Научная статья на тему 'Новые акценты в целостном воспитательном процессе'

Новые акценты в целостном воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АКЦЕНТЫ / ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Алевтина Владимировна

Представлены новые акценты в воспитательном процессе: цель, содержание, формы и технологии, позиция студента, педагогическая позиция преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые акценты в целостном воспитательном процессе»

УДК 378.14

А.В. Селезнева A.V. Selezneva

Пермский национальный исследовательский политехнический университет Perm National Research Polytechnic University

НОВЫЕ АКЦЕНТЫ В ЦЕЛОСТНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

NEW ACCENTS IN COMPLETE EXTRACURRICULAR PROCESS

Представлены новые акценты в воспитательном процессе: цель, содержание, формы и технологии, позиция студента, педагогическая позиция преподавателя.

Ключевые слова: профессиональное образование, воспитательный процесс, акценты, формы и технологии воспитания, содержание воспитания.

New accents in educational process are presented in the article: the purpose, content, forms and technologies, position of the student, pedagogical position of the teacher.

Keywords: professional education, extracurricular process, accents, forms and technologies of extracurricular, content of extracurricular.

Уникальная воспитательная среда университета является условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Создание этой среды предполагает вовлеченность всех сотрудников - от ректора и до ассистента или учебного мастера, развитие нормативной базы и совершенствование инфраструктуры. Однако это требует времени и финансовых вложений. Сегодня требуются такие акценты в организации воспитательного процесса со студентами, которые позволят более эффективно уже сейчас достигать поставленных целей образования. Образование, как гласит Закон РФ «Об образовании», есть совокупность воспитания и обучения.

Студенты, обучающиеся на дневном отделении по новым образовательным программам, уже сегодня понимают и чувствуют, что происходят изменения во многих сферах жизнедеятельности и что им самим придется изменяться. Как с пользой провести время в университете и выйти оттуда компетентным, конкурентоспособным и мобильным на рынке труда специалистом? Наша задача как педагогов - помочь каждому студенту развить необходимые

компетенции и профессионально важные качества, увидеть в студенте уникальные черты и дать им развитие.

Выделим основные акценты в целостном воспитательном процессе студентов. К ним относятся: цели, содержание воспитания, формы и технологии воспитания, позиция студента и педагогическая позиция преподавателя. На первый план, безусловно, выходит цель воспитательного процесса. Существующие документы по образованию нацеливают:

- на развитие компетенций (общекультурных и профессиональных);

- развитие личностных качеств гражданина и профессионала.

Документы по молодежной политике нацеливают:

- на вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

- формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;

- гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи;

- противодействие негативным явлениям в молодежной среде и поддержку молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

Следующий акцент - это содержание воспитания. Содержание воспитания будет определяться личностными и общественными задачами в разных сферах жизни. В их решение включаются студенты в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Опыт решения этих задач они будут получать путем разработки и реализации различных проектов, что подразумевает компетентностный и проектный подходы. Содержание деятельности в конкретном студенческом сообществе определяют сами студенты и их преподаватели. Ориентирами для этого становятся принятые в конкретном вузе направления (программы) воспитания.

Предлагаемые Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации направления работы с молодежью известны:

- инновации и научно-техническое творчество,

- волонтерство,

- лидерство,

- профориентация,

- толерантность,

- информационный поток,

- творчество,

- национальный туризм,

- культура и история,

- спорт и здоровье,

- молодежное предпринимательство.

В них заложены основные концептуальные идеи и пути развития воспитательной деятельности в высшей школе, на которые стоит ориентироваться:

- ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества;

- целостность образовательного процесса (единство воспитательной и учебной деятельности);

- воспитание в контексте профессионального образования и программ работы с молодежью;

- компетентностный подход;

- проектный подход;

- сочетание административного управления со студенческим самоуправлением;

- добровольность и право выбора студента;

- создание студенческих объединений (в том числе спортивных);

- образовательное пространство с высоким воспитательным потенциалом;

- инновации как источник развития воспитательной деятельности в вузе

и др.

Новые задачи в воспитательной деятельности требуют новых технологий и форм работы с молодежью. Формы и технологии воспитания - это еще один важный аспект, требующий создания ситуаций выбора формы и технологии, которые позволяли бы студенту увидеть проблему, осмыслить ее, захотеть ее решать, научиться ставить цели и планировать свою деятельность, анализировать, оценивать, выражать свое отношение к произошедшему - самосовершенствоваться. Среди ведущих новых педагогических технологий и форм, позволяющих обогащать созидательный опыт молодых людей по решению значимых для них личных и общественных проблем, выделим следующие: технологии критического мышления, диалоговые, проектные, информационные, рефлексивные, индивидуальной поддержки и др. [1].

Позиция студента. Важно дать возможность каждому студенту занимать активную и ответственную позицию на всех этапах решения проблемы (от осмысления проблемы и желания ее решить, совместного практического ее решения, до оценки процесса решения и последействия).

Педагогическая позиция преподавателя заключается в том, чтобы быть профессиональным педагогом, который способен содействовать в освоении студентом опыта созидания:

- активизировать, поддерживать, стимулировать его деятельность по созидательному решению личных и общественных проблем;

- давать ему право выбора и право на ошибку.

При осуществлении воспитательной деятельности важно избежать следующего:

- формализма (есть опасения, что при организации воспитательного процесса это произойдет). Не следует просто записывать под каждой компетенцией ту или иную форму или технологию ее формирования: компетенции формируются в разных формах, не по одной, а комплексно;

- увлечения монологическими словесными методами воспитания;

- дробности (дробного подхода) - построения воспитательной деятельности по отдельным направлениям (нравственное, трудовое, художественное, экологическое, физическое и т.д.): нужны такие формы и технологии, которые позволяют достигать интегративного результата;

- проведения разрозненных, не объединенных общей задачей мероприятий, не связанных с потребностями и интересами студентов, решением значимых для их личностного и профессионального становления проблем [2].

Кроме того, неуместна унификация: каждая основная образовательная программа имеет свои особенности, но общее, безусловно, должно присутствовать.

Воспитательный процесс - это большая работа, в которую должны быть включены все деканы и заведующие кафедр, руководители образовательных программ, преподаватели, представители структурных подразделений, работодатели и социальные партнеры. Здесь требуется живое общение, обсуждение, дискуссия, обучение, обмен опытом.

Список литературы

1. Селезнева А.В. Формы профессионального воспитания в основных образовательных программах // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Машиностроение, материаловедение. - 2013. - Т. 15, № 1. - С. 103-107.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

Получено 2.09.2013

Селезнева Алевтина Владимировна - старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: msi@pstu.ru).

Selezneva Alevtina Vladimirovna - Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnic University (614990, Perm, Komsomolsky av., 29, e-mail: msi@pstu.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.