Научная статья на тему 'Генезис новости в новостном поле'

Генезис новости в новостном поле Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
518
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / INFORMATION FIELD / НОВОСТНОЕ ПОЛЕ / NEWS FIELD / НОВОСТЬ / NEWS / ГЕНЕЗИС НОВОСТИ / NEWS GENESIS / НОВОСТНАЯ ВОЛНА / NEWS MEDIA THEORY / ТЕОРИЯ НОВОСТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / NEWS-WAVE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курилов Алексей Евгеньевич

В статье анализируется научная рецепция новости и новостного поля, различные теоретические подходы к пониманию природы функционирования новостей. В результате критического обзора сформирована теория генезиса новости в контексте новостного поля, представляющего собой сегмент общего информационного поля как ноосферного феномена. Механизм функционирования новости в поле представлен как распространение новостной волны отражений в системе зеркал. При этом процесс разделен на четыре основных этапа: зарождение новости, детонация в новостном поле, угасание и редукция, растворение в бэкграунде. Каждый этап имеет характерные особенности, свою скорость протекания и свою роль в формировании новостного поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

News Genesis in the News Field

The article analyzes the scientific perception of the news phenomenon and theoretical approaches to the concept of news functioning. As a result of critical review the news genesis theory in the news field representing a segment of the general information field as a noosphere phenomenon is formed. The mechanism of functioning of news in the field is presented as a distribution of news wave of reflections in a system of mirrors. Thus the process is divided into four main stages: origination of news, detonation in a news field, fading and reduction, dissolution in a background. Each stage has characteristic features, the speed of course and its own role in the formation of news field.

Текст научной работы на тему «Генезис новости в новостном поле»

УДК 76.0 ББК 070.1

ГЕНЕЗИС НОВОСТИ В НОВОСТНОМ ПОЛЕ

А.Е. Курилов

Аннотация. В статье анализируется научная рецепция новости и новостного поля, различные теоретические подходы к пониманию природы функционирования новостей. В результате критического обзора сформирована теория генезиса новости в контексте новостного поля, представляющего собой сегмент общего информационного поля как но-осферного феномена. Механизм функционирования новости в поле представлен как распространение новостной волны отражений в системе зеркал. При этом процесс разделен на четыре основных этапа: зарождение новости, детонация в новостном поле, угасание и редукция, растворение в бэкграунде. Каждый этап имеет характерные особенности, свою скорость протекания и свою роль в формировании новостного поля.

Ключевые слова: информационное поле, новостное поле, новость, генезис новости, новостная волна, теория новостной журналистики.

Abstract. The article analyzes the scientific perception of the news phenomenon and theoretical approaches to the concept of news functioning. As a result of critical review the news genesis theory in the news field representing a segment of the general information field as a noosphere phenomenon is formed. The mechanism of functioning of news in the field is presented as a distribution of news wave of reflections in a system of mirrors. Thus the process is divided into four main stages: origination of news, detonation in a news field, fading and reduction, dissolution in a background. Each stage has characteristic features, the speed of course and its own role in the formation of news field.

Keywords: information field, news field, news, news genesis, news-wave, news media theory.

news genesis in the news field

A.E. Kurilov

391

2 I 2015

Преподаватель ^

Понятие «новость» в современной российской журналистике имеет несколько значений, преимущественно сводящихся к двум основным. В первом случае новость рассматривается как специфический жанр или вид журналистского произведения — новостная заметка, которая строится по определенным канонам. Во втором случае «новость» можно определить как «новую, социально значимую информацию».

Оба значения активно используются в профессиональной речи сотрудников российских СМИ, в том числе тех, кто работает именно с новостями в первых рядах — журналистов информационных агентств [1; 2]. Вместе с тем, интерес представляет именно последнее значение, поскольку оно выходит за рамки прикладной журналистики и является, по существу, не только ключевой составляющей работы журналистов, но и важной категорией для общества в целом — феноменом социокультурным, философским и ноосферным.

392 Процесс или технология написания новости как сообщения по сложившимся правилам и принципам описан практически в каждом учебнике или пособии по практической журналистике (примечательно, что для этого процесса задача поиска и формулировки собственно новости является ключевой [3]). Вместе с тем, научная проблема эволюции феномена новости от рождения до «угасания», о новостной среде или о новостном (информационном,) поле, где существуют новости, представлена в научной литературе фрагментарно и требует более пристального внимания.

Целью данной статьи является обобщение и анализ разнообразной по терминологии и методологии научной рецепции феномена новости, его бытия в контексте новостной среды, чтобы на основе проведенного анализа выстроить обобщенную теоретическую схему генезиса новости и модель ее распространения в новостном поле.

О необходимости рассматривать процессы в современном мире на основе подхода, в котором информация играет ключевую роль, пишет специалист в области социологии журналистики Л.Г. Свитич. По ее мысли, информация перестает быть просто абстракцией или совокупностью сигналов, а становится «мировой константой» — сложнейшей динамической, нелинейной, открытой и многосложной системой [4, с. 15]. Такую систему Свитич определяет как сферу или как информационное поле: «Можно выделить среду, сферу существования информации различных типов, или информационное поле, которое обозначалось понятиями эфир, ноосфера - сфера разума» [4, с. 18]. Проблема информационного поля как ноосферного феномена в современном мире получила развитие в философских эссе 2000-2010 гг. (В.И. Каширина и О.В. Кашириной [5, с. 59-63], В.Ш. Халилова и И.В. Халилова [6, с. 13-25]).

По нашему мнению, новость как социокультурный феномен, принимая во внимание концепцию Л.Г. Свитич, философские идеи российских ученых последнего десятилетия, семиотические подходы к изучению текстов различных уровней, не может быть независимым понятием - она включена в информацион-

ное пространство и является его важной составляющей. Таким образом, объектом современного научного исследования должна стать новость, рассматриваемая в контексте поля.

Учитывая, что Свитич в своей работе определяет информационное поле как «сферу существования информации различных типов», во избежание чрезмерного расширения исследуемой области сферу существования новостной информации мы определим как новостное поле. Здесь следует подчеркнуть, что новостное поле является неотъемлемой частью общего информационного поля как сложного ноосферного явления, но ограничено процессами, происходящими в медиасреде, и непосредственно связано с работой и информационными продуктами средств массовой информации.

Решение проблемы генезиса новости в поле требует междисциплинарного подхода, объединяющего в себе методологию разных научных отраслей, поскольку, с нашей точки зрения, феномен новости не будет адекватно раскрыт без привлечения разносторонних теоретических концепций, отражающих его различные составляющие.

Так, жизнь новости на разных этапах и с разных точек зрения рассматривают в своих работах культуролог Л.В. Скворцов и теоретик массовой коммуникации, журналист и филолог В.М. Березин.

Скворцов, описывая деятельность СМИ в контексте процессов в современной культуре, предлагает «теорию детонации», суть которой заключается в непостоянстве и неравномерности движения потока информации [7, с. 20-45]. По его мнению, в

определенный момент времени в информационном поле происходят «информационные толчки», способны изменить поведение значительного количества людей. «Информацию, вызывающую такие сдвиги, можно сравнить с детонацией, заставляющей всех направить внимание в одну точку и изменить образ жизни», пишет Скворцов [7, с. 31].

При этом детонацию может вызвать лишь такое информационное сообщение, которое содержит несколько значимых информационных блоков — или, как их определяет ученый, «квантов информации». При определенном условии такой квант или несколько квантов образуют «информационный пакет», который потенциально способен вызвать возмущение в поле.

По мысли Скворцова, кванты информации могут передаваться в поле с большими промежутками времени, при этом информационный пакет срабатывает («детонирует») только в том случае, когда набралась необходимая для детонации масса квантов. При этом информационные продук- 393 ты СМИ могут напоминать по своей форме пакеты квантов, но оказываться подделками — «информационными хлопушками»: СМИ поставляют информацию не только о произошедших событиях, представляющих непосредственную угрозу, но и об угрозах гипотетических, которые лишь могут нанести потенциальный вред. В результате, как пишет Скворцов, формируется своеобразная «виртуальная реальность», где информация о реальных угрозах и вызовах соседствует с информацией, которая в различной степени удалена от реальности.

2 / 2015

Преподаватель

Работа Скворцова, на наш взгляд, достаточно точно описывает первый этап генезиса новости - ее рождение и становление, однако, оставляет за скобками ее угасание. По нашим наблюдениям, новость рождается подобно фейерверку: первая фаза остается практически невидимой и неразличимой в поле, можно лишь угадывать будущий взрыв; во второй фазе происходит резкое наращивание мощности («детонация»), когда новость становится заметной в новостном поле. В третьей фазе падает скорость расширения новости, ее «энергия» снижается, при этом изменяется ее позиция или положение в поле и она уходит на второй план, уступая место другим новостям. Рассмотрим последний этап подробнее.

Теоретик массовой коммуникации В.М. Березин, говоря о новом как о фундаментальном свойстве массовой коммуникации и о новости бытия, затрагивает вопрос об энтропии информации применительно к журналистике и коммуникативисти-394 ке [8]. В концепции, которую представляет Березин, информация о факте неизбежно проходит несколько стадий в поле. Факт на начальном этапе становится сообщением лишь после процесса фигурации -придания сообщению метафоричности, некого образа или фигуры. «Журналист находит формулу для факта - поставляет сообщение», поясняет ученый.

В развиваемой Березиным теории новость как информация о значимом произошедшем изменении в мире теряется с течением времени в результате ее трансформации в новостном поле. Появление сообщения о факте в

новостном поле превращает его в событие, то есть, как пишет ученый, сообщение ставит событие «в ряд событий подобного рода», происходит его контекстуализация, оценка на фоне других событий. В ходе контекстуа-лизации аудиторией определяется его значимость и важность события, параллельно происходит процесс верификации информации — оценка его достоверности. Так формируется новая информация о факте уже с учетом его оценок и переоценок, которая комментируется в следующем сообщении, и попадает в дальнейший цикл коммуникации.

Таким образом, резюмирует Березин, информация о событии «претерпевает в процессе своего распространения по каналам средств массовой коммуникации сложную цепь превращений, часто удаляющих, а не приближающих нас к сути произошедшего». Иными словами, новость или «пакет квантов» применительно к теории Скворцова искажается, распространяясь и претерпевая изменения в новостном поле.

Рассматривая трансформацию новости на третьем этапе ее генезиса, следует отметить, что параллельно процессу искажения информации происходит также ее редукция.

Лингвист, специалист в области теории текста и исследователь языка СМИ Т.А. ван Дейк в работе «Новостной дискурс» [9], говоря о структуре текста новостного сообщения в СМИ, описывает механизм построения макроструктуры медиатекста, которая складывается в процессе его понимания адресатом. Макроструктура представляет собой последовательность «макропозиций» (macro propositions) — основных, наиболее важных

пропозиций, которые читающий выделяет из текста. Согласно ван Дейку, макропозиции выводятся по ряду правил («макроправил»): правила сокращения, в ходе которого отсекается лишняя информация, правила обобщения, то есть соединения похожих пропозиций, и правила построения — соединения нескольких разных пропозиций: «Мы можем свести страницу романа к нескольким макропозициям; последовательность макропозиций ряда страниц или главы с помощью макроправил также может быть суммирована — и так далее, пока мы не дойдем до самого верха, где одна-две макропозиции подытожат весь текст» (перевод наш - А.К.) [9, с. 43].

Новость в процессе преобразований, проходя цепочку повторов, редуцируется, суммируясь в последующих текстах и теряя подробности в соответствии с макроправилами. Новостное поле аккумулирует информацию о произошедших событиях в редуцированном виде - в виде макропозиций предыдущих текстов новостей («бэкграунд»), а затем эта собранная и обобщенная информация служит, во-первых, базой для фигурации других сообщений о фактах, а во-вторых, источником для появления других новостей.

«Новость может быть источником, эпицентром взрыва новостей, их родоначальником и предтечей. Она может стать в острие пучка, в центр многолучевой звезды новостей, а то и их созвездий», — пишет Березин [8].

Таким образом, новости следуют одна за другой, преломляясь в новостном поле, теряя свои качества как новости с течением времени. Однако представление о новостном поле как о свободном наборе инфор-

мационных квантов, которые в определенных случаях формируют детонационный пакет, было бы, на наш взгляд, неполным без принятия во внимание вектора коммуникации и без учета механизма распространения новостей в системе СМИ.

Советский и российский теоретик информационной глобалистики и теории информации А.Д. Урсул в своих работах пишет о фундаментальном аспекте понятия информации и ее передачи — отражении [10, с. 177184]. Урсул пишет, что «информация в самом общем виде выступает как отражение разнообразия или разнообразие отражения» [10, с. 181]. Отражение при этом определяется как воздействие одной материальной системы на другую, в результате которого устанавливается тождество между системами: внутренние различия одной системы (отражающей) соответствуют внутренним различиям другой системы (отражаемой). Информация здесь становится содержанием отражения, тем, что проводит грань между тождеством и различием двух систем.

Теория отражения, на наш взгляд, может быть применена не только для описания механизма передачи информации, но для описания процесса распространения новостей в новостном поле. Факт, ставший новостью, становится достоянием поля и распространяется в нем за счет восприятия новости одним элементом поля от другого. Так, новостное сообщение на ленте информационного агентства цитируется со ссылкой в ряде других СМИ (фактически копируется без существенных изменений), затем обрастает подробностями и уточнениями, а после этого

395

2 / 2015

Преподаватель

396

эпизодически встречается в будущих медиаматериалах.

В приведенном примере передаваемое - то есть, собственно, новость — передается от источника (информагентство) к получателям (СМИ, которые цитируют сообщение информагентства), затем, оставаясь центральным аспектом журналистского материала, обретает новую форму у получателей второго порядка (например, в крупном телесюжете или репортаже), затем появляется эпизодически у получателей третьего порядка. Наибольшая скорость распространения (потенциальная энергия) у новости — на первом этапе, на втором этапе она слабеет и затем новость исчерпывается и уходит на второй план, угасает, редуцируясь в своеобразную коллективную память поля — в бэкграунд.

Механизм функционирования новостного поля может быть представлен нами как система зеркал, где происходят процессы множественного отражения в сотнях волн разной силы (мощности или потенциала). Волны постоянно пересекаются, дополняются, усиливают или гасят друг друга и затухают с течением времени. При этом каждое СМИ выступает не только как односторонний канал массовой коммуникации (от одного источника к потенциально неограниченной аудитории), но и одновременно как резонатор-ретранслятор «эха», принявший и передавший волну, отразивший чью-то новость.

Волна распространяется от источника по всем направлениям в течение некоторого промежутка времени. Сила и потенциал волны зависят как от самого источника и

его параметров (ключевыми параметрами здесь выступают его место в системе СМИ и охват аудитории), так и от параметров передаваемой новости (ее значимости, способности к детонации). При условии, что источник в новостном поле достаточно заметен, а новость имеет потенциал, будет дан старт волне. При этом такая волна не может распространяться подобно свету в вакууме, она неизбежно будет подвержена описанным нами процессам искажения и редукции, кроме того, подобно волнам на поверхности водоема, она потеряет свою силу с течением времени.

Подводя итоги, выделим четыре этапа генезиса новости. На первом этапе происходит зарождение новости, то есть идет накопление квантов информации в информационный пакет, который потенциально способен сдетонировать. Этот этап может быть по-разному выражен применительно к творческой деятельности журналиста и протекать по времени от нескольких дней, недель и месяцев (в отдельных случаях) до нескольких часов или минут.

На втором этапе новость детонирует, появляется цветок фейерверка, волна получает старт в новостном поле и начинает активно распространяться, отражаясь в различных СМИ и каналах массовой коммуникации. На этот этап приходится пик «мощности» новости, преобладают получатели первого порядка, которые ретранслируют ее практически в неизменном виде. Этот этап самый скоротечный и обычно занимает, в зависимости от значимости новости и дня недели, от часа или нескольких часов до суток.

На третьем этапе начинается процесс угасания новости. Сила волны исчерпывается: информация получила максимальное распространение в новостном поле (максимальный резонанс), и среди получателей, ретранслирующих новость, преобладают получатели второго и третьего порядка. На этом же этапе наиболее сильны процессы трансформации новости — энтропия информации и редукция, однако при этом новость наиболее продуктивна, то есть в наибольшей степени способна становится предтечей других новостей. Для менее срочных и важных новостей второй этап практически сливается с третьим и совпадает с ним по времени. Для более заметных новостей ярко выраженный третий этап может длиться от нескольких часов до нескольких суток.

На четвертом этапе новость перестает активно распространяться в поле в том или ином виде, окончательно трансформируется, редуцируется до одной или нескольких макропозиций и переходит к новому пассивному состоянию — существованию в бэкграунде, в памяти новостного поля. В нем «бывшая новость» может существовать достаточно продолжительный период времени — от нескольких месяцев до нескольких лет.

Описанный в статье генезис новости представляет собой обобщенную модель функционирования сегментов новостного поля и может быть рассмотрен как базисная часть формируемой теории новостной среды, необходимой для современной научной интерпретации такого феномена ноосферы, как информационное поле.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технология новостей от Интерфакса [Текст] / В.В. Герасимов, Р.Б. Ромов, А.А. Новиков и др.; под ред. Ю.А. Погорелого. - М.: Аспект-Пресс, 2011.

2. Вирен, Г.В. Новости современного информационного агентства: принципы создания и отбора, методы оценки [Текст] / Г.В. Вирен. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2012.

3. Васильева, Л.А. Делаем новости! [Текст] / Л.А. Васильева. - М.: Аспект Пресс, 2003.

4. Свитич, Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов: дис. ... д-ра филол. наук в форме научного доклада: 10.01.10 [Текст] / Л.Г. Свитич. - М., 2002.

5. Каширин, В.И. Информационное поле культуры: информационный отбор - цивилизованный выбор: монография [Текст] / В.И. Каширин, О.В. Каширина. - М.: МАКС Пресс, 2008.

6. Халилов, В.Ш. Информационное поле -нематериальная реальность: философское эссе [Текст] / В.Ш. Халилов, И.В. Халилов. - М.: Флинта, 2007.

7. Скворцов, Л.В. Информационная культура и цельное знание [Текст] / Л.В. Скворцов - М.: Изд-во МБА, 2011.

8. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2003 [Электронный ресурс]. -URL: http://evartist.narod.ru/text7/64.htm/ (дата обращения 19.12.2014).

9. Van Dijk, T.A. News as discourse [Text]. -Hillsdale, New Jersey (USA): Lawrence Erlbaum associates, 1988.

10. Урсул, А.Д. Информационная глобалистика как основание глобального мировоззрения [Текст] / А.Д. Урсул // Информация и научное мировоззрение: Сб. статей. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. - С. 177-184.

REFERENCES

1. Berezin V.M., Massovaya kommunikatsiya: sushchnost, kanaly, deistviya, available at: http://evartist.narod.ru/text7/64.htm/ (accessed: 19.12.2014). (in Russian)

2 / 2015

Преподаватель ^

2. Gerasimov V.V., Romov R.B., Novikov A.A. i dr., Tekhnologiya novostei ot Interfaksa, Moscow, 2011. (in Russian)

3. Kashirin V.I., Kashirina O.V., Informatsion-noe pole kultury: informatsionnyi otbor -tsivilizovannyi vybor: monografiya, Moscow, 2008.

4. Khalilov V.Sh., Khalilov I.V., Informatsion-noe pole - nematerialnaya realnost: filosofs-koe esse, Moscow, 2007. (in Russian)

5. Skvortsov L.V., Informatsionnaya kultura i tselnoe znanie, Moscow, 2011. (in Russian)

6. Svitich L.G., Zhurnalizm v sisteme global-nykh informatsionno-kreativnykh protsess-

ov, Abstract of PhD dissertation in Philology, Moscow, 2002. (in Russian)

7. Ursul A.D., Informatsionnaya globalistika kak osnovanie globalnogo mirovozzreniya, in: In-formatsiya i nauchnoe mirovozzrenie: Sb. Statei, Moscow, 2013, pp. 177-184. (in Russian)

8. Van Dijk T.A., News as discourse, Hillsdale, New Jersey (USA): Lawrence Erlbaum associates, 1988.

9. Vasileva L.A., Delaem novosti! Moscow, 2003. (in Russian)

10. Viren, G.V., Novosti sovremennogo infor-matsionnogo agentstva: printsipy sozdaniya i otbora, metody otsenki, Moscow, 2012. (in Russian)

Курилов Алексей Евгеньевич, аспирант, кафедра русской литературы, Институт филологии и иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, dragonimago@gmail.com Kurilov A.Eu., Post-graduate Student, Russian Literature Department, Institute of Philology and Foreign Languages, Moscow State Pedagogical University, dragonimago@gmail.com

398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.