Научная статья на тему 'НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ДЕСТИНАЦИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ'

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ДЕСТИНАЦИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
374
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИСТСКИЙ БРЕНД / ТУРИЗМ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горошко Н.В., Пацала С.В.

В современном мире стремительно возрастает интерес к одному из наиболее трендовых направлений туризма - гастрономическому туризму. И хотя отечественный гастротуризм по сути только формируется, динамика и наличие мощных драйверов позволяют судить об огромном потенциале для его формирования как в России в целом, так и в регионах страны. При этом гастрономические возможности российских регионов еще предстоит раскрывать и развивать. Сегодня проблемы с развитием и продвижением гастрономического туризма в нашей стране связаны с большой территорией государства и часто с отсутствием координации в деятельности участников рынка. Редким является продвижение национального продукта с акцентом на уникальность своего предложения. В основном многие регионы России, стремясь ухватиться за модный тренд гастротуризма, продвигают схожие продукты. Новосибирская область также проявляет активный интерес к становлению на своей территории гастрономического туризма. Среди доводов в пользу его развития в основном приводится потенциал, которым, якобы, обладает область. В классическом гастрономическом туре основной или одной из основных мотиваций для совершения поездки является знакомство с кулинарией и традициями местности как средствами постижения ее истории и культуры. Чтобы гастрономия играла ключевую роль в туре, она должна составлять основу его программы. А потому важнейшей задачей в развитии регионального гастротуризма является формирование уникального регионального продукта. Однако Новосибирская область сегодня неизвестна как гастрономическое направление на рынке этого вида туризма. В статье на основе аналитических методов исследования (в частности, с использованием инструментов SWOT-анализа) дана оценка факторов, оказывающих воздействие на формирование и развитие гастрономического туризма в Новосибирской области. Определены проблемы и отмечены преимущества региона в развитии регионального туристского гастрономического предложения на российском рынке туристических услуг. Авторы предприняли попытку оценить реальные возможности превращения Новосибирской области в одно из направлений гастрономического туризма в России. На основании результатов анализа сделан вывод, что в имеющихся сегодня в регионе условиях возможные перспективы гастрономического туризма как самостоятельного направления трудно считать серьезными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVOSIBIRSK REGION AS A GASTRONOMIC TOURISM DESTINATION: REALITY OR ILLUSION

In the modern world, there is a rapidly growing interest in one of the most trending areas of tourism - gastronomic tourism. And although domestic gastrotourism is in fact only being formed, the dynamics and the presence of powerful drivers allow us to judge the huge potential for its formation both in Russia as a whole and in its regions. At the same time, the gastronomic possibilities of the Russian regions have yet to be revealed and developed. Today, problems with the development and promotion of gastronomic tourism in our country are associated with a large territory of the state and often with a lack of coordination in the activities of market participants. It is still a rare phenomenon to promote a national product with an emphasis on the uniqueness of its offer. Basically, many regions of Russia, in an effort to grasp the fashionable trend of gastrotourism, promote similar products. The Novosibirsk region also shows an active interest in developing gastronomic tourism in its territory. Among the arguments in favor of its development the regional’s potential is mainly cited. In a classic gastronomic tour, the main or one of the main motives is to get acquainted with the cooking and traditions of the area as a means of comprehending its history and culture. In order for gastronomy to play a key role in the tour, it should form the basis of its programme. Therefore, the most important task in the development of regional gastrotourism is the formation of a unique regional product. However, the Novosibirsk region is unknown today as a gastronomic destination in the market of this type of tourism. In the article, based on analytical research methods (in particular, using SWOT analysis tools), an assessment of the factors influencing the formation and development of gastronomic tourism in the Novosibirsk region is given. The authors identify the problems and the advantages of the region in the development of the regional tourist gastronomic offer in the Russian market of tourist services. The authors made an attempt to assess the real possibilities of turning the Novosibirsk region into one of the directions of gastronomic tourism in Russia. Based on the results of the analysis, the authors conclude that under the current conditions in the region, the possible prospects of gastronomic tourism as an independent direction can hardly be considered as substantial.

Текст научной работы на тему «НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ДЕСТИНАЦИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2023.1.23 УДК 338.48(571)+332.1+91(571)

Н.В. Горошко, С.В. Пацала

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК ДЕСТИНАЦИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ

В современном мире стремительно возрастает интерес к одному из наиболее трендовых направлений туризма - гастрономическому туризму. И хотя отечественный гастротуризм по сути только формируется, динамика и наличие мощных драйверов позволяют судить об огромном потенциале для его формирования как в России в целом, так и в регионах страны. При этом гастрономические возможности российских регионов еще предстоит раскрывать и развивать. Сегодня проблемы с развитием и продвижением гастрономического туризма в нашей стране связаны с большой территорией государства и часто с отсутствием координации в деятельности участников рынка. Редким является продвижение национального продукта с акцентом на уникальность своего предложения. В основном многие регионы России, стремясь ухватиться за модный тренд гастро-туризма, продвигают схожие продукты. Новосибирская область также проявляет активный интерес к становлению на своей территории гастрономического туризма. Среди доводов в пользу его развития в основном приводится потенциал, которым, якобы, обладает область.

В классическом гастрономическом туре основной или одной из основных мотиваций для совершения поездки является знакомство с кулинарией и традициями местности как средствами постижения ее истории и культуры. Чтобы гастрономия играла ключевую роль в туре, она должна составлять основу его программы. А потому важнейшей задачей в развитии регионального гастро-туризма является формирование уникального регионального продукта. Однако Новосибирская область сегодня неизвестна как гастрономическое направление на рынке этого вида туризма.

В статье на основе аналитических методов исследования (в частности, с использованием инструментов Б^ЭТ-анализа) дана оценка факторов, оказывающих воздействие на формирование и развитие гастрономического туризма в Новосибирской области. Определены проблемы и отмечены преимущества региона в развитии регионального туристского гастрономического предложения на российском рынке туристических услуг. Авторы предприняли попытку оценить реальные возможности превращения Новосибирской области в одно из направлений гастрономического туризма в России. На основании результатов анализа сделан вывод, что в имеющихся сегодня в регионе условиях возможные перспективы гастрономического туризма как самостоятельного направления трудно считать серьезными.

Ключевые слова: гастрономический туризм, гастрономический туристский бренд, туризм в Новосибирской области, региональная экономика, экономика Новосибирской области.

Введение. Гастрономический туризм в России в целом и в регионах страны находится на этапе формирования. Ключевыми предпосылками его развития являются: наличие разнообразного природно-ресурсного потенциала, яр-

© Горошко Н.В., Пацала С.В., 2023 Горошко Надежда Владимировна - канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, регио-новедения и туризма ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры гигиены и экологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: goroshko1@mail.ru.

Пацала Сергей Викторович - старший преподаватель кафедры географии, регионоведе-ния и туризма ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: s-pacala@mail.ru.

кая палитра национальных кухонь, богатство культурно-исторического наследия, организация крупных международных и региональных мероприятий.

Спрос на экскурсионные туры гастрономической направленности увеличивается в нашей стране в среднем на 17 % в год. Среди организованных туристов наиболее востребованы такие «гастрономические» активности, как винные и сырные дегустации, посещение местных крестьянских хозяйств и продовольственных рынков, кулинарных мастер-классов и ресторанов авторской кухни.

Гастрономические туры в силу своей комплексности не могут быть дешевыми и не являются массовым продуктом. Основная аудитория потребителей здесь -обеспеченные туристы. В 2021 г. средний чек гастрономического путешествия 5 дней / 4 ночи составил на одного туриста в нашей стране 70 тыс. руб. Основной формат гастрономического туризма - индивидуальные VIP и премиальные туры под запрос. Однако растет и доля небольших туристских групп «по интересам», включающих тех, кто пока не имеет возможности приобрести индивидуальную программу, но активно интересуется вопросами гастрономии и кулинарии [1].

В большинстве специализированных источников информации указывают четыре направления гастрономического туризма (рис. 1). Ряд авторов выделяет еще образовательное направление, сочетающее путешествие с получением определенных навыков в области кулинарии [2].

Рис. 1. Основные направления гастрономического туризма (составлено авторами по [2])

Классический гастрономический тур предполагает участие в нескольких активностях, включающих производственные экскурсии соответствующей тематики (посещение местных виноделен, кондитерских, сыроварен и т.п.), гаст-рошоппинг, дегустации, встречи с шеф-поварами, образовательные мероприятия (лекции, конкурсы, мастер-классы, гастрономические музеи). Цель гастро-

номических туров не ограничивается банальной дегустацией блюд. Она позволяет через кулинарные пристрастия составить собственное представление о регионе. Туристы могут узнать народные традиции, кулинарные блюда и продукцию, технологию выращивания сельскохозяйственных культур, особенности употребления продуктов, правила сервировки и этикета.

На туристском рынке Новосибирская область неизвестна как гастрономическое направление. В настоящее время активно обсуждается вопрос развития гастрономического туризма в регионе. Среди аргументов в пользу его развития в основном приводится потенциал, которым, якобы, обладает область. Однако серьезного изучения требуют следующие вопросы:

1. Какие направления гастрономического туризма могут получить развитие в регионе: сельский, экологический, деловой, ресторанный, образовательный, событийный (фестивальный), культурно-познавательный?

2. Какими возможностями для их реализации обладает территория?

3. На каких платформах данные направления гастрономического туризма могут быть реализованы и насколько они эффективны?

4. Основу гастрономического туризма составляют туристские гастрономические бренды. Какими гастрономическими (продуктовыми) брендами обладает регион и можно ли их считать таковыми; способны ли они представить уникальность региона на туристской гастрономической карте России и мотивировать к гастрономическим путешествиям в Новосибирскую область?

5. На что сделать ставку в развитии регионального гастрономического туризма или с чего начать этот путь: популяризации региональной кухни или местной пищевой продукции? Что обусловливает необходимость формирования туристского гастрономического бренда, определяющего гастрономическую идентичность региона?

6. Какие меры необходимо реализовать и какие ресурсы консолидировать с целью формирования предложения Новосибирской области на рынке гастрономического туризма?

Важно понимать, что только комплексное решение данных вопросов, понимание их взаимосвязи может дать ответ на главный вопрос: есть ли перспективы для развития гастрономического туризма в регионе либо это не более чем иллюзия. Это определило цель исследования - выявить возможности развития гастрономического туризма в Новосибирской области.

Основная часть. Ключевой составляющей гастрономического продукта территории является местная кухня. В своей работе «Русская гастрономическая культура в развитии региональных брендов» В.Г. Ден уделяет внимание вопросу сравнения понятий «местная кухня», «национальная кухня» и «региональная кухня». Блюда региональной кухни адаптируются под природные условия и ресурсы конкретной территории, вбирают в себя аутентичные ингредиенты. Национальные блюда также приобретают выраженные региональные различия в наборе ин-

гредиентов, технике и технологии приготовления, формах подачи, приобретая внутри одной страны множество вариаций, отражая идентичность территории и выступая в качестве ее гастрономического бренда. Тогда региональные кухни служат более эффективным средством познания аспектов культуры и способом понимания национального характера, менталитета и истории [3].

Сибирская гастрономия исторически формировалась в условиях необходимости выживания в суровых климатических условиях (обильная жирная и белковая пища - в Сибири потребляли гораздо больше мяса, чем в европейской части страны), взаимоподдержки и соборности («отогрев» путников, чаепитие с самоваром, широкие гуляния с блинами, пряниками, шаньгами), бережливости и запасливости на период непогоды и неурожая (заморозка продуктов, соленья, варенья, вяление и копчение). Богатый стол сибиряка дополнялся природными яствами: грибами, ягодами, травами. Традиционными элементами сибирской кухни стали такие региональные блюда, как сибирские блины и сибирские пельмени, саламат, варево, бурдук, горошница и овсяный кисель [4, 5].

Широко представленные в русской общине Новосибирской области блюда традиционной сибирской кухни дополняются мозаикой этнических кухонь, носителями которых выступают около 180 национальностей и национальных групп, проживающих в регионе. В этой гастрономической палитре доминируют, помимо русской (сибирской), немецкая, татарская и украинская кухни -кухни крупнейших народов региона. Немецкая кухня широко представлена в населенных пунктах степного юга области, где в этнической структуре высок удельный вес представителей этого этноса, татарская - в западных и северных, а украинская кухня - в лесостепных и степных районах юго-западной части Новосибирской области [6].

В 2018 г. стартовал проект первой народной кулинарной книги, рецепты для которой собраны со всего региона - «Вкусный путеводитель по Новосибирской области». Проект был инициирован региональным Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства совместно с Сибирской федерацией рестораторов и отельеров. Основная цель - издание книги рецептов блюд национальных кухонь народов, населяющих Новосибирскую область. Был организован сбор оригинальных старинных и современных рецептов горячих и холодных блюд, кулинарных и хлебобулочных изделий, хлеба, напитков, приготовленных из локальных продуктов, характерных для региона. География рецептов в книге обширна - от фирменных «хрущевских» пельменей, пирога с потрошками и мяса «по-карасукски» до сибирских груздей со сметаной и осетра из русской печи.

Своеобразие региональной кухне придает не только этническая, но и природная мозаика Новосибирской земли. Область расположена в трех природных зонах: таежной, лесостепной и степной. Спектр растительности очень широк -от таежных лесов до ковыльно-типчаковых степей и солончаковых ассоциа-

ций. Здесь представлено обилие пищевых лесных ресурсов: дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и многие другие, часть которых может войти в состав продуктов, используемых в местной кулинарии [7]. К тому же опыт использования в приготовлении пищи дикоросов в сибирском регионе уходит своими корнями во времена освоения территории.

Исторически кухню народов Сибири исконно составляли пищевые ресурсы местных водных объектов, в изобилии представленных на территории области 450 реками и 3500 озерами (с площадью поверхности свыше полутора квадратных километров), где обитают 33 вида костных рыб и 2 вида миног. Помимо наиболее распространенных в местных водоемах окуня, карася и леща, в реках и озерах Новосибирской области обитают плотва, сазан, чир, сиг, пелядь, налим, линь, елец, щука, язь, судак, зеркальный карп, нельма, стерлядь, форель, муксун, сибирский осетр [8].

Болотами занята почти пятая часть территории Новосибирской области. Эти уникальные природные экосистемы также богаты пищевыми ресурсами, в том числе дикоросами (плодово-ягодными и грибами) [7].

Новосибирская область - один из крупнейших в азиатской части России производителей продовольствия. По выпуску сельскохозяйственной продукции в целом и продукции земледелия ее опережают только Алтайский край и Омская область, а по производству продукции животноводства - лишь алтайские аграрии. Главные отрасли сельскохозяйственной специализации региона -выращивание крупного рогатого скота и производство молока. В этих видах деятельности Новосибирская область входит в «топовую» десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации. Первое место в Сибирском федеральном округе принадлежит области по поголовью домашней птицы и производству продукции птицеводства. Также новосибирские аграрии специализируются на выращивании пшеницы и овса, гречихи, гороха, рапса, производстве яиц.

Пищевая промышленность является наиболее мощным сегментом региональной индустрии, ведущей отраслью хозяйственной специализации. Удельный вес пищевой индустрии в отраслевой структуре обрабатывающей промышленности Новосибирской области в два раза выше, чем в среднем по стране. Среди российских регионов она занимает 11-е место по производству продуктов питания и напитков, а в азиатской части страны является крупнейшим производителем продуктов питания (около 25 % всей продукции). На российском рынке пищевой продукции Новосибирская область является одним из крупнейших производителей минеральной воды (5-е место среди субъектов РФ в 2019 г.), соков и газированных напитков, колбасных (9-е место) и макаронных (9-е место) изделий, пива, мороженого, хлебобулочной (8-е место) и снековой продукции, крупнейшим на пространстве от Урала до Тихого океана производителем мяса и субпродуктов. Регион способен полностью обеспечить свои потребности в основных продуктах питания, за исключением сахара [9].

Потребительский рынок Новосибирской области представлен 32,9 тыс. объектов, в том числе 2,6 тыс. предприятий общепита. Индикатором масштабов индустрии питания в регионе может выступать общий оборот отрасли, а уровня ее развития - удельная обеспеченность предприятиями общественного питания и их обороты на душу населения [10].

По величине оборота общественного питания область является одним из явных фаворитов - 9-е место в стране и 2-е место в азиатской части России после Ханты-Мансийского автономного округа. По величине душевого оборота общественного питания Новосибирская область занимает 22-е место среди российских регионов. В Сибири по этому показателю ее опережают лишь Тюменская область и два ее автономных округа.

Аналитики компании Marketing Logic на основе открытой информации и собственной витрины данных оценили развитие инфраструктуры общественного питания в российских мегаполисах. В рамках исследования проведено сравнение 15 крупнейших городов страны по насыщенности кафе, ресторанами, барами и заведениями фастфуда в расчете на 10 тысяч жителей. Новосибирск, к сожалению, замыкает данный рейтинг (табл. 1).

Таблица 1

Количество заведений общественного питания на 10 тыс. жителей крупнейших городов России (2022 г.)*

Ранг Город Кафе Ресторан Быстрое питание Бар, паб Среднее значение

1 Казань 20,7 2,7 8,6 7,5 12,4

2 Воронеж 15,0 7,4 14,9 5,9 10,8

3 Пермь 16,8 8,6 9,2 5,8 10,1

4 Санкт-Петербург 14,1 12,5 5,5 7,0 9,8

5 Ростов-на-Дону 13,4 10,5 8,5 4,9 9,3

6 Нижний Новгород 14,9 8,4 7,0 5,9 9,1

7 Красноярск 12,2 7,7 10,0 5,4 8,8

8 Самара 11,7 8,9 7,7 6,7 8,8

9 Волгоград 12,6 6,7 9,2 5,9 8,6

10 Екатеринбург 12,7 8,9 7,4 5,1 8,5

11 Москва 13,1 10,5 6,7 3,8 8,5

12 Омск 9,9 6,4 11,9 4,0 8,1

13 Челябинск 12,2 7,3 8,7 4,1 8,1

14 Уфа 11,2 6,3 6,9 3,7 7,0

15 Новосибирск 8,8 6,3 7,5 4,0 6,7

*Источник [11].

Удельная обеспеченность заведениями общественного питания в регионе остается невысокой. Однако потенциал развития гастрономического туризма определяется не только, а может и не столько, числом ресторанов и кафе, сколько их качеством. Ресторан, выступающий магнитом для гастрономического туриста, должен отвечать стандартам высокой кухни, предлагать палит -

ру уникальных, аутентичных блюд, способных заставить потребителя совершить целое путешествие с целью дегустации местной кухни. И здесь ресторанный бизнес Новосибирска уже может предложить целую мозаику блюд с «сибирской спецификой»: «строганину из нельмы и муксуна», «кебаб из медведя», «паштет из дикого тетерева», «трио из сибирской момордики», «тройную уху из сибирских рыб», «котлету из оленины», «сибирский взвар с настойкой из сибирских ягод», «бифштекс из карасукской говядины», «креп "Таежный" с брусникой и кедровыми орехами», «грибницу из белых грибов», «губу лося в корне сельдерея», «строганину из дикого пятнистого оленя».

Отдельного внимания заслуживает кухня на сезонных локальных (местных) продуктах как культивируемых (в том числе фермерских продуктах), так и дико-росах (некультивируемых растительных биологических ресурсах), что стало популярно в контексте идеи «один регион - одна кухня». При этом важно, чтобы кухня была представлена максимально аутентично. Предложения в виде сезонного меню представляют интерес как для потребителей, обеспечивая смену их вкусов, так для ресторанного бизнеса, позволяя повысить лояльность посетителей, максимизировать прибыль, сократить издержки и удовлетворить покупателей приемлемыми ценами - приобретенные в сезон продукты ощутимо дешевле, а опытные шеф-повара заготавливают их и на другие сезоны. В результате и после окончания сезона заведение может использовать в своем меню заготовленные продукты (например, сушеные грибы) или подавать в виде десертов с вареньем из черники, малины, шиповника, одуванчиков, еловых шишек и т.п.

Использование в ресторанах экопродуктов и дикоросов (ягод, зелени, грибов) - заметный международный гастрономический тренд. Их предложение включает разные вариации: как основа блюда или сопутствующий ингредиент, в свежем и маринованном виде, в виде соленого или сладкого консервирования. Подобный подход создает уникальную концепцию заведению.

В последнее время в меню многих новосибирских кафе и ресторанов расширяется ассортимент традиционных местных блюд на основе использования локальных продуктов. В целях поощрения приверженцев традиционной кухни в ресторанной индустрии был разработан особый знак (эмблема) - кедровая шишка, ставшая логотипом марки «Сибирский вкус», призванная информировать потребителей о том, что в общепите уделяют должное внимание национальной кухне. Авторы идеи намерены таким образом прививать уважение как самих инвесторов, так и потребителей к сибирской кухне.

Однако выбор ресторанов, способных удовлетворить самые высокие запросы «истинного» гастротуриста, даже в областной столице небогат. Ежегодно авторитетная премия WHERETOEAT Russia, учрежденная Ассоциацией российских ресторанных журналистов, называет лучшие рестораны страны. В рейтинг 2022 г. попали 797 заведений (рис. 2), среди которых 34 ресторана из Новосибирской области (32 расположены в областной столице и по 1 -

в Бердске и Кудряшовском). По числу лучших заведений отрасли область является не только абсолютным лидером в восточной части страны, но и занимает пятую строку рейтинга среди российских регионов. Вот только в «топовой» десятке заведений Новосибирск не представлен (здесь все места разделили между собой рестораны Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара), как впрочем и среди пятидесяти лучших (при этом, например, Красноярск в топ-50 представляют три ресторана). Наиболее высокое место в рейтинге среди новосибирских ресторанов занимает «#СибирьСибирь» - 91-е. Других новосибирских заведений в первой сотне лучших не оказалось [12]. С таким количеством премиальных ресторанов сложно рассчитывать на скорое превращение Новосибирска в центр притяжения гастрономических туристов. Однако общее число лучших заведений, несомненно, доказывает наличие у региона огромного потенциала развития.

Рис. 2. География лучших ресторанов России (по версии WHERETOEAT) (составлено авторами по [12])

Отчасти в решении проблемы дефицита высокой кухни призвана помочь открытая в Новосибирске лицензированная школа гастрономии «Гастроинку-батор». Она также может стать одним из ключевых объектов гастротура региона, позволяя дать базовые основы гастрономии высокого уровня, получить возможность экспертно разбираться в гастрономии.

Аутентичные продукты способны предложить гастрономическому туристу местные магазины, фермерские рынки и ярмарки, кулинарные события (фестивали). На сайте туристско-информационного центра города Новосибирска предложен перечень съедобных подарков из «столицы Сибири», включающий продукцию компаний «Добрянка», «Таежная лавка», «Ново-Николаевский шоколадный дом Бриль», шоколадная фабрика «Новосибирская».

Значительную долю ассортимента компании «Добрянка», функционирующей в Новосибирске, составляют блюда русской кухни. В каждом супермаркете «Добрянки» организована кухня полного цикла. Доля продукции собственного производства составляет 58 % от общего объема продаж - это самый высокий показатель в российском ритейле.

Более 10 лет создавалась на региональном гастрономическом рынке Новосибирска компания «Таежная лавка». Фирма предлагает сибирские деликатесы (северную рыбу, таежную и боровую дичь, грибы, продукцию из ягод) с более 300 уникальными товарами в ассортименте, поставляемыми от заготовителей и разрабатываемые на собственном производстве.

В Новосибирске функционирует несколько крафтовых производителей шоколада, среди которых «Ново-Николаевский шоколадный дом Бриль» выделяется не только легендой своего исторического прошлого, но и тем, что выпускает шоколад с видами города, конфеты ручной работы, фигурный шоколад.

Заслуживает внимания продукция шоколадной фабрики «Новосибирская», выпускающая более восьмидесяти наименований кондитерских изделий, среди которых хорошо известные конфеты «Новосибирские», «Новосибирск экстра», «Сибирские», «Дары Сибири с кедровым орехом», «Сибирский сувенир, кедровый грильяж», «Сибирский сувенир (шишка)», «Центр Державы», наборы конфет «Новосибирск» с главными архитектурными визитками города, «Мой любимый город - Новосибирск», «Театральный Новосибирск». Также популярны кондитерские изделия компании «Шоколадная страна»: конфеты «Сибирский грильяж», «Сибирское лакомство»; наборы конфет «Шоколадная страна. Серия. Новосибирская птичка», «Сибирские матрешки».

Новосибирск известен как один из крупнейших центров отечественной науки, в том числе в сфере разработки функционально-оздоровительного питания из экологически чистого сырья. Примерами региональных компаний в этой области являются научно-производственная компания (НПК) «СИБ-КРУК», инновационно-производственная компания (ИПК) «АБИС», производственная компания (ПК) «Дом Кедра». Компанией «СИБ-КРУК» разработаны пятнадцать безалкогольных бальзамов на основе эндемических лекарственных растений Сибири и Алтая - серия «Золотая Сибирь». ИПК «АБИС» специализируется на технологиях переработки растительного сырья с целью получения биологически активных продуктов для пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. В ассортименте продукции «Сбитень пихтовый» (безалкогольный медовый напиток с экстрактом пихты сибирской и традиционными пряностями), варенье из сосновых шишек, коллекция сиропов для чая, кофе, выпечки на основе душистых трав и пр. Ассортимент ПК «Дом Кедра» представлен нерафинированными маслами, кедровыми коктейлями, экокашами, живицей кедра и пр.

В регионе запущен проект «Фермерский островок», в рамках которого сельхозпроизводителям дают возможность размещать свои товары на специ-

альных площадках, расположенных в торговых сетях. Полки с фермерской продукцией стоят отдельно и определенным образом оформлены. По данным регионального оператора проекта сейчас на фермерских полках представлено уже более 200 позиций. В основном это мясная и молочная продукция.

Региональная гастрономия также широко представлена на розничных рынках и ярмарках, где фермерские хозяйства и личные подворья реализуют свою продукцию. В 2022 г. запланировано провести более 2 тысяч ярмарок, в том числе 17 оптово-розничных ярмарок в сельских районах.

С 2018 г. проводится Сибирский форум пчеловодства (Ярмарка отборного меда), на котором горожанам и гостям города представляют натуральный мед титулованных пасечников.

Среди объектов гастрономического туризма особое значение имеют события соответствующей тематики - гастрономические фестивали, экспедиции, праздники. В 2021 г. на территории области впервые состоялся фестиваль «Тайгастро», на котором гастрономические заведения сибирских городов, используя дикоросы, фермерские продукты, мясо диких животных, птиц и рыб, представляют блюда русской кухни. Изначально он задумывался как сибирский гастрономический фестиваль, где главной целью было продемонстрировать исключительно сибирскую кухню. Позднее организаторы решили расширить географию мероприятия и выйти за пределы Сибирского федерального округа, пригласив к участию все регионы страны.

На 2022 г. рестораторами Новосибирска запланирован гастрономический фестиваль «В Сибири есть!» как событийная конвергенция с форумом «Техно-пром» ради активизации гастротуризма и обновления туристической идентичности региона.

Туристическим агентством «Новосибирск» в целях повышения туристской привлекательности сельских районов Новосибирской области посредством восстановления исторических и создания новых кулинарных традиций был предложен проект «Вкусная Сибирь. Культурно-гастрономическая экспедиция», получивший поддержку президентского фонда культурных инициатив. Его основная цель - популяризация и продвижение гастрономического образа территорий на областном и межрегиональном уровне. В рамках проекта в 2022 г. запланирована серия гастрономических туров по районам Новосибирской области, для ознакомления с кулинарными традициями Сибири. «Пилотными» районами объявлены Сузунский, Краснозерский и Барабинский, где будут проводиться гастрономические мастерские. С целью отбора наиболее интересных и популярных в районах блюд, будет организован конкурс старинных рецептов. Затем территории посетят шеф-повара известных новосибирских ресторанов, которые проведут мастер-классы как для местных жителей, так и для владельцев туристических объектов. Запланирована организация промотуров в те районы, где пройдут гастрономические мастерские. Турист-

ские группы будут составлять до 30 человек. Кроме кулинарной части, тур предполагает посещение музея и фольклорную программу.

Несмотря на предпринимаемые усилия в сфере организации и проведения региональных гастрофестивалей, существенной проблемой остается их фиксирование как ежегодного события. Подобные мероприятия эффективны лишь в таком формате (фиксированном в календаре событий с постоянной датой), чтобы укорениться в качестве традиции. Регулярность - такой же принципиально значимый параметр, как и выраженный региональный колорит.

Районы области также проводят мероприятия, посвященные региональной кухне. В 2022 г. в селе Федосиха Коченевского района Новосибирской области провели первый гастрономический фестиваль, пригласив горожан познакомиться с деревенской кухней. Это пример комплексной реализации таких направлений гастротуризма, как сельский, событийный, культурно-познавательный. В 2022 г. сезон гастрономических мероприятий провели и в деревне Алексеевка (Новосибирский район) в рамках тематического тура «Гастрогастроли в селе».

Фермерские хозяйства в основном работают в сегменте аграрного туризма, но тенденции развития рынка говорят о возможности включения данных хозяйств и в гастрономические туры [13]. Так, центр туризма и отдыха «Гиле-на» предлагает экскурсию «В гостях у фермера» с погружением в мир сельской жизни. Осваивают агротуризм и в Коченевском районе.

Отдельного внимания заслуживают бизнес-проекты в сфере гастрономии на территории районов Новосибирской области. Одним из них является организованный семейный бизнес с небольшим производством домашних («федоси-хинских») пельменей с разными вкусами. В 2021 г. «Федосихинские пельмени» победили в конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России» в номинации «Вкус из глубинки». Уникальность бренда - его рецептура, где в составе начинки наряду с мясом используются экологически чистые грибы ве-шенки. Перспективы организаторы видят в продвижении таких форматов гастрономического регионального туризма, как сельский, событийный, культурно-познавательный. Федосиха основана еще в конце XVIII в. - почти 350 лет назад, а первыми ее жителями были старообрядцы. Привлекает природа юга Западной Сибири, а также возможность проведения событийных мероприятий разных форматов: «Три спаса», «Красная горка», фестиваль окрошки, фестиваль федо-сихинских пельменей, мастер-класс по лепке пельменей.

Таким образом, в том виде, в каком гастрономические ресурсы на сегодня представлены в регионе, нет оснований считать гастрономический туризм самостоятельным видом туризма, который может получить успешное развитие в Новосибирской области. Представленные ресурсы могут рассматриваться как дополнение к туристско-экскурсионным программам культурно-познавательного, делового, сельского, событийного, производственного туризма. Чтобы гастрономия играла ключевую роль в туре, важно, чтобы она составляла основу про-

граммы тура. Специалисты считают, что классический гастрономический тур должен включать посещение гастрономических центров, предприятий питания с дегустацией блюд и напитков, музеев гастрономической тематики, кулинарных мастер-классов, этнических культурно-исторических объектов, народных и религиозных праздников, в сочетании с приобретением продуктов народных промыслов и размещением в гостиницах этнической тематики [14].

Консолидировать составляющие гастрономического тура призван брен-динг - комплекс маркетинговых мероприятий по созданию бренда, его поддержке и развитию на рынке. На пути к этой цели необходимо решать целый спектр последовательных задач:

1. Создать яркий запоминающийся образ, с выделением специфических черт и фирменного дизайна, привлекательных для потребителя.

2. Используя инструменты маркетинговых коммуникаций, донести информацию о бренде аудитории потребителей с целью роста его узнаваемости и популярности.

3. Выделить бренд и провести его позиционирование, объяснив потребителю его отличия от конкурентов.

4. Поднять ценность бренда в аудитории потребителей, выделив выгоду от приобретения данного товара, мотивируя их готовность оплачивать более высокую цену в сравнении с другими предложениями.

5. Поддерживать конкурентоспособность бренда (его «здоровье»), сохраняя предпочтение к нему со стороны потребителей в условиях постоянной трансформации рыночной конъюнктуры (изменение условий конкурентов, смена потребительских поколений, фокуса их интересов и ценностей).

В гастрономическом туре основной или одной из основных мотиваций для совершения путешествия является знакомство с местными кулинарией и традициями как средствами постижения истории и культуры территории. В Новосибирской области сегодня не разработана концепция, реализация которой предполагала бы подобный результат в ходе туристского путешествия. В регионе нет ни одного сформированного гастрономического бренда со своей комплексной концепцией, привлекательной для гастрономических туристов.

Формирование регионального гастрономического туризма и туристского гастрономического бренда региона - задача непростая и требующая больших усилий. Это стратегическая и планомерная работа, системный и очень трудоемкий процесс, требующий больших финансовых вложений, которые, зачастую, могут не окупиться. Бренд не ограничивается лишь фирменным названием и логотипом - это сложный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, способный в условиях эффективного управления и развития создавать весомую добавленную стоимость для туристской отрасли региона [15].

При разработке туристского гастрономического бренда стоит обратить внимание на то, сколь эффективно он будет «работать» на развитие регионального

гастрономического туризма и сможет ли быть реализован в программах гастрономических туров. Продуманной стратегии разработки региональных туристских гастрономических брендов в Новосибирской области сегодня не существует.

На туристском портале Новосибирской области гастрономические бренды региона представлены бутилированной питьевой и минеральной питьевой лечебно-столовой водой, мороженым, молочными продуктами и продуктами здорового питания от местных производителей, а также кондитерскими изделиями Новосибирской шоколадной фабрики. Данные продукты стоит считать скорее гастрономическими брендами региональных торговых марок, но не туристскими гастрономическими брендами. «Гастрономический бренд» и «туристский гастрономический бренд» отнюдь не выступают тождеством. Гастрономический бренд приобретает известность за пределами региона благодаря его экспорту и не является туристической аттракцией, в то время как туристский гастрономический бренд выступает в роли магнита, привлекающего в регион новых гостей.

Гастрономический бренд должен отражать гастрономическую идентичность территории, впитавшую основные черты местных гастрономических культур и выражающуюся гастрономическими традициями, особенностями технологии приготовления, подачи и потребления пищи, спецификой организации и функционирования агропромышленного комплекса и пищевой индустрии [16].

Подобный подход к формированию гастрономического бренда нашел отражение в отечественной концепции специальных географических обозначений, являющихся объектами интеллектуальных прав: «Наименование места происхождения товара» и «Географическое указание» [17]. Подобные продукты качественно связаны с территорией их производства и отражают ее традиции, колорит и историю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В перечне товаров с зарегистрированным наименованием места происхождения Новосибирская область представлена лишь минеральными водами: «Карачинской», «Дупленской» и «Доволенской». Среди региональных брендов, для которых зарегистрированы географические указания, область представляют «Федосихинские пельмени» [18].

Брендовая структура региона бедна и не диверсифицирована, особенно на фоне других, в том числе сибирских субъектов Российской Федерации. Все эти бренды пока малоизвестны за пределами Новосибирской области и не обладают ярко выраженной индивидуальностью для того, чтобы мотивировать гастрономического путешественника на поездку для знакомства с ними.

Между тем Новосибирская область обладает историческим потенциалом, который можно использовать для «взращивания» собственного гастрономического бренда. Одной из ярких страниц истории производства в регионе является «масляная лихорадка», которая началась в Сибири в конце XIX в. Маслоделие в южных районах Сибири в те времена было не просто успешным бизнесом, но и подлинно народным движением. Сибирское (барабинское) масло стало одним из

символов России на мировом рынке в начале XX в., его доля достигала 16 % от мирового экспорта масла и 60 % от российского масляного вывоза. Около 83 % экспортируемого продукта поставлялось в страны Европы, в первую очередь в Великобританию. Вологодское, ярославское, костромское масло преимущественно шло на внутренний рынок, а 28 сортов барабинского - отправлялось на внешний рынок. Его лучшие сорта занимали первые места на ведущих международных ярмарках в Париже, Лондоне, Вене, Марселе [19, 20].

Каинский уезд Томской губернии (сегодня Куйбышевский район Новосибирской области) вырос в один из крупнейших очагов маслоделия. В конце XIX в. в Каинске и его окрестностях работали 89 крупных маслодельных заводов, в Но-вониколаевске - около 17 предприятий. К сожалению, события 1914 г. и последовавшие за ними перемены привели к упадку производства сливочного масла в Каинске. Но стоит надеяться, что традиции не утрачены. Куйбышевское масло, которое когда-то славилось своими вкусовыми качествами, в планах на возрождение у региональных властей.

А еще в начале XX в. широко был известен в Европе, особенно в Англии, чулымский сыр [21]. Возрождение этого бренда пока даже не планируется.

Историческое наследие производства сливочного масла и сыра в регионе может лечь в основу развития гастрономического туризма, пусть не в рамках международного въездного туризма, но вполне успешно как туристское предложение на рынке внутреннего туризма (внутрирегионального и межрегионального). Программа туристского гастрономического тура при организации инфраструктуры, тематически отражающей Сибирское маслоделие, могла бы включать:

• посещение производства с дегустацией продукции;

• визит в краеведческий, тематический музей или музейную экспозицию;

• участие в праздниках и фестивалях соответствующей тематики;

• посещение предприятий общепита;

• мастер-классы;

• посещение культурно-исторических памятников и объектов этнического наследия;

• приобретение продукции, произведенной местными предприятиями или крестьянскими хозяйствами.

Еще одной перспективной идеей для развития регионального гастрономического туризма может стать знакомство с исконно русскими напитками и традиция сибирского чаепития. В качестве самобытной традиции она редко упоминается в трудах историков и культурологов, однако она вполне достойна своего отдельного места в ряду чайных церемоний как атрибут традиционного сибирского уклада. Завезенная русскими и иностранными купцами по Великому чайному пути, включавшему значительную часть Сибирского тракта, культура чаепития складывалась в Сибири в XVII-XVIII вв. одновременно с формированием местного старожильческого населения. Поэтому для местных

потомков служилого населения ее можно считать традиционной. Своей любовью к чаю особенно славились чалдоны - потомки казаков-землепроходцев, старожилы Западной Сибири [22, 23]. Отдельного внимания заслуживает идея дегустации травяных чаев и чая на основе сибирского лекарственного гриба трутовика скошенного («березовый гриб» или «чага»).

Всесторонний анализ возможности превращения Новосибирской области в полноценную гастрономическую дестинацию отражает представленный в табл. 2 SWOT-анализ.

Таблица 2

SWOT-анализ потенциала Новосибирской области в развитии регионального гастрономического туризма*

_Strengths (сильные стороны)_

1. Полиэтничность региона, наличие национально-культурных автономий, которые чтят традиции и имеют свои особенности в приготовление национальных блюд.

2. Туристские аттракторы: природные, культурно-исторические, социально-экономические.

3. Наличие регионального календаря событий, в том числе гастрофестивалей.

4. Наличие фермерских хозяйств.

5. Наличие гастрономических магазинов, фермерских рынков и ярмарок.

6. Сложились предприятия общепита и пищевые производства, где можно продегустировать и приобрести местные аутентичные блюда и продукты, связанные с региональной культурной средой (например, ресторан «Сибирь-Сибирь», компании «Добрянка», «Таежная лавка», «НовоНиколаевский шоколадный дом Бриль», шоколадная фабрика «Новосибирская»).

7. Наличие гастрономических брендов региональных торговых марок.

8. Возможности формирования собственных туристских гастрономических брендов как на исторической основе («барабинское масло», «чулымский сыр»), так и на основе специальных географических обозначений, являющихся объектами интеллектуальных прав: «Наименование места происхождения товара» («Карачинская», «Дупленская», «Доволенская») и «Географическое указание» (Федосихинские пельмени).

9. Богатая природная мозаика Новосибирской области позволяет создать широкий ассортимент традиционных местных блюд на основе использования локальных продуктов в кафе и ресторанах.

10. Масштаб развития индустрии общественного питания, значительное число лучших заведений отрасли._

_Weaknesses (слабые стороны)_

1. У туроператоров практически отсутствует опыт в организации гастрономических туров.

2. Туристам сложно находить информацию о местных специалитетах.

3. Отсутствие маркетинговых компаний, рекламы, пиара региональных гастрономических брендов.

4. Отсутствие гастрономических музеев, выставок, музейных программ, связанных с производством продуктов в региональном музейном сообществе.

5. Несмотря на предпринимаемые усилия в сфере организации и проведения региональных гастрофестивалей, существенной проблемой остается их фиксирование как ежегодного события.

6. Привязка к конкретной национальной кухне требует изучения и глубокого знания истории народа, его традиций, обычаев, особенностей питания, которых недостаточно в сфере регионального общепита.

7. «Закрытость» и «недружелюбность» в организации промышленного туризма большинства предприятий местной пищевой индустрии.

8. Не получила широкого развития практика приобретения образования в области гастрономии и кулинарии в рамках гастротура (кулинарные школы, курсы, мастер-классы и т.п.).

9. Не развиты гастрономические клубы.

10. Фермерские хозяйства в большинстве своем не готовы принимать группы из-за слаборазвитой транспортной инфраструктуры, объектов проживания, неудобного графика посещений ту-ристско-экскурсионных групп с учетом сезонных работ на ферме и пр._

Окончание табл. 2

_Weaknesses (слабые стороны)_

11. Не реализуется продвижение продукта с акцентом на уникальность своего предложения; регионы продвигают схожие продукты: пельмени, минеральную воду, мороженое, продукция из дикоросов (мед, травяные чаи и пр.) и др.

12. Мало объектов общепита и пищевых производств, основанных на уникальных продуктах и блюдах региональной специфики.

13. Не используется исторический ресурс производства региональных продуктов питания, утрачены и забыты технологии производства (например, сибирское маслоделие).

14. Нет гидов-экскурсоводов, которые оказались бы готовы к поддержке гастротуров и объектов.

15. Отсутствует координация деятельности участников рынка.

16. Неэффективная система продвижения на региональном туристском рынке.

17. Редкие туристско-экскурсионные региональные предложения.

18. Слабость региональной системы общественного питания (низкая удельная обеспеченность предприятиями общепита, ограниченное число ресторанов наиболее высокого качества - из групп «топ-10» и «топ-100»).

19. Гастрономическая брендовая структура региона бедна и не диверсифицирована, эти бренды пока малоизвестны за пределами Новосибирской области, не обладают ярко выраженной индивидуальностью._

_Opportunities (возможности)_

1. Выгоды географического положения Новосибирской области, облегчающие организацию гастрономических событий и логистику формирования потоков гастрономических туристов.

2. «Статус» третьего города России по численности населения, центра Сибирского федерального округа, «столицы Сибири», города-миллионника, способствующие формированию особой бизнес-среды, активному проникновению инноваций в регион (в том числе в сфере гастрономии и кулинарии).

3. Стремительный рост популярности и спроса на услуги гастрономического туризма как в мире в целом, так и в России в частности.

4. Стремление региона к повышению своей туристической привлекательности стимулирует поиск региональной аутентичности, в том числе за счет еды и национальных блюд.

5. Брендирование региональной кухни и продуктов питания.

6. Популяризация региональных гастрономических брендов как элемента развития предприятий общепита и пищевых производств.

7. Формирование реестра гастрономических маршрутов.

8. Запуск специальных программ по продвижению как на внутреннем, так и на зарубежном рынке региональных гастропродуктов и кухни.

9. Создание музеев и шоурумов гастрономической направленности, дегустационных залов при

предприятиях пищевой индустрии._

_Threats (угрозы)_

1. Высокая конкурентная среда среди дестинаций, пригодных для формирования гастрономических туров.

2. Снижение покупательской способности населения (так, высокий уровень бедности в регионе лимитирует формирование и развитие ресторанов высокой кухни в Новосибирской области).

3. Отсутствие стандартов, нормативно-правовой основы регулирования гастротуризма.

4. Ненадежная стратегия развития регионального гастротуризма, ориентированного на конкретный турпродукт для формирования гастрономического образа на фоне разнообразия ресурсов, кухонь и кулинарной самобытности народов

5. Слабый информационный капитал и недостаточное число специалистов-энтузиастов (рестораторов, производителей пищевой продукции, профессиональных гидов-экскурсоводов пр.) изучающих свою историю, и перекладывающих ее в практический и востребованный формат.

6. Отсутствие общего представления о региональном гастрономическом образе, концепции, а также мотивации к консолидированным действиям для их разработки у рестораторов, отельеров, производителей продовольствия, представителей музейного сообщества, агентств по продвижению регионов, содействию и развитию их экспорта, гидов-экскурсоводов, региональных властей._

* Составлено авторами.

Заключение. При наличии значительного потенциала для становления гастрономического туризма в Новосибирской области пока не сформированы необходимые условия для его полноценного развития. В гастротуре основной или одной из основных мотиваций для совершения поездки является знакомство с кулинарией и традициями местности как средствами постижения ее истории и культуры. В настоящий момент не разработана концепция, в которой совершаемая турпоездка предполагала бы подобный результат. К тому же, раскрыть индивидуальность в гастрономической сфере региона на фоне регионов-соседей достаточно сложно.

Удельная обеспеченность заведениями общественного питания в регионе остается низкой. Однако потенциал развития гастрономического туризма определяется не только, а может и не столько, числом ресторанов и кафе, сколько их качеством. Ресторан, выступающий магнитом для гастрономического туриста, должен отвечать стандартам высокой кухни, предлагать палитру уникальных, аутентичных блюд, способных заставить потребителя совершить целое путешествие с целью дегустации местной кухни. Однако выбор ресторанов, способных удовлетворить высокие запросы «истинного» гастротуриста даже в областной столице небогат. С таким количеством премиальных ресторанов сложно рассчитывать на скорое превращение Новосибирска в центр притяжения гастрономических туристов.

Несмотря на предпринимаемые усилия в сфере организации и проведения региональных гастрофестивалей, существенной проблемой остается их фиксирование как ежегодного события. Подобные мероприятия эффективны лишь в таком формате, чтобы укорениться в качестве традиции. Регулярность - такой же принципиально значимый параметр, как и выраженный региональный колорит.

Брендовая структура региона бедна и не диверсифицирована, особенно на фоне других, в том числе сибирских субъектов Российской Федерации. Все эти бренды пока малоизвестны за пределами Новосибирской области и не обладают ярко выраженной индивидуальностью для того, чтобы мотивировать гастрономического путешественника на поездку для знакомства с ними.

Таким образом, в том виде, в каком гастрономические ресурсы на сегодня представлены в регионе, нет оснований считать гастрономический туризм самостоятельным видом туризма, который может получить успешное развитие в Новосибирской области. Представленные ресурсы могут рассматриваться лишь как дополнение к туристско-экскурсионным программам культурно-познавательного, делового, сельского, событийного, производственного туризма. Чтобы гастрономия играла ключевую роль в туре, важно, чтобы она составляла основу программы тура.

В целом приходится констатировать, что, несмотря на интерес к гастрономическому туризму, отсутствуют его стандарты, нет общего понимания, что есть гастрономический тур, какие услуги должны в него входить, как их упа-

ковывать и продвигать в клиентской среде, отсутствует координация в деятельности участников рынка. Возможно на начальном этапе реализации данного вида туризма в регионе стоит его развивать не как отдельное направление, а в комплексе с гастро-, агро-, эко-, этнотуризмом, чтобы в рамках одной поездки увидеть, как продукт произрастает, перерабатывается, применяется в кулинарии, продегустировать его. И через кухню познакомиться с местной историей, культурой и бытом, но при этом основной акцент делать на еде. Важно достичь консолидированного взаимодействия ресторанного сообщества, отельеров, производителей продуктов питания, фермеров, региональных властей, гидов-экскурсоводов, музейных работников для создания комплексных программ, основной целью которых будет гастрономия. Пока у основных структур не будет достигнуто общего представления о региональном гастрономическом образе, гастрономический туризм в регионе будет развиваться в вялотекущем режиме, не выходя за рамки лишь фрагментарно представленных идей, коммерческих предложений и мероприятий.

Список литературы

1. В России набирают популярность гастрономические туры [Электронный ресурс] / Информационное агентство AK&M. - URL: https://www.akm.ru/ press/v_rossii_nabirayut_populyarnost_gastronomicheskie_tury/ (дата обращения: 20.11.2022).

2. Направления гастрономического туризма в России [Электронный ресурс] / С.Н. Казначеева, Н.В. Быстрова, А.А. Синицына, Д.А. Казначеев // Вестник Евразийской науки. - 2019. - № 6. - URL: https://esj.today/PDF/ 11ECVN619.pdf. (дата обращения: 20.22.2022).

3. Ден В.Г. Русская гастрономическая культура в развитии региональных брендов // Общество: философия, история, культура. - 2021. - № 7. - С. 86-92.

4. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение / Краснояр. гос. пед. ун-т. -Красноярск, 2003. - 334 с.

5. Евменова Л.Н. Традиционная пищевая культура народов Сибири // Вестник славянских культур. - 2018. - Т. 48. - С. 67-75.

6. Новосибирская область. Этноконфессиональный атлас. Ч. 3: Народы, культуры, религии: традиции и современность. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2018. - 324 с.

7. Мугако А.Л. Природа Новосибирской области. Популярный географический очерк. - Новосибирск, 2008. - 40 с.

8. Попов П.А. Рыбы Сибири: распространение, экология, вылов: моногр. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2007. - 526 с.

9. Пацала С.В., Горошко Н.В. Новосибирская область в хозяйстве России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2021. - № 4. - С. 293-312.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - 1242 с.

11. Рейтинг мегаполисов по обеспеченности кафе и ресторанами. Казань -новая гастростолица России [Электронный ресурс] / Marketing Logic. - URL: https://www.marketing-logic.ru/news/53 (дата обращения: 20.11.2022).

12. Лауреаты премии WHERETOEAT Russia. Итоги 2022. - URL: https://wheretoeat.ru/winners_2022 (дата обращения: 01.12.2022).

13. Лагусев Ю.М., Балынин К.А. Гастрономические бренды как средства продвижения дестинаций // Сервис PLUS. - 2016. - Т. 10, № 2. - С. 9-16.

14. Боджгуа А.Ю. Развитие культурно-познавательного этнического туризма // Основа формирования курорта мирового класса: сб. науч. тр. / под ред. Л. Синцерова; СНИЦ РАН. - Сочи, 2013. - Вып. № 3. - С. 180-191.

15. Дорожков Н.Д., Купчинская Ю.А. Технологии создания позитивного бренд, увеличивающего стоимость организации // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2018. - № 3(11). - С. 34-37.

16. Сильчева Л.В., Балынин К.А. Гастрономическая идентичность региона. Сущность и практическое значение // Естественные и математические науки в современном мире: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 86-92.

17. Вкусы России [Электронный ресурс] / ФГБУ «Центр Агроаналити-ки» Минсельхоза России; ФГБНУ «Росинформагротех». - URL: https://rosin-formagrotech.ru/data/send/1-root/1593-vkusy-rossii (дата обращения: 20.11.2022).

18. Субъекты Российской Федерации, для региональных товаров которых зарегистрированы географические указания (ГУ) и наименования мест происхождения товаров (НМПТ) [Электронный ресурс] / Роспатент. - URL: https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands/regional-brands-map (дата обращения: 03.12.2022).

19. Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Конец XIX - начало ХХ. - Новосибирск: Наука, 1967. - 412 с.

20. Николаев А.А. Как Сибирь в начале ХХ века оказалась в центре мировой торговли маслом // ЭКО. - 2016. - № 6(504). - С. 36-49.

21. Золотницкая Р. Из истории развития маслоделия Вологодчины // Молочная промышленность. - 1992. - № 1. - С. 58-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Ермачкова Е.П. Зарождение и распространение культуры Сибирского чаепития // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. -№ 4-3(60). - С. 20-24.

23. Фурсова Е.Ф. «Чай пили, в ложки били...»: этнокультурная идентичность в практиках чаепития русских сибиряков XIX - начала XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2020. - № 3(50). - С. 159-169.

References

1. V Rossii nabiraiut populiarnost' gastronomicheskie tury [Gastronomic tours are gaining popularity in Russia]. Available at: https://www.akm.ru/press/v_rossii_ nabirayut_populyarnost_gastronomicheskie_tury/ (accessed 20.11.2022).

2. Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Sinitsyna A.A., Kaznacheev D.A. Napravleniia gastronomicheskogo turizma v Rossii [Directions of gastronomic tourism in Russia]. Vestnik Evraziiskoi nauki, 2019, no. 6, available at: https://esj.today/ PDF/11ECVN619.pdf. (accessed 20.22.2022).

3. Den V.G. Russkaia gastronomicheskaia kul'tura v razvitii regional'nykh brendov [Russian gastronomic culture in regional brands developing]. Obshchestvo: filosofiia, istoriia, kul'tura, 2021, no. 7, pp. 86-92.

4. Andiusev B.E. Sibirskoe kraevedenie [Siberian local history]. Krasnoyarsk, KSPU named after V.P. Astafiev, 2003, 334 p.

5. Evmenova L.N. Traditsionnaia pishchevaia kul'tura narodov Sibiri [Traditional food culture of Siberian peoples]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2018, vol. 48, pp.67-75.

6. Novosibirskaia oblast'. Etnokonfessional'nyi atlas. Ch. 3: Narody, kul'tury, religii: traditsii i sovremennost' [Novosibirsk region. Ethnoconfessional atlas. Part 3: Peoples, cultures, religions: Traditions and modernity]. Novosibirsk, Institute of archaeology and ethnography RAS, 2018, 324 p.

7. Mugako A.L. Priroda Novosibirskoi oblasti. Populiarnyi geograficheskii ocherk [Nature of the Novosibirsk region. Popular geographic outline]. Novosibirsk, 2008, 40 p.

8. Popov P. A. Ryby Sibiri: rasprostranenie, ekologiia, vylov [Fish of Siberia: Distribution, ecology, catch]. Novosibirsk, NSU, 2007, 526 p.

9. Patsala S.V., Goroshko N.V. Novosibirskaia oblast' v khoziaistve Rossii [Novosibirsk oblast in the Russian economy: Transport and logistics]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2021, no. 4, pp. 293-312.

10. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2020: stat. sb. [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2020: Statistical collection]. Moscow, FSSS, 2020, 1242 p.

11. Reiting megapolisov po obespechennosti kafe i restoranami. Kazan' -novaia gastrostolitsa Rossii [Rating of megacities by availability of cafes and restaurants. Kazan is the new gastronomic capital of Russia]. Available at: https://www.marketing-logic.ru/news/53 (accessed 20.11.2022).

12. Laureaty premii WHERETOEAT Russia. Itogi 2022 [WHERETOEAT Russia Award Winners: 2022]. Available at: https://wheretoeat.ru/winners_2022 (accessed 01.12.2022).

13. Lagusev Iu.M., Balynin K.A. Gastronomicheskie brendy kak sredstva prodvizheniia destinatsii [Gastronomic brands as a means of promoting destinations]. Servis PLUS, 2016, vol. 10, no. 2, pp. 9-16.

14. Bodzhgua A.Iu. Razvitie kul'turno-poznavatel'nogo etnicheskogo turizma [Development of cultural-educational ethnic tourism: Basis to form a world-class resort]. Osnova formirovaniia kurorta mirovogo klassa. Ed. L. Sintserov. Sochi, Sochi Research Center RAS, 2013, iss. 3, pp. 180-191.

15. Dorozhkov N.D., Kupchinskaia Iu.A. Tekhnologii sozdaniia pozitivnogo brend, uvelichivaiushchego stoimost' organizatsii [Technologies for creating a positive brand that increases value of the organization]. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii, 2018, no. 3 (11), pp. 34-37.

16. Sil'cheva L.V., Balynin K.A. Gastronomicheskaia identichnost' regiona. Sushchnost' i prakticheskoe znachenie [Gastronomic identity of the region. Summary and practical implications]. Estestvennye i matematicheskie nauki v sovremennom mire. Proc. Int. 32nd Acad. Conf. Novosibirsk, SibAK, 2015, pp. 86-92.

17. Vkusy Rossii [Tastes of Russia]. Available at: https://rosinformagro-tech.ru/data/send/1-root/1593-vkusy-rossii (accessed 20.11.20220).

18. Sub"ekty Rossiiskoi Federatsii, dlia regional'nykh tovarov kotorykh zaregistrirovany geograficheskie ukazaniia (GU) i naimenovaniia mest prois-khozhdeniia tovarov (NMPT) [Territories of the Russian Federation with registered regional goods geographical indications (GI) and protected designation of origin (PDO)]. Available at: https://rospatent.gov.ru/ru/sourses/regional-brands/regional-brands-map (accessed 03.12.2022).

19. Goriushkin L.M. Sibirskoe krest'ianstvo na rubezhe dvukh vekov. Konets XIX - nachalo KhKh [The Siberian peasants at the turn of two centuries. Late XIX-early XX]. Novosibirsk, Nauka, 1967, 412 p.

20. Nikolaev A.A. Kak Sibir' v nachale KhKh veka okazalas' v tsentre mirovoi torgovli maslom [How Siberia in the early twentieth century became the center of world butter trade]. EKO, 2016, no. 6 (504), pp. 36-49.

21. Zolotnitskaia R. Iz istorii razvitiia maslodeliia Vologodchiny [Some history of butter-making in the Vologda region]. Molochnaia promyshlennost', 1992, no. 1, pp. 58-62.

22. Ermachkova E.P. Zarozhdenie i rasprostranenie kul'tury Sibirskogo chaepitiia [Origin and dissemination of the Siberian tea drinking culture]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 4-3 (60), pp. 20-24.

23. Fursova E.F. "Chai pili, v lozhki bili...": etnokul'turnaia identichnost' v praktikakh chaepitiia russkikh sibiriakov XIX - nachala XX v. ["They drank tea, they struck spoons...": Ethnocultural identity in the tea drinking practices of Russian Siberians in the 19th-early 20th century]. Vestnik arkheologii, antropologii i etnografii, 2020, no. 3 (50), pp. 159-169.

Оригинальность 94 %

Поступила 15.12.2022 Одобрена 10.01.2023 Принята к публикации 15.03.2023

N.V. Goroshko, S.V. Patsala

NOVOSIBIRSK REGION AS A GASTRONOMIC TOURISM DESTINATION: REALITY OR ILLUSION

In the modern world, there is a rapidly growing interest in one of the most trending areas of tourism -gastronomic tourism. And although domestic gastrotourism is in fact only being formed, the dynamics and the presence of powerful drivers allow us to judge the huge potential for its formation both in Russia as a whole and in its regions. At the same time, the gastronomic possibilities of the Russian regions have yet to be revealed and developed. Today, problems with the development and promotion of gastronomic tourism in our country are associated with a large territory of the state and often with a lack of coordination in the activities of market participants. It is still a rare phenomenon to promote a national product with an emphasis on the uniqueness of its offer. Basically, many regions of Russia, in an effort to grasp the fashionable trend of gastrotourism, promote similar products. The Novosibirsk region also shows an active interest in developing gastronomic tourism in its territory. Among the arguments in favor of its development the regional's potential is mainly cited.

In a classic gastronomic tour, the main or one of the main motives is to get acquainted with the cooking and traditions of the area as a means of comprehending its history and culture. In order for gastronomy to play a key role in the tour, it should form the basis of its programme. Therefore, the most important task in the development of regional gastrotourism is the formation of a unique regional product. However, the Novosibirsk region is unknown today as a gastronomic destination in the market of this type of tourism.

In the article, based on analytical research methods (in particular, using SWOT analysis tools), an assessment of the factors influencing the formation and development of gastronomic tourism in the Novosibirsk region is given. The authors identify the problems and the advantages of the region in the development of the regional tourist gastronomic offer in the Russian market of tourist services. The authors made an attempt to assess the real possibilities of turning the Novosibirsk region into one of the directions of gastronomic tourism in Russia. Based on the results of the analysis, the authors conclude that under the current conditions in the region, the possible prospects of gastronomic tourism as an independent direction can hardly be considered as substantial.

Keywords: gastronomic tourism, gastronomic tourism brand, tourism in the Novosibirsk region, regional economy, economy of the Novosibirsk region.

Nadezhda V. Goroshko - Cand. Sc. (Geography), Associate Professor, Department of Geography, Regional Studies and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University; Associate Professor, Department of Hygiene and Ecology, Novosibirsk State Medical University, e-mail: goroshko1@mail.ru.

Sergei V. Patsala - Senior Lecturer, Department of Geography, Regional Studies and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University, e-mail: s-pacala@mail.ru.

Received 15.12.2022 Approved 10.01.2022 Accepted for publication 15.03.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Горошко, Н.В. Новосибирская область как дестинация гастрономического туризма: реальность или иллюзия / Н.В. Горошко, С.В. Пацала // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. - № 1. - С. 340-361.

Please cite this article in English as:

Goroshko N.V., Patsala S.V. Novosibirsk region as a gastronomic tourism destination: reality or illusion. Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. 2023, no. 1, pp. 340-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.