Научная статья на тему 'Новые формы отчуждения личности и пути их преодоления в современном демократическом обществе'

Новые формы отчуждения личности и пути их преодоления в современном демократическом обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ALIENATION / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / SOCIAL GROUP / ОППОЗИЦИОННОСТЬ / OPPOSITION / ГРАЖДАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ / CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сомкин Александр Алексеевич

В статье дается социально-философский анализ конфликта личности и общества с точки зрения проявления острых форм социальной оппозиционности. Автором отмечается, что интересы социальных групп могут не только совпадать с интересами индивидов, но и противостоять им, обладая целевой оппозиционностью. Группа не может существовать без индивидов (личностей) и их функционального взаимодействия. В то же время она выступает дополнительной оппозицией ее членам, но чаще не как нечто антагонистическое. Конфликты между индивидами и социальными группами возникают частично как способ разрешения антагонистических противоречий, частично из-за внутренних противоречий в самом индивиде. Он имеет всегда больше интересов, чем способна удовлетворить любая из групп, в которую он входит. Дается определение дефиниции «интерес», анализируется его отличие от «потребностей» и «нужд» личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW FORMS OF ALIENATION OF PERSON AND WAYS OF ITS OVERCOMING IN THE MODERN DEMOCRATIC SOCIETY

The article gives a socio-philosophical analysis of the conflict of the individual and society in terms of manifestations of sharp forms of social oppositeness. The author notes that the interests of social groups can not only coincide with the interests of individuals, but also to confront them, having target oppositeness. The group can not exist without individuals (persons) and their functional interaction. At the same time it acts as additional opposition to its members, but usually not as something antagonistic. Conflicts between individuals and social groups arise partly as a way of resolving the antagonistic contradictions, partly because of the internal contradictions in the indi-vidual. He always has more interests than able to satisfy any of the groups which he belongs to. Ar-ticle gives the definition of «interest», analyzed its difference from the «needs» and «wants» of the individual.

Текст научной работы на тему «Новые формы отчуждения личности и пути их преодоления в современном демократическом обществе»

УДК 316.61 ББК С5

А. А. Сомкин

новые формы отчуждения личности и пути их преодоления в современном демократическом обществе

Ключевые слова: отчуждение, личность, общество, социальная группа, оппозиционность, гражданские институты.

А. А. Somkin

the new forms of alienation of person and ways of its overcoming in the modern democratic society

Keywords: alienation, identity, .society, social group, the opposition, civil society institutions.

В современной философской литературе понятие «отчуждение» не имеет строго очерченного содержательного наполнения, что влечет за собой соответствующие методологические трудности. Связано это прежде всего со сложностью и многообразием воплощений этого социального феномена. Уже латинское слово аИепайо имело, по крайней мере, три значения: в правовой сфере - передачу прав или собственности; в общественной - отделение, отход или изоляцию индивида от других людей, своей страны или богов; в медико-психологической - нарушение умственных функций, психическое заболевание.

В XX столетии расширился состав типов отчуждения и их причин, как в результате появления новых видов, так и благодаря усилению внимания философов, психологов, социологов, культурологов к данной проблематике. Современность показала бессилие индивида перед массовым уничтожением людей в мировых войнах, государственным тоталитаризмом. Страх за жизнь человека и судьбу цивилизации сопровождали многочисленные (во второй половине столетия) испытания атомных бомб и неспособность руководства ведущих стран справиться с факторами, вызывающими экологическую катастрофу.

Одним словом, могущество человечества предопределило его же беспомощность. Собственная мощь противостоит ему как чуждая сила. В этом заключается ключевой

момент парадоксальности нашей эпохи: потеря личностью собственных убеждений, традиций, ее одиночество (Х. Ортега-и-Гассет); отсутствие личной ответственности, самостоятельного мышления, его деятельность вне «Я» (К. Ясперс); трагедия самосознания превращенного в ничто человека (Ф. Кафка, Т. Манн); кризис культуры, бытия и сознания (экзистенциализм); эстетика художественного выражения духовной бесформенности и внутреннего разложения индивида (П. Пикассо); бессилие человека перед собственным развитием (Э. Касси-рер); конформизм одномерного человека (Г. Маркузе); антипрактика - антицель - отчуждение (Ж.-П. Сартр); сытое счастье находящегося в опасности человека (Ж. Бо-дрийяр); буйство науки и техники (Г. Грин); превращение средств в цель и безудержное потребление (Э. Фромм); безнадежность ожидания (С. Беккет); сизифов труд бунтаря (А. Камю) и др.

Перечисление отчуждающих форм, объектов, факторов, состояний можно продолжать, так как все это «различные измерения одной и той же человеческой ситуации» [9, с. 44-45], характеризующейся разрывом между актуальным человеческим бытием и его желаниями и способностями. Необходимым представляется не бесконечное описание видов отчуждения, а раскрытие его социально-психологического механизма, реконструкция которого позволит найти новые теоретиче-

ские подходы к проблеме его преодоления, как на социальном, так и индивидуально-личностном уровне (таблица).

В истории социально-философской мысли отчуждение рассматривалось в двух направлениях:

- в онтологическом - как объективное социальное явление, не зависящее в своем бытии от сознания людей;

- в экзистенциальном - как процесс переживания, восприятия своего социального положения.

Следует отметить, что отечественная философская традиция, базирующаяся на марксистской методологии, ориентируется в основном на онтологический аспект отчуждения. Здесь абсолютизируются такие социально-политические факторы, как разделение труда, частная собственность, эксплуатация, несправедливость, неравенство и т. п. В то время как западноевропейская - на экзистенциальный, выраженный в понятиях страха, отчаяния, обреченности, потери смысла жизни, тревожности, беспокойства и т. д.

Таблица

Виды и уровни отчуждения (социально-философский анализ)*

Уровень отчуждения Конструктивное отчуждение, развивающее социальную систему Деструктивное отчуждение, разрушающее целостность социальной системы

Индивидуально-личностный Овнешнение, объективация, опредмечивание, институализация собственного сознания, духа (Г. Гегель, К. Маркс) Овнешнение, объективация, опредмечивание, инсти-туализация чужого сознания, чужих целей и идей (Г. Гегель, К. Маркс)

Социальный (социальные формы и процессы) Произведение собственного сознания (Г. Гегель); Gemeinschaft (Ф. Теннис); личностные вклады (В.А. Петровский) Произведение, полученное в результате действования ради действования (Г. Гегель); продукт отчужденного труда, частная собственность (К. Маркс); запретные действия (З. Фрейд); враждебное общество (К. Хорни); Gesselschaft (Ф. Теннис); разделение труда, «независимый продукт» объективированная культура, деньги (Г. Зиммель); разделение труда (Э. Дюркгейм); бюрократический аппарат (М. Ве-бер); мертвый мир Оно (М. Бубер); потребительство, нетворческий труд (Э. Фромм); манипуляция потребностями (вожделениями) (Г. Маркузе)

Психологический (психологические процессы и состояния) Процесс и состояние присвоения собственного произведения, счастливое сознание (Г. Гегель); «перетекание» субъекта через объект вновь в субъект (Г. Зиммель); диалог Я и Ты (М. Бубер, М. М. Бахтин); обособление как момент индивидуализации (В. С. Мухина, A. С. Горбушин, А. В. Абраменкова); идеальная репрезентированность в Другом (А. В. Петровский, B. А. Петровский) Несчастное, противоречивое сознание (Г. Гегель); конфликт субъективной и объективной культуры (Г. Зиммель); потеря духовной родовой сущности (К. Маркс); конфликт между Сверх-Я и Оно (З. Фрейд); коренная тревога (К. Хорни); самоубийства, аномия (Э. Дюркгейм); чувство несвободы (М. Вебер); страх, тревога, бессмысленность и др. (А. Камю, С. Кьерке-гор, К. Ясперс, М. Хайдеггер), нарушение диалога Я и Ты (М. Бубер, М.М. Бахтин); неосознаваемое слияние отчужденного человека со своим отчужденным бытием (Г. Маркузе); бессилие, бессмысленность, аномия, изоляция и самоотчуждение (М. Симен); сужение личностной жизни (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), несовпадение значений и смыслов (А.Н. Леонтьев), неотраженность в Другом (А.В. Петровский, В.А. Петровский, М. В. Полевая), одиночество (Х. Ортега-и-Гассет, А. Е. Горбушин, В. А. Абраменкова)

* Таблица с авторскими дополнениями приводится по работе: Зиновьева Д.М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности [Электронный ресурс]. - Саранск, [2009]. -Режим доступа: http://psyjoumals.ru/articles/d7049.shtml. - Загл. с экрана.

94 ГУмАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014

гуманитарной науки и образования - V л

Исходя из особенностей понимания сущности отчуждения, предлагались и соответствующие пути его преодоления: в первом случае - посредством строительства системы всеобщего огосударствления в ходе социалистической революции, упраздняющей частную собственность и имущественное неравенство, во втором - так называемого самоуправления, постепенно вырождающегося в анархию. Однако исторический опыт показал, что приоритетное направление развития общества не определяется ни тоталитарной жестокостью, ни анархией охлократического беспорядка.

Отчуждение как социальный феномен пронизывает все сферы и уровни жизни человека и общества: экономическую, политическую, правовую, психологическую и т. д. - и включается в их структуру как неотъемлемый элемент.

Так, экономическое отчуждение представляет собой передачу имущества, принадлежащего одному лицу или какой-либо социальной группе, в собственность другого лица или группы (например, вынужденная продажа имущества - на личностном уровне, грабительская приватизация - на общественном уровне, вывоз капитала - на межгосударственном уровне и т. д.).

В политике отчуждение выражается в отторжении от индивида права на осуществление власти и управления собственным бытием, которое обусловлено фактом существования государства, правительства, представительского депутатства, чрезмерной бюрократизации и т. д.

В правовой сфере отчуждение заключается в передаче прав на имущество в собственность другого лица или выступает как один из способов осуществления правомочия распоряжения принадлежащим кому-либо имуществом.

Социально-психологическое отчуждение - проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и даже враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях: чувствах

обособленности, одиночества, отверженности, потери своего «Я» и т. д.

В социально-философской литературе понятие «отчуждение» употребляется в трех главных значениях: во-первых, как социальный процесс или результат, в котором продукты деятельности человека превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; во-вторых, как овеществление субъекта, ограничение активно-творческого начала в человеке, его порабощение продуктами его же собственной деятельности; в-третьих, как превращение каких-либо общественных явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений [16].

Очевидно, что перечисленные формы отчуждения тесно взаимосвязаны между собой, взаимно влияют и часто переходят друг в друга и могут сосуществовать в одном социальном явлении или событии как его составные части.

Таким образом, содержательное пояснение искомого понятия уходит корнями в социальность и меняется в соответствии с тем, какой «социальный материал» включен в орбиту его действия. В связи с этим можно условно выделить три аспекта рассмотрения данного понятия:

- исторический (социальные институты носят временный характер, т. е. одни устаревают и сменяются другими (отчуждаются, меняются на новые, порождая тем самым новое отчуждение) в процессе развития общества. Из этого следует, что акт отчуждения обеспечивает дискретность становящихся форм социальности и, таким образом, выражает историчность развертывания общественных процессов во времени);

- структурный (отчуждение неразрывно связано со структурной организацией социального объекта, обусловленной спецификой взаимодействия двух уровней общественной реальности - социума и личностного мира индивида, вопрос об их сосуществовании решается через отчуждение, так как оно неизбежно там, где необходимо сохранить самобытность уникальных феноменов (личностей), нередуцируемых к системным проявлениям социальной действительности. Как

это происходит, на примере товарного производства ярко продемонстрировал К. Маркс);

- феноменологический (отчуждение понимается как способ отношения человека к результатам своей деятельности, которые с неизбежностью отличаются от первоначального замысла. Сегодня перемены становятся настолько динамичными, что отрицание прежнего опыта происходит на глазах, а значит - и в мышлении одного поколения. Риск обессмысливания собственной жизни передает напряжение отношений современного индивида с историей, постоянно обнаруживающей увеличивающийся разрыв между устремлениями человечества и историческими формами их воплощения).

В свете сказанного становится понятным, как усложнился в наше время вопрос о происхождении, сущности и преодолении отчуждения. Кроме того, еще одно затруднение в объяснении этого феномена вызвано прямой зависимостью смысла искомого понятия от того, как трактуются субъект и объект отношений отчуждения. Так, сравнивая «метафизический» и «антропологический» способы истолкования отчуждения у Г. Гегеля и Л. Фейербаха, Ю. Н. Давыдов указывает на то, как новый взгляд на субстанцию обусловливает иную суть отчуждения и перспективы его снятия и, более того, всю историю его развития и углубления [4].

В представлениях большинства исследователей отчуждение есть универсальное негативное явление, аккумулирующее несовершенство общественного устройства, которое препятствует полноте самореализации индивида. Его снятие усматривается в достижении такой фазы социального развития, где совершенствование личности становится условием и целью развития общества на принципах гуманистической философии.

Подобный подход фиксирует отрицательную сторону условий человеческого существования. Однако он мало перспективен в смысле раскрытия механизма преодоления этого феномена. Дело в том, что сторонники традиционной линии встречаются с проблемой принципиальной неустранимости этого феномена - с парадоксом редукционизма. Им постоянно приходится решать, что требуется человечеству преодолеть в очередной раз на пути обретения свободы.

Так, критика рыночного хозяйствования, стимулирующая национализацию и обобществление средств производства, является шагом в устранении одной из форм отчуждения (эксплуатации труда наемного рабочего), однако индуцирует другой ее вид (чрезмерный рост бюрократического аппарата). Огосударствление собственности и связанная с ним бюрократизация отчуждают трудящихся от управления. Критика бюрократизма, побуждающая к ликвидации этого типа отчуждения при переходе к самоуправлению, порождает проблемы машинерии, нетворческого труда и т. д. и т. п.

Поэтому, на наш взгляд, более перспективна иная интерпретация, трактующая отчуждение через призму реального положения индивида в обществе, его способностей, творческих задатков и возможностей их актуализации в зависимости от обстоятельств. Такой подход изначально связывает отчуждение не с непреодолимой порочностью общества, обусловливающей утрату человеком своей сущности, а с понятием потенциала личности и социальных условий обеспечения его реализации.

Принимая во внимание всю сложность поставленной задачи - раскрыть сущность отчуждения как социального явления, сделаем следующие предварительные замечания: во-первых, необходимо не допускать смешения понятий «отчуждение» и «опредмечивание», ибо в противном случае упускается из виду тот факт, что лишь в определенных условиях опредмечивание оборачивается отчуждением, во-вторых, нужно быть осторожным при характеристике взаимосвязи отчуждения и эксплуатации, так как не всякое отчуждение обусловливает эксплуатацию человека человеком и их взаимосвязь не такая очевидная, как может показаться на первый взгляд.

Здесь необходимо сделать следующее пояснение. Дело в том, что отчуждение - процесс амбивалентный [4], т. е. несет в себе противоположность и при конкретных условиях оборачивается другой стороной) и необходимо сопровождается снятием. Например, во всяком продукте труда содержится труд в снятом виде. Однако то, что изначально чуждо, ни в каком снятии не нуждается, например, окружающая природа. Безусловно, предметный мир сам по себе социально

96 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014

гуманитарной науки и образования - V л

нейтрален. Другое дело, что «в результате антагонистических отношений отсвоения -присвоения (опредмечивания - распредмечивания. - А. С.) он становится недосягаем для его созидателя, и трата сущностных сил, необходимая для производства мира вещей, с точки зрения непосредственного производителя, бесцельна и безрезультатна» [1, с. 35].

Материализация человеческой деятельности имеет следующие аспекты: а) соединение труда с материей, вещью, в результате чего он обретает свойства чуждой материи и объективного бытия (опредмечивание); б) только материализованный труд имеет значение для другого человека и общества в целом, поскольку через материальные вещи (или, иначе, отчужденный труд) образуются универсальные социальные связи и отношения (распредмечивание).

Как только человек произвел вещь (для себя или для другого человека), то в то же время он создал и отчуждение независимо от способа общественного производства, классовой структуры и фактора собственности. Никакой эксплуатации непосредственно в этом нет. Из всего сказанного следует, что «отчуждение - это необходимый момент общественного развития. Оно сыграло (и продолжает играть) большую роль в становлении общественных отношений, и эта роль непреходяща, поскольку отчужденный труд (капитал) выполняет функцию единения людей... Одно из диалектических противоречий здесь состоит в том, что отчужденный труд, осуществляя социальную интеграцию, снимает отчуждение между людьми, которые вне производственных отношений также чужды, как животные» [21].

Такое положение носит объективный характер и обусловливается техническими и экономическими факторами современного процесса производства, описанными еще М. Вебером, которые, по его мнению, действуют в тех случаях, когда: а) средства производства требуют для своего обслуживания многих рабочих, которые трудятся одновременно или последовательно; б) источники энергии одновременно используются для выполнения множества работ одних и тех же типов, но под единым контролем; в) рациональная, с технической точки зрения, организация трудового процесса требует комби-

нирования многих дополняющих друг друга процессов под постоянным и общим надзором; г) для управления множеством разнообразных и сложно связанных между собою трудовых процессов требуются особые технические навыки; д) единый контроль над средствами производства и сырьем предполагает подчинение рабочих жесткой дисциплине, т. е. точному контролю скорости работы, стандартизации усилий и качества продукции [8].

Названные факторы отчуждения раскрывают достаточно простое явление: для успешного взаимодействия многих рабочих собственность одного из них может оказаться непреодолимым препятствием. Таким образом, отделение индивидуального рабочего от средств производства - рациональная, с технической точки зрения, предпосылка кооперации труда.

Другое дело, когда эти формы выходят из-под контроля человека и принимают деструктивный характер. Их количество в настоящее время постоянно увеличивается, угрожая самоуничтожением самой цивилизации. Каковы силы, позволяющие сдерживать рост негативных видов отчуждения и нейтрализовать их разрушительное влияние - коренной вопрос и главное противоречие современного общества. Пока не будет найдено решение этой задачи, человечество не сможет преодолеть то кризисное состояние, в котором оно оказалось.

Наступила пора осознать тот факт, что общество без отчуждения - утопия. Можно сказать, что отчуждение - своеобразная плата социума за существование. Каждый этап общественного развития несет в себе формы отчуждения и пути его преодоления, которые являются изначально исторически ограниченными. Отсюда необходимость поиска каждой эпохой собственных способов его снятия.

Мы будем трактовать отчуждение как объективный социальный процесс превращения деятельности человека в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Это выражается в изменениях сущности социальных функций и ролей, в соответствующих личностных переживаниях, потери смысла деятельности, жизни и т. д.

Поскольку человек проявляется прежде всего в социально организованной деятельности, на наш взгляд, вполне обоснованно положение о том, что именно отчуждение труда является основой всех форм и видов отчуждения [2; 3; 5; 7; 20].

С этой точки зрения можно говорить о следующих его типах:

- отчуждение условий деятельности от деятельности - противостояние предпосылок труда (собственность на средства производства, управление, организация труда) субъекту труда (работнику);

- отчуждение результатов деятельности от субъекта деятельности;

- отчуждение теории от практики, порождающее отклонение в сознании и поведении членов общества;

- так называемое «машинное отчуждение», вызванное тем, что человек выступает как обслуживающий персонал (придаток машины).

Связано это в первую очередь с преобладанием рыночных отношений в трудовой сфере, определяющих его сущностные черты и направленность:

- предельное разделение труда (конвейер);

- абстрактный характер производимого продукта для рабочего;

- отношение к труду лишь как к средству заработка;

- принцип «технической возможности» (т. е. замена человеческого труда машинным);

- принцип «максимальной эффективности» - труд направлен на получение максимальной прибыли, а не на развитие человеческой сущности.

Очень эмоционально эту ситуацию еще полвека назад описал Г. Сводос, американский писатель и публицист: «Грубая правда заключается в том, что работа на заводе отупляет людей. Она отупляет любого, кто мечтает совершить в жизни что-нибудь стоящее, и это пора, наконец, открыто признать... Так относятся рабочие к своему труду. А к плодам его? С одной стороны, ими восхищаются и жаждут иметь их: ведь, скажем, автомобиль - это символ свободы. и не потому, что рабочий - один из его создателей, но потому, что в нашем обществе ца-

рит убеждение, будто автомобиль украшает жизнь и обойтись без него невозможно. Но с другой стороны, дело рук своих. презирают настолько, что если, скажем. механик не может понять, почему тарахтит новая машина, предложите ему вскрыть картер заднего моста и выгрести гайки и болты, брошенные туда рабочими, ненавидящими собственное создание!» [17, с. 235].

Невозможность вырваться из замкнутого круга тяжелого изнуряющего труда в свою очередь порождает отчуждение в социальной сфере, которое проявляется:

1) в отчуждении человека от общества, результатом которого являются индивидуализм и эгоизм;

2) в отчуждении человека от человека, которое характеризуется кризисом отношений, нарушением коммуникативных связей и одиночеством;

3) в отчуждении человека от политики, что приводит либо к пассивной позиции равнодушного наблюдателя, либо к политическому конформизму и соглашательству;

4) в отчуждении социальных структур и институтов от трудящихся - противостояние государственно-бюрократической машины рядовым гражданам;

5) в отчуждении человека от культуры, выражающееся в бездуховности, в замене подлинно культурных ценностей эрзацами «всеобщей массовой культуры» и контркультуры и т. д.;

6) в отчуждении науки и техники и их превращении из средства в цель, в результате чего собственная мощь человека противостоит ему как чуждая сила;

7) в отчуждении человека от экологии, нарушении естественного равновесия, сущность которого в наличии глубокого разрыва между человеком и природой, загрязнении биосферы и т. д.;

8) в отчуждении человека от морали (аморализм). Высокие нравственные человеческие ценности (добро, любовь, дружба, солидарность) подчиняются вещественным взаимоотношениям, злу, насилию, безжалостности и эгоизму. Это ведет к мировоззренческому отчуждению в форме крайнего физикализма и рационализма, порождая скептицизм и индустриальный фетишизм.

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014 гуманитарной науки и образования - V л

Современное отчуждение как детерминанта соответствующего типа социокультурных связей на основе господства овеществленного труда над живым, где отношения между людьми сведены до отношений потребления, становится субъективным феноменом и сопровождается преобладанием в сознании индивида соответствующих доминант, определяющих его мировосприятие и мироощущение. Среди основных можно выделить следующие пять модальностей:

а) чувство бессилия - индивид считает, что его деятельность не может дать тех результатов, к которым он стремится;

б) бессмысленность - индивиду не ясно значение событий, в которых он участвует, он не знает, во что он должен верить, почему надо поступать так, а не иначе;

в) дезорганизация норм (аномия) - ситуация, в которой индивид сталкивается с противоречивыми ролевыми ожиданиями и вынужден для достижения поставленных целей прибегать к социально неодобряемому поведению;

г) изоляция, ощущение одиночества - отчуждение индивида от социальных целей и ценностей, неприятие им общепринятых в этом обществе целей и верований, его ис-ключенность из социальных связей;

д) самоотчуждение - отчуждение индивида от самого себя, разрушение аутентичности личности, ощущение себя и своих способностей как чего-то чужого, как средства или инструмента [21].

Безусловно, перечисленные проявления отчуждения связаны, прежде всего, с социальным характером современной эпохи, который имеет три основные черты (по А. В. Колядко):

- сведение всего к количеству и абстракциям (которое перерастает сферу экономического производства и распространяется на отношение человека к вещам, людям и к самому себе);

- преобладание анонимной власти (конформизм);

- принцип беспрепятственного удовлетворения (согласно которому счастье отождествляется с бездумным поглощением) [6, с. 21].

Преодоление отчуждения в нашей стране происходило в условиях мобилизацион-

ной модели общественного строя (военный коммунизм). Устранение буржуазии как господствующего класса позволило провести мобилизацию страны. За короткий срок индустриализовать и кооперировать ее, ликвидировать неграмотность (три четверти населения не умели писать и читать), победить в тяжелейшей войне, стать в ряд сверхдержав и т. д. Вместе с тем ликвидация системы эксплуатации человека человеком привела к установлению господства государства над индивидом, сопровождавшегося институциональным произволом - лишением прав и свобод конкретной личности ради достижения общественных целей [18].

Современное состояние характеризуется высокой оппозиционностью различных социальных слоев внутри нашего социума [1; 2; 3]. Демократизация общества привела к существенному ослаблению эксплуатации человека социальными институтами (сужение деятельности КГБ (ФСБ), ликвидация ГУЛАГа, расширение прав и свобод личности, переход на рыночную экономику и др.), но увеличила отчуждение между людьми и группами, в первую очередь, экономическое. «Социальный откат» к капитализму углубил расслоение, усилив социальное отчуждение. «Население расходится во мнениях по одному из коренных вопросов социального существования человека - «как жить дальше?», причем примерно полстраны утверждает, что «так жить нельзя». Такая высокая социальная напряженность раскалывает общество на противостоящие страты, порождает отчуждение и конфликты» [12, с. 308].

Труд требует косвенного измерения и эквивалентного возмещения, т. е. объективно рассматривается индивидом как отношение личного обладания. Это положение в рамках категории отчуждения можно охарактеризовать как состояние «нейтрального отчуждения» (когда труд и заработная плата взаимно развивают друг друга - механизм повышения производительности, при этом заработная плата, равнодушная к человеческой индивидуальности чуждость). В настоящее время разрешение этого противоречия в России законодательно приведено в пользу работодателей (в частности, ликвидировано Министерство труда, призванное оказывать корректирующее воздействие на это проти-

воречие). В таких условиях труд человека, как правило, меньше всего является выражением высшей потребности индивида - творчеством, он все больше оказывается лишь попыткой обеспечения выживания.

Таким образом, обнищание значительной части населения сопровождалось снижением экономической и правовой защищенности, а расширение правовой сферы привело к уменьшению возможности ее практической реализации.

Закономерным следствием ухудшения экономического положения стало усиление политического отчуждения (отчуждения от власти), носящего деструктивный, асоциальный характер. В своем поведении государство в целом выступает как «совокупный капиталист». Общественные группы различаются своими коренными интересами. Диспаритет закона (как единой меры наказания) к различным группам поддерживается государством силой правоохранительных органов, закрепляя реальное неравенство. Процедурный характер избирательной системы повышает вероятность манипуляции, формально уравнивая граждан. СМИ в таких условиях склоны формировать фальшивые образы, скрывая истинное лицо кандидата на выборную должность.

Поэтому путь преодоления политического отчуждения лежит в направлении развития и расширения институтов гражданского общества, как одной из форм самостоятельного взаимодействия народа и государства, способного вернуть изначально принадлежащие индивиду властные функции. Однако идея полного преодоления политического отчуждения как отчуждения властных функций и институтов от человека сомнительна в обозримом историческом будущем. Кроме того, массмедиа продуцируют существование в общественном сознании и действительными условиями субъекта жизни различного рода фетишей, социальных мифов и предрассудков, создает возможность для обоснования господства одних над другими. Доминирующее положение индивида в социальной жизни подкрепляется обладанием крупными денежными средствами ввиду их превращения в абсолютную ценность.

Происходит усиление самоотчуждения человека, «заставляя добровольно отказы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ваться от собственной личности, от возможности творческого самосовершенствования во имя идеально-метафизического сортира с видом на море, к которому согласно идеологии отчужденного от самого себя общества необходимо стремиться» [14]. Как следствие, девальвация идентичности личности с традиционными духовными ценностными установками.

К тому же люди привыкают к отчуждению, не видя его негативных сторон, принимают его за реальность. Важное наблюдение содержится в работе Г. Маркузе «Одномерный человек». Он констатирует: «Понятие отчуждения делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нем находят пути своего развития и удовлетворения. Это отождествление - не иллюзия, а действительность, которая, однако, ведет к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия» [11].

Связано это с так называемым смысловым отчуждением (по Д. А. Леонтьеву), понимаемым как такое «состояние системы взаимоотношений человека с миром, при котором ценностные смысловые отношения не осуществляются человеком или не являются ведущими принципами регуляции его жизнедеятельности» [15].

Многие мыслители признают, что путь к развитию человека лежит через всестороннее развитие его способностей. Но как это понимать? Как одновременно можно обеспечить вызревание в нем многих и самых разных талантов, чтобы он, к примеру, был и хорошим ученым, и первоклассным водителем, и крупным военачальником и т. п.? Такая возможность в принципе не исключается. Но более эффективен другой подход, и он доступен обществу, его государственной и гражданской организации.

В этом плане задача полного снятия «отчуждения» совпадает с задачей создания таких условий непосредственного труда и образования, внутри которых каждый индивидуум - а не только некоторые - достигал бы подлинно современных высот духовно-теоретической, технической и моральной культуры. Ибо только в этом случае он становится реальным, а не формальным хозяи-

100 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 2 (26) 2014

гуманитарной науки и образования

ном всего созданного в рамках «отчужденного» социального мира [19].

Иначе говоря, общество должно всесторонне, особенно в нравственном отношении, развивать индивида. Во всех проявлениях оно должно стать по-настоящему гуманным. Деятельность и общества, и личности должна быть устремлены на созидание человечности. Еще К. Маркс писал о двух видах богатства - экономическом и выражающем истинную природу человека. «Богатый человек, - рассуждал он, - это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, нужда». Человек должен «ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является

другой человек» [10, с. 479-480]. Для этого необходима переоценка социальной ценностной системы в направлении признания приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей.

Поэтому, если первопричина бед человеческих - сужение всего комплекса общественных отношений до единственного отношения обладания, то, следовательно, выход - в универсализации взаимосвязей человека с миром и самим собой в мире, во всестороннем и гармоничном развитии личности, в создании необходимых условий для такого развития. В преодолении факторов отчуждения, их последствий большую роль играют сам индивид, его воля и мужество, а этому способствует, на наш взгляд, вовлеченность его в творческий созидательный процесс.

Библиографический список

1. Арсентьев Н. М. Академическая и университетская гуманитарная наука в формировании общероссийской идентичности : региональная практика гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания // Интеграция образования. - 2008. - № 4. - С. 83.

2. Арсентьев Н. М. Идея единения народов в стратегии современной национальной политики Российской Федерации / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 6-11.

3. Арсентьев Н. М. Проблема модернизации России в контексте цивилизационного и геополитического выбора / Н. М. Арсентьев, Д. В. Доленко // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 2. - С. 6-13.

4. Абсава Н. Д. О понятийном недоразумении в проблематике отчуждения / Н. Д. Абсава // Человек : соотношение национального и общечеловеческого: сб. материалов Междунар. симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г) Вып. 2 / под ред. В.В. Парцвания. - СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2004. - С. 31-37.

5. БодрийярЖ. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М. : Рудомино, 2001. - 218 с.

6. Ван ден Хаас Э. И нет меры счастью и отчаянию нашему / Э. Ван ден Хаас // Иностр. лит. -1966. - № 1. - С. 240-242.

7. Давыдов Ю. Н. Отчуждение и культура / Ю. Н. Давыдов // Маркс К. Социология : сб. - М. , 2000. -С. 9-19.

8. Ильенков Э. В. Гегель и «отчуждение» [Электронный ресурс] / Э. В. Ильенков. - Саранск, [2009]. - Режим доступа: http://caute.2084.ru/ilyenkov/texts/phc/ hgentfr.html. - Загл. с экрана.

9. Колядко А. В. Проблема отчуждения в философии Э. Фромма (философско-антропологический анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. В. Колядко. - Тула, 2006. - 26 с.

10. Кочергин А. Н. Глобализация и современные социальные проблемы России / А. Н. Кочер-гин // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2009. -№ 8. - С. 90-101.

11. Кравченко А. И. Социология Макса Вебера : труд и экономика [Электронный ресурс] / А. И. Кравченко. - Саранск, [2009]. - Режим доступа : http://www.aurora1917.org/analiz / 260305_1^Мт1. - Загл. с экрана.

12. Маркович М. Маркс об отчуждении / М. Маркович // Вопр. философии. - 1989. - № 9. -С. 36-51.

13. Маркс К. Роль кредита в капиталистическом производстве / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М., 1961. - Т. 25, ч. 1. - С. 479-480.

14. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М. : АСТ, 2009. - 331 с.

15. Минюшев Ф. И. Теория отчуждения отвечает на вопрос «Куда идет Россия?» / Ф. И. Минюшев // Соц.-гуманитар. знания. - 2008. - № 2. - С. 308-322.

16. Мурашов А. Б. Амбивалетность отчуждения в современной культуре / А. Б. Мурашов // Дефиниции культуры : сб. тр. участников Всерос. семинара молодых ученых. - Томск, 2001. -

17. Ольцер К. Отчуждение : к постановке вопроса [Электронный ресурс] / К. Ольцер. - Саранск, [2009]. - Режим доступа: http://www.millionreferatov.ru/text/56/906. мш. - Загл. с экрана.

18. Осин Е. Н. Отчуждение и утрата смысла : к вопросу о соотношении понятий / Е. Н. Осин // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) : материалы Междунар. конф. (Москва, 19-21 мая 2005 г.). - М., 2005. - С. 174-176.

19. Отчуждение // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. - С. 406.

20. Сводос Г. Миф о счастливом рабочем / Г. Сводос // Иностр. лит. - 1966. - № 1. - С. 234-236.

21. Сомкин А. А. Трехкратная смена идеологической парадигмы в понимании единства личности и социума в отечественной философии ХХ века / А. А. Сомкин // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 1. - С. 9-18.

22. Сомкин А. А. Целостная личность и современный социум : единство и оппозиционность : мо-ногр. / А. А. Сомкин. - Саранск, 2010. - 192 с. - Серия «Теория личности и аксиология».

23. Сомкин А. А. Целостная личность и современный социум : единство и оппозиционность: авто-реф. дис. ... д-ра. философ. наук / А. А. Сомкин. - Саранск, 2011. - 42 с.

24. ЧеремушкинаЕ. Ф. История возникновения британского рабочего класса и популярной культуры в неомарксистской теории Э. П. Томпсона / Е. Ф. Черемушкина // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2011. - № 4. - С. 55-58.

25. Яцкевич В. Отчуждение как необходимый момент общественных отношений [Электронный ресурс] / В. Яцкевич. - Саранск, [2009]. - Режим доступа: http://www. world.lib.rU/j/jackewich_w_w/ otchuzhdenie.shtml. - Загл. с экрана.

Сведения об авторе

Сомкин Александр Алексеевич - доктор философских наук, профессор кафедры английского языка для профессиональной коммуникации ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: социальная философия, концепция целостной личности. Автор более 130 научных и учебно-методических публикаций.

Тел.: +7 927 195 22-49

E-mail: [email protected]

263-267.

Поступила в редакцию 12 января 2014 г.

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования

№ 2 (26), 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.