Научная статья на тему 'Новогодние выступления президентов Российской Федерации по телевидению в 2000-2014 гг. : опыт комплексного исследования'

Новогодние выступления президентов Российской Федерации по телевидению в 2000-2014 гг. : опыт комплексного исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
430
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ НОВОГОДНИЕ ПОСЛАНИЯ / PRESIDENTIAL NEW YEAR'S MESSAGE / В.В.ПУТИН / V.V. PUTIN / Д.А.МЕДВЕДЕВ / D.A. MEDVEDEV / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АУДИТОРИИ / THE DISTRIBUTION OF THE AUDIENCE / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / SEMANTIC RELATIONSHIP / ФОНОСЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / PHONOSEMANTIC FEATURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шариков Александр Вячеславович, Мицук Татьяна Ильинична

С точки зрения исследователей, президентские новогодние обращения особенно интересны тем, что все крупные телеканалы одновременно транслируют одно и то же. И возникает вопрос: а как в эти минуты распределяется аудитория между телеканалами? Общий объем всей российской аудитории телевидения достигает своего годового максимума в ночь с 31 декабря на 1 января именно в момент выступления президентов. Новогодние обращения В.В. Путина собирали большее число телезрителей в целом и большее число зрителей на «Первом канале» по сравнению с новогодними обращениями Д.А. Медведева. В то же время на телеканалах «Россия-1» и НТВ аудитория новогод-них обращений Д.А.Медведева была больше аудитории новогодних обращений В.В. Путина на тех же каналах.В новогодних поздравлениях В.В. Путина, чаще использовались категории «год», «дорогие», «друзья», «Россия», «свои». В новогодних обращениях Д.А Медведева зафиксирована в среднем более высокая частота упоминания категорий «близкие», «быть», «все», «вы», «делать», «желание», «жизнь», «каждый», «любовь», «мы», «новое», «они», «праздник», «страна», «счастье». Обращения В.В.Путина семантически сильнее связаны с категориями «Россия», «новое», «год», «дорогие», а также с фоносемантической характеристикой «Быстрый». Обращения Д.А.Медведева семантически сильнее связаны с категориями «желание», «делать», «жизнь», «все», «любовь», «страна», «вы», а также с фоносемантическими характеристиками «Округлый» и «Гладкий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шариков Александр Вячеславович, Мицук Татьяна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW YEAR SPEECHES OF THE PRESIDENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON TELEVISION IN 2000-2014: A COMPREHENSIVE STUDY

Presidential New Year’s greetings are interesting in a way that all the major TV channels simultaneously broadcast the same thing. How is the audience distributed between the channels during these minutes of the annual maximum of the TV viewing? The audience of V.V. Putin-«First channel» D.A. Medvedev-«Russia 1», NTV. In New Year congratulations of V.V. Putin, most used categories are «year», «dear», «friends», «Russia», «own», D. A. Medvedev-«close», «be», «all», «you», «do», «wish», «love».

Текст научной работы на тему «Новогодние выступления президентов Российской Федерации по телевидению в 2000-2014 гг. : опыт комплексного исследования»

УДК 008:14

НОВОГОДНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПРЕЗИДЕНТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ В 2000-2014 гг.:

ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

А.В. ШАРИКОВ, Т.И. МИЦУК НИУ «Высшая школа экономики»

С точки зрения исследователей, президентские новогодние обращения особенно интересны тем, что все крупные телеканалы одновременно транслируют одно и то же. И возникает вопрос: а как в эти минуты распределяется аудитория между телеканалами? Общий объем всей российской аудитории телевидения достигает своего годового максимума в ночь с 31 декабря на 1 января именно в момент выступления президентов. Новогодние обращения В.В. Путина собирали большее число телезрителей в целом и большее число зрителей на «Первом канале» по сравнению с новогодними обращениями Д.А. Медведева. В то же время на телеканалах «Россия-1» и НТВ аудитория новогодних обращений Д.А.Медведева была больше аудитории новогодних обращений В.В. Путина на тех же каналах.В новогодних поздравлениях В.В. Путина, чаще использовались категории «год», «доро-

гие», «друзья», «Россия», «свои». В новогодних обращениях Д.А Медведева зафиксирована в среднем более высокая частота упоминания категорий «близкие», «быть», «все», «вы», «делать», «желание», «жизнь», «каждый», «любовь», «мы», «новое», «они», «праздник», «страна», «счастье». Обращения В.В.Путина семантически сильнее связаны с категориями «Россия», «новое», «год», «дорогие», а также с фоносемантической характеристикой «Быстрый». Обращения Д.А.Медведева семантически сильнее связаны с категориями «желание», «делать», «жизнь», «все», «любовь», «страна», «вы», а также с фоносемантическими характеристиками «Округлый» и «Гладкий».

Ключевые слова: президентские новогодние послания, В.В.Путин, Д.А.Медведев, распределение аудитории, семантическая связь, фоносемантиче-ская характеристика.

Новогодние поздравления президентов Российской Федерации по телевидению - весьма интересное явление для исследователей. Такие обращения первых лиц государства существуют далеко не во всех странах, а там, где имеются, они не всегда играют столь важную роль, как в России.

Среди руководителей СССР впервые по телевидению в канун Нового года граждан нашей страны поздравил Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС. Случилось это в 1971 году1. За-

'См., напр.: Новогоднее обращение Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева // Сайт evast.info [электронный ресурс] - Режим доступа: http://evast.info/video/descript ions/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0 %B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20 %D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1.%83.htm (Дата обращения: 22.07.2015)

тем на протяжении трех десятилетий эта традиция то исчезала, то возобновлялась. В 1999 году было два новогодних обращения -одно от первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, объявившего публично о своей отставке, второе - от только что назначенного исполняющим обязанности Президента Российской Федерации В.В.Путина. Телевизионные поздравления президентов РФ за несколько минут до наступления Нового года окончательно укоренились лишь с 2000 года и с тех пор не прекращались. В 2000-2007 годы и в 2012-2014 годы это были обращения В.В.Путина, а в 2008-2011 годы - Д.А. Медведева.

С точки зрения исследователей, президентские новогодние обращения особенно интересны тем, что все крупные телеканалы одновременно транслируют одно и то же. И возникает вопрос: а как в эти минуты распределяется аудитория между телеканалами? Кроме того, интересно сделать сравнение выступлений в динамике по годам - проанализировать тексты обращений и распределение телеаудитории.

НОВОГОДНЯЯ АНОМАЛИЯ

Непрерывные поминутные измерения телевизионной аудитории в России, которые ведутся в ежедневном, непрекращающемся режиме с 1999 года, позволили обнаружить, что общий объем всей российской аудитории телевидения достигает своего годового максимума в ночь с 31 декабря на 1 января именно в момент выступления президентов, примерно за 5-10 минут до боя кремлевских курантов, знаменующего наступление Нового года (см. рис.1-2). Эта тенденция не имела исключений на протяжении всех лет наблюдений, хотя многое изменилось за это время - значительно выросло число принимаемых телеканалов, параллельно быстрыми темпами россияне осваивали Интернет и мобильные устройства и т.д. (см. рис.1-2).

Динамика объема общей телеаудитории в России ВО декабря 2000 г. -1 января 2001 г.

Новогоднее поздравление Президента Российской Федераци

Рисунок 1

Динамика объема общей телеаудитории в России 30 декабря 2014 г. -1 января 2015 г.

Новогоднее поздравление Президента Российской Федерации

Рисунок 2

Рисунок 1 показывает кривую динамики общего объема телевизионной аудитории в российских городах численностью населения от 100 тыс. чел. и более в возрасте от 4 лет и старше с 5:00

утра 30 декабря 2000 года до 5:00 утра 1 января 2001 года, а рисунок 2 - с 5:00 утра 30 декабря 2014 года до 5:00 утра 1 января 2015 года в тех же поселенческих и возрастных границах.

В другие дни пик общей телевизионной аудитории наблюдается в окрестностях 21:00 как по будним, так и по выходным дням, что рассматривается как норма. Поэтому выявленную тенденцию к нарастанию общей телеаудитории после 21:00 в Новогоднюю ночь стали называть «новогодней аномалией» в поведении телевизионной аудитории [12]. Подчеркнем, что эта особенность наблюдается далеко не везде. В западных странах этой традиции нет. Новогодняя аномалия характерна для бывших республик СССР. Так, в Республике Казахстан, как и в Российской Федерации, абсолютный пик общей телеаудитории традиционно приходится на интервал 23:45-0:15 в ночь с 31 декабря на 1 января - эту тенденцию отчетливо иллюстрирует рисунок 3.

Динамика объема общей телеаудитории в Казахстане

30 декабря 2014 г. -1 января с »

Нооогоднсс поздравление Президента Республики Казахстан

31 дек 2014

1 янв 2015

Рисунок 3

ЭФФЕКТ ПЕРВОЙ КНОПКИ

Новогодняя аномалия приводит к еще одному необычному явлению. Примерно в окрестностях 23:55 начинается новогоднее поздравление президента Российской Федерации практически по всем телевизионным каналам, вещающим в России. Казалось бы, аудитория должна распределиться равномерно между теми телеканалами, которые транслируют президентское новогоднее обращение. Однако из года в год наблюдается иная картина.

Таблица 1 и рисунки 4-5 дают представление о том, как распределялась аудитория новогодних поздравлений президентов Российской Федерации между телеканалами в 2000-2014 годы. Числа в таблице 1 показывают долю аудитории канала относительно всех тех, кто смотрит в интервале времени, когда транслируется новогоднее поздравление. Приведены данные для трех ведущих телеканалов («Первый канал», «Россия 1» и НТВ). Также представлена позиция «другие каналы» и сумма.

Таблица 1. Долевое распределение аудитории между «Первым каналом», телеканалами «Россия 1» и НТВ, а также совокупностью других каналов во время трансляции новогодних поздравлений президентов России по телевидению

в 2000-2014 гг.

Годы Первый канал Россия 1 НТВ другие каналы СУММА

2000 52,0 29,5 10,2 8,3 100,0

2001 55,6 35,1 2,5 6,8 100,0

2002 66,9 20,4 6,1 6,6 100,0

2003 63,3 19,0 3,9 13,8 100,0

2004 57,7 22,8 3,2 16,3 100,0

2005 58,7 16,6 8,4 16,3 100,0

2006 53,0 24,0 7,8 15,2 100,0

2007 52,5 21,4 4,7 21,4 100,0

2008 40,9 31,8 6,5 20,8 100,0

2009 42,5 29,8 11,0 16,7 100,0

2010 37,8 27,2 12,7 22,3 100,0

2011 38,2 26,3 7,7 27,8 100,0

2012 37,6 29,1 5,8 27,5 100,0

2013 36,3 23,7 6,3 33,7 100,0

2014 32,2 28,4 5,6 33,8 100,0

Среднее 48,3 25,7 6,8 19,2 100,0

Путин 51,4 24,5 5,9 18,2 100,0

Медведев 39,9 28,8 9,5 21,9 100,0

Из цифр, представленных в таблице 1, видны следующие тенденции. Из года в год наибольшее скопление аудитории наблюдается на «Первом канале», за что исследователи окрестили этот феномен «эффектом первой кнопки». На втором месте всегда располагается телеканал «Россия 1» (ранее «Россия»). Все остальные телеканалы собирают гораздо меньшую по величине аудиторию, чем совокупная аудитория «Первого канала» и телеканала «Россия 1». При этом совокупная доля аудитории остальных каналов год от года растет, что объясняется общим ростом числа принимаемых телеканалов, которое за 15 лет выросло более, чем в шесть раз и по состоянию на начало 2015 года составляло около 50 в зоне измерения аудитории. Каждый новый канал оттягивает на себя некоторую часть аудитории, в результате чего доля аудитории самых крупных каналов постепенно уменьшается.

Распределение доли аудитории телеканалов в России во время трансляции новогоднего обращения В .В .Путина 31 декабря 2000 г.

ПЕРВЫЙ РОССИЯ НТВ ТВЦ ТВ-6 ТНТ РЕН-ТВ СТС КУЛЬТУРА

КАНАЛ

Рисунок 4

Распределение доли аудитории между телеканалами в России во время новогоднего обращения В.В.Путина 31 декабря 2014 г.

Рисунок 5

Однако среднегодовая доля «Первого канала» и телеканала «Россия 1» оказывается значительно ниже, чем доля аудитории в момент трансляции новогоднего поздравления президентов Российской Федерации. Так, «Первый канал» собирал в среднем за 2000 год 30,4% от всей телеаудитории, а в Новогоднюю ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года - 52,0%. Телеканал «Россия» имел, соответственно, 16,7% и 29,5%. В 2014 году ситуация была сходной: среднегодовая доля аудитории «Первого канала» составила 14,5%, новогоднее поздравление В.В.Путина на «Первом канале» - 32,2%; среднегодовая доля аудитории телеканала «Россия 1» составила 13,2%, новогоднее поздравление В.В.Путина на телеканале «Россия 1» - 28,4%.

Не следует считать, что «эффект первой кнопки» проявляет себя только в новогоднюю ночь. Он возникает всякий раз, когда в России один и тот же контент транслируется по «Первому каналу» и по каким-нибудь другим телеканалам. Так, во время пресс-конференций В.В. Путина, которые параллельно передают «Пер-

вый канал», «Россия 1», «Россия 24», а иногда и другие каналы, всякий раз наблюдается одна и та же картина. В самом начале трансляции аудитория «Первого канала» нарастает и всякий раз оказывается больше аудитории любого другого канала. На втором месте всегда оказывается телеканал «Россия 1».

Аналогичное явление наблюдается и в Республике Казахстан. Но вот что интересно. Такое же явление встречается также и в некоторых других странах, в частности, в Австрии, Великобритании, Дании. В то же время в ряде европейских стран этот эффект отсутствует (Бельгия, Венгрия, Чехия).2

В настоящий момент дать исчерпывающее объяснение «эффекту первой кнопки» не удается. Есть лишь предположение, что он распространен только в тех странах, у которых, во-первых, было сильное имперское прошлое, во-вторых, телевидение на начальном этапе своего существования находилось под контролем государства и, в третьих, крупные общественные или государственные телекомпании имеют несколько телеканалов. У населения этих стран первый национальный телеканал был исторически первым и «генетически» связан с государственностью. И возможно, именно эта причина, имеющая социально-психологическую природу, формирует такое распределение между телеканалами в моменты, когда выступает первое лицо государства. Впрочем, это не более чем гипотеза, которая требует доказательства либо опровержения.

В таблице 1 также представлены средние значения показателей аудитории выступлений В.В. Путина (2000-2007 и 20122014) и выступлений Д.А. Медведева (2008-2011). Видно, что на «Первом канале» средняя величина аудитории была выше во

2Вопрос о существовании "эффекта первой кнопки" был задан членам Группы европейских исследователей аудитории, объединяющей руководителей социологических служб крупнейших европейских общественных и государственных телерадиокомпаний (BBC, ARD, ZDF, Francetélévision, RAI и др.) из 22 стран. Ответили 6 человек, из которых 3 подтвердили, а 3 не подтвердили существование данного эффекта. - А.Ш. и Т.М.

время выступлений В.В. Путина, в то время, как на телеканалах «Россия» и НТВ выше оказалась средняя аудитория выступлений Д.А. Медведева.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ НОВОГОДНИХ ТЕЛЕПОЗДРАВЛЕНИЙ

В 2000 году был задан своего рода «канон» новогоднего обращения Президента Российской Федерации к населению по телевидению. Приведем полностью этот сравнительно небольшой текст:

«Дорогие друзья! Уважаемые граждане России!

В эти минуты мы не только сверяем наши часы, мы сверяем наши помыслы и чувства, сверяем ожидания - наши ожидания с тем, что мы имеем в действительности. Позади остается еще один год, год радостных и трагических событий, год трудных решений. Но все-таки то, что совсем недавно казалось почти невозможным, становится фактом нашей жизни.

В стране появились заметные элементы стабильности, а это многого стоит и для политики, и для экономики, и для каждого из нас. Мы собрались, наконец, вместе и собираем Россию. Мы поняли, как дорого дается и как высоко ценится достоинство страны.

Мы с вами знаем: в эту праздничную ночь далеко не у всех богатый стол, не в каждом доме счастье и успех. Мы должны помнить об этом, не забывать о том, что у нас еще очень много работы, но выполнить ее под силу только всем вместе. И тогда обязательно придет время, когда мы будем спокойны и за наших стариков, и за наших детей.

Дорогие друзья, я знаю, что все вы сейчас уже поглядываете на часы. Действительно, через несколько секунд мы одновременно вступим и в новый год, и в новый век, и в новое тыся-

челетие. Такое бывает нечасто и повторится лишь с нашими потомками, жизнь которых нам сегодня даже трудно представить. Именно им мы оставим в наследство и наши успехи, и наши ошибки.

Но в эти мгновения каждый из нас думает о своих любимых и близких. Хочу пожелать вам того, чего обычно желают своим родственникам и друзьям - здоровья, мира, благополучия. И, конечно, удачи.

Счастья вам! С Новым годом!»3

Композиция данного текста вполне традиционна. Сначала идет обращение к гражданам России, которых также здесь называют друзьями. Далее выстраивается ось прошлое - настоящее - будущее. Сначала сказаны слова о прошедшем годе («год радостных и трагических событий, год трудных решений»), затем предельно кратко дается общая оценка сделанному («появились заметные элементы стабильности»). Далее описывается сиюминутное состояние с его основными проблемами («собираем Россию», «в эту праздничную ночь далеко не у всех богатый стол», «у нас еще очень много работы»), после чего в позитивном ключе говорится о грядущем («обязательно придет время, когда мы будем спокойны и за наших стариков, и за наших детей»). Подчеркивается уникальность момента («через несколько секунд мы одновременно вступим и в новый год, и в новый век, и в новое тысячелетие. Такое бывает нечасто и повторится лишь с нашими потомками»). В конце традиционное пожелание «того, чего обычно желают своим родственникам и друзьям - здоровья, мира, благополучия. И, конечно, удачи». Завершают обращение также традиционные слова: «Счастья вам! С Новым годом!»

3Цит. по: Новогоднее обращение к гражданам России 31.12.2000 года // Сайт kremlin.ru [электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/21153 (Дата обращения 22.07.2015)

Таблица 2. Показатели трансляции новогодних поздравлений президентов России по телевидению в 2000-2014 гг. Данные ТНС (хронометраж, показатели аудитории)

годы Президент Хронометраж, мин:сек* Суммарная телеаудитория, ** Суммарная доля аудитории, %***

2000 В.В.Путин 09:17 47,5 99,4

2001 В.В.Путин 09:34 47,8 99,3

2002 В.В.Путин 07:45 54,2 99,5

2003 В.В.Путин 04:11 53,3 99,9

2004 В.В.Путин 08:27 52,4 99,4

2005 В.В.Путин 07:18 49,3 99,3

2006 В.В.Путин 08:01 49,4 99,3

2007 В.В.Путин 04:21 46,5 100,0

2008 Д.А.Медведев 07:48 47,9 99,6

2009 Д.А.Медведев 07:28 49,1 99,2

2010 Д.А.Медведев 07:33 43,4 100,0

2011 Д.А.Медведев 07:33 48,8 100,0

2012 В.В.Путин 08:11 50,2 100,0

2013 В.В.Путин 10:05 45,7 100,0

2014 В.В.Путин 08:29 43,2 99,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Приводятся данные регистрации эфира, зафиксированные компанией ТНС.

**За 100% берется все население в возрасте от 4 лет и старше, проживающее в российских городах численностью населения от 100 тыс. чел. и более.

*** За 100% берутся все те, кто смотрел телевизор во время трансляции новогоднего поздравления в указанных выше поселенческих и возрастных границах.

Во всех дальнейших президентских новогодних обращениях, независимо от того, кто являлся президентом, структура текста была примерно такой же. Некоторое влияние оказывали текущие события - им уделялось чуть больше или чуть меньше вре-

мени. Но общая композиция все время оставалась прежней. По содержанию тексты в той или иной степени отражали состояние общественной жизни, ее актуальные аспекты, которые различались год от года. При этом общая направленность поздравлений оставалась неизменной, что, собственно, и позволяет говорить о сложившейся традиции.

Количество слов в президентских новогодних обращениях в 2000-2014 годы составляло в среднем 268 слов, варьируясь в пределах от 192 (2005) до 463 (2013) слов. Расширение текста в 2013 году было связано с тем, что в канун Нового года был совершен двойной террористический акт в Волгограде, что не могло не отразиться на выступлении. Различия в объеме текста обусловили различную длительность (хронометраж) выступлений, которая в среднем за пятнадцать лет составила 7,7 минуты (от 4 мин. 11 сек. в 2003 году до 10 мин. 05 сек. в 2013 году). Формальные показатели трансляций новогодних президентских поздравлений в 2000-2014 годы приведены в таблице 2.

На корпусе из 15 текстов было проведено исследование, цель которого - выявить содержательные и эмоциональные характеристики новогодних президентских телепоздравлений, а также проследить изменения в их содержании и тональности. В качестве методов для достижения поставленных целей было решено выбрать, во-первых, контент-анализ, а во-вторых, - фоносемантический анализ, а также комплекс методов статистического анализа.

НОВОГОДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

На массиве из 15 текстов новогодних поздравлений президентов В.В. Путина и Д.А. Медведева был проведен контент-анализ. Если отбросить вспомогательные лексические элементы - предлоги, союзы, частицы и т.п., а рассмотреть только то, что несет

основное содержательное наполнение, то складывается следующая картина (см. таб.3).

Единицей счета выступала частота употребления слов (под-считывалось число слов в каждом тексте), единицей анализа служила частота употребления категорий анализа (анализировалось число слов, относящихся к заданной категории). Категории анализа были сформированы таким образом, что каждая из них объединяла все возможные словоформы некоторой лексемы либо группы лексем. Так, категория «МЫ» включала в себя слова: «мы», «нас», «нам», «нами», «наш», «наша» и т.д. (все возможные словоформы каждой лексемы). Категория «БЫТЬ» объединила в одну группу слова: «быть», «есть», «будет», «был» и т.п.

Подсчет частоты встречаемости такого рода категорий на корпусе из пятнадцати новогодних президентских выступлений позволил выделить наиболее часто встречающиеся категории анализа. Не менее 20 раз в совокупности обнаружены следующие из них: «МЫ» (частота - 244), «ГОД « (103), «БЫТЬ» (79), «НОВОЕ» (74), «ВСЕ» (70), «ОНИ» (68), «ДРУЗЬЯ» (66), «ВЫ» (59), «РОССИЯ» (44), «СВОИ» (41), «ДОРОГИЕ» (40), «КАЖДЫЙ» (36), «СТРАНА» (36), «ДЕЛАТЬ» (35), «ЖИЗНЬ» (35), «САМИ» (34), «ПРАЗДНИК» (27), «СЧАСТЬЕ» (26), «ЖЕЛАНИЕ» (25), «ЛЮБОВЬ» (23) и «БЛИЗКИЕ» (21). В корпусе текстов новогодних президентских поздравлений эти категории составляют 29% от общего количества слов. Таблица 3 дает представление о распределении частоты присутствия выделенных категорий анализа по годам.

Таблица 3. Распределение основных лексем в текстах новогодних поздравлений президентов России по телевидению в 2000-2014 гг.

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 С

о О о О О о о о о о о о о о о У

о О о о О о о о о о 1-» 1-» м 1-» 1-»

о 1-» 2 ш ■е. <л СТ1 00 ш о 1-» 2 ш ■е.

А

МЫ 22 16 10 10 17 16 15 14 23 18 13 14 17 25 14 244

ГОД 5 12 8 7 8 6 5 7 6 7 6 7 3 8 8 103

БЫТЬ 2 4 5 7 5 2 8 8 4 9 8 5 2 4 6 79

НОВОЕ 4 4 7 5 8 3 4 4 5 7 5 4 3 7 4 74

ВСЕ 4 7 7 6 3 1 3 7 7 3 5 5 5 5 2 70

ОНИ 2 5 2 1 6 3 3 2 7 2 11 2 6 7 9 68

ДРУЗЬЯ 3 5 5 6 4 1 4 5 4 2 5 6 3 7 6 66

ВЫ 4 2 6 5 2 1 4 6 6 8 0 7 3 3 2 59

РОССИЯ 1 5 2 3 6 2 2 4 1 1 4 3 3 4 3 44

СВОИ 2 2 2 3 0 4 1 1 4 4 1 1 6 4 6 41

ДОРОГИЕ 3 3 3 3 4 1 1 3 3 3 2 2 3 4 2 40

КАЖДЫЙ 3 1 3 1 3 2 3 0 2 6 1 2 3 3 3 36

СТРАНА 2 2 3 2 1 3 2 3 1 3 5 3 1 3 2 36

ДЕЛАТЬ 0 5 2 1 0 1 3 2 3 5 4 1 2 4 2 35

ЖИЗНЬ 2 6 2 3 2 2 2 2 1 2 4 3 1 2 1 35

САМИ 0 3 3 0 0 4 2 1 3 5 0 1 4 3 5 34

ПРАЗДНИК 1 0 1 1 3 3 3 1 4 1 2 2 1 2 2 27

СЧАСТЬЕ 2 1 1 1 2 1 2 3 3 2 3 1 1 1 2 26

ЖЕЛАНИЕ 2 3 2 2 1 0 1 1 3 2 1 3 1 1 2 25

ЛЮБОВЬ 1 1 1 1 1 2 2 1 3 2 1 1 2 2 2 23

БЛИЗКИЕ 1 1 1 0 1 2 2 2 2 3 0 1 2 2 1 21

Что можно увидеть за полученным набором? Прежде всего, направленность президентских обращений на консолидацию российского общества. Категория «МЫ» несет большую символическую нагрузку, в которой предпринимается попытка верховной власти через новогоднее обращение к россиянам объединить страну, продемонстрировать свое единство с народом. И неспроста эта категория оказывается наиболее часто встречающейся в выступлениях президентов.

Конечно же, ситуация встречи Нового года не может не сказаться на частоте упоминания категорий «ГОД», «НОВОЕ», «ПРАЗДНИК», «ЖЕЛАНИЕ». Чаще всего речь идет о поздравлении с праздником и пожелании чего-то доброго в новом году. Формулируя пожелания, президенты обращаются к базовым ценностям россиян. Отсюда достаточно высокая частота упоминания категорий «ДРУЗЬЯ», «ЖИЗНЬ», «ЛЮБОВЬ», «СЧАСТЬЕ», «БЛИЗКИЕ». К этому ряду ценностей можно было добавить категории, частота упоминания которых составляла от 15 до 20 раз. Это «СЕМЬЯ», «ДЕТИ», «ЗДОРОВЬЕ» - то, что принято желать друг другу в России, да и во всем мире. Ну и конечно категория «РОССИЯ» выступает как одна из базовых ценностей.

Среди наиболее часто упоминаемых категорий анализа обнаруживаются две, которые выражены с помощью глаголов «БЫТЬ» и «ДЕЛАТЬ». Бытие и деятельность, дела - важные компоненты жизни. Интересен набор категорий, выраженный с помощью местоимений: «МЫ», «ВЫ», «ОНИ», «ВСЕ», «СВОИ», «КАЖДЫЙ», «САМИ». При построении текстов эти категории позволяют выстроить систему отношений оратора и аудитории.

Для уточнения функциональности этих категорий в контексте данного исследования был проведен корреляционный анализ между выделенными категориями-местоимениями и остальными значимыми категориями на множестве значений в 15 текстах. Оказалось, что категория «МЫ» статистически значимо4 связана с категориями «ЛЮБОВЬ» (коэффициент Пирсона равен +0,54) и «БЛИЗКИЕ» (+0,50). Категория «ВЫ» имеет статистически значимую положительную связь с категорией «ЖЕЛАНИЕ», возможно, из-за распространенного оборота «желаю вам» (+0.50) и статистически значимую отрицательную связь с категорией «ОНИ» (-0,65).

4В рассматриваемом случае, согласно критерию Стъюдента, статистически значимой считается корреляция, при которой коэффициент Пирсона составляет по абсолютной величине от 0,5 до 1. - А.Ш. и Т.М.

Категория «ВСЕ» положительно связана с категорией «ЖЕЛАНИЕ» (+0,50) и отрицательно - с категорий «КАЖДЫЙ» (-0,50). Категория «САМИ» на статистически значимом уровне связана с целым рядом категорий: «СВОИ» (+0,77), «ЛЮБОВЬ» (+0,66), «БЛИЗКИЕ» (+0,63) и «КАЖДЫЙ» (+0,51). При этом категория «СВОИ» имеет статистически значимую связь с категориями «САМИ» (+0,77) и «ЛЮБОВЬ» (+0,66).

Такой характер связей привел к предположению о том, что выявленные категории с высокой частотой встречаемости, вероятно, объединяются в кластеры. Расчеты привели к выделению трех таких кластеров. Первый объединяет семь категорий, а именно: «МЫ», «ЛЮБОВЬ», «БЛИЗКИЕ», «ПРАЗДНИК», «СВОИ», «САМИ» и «КАЖДЫЙ». В центре этого кластера располагается «ЛЮБОВЬ» - у нее наибольшее число статистически значимых связей с остальными категориями. Второй кластер образуют девять категорий: «РОССИЯ», «ЖИЗНЬ», «ДРУЗЬЯ», «ВСЕ», «ВЫ», «ЖЕЛАНИЕ», «ДОРОГИЕ», «НОВОЕ», «ГОД». Центральной в нем выступает категория «ДРУЗЬЯ». Наконец, третий кластер состоит всего из двух категорий: «СЧАСТЬЕ» и «БЫТЬ». При этом на статистически значимом уровне три категории из числа выбранных для анализа оказались не связанными ни с остальными, ни между собой. Это: «ОНИ», «СТРАНА» и «ДЕЛАТЬ».

Отсюда вытекает, что в президентских новогодних обращениях присутствуют, по меньшей мере, три смысловых паттерна. Во-первых, это идея общности, единства, которая основана на ценности любви к близким людям, что и формирует на глубинном уровне понятие «МЫ». Во-вторых, это идея российского социума, дружелюбного сообщества россиян, к которому обращаются президенты (напомним, что одно из основных значений слова <^ос^» в латинском языке - «товарищ», «спутник»» [4, с.937]). И в-третьих, это идея счастья, счастливого бытия граждан - извечная и труднодостижимая мечта российского человека. Условимся

называть их, соответственно, паттерн «Единство», паттерн «Российский социум» и паттерн «Счастье бытия».

Каковы тенденции в изменении содержания новогодних президентских обращений в 2000—2014 годы? Для ответа на этот вопрос был проведен специальный анализ - построены тренды для основных категорий и смысловых паттернов, описанных выше. Оказалось, что ряд категорий продемонстрировал тенденцию к росту частоты встречаемости. Это категории: «МЫ», «ОНИ», «ДРУЗЬЯ», «СВОИ», «КАЖДЫЙ», «ЖИЗНЬ», «ЛЮБОВЬ», «БЛИЗКИЕ». Понижательный тренд обнаружили категории «ГОД» и «ЖИЗНЬ». Для остальных категорий ни повышательных, ни понижательных тенденций не выявлено.

Если сравнить частоту встречаемости выделенных смысловых паттернов, то повышательную динамику обнаруживает лишь первый из них - паттерн «Единство». Остальные два паттерна обнаруживают относительную стабильность - нет ни понижения, ни повышения. Отмеченные тенденции иллюстрируют рисунки 6—7. На рисунке 6 представлена динамика частоты встречаемости категории «МЫ» в новогодних президентских обращениях, а на рисунке 7 - динамика смыслового паттерна «Единство».

Динамика частоты встречаемости категории "МЫ" в новогодних президентских обращениях в 2000-2014 гг.

у = 0Д75Х + 14.867

/' х _ _ _ _ — _ — — Т*=ТГо37З7"

Рисунок б

Динамика совокупной частоты встречаемости категорий, образующих смысловой паттерн

"Единство" в новогодних президенту 2000-2014 гг. их обращениях в

с у \ о г у » 0,78ЧЗх + 22,086

/ ш __— к \

Рисунок 7

РАЗЛИЧИЯ В НОВОГОДНИХ ПОЗДРАВЛЕНИЯХ В.В. ПУТИНА И Д.А. МЕДВЕДЕВА

Обычно поздравительные обращения пишут специальные помощники президентов - спичрайтеры. Поскольку такого рода тексты носят традиционный, если не сказать, канонический характер, ожидать каких-то принципиальных отличий в них довольно сложно. Тем не менее, нами была предпринята попытка сравнить частоту упоминания выделенных категорий в текстах, произнесенных В.В. Путиным и Д.А. Медведевым (см. таб.4).

Оказалось, что среди 21 выделенной категории анализа наблюдается неравномерное распределение их средней частоты упоминания в общем корпусе рассматриваемых текстов. В большинстве случаев средняя частота упоминания основных категорий оказывается несколько выше в новогодних обращениях Д.А Медведева - в них немного чаще, чем в обращениях В.В.Путина, используются такие категории, как: «МЫ», «БЫТЬ», «НОВОЕ», «ВСЕ», «ОНИ», «ВЫ», «КАЖДЫЙ», «СТРАНА», «ДЕЛАТЬ», «ЖИЗНЬ», «ПРАЗДНИК», «СЧАСТЬЕ», «ЖЕЛАНИЕ», «ЛЮБОВЬ» и «БЛИЗКИЕ».

В новогодних поздравлениях В.В. Путина, напротив, чаще использовались следующие категории: «ГОД», «ДРУЗЬЯ», «РОССИЯ», «СВОИ», «ДОРОГИЕ». По одной категории («САМИ») средняя частота упоминаний совпала. Впрочем, различия в средних значениях частоты упоминания категорий в обращениях В.В. Путина и Д.А. Медведева статистически незначительны.

Таблица 4. Средняя частота упоминания основных категорий анализа и смысловых паттернов в текстах новогодних поздравлений президентов В.В. Путина и Д.А. Медведева по телевидению в России в 2000—2014 гг.

Категории В.В. ПУТИН Д.А. МЕДВЕДЕВ СРЕДНЕЕ

МЫ 16,0 17,0 16,3

ГОД 7,0 6,5 6,9

БЫТЬ 4,8 6,5 5,3

НОВОЕ 4,8 5,3 4,9

ВСЕ 4,5 5,0 4,7

ОНИ 4,2 5,5 4,5

ДРУЗЬЯ 4,5 4,3 4,4

ВЫ 3,5 5,3 3,9

РОССИЯ 3,2 2,3 2,9

СВОИ 2,8 2,5 2,7

ДОРОГИЕ 2,7 2,5 2,7

КАЖДЫЙ 2,3 2,8 2,4

СТРАНА 2,2 3,0 2,4

ДЕЛАТЬ 2,0 3,3 2,3

ЖИЗНЬ 2,3 2,5 2,3

САМИ 2,3 2,3 2,3

ПРАЗДНИК 1,6 2,3 1,8

СЧАСТЬЕ 1,5 2,3 1,7

ЖЕЛАНИЕ 1,5 2,3 1,7

ЛЮБОВЬ 1,5 1,8 1,5

БЛИЗКИЕ 1,4 1,5 1,4

Смысловые паттерны

Единство 27,8 30,0 28,4

Российский социум 33,9 35,8 34,4

Счастье бытия 6,4 8,8 7,0

Суммирование средней частоты упоминания категорий, входящих в выделенные смысловые паттерны, позволила выявить семантические доминанты обращений В.В. Путина и Д.А. Медведева. Оказалось, что у обоих президентов доминантой обращения является идея российского социума. Также оказалось, что количественно семантическая нагруженность всех трех смысловых паттернов (по сумме средних частот упоминания категорий) в обращениях Д.А. Медведева была выше.

НОВОГОДНИЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФОНОСЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Фоносемантический анализ - один из методов психолингвистики, который позволяет выявить специфику того или иного текста с точки зрения его фонетических свойств [2; 3; 5; 6; 7; 8]. Данный подход исходит из идеи существования закономерностей восприятия человеком тех или иных фонетических элементов в конкретном языке.

Таблица 5. Эмоциональная оценка звучания совокупности президентских новогодних поздравлений в 2000—2014 гг. по методике Журавлева

№ шкалы Семантическое содержание полюсов шкалы (конструкта)

Положительный полюс ( + ) Числовое Значение Отрицательный полюс ( - )

1 Хороший +9,9 Плохой

2 Красивый -6,9 Отталкивающий

3 Безопасный -10,2 Страшный

4 Простой +28,3 Сложный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Гладкий +5,2 Шероховатый

6 Округлый +2,6 Угловатый

7 Добрый -36,3 Злой

8 Светлый -0,2 Темный

9 Величественный +35,6 Низменный

10 Тяжелый +25,2 Легкий

11 Грубый +61,0 Нежный

12 Мужественный +62,9 Женственный

13 Сильный +83,1 Слабый

14 Холодный +56,3 Горячий

15 Громкий +65,6 Тихий

16 Храбрый +41,1 Трусливый

17 Могучий +59,1 Хилый

18 Большой +69,4 Маленький

19 Веселый + 12,7 Грустный

20 Подвижный -24,8 Медлительный

21 Быстрый -36,7 Медленный

22 Активный +3,3 Пассивный

23 Яркий +36,5 Тусклый

24 Радостный +6,7 Печальный

Для русского языка существует разработка А.П.Журавлева [6] который высказал предположение, что восприятие звуков речи на русском языке подчиняется закономерностям, выявленным Ч.Осгудом и его коллегами с помощью методики семантического дифференциала [10]. Ему удалось выделить три базовых фактора восприятия человеком любого объекта, а именно: фактор «Сила», фактор «Оценка» и фактор «Активность». А.П. Журавлев выделил 24 семантических конструкта, которые лежат в основе фоносеман-тического восприятия человеком того или иного текста (см. таб.5).

Эти 24 конструкта позволяют выделить 48 эмоциональных характеристик - по две полярные характеристики (условные антонимы) на каждый конструкт. Таким образом, возникает семан-

тическое пространство, в пределах которого можно дать эмоциональную оценку любому тексту. На основе фоносемантического анализа по Журавлеву каждый биполярный конструкт выступает условной шкалой, в пределах которой анализируемый текст получает некоторое числовое значение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от условной семантической близости к одному либо к другому полюсу шкалы. Таким образом, формируется семантическое поле, в котором каждый текст описывается множеством из 24 числовых значений (либо 48 числовых антонимических пар значений). Каждый из выделенных конструктов представляет какой-либо аспект, грань одного из ос-гудовских факторов.

Корпус рассматриваемых текстов в целом и каждое из пятнадцати президентских новогодних обращений анализировалось по методике Журавлева с помощью специальной компьютерной программы «ВААЛ-мини» на интернет-ресурсе «ВААЛ».6 Результатом анализа были эмоциональные оценки по двадцати четырем шкалам, на основе чего строился фоносемантический профиль каждого текста.

Таблица 5 дает представление о результатах применения методики Журавлева к корпусу анализируемых текстов. Фоносемантический анализ звучания совокупности пятнадцати президентских новогодних обращений приводит к образу, который характеризуется как: «Сильный» (+83,1), «Большой» (+69,4), «Громкий» (+65,6), «Мужественный» (+62,9), «Грубый» (+61,0), «Могучий» (+59,1), «Холодный» (+56,3), «Храбрый» (+41,1), «Медленный» (-36,7), «Яркий» (+36,5). Эти десять характеристик получили наибольшие числовые значения.

В таблице 6 представлены наиболее ярко выраженные характеристики каждого из текстов - приведены четыре высшие

6СМ.: ВААЛ [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vaal.ru/ (дата обращения 22.07.2015).

ранговые позиции из 48 возможных. Оказалось, что из 48 характеристик хотя бы один раз в первую четверку наиболее сильно выраженных попали всего 11. Это характеристики: «Сильный» (в четверке наиболее значимых оказался 13 раз), «Большой» (11), «Громкий» (8), «Мужественный» (8), «Грубый» (6), «Медленный» (5), «Могучий» (3), «Холодный» (3), «Медлительный» (1), «Пассивный» (1) и «Яркий» (1).

Таблица 6. Фоносемантическая характеристика (по Журавлеву) новогодних поздравлений президентов России по телевидению в 2000-2014 гг.

Годы Президент Фоносемантические характеристики новогодних президентских обращений *

2000 В.В.Путин Медлительный, пассивный, медленный, большой

2001 В.В.Путин Сильный, медленный, большой, громкий

2002 В.В.Путин Сильный, мужественный, большой, грубый

2003 В.В.Путин Сильный, медленный, большой, громкий

2004 В.В.Путин Сильный, громкий, мужественный, большой

2005 В.В.Путин Холодный, мужественный, медленный, грубый

2006 В.В.Путин Громкий, большой, сильный, могучий

2007 В.В.Путин Сильный, мужественный, большой, грубый

2008 Д.А.Медведев Сильный, громкий, большой, мужественный

2009 Д.А.Медведев Грубый, мужественный, сильный, большой

2010 Д.А.Медведев Сильный, яркий, громкий, грубый

2011 Д.А.Медведев Сильный, могучий, большой, мужественный

2012 В.В.Путин Сильный, громкий, большой, могучий

2013 В.В.Путин Сильный, медленный, громкий, холодный

2014 В.В.Путин Холодный, сильный, мужественный, грубый

2000-2014 ВСЕ ТЕКСТЫ СИЛЬНЫЙ, БОЛЬШОЙ, ГРОМКИЙ, МУЖЕСТВЕННЫЙ

* Приводятся первые четыре ранга на основе значений каждой шкалы.

Нами также был использован другой способ определения значимых характеристик. Были рассчитаны средние величины их вы-

раженности и выделены те характеристики, которые выходят за пределы доверительного интервала, определенного с помощью стандартного отклонения от среднего значения. Таких характеристик оказалось всего семь. Это: «Сильный», «Большой», «Мужественный», «Грубый», «Громкий», «Могучий» и «Холодный». Именно так в целом воспринимаются новогодние поздравления двух президентов Российской Федерации на звуковой основе - в восприятии текстов доминирует осгудовский фактор «Сила».

Различия фоносемантических характеристик в выступлениях В.В. Путина и Д.А. Медведева

Подчеркнем еще раз - тексты новогодних президентских поздравлений пишут не сами президенты, а специальные сотрудники. Хотя, не исключено, что небольшую правку подготовленного текста могут сделать и первые лица государства.

Для корректного сравнения фоносемантического восприятия текстов новогодних обращений В.В. Путина и Д.А. Медведева были рассчитаны средние значения переменных по каждой шкале - отдельно за период правления каждого президента. Результаты расчетов представлены на рисунке 8 и в таблице 7.

Усредненные фоносемантические профили новогодних обращений

В.В.Путина (2000-2007 и 2012-2014 гг.) и Д.А.Медведева (2008-2011 ГГ.)

Рисунок 8

Сравнивая средние значения по шкалам, нетрудно заметить, что общие контуры двух фоносемантических профилей близки. Пики приходятся на одни и те же шкалы. Так, первые четыре наиболее выраженные характеристики новогодних обращений В.В. Путина - это: «Сильный» (среднее значение 18,7), «Большой» (15,4), «Мужественный» (13,9) и «Громкий» (13,9). Для новогодних обращений Д.А. Медведева обнаруживаем следующие доминанты: «Сильный» (22,9), «Грубый» (19,0), «Мужественный» (18,6), «Большой» (18,3).

Как видим, средние значения переменных по перечисленным шкалам выглядят несколько выше в выступлениях Д.А. Медведева. Однако значимость различий на основании критерия хи-квадрат выявил иную картину. Статистически значимые различия касаются характеристик, находящихся не на первых позициях. Их всего две. Это шкалы «активный-пассивный» и «гладкий-шероховатый». Характеристика «активный» в среднем сильнее выражена в текстах Д.А.Медведева и составляет +2,2. У В.В. Путина по данной шкале в среднем наблюдается отрицательное значение (-1,1), что трактуется как слабовыраженная характеристика «пассивный». По шкале «гладкий-шероховатый» в выступлениях В.В.Путина в среднем наблюдается значение +0,7, то есть слабовыраженная характеристика «гладкий», в то время как в выступлениях Д.А.Медведева эта величина принимает небольшое отрицательное значение (-2,3), что трактуется как слабовыраженная характеристика «шероховатый».

Таблица 7. Эмоциональная оценка звучания совокупности президентских новогодних поздравлений в 2000-2014 гг. (по методике Журавлева)

№ шкалы Семантическое содержание полюсов шкалы (конструкта)

Положительный полюс ( + Среднее числовое значение Отрицательный полюс ( - )

Поздравления В.В. Путина Поздравления Д.А. Медведева

1 Хороший 1,7 0,1 Плохой

2 Красивый -2,1 -2,0 Отталкивающий

3 Безопасный -1,7 -5,6 Страшный

4 Простой 6,2 5,2 Сложный

5 Гладкий 0,7 -2,3 Шероховатый

6 Округлый 0,1 -1,1 Угловатый

7 Добрый -8,8 -11,2 Злой

8 Светлый 0,1 -2,3 Темный

9 Величественный 6,6 9,6 Низменный

10 Тяжелый 6,0 6,7 Легкий

11 Грубый 13,4 19,0 Нежный

12 Мужественный 13,9 18,6 Женственный

13 Сильный 18,7 22,9 Слабый

14 Холодный 13,2 13,1 Горячий

15 Громкий 13,9 17,6 Тихий

16 Храбрый 7,5 13,1 Трусливый

17 Могучий 12,2 16,8 Хилый

18 Большой 15,4 18,3 Маленький

19 Веселый 2,4 4,4 Грустный

20 Подвижный -7,6 -2,6 Медлительный

21 Быстрый -10,5 -5,6 Медленный

22 Активный -1,1 2,2 Пассивный

23 Яркий 6,9 12,3 Тусклый

24 Радостный 0,4 2,5 Печальный

Для лучшего понимания динамики тональности новогодних президентских обращений был проведен анализ тенденций в изменении оценки фоносемантических характеристик в 2000—2014 годах. Анализировались как отдельные фоносемантические характеристики, так и их ансамбли, образующие осгудовские факторы «Сила», «Оценка», «Активность». Оказалось, что в целом совокупная оценка по каждому из факторов не продемонстрировала ни понижательной, ни повышательной тенденций. Другими словами, фоносемантическая структура новогодних президентских

обращений оставалась стабильной на протяжении пятнадцати лет. В то же время наблюдается некоторая изменчивость по ряду шкал. Повышательный тренд обнаружила оценка лишь по шкале «Веселый - Грустный» (см. рис.9), а понижательный - по шкалам «Хороший - Плохой», «Красивый - Отталкивающий», «Округлый -Угловатый», «Простой - Сложный». Наиболее заметны изменения по последней из перечисленных шкал (см. рис.10).

Динамика оценки новогодних президентских обращений в

2000-201' % га по фоносемантической шкале "Веселый -/ \ Грустный" лчу = 0,4414»-0,5914

/ \ ^ = 0,30994^ ~ / \ ^ 1

^ ^ 1 ** **

« / * / \ X / \ а» ?/ - «"» О ^

Рисунок 9

Динамика оценки новогодних президентских обращений в 2000-2014 гг. по фоносемантической шкале "Простой - Сложный"

СВЯЗЬ АУДИТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КАТЕГОРИЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА И ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК С ПЕРСОНАЛИЯМИ ПРЕЗИДЕНТОВ

Имевшиеся в нашем распоряжении массивы данных за каждый год в 2000—2014 годы позволили составить комплексную матрицу, которая включала в себя четыре группы данных:

• показатели аудитории новогодних президентских поздравлений по трем телеканалам и общей телеаудитории этих обращений (таб.1—2);

• частотное распределение по годам основных категорий контент-анализа выступлений двух президентов по телевидению (таб.3);

• массивы фоносемантических характеристик по Журавлеву для каждого текста новогоднего обращения;

• факт выполнения обязанностей президента Российской Федерации В.В. Путиным и Д.А. Медведевым в том или ином году, который был операционализирован в логическую шкалу: «0» означал, что данный человек не был президентом в данном промежутке врмени, а «1» - что был.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти данные в числовом виде позволили составить комплексную матрицу, которая была подвержна факторному анализу.7 В результате выделились7 факторов, вклад в общую дисперсию каждого из которых был не менее 5%, а их суммарный вклад составил 79,8%. Кратко охарактеризуем эти факторы. Первый фактор F1 (весом 22,2% в общей дисперсии) образует группа фоносемантических характеристик. Среди них наиболее нагружены: «Сильный» (величина факторной нагрузки равна 0,933)8, «Величественный» (0,931), «Храбрый» (0,926), «Яркий» (0,898), «Мо-

7Использовался метод главных компонент с помощью SPSS— компьютерного статистического пакета обработки данных. - А.Ш. и Т. М.

8Максимальная возможная факторная нагрузка равна 1. - А.Ш. и Т.М.

гучий» (0,868), «Громкий» (0,814), «Большой» (0,780). Как было показано выше, все они оказались в списках основных фоносе-мантических характеристик анализируемых текстов.

Второй фактор F2(весом 16,5%) состоит из оценочных фоносемантических характеристик «Светлый» (0,864) и «Безопасный» (0,848), вместе с которыми рядом оказываются категории контент-анализа «ДРУЗЬЯ» (0,701) и «РОССИЯ» (0,595).

Третий фактор F3 (вес 12,8%) содержит категорию контент-анализа «ОНИ» (0,804), связанную с фоносемантическими характеристиками «Веселый» (0,756), «Быстрый» (0,490) и «Активный» (0,489).

Четвертый фактор F4 (вес 9,0%) объединяет категорию «СТРАНА» (0,757) и величину аудитории телеканала НТВ (0,623).

Пятый фактор F5 (вес 7,3%) противопоставляет двух президентов, один из которых образует условный положительный полюс, а другой - условный отрицательный полюс.9 С президентом В.В.Путиным (-0,527) объединяется категория контент-анализа «РОССИЯ» (-0,465), а с президентом Д.А. Медведевым (+0,527) - категория «ЖЕЛАНИЕ» (+0,562), фоносемантическая характеристика «Добрый» (+0,545) и величина аудитории телеканала «Россия 1» (+0,671).

Шестой фактор F6(вес 7,0%) объединяет категории контент-анализа: «НОВОЕ» (0,628), «ДОРОГИЕ» (0,619), «ГОД» (0,599), «ВЫ» (0,542) и «ЖЕЛАНИЕ» (0,503).

Наконец, седьмой фактор F7 (вес 5,0%), по сути, нагружен лишь одним элементом - категорией контент-анализа «ЖИЗНЬ» (0,539).

Обсудим смысловое наполнение полученных факторов. Первые три представляют собой воплощение трех классических ос-

9Знак «минус» не несет здесь негативной коннотации, а лишь свидетельствует о противопоставлении одного президента другому - так были математически организованы данные. - А.Ш. и Т.М.

гудовских факторов («Сила», «Оценка» и «Активность»). Им соответствуют три основания восприятия человеком любого объекта, а именно: «большой - маленький» (и их разновидности), «нравится - не нравится» (по-разному окрашенные оценочные суждения) и «динамичный - статичный» (отражение некоторой активности или, напротив, пассивности). Ни тот, ни другой, ни третий не связаны с конкретными персоналиями, а отражают лишь общие закономерности восприятия текстов на чисто звуковой основе. Это характеристики восприятия текстов новогодних обращений, а не образов президентов. Первый осгудовский фактор «Сила» проявился в чистом виде. Фактор «Оценка» на статистически значимом уровне оказался соединенным с двумя категориями контент-анализа «ДРУЗЬЯ» и «РОССИЯ». Отсюда следует, что именно эти две категории оказываются наиболее позитивно нагруженными среди выделенных в процессе контент-анализа: Россия воспринимается как нечто светлое и безопасное, связанное с друзьями и дружелюбием. Третий осгудовский фактор «Активность» соединился с категорией «ОНИ».

Четвертый, шестой и седьмой факторы отдаленно напоминают некоторые из выявленных выше смысловых паттернов, которые были получены нами на основе кластеризации категорий контент-анализа. В самом деле, шестой фактор напоминает паттерн «российский социум», а четвертый - изолированную категорию «СТРАНА» как самостоятельное смысловое образование. Несколько особняком стоит седьмой фактор, в котором категория «ЖИЗНЬ» располагается обособленно. Однако значение его факторной нагрузки невелико, что позволяет рассматривать его как вспомогательный. Эти три фактора также характеризуют тексты новогодних президентских обращений, но уже с содержательной стороны на основе выделенных смысловых категорий контент-анализа.

Наиболее интересным, на наш взгляд, выглядит пятый фактор, который условимся называть «президентским». Фамилия «Путин»

ассоциируется с категорией «РОССИЯ», а фамилия «Медведев» - с категорией «ЖЕЛАНИЕ», к которой добавляется позитивная оценочная характеристика «Добрый» и величина аудитории телеканала «Россия 1». Такой результат обусловлен тем, что в новогодних обращениях, произносимых В.В. Путиным, чаще встречается категория «РОССИЯ», а в обращениях Д.А. Медведева - «ЖЕЛАНИЕ». Величина аудитории новогодних президентских обращений на телеканале «Россия 1» оказалась выше, когда выступал Д.А. Медведев, - именно этим объясняется попадание данного телеканала в состав элементов, образующих президентский фактор, на полюсе, группирующемся вокруг фигуры Д.А. Медведева.

Расположение анализируемых элементов в условном семантическом пространстве факторов Р1 (Сила) и (Президентский фактор)

✓ ' т/к Россия 1

До6р^ / жел-ЛЙ&А'МЕДВЁДЕВ

—* ДЕЛАТЬ

¡л ^ ^ НТВ ЖИЗНЬ

\ ЛЮБОВЬ А У V* БГШ°%а6рЬш

% Безопас*ы!Г страна вь1 Хорошиим«* й

-е- г. > Громкий

1 СВОИ „ СЧАСТЬЕ Величественный

| Г04 °НИ^ЛРА»1И ♦ Грубый ¿ильный

Яркий

к / ДОРОГИЕ . веселый ♦ Холодный

Первый канал ч БЫТЬ Активный

Телеаудитория Мужественный

НОВОЕ I Подвижный

В.В.ПУТИН РОССИЯ '

Фактор П (Сила)

Рисунок 10

Рисунок 11 позволяет увидеть расположение используемых элементов в условном пространстве фактора F1 («Сила») и «Пре-

зидентского фактора» F5. Данное условное пространство центрируется относительно категории «ОНИ», выделившейся в процессе контент-анализа новогодних обращений. Первое, на что следует обратить внимание, - В.В. Путин и Д.А. Медведев искусственно противопоставлены друг другу (напомним, что этот результат был специально сконструирован математически для того, чтобы четче очертить связи и различия между исследуемыми объектами и переменными).

Из рисунка 11 также видно, что доминирующие фоносемантические характеристики новогодних обращений оказались равноудаленными как от одного, так и от другого президента. А это указывает на автономность текстов, их слабую семантическую связь с личностью, с точки зрения и композиции, и содержания, и эмоционального наполнения. Другими словами, не столь важно, какой президент читал эти тексты, - они воспринимаются достаточно автономно.

Интересно проанализировать семантическую близость тех или иных элементов к фигурам президентов. Для этого на рисунке 11 пунктиром изображены две зоны, одна из которых показывает круг элементов, сильнее связанных с фигурой В.В. Путина, а другая - с фигурой Д.А. Медведева.

В «зоне Путина» обнаруживаются элементы, связанные с величиной общей аудитории трансляций новогодних президентских обращений, что свидетельствует о том, что размер совокупной аудитории этих трансляций по всем каналам, вместе взятым, сильнее связан с выступлениями В.В. Путина, чем Д.А. Медведева. То же самое касается и аудитории «Первого канала» - больше телезрителей на нем, как правило, смотрели выступления В.В. Путина, чем выступления Д.А. Медведева. Обращения В.В.Путина семантически сильнее связаны с категориями «РОССИЯ», «НОВОЕ», «ГОД», «ДОРОГИЕ».

В «зоне Медведева» обнаруживается более широкий набор

элементов. С выступлениями Д.А. Медведева сильнее связана величина аудитории телеканалов «Россия-1» и НТВ. Обращения Д.А. Медведева семантически сильнее связаны с категориями «ЖЕЛАНИЕ», «ДЕЛАТЬ», «ЖИЗНЬ», «ВСЕ», «ЛЮБОВЬ», «СТРАНА»,

«ВЫ».

* * *

Подведем итоги. Итак, комплексное исследование новогодних президентских выступлений по телевидению в России в 2000— 2014 годы, включавшее в себя анализ аудитории, контент-анализ и фоносемантический анализ произносимых текстов, позволило выявить следующее.

Новогодние поздравления президентов Российской Федерации, транслируемые по телевидению, выполняют важную социальную роль для объединения российского общества. Они востребованы самим обществом, о чем свидетельствует величина совокупной аудитории этих выступлений, которая на протяжении многих лет представляет собой годовой максимум, получивший название «новогодней аномалии». Телевизионная трансляция президентских новогодних выступлений обнаруживает труднообъяснимый «эффект первой кнопки», согласно которому основная часть телезрителей предпочитает смотреть новогодние выступления президентов Российской Федерации по «Первому каналу», причем на втором месте всегда располагается телеканал «Россия-1», хотя то же самое транслируют еще несколько десятков российских телеканалов. Складывается впечатление, что таким неординарным способом отражается особая черта россиян - восприятие «Первого канала» и телеканала «Россия 1» как проявлений государственности, сильного государственного начала и, соответственно, восприятие остальных каналов - как слабо связанных с государственностью.

Контент-анализ новогодних президентских выступлений позволил выявить ключевые содержательные категории, присутствующие в этих текстах. Значительная часть этих категорий представляет собой базовые ценности россиян. В анализируемых текстах четко выделяются три смысловые паттерна, первый из которых - «Единство», паттерн, порождающий чувство общности, чувство единения российского народа во время праздника, построенного на категориях «МЫ», «САМИ», «СВОИ», «БЛИЗКИЕ», ЛЮБОВЬ», «КАЖДЫЙ», «ПРАЗДНИК». Второй паттерн, обозначенный нами словосочетанием «Российский социум», основывается на категориях «РОССИЯ», «ДРУЗЬЯ», ЖИЗНЬ», «ГОД», «ВЫ», «ЖЕЛАНИЕ», «ВСЕ», «НОВОЕ», «ДОРОГИЕ». Кроме того, выделился смысловой паттерн «Счастливое бытие», включающий в себя категории «БЫТЬ» и «СЧАСТЬЕ». Эти три смысловых паттерна «красной нитью» проходят через все президентские новогодние обращения, образуя своего рода канон. В течение пятнадцати лет наблюдается усиление паттерна «Единство», что указывает на стремление власти усилить консолидацию российского общества.

Фоносемантический анализ новогодних текстов, произносимых президентами, обнаружил доминанту осгудовского фактора «Сила» в звуковом наполнении президентских выступлений, которые обусловили наибольшие значения таких характеристик, как «Сильный», «Большой», «Мужественный», «Грубый», «Громкий», «Могучий». Эта эмоциональная фоносемантическая доминанта не связана с конкретной личностью президента, а является символом российской государственности, тем более что сами президенты не являются авторами этих текстов - их пишут сотрудники администрации. Специально проведенный анализ не выявил заметной динамики совокупной частоты встречаемости ни по одному из этих трех факторов, откуда вытекает вывод о стабильной выраженности каждого из них в новогодних президентских обращениях. В то же время зафиксирована динамика по отдель-

ным шкалам (по пяти из двадцати четырех). Повышательная тенденция наблюдается по шкале «Веселый - Грустный», что можно трактовать, с одной стороны, как попытку сделать обращения более оптимистичными, а с другой стороны, как намечающийся переход конструирования новогодних выступлений президентов от сравнительно пассивного модуса к более активному. Понижательная тенденция в наибольшей степени затронула шкалу «Простой - Сложный» - на фоносемантическом уровне от года к году тексты усложняются. Кроме того, понижательный тренд обнаружен по шкалам «Хороший - Плохой», «Красивый - Отталкивающий», «Округлый - Угловатый». То есть тексты на слух от года к году воспринимаются как все менее приятные и все более отталкивающие и угловатые. Впрочем, эти изменения сравнительно невелики.

Факторный анализ, проведенный на комплексной матрице, составленной из трех массивов данных (данные об аудитории трансляций, контент-анализ и фоносемантический анализ текстов) с учетом личностей президентов, позволил обнаружить семь статистически значимых факторов, три из которых образованы фоносемантическими характеристиками и воспроизводят известные осгудовские факторы восприятия («Сила», «Оценка» и «Активность»). Еще три фактора так или иначе соотносятся с выделенными смысловыми паттернами, на которых построены тексты новогодних президентских обращений, а последний, названный нами «Президентским фактором» позволяет увидеть связи между фактом появления на телеэкране президентов и некоторыми из анализируемых элементов.

Если сравнить различия между выступлениями двух российских президентов - В.В. Путина и Д.А. Медведева, то обнаруживается следующее. Новогодние обращения В.В. Путина собирали большее число телезрителей в целом и большее число зрителей на «Первом канале» по сравнению с новогодними обращениями

Д.А. Медведева. В то же время на телеканалах «Россия-1» и НТВ аудитория новогодних обращений Д.А. - Медведева была больше аудитории новогодних обращений В.В. Путина на тех же каналах.

Несмотря на то, что авторами новогодних выступлений были сотрудники администраций президентов, все же зафиксирована некоторая разница в частоте употребления основных категорий в этих текстах. В новогодних поздравлениях В.В. Путина, чаще использовались категории «ГОД», «ДОРОГИЕ», «ДРУЗЬЯ», «РОССИЯ», «СВОИ». В новогодних обращениях Д.А. Медведева зафиксирована в среднем более высокая частота упоминания категорий «»БЛИЗКИЕ», «БЫТЬ», «ВСЕ», «ВЫ», «ДЕЛАТЬ», «ЖЕЛАНИЕ», «ЖИЗНЬ», «КАЖДЫЙ», «ЛЮБОВЬ», «МЫ», «НОВОЕ», «ОНИ», «ПРАЗДНИК», «СТРАНА», «СЧАСТЬЕ».

Фоносемантические характеристики текстов, произносимых двумя президентами, также близки. Несколько чаще новогодние обращения В.В. Путина характеризовались как «Хороший», «Безопасный», «Простой», Гладкий», «Округлый». «Добрый», «Светлый», в то время как новогодние обращения Д.А. Медведева более высоко оценивались по позициям: «Величественный», «Тяжелый». «Грубый», «Мужественный», «Сильный», «Громкий», «Храбрый», «Могучий», «Большой», «Веселый», «Подвижный», «Быстрый», «Активный», «Яркий», «Радостный».

Факторный анализ, проведенный на комплексном массиве данных, выявил, какие из анализируемых элементов в большей степени связаны с именем каждого президента. Оказалось, что обращения В.В. Путина семантически сильнее связаны с категориями «РОССИЯ», «НОВОЕ», «ГОД», «ДОРОГИЕ», а также с фоносемантической характеристикой «Быстрый». Обращения Д.А. Медведева семантически сильнее связаны с категориями «ЖЕЛАНИЕ», «ДЕЛАТЬ», «ЖИЗНЬ», «ВСЕ», «ЛЮБОВЬ», «СТРАНА», «ВЫ», а также с фоносемантическими характеристиками «Округлый» и «Гладкий».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ВААЛ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. vaal.ru/ (дата обращения 22.07.2015).

2. Воронин С.В. Основы фоносемантики / С.В. Воронин. - 3-е изд. - М.: URSS, 2009.

3. Воронин С.В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании (очерки и извлечения) / С.В. Воронин. - Л., 1990.

4. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь / И.Х Дворецкий. - 2-е изд. - М., 1976.

5. Журавлев А.П. Звук и смысл / А.П. Журавлев. - М.: Просвещение, 1991.

6. Журавлев А.П. Фонетическое значение / А.П. Журавлев - Л.: Издательство ЛГУ, 1974.

7. Красных В.В. Основы психолингвистики / В.В. Красных. - 2-е изд. - М.: Гнозис, 2012.

8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. -5-е изд. - М. Смысл, 2009.

9. Мицук Т. И., Шариков А. В. Новогодние обращения президентов Российской Федерации в 2000-2013 гг.: динамика фоносе-мантического наполнения / Т.И. Мицук, А.В. Шариков // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы: Материалы научно-практической конференции, 16 декабря 2014 г. / отв. ред. О.В. Лагутина. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2014.

10. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Ис-кусствометрия: методы точных наук и семиотики. 2-е изд. - М.: Издательство ЛКИ, 2007.

11. Шалак В.И. Современный контент-анализ / В.И. Шалак. -М.: Омега-Л., 2004.

12. Шариков А.В. Ритмы городской телеаудитории России / А.В. Шариков. - М.: ВГТРК, 1997.

13. Шариков А.В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований) / А.В. Шариков // Мир России. - 1997. - №1.

NEW YEAR SPEECHES OF THE PRESIDENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON TELEVISION IN 2000-2014: A COMPREHENSIVE STUDY

A.V. SHARIKOV National Research University «Higher School of Economics» T.I. MITSUK National Research University «Higher School of Economics»

Presidential New Year's greetings are interesting in a way that all the major TV channels simultaneously broadcast the same thing. How is the audience distributed between the channels during these minutes of the annual maximum of the TV viewing? The audience of V.V. Putin—«First channel» D.A. Medvedev—«Russia 1», NTV. In New Year congratulations of V.V. Putin, most used categories are «year», «dear», «friends», «Russia», «own», D. A. Medvedev—«close», «be», «all», «you», «do», «wish», «love»...

Keywords: Presidential New Year's message, V.V. Putin, D.A. Medvedev, the distribution of the audience, semantic relationship, phonosemantic feature.

LIST OF REFERENCES:

1. VAAL [an electronic resource]. - Access mode: http://www.vaal. ru/(date of the address 22.07.2015).

2. Voronin S. V. Osnovy fonosemantiki [Phonosemantics bases] / S. V. Voronin. - 3rd prod. - M.: URSS, 2009. (in Russ.)

3. Voronin S. V. Fonosemanticheskie idei vzarubejnom yazykoznanii (ocherki I izvlecheniya) [Phonosemantic ideas in foreign linguistics (sketches and extractions)]/S. V. Voronin. - L., 1990.(in Russ.)

4. Dvoreckiy I.H. Latinsko-russkiy slovar' [Latin-Russian dictionary] / Dvoreckiy I.H. - 2nd prod. - M, 1976.

5. Zhuravlev A.P. Zvuk I smysl [Sound and sense]/ A.P. Zhuravlev. -M.: Education, 1991. (in Russ.)

6. Zhuravlev A.P. Foneticheskoe znachenie [Phonetic meaning] / A.P. Zhuravlev - L.: Publishing house LSU, 1974. (in Russ.)

7. Krasnyh V. V. Osnovy psiholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics] / V. V. Krasnykh. - 2nd prod. - M.: Gnozis, 2012.(in Russ.)

8. Leontyev A.A. Osnovy psiholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]/ A.A. Leontyev. - 5th prod. - M. Smysl, 2009. (in Russ.)

9. Mitsuk T. I., Sharikov A. V. Novogodnie obrascheniya presidentov possiyskoy Federazii v 2000-2013 gg.: dinamika fonosemanticheskogo napolneniya [New Year's speeches of Presidents of the Russian Federation in 2000-2013: dynamics of phonosemantic filling] /T.I. Mitsuk, A.V. Sharikov//Mass communication in the modern world: calls and prospects: Materials of scientific and practical conference, on December 16, 2014 / edition of O. V. Lagutin. - Kursk: Southwest State University, 2014. (in Russ.)

10. Osgud Ch., J. Susi., Tannenbaum P. Prilojenie metodiki semanticheskogo differenziala k issledovaniyam po estetike I smejnym problemam [Annex of a technique of semantic differential to researches on an esthetics and adjacent problems]/ H. Osgud, J. Susi,

P. Tannenbaum//Iskusstvometriya: methods of the exact sciences and semiotics. 2nd prod. - M.: LKI publishing house, 2007. (in Russ.)

11. Shalak V. I. Sovremenniy kontent-analiz [Modern content analysis]/ V. I. Shalak. - M.: Omega-L., 2004. (in Russ.)

12. Sharikov A.V. Ritmy gorodskoy teleauditorii [Rhythms of city TV viewers of Russia] / A.V. Sharikov. - M.: VGTRK, 1997. (in Russ.)

13. Sharikov A.V. Temporalnie zakonomernosti gorodskoy televisionnoy auditorii Rossii (opyt monitoringovyh issledovaniy) [Temporal regularities of city television audience of Russia (experience of monitoring researches) / A.V. Sharikov//World of Russia. -1997. -No. 1. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.