатов также будут ослаблены. Данная стратегия была успешной, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Вашингтон рассчитывал на участие важных бразильских экономических и политических групп, лидеров и учреждений из бизнеса и средств массовой информации, в частности Rede Globo, крупнейшей медиа-олигополии в стране. С согласия Конгресса, в котором доминировали консервативные группы, с одобрения юстиции импичмент президента Дилмы Руссефф был завершен. Менее чем за шесть месяцев новое правительство во главе с вице-президентом Мишелем Темером, которого обвиняют в коррупции, отступило от большинства социальных и экономических мер, принятых правительствами Лула да Силва и Руссефф, и существенно изменило внешнюю политику.

Приверженность институтам, нацеленным на укрепление южноамериканской интеграции, была доведена до самого низкого уровня, а деятельность в более крупных проектах, продвигаемых предыдущими правительствами, таких как БРИКС, была практически заморожена. Бразилия была возвращена в сферу влияния Вашингтона. По этим причинам многие эксперты без колебаний рассматривают так называемый «парламентский переворот» в Бразилии в рамках реализации более широкой стратегии достижения геополитических интересов США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.