УДК 81.139
И. А. Тортунова
Новость как разновидность PR-текста в современной деловой прессе
Статья посвящена лингвистическому анализу современных новостных текстов, ярким примером которых являются новостные сообщения в деловых изданиях. Автор представляет историю термина «деловая пресса», а также обращается к содержанию терминов-синонимов - «специальные издания», «профессиональная пресса», «специализированные издания», «издания для профессиональных и социальных групп», «отраслевые издания». В работе дано описание основных признаков и функций деловой прессы. Так, внимание акцентируется на отличительных чертах данного вида печатных СМИ - объективности, достоверности предоставляемой информации, оперативности. Особое внимание уделяется анализу новостных статей как неотъемлемой составляющей содержания современного делового издания, особенностям их составления, специфике подачи информации.
Ключевые слова: деловая пресса, деловая коммуникация, новостной текст, деловой и новостной дискурс. I. A. Tortunova
News as a type of PR-text in the modern business press
Abstract: the Article deals with linguistic analysis of contemporary news texts, a vivid example of which are the news reports in business publications. The author presents the history of the term "business press", and refers to the content of the terms-synonyms - "special edition", "professional press", "specialised publications", "publications for professional and social groups", "industry publication". The work describes the main characteristics and functions of the business press. So, the emphasis is on the distinctive features of this type of print media - objectivity, reliability of information, timeliness. Special attention is paid to the analysis of news articles, as an integral part of the content of modern business publications, features of their construction, the specifics of presenting information.
Key words: business media, business communication, news text business and news discourse.
Информационная и аналитическая функции речевой деятельности, реализующиеся во всех видах и типах СМИ, являются важнейшей отличительной чертой деловой прессы. Отслеживая, собирая, записывая и анализируя информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, обеспечивающую информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (журналистских, статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.), авторы бизнес-изданий ставят своей целью создание информационного поля, способствующего развитию бизнеса.
Деловую речевую коммуникацию, разновидностью которой является бизнес-пресса, отличают тематика, приемы подачи и методы обработки информации, стилистика, фактологическая и документальная основа материалов. Определенная читательская аудитория, набор жанров, ракурс подачи информации и ее строгий тематический отбор являются системными признаками
© Тортунова И. А., 2016
бизнес-прессы. Несмотря на системное научное изучение СМИ данного формата [1; 3; 5; 6; 7; 10; 11; 13; 14; 17; 18; 19; ; 21], до сих пор не существует единых критериев, позволяющих отнести издание к деловой прессе. Очевидно, что к ней относится широкий спектр изданий разного типа (газеты, журналы, бюллетени, альманахи), не только помогающих бизнес-коммуникации, но и обеспечивающих потребителей специальной профессиональной информацией, объединяющей людей в том числе по профессиональным интересам.
Устойчивый научный интерес к подобному типу изданий не кажется случайным. Появившаяся в ХУП-ХУШ в. («Труды Вольного экономического общества», «Комментарии», «Экономический магазин»), типологически оформившаяся в XIX столетии («Технологический журнал», «Журнал мануфактур и торговли», газеты «Купец», «Биржевые ведомости», «Торговый сборник», «Финансовое обозрение», «Жизнь и хозяйство», «Железнодорожное дело», «Вестник фи-
нансов промышленности и торговли», «Экономист», «Экономический журнал», «Русский лесопромышленник», «Русское экономическое обозрение», «Деньги» и др.), деловая пресса оставалась важной разновидностью печатных СМИ и в советский период («Известия Высшего народного хозяйства», «Экономическая жизнь», «Экономические науки», «Экономическая газета», «Советская Россия», «Правда», «Известия», «Социалистическая индустрия»). Свое второе рождение отечественная деловая периодика пережила в 1990-е гг., когда, в связи со сменой внутриполитического режима, в стране значительно расширился круг читателей, вовлеченных в экономические и деловые проблемы. В это время появились издания и сегодня определяющие лицо деловой прессы: газеты «Коммерсантъ», «Экономическая газета», «Российская бизнес-газета», «Ведомости», «Деловой Петербург», «Сегодня», «РБК-daily» и журналы «Эксперт», «Деньги», Профиль», «Власть»» «Экономист», «Деловые связи», «Журнал для акционеров», «Карьера», «Компания», «Однако», «Секрет фирмы», «Бизнес журнал», российские версии «Forbes», «BusinessWeek», «StartMoney» и др.
Деловая пресса предоставляет анализ глобальных событий в стране и их влияние на экономическую жизнь общества, обеспечивает читательскую аудиторию необходимой оперативной информацией, формирует идеологию бизнеса, распространяет деловой опыт. Именно поэтому ведущей функцией деловых СМИ является социальная, позволяющая, как утверждает Т. Б. Назарова, обеспечить бизнес-коммуникацию, поскольку в «основе делового общения лежит взаимный интерес к получению прибыли» [16, с. 44].
Количество СМИ, представляющих собой деловую прессу, растет, поэтому актуален вопрос о типизации и классификации разновидностей (видов) бизнес-прессы. Одной из них являются СМИ «для профессионалов» (ср.: «специальные издания», «профессиональная пресса», «специализированные издания», «издания для профессиональных и социальных групп», «отраслевые издания»). В современной периодике широко представлены издания, ориентированные на представителей разных профессиональных сообществ, удовлетворяющие информационные потребности читателей разного уровня профессиональной подготовленности. Например, газеты и журналы «Главбух», «Финансовый директор», «Упрощен-ка», «Учет. Налоги. Право», «Зарплата», «Расчет» адресованы в первую очередь бухгалтерам и
финансистам. Для IT-специалистов издаются «Chip», «Хакер», «Системный администратор», «Мир ПК», «Директор информационной службы», «Информационная безопасность», «Радио», «Открытые системы», «Первая миля». Специализированные научные издания - «Вопросы литературы», «Вестник МГУ», «Вопросы филологии», «Филология и человек», «Вестник философии» и др. - ориентированы на ученых-филологов. А адресатами изданий «Первое сентября», «Русский язык в школе», «Наша школа», «Семья и школа» являются школьные учителя.
Названия изданий, предназначенных для представителей разных специальностей, как правило, прямо отсылают к профессиональной деятельности адресата, что связано с форматом изданий, во многом соответствующих специфике делового общения. Как правило, изданиям «для профессионалов» присущи строгость композиции, соблюдение основных правил официально-делового стиля общения. Так, в постоянных рубриках, например, в письме редактора, представляющем собой разновидность деловой коммуникации, наблюдается активное обращение к формулам вежливости и штампам речевого этикета.
Не менее интересной представляется и другая разновидность деловой прессы - корпоративные издания - печатные СМИ, созданные для реализации маркетинговых задач и являющиеся в том числе PR-инструментом, позволяющим воздействовать на потребительскую аудиторию (как внутреннюю, так и внешнюю) и доносить до нее необходимую информацию. Издания могут отличаться по: 1) способу распространения информации (печатное, электронное); 2) смысловому содержанию (быть в первую очередь рекламным, информационным или узкотематическим, то есть предназначаться для очень узкого круга профессионалов); 3) по ориентированности на внешнюю и внутреннюю аудиторию; 4) техническим характеристикам. Эти базовые признаки позволяют выделить основные типы корпоративных изданий. Например, клиентские - ориентированные на внешнюю аудиторию, клиентов компании, или внутрикорпоративные - те, адресатом которых являются сотрудники. Аудитория, а также отношения между адресантом и адресатом, являются важнейшими фактором, позволяющими выделять разновидности корпоративных изданий. Разный статус адресата определяет жанровое своеобразие, информационную основу и способы отбора информации для корпоративных изданий.
Наиболее идеальной представляется трехуровневая модель контента корпоративного издания: оперативное освещение актуальных проблем компании, материалы о сотрудниках компании и материалы стратегического характера, связанные с освещением политики, проводимой компанией, носящие, в том числе, и разъяснительный характер (например, в случае кризисного PR). Особую роль при создании корпоративного издания играет стилистика текста, непосредственно связанная с PR-стратегиями, проводимыми компанией.
Информирование, формирование положительного имиджа, создание доверительных и надежных партнерских взаимоотношений являются одними из основных PR-задач, основывающихся на своевременном предоставлении актуальной и объективной информации. В связи с этим нельзя не отметить высокой информативной и новостной насыщенности корпоративных изданий. Новостные материалы разных жанров являются значительной частью содержания деловых изданий.
Новости являются одним из старейших жанров журналистики. Как известно, ActadшmapopuПromaш («Ежедневные дела римского народа»), носившие информативно-новостной характер рукописные свитки, распространявшиеся в городах Древнего Рима, стали прообразом современных СМИ. Указы императора и сообщения о событиях государственного масштаба составляли содержание первой печатной газеты «Столичный вестник», издававшейся в Китае в VIII в. «Вестовые письма» или «столбцы», первые рукописные отечественные газеты, появились при Михаиле Федоровиче Романове (1613). Переводные новостные заметки из европейской прессы дополнялись в них донесениями дипломатов и купцов. Тематика новостей в российских газетах расширилась в 1702 г., когда по указу Петра I была создана первая печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах», освещавшая и события внутренней политики. Активное развитие системы средств массовой информации повлекло за собой появление новых средств информирования - журналов, радио, телевидения, интернета. Но в любом типе СМИ, любом его формате представлена определенная жанровая разновидность новостных текстов. Как утверждает В. Третьяков, «исторически сложились и в практической журналистике сепариро-
вались от второстепенных как наиболее экономичные и эффективные всего четыре основных (главных) классических жанра журналистских материалов. Это информация, репортаж, интервью и статья». Под информацией исследователь понимает «сообщение о только что случившемся или в силу иных причин актуальном событии» [21, с. 596].
Информация / новость является основой целого ряда жанровых форм, описанных современными исследователями жанровой структуры журналистских текстов (см.: новость, новостная заметка, событийная заметка, новостная статья, информационная заметка, информационное сообщение, информационная корреспонденция [1; 2; 5; 6; 7; 11; 13; 17; 19; 20; 21]).
На основе новостей создаются журналистские материалы аналитического и развлекательного характера. По мнению многих исследователей, оперативность, актуальность, востребованность являются отличительными признаками новости [17, с. 35]. Информация, представляемая в новостях, превышает то, что известно адресату. Специфика сочетания фактологической, превентивной, вероятностной и нормативной информации [19, с. 54-60] определяет структуру и композицию новостных текстов, одной из важных разновидностей которых является пресс-релиз - текстовое сообщение, содержащее материалы для срочной публикации новости, предназначенное для работников СМИ. Требования, предъявляемые к пресс-релизу, предполагают несколько вариантов композиционной организации текста. Пресс-релиз может не иметь заголовка. Важнейшим отличительным признаком жанра является способ подачи информации. В первом предложении содержится непосредственно новость. В грамотно составленном пресс-релизе читатель (журналист или редактор) найдет ответы на информационные вопросы именно в первом предложении. Дальнейший текст релиза представляет собой постепенное разворачивание новости - сообщение деталей, подробностей, мнений, оценок.
IV Петербургский Международный юридический форум пройдет с 18 по 21 июня 2014 г. Это уникальное событие на российском юридическом рынке уже четвертый год подряд соберет на одной площадке около 3 000 практикующих юристов из всех стран мира для обсуждения наиболее актуальных событий и трендов. Среди участников форума - представители всех юридических специализаций, органов государственной власти и бизнеса, а также образовательных и
социально-культурных учреждений. В программе форума более 50 дискуссионных сессий, организованных в 9 тематических треков.
Форум предлагает исключительные возможности для общения и налаживания новых деловых контактов. Круглые столы, мастер-классы и разнообразные сателлитные мероприятия позволяют обменяться опытом с коллегами из разных стран, получить передовую информацию от признанных экспертов и лидеров мнений, задать вопросы регуляторам и узнать о новейших тенденциях в правовой сфере. Регистрация открыта на сайте www.spblegalforum.ru.
Данный пример (как и другие) взят из газеты «эж-Юрист», являющейся интересным по изданию форматом. В ней ярко выражены черты деловой прессы: газета освещает политические и экономические вопросы и ориентирована на читателя-юриста. Внимание, уделяемое профессиональной деятельности адресата, выражено в названии издания, в материалах, публикуемых в издании. Так, например, на страницах газеты обсуждаются законы, законопроекты и возможные последствия их принятия. Как корпоративное издание, адресованное узкому кругу специалистов, «эж-Юрист», с одной стороны, создает образ юриста - грамотного, целеустремленного, образованного, солидного, степенного, готового помочь советом. С другой стороны, в материалах, представленных в издании, находит отражение и действительная картина мира, связанная с жизнью и деятельностью юриста в России. И это отражается в жанровой специфике материалов, большую часть которых можно отнести к новостным, задача которых - фиксировать и беспристрастно излагать факты. Часто новость не только является информационной основой материала, но и становится его названием. Например, Борьба за звание лучшего юриста уже началась
В первый день осени стартовал Всероссийский конкурс «Понтифик - 2013», которому оказывает информационную поддержку газета «эж-Юрист».
Каждый практикующий юрист может зайти на официальный сайт конкурса www.pontifik.ru и до 14 октября пройти тестирование. Всем участникам предлагается за 30 минут ответить в онлайн-режиме на 10 вопросов из разных областей права:
• конституционное право;
• римское право;
• гражданское право;
• уголовное право;
• корпоративное право;
• арбитражный процесс.
Вопросы разбиты на три группы по уровню сложности (простой, средний и сложный) и выбираются в случайном порядке из общей базы. За каждый правильный ответ дается определенное количество баллов. В совокупности участник может набрать максимум 44 балла, и это будет его проходным билетом во второй тур, представляющий собой однодневное решение письменных заданий. Он состоится 25 октября одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. Только 45 конкурсантов со всей России пройдут в финал и сразятся за звание лучшего юриста по результатам конкурса, письменно ответив на три вопроса (при этом можно пользоваться системой КонсультантПлюс). Все задания составлены членами конкурсной комиссии, именно они и оценят работы конкурсантов и определят призеров. Их имена будут озвучены на торжественной церемонии награждения, которая состоится 22 ноября в отеле «Марриотт». Там призеры получат дипломы и памятные призы от организатора и партнеров конкурса.
Одним из критериев внутрижанрового деления новостных материалов является объем. Так, информационное сообщение может состоять из одного предложения, в котором сформулирована сама новость: В первый день осени стартовал Всероссийский конкурс «Понтифик - 2013», которому оказывает информационную поддержку газета «эж-Юрист».
Новостная статья, предполагающая больший объем, содержит детали и подробности. Неслучайно, Т. А. ван Дейк [4, с. 17], утверждает, что предоставление наиболее важной информации в начале сообщения и дальнейшее ее разворачивание - непременное условие создания текста новости. Тот же «принцип перевернутой пирамиды» положен в основу новостных РЯ-текстов, в первую очередь, пресс-релиза.
«эж-Юрист» на XIIмежрегиональном форуме деловых услуг в Красноярске 24-26 октября 2013 года в МВДЦ «Сибирь» (Красноярск, ул. Авиаторов, 19) состоится XII межрегиональный форум деловых услуг, в рамках которого пройдут выставки «Предпринимательство Сибири» и «ГОСЗАКАЗ. Сибирь», а также будет работать масштабная конгресс-ная площадка. Информационную поддержку окажет газета «эж-Юрист».
По словам депутата Законодательного собрания Красноярского края В. Зубарева, форум
уникален тем, что предприниматели могут получить в одном месте все необходимые консультации и услуги, а это, в свою очередь, способствует эффективному развитию уже существующего бизнеса или становлению нового.
Для удобства участников и посетителей экспозиция форума разделена на две части: «Предпринимательство Сибири» - кредитование бизнеса, демонстрация бизнес-услуг, помощь предпринимателям в эффективном использовании средств и поиске своего места в современном рыночном пространстве; «ГОСЗАКАЗ. Сибирь» - площадка, позволяющая найти для предприятия новые заказы, получить квалифицированную помощь профессиональных специалистов по госзаказу.
Именно на экспозиционной площадке будут представлены все виды услуг для бизнеса (банковские, страховые, юридические, консалтинговые, маркетинговые, рекламные, бухгалтерские и аудиторские); рекрутмент, информационные бизнес-системы. Ключевым разделом станет ярмарка кредитов, где ведущие банки России предложат предпринимателям различные варианты выгодных кредитов на открытие и развитие бизнеса.
В деловую программу форума войдут специализированные конференции, консультации для предпринимателей, семинары для бухгалтеров, тематические круглые столы. Форум деловых услуг с каждым годом активно растет. Так, в 2012 году экспозиция стала на 30 % больше, чем в 2011-м. При этом число экспонентов увеличилось почти на 20 %: если в 2011 году их было чуть более 100, то в 2012-м - уже 123.
Данный пример демонстрирует гармоничное сочетание разных типов информации, способствующее реализации PR-задач, - фактологической, вероятностной, превентивной, нормативной и оценочной. Последний тип информации не обязателен для пресс-релиза, однако в данном случае он придает тексту художественность и эмоциональность, благодаря чему автор не выглядит отстраненным.
Деловая коммуникация, определяющая отношения между корпоративным изданием и его аудиторией, - процесс сложный, включающий в себя работу во многих жанрах и формах (мониторинг прессы, пресс-конференция, информационный и аналитический отчеты, деловую переписку), но основанный в первую очередь на работе с новостями и информацией. Востребованность информационных и новостных PR-текстов объясняется их необходимостью для деловых
изданий, актуальностью, независимо от разновидности PR-деятельности.
Библиографический список
1. Бекасов, Д. Корреспонденция, статья -жанры публицистики [Текст] / Д. Бекасов. - М., 1972.
2. Бочаров, А. Г. Основные принципы типологии современных журналов [Текст] /
A. Г. Бочаров // Вестник Московского университета. - 1973. - № 3. - (Журналистика).
3. Валгина, Н. Теория текста [Текст] / Н. Вал-гина. - М., 2004.
4. Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. Ван Дейк. - М., 1989.
5. Воскобойников, Я., Юрьев, В. Журналист и информация [Текст] / Я. Воскобойников,
B. Юрьев. - М., 1993.
6. Газетные жанры [Текст]. М., 1971.
7. Гребенина, А. Обзор печати: Проблемы теории жанра [Текст] / А. Гребенина. - М., 1980.
8. Засурский, Я. Н. Переход к рынку и кризис прессы [Текст] / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. - 1991. - № 1. -(Журналистика).
9. История мировой журналистики [Текст] /
A. Г. Беспалова [и др.]. - Ростов н/Д., 2003.
10. Коппервуд, Р., Нельсон, Р. Как преподносить новости [Текст] / Р. Коппервуд, Р. Нельсон. - М., 1998.
11. Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / С. Г. Кор-коносенко. - СПб, 2000.
12. Корнилов, Е. А. Типология журналистики. Вопросы методологии и истории [Текст] / Е. А. Корнилов. - Ростов н/Д., 1987.
13. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете [Текст] / Э. А. Лазарева. - Свердловск, 1989.
14. Лазутина, Г. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Г. Лазутина. -М., 2000.
15. Лисовский, Н. М. Русская периодическая печать 1703-1900 годов [Текст] / Н. М. Лисовский. - СПб., 1915.
16. Назарова, Т. Б., Буданова, В. В. Семиотика коммуникантов в деловом общении на английском языке [Текст] / Т. Б. Назарова,
B. В. Буданова // Язык. Сознание. Коммуникация. - Вып. 32. - М., 2006.
17. Пельт, В. Информация в газете [Текст] / В. Пельт. - М., 1980.
18. Солганик, Г. Язык газеты [Текст] / Г. Солганик. - М., 1998.
19. Тертычный, А. Жанры периодической печати [Текст] / А. Тертычный. - 2002.
20. Типология периодической печати [Текст] / М. Е. Аникина [и др.]. - М., 2009.
21. Третьяков, В. Как стать знаменитым журналистом [Текст] / В. Третьяков. - М., 2004.
Bibliograficheskij spisok (in Russ)
1. Bekasov, D. Korrespondencija, stat'ja - zhanry publicistiki [Tekst] / D. Bekasov. - M., 1972.
2. Bocharov, A. G. Osnovnye principy tipologii sovremennyh zhurnalov [Tekst] / A. G. Bocharov // Vestnik Moskovskogo universiteta. - 1973. - № 3. -(Zhurnalistika).
3. Valgina, N. Teorija teksta [Tekst] / N. Valgina. -M., 2004.
4. Van Dejk, T. A. Jazyk. Poznanie. Kommunikacija [Tekst] / T. A. Van Dejk. - M., 1989.
5. Voskobojnikov, Ja., Jur'ev, V. Zhurnalist i informacija [Tekst] / Ja. Voskobojnikov, V. Jur'ev. -M., 1993.
6. Gazetnye zhanry [Tekst]. M., 1971.
7. Grebenina, A. Obzor pechati: Problemy teorii zhanra [Tekst] / A. Grebenina. - M., 1980.
8. Zasurskij, Ja. N. Perehod k rynku i krizis pressy [Tekst] / Ja. N. Zasurskij // Vestnik Moskovskogo universiteta. - 1991. - № 1. -(Zhurnalistika).
9. Istorija mirovoj zhurnalistiki [Tekst] / A. G. Bespalova [i dr.]. - Rostov n/D., 2003.
10. Koppervud, R., Nel'son, R. Kak prepodnosit' novosti [Tekst] / R. Koppervud, R. Nel'son. - M., 1998.
11. Korkonosenko, S. G. Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [Tekst] / S. G. Korkonosenko. - SPb, 2000.
12. Kornilov, E. A. Tipologija zhurna-listiki. Voprosy metodologii i istorii [Tekst] / E. A. Kornilov. - Rostov n/D., 1987.
13. Lazareva, Je. A. Zagolovok v gazete [Tekst] / Je. A. Lazareva. - Sverdlovsk, 1989.
14. Lazutina, G. Osnovy tvorcheskoj dejatel'nosti zhurnalista [Tekst] / G. Lazutina. - M., 2000.
15. Lisovskij, N. M. Russkaja periodicheskaja pechat' 1703-1900 godov [Tekst] / N. M. Lisovskij. -SPb., 1915.
16. Nazarova, T. B., Budanova, V. V. Semiotika kommunikantov v delovom obshhenii na anglijskom jazyke [Tekst] / T. B. Nazarova, V. V. Budanova // Jazyk. Soznanie. Kommunikacija. - Vyp. 32. - M., 2006.
17. Pel't, V. Informacija v gazete [Tekst] / V. Pel't. - M., 1980.
18. Solganik, G. Jazyk gazety [Tekst] / G. Solganik. - M., 1998.
19. Tertychnyj, A. Zhanry periodicheskoj pechati [Tekst] / A. Tertychnyj. - 2002.
20. Tipologija periodicheskoj pechati [Tekst] / M. E. Anikina [i dr.]. - M., 2009.
21. Tret'jakov, V. Kak stat' znamenitym zhurnalistom [Tekst] / V. Tret'jakov. - M., 2004.
Дата поступления статьи в редакцию: 14.01.2016 Дата принятия статьи к печати: 29.02.2016