Научная статья на тему 'Новостная журналистика: специфика организации контента в эпоху «новых медиа»'

Новостная журналистика: специфика организации контента в эпоху «новых медиа» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новость / новостная журналистика / традиционные СМИ / новые медиа / Интернет / news / news journalism / traditional media / new media / Internet

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжао Цзюнчэнь

Данная статья посвящена актуальным вопросам развития новостной журналистики в эпоху новых медиа. Целью исследования является изучения подхода к созданию новостного контента в условиях трансформации масс медиа. На основании проведенного анализа новостных медиа автор статьи делает вывод, что в ХХI веке только традиционные медиа сохраняют профессиональный уровень новостной журналистики. Определив проблемы в области создания и представления новостей, автор статьи пытается решить вопрос искоренения недостатков в новостной Интернет-журналистики, но приходит к выводу, что именно Всемирная сеть с ее глобальными масштабами и участием аудитории в создании новостного контента губит новостную журналистику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

News journalism: Specific features of content organization in the epoch of “new media”

This article is devoted to the actual problems of news journalism development in the new media times. The aim of the research is to study the approach to the creation of news content in the conditions of mass media transformation. Based on the analysis of news media, the author of the article concludes that in the twenty-first century only traditional media retain the professional level of news journalism. Having identified the problems in the field of news creation and presentation, the author of the article tries to solve the issue of eradicating the shortcomings in Internet news journalism, but comes to the conclusion that it is the World Wide Web with its global scale and audience participation in the creation of news content that ruins news journalism.

Текст научной работы на тему «Новостная журналистика: специфика организации контента в эпоху «новых медиа»»

Чжао Цзюнчэнь

Магистр, факультет журналистики. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Новостная журналистика: специфика организации контента в эпоху «новых медиа»

Одна из характерных особенностей нынешнего времени, именуемого «веком глобализации», - это непрекращающиеся информационные потоки, лавиной обрушившиеся на головы реципиентов. В современных условиях обострения информационного противостояния особое значение приобретает новостные медиа, которые не только формируют информационную картину мира у населения, выполняя важнейшую идеологическую функцию, но и конструируют образы событий, создавая общественное мнение [1, с. 13].

Новость в своем исходном значении - это «фрагмент реальности, меняющий привычный ход вещей и потому требующий в той или иной степени общественного внимания» [2, с. 28]. И поскольку знать о том, что происходит в обществе, в мире человеку необходимо (это есть витальная, жизненно важная человеческая потребность), то возникла деятельность, которая направлена на поиск новостей и сообщение наиболее значимых из них, -новостная журналистика.

В прошлом, двадцатом, веке новостная журналистика была уделом традиционных СМИ - газет, журналов, радио- и телепередач. Появление Интернета внесло коррективы в традиционные типы предоставления информации. Только за последнее десятилетие современные информационные технологии изменили способ распространения новостного контента, что связано с появлением новых медиа.

Спецификой новых медиа является тот факт, что новостной контент доступен для индивида в любой момент и в любом объеме, который увеличивается посредством ссылок на дополнительные сведения и за счет привлечения экспертов или аналитиков, комментарии которых могут приобретать форму блогов на заданную тему [4, с. 569].

Конечно, и в онлайн-режиме на первый план выходит информирование аудитории, до которой любая новость доходит мгновенно, распространяясь сразу по нескольким каналам. И в то же время в новых медиа

© Чжао Цзюнчэнь, 2023.

137

Ркс1о1оду, О- 'тдшвНсв

происходит усиление развлекательной функции и ее сращивание с информационной, что порождает новые способы и виды подачи порой непростой информации и увеличивает ее привлекательность для аудитории. Благор-даря мультимедийности, новые медиа могут предоставлять один и тот же материал во всевозможных видах, что увеличивает его наглядность и упрощает восприятие. Так, на одном и том же информационном ресурсе можно прочитать статью, просмотреть видео-ролик и фотоматериал, прослушать аудио [4, с. 569-570].

Другая особенность новых медиа - интерактивность. В XXI веке аудитория из пассивного реципиента информации превратилась в активного участника формирования контента. Новые медиа предоставляют возможность взаимодействовать не только с одним человеком, но и включать в обсуждение большое число людей. Происходит двусторонняя коммуникация, как автора материала с читателем, так и читателя с читателем с помощью возможности комментировать или участвовать в форуме по определенной проблеме, подсказывая автору публикации его ошибки и дополняя авторский материал своими мыслями, что позволяет редакторам информационного ресурса ввести изменения в контент, трансформируя предоставленную ранее информацию [4, с. 569-570].

В эпоху традиционных СМИ существовали определенные требования к профессионально подготовленному информационному сообщению. Если кратко, то это, прежде всего, актуальность, привязка к текущему моменту, социальная значимость. Обязательным условием подготовки новостей также являлись достаточный набор фактов, аргументированность, достоверность, объективность, обращение к адекватному количеству источников. Кроме того, качественная новость требует понятного и логического изложения, лаконичности, безэмоциональности, отсутствия проявления собственного отношения журналиста к событию [6, с. 102]. Но есть ли основания отменять что-то из вышеперечисленных требований, если речь идет об интернет-новостях? На наш взгляд и сегодня эти требования не потеряли своей актуальности. Однако интернет-журналистика внесла свои дополнения и коррективы. Рассмотрим некоторые особенности подачи новостных материалов в эпоху новых медиа.

Прием, облегчающий восприятие текстовых материалов в интернете, -фрагментация: тексты должны состоять из относительно самодостаточных фрагментов (в идеале один факт - один абзац). Большие по объему, чем заметка, тексты необходимо делить на структурные части с отдельными названиями, применять шрифтовые и цветовые выделения цитат и других фрагментов текста.

Специфика интернета требует уделять особое внимание заголовочному комплексу. Оптимальный вариант - информативный заголовок из

трех-шести слов и подзаголовок-разъяснение. Для более крупных сообщений будет нелишним суб-подзаголовок. Неотъемлемый элемент для типичной интернет-новости - от двух до пяти-шести гиперссылок на источники и другие интернет-публикации, связанные тематикой или сюжетом. И, наконец, желательно использовать мультимедиа. Новость должна сопровождаться хотя бы одной фотографией, а когда это уместно, - слайдами, фотогалереей, видео, аудиоподкастами, скриншотами соцсетей и т.п. Как видим, требования к интернет-новостям не перечеркивают ни одно из классических требований, но расширяют возможности репрезентации новости и расширяют взаимосвязь медийной редакции с аудиторией.

Но с другой стороны, нельзя замалчивать и откровенные «минусы» формирования новостного контента в эпоху новых медиа. Озвучим некоторые из них.

Еще в середине и конце нулевых годов исследователи медиасферы нередко указывали на нарушение авторских прав в интернете, упоминая тот факт, что многие интернет-издания ограничивают свою деятельность перепечатками материалов других информационных ресурсов. Сегодня склонность к использованию чужих материалов развилась в определенное мастерство, которое предусматривает грамотное упоминание источников и даже переросла в отдельное направление - мониторинговую журналистику, где простые перепечатки новостных материалов - лишь один из видов медиапродукта. Скомпилированные и переработанные новости, взятые из других источников, разбавленные информацией из социальных сетей, стали частью современного медиапространства. Однако, при такой организации контента очень трудно предоставить читателям правдивую информацию.

Как известно, новость, являясь первичным жанром СМИ, должна быть максимально документированой. Но в условиях постоянного заимствования контента не всегда получается поддержать степень документированно-сти на должном уровне, поскольку проверить достоверность предложенной пользователю информации бывает крайне трудно, а порой и невозможно в силу недоступности источников цитирования. Кроме того, предоставлению точной информации часто мешают политические круги государственных структур, вводя «цензуру» на «новостную правду». В связи с этим в Сети можно встретить огромное количество новостей, передающих неточные, не проверенные факты. Более того, некоторые онлайн-медиа передают заведомо ложную информацию.

Но заметим, что ложный характер информационного сообщения не всегда связан с вышеизложенной проблемой. Неправдивая информация, распространяемая Интернет-СМИ, может быть вызвана, к примеру, информационной войной, стремлением некоторых медиа зомбировать об-

139

Рк11о1оду, О-'тдшвНсв

щество в угоду тем или иным политическим силам, навязывая выгодные информационные картины событий. Безусловно, это серьезный фактор существования медиа в новых условиях, хотя и традиционные СМИ, бытующие в прошлом, зачастую разжигали информационную войну.

По мнению М.В. Чабаненко, искажения смыслов нередко случаются также из-за элементарной халатности, которую журналисты допускают и в погоне за количеством сообщений, и в погоне за сенсационностью и интригой. Когда царит засилье организованной дезинформации, серьезно искажающей повестку дня, такая халатность кажется чем-то сравнительно безобидным. Но журналисты, нацеленные на сенсацию и не освещающие события в рамках информационной объективности, теряют свой профессионализм [6, с. 103].

Иногда сайты, занимающиеся мониторинговой журналистикой, выхватывают интересные, на их взгляд, материалы у известных новостных медиа, сотрудничающих с государственными пресс-службами. Но они переписывают новостной материал со значительными сокращениями, оставляя только те факты, которые зацепт воображение пользователя, при этом мало заботясь об удовлетворении когнитивных запросов последнего [6, с. 103].

Таким образом, несмотря на то, что журналисты, готовящие новости для онлайновых изданий, должны чувствовать двойную или даже тройную ответственность, на практике качество подготовки интернет-новостей часто не достигает желаемого уровня. С точки зрения И.О. Рубина, интернет-медиа разительно отличаются от традиционных печатных и вещательных СМИ своими ценностными ориентирами. Поэтому большая часть выпускников факультета журналистики (особенно в России) считает долгом начать свой профессиональный путь с работы в традиционных СМИ с развитой системой гарантий [3, с. 475].

Хотелось бы отметить, что в Китайской Народной Республике в последние годы появилось много новых медиа. Но, как и в России, только традиционные СМИ продолжают нести атрибуты системности и стабильности, установленные еще в ХХ веке. Китайские новостные онлайн-медиа также непредсказуемы [5, с. 72].

Итак. сегодня новости формируются по совсем иному принципу. За потоком некачественных новостей стоит и так называемое «самоинформирование аудитории». В условиях, когда не нужно быть журналистом для того, чтобы передавать информацию широкой общественности, информационное пространство стало заполняться непроверенными сообщениями непрофессиональных авторов. Да и сами редакции новых медиа привлекают представителей аудитории к участию в масс-медийной деятельности и охотно пересказывают сообщения из блогов и соцсетей, в связи с чем

молодые специалисты начинают сомневаться в целесообразности строгого соблюдения журналистских стандартов. Ведь они видят, что в интернете читается все, причем идет напряженная борьба за внимание, а в ней, как на войне, все средства оправданы. По той же причине заниматься новостной журналистикой в Интернете решаются лица без специального образования.

Исследователи считают, что по сравнению с традиционным вариантом новостная онлайн-журналистика проигрывает. Во-первых, факты подвергаются фрагментации. Во-вторых, новость рассматривается рядом с другими подобными событиями, а потому воспринимается как часть непрерывного дискурса - серии новостей, без твердо зафиксированного начала и окончания. Последнее обстоятельство усиливает то обстоятельство, что Интернет может подавать контент потоком. Завершенный меди-апродукт поставляла «старая, добрая» журналистика, но она постепенно уходит в небытие.

Немецкий философ К. Ясперс еще в первой половине прошлого века указывал на основной фактор, который пагубно действует на всю духовную и когнитивно-интеллектуальную деятельность человека, негативно сказываясь на каждой соприкасающейся с ней области. Этот фактор - массовость [7]. Интернет с его глобальными масштабами и участием аудитории в создании новостного контента довел массовость предоставления информации до крайнего проявления [6, с. 108].

Что касается непроверенных, неточных и заведомо ложных сведений, то они, конечно, никогда не украшали журналистику. Поэтому борьба с ними не прекратится. Однако было бы наивно надеяться на полное преодоление этого недостатка; аудитория скорее привыкнет к тому, что всегда существует определенная часть новостей, которым, по тем или иным причинам, не стоит верить.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что новостная журналистика под воздействием Интернета претерпевает глубокие трансформации, причем не в лучшую сторону. Перешагнув порог нового тысячелетия, новостная журналистика теперь не призвана на общественное служение, ибо становится непрофессиональным занятием. В настоящее время новостная журналистика - это своеобразная игра, забава, развлечение, лишь имитирующее свободу и независимость СМИ, поскольку в созданном ею контенте утрачиваются всякие связи между вымыслом и реальностью.

Библиографический список:

[1] Добросклонская Т.Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: сборник научных статей. - Белгород: ИД «Белгород», 2016. С. 13-22.

141

Philology, linguistics

[2] Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.

[3] Рубин И.О. Новостное медиапроизводство в России // Медиапространство многополярного мира: сб.

статей / Под ред. Е.В. Мартыненко. - М.: РУДН, 2017. С. 474-478.

[4] Шайдуллина К.Б. Особенности новых медиа как канала публичной дипломатии на примере США // Ме-

диапространство многополярного мира: сб. статей / Под ред. Е.В. Мартыненко. - М.: РУДН, 2017. С. 568-574.

[5] Цзя Фань. Научные аспекты формирования китайской информационной стратегии в условиях новых

медиа // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2019. № 1.

С.69-76

[6] Чабаненко М.В. Подготовка интернет-новостей: структурирование информации, передача смыслов //

Кроссмедиа: контент, технологии, перспективы: коллективная монография / под ред. В.Э. Шевченко. - Киев: Кафедра мультимедийных технологий и медиадизайна Института журналистики Киевского национального университета, 2017. С. 102-110.

[7] Ясперс К. Духовная ситуация эпохи. - М.: АСТ, 2013. 288 с.

Reference

[1] Dobrosklonskaya T.G. Discourse of News as an object of media linguistic analysis // Discourse of modern mass

media in the perspective of theory, social practice and education. Actual problems of modern media linguistics and media criticism in Russia and abroad: a collection of scientific articles. - Belgorod: Publishing House "Belgorod", 2016. Р. 13-22.

[2] Lazutina G.V., Raspopova S.S. Genres of Journalistic Creativity. - Moscow: Aspect Press, 2011. 320 р.

[3] Rubin I.O. News media production in Russia // Media space of the multipolar world: a collection of articles /

Edited by E.V. Martynenko. - Moscow.: RUDN, 2017. P. 474-478.

[4] Shaidullina K.B. Features of the new media as a channel of public diplomacy on the example of the United States

// Media Space of the multipolar world: a collection of articles / Edited by E.V. Martynenko. - Moscoe: RUDN, 2017. Р. 568-574.

[5] Jia Fang. Scientific aspects of the formation of Chinese information strategy in the conditions of new media //

Journal of the Belarusian State University. Journalism. Pedagogy. 2019. № 1. P. 69-76/\.

[6] Chabanenko M.V. Preparation of Internet news: structuring information, transfer of meanings // Crossmedia:

content, technologies, perspectives: collective monograph / edited by V.E. Shevchenko. - Kyiv: Department of Multimedia Technologies and Media Design of the Institute of Journalism of Kyiv National University, 2017. P. 102-110.

[7] Jaspers K. Spiritual situation of the time. - Moscow: AST, 2013. 288 p.

Чжао Цзюнчэнь

Магистр, факультет журналистики. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Новостная журналистика: специфика организации контента в эпоху «новых медиа» Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам развития новостной журналистики в эпоху новых медиа. Целью исследования является изучения подхода к созданию новостного контента в условиях трансформации масс медиа. На основании проведенного анализа новостных медиа автор статьи делает вывод, что в XXI веке только традиционные медиа сохраняют профессиональный уровень новостной журналистики. Определив проблемы в области создания и представления новостей, автор статьи пытается решить вопрос искоренения недостатков в новостной Интернет-журналистики, но приходит к выводу, что именно Всемирная сеть с ее глобальными масштабами и участием аудитории в создании новостного контента губит новостную журналистику.

Ключевые слова: новость, новостная журналистика, традиционные СМИ, новые медиа, Интернет.

Zhao JiongChen

Master, Faculty of Journalism. Lomonosov Moscow State University.

News journalism: Specific features of content organization in the epoch of «new media» Abstract. This article is devoted to the actual problems of news journalism development in the new media times. The aim of the research is to study the approach to the creation of news content in the conditions of mass media transformation. Based on the analysis of news media, the author of the article concludes that in the twenty-first century only traditional media retain the professional level of news journalism. Having identified the problems in the field of news creation and presentation, the author of the article tries to solve the issue of eradicating the shortcomings in Internet news journalism, but comes to the conclusion that it is the World Wide Web with its global scale and audience participation in the creation of news content that ruins news journalism.

Key words: news, news journalism, traditional media, new media, Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.