Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ В САХАЛИНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ'

НОВЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ В САХАЛИНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФОТОГРАФИКА / ДЮ МЕН СУ / МАКСИМ СВИЩЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малькова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена опыту работы с современными формами искусства. Рассматриваются синтез графики и фотографии в творчестве сахалинских художников, видео-арт, а также опыт сотрудничества регионального музея со столичными и зарубежными институциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF VISUAL ARTS IN THE SAKHALIN REGIONAL ART MUSEUM

The article is devoted to the experience of working with modern art forms. The synthesis of graphics and photography in the works of Sakhalin artists and video art are considered. The experience of cooperation of the regional museum with the metropolitan and foreign institutions is also considered.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ В САХАЛИНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0025 УДК 7.036

NEW FORMS OF VISUAL ARTS IN THE SAKHALIN REGIONAL ART MUSEUM

Irina G. Malkova

Sakhalin Regional Art Museum Yuzhno-Sakhalinsk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the experience of working with modern art forms. The synthesis of graphics and photography in the works of Sakhalin artists and video art are considered. The experience of cooperation of the regional museum with the metropolitan and foreign institutions is also considered.

Keywords: contemporary visual art; photography; Du Men Su; Maxim Svishchev.

Citation: Malkova, I. G. (2022). New forms of visual arts in the Sakhalin Regional Art Museum. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1,№ 2 (11), p. 42-46.

И. Г. Малькова

Сахалинский областной художественный музей Южно-Сахалинск, Российская Федерация

НОВЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ В САХАЛИНСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

Статья посвящена опыту работы с современными формами искусства. Рассматриваются синтез графики и фотографии в творчестве сахалинских художников, видео-арт, а также опыт сотрудничества регионального музея со столичными и зарубежными институциями.

Ключевые слова: современное визуальное искусство; фотографика; Дю Мен Су; Максим Свищев.

В настоящее время формообразование в визуальных искусствах активно развивается, актуальные формы появляются и закрепляются в выставочной практике. Когда-то фотография была современной формой искусства. Немецкий теоретик культуры Вальтер Беньямин считал, что фотография неизбеж-

но сильно и глубоко повлияет на искусство [7, с. 32]. Но если фотография - это техника воспроизводства, то ряд новых форм визуальных искусств близок классическим формам производства визуальных искусств: живописи, оригинальной графике, скульптуре.

Художники конца XX и XXI веков для создания произведений начали применять новые пленочные и цифровые техники - те же, которые используют медиа. По мере совершенствования современных технологий создания визуального контента цифровые произведения художников восхищают зрителя качеством, масштабом и, как правило, концептуальным подходом.

Первый опыт работы с современными формами искусства Сахалинский областной художественный музей получил в августе 2001 года, организовав совместно с Государственным центром современного искусства (Москва) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации симпозиум Supervision по видео-арту: музеям и галереям приходится следовать туда, куда поведут их художники и творцы [5, с. 124].

Семинар тогда не привлек пристального внимания прессы и сахалинской публики. О нем нет упоминаний в сети. Но семинар состоялся, на нем рассматривались новые визуальные искусства. Немногочисленные посетители семинара познакомились тогда с современными художественными формами визуальных искусств: видео-арт, компьютерная анимация, различные их комбинации, созданные в пленочных и цифровых техниках. Тогда произведения, представленные на суд зрителя молодыми художниками из разных городов России, но в основном московскими авторами, рассматривались сотрудниками музея как творческий, художественный эксперимент, о путях развития которого можно было только догадываться. Было очевидно, что работы опирались на широкий и разнообразный опыт, накопленный художниками - представителями традиционных видов изобразительного искусства, кино, документального кино, фотографии. Многое из того, что было увидено тогда, оставило у зрителей и сотрудников музея чувства смятения, сомнения. А о комплектовании произведений, созданных на пленке, сохраненных с помощью компьютера на дискете (многие сегодня уже не знают, что это такое!) или диске, тогда, в эпоху «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной в 1984 году и действовавшей, не могло быть и речи. Так мы упустили целую эпоху, этап становления новых форм искусства.

Следующим опытом работы с современными формами искусства в музее стали выставки известного современного сахалинского худож-

ника Дю Мен Су. Его выставка «ФотоГрафика» 2010 года стала переходной к новой форме графики, которую автор и назвал фотографикой.

Увлекшись в свое время фотографией, художник начал создавать очень интересные произведения фотоискусства. Страсть ко всему новому изобразительному позволила Дю Мен Су осуществлять эксперименты. Фотографика - это создание с помощью программы Adobe Photoshop, многофункционального графического редактора, на основе оригинальных произведений художника, сделанных в традиционных техниках, совершенно новых произведений. «Зародившаяся в новом времени 2000-х годов фотографика (так определяет эту форму сам автор) Дю Мен Су представляет художника в новом амплуа, одновременно утверждая его как непримиримого романтика, вдохновленного диалектической борьбой двух начал, составляющих единую и бесконечную гармонию жизни» [2].

Выставка фотографики состояла из серий работ, показанных автором в музее в 2017 году на выставке «Сахалин. Три грани прекрасного: печать, фото, акрил». В названии выставки отражены технологии и материалы, использованные художником в создании произведений. Обращение к компьютерным программам, увлечение современными достижениями компьютерной графики выдают в художнике характер постоянно развивающейся творческой личности. «Окружающая реальность, зафиксированная объективом фотоаппарата, ассоциативно дополняется художником графическими изображениями-символами. Фотографика Дю Мен Су развивается на фоне всеобщего интереса к фотографии и собственно авторитета художника, что представляется закономерным явлением. Будучи связанной с современной, технически обогащенной методологией, она призвана превзойти выразительные возможности чистой пластики в оригинальном изобразительном искусстве. Полученное Дю с помощью художественных средств точное воспроизведение картины природы проходит через творческую лабораторию художника, где рисунок или авторская фотография подвергаются новой технической обработке. Беспристрастному техническому видению глаза-фотообъектива художник противопоставляет живописно-пластическое восприятие, в воспроизведении которого соавтором художника является компьютер. В конечном результате художник сталкивает такие основополагающие

в современном искусстве понятия, как живая и неживая природа, реальность и художественный образ, и предъявляет зрителю результат их непосредственного взаимодействия, при котором живой эмоциональный импульс человека согласуется с программными возможностями электронного интеллекта» [2].

Над выставкой художник работал на протяжении почти четырех лет: с 2014 по 2017 годы. Если в серии «Наваждение» 2014 года в фотографическое изображение вводится фото графической работы гуашью как дополненная

посвященные путешествию А.П. Чехова 1890 года на Сахалин и далее вокруг Азии, показали не только традиционный для Симакова концептуальный подход к созданию произведений, но обрели дополнительные краски и детали, на которые способен человек, владеющий возможностями компьютера. Многофигурная композиция-орнамент из изображений тропической зелени, птиц, женских лиц над бирюзово-синими водами на фоне печатных разноцветных строк чеховского текста из «кратчайшего отчета» издателю A.C. Суворину в Листе I серии есть сама

:';НШзнерадостный крас

KJ

«ягкий голос, остроумие, талант и слава!

" 'М _ _ _____ _

'похляком». олагодсфи .....;<лох™к™»- благодаря художнику В.Серову, который >

А воспринимаем МЬ1 Чехова «дохляком», бл^бд^/КЩЩрЯ щожнику,Ву( который риош^<дохляком»,-дохляком», олагодаря: м ьии ||лпнипмем мы Чехова «похляком». олагодаря художнику В.Серову, который рисовал е1 о уже во время болезни: ь "о «дохляком», олагодаря художнику о.Серову, киш^т ею уже во время иилезни:

реальность, всплывающая как мираж из-за горизонта, то произведения «Озеро Тунайча», «Водоросли», «Зимняя дорога» 2016 года передают мистические мотивы моря и леса с помощью специальных светотеневых эффектов, создаваемых с помощью программы. Работы 2017 года посвящены городской среде, неожиданные ракурсы которой только подчеркивают и усиливают возможности Adobe Photoshop, создавая определенное, заданное автором настроение, выражая его идею [8, с. 3]. Отпечатанные на бумаге, эти картины, безусловно, оригинальные творения автора, имеющие перспективу тиража, как фотография или печатная графика.

Созданные с помощью компьютерной графики (того же Adobe Photoshop) листы Сергея Симакова из серии «Другой Чехов» 2014 года,

иллюстрация к тексту.

Постепенно, но настойчиво достижения цифровых технологий проникали в искусство, а новые формы обосновывались в выставочных залах, в том числе в музейных. Новые музейные и выставочные практики соответствуют меняющимся ожиданиям аудитории [4, с. 38]. В настоящее время фотографика, видеоинсталляции, трехмерно моделированные изображения уже не являются экспериментом, скорее их можно считать укоренившимися в современном искусстве.

Выставка японских художников «Зимний сад», состоявшаяся в Сахалинском областном художественном музее в 2017 году, представила наряду с традиционными видами изобразительного искусства целый ряд видеоинсталляций,

C.B. Симаков. Лист 2 из серии «Другой Чехов». 2014. Бумага, печать, смешанная техника. 65x110

Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

S. К Simakov. Sheet 2 from the series "The Other Chekhov". 2014. Paper, printing, mixed media. 65x110

Sakhalin Regional Art Museum (Yuzhno-Sakhalinsk)

созданных с помощью компьютерных программ в 2002-2009 годах. Куратор выставки Мацуэ Мидори назвал их видеоработами. Видеоработы художников Идзуми Tapo, Танаки Кока, Пом Тима на DVD-носителях (что было созвучно времени создания) демонстрировались, в зависимости от замысла автора, либо в отдельно выделенном пространстве со зрительскими местами, либо на мониторах устройств разных лет выпуска: от винтажных объемных телевизоров до самых современных в то время планшетов, размещенных в пространстве выставки. Каждое устройство с изображением представлялось как единое законченное произведение выставки, поэтому наиболее подходящим был признан термин «видеоинсталляция».

Компьютерные технологии расширяют возможности художников создавать изображения несуществующих вещей, мест, образов. В качестве примера можно рассматривать ряд видеоработ, собранных Мацуэ Мидори на выставке, в том числе работу Tapo Идзуми «Пещера куро-сов» (2005, DVD, 8 мин. 37 сек.). В едином выставочном пространстве был создан «непрерывный поток визуальных идей и образов..., дополняя процессы осмысления современной реальности новыми инструментами» [ 1, с. 28].

На выставках современного искусства в настоящее время популярны видеоролики, созданные художниками в компьютерных программах Autodesk 3dsMax, Autodesk Maya, Maxon Cinema 4D, Blender, предназначенных для ЗО-моделиро-вания, анимации и визуализации.

Сотрудничество Сахалинского областного художественного музея с петербургским художником Максимом Свищевым, одним из основателей аудиовизуальной школы «Медиакультура» (Санкт-Петербург), привело к созданию в конце 2019 года выставочного проекта «Цветасис, или Как краб Василий из ракушки вылез», визуальное разнообразие которого дополнила концепция объяснения:

Ты прячешься от мира, боясь, что он раздавит тебя.

Спасаешься внутри тесного панциря, Одинокого, но менее страшного.

Ты боишься влияния окружающего мира.

Но что ты можешь дать ему сам?

Когда солнце садится в воду, Не прячешься ли ты от собственных глаз?

Максим Свищёв. 2019 [3]

Используя мотивы и образы морской флоры и фауны, характерной для Сахалина, художник создал анимированные трехмерные графические изображения, которые составили на выставке две видеоинсталляции, и печатную ЗО-инсталляцию, объединенные не только единой концепцией выставки, но и сценарием.

Для реализации сценария выставки использовался не только большой выставочный зал музея, но и подвал, и коридор. Все они стали единым выставочным пространством, по которым двигались посетители: из темного подвала-ракушки, по узким коридорам страха и сомнений мимо подвижных объемных видеообразов на мониторах в огромный зал к свету, цвету, шепоту волн.

Визуализированные движущиеся объекты, трехмерная пластическая инсталляция, объединенные концепцией, стали не только новым опытом для посетителей, но и для сотрудников художественного музея. У выставки был свой собственный ритм, направленное сценарием движение посетителей, ведущее к кульминации.

Освоение и применение художниками компьютерных технологий делают их творчество еще более ярким, содержательным и актуальным.

Опыт музейной работы последних десятилетий показал, что в центре внимания современных выставочных проектов находятся «современные инновационные технологии, форматы цифрового искусства, которые одновременно могут выступать как в роли материала или инструмента, так и медиапроизведения» [1, с. 27]. Причем в случае художественной выставки на первое место выходит именно медиапроизведе-ние. Широкое развитие цифровых технологий дает возможность получить новые формы визуальных искусств и использовать их в музейной деятельности.

Литература

1. Артемьев, В. Новый уровень цифрового пространства в «Гараже»: локдаун как площадка для развития // Музей. - Москва, 2021. - № 1. - С. 27-28.

2. Бржезовская, H.A. Дю Мен Су. Фотографика : [архив ГБУК СОХМ, рукопись]. - Южно-Сахалинск, 2010.-6 с.

3. Гриднева, С. Как краб Василий из ракушки вылез. - Южно-Сахалинск : Сила цвета, 2019. - 4 с.

4. Гюйссен, А. Бегство от амнезии. Музей как мас-смедиа // Искусство. - Москва, 2012. - № 2. - С. 36-51.

5. Дагдейл, Э. К идеальному музею: серые кардиналы // Искусство. - Москва, 2012. - № 2. - С. 120-125.

6. Исаев, А. Антология российского видеоарта. -Москва : МедиаАртЛаб, 2002. - 207 с.

7. Кримп, Д. На руинах музея // Искусство. - Москва, 2012.2.-С. 19-35.

8. Яковец, Л.В., Малькова, И.Г. Дю Мен Су. Сахалин. Три грани прекрасного: печать, фото, акрил : буклет выставки. - Южно-Сахалинск : Сахпринт, 2017. - 6 с.

References

1. Artem'ev V. Novy'j uroven' cifrovogo prostranstva v "Garazhe": lokdaun kak ploshhadka dlya razvitiya [A new level of a digital space in "Garage": the lockdown as a platform for development]. Museum, Moscow, 2021, no. l,pp. 27-28.

2. Brzhezovskaya N.A. Dyu Men Su. Fotografika: arxiv GBUK SOXM, rukopis' [Du Men Su. Photographies: archive of the Samara Regional Art Museum, manuscript]. Yuzhno-Sakhalinsk, 2010, 6 p.

3. Gridneva S. Kakkrab Vasilij iz rakushki vy'lez [How Vasiliy the crab got out of the shell]. Yuzhno-Sakhalinsk, Sila czveta, 2019, 4 p.

4. Gyujssen A. Begstvo ot amnezii. Muzej kak massmedia [Escape from an amnesia. Museum as a mass media]. Iskusstvo, Moscow, 2012, no. 2, pp. 36-51.

5.DugdaleE'. Kideal'nomumuzeyu: sery'e kardinaly' [Towards an ideal museum: "power brokers"]. Iskusstvo, Moscow, 2012, no. 2, pp. 120-125.

6. Isaev A. Antologiya rossijskogo videoarta [An anthology of the Russian video art]. Moscow, MediaArtLab, 2002, 207 p.

7. Crimp D. Na ruinax muzeya [On the museum's ruins]. Iskusstvo, Moscow, 2012, no. 2, pp. 19-35.

8. Yakovecz L.V., Mal'kova I.G. Dyu Men Su. Saxalin. Tri grani prekrasnogo: pechat', foto, akril: buklet vy'stavki [Du Men Su. Sakhalin. Three edges of a beautiful: printing, photo, acrylic: the exhibition's booklet]. Yuzhno-Sakhalinsk, Saxprint, 2017, 6 p.

Об авторе

Малькова Ирина Геннадьевна - заместитель директора по научной работе Сахалинского областного художественного музея

E-mail: i.maIkova@sakhalin.gov.ru

Malkova Irina Gennadievna

Deputy Director for Scientific Work of the Sakhalin Regional Art Museum

М. Свищёв на выставке «Цветасис, или Как краб Василий из ракушки вылез». 2019

Фото С. Ковинько Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

M. Svishchev at the exhibition "Tsvetasis, or How Vasily the crab got out of the shell".

2019

Photo by S. Kovinko Sakhalin Regional Art Museum (Yuzhno-Sakhalinsk)

Фрагмент видеоинсталляции на выставке «Цветасис, или Как краб Василий из ракушки вылез». 2019 Фото С. Ковинъко Сахалинский областной художественный музей (Южно-Сахалинск)

A fragment of the video installation at the exhibition "Tsvetasis, or How Vasily the crab got out of the shell".

2019

Photo by S. Kovinko Sakhalin Regional Art Museum (Yuzhno-Sakhalinsk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.