Научная статья на тему 'Новые формы обучения экономическим дисциплинам'

Новые формы обучения экономическим дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / НОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / METHOD OF TEACHING / NEW FORMS OF LEARNING / THEORY OF COMMUNICATIONS / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING ECONOMIC DISCI PLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуликов Петр Петрович, Жуликова Ольга Вячеславовна

В статье рассматриваются методы и формы обучения студентов на основе теории коммуникаций, обосновывается необходимость применения интерактивных методов обучения как наиболее соответствующих компетентностному подходу к организации обучения. Предлагается новая форма организации изучения экономических дисциплин, активно вовлекающая студентов в процесс обучения. Идея предложения заключается в коллективном создании учебного пособия по изучаемой дисциплине студентами одной группы. Для реализации декларированной идеи преподавателем решается ряд задач, начиная от доведения до студентов сущности предмета в системе экономических знаний до размещения коллективного учебного пособия доступного для студентов в интернете. В работе детально описан порядок работы преподавателя по предлагаемой методике изучения экономических (общественных) дисциплин, а также показан алгоритм действий студентов по освоению материала в процессе обучения. Представленный подход повышает уровень усвоения материала, позволяет приобрести опыт научно-исследовательской работы и, главное, усиливает интерес к изучаемой дисциплине, а этот означает, более эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуликов Петр Петрович, Жуликова Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New forms of teaching economic disciplines

The article considers the methods and forms of student learning b ased on the theory of communication,the necessity of using interactive teaching methods as the most appropriate competency-b ased approach to training. A new form of organization the study of the economic disci plines, actively involving students in the learning process. The idea of the proposal is in the collective creation of tutorials on studying the disci pline of students of the same group. To implement the declared ideas by the teacher,solves a range of tasks, starting from explanation to students the essence of the subject in the system of economic knowledge before upload collective manuals available for students on the Internet. The detailed procedure of operation of the teacher on the proposed methodology for the study of economic (social) disci plines,as well as the algorithm of actions of the students in mastering the material in the learning process. Presents approach increases the level of learning material, enables you to gain experience of research work and, most importantly, enhances interest in studying the disci pline,and this means a more efficient formation of common cultural and professional competences.

Текст научной работы на тему «Новые формы обучения экономическим дисциплинам»

П. П. Жуликов, О. В. Жуликова Новые формы обучения экономическим дисциплинам

В статье рассматриваются методы и формы обучения студентов на основе теории коммуникаций, обосновывается необходимость применения интерактивных методов обучения как наиболее соответствующих компетентностному подходу к организации обучения.

Предлагается новая форма организации изучения экономических дисциплин, активно вовлекающая студентов в процесс обучения. Идея предложения заключается в коллективном создании учебного пособия по изучаемой дисциплине студентами одной группы. Для реализации декларированной идеи преподавателем решается ряд задач , начиная от доведения до студентов сущности предмета в системе экономических знаний до размещения коллективного учебного пособия доступного для студентов в интернете. В работе детально описан порядок работы преподавателя по предлагаемой методике изучения экономических (общественных) дисциплин, а также показан алгоритм действий студентов по освоению материала в процессе обучения.

Представленный подход повышает уровень усвоения материала, позволяет приобрести опыт научно-исследовательской работы и, главное, усиливает интерес к изучаемой дисциплине, а этот означает, более эффективное формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: метод обучения, новые формы обучения, теория коммуникаций, интерактивные методы обучения , экономические дисциплины

P. P. Zhulikov, O. V. Zhulikova New forms of teaching economic disci plines

The article considers the methods and forms of student learning b ased on the theory of communication,the necessity of using interactive teaching methods as the most appropriate competency-based approach to training.

A new form of organization the study of the economic disci plines, actively involving students in the learning process. The idea of the proposal is in the collective creation of tutorials on studying the discipline of students of the same group. To implement the declared ideas by the teacher,so1ves a range of tasks, starting from explanation to students the essence of the subject in the system of economic knowledge before upload collective manuals available for students on the Internet. The detailed procedure of operation of the teacher on the proposed methodology for the study of economic (social) disci p1ines,as well as the algorithm of actions of the students in mastering the material in the learning process.

Presents approach increases the level of learning material, enables you to gain experience of research work and, most importantly, enhances interest in studying the disci pline, and this means a more efficient formation of common cultural and professional competences.

Keywords: method of teaching, new forms of learning, theory of communications, interactive methods of teaching economic disciplines

1 опрос повышения качества образова- подход, особенно обострил проблему поиска

ния в российских ВУЗах поднимает- наиболее эффективных методик преподавания.

ся давно и довольно активно, и, не- В федеральных государственных стандартах

¡смотря на свою актуальность и остроту каждый третьего поколения закладывается необходшИ

пнвВпотихоньку сходит на нет. Переход на но- мость сформировать в результате обучения сту^И

вую систему государственных образовательных дента ряд навыков и умений, которые позволят

ЩтандаршШй использующую,: компетентностный обучаемом®,профессионально раабюШШ й" тощ!

Направлении, пОКОтороиу^н®пр6ш8л обучение. Эта задача прежде всего ложится на профессиональный компетенции (ПК), но их формирование невозможно без формирования общекультурных компетенций (ОК) [4]. Изменение формулировки конечной цели обучения (набор компетенций) в обязательном порядке должно повлечь за собой и изменение в использовании методик обучения. Многие исследователи, занимающиеся вопросами организации обучения в высшей школе, предлагают пересмотреть «систему методов, форм, средств и технологий обу-ч§ния с целью их оптимизации... для формирования ПК» [1]. Отсюда и огромное внимание к так называемым интерактивным формам обучения, и требование проведения определенной доли занятий в рамках изучения дисциплин образовательной программы в интерактивной форме.

В данной статье нам хотелось бы пригласить всех заинтересованных лиц к обсуждению конкретных методов и форм проведения занятий, которые отвечают новым требованиям и позволяют формировать общекультурные и профессиональные компетенции. Нам кажется, что обмен опытом именно на уровне конкретных, проверенных методик может помочь профессорско-преподавательскому составу расширить арсенал используемых методов обучения.

Метод обучения можно рассматривать на основе теории коммуникации. Ее суть заключается в том, что существует передатчик и приемник информации, которые связаны прямой и обратной связью и на пути прямой связи всегда существуют препятствия, то есть шумы. С этой точки зрения можно рассмотреть и взаимодействие преподавателя и студента. Преподаватель — передатчик информации. Студент — приемник информации. На пути передачи информации от преподавателя к студенту всегда возникают препятствия (в виде невнимания, непонимания, нежелания, потери интереса и т.п.). В идеале вся передаваемая информация должна быть принята (понята) студентом. Отсюда можно говорить о качестве коммуникации, которое напрямую связано с долей информационных потерь. Обратная связь — это получение сигналов преподавателем о том, как студент усвоил передаваемую информацию, насколько полно была принята передаваемая информация.

В данной модели метод обучения — это технология передачи информации, ответ на вопрос «как, каким образом осуществляется передача?». Очевидно, что от способа передачи информации будет зависеть качество коммуникации. Необходимо подобрать такой метод обучения, при котором бы полнота передачи, усвоения учебного мЦгериала была максимальной [2]. На сегодняшний день исследователи сходятся во мнении, что только методы, основанные на активном вовлечении студента в процесс коммуникации спо-иШны дать высокие результаты. С точки зрения теории коммуникации, интерактивные методы

обучения' — Д!ошррани|»цРя проц!11а®ки1му||

никации таким образом, что прямые и обратные связи между преподавателем и студентом задействованы непрерывно: информация в ходе одного занятия идет как в направлении «преподаватель-студент», так и в направлении «студент-преподаватель». Результатом такого метода обучения является резкое сокращение помех, потерь информации, и как результат повышение качества коммуникации, что в результате повышает результативность обучения и ведет к более эффективному формированию профессиональных компетенций [3].

В зависимости от способа коммуникации преподавателя и студента, способа управления этим взаимодействием, поставленных образовательных задач в рамках интерактивных методов могут быть выделены различные формы проведения занятия: «круглый стол», дискуссия, деловая игра, обсуждение и т.д.

Авторы статьи хотели бы предложить еще одну форму проведения учебных занятий, которая так же активно вовлекает студента в образовательный процесс, а следовательно позволяет эффективно формировать компетенции, причем не только профессиональные, но и общекультурные. Целью методики является повышение качества преподавания экономических (общественных) дисциплин как в профильных экономических, так и технических ВУЗах.

Ключевая идея предлагаемой методики состоит в том, что все студенты включены в активный процесс изучения дисциплины через написание коллективного учебного пособия.

Достигается это тем, что все студенты группы (потока) без исключения слушают и конспектируют лекции, а практическую работу выполняют коллективно, участвуя в написании книги (учебного пособия) по изучаемой дисциплине, и в процессе освоения материала пишут статьи по заданным темам. После чего из этих статей редакционный совет, состоящий из студентов, формируются разделы и главы книги. Работы студентов пишутся в рамках НИРС, в результате чего студенты приобретают практически навыки проведения исследований, что позволяет говорить о формировании общекультурных и профессиональных компетенций. Если использовать классификацию методов обучения по виду познавательной деятельности, то предлагаемый метод относится одновременно к эвристическому и исследовательскому методам обучения.

Для реализации декларированной идеи преподавателем решаются следующие задачи:

- доведение до студентов сущности предмета и места его в системе экономических знаний в формате рабочей программы;

- ознакомление студентов с известными работами ведущих специалистов;

- организация написания студентами коллективной книги (учебного пособия) по изучаемой

84 |55М 2307-2447

диЕЦиплянеу^™

- подготовка письменных ответов на экзаменационные вопросы (трехлетняя практика пока-

шала, что при такой методике достаточно все-Цо двадцать вопросов, 17 вопросов по разделам дисциплины и 3 вопроса по основным категория и понятия дисциплины);

- размещение коллективного учебного пособия на доступной для студентов интернет-площадке.

Порядок работы по предлагаемой авторами статьи методике изучения экономических (общественных) дисциплин.

На первом занятии преподаватель проводит для студентов установочную лекцию и знакомит их с дисциплиной, ее местом в системе знаний и с рабочей программой дисциплины.

1. Студентам выдается список тем домашних самостоятельных работ (ДСР), которые перекрывают всю программу по лекциям и дидактическим единицам (количество тем и работ определяется, исходя из соотношения - одна работа на 4 часа практических занятий по программе).

2. Список тем выдается старосте, и студенты самостоятельно выбирают себе заинтересовавшую их тему для выполнения ДСР. Такой подход представляется более демократичным, повышает роль самого студента и студенческого коллектива и позволяет вырабатывать управленческие навыки в процессе освоения дисциплины.

3. Преподаватель знакомит студентов с требования по оформлению ДСР - в соответствии с требованиями нормоконтроля и стандартами ВУЗа, которые включают требования по структуре ДСР (оглавление, введение, главы, заключение, список источников):

а) оглавление - 1 стр.;

б) введение - 1 стр. во введении дается аннотация на 200 знаков без пробелов и выстраивается логическая цепочка исследования;

в) три главы 5000-6000 знаков без пробелов:

- 1-я глава — 2000 знаков без пробелов;

- 2-я глава — 2000 знаков без пробелов;

- 3-я глава — 2000 знаков без пробелов.

г) заключение и выводы - 1 стр.

Логическую цепочку исследования во введении к самостоятельной работе необходимо строить в следующей последовательности:

a) выявление проблемы в соответствии с выданной темой;

b) установление актуальности исследования;

c) обозначенной проблемы;

a) определение объекта и предмета исследования;

b) формулирование гипотезы исследования в формате обозначенной проблемы и выбранных объекта и предмета исследования;

c) формулирование цели исследования в формате выявленной проблемы и выбранной гипотезы;

д) формулирование задач исследования в

формате поставленной цели;

е) формулирование практической значимости.

Таким образом, процесс обучения и освоения материала осуществляется следующим образом:

- студенты слушают и конспектируют лекции, которые представляют на экзамен в качестве материала, свидетельствующего о том, что материал по дисциплине студентом прослушан и законспектирован. Лекции представляются на экзамен в папке (собственной книжке студента) в рукописном или распечатанном виде, если студент ведет конспектирование на ПК (любом гаджете);

- каждый студент пишет статью (статьи) по своим темам и в распечатанном виде, правильно оформленную прилагает к конспекту лекций. Кроме того, студент представляет на экзамен электронную версию своей работы по выбранной теме (темам) с презентацией на диске (допускается на флешке), диск прилагается к папке в конверте;

- каждый студент в свою книжку-папку прикладывает распечатку самостоятельно подобранных ответов на 17 вопросов, которые мы называем «17 вопросов непотопляемости», (500

— 1000 знаков без пробелов на каждый вопрос) и на 3 вопроса, которые мы называем «3 вопроса МинимОР» (минимальный объем работ 1500

— 2500 знаков без пробелов);

- каждый студент на консультации перед экзаменом представляет свою книжку (папку со своим конспектом, с распечатанными по указанным ранее правилам работами, с распечатанными ответами на «17 вопросов непотопляемости» и «3 вопроса МинимОР»);

- на консультации студенты приносят свои книжки — папки с перечисленными выше материалами, и редакционный совет из студентов проверяет их содержание: староста проверяет лекции (должны быть представлены все лекции), редакционный совет проверяет наличие выполненных работ студентов и скачивают электронные версии работ в общую папку. После того, как все работы скачены в общую папку на диск каждого студента скачивается общая папка и студент получает допуск к экзамену (зачету).

Таким образом, каждый студент приходит на экзамен со своей книжкой (папкой) с вышеуказанными материалами и сдает экзамен, который практически превращается в простую формальность, поскольку студент прослушал и законспектировал лекции, сам написал ответы экзаменационные вопросы, сам проработал тему и познакомился с работами своих коллег, что позволяет ему легко отвечать на экзаменационные вопросы.

В результате применения разработанной нами методики обучения студентов экономическим (общественным) дисциплинам повышается уровень усвоения материала, приобре-

¡Нетей опыт ^на^рчНО-иеСЛедоватеэтБскои работы и, главное, проявляется интерес к изучаемой ¡Дисциплине, а этот означает, более эффективное формирование общекультурных и профес-

Информация об авторах Жуликов Петр Петрович

(Москва, Россия) Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры коммерции и маркетинговых исследований Московский государственный университет приборостроения и информатики E-mail: peter-julikov@ya.ru

Жуликова Ольга Вячеславовна

(Москва, Россия) Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и маркетинговых исследований Московский государственный университет приборостроения и информатики E-mail: peter-julikov@ya.ru

'сйоналЬных компетенций. Ведь ^втУдент*гпрйнйл участие в написании самого настоящего учебного пособия, которое может быть использовано в практической работе после окончания ВУЗа.

Information about the authors

Zhulikov Petr Petrovich

(Moscow, Russia) Associate Professor, Associate Professor of the Department of Commerce and Marketing Research Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science E-mail: peter-julikov@ya.ru

Zhulikova Ol'ga Viacheslavovna

(Moscow, Russia) PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Commerce and Marketing Research Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science E-mail: peter-julikov@ya.ru

ЛИТЕРАТУРА

Крылова М.Н. Оптимальная организация обучения как условие формирования профессиональных компетенций // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 107-111.

Ланцева Т.В., Жуликов П.П. Перспективы высшего образования в России // Интеграл. 2009. № 1. С. 134.

Михалчева С.Г. Компетентностный подход в подготовке дизайнеров в рамках изучения дисциплины «Цветоведение и

колористика» // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 84-87.

Якушина Т.В. Оказание образовательной услуги как процесс создания ценности // Предпринимательство. 2010. №5. С. 45-50.

REFERENCES

Krylova M.N. Optimal organization of training as a condition of formation of professional competence. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 1, pp. 107-111 (in Russian). Lantseva T.V., Zhulikov P.P. Prospects of higher education in Russia. Integral, 2009, no. 1, p. 134 (in Russian). Mikhalcheva S.G.Competency-based approach in the training of designers in the framework of study of discipline "Chromatics and colour". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 6, pp. 84-87 (in Russian). Iakushina T.V. Educational services as the process of value creation. Predprinimatel'stvo - Entrepreneurship, 2010, no. 5, pp. 4550 (in Russian).

86 ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.