А.В. Селезнева A.V. Selezneva
Пермский национальный исследовательский политехнический университет Perm National Research Polytechnic University
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ И ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
THE PROJECTING OF PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM IN BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS
Представлено содержание модулей и этапов реализации системы профессионального воспитания. Разработана модель структурно-динамической взаимосвязи элементов системы профессионального воспитания. Модель ориентирована на студентов технических специальностей.
Ключевые слова: модель, система профессионального воспитания, основная образовательная программа, организационно-педагогические условия, компетенции, модуль.
At the article the content of modules and the phases of the professional education system are presented. The model of structure-dynamic interrelation of elements of professional education system is developed. The model focuses on students of technical specialties.
Keywords: model, professional education system, basic educational program, organizationally-pedagogical conditions, competences, module.
Ha сегодняшний день узкопрофессиональная подготовка вступает в противоречие с современными требованиями к выпускнику технического вуза. Российскому обществу, вставшему на путь развития, нужны высокообразованные, предприимчивые, мобильные люди, способные к сотрудничеству, оперативному решению поставленных нестандартных задач, обладающие развитым чувством ответственности. В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию подготовки будущих технических специалистов.
Современный процесс обучения студентов, подразумевающий предметную подготовку, в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения должен быть неразрывно связан с воспитанием. Сегодня, говоря о воспитании, подразумевают различные виды внеаудиторной, самостоятельной, внеучебной и общественной деятельности, которые образуют как образовательное, так и воспи-
тательное пространство в вузе. Однако реализация воспитания проблематична в современной ситуации. С одной стороны, в студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, демонстрирующих широту своих взглядов, способность выбирать свой стиль жизни, поведения, встраиваться в профессиональную деятельность еще в процессе обучения в вузе, активно участвовать в политических делах на благо России. С другой стороны, кризисные условия формируют у студентов кризисное сознание, вызванное политической неопределенностью и нестабильностью, что выражается в неудовлетворенности образовательной политикой, условиями жизни, материально-технической базой вузов.
В настоящее время в университетах страны созданы серьезные предпосылки для реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения [1]. В ПНИПУ разработан макет основной образовательной программы (ООП), в котором требуется описать характеристики социокультурной среды для формирования общекультурных компетенций. Как известно из ФГОС ВПО, результатом обучения являются сформированные у студентов профессиональные и общекультурные компетенции. Модель компетенции включает в себя не только способность применять сформированные знания умения, владения, но и личностные и профессионально важные качества. Нам представляется, что социокультурная среда факультета, как часть воспитательной среды вуза, должна быть преобразована в соответствии с современными требованиями. Благодаря этому создаются предпосылки для профессионального становления будущих выпускников. Профессиональное воспитание будет способствовать формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций у студентов [2].
Целью преобразования социокультурной среды факультета является создание условий для личностного развития, профессионального воспитания и становления учащихся высших учебных заведений. Важным компонентом в профессиональном воспитании выступает метод. Состояние этой деятельности определяется выбором методов. Использованию метода моделирования и разработке ключевых аспектов применения моделирования в педагогике посвящены труды отечественных ученых: Н.Р. Аксенова, Л.И. Уемова, Н.В. Кузьминой, А.М. Коршунова и др.
В нашей работе мы опираемся на определение В.А. Штоффа: модель -это мысленно представляемая и материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что изучение дает новую информацию об ее объекте [3]. Моделирование помогает определить множество процессов, условий, факторов, взаимосвязей. Разработка обобщенной абстрактной модели (аналога) позволяет реалистично отразить изучаемые свойства и воспроизвести закономерности и структуру взаимосвязей элементов модели. При разработке модели нами были учтены
потребности личности студента в качественном образовании, социальноэкономические и культурные условия региона, государственный и социальный заказ общества и работодателей.
Представим разработанную схему (модель) структурно-динамической взаимосвязи элементов системы профессионального воспитания, ориентированную на студентов технических специальностей (рисунок).
Схема содержит описание и содержание следующих семи блоков:
1) теоретические подходы к проектированию системы профессионального воспитания: личностно-деятельностный, системный, компетентностный, индивидуальный, кластерный, культурно-антропологический, синергетический [4];
2) теоретические основы профессионального воспитания: категория, процесс, условия, механизм, методика, направления;
3) база для проектирования содержания профессионального воспитания: перечень компетенций из ФГОС ВПО, основная образовательная программа, паспорт компетенции, компетентностная модель выпускника, характеристика квалификации, принципы;
4) организационно-педагогические условия профессионального воспитания:
- характеристики социокультурной среды на факультете: ценностная, правовая, инновационная, информационно-коммуникационная, высокоинтеллектуальная;
- методика реализации модели профессионального воспитания, направленной на формирование компетенций студентов, профессионально важных качеств и конкурентоспособности выпускника на рынке труда;
- эффективные формы организации воспитательной деятельности с учетом приоритетных направлений профессионального воспитания;
- профессионально-образовательный кластер, объединяющий вуз, работодателей и партнеров с целью гармонизации требований и возможностей всех сторон;
5) педагогические технологии профессионального воспитания: концепция профессионального воспитания, программа курса практико-ориенти-рованного тренинга для студентов технических специальностей.
6) диагностико-аналитический блок: критерии и показатели результативности и эффективности профессионального воспитания: анкеты, тесты, отчеты, презентации.
7) результат: сформированные цели, ценности, интересы, наличие системы знаний, умений и владений и профессионально важных качеств личности специалиста для успешного выполнения поставленных задач.
Пространство, социальноэкономические и культурные условия региона
Г осударственный и социальный заказ общества и работодателей
Потребности личности студента в качественном образовании
Теоретические подходы к профессиональному воспитанию
Компетентностный Системный Индивидуальный Кластерный
Личностно-деятельностный Культурно-антропологический
Синергетический
Теоретические основыь профессионального воспитания
Категория Процесс
Условия
Механизм
1
Методика
Направления
База для проектирования содержания профессионального воспитания
Компетенции, ФГОС ВПО, основная образовательная программа, паспорт компетенции, компе-тентностная модель выпускника, характеристика квалификации, принципы.
Организационно-педагогические условия профессионального воспитания
1. Характеристики социокультурной среды на факультете: ценностная, правовая, инновационная, информационно-коммуникационная, высокоинтеллектуальная.
2. Методика реализации модели профессионального воспитания, направленной на формирование компетенций студентов, профессионально важных качеств и конкурентоспособности выпускника на рынке труда
3. Эффективные формы организации воспитательной деятельности с учетом приоритетных направлений профессионального воспитания
4. Профессионально-образовательный кластер, объединяющий вуз, работодателей и партнеров с целью гармонизации требований и возможностей всех сторон
Педагогические технологии профессионального воспитания
Концепция профессионального воспитания, программа курса практико-ориентированного тренинга для студентов технических специальностей.
Диагностико-аналитический блок
Критерии и показатели результативности и эффективности профессионального воспитания: анкеты, тесты, отчеты, презентации
Результат: сформированные цели, ценности, интересы, наличие системы знаний, умений и владений и профессионально важных качеств личности специалиста для успешного выполнения поставленных задач
Рис. Структурно-динамическая взаимосвязь элементов системы профессионального воспитания, ориентированной на студентов технических специальностей
Модульный подход к реализации системы профессионального воспитания студентов технических специальностей позволяет обеспечить высокую
технологичность включения студентов в активную деятельность. Технология подготовки студентов включает в себя следующие модули: организационно-подготовительный, аналитико-поисковый, проектно-реализационный и оценочно-рефлексивный. Реализация системы профессионального воспитания означает последовательную работу над каждым модулем и выполнение задач на всех этапах:
Модуль 1. Организационно-подготовительный модуль
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Осмысление понятия «профессиональное воспитание» как категории научного исследования в рамках гуманитарного интегративного пространства Подготовка к созданию проекта факультета по преобразованию факультетской среды на основе ценностей будущего специалиста Организация проектно-исследовательских групп из числа студентов механикотехнологического факультета
Модуль 2. Аналитико-поисковый
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Анализ изменения образовательной факультетской среды в контексте формирования общекультурных и профессиональных компетенций Изучение важности формирования совокупности компетенций, направленных на формирование профессионального самосознания Анализ проявления компетентности в сознании и поведении обучающихся факультета в зависимости от направления деятельности
Модуль 3. Проектно-реализационный
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Ознакомление проектноисследовательских групп с сущностью системы профессионального воспитания и направлениями деятельности Выбор направления деятельности и разработка индивидуальных проектов и конкретных мероприятий в проектно-исследовательских группах Реализация мероприятий, презентация и защита индивидуальных проектов
Модуль 4. Оценочно-рефлексивный
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Систематизация результатов, оценка эффективности реализации проектов Анализ результативности проектно-исследовательских групп Анализ и оценка личностных и профессиональных достижений студентов. Динамика изменений
Реализация системы профессионального воспитания создает условия для утверждения профессиональных ценностей будущего специалиста, включения студента в интегративное гуманитарное пространство и моделирования облика успешного выпускника технического вуза, способного разработать свою «технологию успеха».
К ожидаемым научным результатам исследования по реализации системы профессионального воспитания в техническом вузе на механикотехнологическом факультете отнесены:
- рост личностной и профессиональной компетентности будущих технических специалистов;
- достижение современного качества образования, основанного на применении компетентностно-ориентированных педагогических технологий;
- повышение удовлетворенности заинтересованных сторон (студенты, преподаватели, работодатели, родители) качеством образовательных услуг;
- развитие внутрифакультетской среды и углубление связей факультета с социокультурной средой Пермского края, города, общественных и других организаций.
Список литературы
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / Исслед. центр. проблем качества подготовки специалистов. - М., 2005. - 114 с.
2. Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся: курс лекций / науч. ред. И.П. Кузьмин; Всерос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и специалистов проф.-техн. образования. - СПб., 1994. - 88 с.
3. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.; Л.: Наука, 1966. -302 с.
4. Селезнева А.В. Анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. - Пермь, 2012. - Т. № 14, № 2. - С. 95-100.
Получено 1.11.2012
Селезнева Алевтина Владимировна - старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29, e-mail: [email protected]).
Selezneva Alevtina Vladimirovna - Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnical University (614990, Perm, Komsomolsky av., 29, e-mail: [email protected]).