Научная статья на тему 'Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории) '

Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
234
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Новосибирская консерватория / массовая культура / middle culture / флешмоб. / Novosibirsk State Conservatoire / mass culture / mass culture / flash mob.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ю. В. Антипова, К. К. Телегина

Проблема деакадемизации классической музыки и расширения ее открытости для массового слушателя – одна из краеугольных в современной культуре. Многие представители «высокого» искусства настойчиво ищут пути преодоления разрыва между вкусами обывателя и установками серьезного искусства. Повсеместными становятся творческие объединения академических музыкантов и деятелей массовой культуры, все активнее смешение языковых средств популярной музыки и классического наследия. На примере деятельности студенческих коллективов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки демонстрируются, с одной стороны, возможности включения элитарного искусства в повседневную городскую среду, а с другой – способы выхода горожан из будничных условий посредством соприкосновения с «высоким» искусством. Флешмобы, исполнение академической музыки в уличных (площадных) условиях, в том числе с привлечением звезд поп-сцены, свидетельствуют о желании популяризировать и коммерциализировать музыкальную классику, возвысить и одухотворить, используя ее ресурсы и выразительные возможности, массовое искусство. Кроме того, в статье обсуждается проблема изменений привычных акустических условий исполнения академической музыки в открытом пространстве и на неконцертных площадках, что вносит значительные коррективы в звучание музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF REPRESENTATION OF CLASSICAL ART IN THE MASS CULTURAL SPACE OF THE METROPOLIS (ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE)

The problem of deacademicizing classical music and enhancing its openness to the general public is one of the cornerstones in modern culture. Many representatives of «fine» art are persistently looking for ways to bridge the gap between the tastes of the average man and the attitudes of serious art. Creative associations of academic musicians and figures of mass culture are becoming ubiquitous, along with increasingily active mixing of linguistic means of popular music and classical heritage. The example of the activities of student groups in M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire is demonstrating, on the one hand, the possibility of incorporating elitist art into the everyday urban environment and, on the other, the ways for urban people c to come out of everyday life through the experience of contact with “high” art. Flash mobs, the performance of academic music in outdoor (square) conditions, including the involvment of pop-stage stars, – all this testifies to the desire to popularize and commercialize classical music, to elevate and spiritualize, using its resources and expressive capabilities, mass art. In addition, the article discusses the problem of changes in the usual acoustic conditions for the performance of academic music in open space and non-concert venues, which makes significant adjustments to the sound of music.

Текст научной работы на тему «Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории) »

© Антнпова. Ю.В.. Телегина. К.К.. 2019 УДК 7.067

DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10033

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В МАСС-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ)

Ю.В. Антипова1, К.К. Телегина1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск. 630099, Российская Федерация

Аннотация. Проблема деакадемизации классической музыки и расширения ее открытости для массового слушателя - одна из краеугольных в современной культуре. Многие представители «высокого» искусства настойчиво ищут пути преодоления разрыва между вкусами обывателя и установками серьезного искусства. Повсеместными становятся творческие объединения академических музыкантов и деятелей массовой культуры, все активнее смешение языковых средств популярной музыки и классического наследия. На примере деятельности студенческих коллективов Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки демонстрируются, с одной стороны, возможности включения элитарного искусства в повседневную городскую среду, а с другой - способы выхода горожан из будничных условий посредством соприкосновения с «высоким» искусством. Флешмобы, исполнение академической музыки в уличных (площадных) условиях, в том числе с привлечением звезд поп-сцены, свидетатьствуют о желании популяризировать и коммерциализировать музыкальную классику, возвысить и одухотворить, используя ее ресурсы и выразительные возможности, массовое искусство. Кроме того, в статье обсуждается проблема изменений привычных акустических условий исполнения академической музыки в открытом пространстве и на неконцертных площадках, что вносит значительные коррективы в звучание музыки. Ключевые слова: Новосибирская консерватория, массовая культура, middle culture, флешмоб. Конфликт интересов. Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Антипова, Ю.В., Телегина, К.К. Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории). Вестник музыкальной науки. 2019. № 4. С. 117-126. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10033.

NEW FORMS OF REPRESENTATION OF CLASSICAL ART IN THE MASS CULTURAL SPACE OF THE METROPOLIS (ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK CONSERVATOIRE)

Yu.V. Antipova1, K.K. Telegina1

1 Glinka Novosibirsk State Conservatoire. Novosibirsk. 630099. Russian Federation

Abstract. The problem of deacademicizing classical music and enhancing' its openness to the general public is one of the cornerstones in modern culture. Many representatives of "fine" art are persistently looking for ways to bridge the gap between the tastes of the average man and

the attitudes of serious art. Creative associations of academic musicians and figures of mass culture are becoming ubiquitous, along with increasingly active mixing of linguistic means of popular music and classical heritage. The example of the activities of student groups in M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire is demonstrating, on the one hand, the possibility of incorporating elitist art into the everyday urban environment and, on the other, the ways for urban people c to come out of everyday life through the experience of contact with "high" art. Flash mobs, the performance of academic music in outdoor (square) conditions, including the involvment of pop-stage stars, - all this testifies to the desire to popularize and commercialize classical music, to elevate and spiritualize, using its resources and expressive capabilities, mass art. In addition, the article discusses the problem of changes in the usual acoustic conditions for the performance of academic music in open space and non-concert venues, which makes significant adjustments to the sound of music. Keywords: Novosibirsk State Conservatoire, mass culture, mass culture, flash mob. Conflict of interests. The authors declare the absence of conflict of interest. For citation: Antipova, Yu.V., Telegina, K.K. (2019), "New forms of representation of classical art in the mass cultural space of the metropolis (on the example of the Novosibirsk Conservatoire)", Journal of Musical Science, no. 4, pp. 117-126. DOI: 10.24411/2308-1031-2019-10033. (in Russ).

Одной из актуальных в современной музыкальной культуре является проблема межпластовых пересечений. Мы наблюдаем, с одной стороны, стремление представителей классического искусства к удовлетворению обывательских вкусов и готовность приспосабливаться к законам в прошлом далекой для академистов формации - так называемого шоу-бизнеса, результатом чего становятся целые проекты неакадемического исполнения классики, всевозможные варианты ее «облегчения», симбиозы с эстрадным, джазовым и рок-звучанием. С другой стороны, очевиден процесс эмансипации и тотальной культурной легализации того пласта музыки, что принято называть массовым, легким, эстрадным, попсой. Имея цель произвести наибольшее впечатление на самую широкую аудиторию, это искусство все чаще обращается к классическому наследию, его языковым средствам, конкретным цитатам1.

Вовлечение классико-академи-ческого наследия в пространство массовой культуры стало не просто тенденцией, оно привело к формированию ярко выраженных и терминологически зафиксированных жанро-во-стилевых феноменов, без которых уже невозможно представление картины развития современного музыкального искусства. Некоторые из них (барокко-рок, лайт-классика, арии-стилизации) обрели канонические формы изложения материала, его структурирования, исполнительских решений. Важнейшим сегментом современной музыкальной индустрии стал Classical Crossover -феномен, который определяется не только как стиль, синтезирующий элементы классики с поп-, рок-, электронной музыкой, но представляет собой, по сути, новую волну в развитии классико-академической музыки, характеризующуюся расширением музыкального потенциала и увеличением жизненного цикла классических образцов.

Подобные процессы обусловлены рядом причин, главная из которых -очевидный кризис академического пласта музыки2, столкнувшегося с необходимостью проработки новых форм арт-менеджмента. Эта известная проблема требует решения с позиции продуманной культурной и образовательной политики государства, нравственного воспитания общества, особенно молодежи. Именно молодежь вызывает в этом смысле наибольшую обеспокоенность: тяга к музыке академического направления в последние десятилетия незначительна, ее значимость девальвируется, если не принижается. Более того, в связи с тотальным распространением в современном мире (в средствах массовой информации, социальных сетях, на концертных площадках) легкожанровой популярной музыки для нового поколения слушателей оказываются неактуальными и зачастую откровенно чуждыми художественные идеи и язык классической музыки. Тем настойчивее представители «высокого» искусства ищут пути преодоления разрыва между запросами массового слушателя и установками серьезного искусства; повсеместны переплетения, творческие объединения академистов и масс-культников. Смешение языковых средств популярной музыки и классического наследия стало одной из передовых тенденций конца XX - начала XXI вв., получившей определение middle culture (термин В. Сырова (2004)) и характеризующейся исчезновением барьеров между элитарным и массовым.

Завоевание широкой аудитории в условиях жесткой конкуренции

всех участников культурного процесса требует все большего внедрения новых форм продвижения академического искусства, нередко привлекая практику «третьего» пласта. Среди прочего исследователями называются: 1. Активное распространение музыки в Интер-нет-пространстве (исчезновение параметра концертности); 2. Присутствие академических музыкантов в социальных сетях, продвижение собственных сайтов (феномен многофункциональности массового искусства)3; 3. Съемки клипов (визуализирование и следование клиповым стандартам); 4. Участие в имиджевых рекламах, автограф-сессиях, кинопроектах, выступление академических музыкантов в роли телеведущих, писательская деятельность (поиски новых форматов общения с публикой); 5. Занятие благотворительностью и попечительством (активное социальное и политическое позиционирование) и т.д.4

Симптоматичным стало выведение классической музыки из концертных залов с их особой акустикой в пространство открытых площадок (одними из первых в этом смысле стали участники знаменитого «Трио теноров» в составе Л. Паваротти, X. Каррерас, П. Доминго). В духе модных масс-культурных трендов представители академического искусства прибегают к различным рекламным ухищрениям из маркетинговой сферы5. Классические образцы подвергаются переаранжировке, купированию (вплоть до трех-пятими-нутного клипового формата). Классике придают иллюзию легкости и развлекательности (что зачастую

вызывает немалое сопротивление со стороны блюстителей ценностей «высокого>> искусства).

С подобными подходами сталкивается Новосибирская консерватория -ведущий образовательный центр Сибирского региона, оплот класси-ко-академической музыкальной традиции. Все больше творческая молодежь НГК стремится к общению с различными социальными группами населения, порой далекими от культуры элитарного толка. Результатом этих стремлений стало осуществление проектов, в которых выход за рамки академизма и стен вуза дал возможность найти абсолютно новую аудиторию, быть на волне творческих событий города, а главное вовлечь жителей мегаполиса в ауру <<высокого>> искусства, популяризировать его6. Важным является и тот факт, что участие в мероприятиях не только наращивает исполнительский опыт студентов, но и позволяет им искать новые ниши на рынке исполнительских искусств, привлекать потенциальных слушателей.

Тенденция устраивать «открытые» для самой широкой публики мероприятия усилилась в последние годы. Реализация подобных проектов становится все более привычной практикой; аудитория расширяется, что свидетельствует о поддержке горожанами подобных акций7.

Обратимся к ряду событий, свидетельствующих о преодолении фактора концертности, стремлении к той самой развлекательности (интерес-ности, легкодоступности), наконец, плодотворному диалогу пластов, когда взаимодействие ресурсов мас-

совой и академической традиций порождает продукт с убедительным художественным эффектом.

Один из ярких случаев выхода академической музыки в открытое городское пространство - представление студенческим коллективом консерватории «Лаборатория новой музыки >> видеооперы Стива Райха «Три истории». Исполненная впервые в рамках международного форума «Интерра-2011>> первая часть оперного триптиха явилась всероссийской премьерой сочинения великого американского минималиста и открыла целый ряд подобных нестандартных исполнений этого эпохального сочинения. Под управлением художественного руководителя и дирижера «Лаборатории новой музыки» Сергея Шебалина первая часть «Трех историй» - «Гинден-бург» прозвучал на открытой площадке перед кинотеатром «Победа» и стал одним из самых запоминающихся событий форума. Зрелищным было представление видеоряда оперы: являющийся обязательной частью партитуры видеооперы, он транслировался на привычном для горожан экране, размещенном над главным входом в кинотеатр.

Конечно, проведение подобных мероприятий требует существенных изменений привычных городских условий (таких, как частичное перекрытие уличного движения, организация пешеходной, зрительской зоны, ее охраны), которые решаются с мэрией города и соответствующими службами. Обстоятельства открытого пространства вносят значительные коррективы в звучание музыки: в нее вливается «саунд»

города; необходимы звукоусиливающие устройства (дополнительные микрофоны, усилители, колонки); площадная атмосфера диктует «укрупнение» дирижерского жеста, интенсификацию динамики, делает более гипертрофированной артикуляцию и подачу всех элементов музыкального текста8.

Следующим шагом в демонстрации оперы в Новосибирске стало исполнение ее фрагментов на станции метро и - беспрецедентный случай - в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера новосибирского Академгородка. На последнюю акцию особенно чутко отреагировали журналисты, что способствовало продвижению постановки и ее рекламе. «Площадка мероприятия -шестидесятиметровый зал, в котором установлены открытые плазменные ловушки ГОЛ-3 и ГДЛ. Оркестр, играющий необыкновенную, тревожно-трагическую музыку на импровизированной сцене и кадры документального видеоряда, всплывающих среди высоковольтных генераторов электронного пучка, звучат особенно убедительно», - говорилось в телерепортаже о необычном исполнении.

Все чаще студенчество вовлекается в практику так называемых флешмобов9 - ярких творческих акций, вызывающих немалый интерес горожан. «Эффект толпы», специфичный для этой формы создания и преподнесения музыки, достигается участием в них крупных по составу музыкальных коллективов консерватории - симфонического оркестра, хора, ансамбля. Конечно, здесь не могут срабатывать традици-

онные параметры флешмобов, такие как спонтанность, отсутствие централизованного руководства (анонимность организаторов) и рекламных целей. Сложно представить, чтобы музыкальные номера, демонстрируемые на флешмобе, были не отрепетированы заранее, вне дирижера и бесцельно, что традиционно свойственно акциям подобного рода. Однако участники подобных мероприятий всячески стремятся к имитации таких «родовых» качеств, как деперсонификация (пересечение в едином пространстве незнакомых людей), стихийность действия.

Так, в формате флешмоба прошла в 2017 г. встреча лидера Транссибирского фестиваля Вадима Репина в новосибирском аэропорту «Толма-чево». Музыканты ансамбля «Блестящие смычки» под управлением профессора НГК М.А. Кузиной устроили акцию, которая привела в удивление всех присутствующих, и сделали отличную рекламу событию международного значения10. Флешмоб стартовал незадолго до прибытия знаменитого скрипача в аэропорт: к изумлению присутствующих, как казалось, обычные служащие (охранники, уборщицы, официанты) и некоторые пассажиры один за другим перевоплотились в первоклассных музыкантов и сгруппировались в струнный ансамбль (в их исполнении прозвучали русская народная песня «Светит месяц» и пьеса Дж. Керна «Дым» в обработке И. Фролова). Не знающий о предстоящей акции Вадим Репин отреагировал позитивно и включился в общий исполнительский процесс.

Немало удивившим горожан событием стала творческая акция, проведенная среди прочих, более официальных мероприятий, в рамках юбилейных торжеств к 60-ле-тию консерватории. Стоит отметить, что ее идею - как одной из наиболее трендовых моделей работы с самой широкой публикой - предложили сами студенты НГК, которые на занятиях по дисциплине «Менеджмент в музыкальном искусстве» выработали концепцию максимально открытого заявления о праздничном событии в жизни вуза11. Результатом стал проект «Дом, в котором рождается музыка», вызванный к жизни звуковой средой консерватории, а точнее пространства вокруг нее, в котором в какофоническое целое сливаются множество мотивов, фрагментов, исполняемых различными инструментами и голосами. 16 сентября 2016 г. из открытых окон консерватории для всех прохожих звучала музыка из произведений М.И. Глинки. Концерт собирал аудиторию в режиме реального времени, в качестве зрительного зала выступил Первомайский сквер и соответствующий отрезок улицы Советской. Этот уникальный проект дал возможность горожанам заглянуть в мир консерваторской жизни, а благодаря пользователям соцсетей информация о прошедшей акции появилась и в Интернет-пространстве.

Проектами, осуществляющими диалог пластов, увлеченно занимается ныне выпускник консерватории Вячеслав Шалдышев, которому в 2015 г. было предложено собрать оркестр для сопровождения концерта группы «Черный квадрат», ра-

ботающей в жанре симфонический трибьют и занимающейся переаранжировкой композиций легендарной группы «Кино» (песни ее лидера -Виктора Цоя стали своего рода классикой российского рока)12. Студенческий оркестр под управлением В. Шалдышева «Lux Aeterna» стал коллективом, который и по сей день привлекается в Новосибирске и других городах Сибири для концертов тех коллективов, что работают на пересечении неакадемической музыки (рок, эстрада) и симфозвучания. Игра оркестра «Lux Aeterna» стала частью трибьют-шоу «Metallica»13, концертного выступления Тарьи Ту-рунен, шоу «Симфонические огурцы» группы «Черный квадрат» с песнями Виктора Цоя в Доме ученых Академгородка (декабрь 2015 г.), группы «Би-2» (май 2019 г.).

В сентябре 2017 г. состоялось другое масштабное открытое мероприятие — творческий баттл между германской группой «EINSHOCH6» и студенческим оркестром под управлением Сергея Шебалина. «HIP НОР vs KLASSIK» - концерт в формате open-air, продемонстрировал так называемые кроссоверные тенденции современной культуры, осуществляющие объединение классических сочинений М. Глинки, А. Бородина, Э. Грига со стилем хип-хоп. По оценке организаторов, этот музыкальный праздник посетили около двух тысяч новосибирцев и гостей города, проект получил широкий резонанс и большое число положительных отзывов. Подобного рода акции студентов НГК продолжаются.

Отметим также активное функционирование многочисленных сту-

денческих ансамблей, в которых, наряду с классическим сегментом, представлены другие, востребованные публикой, блоки эстрадной, рок-, поп-музыки, так называемой этники. Понимание перспективности клиентоориентированной политики любого музыкального коллектива, нацеленного на коммерческий успех, заставляет студентов все более пристально обращать внимание на тот аспект музыкального менеджмента, что связан с изучением рынка услуг и запросов различных групп слушателей.

Итак, мы констатируем, что при смешении образцов классико-акаде-мического и массового пластов могут появляться удивительные стилевые и жанровые миксты. И если массовый пласт уже давно характеризуется особой гибкостью и плюрализмом, настойчиво утверждая свой статус ведущей культурной формы, то академическая традиция, переживающая определенный кризис и на уровне содержания, и художественных средств выразительности (особенно это касается современ-

ных композиторских опусов), делает в этом смысле первые шаги.

Проблематичное продвижение исполнительских искусств, с которым в последние десятилетия сталкиваются театральные и музыкальные организации, заставляет искать пути приближения к самой широкой аудитории. Неакадемическое исполнение классики, выход из традиционных концертных залов в более широкое социальное пространство становятся одним из способов популяризации «высокого» искусства. Студенческие коллективы НГК - как наиболее мобильная часть культурного сообщества - занимают в этом смысле лидирующие позиции в Новосибирске. «Открытые» мероприятия молодежи, включающие проекты внутриву-зовского, городского, регионального и международного масштаба, позволяют вовлекать в творческое пространство горожан различных субкультур, возрастных групп и социального статуса. Можно предположить, что эта тенденция будет развиваться и в дальнейшем, предлагая новые варианты кроссоверных сочетаний.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Как правило, эта тенденция вызывает раздражение музыковедов академической направленности. «На фоне такой девальвации классики совсем уж вызывающим выглядит стремление массовой музыки, или, во всяком случае, отдельных ее разновидностей, вопреки сложившейся иерархии музыкальных видов, безмерно повысить свой статус и, претендуя на концептуальность, обратиться к серьезным социальным, философским, нравственным темам», -пишет А.М. Цукер (2016, с. 11).

2 Стоит отметить, что наша трактовка понятия «академический» во многом

совпадает с оценкой немецкого философа Т. Адорно, который видел в академизме традицию, тормозящую развитие подлинного искусства и отвечающую за музыкальную жизнь институций местного значения, характеризующихся «солидностью», «прозаичностью», «отрезатен-ностью». «Табу, увековеченное нормой солидности, подавляет всякую свобода и спонтанность исполнения, в которых нуждается само существо дела, ради него ведь и существует это качество солидности. <...> Точное название этому явлению - академизм...» (Адорно Т., 1998, с. 115). Конечно,

это мнение не является единственным: так, позитивное отношение к «академическому» существует в России, где оно сближается с понятиями «лучший», «устойчивый», «классический» (Варламов Д., 2008, с. 182).

3 Объяснение многофункциональности массовой музыки дано А. Дукером и означает реализацию этого пласта искусства не только в художественном смысле (кстати, художественное назначение не является здесь определяющим), но как стиль жизни, социальная позиция, средство солидаризации (2016, с. 7).

4 Подробнее об этом: Веревкина Ю.В. Академическая музыка в неакадемическом исполнении: некоторые особенности «middle culture» (2011).

Достаточно привести в пример интригующие жанровые определения классических спектаклей: триллер-опера («Бал-ма-скарад»), оперный квест («Турандот»), а еще опера-дегустация («Любовный напиток»), fashion («Аида»), renovation («Богема») в Новосибирском театре оперы и балета (НОВАТ).

6 Мы не касаемся здесь тех неакадемических (джазовых, поп- и рок-) коллективов и групп, в которые студенты (сессионно или на постоянной основе) НГК входят вне консерватории. В подобных коллективах (связанных с творческой реализацией или с необходимостью заработка) участвует, по нашим подсчетам, до 20 % студентов.

7 Стоит отметить, что подобные мероприятия проходят и в других учебных музыкальных заведениях страны. Укажем на фестиваль симфонической музыки «Оркестр на траве» (проводится совместно Красноярской краевой филармонией с Сибирским государственным институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского); уличные флешмобы творческих коллективов Саратовской консерватории в День защиты детей и др.

8 Вообще, та сторона open-air проектов, что связана со спецификой уличного (площадного) звучания, заслуживает отдельного исследования. Однако кратко укажем здесь на ряд моментов. Исполнение в усло-

виях открытого пространства требует обязательного репетирования в оригинальной обстановке, что обычно сложно организовать, в отличие от репетиций в концертном зале. Так называемые саундчеки (юшикЬеск -настройка звукового оборудования и проверка звука) единичны и кратки по времени. Практически все наработки, сделанные в условиях зала, могут быть «смазаны» в условиях ветра, шума, дождя, технических неполадок (последние нередко возникают в результате слишком позднего подключения к процессу команды звукорежиссеров и невыполнения технического райдера). В условиях улицы плохо звучат медленные сочинения, особенно в исполнении струнных, что требует темповых сдвигов, привлечения ударных и духовых. Наиболее чувствительным к погодным условиям, пыли, загазованности улиц, низким температурам тембром является голос (вокальные партии в обсуждаемом здесь «Гинденбурге» С. Райха по определению непросты и прописаны в крайних регистрах, уличные условия здесь также сказывались негативно). Характер звучания музыки практически непрогнозируем, контроль за результатом со стороны дирижера минимализируется. В таких условиях важным участником процесса становится звукорежиссер, роль которого если не превышает, то находится на одном уровне с дирижером: его вкус, слух, профессионализм позволяют создать необходимый баланс.

9 Флешмоб (англ. - мгновенная толпа) - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет заранее оговоренные действия в общественном месте. Целью флешмоба могут быть развлечение, самоутверждение, стремление к острым ощущениям, но чаще - ощущение причастности к общему делу и привлечение внимания в своей социальной группе.

10 Видео «"Энергичный" Транссиб встречает Репина. Флэшмоб в аэропорту Толма-чево» доступно по ссылке: Шрз://отял¥. уоий1Ье.сош^а1«Ь?у=г81ЬпКОтРСХу

11 Традиционным, в рамках занятий по музыкальному менеджменту, стало проведение «мозговых штурмов», на которых студентам предлагается найти решения проблемных вопросов организации конкурсов, мероприятий, творческих событий НГК. Предложенные студенчеством идеи обсуждаются и рассматриваются руководством вуза в качестве возможных вариантов решений.

12 Шоу с симфоническим! переложениями песен В. Цоя стали довольно популярными; они прошли и продолжают проходить на различных концертных площадках России и осуществляются силами филармонических оркестров. Оригинальные партитуры создавались, как гласят анонсы, специалистами России и Белоруссии.

13 Трибьют-группа (или кавер-группа) -коллектив, специализирующийся на исполнении композиций известных, культовых исполнителей. Альбом «S&M» группы «Metallica» (апрель 1999) широко известен в мире рок-музыки: это совместный концертный альбом американской группы и симфонического оркестра Сан-Фран-циско под управлением Майкла Кэймена.

ЛИТЕРАТУРА

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.; СПб.: Университет, кн., 1998. 445 с. (Книга света).

Варламов Д.И. К вопросу об академизме, академизации и академическом искусстве // Веста. Челяб. гос. ун-та. 2008. С. 182-188. URL: https://cyberleninka.ru/article/ii/k-voprosu-ob-akademizme-akademizatsii-i-akademicheskom-iskusstve (дата обращения: 10.06.2019).

Веревкина Ю.В. Академическая музыка в неакадемическом исполнении: некоторые особенности «middle culture» // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2011. URL: https://cyberleninka.ni/article/n/ akademicheskaya-muzyka-v-neakademicheskom-ispolnenii-nekotoiye-osobennosti-middle-culture (дата обращения: 12.06.2019).

Сыров В.Н. Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий) // Искусство XX века: Элита и массы: Сб. ст. Н. Новгород: Изд-во Ни-жегород. консерватории, 2004. С. 280-288.

21 песня была исполнена перед многотысячной толпой фанатов, при этом из-за сложных аранжировок шоу пришлось разделить на два дня. Звучание отдельных композиций достигает 9 минут и поражает мощью объединенных ресурсов рокового и симфонического звучания. Диск получил премию «Грэмми» за «Лучшее инструментальное рок-исполнение» и разошелся миллионными тиражами по всему миру. Целый ряд обстоятельств (смерть М. Кэймена в 2003 г., уход басиста Джей-сона Ньюстеда, длительное прекращение творческой деятельности группы) привели к тому, что группа ни разу не решилась повторить исполнение альбома. С 2018 г. его переисполнением занялись музыканты трибьют-группы «Garage Dayz>>, создавшие проект «Metallica Show S&M Tribute». В концертных выступлениях, горячо принимаемых в России и за рубежом, участвовали такие академические оркестры, как Президентский оркестр Республики Беларусь, Большой симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», филармонические оркестры других городов России.

REFERENCES

Adomo, T. (1998), Izbraimoe:sotsiologiyamusyki [Favorites: Sociology of Music], Universitetskaya kniga, Moscow, Saint Petersburg, (in Russ).

Syrov, V.N. (2004), "The Smash-Hit and Masterpiece (to the Question of Annihilation of Concepts)", Iskusstvo XX veka: Elite i massy [Ait of the XX Century: Elite and Masses], Izdatel'stvo Nizhegorodskoi konseivatorii, Nizhny Novgorod, pp. 280-288. (in Russ).

Tsuker, A.M. (2016), Otechestveimaya massovaya musyka: 1960-1990 gg. [The National Mass Music: 1960-1990], 2nd ed., Lan\ Planeta muzyki, Saint-Petersburg, (in Russ).

Varlamov, D.I. (2008), "On the Question of Academism, Academization and Academic Art", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-ob-akademizme-akademizatsii-i-akademicheskom-iskusstve (Accessed 10 June 2019). (in Russ).

Цукер АМ. Отечественная массовая музыка: 1960-1990 гг.: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 256 с.

Verevkina, Yu.V. (2011), "Academic Music in Non-Academic Performance: Some Features of «Middle Culture»", Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seiiva 2: Filotogiya i iskusstvovedenie [Bulletin of Adygeisk State University. Series 2: Philology and Art History], available at: https://c^erleninka.m/article/n/ akademicheskaya-muzyka-v-neakademicheskom-ispolnenii-nekotoiye-osobennosti-middle-culture (Accessed 12 June 2019). (in Russ).

Сведения об авторах

Антипова Юлия Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: antikostin@mail.ru

Т&чегина Ксения Константиновна, студент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Authors information

Antipova Yuüya Vladimirovna, Cand. Sc. (Art Criticism), associate professor of the Department of Music History at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: antikostin@mail.ru

Telegina Kseniya Konstantinovna, student of the Glinka Novosibirsk State Conservatoire

Поступила в редакцию 12.09.2019 После доработки 06.11.2019 Принята к публикации 26.11.2019

Received 12.09.2019 Revised 06.11.2019 Accepted for publication 26.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.