УДК 378.14
А.В. Селезнева A.V. Selezneva
Пермский национальный исследовательский политехнический университет Perm National Research Polytechnic University
ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
THE FORMS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS
Представлен анализ понятия «форма». Дано определение формам профессионального воспитания и приведена классификация форм. Описаны предпосылки к выбору актуальных форм профессионального воспитания в политехническом вузе.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, форма, формы профессионального воспитания, содержание профессионального воспитания, классификация.
At the article the concept 'form' is presented. The definition to 'forms of professional education' and classification of forms are given. The author describes preconditions to a choice of actual forms of professional education in polytechnic higher education institution.
Keywords: professional education, form, forms of professional education, content of professional education, classification.
С позиции рекомендаций ЮНЕСКО профессиональная компетентность является критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений. Быстрыми темпами растет значение именно профессионального воспитания в условиях технического вуза. Причинами тому служат усложнение профессиональной деятельности с учетом информатизации общества, требование гуманизации образования, рост запросов общества и работодателей к выпускникам технических вузов и т.д.
В соответствии с новыми целями высшего профессионального образования выбор и применение актуальных форм профессионального воспитания студентов в основных образовательных программах является одной из задач организаторов воспитательного процесса в вузах. Для того чтобы эффективно решить эту задачу, следует уточнить некоторые теоретико-методологические позиции, которые прольют свет на трактовку понятия «форма профессионального воспитания».
Форма (лат. forma) - это взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии; определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи; это одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани служебная одежда для создания единого облика в общественности; установленный образец, шаблон оформления документации. Толковый словарь русского языка (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., М., 1995) дает девять определений понятия «форма». Многие определения связаны с чем-то внешним по отношению к принципу: если принцип задает содержание воспитательной деятельности, то форма - это конкретный способ его реализации.
Анализ научно-методической литературы показывает, что понятие «форма воспитательной работы» рассматривают в основном с точки зрения применения в начальных учебных заведениях (B.C. Безрукова, И.П. Подласый, М.И. Рожков, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова и др.). В педагогическом сообществе не существует единого мнения о формах воспитательной деятельности. Так, Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных, организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [1].
Итак, под формами профессионального воспитания мы понимаем различные варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Под организационными формами профессионального воспитания понимаем внешнее проявление совместной деятельности педагогов и студентов. Главной организационной формой воспитания выступает воспитательный коллектив, выполняющий функции организации жизнедеятельности студентов с целью удовлетворения их потребностей в самовыражении и с целью воспитания личности студента.
В высшем учебном заведении выбор форм профессионального воспитания определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания, содержание и направленности воспитательных задач, курс обучения; уровень воспитанности и личный социальный опыт, особенности академической группы как коллектива с его традициями; особенности и традиции региона, технические и материальные возможности вуза (факультета, кафедры), уровень профессионализма преподавателей - организаторов воспитательного процесса.
В современных условиях выбор форм профессионального воспитания студентов вуза определяется также на основе внешних факторов, которые, безусловно, следует принимать во внимание.
Во-первых, проблемы и изменения, существующие в высшем образовании. Уменьшение функций воспитания в государственных образовательных стандартах привело к утрате опыта общественной деятельности у молодых и активных людей и опыта в организации этой деятельности у профессорско-преподавательского состава. Лишь недавнее внедрение ФГОС ВПО определило требование организации воспитательного процесса со студентами в вузе посредством формирования социокультурной среды, способствующей формированию общекультурных компетенций. В условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения студент должен иметь больше возможностей для обучения, в том числе в зарубежном вузе. Это требует учета опыта организации такой деятельности на основе Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне.
Во-вторых, изменение социокультурной ситуации в стране, связанное с новыми требованиями к личности человека: он призван быть инициативным, мобильным, самостоятельно принимать решения, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, жить в гражданском и правовом государстве.
В-третьих, изменение личности молодых людей, появление новых ценностей, развитие эгоцентрических позиций и настроений.
Следует подчеркнуть, что это лишь часть факторов, влияющих на выбор оптимальных и результативных форм профессионального воспитания студентов в высшей школе.
Учитывая высокую степень влияния этих факторов на формирование личности, следует обеспечить выбор форм профессионального воспитания в соответствии со следующими критериями:
- комплексность применения;
- универсальность использования;
- адекватность целям и содержанию воспитательного процесса;
- обоснованность в перцептивном, ценностном, мотивационном аспектах;
- преемственность форм принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений;
- обеспечение сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности студентов.
Формы профессионального воспитания неразрывно связаны с содержанием. Эта связь имеет особый характер: изменение содержания влечет за собой изменение форм воспитания, и наоборот. Следует учитывать, что содержание представляет ведущую сторону объекта, а форма - ту, что модифицируется под влиянием конкретных условий. Вообще, содержание воспитания -
это спорный вопрос, вызывающий немало дискуссий в педагогических кругах. Как философская категория содержание отражает предмет или явление, таким образом, оно имеет свою структуру (внутреннюю упорядоченность) и соотносится с категорией формы.
Содержание профессионального воспитания определяется как личностными, так и общественными и социальными проблемами. В первую очередь, содержание воспитания учитывает требования социального заказа, документы государственной и региональной политики, в том числе молодежной, а также региональные и муниципальные программы. Если раньше результатом профессионального воспитания являлись позитивные изменения, происходящие в личности студента, то сегодня цель изменилась. Целью является достижение высокого уровня сформированное™ профессиональной воспитанности каждого студента. А это, в свою очередь, зависит от конкретного содержания воспитания.
Профессиональная воспитанность - это интегральная характеристика личности, критериями оценки которой выступают признаки, по которым можно оценить результаты деятельности. Формирование профессиональной воспитанности - процесс длительный, поэтому следует использовать уровне-вый подход (Н.В. Кузьмина, Е.В. Бондаревская, О.А. Абдуллина и др.). Данный подход характеризуют следующие положения: 1) усложнение развития элементов приводит к усложнению структуры; 2) создание более совершенной структуры с последующим развитием элементов до ее уровня; 3) одновременное совершенствование элементов и структуры.
В связи с этим приоритетными должны стать такие формы воспитания, которые позволяют студентам активно включаться в интересную, обогащающую, созидательную деятельность по решению социально значимых проблем. В педагогической теории и практике разработано множество форм воспитательной работы, которые сведены в классификации в соответствии с разными основаниями:
- по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям различают три формы воспитательной работы: мероприятия, дела и игры;
- по времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные;
- по времени подготовки: экспромтные и предусматривающие дополнительную подготовку;
- по видам деятельности: трудовые, спортивные, художественные, научные, общественные и пр.;
- по субъекту организации: инициатива принадлежит студенту либо старшим (педагог, родители, работодатели и др.);
- по результату воспитательной работы: социально значимый результат, информационный обмен, выработка решения;
- по количеству участников: массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники и т.д.), групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т.д.) и индивидуальные формы (председатель студенческого совета, староста группы, член профсоюза и т.д.);
- и другие классификации.
На сегодняшний день в политехническом вузе ведущими формами профессионального воспитания студентов должны стать такие педагогические технологии, как рефлексивные, проектные, тренинговые [2].
Критериями эффективности применения предлагаемых форм профессионального воспитания выступают:
- самостоятельность, выражающаяся в независимой осознанной деятельности студента в соответствии с поставленными целями;
- системность применения и использования форм профессионального воспитания;
- действенность, предусматривающая готовность и стремление студента применять формы профессионального воспитания в сходных и вариативных ситуациях.
Список литературы
1. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. - М.: Просвещение, 1993. - С. 103.
2. Селезнева А.В. Проектный подход в социально значимой деятельности студентов // Вестник Перм. гос. техн. ун-та. Машиностроение, материаловедение. - 2011. - Т. 13, № 2. - С. 130-135.
Получено 15.02.2013
Селезнева Алевтина Владимировна - старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: msi@pstu.ru).
Selezneva Alevtina Vladimirovna - Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnical University (614990, Perm, Komsomolsky av., 29, e-mail: msi@pstu.ru).