Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФОРМЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НОВЫЕ ФОРМЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОББИРОВАНИЕ / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ПРОДВИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / LOBBYING / PUBLIC RELATIONS / PROMOTION OF INTERESTS / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зелепукин Роман Валерьевич

В статье рассматривается тенденция по скрытому совершенствованию форм лоббирования с учетом современных общественных трендов. Анализируются такие неформальные формы лоббирования, как «манипулирование средствами массовой информации», «покупка мнения», «спонсирование научно-исследовательских (аналитических) центров», «управление сетью Интернет» и «тактическое переманивание кадров», которые однозначно следует относить к «теневому» лоббированию. Приводятся доводы, говорящие о том, что современное лоббирование тесно связано с таким явлением, как PR, определяется процесс их фактического слияния. Обосновывается тот фактор, что в современных формах лоббистской деятельности сама фигура лоббиста фактически отходит на второй план. Автор приходит к выводу, что современное лоббирование все больше нацелено не только на узкие кулуары, но и на всесторонние связи с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF LOBBYING

The tendency of hidden improvement of forms of lobbying that taking into account modern social trends is considered in the article. The author analyzes such informal forms of lobbying as «manipulation of mass media», «purchase of opinion», «sponsorship of research (analytical) centers», «management of the Internet» and «tactical poaching of personnel», which should definitely be attributed to «shadow» lobbying. The arguments that modern lobbying is closely connected with such a phenomenon as PR are considered and the process of their actual merger is determined. The author substantiates the factor that in modern forms of lobbying the figure of the lobbyist actually fades into the background. The author comes to the conclusion that modern lobbying is now focused not only on the narrow margins, but also on comprehensive public relations.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФОРМЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 342.5

Роман Валерьевич Зелепукин, заместитель директора по научной работе Института права и национальной безопасности,

доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности ТГУ им. Г.Р. Державина,

кандидат юридических наук E-mail: lexcomlex@yandex.ru

Roman V. Zelepukin, Deputy Director for research of the Institute of law and national security, associate Professor of the Department of constitutional and international law of the Institute of law and national security of the Derzhavin Tambov State University,

Ph. D. in law

НОВЫЕ ФОРМЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается тенденция по скрытому совершенствованию форм лоббирования с учетом современных общественных трендов. Анализируются такие неформальные формы лоббирования, как «манипулирование средствами массовой информации», «покупка мнения», «спонсирование научно-исследовательских (аналитических) центров», «управление сетью Интернет» и «тактическое переманивание кадров», которые однозначно следует относить к «теневому» лоббированию. Приводятся доводы, говорящие о том, что современное лоббирование тесно связано с таким явлением, как PR, определяется процесс их фактического слияния. Обосновывается тот фактор, что в современных формах лоббистской деятельности сама фигура лоббиста фактически отходит на второй план. Автор приходит к выводу, что современное лоббирование все больше нацелено не только на узкие кулуары, но и на всесторонние связи с общественностью.

Ключевые слова: лоббирование, связи с общественностью, продвижение интересов, средства массовой информации.

NEW FORMS OF LOBBYING

The tendency of hidden improvement of forms of lobbying that taking into account modern social trends is considered in the article. The author analyzes such informal forms of lobbying as «manipulation of mass media», «purchase of opinion», «sponsorship of research (analytical) centers», «management of the Internet» and «tactical poaching of personnel», which should definitely be attributed to «shadow» lobbying. The arguments that modern lobbying is closely connected with such a phenomenon as PR are considered and the process of their actual merger is determined. The author substantiates the factor that in modern forms of lobbying the figure of the lobbyist actually fades into the background. The author comes to the conclusion that modern lobbying is now focused not only on the narrow margins, but also on comprehensive public relations.

Keywords: lobbying, public relations, promotion of interests, mass media.

С каждым годом влияние лоббистов возрастает, зачастую оставаясь скрытым от глаз общественности. Финансирование лоббирования все чаще используется крупными корпорациями в роли тактических инвестиций, в дальнейшем позволяющих обеспечить повышенный доход и избежать административного давления.

Вместе с тем, старые формы лоббирования становятся все более очевидными, не оправдывающими ожиданий, и теряют свою популярность. Так, лоббисты отмечают, что эпоха, когда лоббирование представляло собой «личную беседу с представителем власти» осталась в прошлом. Современные тренды формируют новые формы лоббирования, которые наиболее оптимальны в стремительно развивающемся обществе. Оптимальность новых форм лоббирования, однако, не гарантирует их прозрачности, и обозначает скорее их теневой характер, выражающийся в том, что «процесс давления на органы власти сопутствует узким интересам и осуществляется с применением скрытых способов воздействия на власть»1.

1 Зелепукин Р.В. Понятие и происхождение лоббирования как политико-правового института // Вестник ТГУ. 2011. № 8. С. 309.

СЕКЦИЯ II. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ И ЕЕ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ПРИКЛАДНЫХ ПРОБЛЕМ ..._

Так, газета The Guardian в статье «The truth about lobbying: 10 ways big business controls government» описывает «10 ключевых шагов, которые лоббисты предпримут, чтобы подчинить правительство своей воле», из которых наиболее современными отметим:

1. «Манипулирование средствами массовой информации», т. е. умение понять, когда следует использовать СМИ, а когда их стоит избегать. Зачастую, чем больше шума поднимают СМИ, тем меньше контроля остается у лоббистов. Однако способ общения с правительством через средства массовой информации имеет решающее значение. Сообщения такого рода подвергаются тщательной предварительной проработке. Ввиду чего, даже если конечная цель лоббирования преследует сугубо извлечение прибыли, она будет представлена как общенациональный интерес, например, перспективы экономического роста государства или увеличение рабочих мест.

2. «Покупка мнения», т. к. для общественности корпорации представляются ненадежными источниками информации, лоббисты ищут «независимых» экспертов, чтобы донести идеи корпораций через их мнение.

3. «Спонсирование научно-исследовательских (аналитических) центров» представляется как комбинация 1 и 2 пунктов, когда агентство подготавливает отчет для СМИ, устраивает согласованные конференции с участием экспертов, а также организует официальные встречи с политиками. Зачастую аналитические центры предлагают комплексный пакет подобных услуг под названием «лоббистский пакет».

4. «Управление сетью Интернет». Один из ключевых способов контролировать информацию в интернете - это наполнить сеть позитивным контентом по поводу той или иной повестки. Лоббистские агентства создают фальшивые блоги для клиентов, группы, отдельные аккаунты (боты) в социальных сетях, а также формируют поддельные пресс-релизы. Продвижение фиктивного положительного контента заставляет поисковые системы вроде Google поднимать его выше негативного. Опираясь на то, что редко кто будет выходить за пределы первой страницы поисковой выдачи, лоббисты заставляют реальный негативный контент фактически исчезнуть.

5. «Тактическое переманивание кадров» - наиболее развивающийся прием, которым сегодня пользуются крупные корпорации. Его суть заключается в том, чтобы обеспечить политика, способствующего принятию того или иного решения, высокооплачиваемой должностью в штате компании в дальнейшем1.

Кроме того, похожие по содержанию современные формы лоббирования можно проследить в исследовании А.С. Арутюняна, отметившего, что «непрямой лоббизм... связан с public relations (PR), где используются различные методы воздействия: организуются специальные рекламные кампании, публикации в СМИ с целью формирования определенного мнения у субъекта принятия решений по нужному вопросу»2.

Наиболее современными в обозначенном исследовании можно выделить следующие непрямые методы лоббирования: «через научные публикации и привлечение ученых; через институты социализации; через кампании массового протеста; через СМИ, рекламу, новейшие электронные средства коммуникации»3.

Можно заметить, что в современных формах лоббистской деятельности фактически пропадает сама фигура лоббиста, лоббирование становится все менее транспарентным, т. к. происходит размытие граней между формальной лоббистской деятельностью и PR деятельностью4.

1 The truth about lobbying: 10 ways big business controls government [Электронный ресурс] // The Guardian. URL: www.theguardian.com/politics/2014/mar/12/lobbying-10-ways-corprations-influence-government (дата обращения 23.09.2019).

2 Арутюнян А.С. Современный лоббизм: формы, методы, проявления // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 65.

3 Там же. С. 66.

4 Jugo D., Miholic D., Zigic I. Lobbying and Public Relations: Overlapping of Two Different Professions [Электронный ресурс] // Communication Management Forum 2015 Reconciling the Traditional and Contemporary: The New Integrated Communication. URL: http://bib.irb.hr/datoteka/797645.02commforum-jugo-miholic-zigic.pdf (дата обращения: 26.09.2019).

Подобный подход, с одной стороны, позволяет избежать кулуарности лоббирования, ввиду того что упраздняется необходимость прямого взаимодействия с представителями власти, а с другой стороны, представляется, что PR деятельность, включающая больший спектр задач (как внешнего, так и внутреннего развития), обходится корпорации дешевле, чем взаимодействие с лоббистами. Кроме того, если ранее отмечалось, что «лоббированию как специфическому политико-правовому институту присущи определенные, характерные признаки, благодаря которым лоббирование разграничивается от таких смежных с ним явлений как advocacy, public affairs (PA), government retaliation (GR)»1, на сегодняшний день лоббисты старательно заняты поиском путей унификации данных услуг в едином «комплексном пакете».

Таким образом, очевидно скрытое становление новых неформальных форм лоббирования в тех странах, где данная деятельность юридически узаконена. Сегодня лоббирование нацелено не только на узкие кулуары, но и на всесторонние связи с общественностью, что ставит под вопрос не столько необходимость, сколько вовсе возможность всестороннего законодательного регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации. Очевидно, что теневой лоббизм процветает в России, а отсутствие какого-либо контроля над процессом «слияния» лоббирования и PR лишь усложняет способы его отслеживания и предотвращения.

Список литературы

1. Jugo D., Miholic D., Zigic I. Lobbying and Public Relations: Overlapping of Two Different Professions [Электронный ресурс] // Communication Management Forum 2015 Reconciling the Traditional and Contemporary: The New Integrated Communication. URL: http://bib.irb.hr/datoteka/797645.02commforum-jugo-miholic-zigic.pdf (дата обращения: 26.09.2019).

2. The truth about lobbying: 10 ways big business controls government [Электронный ресурс] // The Guardian. URL: www.theguardian.com/politics/2014/mar/12/lobbying-10-ways-corprations-influence-government (дата обращения 23.09.2019).

3. Арутюнян А.С. Современный лоббизм: формы, методы, проявления // Социологические исследования. - 2014. - № 6. - С. 60-68.

4. Захаров А.В., Зелепукин Р.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности, ее средств, методов и технологий // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 8. - С. 188-192.

5. Зелепукин Р.В. Понятие и происхождение лоббирования как политико-правового института // Вестник ТГУ. - 2011. - № 8. - С. 305-310.

List of references

1. Jugo D., Miholic D., Zigic I. Lobbying and Public Relations: Overlapping of Two Different Professions [Электронный ресурс] // Communication Management Forum 2015 Reconciling the Traditional and Contemporary: The New Integrated Communication. URL: http://bib.irb.hr/datoteka/797645.02commforum-jugo-miholic-zigic.pdf (дата обращения: 26.09.2019).

2. The truth about lobbying: 10 ways big business controls government [Электронный ресурс] // The Guardian. URL: www.theguardian.com/politics/2014/mar/12/lobbying-10-ways-corprations-influence-government (дата обращения 23.09.2019).

3. Harutyunyan A.S. Sovremennyy lobbizm: formy, metody, proyavleniya // Sotsiologicheskiye issledovaniya [Modern lobbyism: forms, methods, manifestations // Sociological studies]. - 2014. - № 6. - Pp. 60-68.

4. Zakharov A.V., Zelepukin R.V. Pravovoye regulirovaniye lobbistskoy deyatel'nosti, yeye sredstv, metodov i tekhnologiy // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy [Legal regulation of lobbying activity, its means, methods and technologies // Socio-economic phenomena and processes]. - 2011. - № 8. - Pp. 188-192.

5. Zelepukin R.V. Ponyatiye i proiskhozhdeniye lobbirovaniya kak politiko-pravovogo instituta // Vestnik TGU [The concept and origin of lobbying as a political and legal institution // Bulletin of TSU]. - 2011. - № 8. - Pp. 305-310.

1 Захаров А.В., Зелепукин Р.В. Правовое регулирование лоббистской деятельности, ее средств, методов и технологий // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. С. 188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.