Ю.Л. Троицкий (Москва)
НОВОСТИ КАК ЛИТЕРАТУРА:
об одной экспериментальной практике
Аннотация. В статье сделана попытка представить новейшую практику эстетизации новостного дискурса как одного из способов их контекстуального понимания. Согласно наблюдениям автора, при актуальном членении новостных предложений обнаруживается асимметрия тема-рематических отношений в сторону преобладания ремы. Это позволяет и даже вынуждает читателей и интерпретаторов новостей постоянно дополнять и достраивать их содержание, в том числе с использованием элементов художественного языка. В некоторых случаях (например, в опытах Д.Л. Быкова) при этом могут возникать новые, гибридные типы текстов. В работе вводится ряд новых понятий (метонимическая модальность новостей, масштабирование новостей, мета-рематическая перспектива) и аналитических процедур (анализ контекстов понимания новостей). Обосновывается возможность рассмотрения новостного нарратива в качестве протолитературного явления. Высказывается предположение об использовании цифровых технологий для аналитики новостей.
Ключевые слова: новостной дискурс; метонимическая модальность; контекст понимания; масштабирование новостей; мета-рематическая перспектива.
Yu. Troitsky (Moscow)
News as Literature: About One Experimental Practice
Abstract. The article attempts to present innovate practice of news discourse aes-theticization as the way to contextual understanding. According to the author's observations, the actual segmentation of news sentences, the asymmetry of the topic-comment relations revealed in the direction of the predominance of the comment. It allows and even forces readers and news interpreters to constantly supplement and complete their content, including using elements of the artistic language. In some cases (for example, in the experiments by D.L. Bykov) hybrid types of texts can arise in this case. The work introduces some new concepts (metonymic news modality, news scaling, meta-com-ment perspective) and analytical procedures (analysis of news understanding contexts). The possibility of considering a news narrative as a protoliterary phenomenon substantiated. An assumption made about the use of digital technologies for news analytics.
Key words: news discourse; metonymic modality; the context of understanding; scaling of news; meta-comment perspective.
Новость - это дискурсивная репрезентация случившегося факта, под которым можно понимать фрагмент реальности, нарушающий привычное течение жизни. Но дискурс не столько репрезентирует факт, сколько его конструирует. Являясь коммуникативным событием, новостной дискурс,
имеющий достаточно сложную структуру, включает в себя некоторые внешние инстанции: автор новостного сообщения уже является первым цензором протоновостной информации. Орган СМИ, публикующий новость, - следующая цензурная инстанция. Выбор соответствующей лексики, синтаксиса и риторической стратегии активно оформляют новостную наррацию, даже при условии конвенциональных ограничений.
Особенностью новостного нарратива можно считать его метонимическую модальность: для распознавания новости, свернутой, как правило, в лапидарный номинатив, от реципиента требуется выстраивание того или иного контекста понимания. При этом сами эти контексты могут быть различной природы, в зависимости от «новостной памяти» и опыта получателя, его ментального горизонта, уровня образованности и предметной компетентности. Все эти факторы задают определенный контекстный масштаб. Масштабирование новостного сообщения - императив понимающего сознания.
Новостной дискурс имплицитно включает в себя ряд оппозиций: новость претендует на уникальность и единичность, но в когнитивно-рецептивном смысле может быть понята только в контексте понимания иных подобных или контрастных сообщений, выступающих в качестве кода распознавания. Этот парадокс новости - уникальная по генезису, но типологическая по пониманию, - заставляет реципиента выстраивать контексты понимания с опорой на фоновые знания и выработанные ранее коды. Представляется, что по сложности коммуникативной организации новостной дискурс приближается к фигуративному, для которого напряженное отношение уникального и типологического, взаимодействие авторских и читательских кодов, так же как ситуация «непрямого говорения», опосредованного различными инстанциями, - составляет базовую черту. Это делает возможным использование аналитических инструментов, разработанных в области анализа художественного текста, и при рассмотрении новостной коммуникации.
С другой стороны, двойственность новостного высказывания может быть представлена следующим образом: в самом новостном сообщении есть тема и рема, но новость как целостное высказывание и жанровое явление может быть отнесена к реме in general, это рема более высокого уровня. Выстраивается некоторая рематическая перспектива: каждая из стратегий последующей рецепции дополняет/конструирует новостную рему. Можно предположить, что чем более лапидарной и номинативной по типу будет новость, тем большую рематическую перспективу она предполагает, тем большее количество различных коннотативных потенций она удерживает и тем мощнее ее метонимическая модальность. Вероятно, можно говорить о мета-рематическом типе новостного сообщения, которое новость приобретает в рамках медиакоммуникации.
Масштабирование новостного сообщения является стратегическим условием его понимания аудиторией. Вероятно, можно выделить по меньшей мере две стратегии масштабирования: эстетическую и внеэстетиче-
скую.
Внеэстетическая стратегия, например, историческая контекстуализа-ция новости, предполагает ее трансформацию в историческое известие. В свое время такой кейс был рассмотрен нами на примере ухода Б.Н. Ельцина с поста президента России. Неожиданное появление Ельцина 31 декабря 1999 г. в 12 часов дня на телеканалах страны и последующее заявление вызвали настоящий медийный шок. Вот некоторые новостные заголовки: «Царский жест. Кремлевское новогоднее шоу прошло под аплодисменты» (газета «Коммерсантъ»), «С Новым вас Путиным!» (газета «Вечерняя Москва»), «Кремлевский сюрприз» (газета «Труд»), «Баня для холодной головы. Ельцин открыл дверь в неведомое» (газета «Московский комсомолец»). В этой же газете в комментарии к новости содержался прогноз: «.. .Да, безусловно, в учебниках истории для наших внуков эффектную отставку Ельцина на рубеже тысячелетий выделят полужирным шрифтом».
И только в комментарии к новости об уходе Ельцина в «Независимой газете» (автор - Надежда Кеворкова) была сделана попытка придать этому жесту исторический смысл:
«Отречение от власти, благословение преемника, паломничество к святыням. Лукавый Берендей смахивает слезу и следует сюжету, не им написанному. В русской традиции живо корневое ожидание покаяния власти перед народом. И не менее устойчиво недоверие к любой форме покаяния. Именно поэтому так неуклонно русская мысль обращена в прошлое и работает как пересмотр неизменного БЫЛОГО... Ельцин стал первым отечественным лидером, попросившим прощения добровольно и вне рамок церковной дисциплины. Собственно говоря, среди его предшественников - Иван Грозный, Алексей Михайлович, Пугачев. По сути, только невероятное и немотивированное действие власти может быть оценено обществом положительно. Политическая история не знает таких категорий. Политическая история состоит из фактов, которым пытаются найти объяснение. Юродство в крови русской власти. Юродство, усиленное кощунством от незнания. Покаяния за дела не случилось. Оно могло произойти в 91-м году, было уместным в 93-м, его ожидали в связи с захоронением останков царской семьи, в связи с восстановлением храма Христа Спасителя. Но ничего этого не произошло. Эпоха фарса перемалывает чувство в жест. Сопереживать жесту невозможно - зато его удобно анализировать»1.
В этой статье впервые поступок Ельцина проецируется на подобные действия властителей и известных персонажей в прошлом России. При этом оказывается, что такое подобие имеет относительный характер - это не «событийная рифма», а достаточно уникальный жест, но уникальность эту можно почувствовать лишь в многослойной исторической проекции. Будем считать, что новостной комментарий Кеворковой в «Независимой газете» - это первая попытка представить политическое событие «Уход Б. Ельцина» как событие историческое. Следовательно, способом трансформации любого современного политического жеста или события можно
считать его проекцию на прошлое, проведение исторических параллелей, позволяющих ввести новое событие («новость») в исторический контекст. Вот почему прямая «историзация» ухода Ельцина в «Московском комсомольце» («в учебниках истории... выделят полужирным шрифтом») на самом деле к истории не имеет отношения, являясь риторическим приемом.
Эстетическая стратегия масштабирования новостного нарратива строится по иным законам. Введение новости в ткань художественного текста, коренным образом преображает ее: она начинает существовать по законам фигуративного дискурса, меняя свой новостной статус и свойства (см. об этом статьи В.И. Тюпы и А.В. Корчинского в настоящем номере).
Нас будет интересовать иная эстетическая стратегия - попытка масштабировать новость через ее поэтическое осмысление. Подобную эстетическую практику в течение нескольких лет реализует известный писатель, поэт и журналист Дмитрий Быков (первоначально - с ведущим радио «Коммерсанть-БМ» Андреем Норкиным).
Одним из первых опытов стал эксперимент 2012 г., который назывался то как «Игра в классики», то как «Игра в новости», то как «Новости в классике». Норкин в прямом эфире зачитывал новостные сообщения, а Быков должен был их комментировать, подбирая параллели из художественной литературы. При этом всячески подчеркивался развлекательный характер производимых опытов. Например, в передаче от 4 апреля 2013 г. новость о том, что у мэра Москвы было 6 дирижаблей, Быков комментировал следующим образом: «Я - тучка, тучка, тучка, а вовсе не Лужков. А как приятно тучке под бременем грешков». Далее Норкин спрашивал: «А что нам классика говорит о дирижаблях?» На это следовал ответ: «Последняя большая проза Бабеля это гениальная киноповесть "Старая площадь, 4". Это повествование о том, как старого большевика ставят на безнадежное дело строительства завода дирижаблей под Москвой. Самое удивительное, что в этой киноповести Бабель умудрился протащить главную мысль - эти дирижабли взлетали, но не могли сесть, дирижабли гробились, и там очень точная метафора советской истории: одна комсомолка, такая безумная, заметила, что у этого дирижабля нет связи хвоста с головой, и он не может маневрировать - сигналы "головы" не доходят до "хвоста", такая метафора советского строя.»2. Игровой характер проекта подчеркивался и тем, что талисманом передачи и ее «соведущей» была редакционная кошка Д'Ивуар.
Снижение серьезного до иронической и смеховой модальности позволяло ведущим экспериментальной передачи занять позицию «причастной вненаходимости», в какой-то мере снимая с них авторскую ответственность за происходящее. Но за игровым началом стоял поиск нового жанра, который мог бы придать нейтрально лапидарной новости иное культурное измерение, обнаруживая ее эстетический потенциал. Этот поиск завершился для Быкова поэтической трансформацией новостных сообщений, которую он по сей день реализует в самых разных медиа-форматах. Помимо нашумевшего проекта «Гражданин поэт», известно, например,
его участие в программе телеканала «Дождь» «Ньюзикл "Господин хороший"» 2012-2013 гг., в рамках которой участниками произносились и обсуждались (как в серьезном, так и в травестийном виде) текущие новости (как реальные, так и вымышленные), а затем Быков «резюмировал» повестку дня в виде сатирического стихотворения. По аналогичной модели поэт «комментирует» новости и сегодня - на страницах «Новой газеты» или на портале «Собеседник». Приведем некоторые «свежие» примеры. Вот публикация с сайта издания «Собеседник» за 16 августа 2017 г. Текст включает в себя новость: «Шахматист-оппозиционер Гарри Каспаров, завершивший спортивную карьеру 12 лет назад и уехавший из России 4 года назад "после беседы в Следственном комитете", возвращается в шахматы. Но не в Россию. Он примет участие в турнире в Сент-Луисе»3. Далее следует стихотворение Быкова:
Гарри Кимович, боец, В августе как жахнет: Он вернулся наконец В мир серьезных шахмат. Пусть гордится наша рать Этим смелым шагом: Он отважился играть Под российским флагом. Что Америка - не Трамп И его бригада, Это, слава Богу, штамп, Повторять не надо... <.> Флаг один для всех слоев, Песен и кошмаров: Киселев и Соловьев, Карпов и Каспаров. И героям, и бычью, Догам и дворнягам -Всем стоять в одном строю Под российским флагом. Все мы, грешные, живем Под российским флагом -С нашим бешеным жульем, Нашим злом и благом, Наши подвиги и грех С ним дивят планету: Этот флаг один на всех, А другого нету. Да, Россия - это мы, Сложное единство, Наши страхи и умы,
Подвиги и свинства, И Каспаров, и Немцов, И ГБ с ГУЛАГом... Всем лежать в конце концов Под российским флагом4.
Таким образом, поэтический текст фактически инкорпорируется в текст новости, отчасти повторяя информацию, сформулированную в самом новостном сообщении, отчасти расширяя событийный и смысловой контекст восприятия этой информации. Конечно, вряд ли такие стихи можно отнести к высокой поэзии, но и «стихи на случай» позволяют придать новости символический смысл, а поступку ее персонажа - общекультурное значение. Даже незначительные, проходные новости дают поэту повод для серьезных обобщений (например, Быков пишет пространный стихотворный комментарий к новости от 1 сентября 2017 г., рассказывающей о стремительно теряющем рейтинг президенте Франции Эмманюэле Макроне, который потратил 30 тысяч евро на макияж).
Эстетический эффект мета-рематического продолжения новостного нарратива действует и тогда, когда Быков «переходит на прозу». Например, о смерти Ирины Ратушинской и Даниила Гранина, он написал следующее:
«Ирина Ратушинская и Даниил Гранин умерли почти одновременно. Ей было чуть за шестьдесят, ему - почти сто. Он был патриархом российской литературы, бывшим инженером, она - телевизионным редактором, бывшим диссидентом. Он четыре года воевал, она четыре года отсидела, потом эмигрировала, потом вернулась. Он был человеком спокойным, холодноватым и рассудительным, она - импульсивным и порывистым. Он предпочитал писать - и читать - прозу документальную, она - лирическую. Он вместе с Адамовичем опубликовал хронику блокады, она сотрудничала в "Хронике текущих событий" - диссидентском правозащитном бюллетене. Он был атеистом, она - верующей.
Противоположны они были во всем - в убеждениях, темпераментах, стратегиях. Роднит их не только время смерти, а точней - безвременье, но и литературное одиночество. Гранина - настоящего, зрелого, сложного, времен "Места для памятника", "Однофамильца" и "Картины" - сегодня почти не читают, помнят в лучшем случае "Блокадную книгу" (которую тоже читали немногие - страшно очень) или "Зубра". Мемуарную прозу и ранние стихи Ратушинской помнят единицы. Гранин разделил участь советских писателей, Ратушинская - участь советских диссидентов. Тех и других уважительно вспоминают, но не понимают.»5.
Нетрудно заметить, что эссе Быкова написано по всем законам такого рода прозы и явно ориентируется на известный код парных жизнеописаний Плутарха, который фиксировал похожесть и непохожесть греко-римских биографий. Тем самым факт хронологического совпадения смерти двух соотечественников, становится предметом эстетического осмысле-
ния и встраивается в общекультурный контекст эпохи, обеспечивая массовому потребителю этой новости определенную глубину понимания.
Возникает вопрос, был ли в истории отечественной словесности более ранний прецедент, подобный экспериментам Дмитрия Быкова? На мой взгляд, одна из самых значительных попыток, типологически близких к этим современным практикам, была сделана А.К. Толстым в знаменитой «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). Типологическое сходство состоит в осмыслении факта (экзистенциального, исторического или новостного) как явления потенциально значимого, когда эта значимость превосходит значение самого факта как такового. Способами наращивания такой значимости становятся эстетические инструменты. Повышая культурный вес факта, жеста, поступка, поэт расширяет «культурное тело» события, обеспечивая ему культурное бессмертие. При условии, разумеется, что эстетическая проба будет качественной.
Представляется, что дальнейшее развитие предложенных понятий, таких как масштабирование событий, мета-рематическая перспектива, позволит перейти на цифровой уровень исследования новостного дискурса.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-78-30029).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кеворкова Н. Покаяние президента // Независимая газета. Интернет-портал. 2000. 11 января. URL: http://www.ng.ru/politics/2000-01-11/3_president.html (дата обращения 24.09.2017).
2 Быков Д., Норкин А. Новости в классике [Радиопрограмма] // YouTube-канал радио «Коммерсантъ-FM». 2012. 12 сентября. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=uXK5kp3ZEVE (дата обращения 24.09.2017).
3 Быков Д. Каспаров снова в игре // «Собеседник.Яи». Интернет-издание. 2017. 16 августа. URL: https://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20170816-dmitriy-bykov-kasparov-snova-v-igre (дата обращения 24.09.2017).
4 Быков Д. Каспаров снова в игре // «Собеседник.Яи». Интернет-издание. 2017. 16 августа. URL: https://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20170816-dmitriy-bykov-kasparov-snova-v-igre (дата обращения 24.09.2017).
5 Быков Д. Двое одиноких - Даниил Гранин и Ирина Ратушинская // «Собе-седник.Яи». Интернет-издание. 2017. 12 июля. URL: https://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20170712-dmitriy-bykov-dvoe-odinokih (дата обращения 24.09.2017).
Юрий Львович Троицкий - кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета.
Область научных интересов: история России XIX в., методология историографии, эгоистория как историографическая проблема, коммуникативная дидактика, историческое образование.
E-mail: troitski@gmail.com
Yury Troitsky - Candidate of Philology, Professor of the Department of Theory and History of Humanitarian Knowledge, Institute for Philology and History, Russian State University for Humanities.
Research interests: the Russian history of 19th century, methodology of istoriog-raphy, ego-history as a historiographie problem, communicative didactics, historical education.
E-mail: troitski@gmail.com