7. Четвертон П. Теория и практика современного маркетинга: Полный набор стратегий, инструментов и тех-
ник. -Москва: издательский дом "ФАИР-Пресс", 2002.
References:
1. Mishurova I.V. Strategic sessions for the decomposition of business processes of corporate structures // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, September-October, p. 175-179 - Access mode: http://academiyadt.ru/zhurnal-ves1mk-akademii-znanij-vaz-n-34-5-sentyabr-oktyabr-2019/
2. Nikolaeva N.V. Tools to achieve strategic development priorities of the company. Monograph Publishing House "Feather", Moscow: 2017. - 152 pp.
3. Nikolaeva N.V. Chapter 2. Strategic marketing management / Small business management. Textbook / edited by Mishurova I.V. - Rostov n / A: Publishing house of Azovprint LLC, 2019.- 348 p.
4. Nikolaev D.V. Conceptual approaches to managing and evaluating the effectiveness of organizational change processes at enterprises // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, p. 191-198
5. Nikolaev D.V. Management of the processes of implementation of strategic changes // Natural and Humanitarian Studies No. 28 (2), 2020, p. 210-215
6. Porter M. Competitive strategy: Methodology for the analysis of industries and competitors, M: Alpina Publisher, 2015. -
600 p.
7. Chetverton P. Theory and practice of modern marketing: A complete set of strategies, tools and techniques. -Moscow: publishing house "FAIR-Press", 2002.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10172
В.С. Новиков - доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.э.н., доцент, Кубанский государственный технологический университет, vs.novikov@mail.ru,
V.S. Novikov - associate professor Department of State and Municipal Management, Ph.D., Kuban State Technological University.
НОВЫЕ ЭФФЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ NEW EFFECTS OF MODERN TRANSFORMATIONS THAT NECESSITATE THE DEVELOPMENT OF THE THEORY
OF VIRTUAL ECONOMIC RELATIONS
Аннотация. Автором в материалах исследования заявлена главная цель - это определение новых эффектов современных преобразований, обусловливающих необходимость развития теории виртуальных экономических отношений. В материалах статьи определено, что четвертая промышленная революция - это переход к применению модернизированной индустриальной и информационной инфраструктуры в формировании и развитии интеллектуальноемких, а главное эмоциональноемких сфер деятельности: научные поиски и исследования, сфера здравоохранения и обеспечения медицинскими услугами (телемедицина), формирование и развитие сферы виртуальных образовательных услуг, сфера культуры и искусства (виртуальные выставки, виртуальные музеи) и др. Автором доказаны эффекты современных преобразований, обусловливающие необходимость развития теории виртуальных экономических отношений (ВЭО), в числе которых: технологическое совершенство процессов управления социально-экономическими системами и индивидами; ВЭО как «ареал» развития фиктивного капитала; ВЭО как объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении товаров (благ); ВЭО как плоскость реализации нового качества человеческого капитала и проявления креативного потенциала индивида, результаты которого отраженны в ИСиИТ; и т.д. Автором определено, что приоритетными ресурсами в реализации виртуальных экономических отношениях являются: а) интеллектуальный ресурс, б) временной ресурс. В материалах исследования доказано, что ВЭО характеризуются наличием / отсутствием ресурса времени, который является основным в существовании самих виртуальных экономических отношений, а именно это выражается в следующем: ресурс времени в виртуальных экономических отношениях является отражением действительности социально-экономических систем и индивидов в виртуальных экономических системах; ресурс времени в виртуальных экономических отношениях как критерий эффективности предпринимаемых усилий по достижению результата; ресурс времени в виртуальных экономических отношениях как вариация траектории движения развития виртуальных экономических систем; ресурс времени как альтернатива манипуляций результативностью (инструмент «давления») у участников виртуальных экономических отношений, потому что от наличий того или иного объема ресурса времени прямо пропорционально зависит результат достижения поставленных целей.
Abstract. The author in the research materials stated the main goal-to determine the new effects of modern transformations, which necessitate the development of the theory of virtual economic relations. The article defines that the fourth industrial revolution is the transition to the use of modernized industrial and information infrastructure in the formation and development of intellectual and, most importantly, emotional-intensive spheres of activity: scientific research and research, the sphere of health and medical services (telemedicine), the formation and development of virtual educational services, the sphere of culture and art (virtual exhibitions, virtual museums), etc. The author has proved the effects of contemporary changes that necessitate the development of the theory of virtual economic relations (VEO),
including: excellence of the management processes of socio-economic systems and individuals; VEO as the areal development of fictitious capital; VEO as the objective relations between people in production, distribution, exchange and consumption of goods (goods); VEO as the implementation of a new quality of human capital and manifestation of the creative potential of the individual, the results of which are reflected in IIIT; etc. The author determined that the priority resources in the implementation of virtual economic relations are: a) intellectual resource, b) time resource. The study proved that the VEO is characterized by the presence / absence of resource time, which is essential in the existence of themselves virtual economic relations, namely, it is expressed as follows: resource time in virtual economic relationship is a reflection of the reality of socio-economic systems and of individuals in virtual economic systems; time resource in virtual economic relations as a criterion for the effectiveness of efforts to achieve results; time resource in virtual economic relations as a variation of the trajectory of development of virtual economic systems; time resource as an alternative to manipulations of performance (a tool of " pressure») participants in virtual economic relations, because the result of achieving the goals depends directly on the availability of a particular amount of time resource.
Ключевые слова: виртуальная экономика, виртуальные экономические отношения, современные преобразования, процессы управления
Keywords: virtual economy, virtual economic relations, modern transformations, management processes
Изучая факторы современных преобразований, воздействующие на реализацию виртуальных экономических отношений, отметим, что виртуальные экономические отношения в условиях современных преобразований - это поворот от решения технологических производственных вопросов перезагрузки российской экономики к применению высокоточных технологий для решения именно экономических проблем (Инернет-сети и интернет-технологии - ИСиИТ). В современных условиях четвертая промышленная революция - это переход к применению модернизированной индустриальной и информационной инфраструктуры в формировании и развитии интеллектуальноемких, а главное эмоциональноемких сфер деятельности: научные поиски и исследования, сфера здравоохранения и обеспечения медицинскими услугами (телемедицина), формирование и развитие сферы виртуальных образовательных услуг[9], сфера культуры и искусства (виртуальные выставки, виртуальные музеи) и
др.
Представляется интересным позиция автора Е. Горного[6] в работе «Онтология виртуальной личности», который причисляет феноменам виртуальных экономических отношений - «бестелесность» и «аноним-ность»[13], более расширено мы можем обозначить, что социально-экономические системы и индивиды в виртуальных экономических отношениях:
- реализуют экономические и социальные процессы посредством нефизического общения в Интернет-пространстве и в основной своей массе такие контакты происходят за счет семиотических манифестаций,
- реализуют взаимодействие через анонимные контакты, вымышленные образы, что предполагает появление индивидуальных случаев экономического мошенничества,
- реализуют свои экономические интересы через вымышленные виртуальные образы, наделенные абсолютно разными наборами характеристик, которые бесконечное количество раз в процессе виртуальных экономических отношений - можно изменять,
- реализуются экономические интересы в цепочке последовательно встроенных субъектов виртуальных экономических отношений, каждый из таких субъектов может в определенной последовательности заменяться, выбывать / или добавляться новые, что также провоцирует появление индивидуальных случаев экономического мошенничества,
- реализуются экономические интересы во многих случаях с использованием виртуальных помощников, робототехникой на основе применения искусственного интеллекта.
Обобщая зафиксированные позиции, можем сказать, что виртуальные экономические отношения призваны обеспечить лидерские позиции для социально-экономических систем и индивидов в глобальном Интернет-пространстве. Такая задача открывает потребности поиска, перегруппировки и пересмотра основных видов технологических, инфраструктурных и человеческих ресурсов. Для развития будущих концептуальных представлений, считаем необходимым, отразить схематично существование реальной экономики в условиях современных преобразований на рисунке 1.
Традиционные факторы произ- Производственные системы, админи-
водства реальной экономики стрирование процессов управления
Рисунок 1 - Модельное представление существования реальной экономики, без присутствия виртуальной объективизации (1, 2, 3.. ..n - агенты реальной экономики)
Примечание: составлен автором по материалам исследования
Анализируя рис. 2, отметим, что модельное представление работы в действии реальной экономики, без присутствия виртуальной объективизации определяет обыкновенный цикл «производство - потребление», на выходе происходит (правая часть схемы) удовлетворение потребностей.
В противоположность рисунку 2, отметим, что виртуальный продукт, виртуальная инновация, виртуальный труд, виртуальная организация, виртуальные деньги - это проявления виртуальных экономических отношений. Компьютерные технологии становятся главным средством и средой виртуальных экономических отношений. Виртуальная экономика вызвала к жизни коммерциализацию Интернет-сети, где теперь осуществляется не только обмен деловой информацией, но и полный цикл виртуальных экономических отношений.
Неоспоримый тот факт, что глобализация является одним из основных факторов, оказывающим влияние на феномен виртуальных экономических отношений. Глобализация отнюдь не второстепенное состояние, а реальная характеристика качественного описания виртуальных экономических отношений. Глобализация виртуальных экономических отношений и трансформация виртуальными организациями национальных границ требуют комплексных знаний спецификаций различных культур.
Ученые выделяют несколько сотен культур глобализирующегося мира, которые мы можем сгруппировать: на моноактивные, ориентированные на задачу (task-oriented), четко планирующие деятельность; на полиактивные, ориентированные на людей (people-oriented), словоохотливые и общительные; на реактивные, интровер-тивные, ориентированные на сохранение уважения (respect-oriented listeners).
Также идентифицируют культуры, ориентированные на диалог (Италия, Франция, Португалия, Латинская Америка, арабские страны, Индия и др.), и культуры, ориентированные на безличностный сбор информации (США, Германия, Швеция и др.).
В связи с этим можно отметить, что виртуальных экономические отношения в целом, их инфраструктура представляется более «комфортной» для социально-экономических систем и индивидов, представителей культур, сориентированных на формализованные методики приобретения информации. В то время как управление индивидами - представителями культур, ориентированных на диалог, будет связано с дополнительными коммуникационными трудностями. В системе координат «культур, ориентированных на диалог», и «культур, ориентированных на формализованное информирование», индивиды Российской Федерации захватывают среднее положение.
В традиционной (неоклассической) экономической теории организация предопределяла наличие и совокупность ресурсов, которые преобразуются в продукцию, пользующуюся спросом на выбранных типах рынках, у предполагаемых групп потребителей. Издержки, с которыми организация ведет производство, определяются доступной технологией. На количество производимых товаров и цены, по которым организация продает продукцию, влияет структура рынков, на которых организация работает. Именно здесь необходимо отметить о важности такого ресурса как виртуальные технологии, которые идентифицируют организацию (в том числе виртуальную организацию) в виртуальном экономическом пространстве, отметим, что электронные технологии (системы управления Интернет) самоорганизуются в ресурс первого значения для фирмы (виртуальной организации) XXI в.[11].
Экономическая теория предполагает наличие организации. Однако не объясняет повода для существования организации, почему избранные функции организация выполняет внутри, а некоторые на рынке? Иногда размер организации не обусловливается строго технологическими соображениями. Тогда почему некоторые
организации имеют весьма скромные размеры, а некоторые преодолевают национальные границы и создают свои представительства на других материках? Ответы на такие вопросы стали появляться в работах Р. Коуза в 1937 г.[1] Автор постулировал, что организация сравнивает затраты на формирование внутренней деятельности с затратами на использование рыночной системы для своих транзакций[7]. Подобные предшествующие исследования экономистов открывают свет на существующий условный «переход» организаций из категории «реальных» в категорию «виртуальных» организаций. Подобный переход отражает модельную корреляцию виртуальной экономики и виртуальной организации на рисунке 2.
Рассмотрим эффекты современных преобразований, обусловливающие необходимость развития теории виртуальных экономических отношений.
А. Виртуальные экономические отношения как технологическое совершенство процессов управления социально-экономическими системами и индивидами. Отметим следующие периоды индустриальной революции (рисунок 3): 1-я промышленная революция (паровые машины) XVIII в.; 2-я промышленная революция (электрические машины, массовое производство) IXX-XX вв.; 3-я промышленная революция (компьютеры, микроконтроллеры, АСУТП, массовизация Иинтернет) конец XX в.; 4-промышленная революция / 2-я информационная революция (Интернет «вещей», большие данные, информационные технологии, искусственный интеллект) начало XXI в.
Внутренняя среда
Поле внешнего виртуального
пмичргкгцп пространства
^^ ^^ Поле внутреннего виртуального
\Ч.
еского пространства
Государственное регулирование виртуальной экономики
Фундаментальные
Капитал ционные Человеческие
Внешняя среда физической организации
Среда производства,
взаимодействия с поставщиками, посредниками, дилерами
знания ресурсы ресурсы
Рисунок 2 - Авторское представление сферы виртуальной экономики и виртуальной организации
Примечание: составлен автором по материалам исследования
Вхождение и развитие технологически совершенных механизмов с появлением конвейера Г. Форда открыло перспективу в конце XX в еще более совершенных технологий для реализации социально-экономической жизни людей. «Конвейер» условно сменился на технологические новшества и массовое внедрение компьютеров в управленческие, производственные и сбытовые процессы. Компьютеры помогали людям быстрее считать, управлять информацией, управлять информационными потоками в цепочках поставок, в объемах производственных заказов, развивать технологии продвижения и маркетинг при помощи ИСиИТ стали удобней, эффективней и появилась возможность охватить максимальную аудиторию, при сложной и многофакторной сегментации; эти и другие аспекты «разбаловали» производителей и потребителей в достижении своих целей.
Искусственный Интеллект Информационные Технологии к
массовое производство
контроллеры, АСУТП, Интернет
Большие Данные Интернет Вещей
Л
rU 3-я
2-я промышленная
промышленная революция революция
1-я Конец 20 века
промышленная 19-20 век Компьютеры, микро-
революция 18 век Электрические
4-я промышл. революция 2-я информац. революция Начало 21 века
Artificial Intelligence Information Technology
/intelligenceJ Informations.
Ll Big Data ] I A.I.SW T loT I
Рисунок 3 - Четвертая индустриальная революция (Industry 4.0) [12]
Б. Виртуальные экономические отношения как «ареал» развития фиктивного капитала через ИСиИТ. Во-первых, фиктивный капитал представлен акциями, облигациями предприятий, облигациями государственных займов, закладными листами ипотечных банков. Все это является инструментами формирования и развития виртуальных экономических отношений в части наращивания масс денежных ресурсов, которые свободно передвигаются в Интернет-пространстве. Во-вторых, такое понимание категории «фиктивный капитал» раскрывает виртуальность в свободном (за исключением нескольких случаев: правила банков, государственные стандарты движения капиталов и др.) движении финансовых ресурсов в банковских проводках, объемах памяти компьютерных систем при определенной скорости от Интернет-провайдера. Отметим, что такая виртуальная форма капитала меняет представление о его содержании, возникают новые потребности в изучении объекта собственности как такого капитала. В виртуальной экономике такой капитал обладает всеобщим эквивалентом, обретаются новые свойства и выстраиваются совершенно новые отношения собственности. Такой виртуальный капитал обладает характеристикой ирреальности, т.е. виртуальный капитал стоит над национальным капиталом, несмотря на то, что виртуального капитала не существует в реальном выражении[8].
В. Виртуальные экономические отношения как объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении товаров (благ) в виртуальном пространстве через ИС-иИТ. Мобильность капитала, либерализация рынков, глобализация, информатизация - это те факторы, которые повлияли на распространение виртуальных экономических отношений и на цикл «производство - распределение - обмен - потребление»[10].
Г. Виртуальные экономические отношения как плоскость реализации нового качества человеческого капитала и проявления креативного потенциала индивида, результаты которого отраженны в ИСиИТ. Несомненно, что одни из главных движущих факторов распространения виртуальных экономических отношений - это проявляющаяся креативность подходов, которую реализуют люди в социально-экономической жизни, управлении процессами, движении материальных ресурсов, создания инновационных идей в производстве и ведении домашнего хозяйства[4]. Средства Интернет, технологии сетевого взаимодействия, имеющиеся в наличии у людей сегодня позволяют креативности не только распространяться в глобальном мире, но и транслироваться на большие расстояния, что зачастую сопровождается трансформированием в новые идеи, с более результативными характеристиками и жизнеспособностью в условиях виртуальной экономики.
Д. Виртуальные экономические отношения как плоскость проявления новых административных и правовых основ управления взаимодействием социально-экономических систем, индивидов, прав собственности (смарт-контракты и др.). Под влияние виртуальной экономики, которая имеет свойство усложняться в своей организации и структуре проявляет себя с новой стороны институт собственности, которые в виртуальной экономике раскрывается в новом по характеру механизму реализации. В числе новых объектов собственности все чаще можно встретить в виртуальных экономических отношениях тех, которые проявляются в новых финансовых, правовых, институциональных аспектах, которые способны вести хозяйственную деятельность в новых условиях, принимать решения на основе больших объемов информации, властвовать и спекулировать информацией, перераспределять[5, 8].
Технологии обеспечивают выполнение и функциональные способности виртуальных экономических отношений, в определённом смысле технологии рождают путь и заданную траекторию реализации виртуальных экономических отношений.
Отдельно стоит сказать про сохранение и наращивание ресурсного потенциала в виртуальных экономических отношениях за счёт технологий. Считаем, приоритетными ресурсами в реализации виртуальных экономических отношениях являются:
а) интеллектуальный ресурс
б) временной ресурс
Таким образом, получается, что при наличии и эффективном администрировании обозначенных видов ресурсов достигается целесообразное воплощение виртуальных экономических отношений.
Инернет-сети и интернет-технологии открыли новые возможности социально-экономическим системам и индивидам в реализации своих проектов. ИСиИТ стали проводником в интернет-пространство, которое можем определить как пространство с альтернативным представлением границ и с особым новым качественным конкурированием с другими социальными и экономическими институтами. В таком случае можем утверждать, что интернет-пространство является интегрированным пространством, которое обладает набором социальных, гражданских, экономических институтов, содержит базу предыдущих культур гражданского общества.
Разобрав, что такое интернет пространство применительно к виртуальным экономическим отношениям, считаем своевременным остановиться на том какие существуют грани виртуальных экономических отношений. Рассмотрим границы виртуальных экономических отношений. Для реальных экономических отношений, опираясь на теорию контрактов нобелевских лауреатов Hart O., Williamso O.[2, 3] можно выделить четыре базовых типа границ, в числе которых: физические границы, пространственные границы, нормативно-правовая граница «право собственности», граница временного порядка.
Остановимся подробнее на границе временного порядка, т.к. считаем, что время в современных социально-экономических условиях становится главным движущим ресурсом прогресса. Временной ресурс в теории виртуальных экономических отношений в условиях современных преобразований характеризуется следующими объективными факторами:
2. Существует в условиях глобализации константное представление о том, что находящиеся в разных географических координатах социально-экономические системы нивелируют эффект дистанции между собой за счёт затраченного времени выполнения операций в Интернет-сетях и предоставления всего спектра предлагаемых, например, консультационных услуг.
3. Проявилась явная тенденция к сокращению времени обслуживания в системе предоставления услуг индивидам.
4. Существует систематизация и оптимизация функционирования социально-экономических систем в виртуальном пространстве Интернет-сетей за счёт сокращения времени на обработку заказов и реализации консультационных услуг.
5. Наметилась тенденция к преимущественной оценке затраченного ресурса времени, как базового критерия расчета эффективности и работоспособности социально-экономических систем, выполнения однотипных и смежных операций в Интернет-сетях.
6. Проявилась тенденция к существованию сегмента трудоспособных индивидов, обладающих креативным потенциалом в работе «на удаленке», обеспечивающих эффективность своей работы фрилансером за счёт оптимизации находящегося своего временного ресурса, что даёт возможность работать по принципам «когда хочу», «когда могу».
Таким образом, подводя итоги, отметим, что виртуальные экономические отношения характеризуются наличием / отсутствием ресурса времени, который в нашем представлении в наибольшей степени является приоритетным в существовании самих виртуальных экономических отношений, а именно это выражается в следующих позициях:
- ресурс времени в виртуальных экономических отношениях является отражением действительности социально-экономических систем и индивидов в виртуальных экономических системах,
- ресурс времени в виртуальных экономических отношениях как критерий эффективности предпринимаемых усилий по достижению результата,
- ресурс времени в виртуальных экономических отношениях как вариация траектории движения развития виртуальных экономических систем,
- ресурс времени как альтернатива манипуляций результативностью (инструмент «давления») у участников виртуальных экономических отношений, потому что от наличий того или иного объема ресурса времени прямо пропорционально зависит результат достижения поставленных целей.
Источники:
1. Coase R. The Nature of Firm // Economica. 1937. N 4. November, pp. 386-405.
2. Hart O. Firms, Contracts and Financial Structure. - Oxford: Oxford University Press, 1995. - 240 pp.
3. Williamson O. The Economic Institutions of Capitalism. - NY: Free Press, 1985. - 450 pp.
4. Арутюнова А.Е. Инструменты оценки результатов формирования креативного потенциала человеческого фактора в подсистеме образования // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - №3(25). - С. 17-23.
5. Виноградов, П.А. Понятие виртуального объекта и оборотоспособность виртуальных объектов в системе современного отечественного законодательства на примере интернет-сайта / П. А. Виноградов. - Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 229-234. - URL: https://moluch.ru/archive/149/42123/ (дата обращения: 09.04.2020).
6. Горный Е.А. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: сб. ст. по материалам междунар, конф. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права; Новосибирское книжное издательство, 2004. - С. 78-88.
7. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. - СПб.: Питер, 2008. С. 624.
8. Лутцева К.А. Особенности трансформации экономических отношений собственности в условиях виртуализации современного общества // социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6 (027-028). - С. 149-154.
9. Мирошниченко М.А., Хуткубия М.Б., Лапенко Е.И. Трансформация образовательной среды на основе цифрови-зации и поведенческих моделей // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №1(27). - С. 144-149.
10. Новиков В.С. Критерии и формы готовности социально-экономических систем к сетевому участию в инфраструктуре виртуальных отношений // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - №25 (3). - С. 136-140.
11. Оганесян Л.Л., Новиков В.С. К вопросу о виртуализации экономики: содержательный аспект // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 1 (24). (Vol. 6 Nom.1). - С. 63-66.
12. Шалагинов А. Технологии настоящего: смс от коровы, операция на расстоянии и «умный» автомобиль. irkutskmedia.ru. Электронный ресурс. Режим доступа: https://irkutskmedia.ru/news/655891/. (Дата обращения 09.04.2020).
13. Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. - 2018. - Том 20, № 5. - С. 105-124.
References:
1. Coase R. The Nature of Firm // Economica. 1937. N 4. November, pp. 386-405.
2. Hart O. Firms, Contracts and Financial Structure. - Oxford: Oxford University Press, 1995. - 240 pp.
3. Williamson O. The Economic Institutions of Capitalism. - NY: Free Press, 1985. - 450 pp.
4. Arutyunova A. E. Tools for evaluating the results of forming the creative potential of the human factor in the education subsystem // Natural-humanitarian research. - 2019. - №3(25). - Pp. 17-23.
5. Vinogradov P.A. the Concept of a virtual object and the turnover of virtual objects in the system of modern domestic legislation on the example of an Internet site / P.A. Vinogradov. - Text: direct, electronic // Young scientist. - 2017. - № 15 (149). -Pp. 229-234. - URL: https://moluch.ru/archive/149/42123/ (Accessed: 09.04.2020).
6. Gorny E.A. Ontology of virtual personality // Genesis and language: collection of articles based on the materials of international, Conf. Novosibirsk: Novosibirsk Institute of Economics, psychology and law; Novosibirsk book publishing house, 2004. - PP. 78-88.
7. Kit P., Yang F. Managerial Economics. Manager's tools. Saint Petersburg: Piter, 2008, PP. 624.
8. Luttseva K.A. Features of transformation of economic property relations in the conditions of virtualization of modern society // socio-economic phenomena and processes. - 2011. - № 5-6 (027-028). - PP. 149-154.
9. Miroshnichenko M. A., Khutkubiya M. B., Lapenko E. I. Transformation of the educational environment based on digi-talization and behavioral models // Natural-humanitarian research. - 2020. - №1(27). - PP. 144-149.
10. Novikov V. S. Criteria and forms of readiness of socio-economic systems for network participation in the infrastructure of virtual relations // Natural-humanitarian research. - 2019. - №25 (3). - PP. 136-140.
11. Oganesyan L. L., Novikov V. S. On the issue of virtualization of the economy: substantial aspect // Economy and entre-preneurship. - 2012. - № 1 (24). (Vol. 6 Nom. 1). - PP. 63-66.
12. Shalaginov A. Technologies of the present: SMS from a cow, operation at a distance and "smart" car. irkutskmedia.ru. Electronic resource. Mode of access: https://irkutskmedia.ru/news/655891/. (Accessed 09.04.2020).
13. Soldatova E. L., Pogorelov D. N. the Phenomenon of virtual identity: the current state of the problem / / Education and science. - 2018. - Volume 20, No. 5. - PP. 105-124.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10173
И.В.Осиновская - Доцент кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК», доцент, кандидат экономических наук, Тюменский индустриальный университет, г.Тюмень, osinovskaya79@mail.ru,
I.V.Osinovskaya - Associate Professor of" Management in fuel and energy industries», associate Professor, candidate of economic Sciences, Tyumen Industrial University, Tyumen;
Н.А.Волынская - Директор топливно-энергетического независимого института, профессор, д.э.н., Топливно-энергетический независимый институт, г. Москва, volynskaya@eif.ru,
N. A. Volynskaya - Director of fuel and energy independent Institute, professor, Doctor of Economics, Fuel and energy independent Institute, Moscow;
О.А.Жигунова - профессор кафедры «Экономика в строительстве», доцент, доктор экономических наук, Тюменский индустриальный университет, г.Тюмень, zhigunovaoa@tyuiu.ru,
O.A. Zhigunova - Professor of the Department" Economics in construction», associate Professor, Doctor of Economics, Tyumen industrial University, Tyumen.
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС - КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВА FUEL AND ENERGY BALANCE - AS A MANAGEMENT TOOL ENERGY SECURITY OF THE STATE
Аннотация. В статье раскрывается роль топливно-энергетического комплекса в реализации стратегических целей на уровне государства. Обозначена целесообразность и важность использования топливно-энергетического баланса в качестве инструмента управления энергетической безопасностью страны. Дается обзор точек зрения различных ученых, исследователей, изучающих разнообразные аспекты формирования и управления топливно-энергетическим балансом с целью всестороннего освещения изучаемой проблемы. Акцент делается на системных контурах прогнозирования топливно-энергетического баланса, что позволит оперативно отслеживать на всех уровнях управления различные изменения и степень стабильности энергетической безопасности