Научная статья на тему 'НОВЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

НОВЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические вузы / хореография / виды хореографического искусства / фор-мы хореографического искусства / фигурное катание / художественная гимнастика / синхронное пла-вание / студенты-хореографы / техно-эстетические виды спорта / классические танцы / современные танцы / спортивные танцы / подготовка хореографов / pedagogical universities / choreography / types of choreographic art / forms of choreographic art / figure skating / gymnastics / synchronized swimming / student choreographers / techno-aesthetic sports / classical dances / modern dances / dance Sport / training of choreographers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехов Александр Васильевич

В статье рассматриваются проблемы обучения и профессиональной подготовки пе-дагогов-хореографов. В предыдущих работах мы рассматривали профессию хореографа с точки зрения подготовки будущего педагога, репетитора, постановщика. В настоящее время актуальна профессия хореограф-тренер, к сожалению, таких специалистов не готовят ни в одном учебном за-ведении, хотя все больше детей занимаются в танцевальных и спортивных коллективах, и эта про-фессия очень востребована. В Уральском государственном педагогическом университете поставлена задача профессиональной подготовки хореографов-тренеров с соответствующим теоретическим и практическим обучением, включающим такие дисциплины, как искусство балетмейстера, компо-зиция и постановка спортивного танца, учебная практика (спортивный танец). Хореография в спорте помогает раскрыть не только физические, но и духовные качества исполни-теля, создать художественный образ, обеспечить более высокий уровень исполнения сложнейших движений – вращений, больших и малых прыжков, которые на протяжении многих столетий ис-полняли в классическом танце. Эти профессиональные движения хореографии используются в тех-но-эстетических видах спорта. Сложная техника исполнения хореографических движений в техно-эстетических видах спорта предъявляют все новые требования к преподаванию и подготовке сту-дентов-хореографов в университете. Техническая подготовка в спорте способствует достижению самых высоких результатов, но при этом возрастает роль хореографа, который может помочь соединить сложнейшие спортивные дви-жения, музыку и хореографию, а не только научить спортсмена выполнять сложнейшие движения. Хореограф должен не только научить учеников новым хореографическими движениями, но и увлечь, зажечь, объяснить, что достижение максимально высоких спортивных результатов возмож-но лишь при владении элементами хореографии на самом высоком уровне. Задача хореографа заключается в том, чтобы работать на перспективу: он должен не только вы-явить индивидуальные возможности обучающихся, но и развить новые умения и навыки, что, несомненно, будет способствовать воспитанию сильной и целеустремленной личности, находящей-ся в постоянном развитии. В статье рассматриваются принципы и методы, которые могут помочь решить данную проблему. Одна из главных задач при подготовке педагогов-хореографов, хореографов-тренеров, работающих в техно-эстетических видах спорта, – воспитание творческой личности, разбирающейся в этногра-фии, живописи, исторической и художественной литературе, что может дать толчок для развития творческой фантазии при постановке танцевальных композиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CURRENT GOALS AND OBJECTIVES OF TRAINING STUDENTS-CHOREOGRAPHERS AT THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the problems of teaching and professional training of choreographers. In our previous works, we considered the profession of choreographer from the point of view of training a future teacher, tutor, director. Currently, the profession of choreographer-coach is relevant, unfortunately, such specialists are not trained in any educational institution, although more and more children are en-gaged in dance and sports groups and this profession is in great demand. Therefore, our university has set the task of professional training of choreographers-coaches with appropriate theoretical and practical training, including such disciplines as the art of choreography, composition and staging of sports dance, educational practice (sports dance). Choreography in sports helps to reveal not only the physical, but also the spiritual qualities of the performer, to create an artistic image, to ensure a higher level of performance of the most complex movements – rota-tions, large and small jumps, which have been performed in classical dance for many centuries. These pro-fessional choreography movements are used in techno-aesthetic sports. The complex technique of per-forming choreographic movements in techno-aesthetic sports places new demands on the teaching and training of choreography students at the university. Technical training in sports contributes to achieving the highest results, but at the same time the role of a choreographer increases, who can help combine the most complex sports movements, music and choreog-raphy, and not only teach an athlete to perform the most complex movements. The choreographer must not only teach students new choreographic movements, but also captivate, ignite, explain that achieving the highest possible athletic results is possible only with mastery of the elements of choreography at the highest level. The task of a choreographer is to work for the future: It should not only identify the individual capabilities of students, but also develop new skills and abilities, which will undoubtedly contribute to the upbringing of a strong and purposeful personality that is in constant development. The article discusses the principles and methods that can help solve this problem. One of the main tasks in the training of choreographers, choreographers and coaches working in techno-aesthetic sports is to edu-cate a creative person who understands ethnography, painting, historical and fiction literature, which can give an impetus to the development of creative imagination when staging dance compositions.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 378.016:793.3

ББК Щ325,70 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7

Мелехов Александр Васильевич,

SPIN-код: 2193-4546

профессор кафедры художественного образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: alexandr.melekhov@mail.ru

НОВЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В УРАЛЬСКОМ

ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; хореография; виды хореографического искусства; формы хореографического искусства; фигурное катание; художественная гимнастика; синхронное плавание; студенты-хореографы; техно-эстетические виды спорта; классические танцы; современные танцы; спортивные танцы; подготовка хореографов

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются проблемы обучения и профессиональной подготовки педагогов-хореографов. В предыдущих работах мы рассматривали профессию хореографа с точки зрения подготовки будущего педагога, репетитора, постановщика. В настоящее время актуальна профессия хореограф-тренер, к сожалению, таких специалистов не готовят ни в одном учебном заведении, хотя все больше детей занимаются в танцевальных и спортивных коллективах, и эта профессия очень востребована. В Уральском государственном педагогическом университете поставлена задача профессиональной подготовки хореографов-тренеров с соответствующим теоретическим и практическим обучением, включающим такие дисциплины, как искусство балетмейстера, композиция и постановка спортивного танца, учебная практика (спортивный танец).

Хореография в спорте помогает раскрыть не только физические, но и духовные качества исполнителя, создать художественный образ, обеспечить более высокий уровень исполнения сложнейших движений - вращений, больших и малых прыжков, которые на протяжении многих столетий исполняли в классическом танце. Эти профессиональные движения хореографии используются в техно-эстетических видах спорта. Сложная техника исполнения хореографических движений в техно-эстетических видах спорта предъявляют все новые требования к преподаванию и подготовке студентов-хореографов в университете.

Техническая подготовка в спорте способствует достижению самых высоких результатов, но при этом возрастает роль хореографа, который может помочь соединить сложнейшие спортивные движения, музыку и хореографию, а не только научить спортсмена выполнять сложнейшие движения. Хореограф должен не только научить учеников новым хореографическими движениями, но и увлечь, зажечь, объяснить, что достижение максимально высоких спортивных результатов возможно лишь при владении элементами хореографии на самом высоком уровне.

Задача хореографа заключается в том, чтобы работать на перспективу: он должен не только выявить индивидуальные возможности обучающихся, но и развить новые умения и навыки, что, несомненно, будет способствовать воспитанию сильной и целеустремленной личности, находящейся в постоянном развитии.

В статье рассматриваются принципы и методы, которые могут помочь решить данную проблему. Одна из главных задач при подготовке педагогов-хореографов, хореографов-тренеров, работающих в техно-эстетических видах спорта, - воспитание творческой личности, разбирающейся в этнографии, живописи, исторической и художественной литературе, что может дать толчок для развития творческой фантазии при постановке танцевальных композиций.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мелехов, А. В. Новые актуальные цели и задачи обучения студентов-хореографов в Уральском государственном педагогическом университете / А. В. Мелехов. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 212-218.

Melekhov Alexander Vasilievich,

Professor of Department of Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

NEW CURRENT GOALS AND OBJECTIVES OF TRAINING STUDENTS-CHOREOGRAPHERS AT THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

KEYWORDS: pedagogical universities; choreography; types of choreographic art; forms of choreographic art; figure skating; gymnastics; synchronized swimming; student choreographers; techno-aesthetic sports; classical dances; modern dances; dance Sport; training of choreographers

ABSTRACT. The article deals with the problems of teaching and professional training of choreographers. In our previous works, we considered the profession of choreographer from the point of view of training a future teacher, tutor, director. Currently, the profession of choreographer-coach is relevant, unfortunately, such specialists are not trained in any educational institution, although more and more children are engaged in dance and sports groups and this profession is in great demand. Therefore, our university has set the task of professional training of choreographers-coaches with appropriate theoretical and practical training, including such disciplines as the art of choreography, composition and staging of sports dance, educational practice (sports dance).

© Мелехов А. В., 2024

Choreography in sports helps to reveal not only the physical, but also the spiritual qualities of the performer, to create an artistic image, to ensure a higher level of performance of the most complex movements - rotations, large and small jumps, which have been performed in classical dance for many centuries. These professional choreography movements are used in techno-aesthetic sports. The complex technique of performing choreographic movements in techno-aesthetic sports places new demands on the teaching and training of choreography students at the university.

Technical training in sports contributes to achieving the highest results, but at the same time the role of a choreographer increases, who can help combine the most complex sports movements, music and choreography, and not only teach an athlete to perform the most complex movements. The choreographer must not only teach students new choreographic movements, but also captivate, ignite, explain that achieving the highest possible athletic results is possible only with mastery of the elements of choreography at the highest level.

The task of a choreographer is to work for the future: It should not only identify the individual capabilities of students, but also develop new skills and abilities, which will undoubtedly contribute to the upbringing of a strong and purposeful personality that is in constant development.

The article discusses the principles and methods that can help solve this problem. One of the main tasks in the training of choreographers, choreographers and coaches working in techno-aesthetic sports is to educate a creative person who understands ethnography, painting, historical and fiction literature, which can give an impetus to the development of creative imagination when staging dance compositions.

FOR CITATION: Melekhov, A. V. (2024). New Current Goals and Objectives of Training Students-Choreographers at the Ural State Pedagogical University. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 212-218.

H

'а заре развития человечества, гораздо раньше, чем вокальное и театральное искусство, появился танец. Наши предки, не обладая речью, объяснялись жестами, мимикой, позами, рефлекторными движениями - все это являлось бытовой хореографией.

История развития и становления современных техно-эстетических видов спорта - это часть истории хореографии. Развиваясь и совершенствуясь, хореография дала мощный толчок в развитии таких видов спорта, как художественная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание, чирлидинг. Хореография в этих видах спорта является основным средством формирования пластической выразительности и артистизма.

В 30-е гг. XX столетия в Советском Союзе по идеологическим соображениям джазовый и танец модерн считались проповедниками буржуазной идеологии и были запрещены. Однако искусство не стоит на месте, ведущие студии современного танца того времени Айседоры Дункан и Ф. Мей основали новый вид спорта - художественную гимнастику. Художественная гимнастика -один из самых красивых и женственных видов спорта, его суть заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без них. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Из истории возникновения синхронного плавания известно, что еще в Древней Греции во время праздников молодые девушки и юноши водили хороводы в воде, выполняя различные танцевальные движения. Теперь синхронное плавание - это женский водный вид спорта, суть которого

заключается в выполнении различных фигур и движений в воде под музыку. Синхронное плавание также является олимпийским видом спорта. В целом спортивное выступление в синхронном плавание основано не на логике образного представления действительности, а на основе конструктивного объединения нужных элементов в спортивной программе.

Фигурное катание - это и танец, и конькобежный олимпийский вид спорта. В настоящее время соревнования проводятся по парному фигурному катанию, одиночному мужскому и женскому, а также танцевальных пар.

Специфику подготовки хореографов-тренеров можно рассмотреть на примере фигурного катания. Студенты - будущие хореографы, решившие связать свою жизнь с фигурным катанием, должны хорошо понимать разницу между хореографией и техникой выполнения элементов в фигурном катании. Особенность заключается в том, что опорная нога спортсмена при скольжении по льду не может быть развернута, как в классическом танце, так как ее положение точно определяет направление, в котором движется фигурист. Свободная нога должна находиться в выворотном положении. Только это условие определяет своеобразное положение спортсмена при работе у станка. С другой стороны, в фигурном катании есть много движений («boat» - кораблик, «mohawk» -моухок, «choktau» - чоктау, «cantilever» -контилевер), которые требуют идеальной выворотности обеих ног.

При обучении педагог исполняет движения, стоя спиной к ученикам, лицом к зеркалу, при этом ученики должны точно повторить эти движения. Фигуристы за спиной хореографа чувствуют себя свободнее, увереннее, а педагог в зеркале видит

весь класс. Таким образом, идут коррекция и освоение нового материала.

Урок хореографии должен начинаться с поклона. Это в первую очередь уважение учеников к педагогу и к тому виду искусства, которым занимается ученик, это многовековая традиция, заложенная в культурных и эстетических правилах хореографического искусства.

Музыка может и должна стать сильным стимулом в развитии студентов-хореографов. Музыкальное сопровождение должно быть с четким ритмом и создавать настроение. Это могут быть как классические и народные произведения, так и современная музыка разных стилей.

Экзерсиз у станка не должен занимать большую часть урока. По ходу занятия педагог-хореограф должен объяснять ученикам, какое движение у станка может пригодиться и как именно оно может быть применено в работе на льду. При подготовке фигуристов станок должен состоять из основных упражнений: «demi plie», «battement tendu», «battement tendu jeté», «rond de jambe par terre», «batment fondu», «rond de jamb en l'air», «adagio», «grand battement».

В первую очередь при работе у станка необходимо научить грамотному выполнению элементов - это вытянутый носок и колено (у фигуристов - в ботинке и коньке), далее - правильное положение головы, основные позиции рук, которые требуют максимальной четкости исполнения.

Из классического танца необходимо изучать основные движения, помогающие приобрести профессиональную форму. На льду очень трудно выполнить grand plie по I позиции, поэтому лучше проработать его только по II, IV и V позициям, II и IV позиции вообще больше всего нужны фигуристу при исполнении шагов, и наибольшего качества исполнения нужно требовать от спортсмена именно в этих позициях.

Экзерсиз у станка решает следующие задачи: развитие устойчивости, равновесия, выворотности, развитие мышц тазобедренного и голеностопных суставов. Экзерсис на середине зала - это прежде всего развитие координации, выразительности, которые потом ученик сможет перенести на лед.

Экзерсиз на середине зала лучше начинать с «temps lie». Это маленькое адажио в классическом танце - скользящее движение вперед - назад и из стороны в сторону, оно очень подходит фигуристам. Это упражнение, которое при тех же позициях рук, при правильном корпусе должно быть выучено очень точно.

«Batman fondu» - очень помогает при подготовке к вращениям. В этом движении важное значение имеют отработка нужного

положения и работа свободной ноги. «Pas balancé» развивает музыкальность и ритмичность, также необходимо использовать в экзерсизе на середине. После этого можно перейти и к исполнению адажио. Оно может быть большим, с подниманием ноги на 45 градусов или на 90 градусов и выше.

Необходимо использовать позы 1, 2, 3 и 4 «arabesque», которые нужны для выполнения вращений в позициях фигурного катания. Так, вторая и четвертая позиции в ногах могут быть использованы при выполнении «корабликов». Также варьировать и использовать 1, 2, 3, 4, 5, 6 формы «Port de bras», развивая гибкость и изящество исполнения движений.

При проведении эксерсиза на середине зала изучаются основные танцевальные элементы не только классического танца, но и джазового, современного, народного танцев, в зависимости от темы постановок. Главное - «поставить» точное положение корпуса и манеру исполнения. В каждом случае необходимо объяснить, что именно присуще тому или иному виду хореографии.

Часть занятия должна быть посвящена развитию физических качеств, для этого можно использовать физические упражнения, которые дают необходимую функциональную нагрузку при выполнении упражнений с максимальными усилиями.

Главное - «поставить» точное положение корпуса и манеру исполнения. В каждом случае необходимо объяснить, что именно присуще тому или иному виду хореографии.

Каждый вид включает разнообразие стилей и жанров. В зависимости от количества спортсменов занятия могут быть индивидуальным, парными, групповыми.

Современный танец - это разнообразие стилей и жанров, в нем не так строго соблюдаются каноны и правила, допускаются изменения и усовершенствования. К современным танцам относятся модерн, джаз, контемпорари, хип-хоп, брейкинг и др.

В настоящее время возрастают требования к выступлениям спортсменов. Одним из основных требований являются артистизм и выразительность. Хореография помогает раскрыть внутренние, духовные качества исполнителя и тем самым обеспечивает более высокий уровень исполнения и требует пересмотра методов оценки и использования современных технологий при развитии различных психофизических качеств у спортсменов.

К основным физическим качествам спортсмена, которые оцениваются, относятся сила, ловкость, координация движений, гибкость. На сегодняшний день к ним добавляются новые критерии: музыкальность,

соответствие стилю и образу, скорость, темп, выразительность, техника вращений и амплитуда движений.

Выразительность выступления привлекает особое внимание судей, спортсменов и зрителей. Эмоциональность или выразительность движений с точки зрения психологии является информативной, в которой смысл движения и его значение сливаются воедино. В искусстве выразительность - это степень эмоциональной передачи воплощенного сценического образа [1, с. 8].

Главное в спорте и в хореографии - тело, движения исполнителя выступают одновременно и как инструмент, и как материал деятельности. Созданный образ существует только в момент исполнения, это затрудняет изучение и анализ пластической выразительности, так как исполнитель сам не является персонажем, а лишь представляет зрителям и судьям продукт своей деятельности [5].

Известный тренер по художественной гимнастике Р. А. Варшавская определяет выразительность как двигательное выражение эмоций. В спорте пластическая выразительность или артистизм - это эмоциональная насыщенность выполняемых движений, умение передать содержательную сторону выполняемого действия, создать образ и наполнить его смыслом. Такое исполнение программы способно полностью вовлечь аудиторию в процесс исполнения [1, с. 6].

Поскольку многие элементы хореографии используются в фигурном катании, спортивной и художественной гимнастике, синхронном плавании, важно добиться эмоционально-выразительного исполнения соревновательной программы, наполненного особым содержанием, что тренеры не всегда могут добиться от своих учеников. Эту проблему можно решить при подготовке студентов-хореографов, научив их создавать синтез спортивных и танцевальных движений и достигать максимального результата. В связи с этим так важна роль хореографа-тренера: он должен увлечь, зажечь танцоров и тем самым добиться максимально высокого результата.

Исполнить эмоционально, выразительно, артистично и легко технически сложную программу могут только профессионально хореографически подготовленные ученики, обладающие высокой культурой движения, сильной физической подготовкой, развитыми психологическими качествами. Только в том случае, когда эти качества соединяются у спортсмена, тогда тренеры и судьи могут увидеть и оценить четкость линий, большую амплитуду, соответствие стилю и музыке, красоту движений.

Для достижения высокого уровня ис-

полнения движений необходимо тщательно и систематически учить студентов основам хореографии, обобщать полученные знания и умения в целостную систему, использовать специальную терминологию, подбирать хореографические комбинации, составлять различные варианты усложнения пройденного материала и уметь сочетать их с элементами основной программы.

Овладение основами хореографии позволит ученику сформировать правильную осанку, «чувство позы», устойчивость, координацию движений, красивые линии, развить легкость и изящество при исполнении элементов. Выполнение хореографических движений под музыкальное сопровождение способствует воспитанию музыкальности и ритмичности - качеств, необходимых для выполнения максимально сложных движений в эстетическом ракурсе [9, с. 108].

Особое внимание при хореографической подготовке следует уделять практической целесообразности заданий и их смысловой нагрузке. Обязательно нужно включать в движения технические элементы, которые присущие данному виду спорта или системе физических упражнений. Принято считать, что систематические занятия хореографией положительно влияют на спортивные результаты. Умелое применение средств и методов хореографии, безусловно, будет способствовать воспитанию спортсменов высокого класса.

В сфере спорта создана особая предметная среда: стадионы, снаряды, спортивная одежда, которая оказывает существенное влияние на имидж и образ жизни людей. Можно сделать вывод, что спорт напрямую влияет на культуру общества и традиционные виды эстетической деятельности. Происходит и обратный процесс -проникновение движений, форм эстетической деятельности [9, с. 113].

Уроки хореографии учат фигуриста чувствовать и понимать специфику движения в различных стилевых решениях, тем самым облегчая дальнейшую работу по постановке программ. Для этого все хореографические движения, все позиции должны быть тщательно отработаны в зале, под музыку, а все, что отработано, должно быть перенесено на лед. Как показывает практика, больше движений верхней части тела переносится на лед, так как шаговые элементы фигурного катания имеют свои особенности. Например, на льду выполняются шаги и движения, которые не могут быть выполнены на полу, так как они предназначены только для конька с его двумя ребрами.

Новые правила диктуют новые пластические решения, так как не только возросла скорость исполнения, но и шагов в про-

грамме фигуристов стало намного больше. В этих условиях придать абсолютно каждому движению выразительность стало гораздо сложнее.

Не стоит объяснять, что положения «полупальцы» в фигурном катании нет, но во время занятий хореографией спортсменам необходимо использовать упражнения «releve» для укрепления голеностопа, от работы которого зависит точное выполнение вращений и других сложных элементов.

Занятия хореографией не менее важны, чем остальные виды подготовки фигуриста, такие как общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка. Особенно занятия у юных спортсменов должны быть насыщенными и по объему материала, и по интенсивности нагрузки, поскольку основы хореографии закладываются с самого начала работы, а затем они с каждым годом будут поддерживаться и усложняться. Главное - «поставить» точное положение корпуса и манеру исполнения. В каждом случае необходимо объяснить, что именно присуще тому или иному виду хореографии.

Ключевым моментом занятий является работа над выразительностью движений. Хореографию невозможно описать словами, хотя есть названия основных шагов, положений рук, но чтобы все это ожило, зазвучало, преподаватель должен передать рисунок танца ученикам, наполняя каждое движение смыслом. Хореограф К. Я. Голейзовский считает, что «...каждый жест - результат мысли» [3, с. 9]. Эти слова наиболее точно выражают суть хореографического действия.

В конце занятия раз в неделю должны использоваться специальные упражнения для развития чувства музыки. Можно попросить учеников поразмыслить над музыкой, почувствовать ее, предложить придумать небольшой танцевальный номер, «рассказать» о конкретной мелодии с помощью танца, т. е. начать импровизировать.

Еще один важный момент, касающийся фигурного катания. Выбор движений для ученика выполняется с учетом его индивидуальных особенностей. В фигурном катании происходит постоянный и естественный отбор в зависимости от личных достижений каждого спортсмена. Обычно тренеры и родители считают, что главное для спортсмена - техника, а хореография - дело второстепенное. Наш опыт работы с фигуристами показывает, что это ошибочное мнение.

Работа хореографа по развитию художественных способностей обучаемых долгая и кропотливая, по степени сложности и по затраченному на нее времени она сравнима с тренировкой исполнения элемента. Занятия хореографией необходимо начинать с момента поступления в техно-

эстетический вид спорта. Очень важно привить любовь к хореографии детям, пришедшим на занятия. Им необходимо дать время, чтобы войти в атмосферу хореографических уроков. Кто-то из них раньше проявит свои способности, а кто-то позже, поэтому не стоит сразу искать недостатки у детей, если у них не получаются какие-то элементы. Опыт показывает, что зачастую те, кто изначально не проявляет достаточной активности на занятиях, в дальнейшем могут диаметрально измениться и через некоторое время проявить такие качества, которых, казалось бы, никто не ожидал.

Задача хореографа заключается в том, чтобы работать на перспективу: он должен не только выявить индивидуальные возможности спортсмена, но и привить новые качества, которые в дальнейшем будут влиять на его правильное развитие. Когда ученик сформируется в профессиональном плане, то хореографу останется только стимулировать и корректировать не только сильные стороны спортсмена, но и подсказывать, как избавиться от недостатков. Самое главное - это воспитание сильной и целеустремленной личности, находящейся в постоянном развитии. В связи с этим нужно поощрять стремление к выработке индивидуального стиля, который всегда был и будет одним из главных качеств, составляющих личность профессионального спортсмена.

На занятиях нужно обязательно соблюдать следующие основные принципы:

1. Принцип сознательности и активности - предполагает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям:

- приобретение красивой осанки, стройности, подтянутости, профессиональной хореографической формы;

- высокое исполнительское мастерство.

2. Принцип наглядности - на занятиях со студентами педагог должен точно передать манеру исполнения, стилистические особенности, национальный колорит, добиваться технического совершенства.

3. Принцип доступности - учет возрастных и половых особенностей, уровня подготовленности.

4. Принцип систематичности, который включает:

- регулярность занятий;

- непрерывность учебного процесса;

- последовательность в освоении заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса хореографического обучения (от основ хореографического образования к профессиональному выполнению танцевальных движений).

5. Принцип динамичности (постепен-

ного повышения требований):

- разучивание более сложных танцевальных комбинаций после проучивания предыдущих;

- регулярное обновление хореографического текста.

При работе в техно-эстетических видах спорта хореографу необходимо использовать:

- метод направленного «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения сложных танцевальных движений;

- методы ликвидации и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения [9, с. 82].

Безусловно, будущие хореографы должны использовать при постановке комбинаций в фигурном катании, художественной гимнастике, синхронном плавании все формы канона, унисона, а также форму рондо, асимметрию, полифонию и др.

Важно при подготовке профессиональных педагогов-хореографов воспитание творческой личности, разбирающейся в этнографии, живописи, исторической и художественной литературе, что может дать толчок для развития творческой фантазии при постановке композиций для спортсменов [8, с. 118].

Таким образом, важной задачей обучения в педагогическом вузе является подготовка не только хореографов-педагогов, репетиторов, постановщиков, но и хореографов-тренеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурцева, Г. А. Управление развитием творческого мышления студентов хореографов в процессе вузовской подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Бурцева. - Барнаул, 2000. - 178 с. - Текст : непосредственный.

2. Варшавская, Р. А. Поэзия движения / Р. А. Варшавская, Ю. И. Шишкарёва. - Л. : Лениздат, 1987. -159 с. - Текст : непосредственный.

3. Голейзовский, К. Я. Образы русской народной хореографии / К. Я. Голейзовский. - М. : Искусство, 1964. - 368 c. - Текст : непосредственный.

4. Ершова, Н. В. Хореография на льду : дис. ... канд. искусств / Н. В. Ершова. - М., 1985. - 213 с. -Текст : непосредственный.

5. Карпенко, Л. А. Композиционная подготовка в технико-эстетических видах спорта / Л. А. Карпенко, Л. А. Савельева, О. Г. Румба. - Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9(55). - С. 57-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Королев, В. В. Формирование творческой активности у студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Королев. - М., 2003. - 180 с. - Текст : непосредственный.

7. Медведева, Е. Н. Обоснование необходимости пересмотра подходов к организации хореографической подготовки спортсменов в техно-эстетических видах спорта / Е. Н. Медведева, А. А. Супрун, Е. А. Смирнова. - Текст : непосредственный // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 11(189). - С. 318-354.

8. Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца : учебное пособие / А. В. Мелехов. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 146 с. - Текст : непосредственный.

9. Мелехов, А. В. Мастерство хореографа. Композиция танца : учебное пособие / А. В. Мелехов. -Екатеринбург : УрГПУ, 2022. - 177 с. - Текст : непосредственный.

10. Морель, Ф. У. Хореография в спорте / Ф. У. Морель. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 110 с. -Текст : непосредственный.

11. Мостовая, Т. Н. Хореография в спорте как средство формирования пластической выразительности / Т. Н. Мостовая. - Текст : непосредственный // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2017. - № 1(74). - С. 191-192.

12. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учеб. пособие / В. Ю. Никитин. -М. : ГИТИЗ, 2011. - 472 с. - Текст : непосредственный.

13. Пэн, Ц. Развитие художественной гимнастики в Китае / Ц. Пэн. - Текст : непосредственный // Физическая культура. Образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 78-79.

14. Ронь, И. Н. Совершенствование технического мастерства спортсменов вида спорта «танцевальный спорт» / И. Н. Ронь, Р. Р. Пашян. - Текст : непосредственный // The Sdenfc Heritage. - 2021. - № 79-3. -С. 41-42.

15. Сапогов, А. А. Школа музыкально-хореографического искусства : учебное пособие / А. А. Сапо-гов. - СПб. : Планета музыки, 2014. - 16 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Burtseva, G. A. (2000). Upravlenie razvitiem tvorcheskogo myshleniya studentov khoreografov v protsesse vuzovskoi podgotovki [Management of the Development of Creative Thinking of Choreographer Students in the Process of University Training]. Dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul. 178 p.

2. Varshavskaya, R. A., Shishkareva, Yu. I. (1987). Poeziya dvizheniya [Poetry of Movement]. Leningrad, Lenizdat. 159 p.

3. Goleyzovsky, K. Ya. (1964). Obrazy russkoi narodnoi khoreografii [Images of Russian Folk Choreography]. Moscow, Iskusstvo. 368 p.

4. Ershova, N. V. (1985). Khoreografiya na l'du [Choreography on Ice]. Dis. ... kand. iskusstv. Moscow. 213 p.

5. Karpenko, L. A., Savelyeva, L. A., Rumba, O. G. (2009). Kompozitsionnaya podgotovka v tekhniko-esteticheskikh vidakh sporta [Compositional Training in Technical-Aesthetic Sports]. In Uchenye zapiski univer-siteta im. P. F. Lesgafta. No. 9(55), pp. 57-61.

6. Korolev, V. V. (2003). Formirovanie tvorcheskoi aktivnosti u studentov-khoreografov v protsesse vuzovskoi podgotovki [Formation of Creative Activity among Student Choreographers in the Process of University Training]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 180 p.

7. Medvedeva, E. N., Suprun, A. A., Smirnova, E. A. (2020). Obosnovanie neobkhodimosti peresmotra pod-khodov k organizatsii khoreograficheskoi podgotovki sportsmenov v tekhno-esteticheskikh vidakh sporta [Justification of the Need to Revise Approaches to organizing Choreographic Training of Athletes in Techno-Aesthetic Sports]. In Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. No. 11(189), pp. 318-354.

8. Melekhov, A. V. (2016). Iskusstvo baletmeistera. Kompozitsiya ipostanovka tantsa [The Art of a Choreographer. Composition and Dance Performance]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universi-tet. 146 p.

9. Melekhov, A. V. (2022). Masterstvo khoreografa. Kompozitsiya tantsa [Choreographer's Skill. Dance Composition]. Ekaterinburg, UrGPU. 177 p.

10. Morel, F. W. (1971). Khoreografiya v sporte [Choreography in Sports]. Moscow, Fizkul'tura i sport. 110 p.

11. Mostovaya, T. N. (2017). Khoreografiya v sporte kak sredstvo formirovaniya plasticheskoi vyrazitel'nosti [Choreography in Sports as a Means of Developing Plastic Expressiveness]. In Uchenye zapiski Orlovskogo gosu-darstvennogo universiteta. No. 1(74), pp. 191-192.

12. Nikitin, V. Yu. (2011). Masterstvo khoreografa v sovremennom tantse [Mastery of a Choreographer in Modern Dance]. Moscow, GITIZ. 472 p.

13. Peng, C. (2019). Razvitie khudozhestvennoi gimnastiki v Kitae [Development of Rhythmic Gymnastics in China]. In Fizicheskaya kul'tura. Obrazovanie, trenirovka. No. 1, pp. 78-79.

14. Ron, I. N., Pashyan, R. R. (2021). Sovershenstvovanie tekhnicheskogo masterstva sportsmenov vida sporta «tantseval'nyi sport» [Improving the Technical Skills of Athletes in the Sport "Dance Sport"]. In The Sdenfc Heritage. No. 79-3, pp. 41-42.

15. Sapogov, A. A. (2014). Shkola muzykal'no-khoreograficheskogo iskusstva [School of Musical and Choreographic Art]. Saint Petersburg, Planeta muzyki. 16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.