УДК 342. 6
НОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА И СОХРАНЕНИЮ ПАМЯТИ О ЖЕРТВАХ ВОЙН
И.Э. Мартыненко
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы г. Гродно, Республика Беларусь
Аннотация. Дан обзор действующего законодательства Республики Беларусь по увековечению памяти погибших при защите отечества и сохранению памяти о жертвах войн, с подробным разбором организационных, поисковых и прочих процедур и мероприятий, направленных на защиту военно-исторического наследия.
Ключевые слова: военно-историческое наследие, законодательство Республики Беларусь, увековечение памяти погибших при защите отечества, сохранение памяти о жертвах войн, поисковая работа.
Для цитирования: Мартыненко И.Э. Новое законодательство Республики Беларусь по увековечению памяти погибших при защите отечества и сохранению памяти о жертвах войн. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2018, том 1, № 3 (3). С. 40-61.
В годы Великой Отечественной войны людские потери на территории Беларуси (боевые потери Красной Армии, партизан и подпольщиков, а также военнопленные в лагерях, мирные граждане, истребленные немецко-фашистскими захватчиками) составили более 3 млн человек. Сведения о 473 тыс. погибших увековечены и внесены в паспорта воинских захоронений, автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь», нанесены на надмогильные мемориальные плиты. Более 1,7 млн захороненных числятся как неизвестные. Это обусловлено тем, что в послевоенные годы при укрупнении воинских захоронений и переносе останков погибших из одиночных и небольших групповых захоронений в братские могилы отсутствовал единый координирующий орган, осуществляющий учет и контроль за перезахоронениями, их документальным сопровождением. По оценкам немецких специалистов, в годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси погибло и пропало без вести около 200 тыс. иностранных военнослужащих (немцев и их союзников), при этом в немецких архивах документально засвидетельствована гибель примерно 153 тыс. человек. Такие данные приводятся в технико-экономическом обосновании Государственной программы на 2015-2020 годы по увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жерт-
вах войн, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2014 г. № 534 [1].
Согласно данных Министерства обороны Республики Беларусь, по состоянию на 27 мая 2016 г. на государственном учете состоит 7408 воинских захоронений, захоронений жертв войн и 78 захоронений иностранных военнослужащих различных исторических периодов [2]. Указанные статистические данные свидетельствуют об актуальности деятельности по охране военно-исторического наследия, которой в Беларуси придан государственный характер.
В настоящее время можно говорить о том, что в 2016-2018 гг. в Республике Беларусь завершилось формирование нового законодательства об увековечении памяти погибших защитников Отечества и жертв войн. Этот опыт может быть полезен другим странам СНГ.
1. Указом Президента Республики Беларусь от 24 марта 2016 г. № 109 утверждено Положение об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн, которым определяются основы государственной политики и полномочия государственных органов в сфере увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн, основные формы этой деятельности, организации поисковой работы в целях выявления неучтенных воинских захоронений и захоронений жертв войн, установления данных о погибших. Принятие данного указа привело к отмене постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 1992 г. № 763 «Об увековечении памяти защитников Отечества и жертв войн» [3], длительное время регулировавшего данные отношения.
2. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2014 г. № 534 утверждена Государственная программа на 2015-2020 годы по увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн [4] (постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2016 г. № 706 в данный документ внесены изменения) [5], основными задачами которой являются: выявление и локализация неучтенных воинских захоронений; государственный учет воинских захоронений.
3. В данной сфере отношений действуют также нормы закона «О погребении и похоронном деле» от 12 ноября 2001 г. в редакции закона от 8 января 2015 г. [6] и Положение о порядке и условиях присвоения статуса историко-мемориального места погребения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2015 г. № 699 [7].
4. Кроме того, Министерством обороны Республики Беларусь в целях регулирования вопросов охраны военно-исторического наследия разработаны и приняты следующие документы:
- Инструкция о порядке государственного учета, переноса воинских захоронений и захоронений жертв войн, регистрации захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь и ведения автоматизированных банков данных, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 9 августа 2016 г. № 17 [8].
- Инструкция о порядке применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 6 мая 2009 г. № 24 [9], в которой изложены основные положения международного гуманитарного права, касающиеся охраны и обозначения культурных ценностей во время вооруженного конфликта.
- Инструкция об организации и проведении полевых поисковых работ, утвержденная Приказом Министра обороны Республики Беларусь от 21 января 2017 г. № 70.
- Инструкция о порядке проведения полевых поисковых работ с участием членов общественных объединений и граждан, утвержденная Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь 07 августа 2017 г. № 16.
Начнем с понятий и определений. Увековечение памяти- это деятельность, направленная на сохранение уважительного отношения к погибшим военнослужащим, их мужеству и героизму, непосредственно связанная с обустройством, сохранением и содержанием воинских захоронений и воинских памятников, проведением поисковых работ в целях выявления неучтенных воинских захоронений и персональных данных погибших военнослужащих для формирования на этой основе электронного банка данных, а также осуществление дополнительных мероприятий, предусмотренных национальным законодательством. Такое определение дается в ст. 1 Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. [10], принятого Главами государств Содружества Независимых Государств 3 сентября 2011 г. в г. Душанбе (вступило в силу 22 августа 2012 г.).
Согласно требованиям п. 1 Положения об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 марта 2016 г. № 109, государственные органы обязаны принимать меры по увековечению памяти о погибших при защите Отечества, захоронен-
ных на территории Республики Беларусь, а также постоянно проживавших и (или) призванных на военную службу в пределах границ Республики Беларусь и захороненных на территории иностранных государств.
В Республике Беларусь осуществляются мерыпо увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн:
1) воинов и партизан, погибших в ходе военных действий, партизанской борьбы или при выполнении боевых задач, а также ветеранов войн;
2) умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при выполнении боевых задач;
3) пропавших без вести в ходе военных действий или при выполнении других боевых задач;
4) жертв войн - лиц, погибших (умерших) в плену, где они оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не изменивших Родине;
5) мест боевых действий, вошедших в историю Отечества как символ героизма, мужества и стойкости народа.
Основными формами увековечения памяти о погибших при защите Отечестваявляются: во-первых, государственный учет, обустройство и содержание воинских захоронений; во-вторых, внесение данных о погибших при защите Отечества, местах их захоронения в автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь», районные (областные) автоматизированные банки данных «Книга Памяти»; в-третьих, создание музеев, в том числе мемориальных комплексов, установка памятников и памятных знаков в соответствии с законодательством о культуре. В данном случае речь идет о Кодексе Республики Беларусь о культуре, вступившем в силу 3 февраля 2017 г. [11]; в-четвертых, распространение в средствах массовой информации информационных сообщений и (или) материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, организация выставок, посвященных их подвигам; в-пятых, присвоение имен погибших при защите Отечества географическим объектам и организациям в соответствии с законодательными актами о наименованиях географических объектов; в-шестых, зачисление погибших при защите Отечества навечно в списки подразделений воинских частей, военных учебных заведений в соответствии с законодательными актами об обороне.
Места захоронения защитников Отечества и жертв войн с находящимися на них надгробиями, элементами ограждения и техническим оборудованием, а также без них, являются воинскими захоронениями. Практический интерес представляетклассификация воинских захоро-нений.Воинские захоронения подразделяются на следующие виды:
- воинские кладбища - воинские захоронения, состоящие из нескольких братских и (или) индивидуальных могил;
- воинские участки кладбищ - воинские захоронения на специально выделенных участках кладбищ;
- братские могилы - компактные воинские захоронения, имеющие общее надмогильное сооружение;
- индивидуальные могилы - одиночные воинские захоронения.
Государственный учет воинских захоронений и захоронений жертв войн.Воинские захоронения и захоронения жертв войн (далее - захоронения погибших в ходе войн) подлежат государственному учету. Первичный учет захоронений погибших в ходе войн ведется местными исполнительными и распорядительными органами, а воинских захоронений, находящихся на территориях иностранных государств, - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь.
Государственный учет захоронений погибших в ходе войн ведется Министерством обороны. Инвентаризация захоронений погибших в ходе войн проводится в соответствии с законодательством в области погребения и похоронного дела. Особенности инвентаризации захоронений погибших в ходе войн устанавливаются Министерством обороны по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
В случае обнаружения останков погибших в ходе войн, обнаружившие их лица обязаны информировать об этом местный исполнительный и распорядительный орган для принятия мер в соответствии с Положением об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 24 марта 2016 г. № 109, а также приостанавливать работы (если останки погибших в ходе войн были обнаружены при их проведении) до завершения полевых поисковых работ.
Обустройство захоронений погибших в ходе войн, обнаруженных при проведении полевых поисковых работ, производится в местах нахождения останков или иных местах, определяемых решением местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня.
Для обеспечения сохранности захоронений погибших в ходе войн местными исполнительными и распорядительными органами устанавливаются охранные зоны (границы захоронения), зоны охраны ландшафта (если границы захоронения не обозначены).
Обеспечение сохранности захоронений погибших в ходе войн, включенных в Государственный список историко-культурных ценно-
стей Республики Беларусь, регулируется законодательством о культу-ре(Кодексом Республики Беларусь о культуре).
Организация работ по содержанию захоронений погибших в ходе войн, расположенных на территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения, зоны последующего отселения, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, осуществляется администрацией зон отчуждения и отселения.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке государственного учета, переноса воинских захоронений и захоронений жертв войн, регистрации захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь и ведения автоматизированных банков данных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 9 августа 2016 г. № 17 [12] государственный учет осуществляется посредством паспортизации воинских захоронений и захоронений жертв войн с последующей установкой государственных знаков воинских захоронений (захоронений жертв войн).
Документами государственного учета являются:
- паспорт воинского захоронения (захоронения жертв войн);
- сводные ведомости учета воинских захоронений и захоронений жертв войн.
Паспорт составляется по форме согласно приложению 1 к упомянутой выше.
Символом, определяющим государственную принадлежность и учет воинского захоронения (захоронения жертв войн) в Республике Беларусь является государственный знак.Данный знак представляет собой металлическую доску из силумина или других стабильных искусственных материалов, долгосрочных по применению и устойчивых к внешним факторам воздействия, установленных размеров согласно образцам 1 и 2 приложения 2 к Инструкции о порядке государственного учета, переноса воинских захоронений и захоронений жертв войн, регистрации захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь и ведения автоматизированных банков данных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 9 августа 2016 г. № 17.
Финансирование работ по изготовлению и установке государственных знаков осуществляется за счет средств из местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством.
Сводные учетные ведомости воинских захоронений и захоронений жертв войн составляются по формам 1 и 2 согласно приложению 3 к Инструкции о порядке государственного учета, переноса воинских
захоронений и захоронений жертв войн, регистрации захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь и ведения автоматизированных банков данных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 9 августа 2016 г. № 17.
Ведомость по форме 1 составляет и ведет уполномоченное должностное лицо местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня совместно с представителем районного военного комиссариата. Ведомость по форме 1 составляется в четырех экземплярах. Первый ее экземпляр хранится в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня, второй экземпляр - в районном военном комиссариате. Третий и четвертый экземпляры данной ведомости ежегодно до 1 декабря направляются вместный исполнительный и распорядительный орган областного территориального уровня и областной военный комиссариат соответственно.
Ведомость по форме № 2 составляет и ведет уполномоченное должностное лицо областного военного комиссариата совместно с представителем местного исполнительного и распорядительного органа областного территориального уровня. Ведомость по форме 2 составляется в трех экземплярах. Первый ее экземпляр хранится в областном военном комиссариате, второй экземпляр - в местном исполнительном и распорядительном органе областного территориального уровня. Третий экземпляр указанной ведомости из областных военных комиссариатов представляется в уполномоченную организацию ежегодно до 15 декабря.
Паспортизации на территории иностранных государств подлежат индивидуальные могилы погибших при защите Отечества, постоянно проживавших и (или) призванных на военную службу в пределах границ Республики Беларусь. Паспортизация проводится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь.
Паспорт воинского захоронения в двух экземплярах составляет атташе по вопросам обороны (при его отсутствии - другой дипломатический или консульский работник) по форме согласно приложению 4 к Инструкции о порядке государственного учета, переноса воинских захоронений и захоронений жертв войн, регистрации захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь и ведения автоматизированных банков данных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 9 августа 2016 г. № 17.
Первый экземпляр паспорта воинского захоронения хранится в посольстве (консульстве) Республики Беларусь, второй экземпляр пас-
46
порта воинского захоронения направляется в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для последующего представления в уполномоченную организацию.
Сводная учетная ведомость воинских захоронений на территории иностранного государства ведется в уполномоченной организации по форме согласно приложению 5 к Инструкции о порядке государственного учета, переноса воинских захоронений и захоронений жертв войн, регистрации захоронений иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь и ведения автоматизированных банков данных, утвержденной постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 9 августа 2016 г. № 17.
Захоронения иностранных военнослужащих на территории Республики Беларусь подлежат регистрации. Регистрация проводится посредством составления карточки захоронения иностранных военнослужащих в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня по установленной в этой же Инструкции форме. Первый ее экземпляр хранится в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня, второй экземпляр направляется в уполномоченную организацию.
Присвоение регистрационного номера захоронения иностранных военнослужащих осуществляется в уполномоченной организации.
Воинские захоронения и захоронения жертв войн могут быть перенесены в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, а также вследствие иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по решениям, принятым: в местном исполнительном и распорядительном органе областного территориального уровня, согласованным в Министерстве обороны Республики Беларусь, - в отношении воинских захоронений; в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня, согласованном в местном исполнительном и распорядительном органе областного территориального уровня, - в отношении захоронений жертв войн. Для переноса воинского захоронения в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня готовится ходатайство с обоснованием необходимости данного переноса, которое для принятия решения направляется в местный исполнительный и распорядительный орган областного территориального уровня.
Решение, принятое в местном исполнительном и распорядительном органе областного территориального уровня о переносе воинского захоронения, согласованное в Министерстве обороны Республики Беларусь, направляется в местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального уровня для его реализации.
Перезахоронение останков погибших при защите Отечества и жертв войн в указанных выше случаях организуется и проводится силами местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня и осуществляется в пределах одной административно-территориальной единицы.
Допускается перезахоронение останков погибших при защите Отечества и жертв войн в братские могилы, состоящие на государственном учете. При этом перезахоронение в одну братскую могилу останков погибших при защите Отечества в различные исторические периоды, их перезахоронение в места, где захоронены только жертвы войн, а также останков жертв войн в захоронения, где захоронены только погибшие при защите Отечества, не допускается (п. 17 упомянутой выше Инструкции).
Перезахоронение останков погибших при защите Отечества и жертв войн проводится в торжественной обстановке, при этом допускается проведение религиозных обрядов. Останки погибших при защите Отечества подлежат перезахоронению с отданием воинских почестей.
Перенос воинских захоронений и захоронений жертв войн оформляется актом, который хранится в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня. По завершении переноса воинских захоронений и захоронений жертв войн должностные лица местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня в тридцатидневный срок представляют сведения об изменении данных государственного учета в уполномоченную организацию.
В соответствии с п. 21 Инструкции инвентаризация воинских захоронений и захоронений жертв войн является элементом государственного учета воинских захоронений и захоронений жертв войн, организуется и проводится по решению, принятому в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня, в установленные в законодательстве сроки.
В состав комиссии по инвентаризации входят представители местного исполнительного и распорядительного органа базового территориального уровня, районного военного комиссариата и других государственных и иных организаций, силами которых осуществляется уход за воинскими захоронениями и захоронениями жертв войн. Состав данной комиссии утверждается в местном исполнительном и распорядительном органе базового территориального уровня.
В Республике Беларусь ведутся следующие автоматизированные банки данных (далее - АБД): АБД «Книга Памяти Республики Беларусь»; районные (областные) АБД «Книга Памяти».
АБД «Книга Памяти Республики Беларусь»ведется на русском языке и включает в себя: списки погибших при защите Отечества, захороненных на территории Республики Беларусь, а также постоянно проживавших и (или) призванных на военную службу в пределах границ Республики Беларусь и захороненных на территории иностранных государств; списки жертв войн, захороненных на территории Республики Беларусь, а также постоянно проживавших в пределах границ Республики Беларусь и захороненных на территории иностранных государств; регистр воинских захоронений и захоронений жертв войн Республики Беларусь; фотографии воинских захоронений и захоронений жертв войн, карты их расположения на местности. Формирование и ведение АБД «Книга Памяти Республики Беларусь» возлагается на уполномоченную организацию. Ввод (корректировка) данных по воинским захоронениям и захоронениям жертв войн осуществляется на основании информации (в том числе в электронном виде), предоставляемой из местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня.
Основаниями для ввода персональных сведений в АБД «Книга Памяти Республики Беларусь» являются:
- архивные документы - донесения о безвозвратных потерях воинских частей, а также другие документы, в которых уточняются потери (журналы боевых действий соединений и воинских частей, извещения о гибели, документы госпиталей и медико-санитарных батальонов, наградные листы, трофейные карточки военнопленных);
- историко-документальные хроники «Память».
Основаниями для корректировки персональных сведений в АБД «Книга Памяти Республики Беларусь» являются: архивные документы; историко-документальные хроники «Память»; сведения, полученные от граждан.
В АБД «Книга Памяти Республики Беларусь» вносятся: персональные сведения о погибших при защите Отечества и жертвах войн; паспорта воинских захоронений (захоронений жертв войн).
Районный (областной) АБД «Книга Памяти» включает в себя:
- списки погибших при защите Отечества, захороненных на территории района (области), а также постоянно проживавших и (или) призванных на военную службу в пределах границ района (области) и захороненных на территории иностранных государств;
- списки жертв войн, захороненных на территории района (области), а также постоянно проживавших в пределах границ района (области) и захороненных на территории иностранных государств;
- регистр воинских захоронений и захоронений жертв войн района (области).
Поисковая работа. Согласно требований п. 15 Положения об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 марта 2016 г. № 109, архивно-исследовательские работы проводятся государственными органами, государственными и иными организациями, общественными объединениями и гражданами. Архивно-исследовательские работы - составная часть поисковой работы, связанная с изучением архивных документов и других информационных источников для установления данных о погибших при защите Отечества и жертвах войн, местах их захоронения.
Данные о погибших в ходе войн, установленные при проведении архивно-исследовательских работ, вносятся в автоматизированный банк данных «Книга Памяти Республики Беларусь» и районные (областные) автоматизированные банки данных «Книга Памяти».
Информация о выявленных неучтенных захоронениях погибших в ходе войн направляется местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня в специализированную поисковую воинскую часть для включения их в планы проведения полевых поисковых работ.
Обеспечение сохранности выявленных неучтенных захоронений погибших в ходе войн до решения вопроса о постановке их на государственный учет (проведении полевых поисковых работ) возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы.
Полевые поисковые работы проводятся специализированной поисковой воинской частью во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами, военными комиссариатами. Положение об отдельной специализированной поисковой воинской части утверждено приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 4 апреля 2005 г. № 12 [13]. Общее руководство поисковой воинской частью осуществляет начальник управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь. Поисковая воинская часть состоит из: управления; специализированных поисковых рот (специализированных поисковых взводов, взвода обеспечения); рекогносцировочных поисковых групп.
Специализированные поисковые роты (специализированные поисковые взводы), рекогносцировочные поисковые группы могут выполнять поставленные задачи на территории Республики Беларусь автономно. Поисковая воинская часть комплектуется военнослужащими по военно-учетным специальностям и гражданским персоналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, имеющим высшее историческое образование.
Основными задачами поисковой воинской части, согласно требованиям, являются: планирование, организация и проведение поисковых работ, связанных с увековечением памяти защитников Отечества и жертв войн, погибших (умерших), пропавших без вести в годы войн; организация взаимодействия с руководителями и другими уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных, правоохранительных органов, военных комиссариатов в районах проведения поисковых работ; установление контактов с должностными лицами архивных учреждений и музеев, общественных объединений и гражданами в интересах выявления мест неучтенных воинских захоронений, установления имен павших защитников Отечества и жертв войн.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об улучшении работы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн» от 30 ноября 1994 г. № 231 1 марта 1995 г. был сформирован 52-й отдельный специализированный поисковый батальон, включавший 3 специализированные поисковые роты с местами дислокации в г. Минске, Витебске и Гродно. В связи с мероприятиями по реформированию Вооруженных Сил, а также в целях совершенствования системы управления поисковым батальоном в 2002 г. произошли организационно-штатные преобразования, в результате которых в составе 52 отдельного специализированного поискового батальона остались 2 специализированные поисковые роты с пунктом постоянной дислокации в г. Минске.
Организационно-штатная структура батальона позволяет автономную одновременную работу четырьмя специализированными поисковыми взводами [14].
Полевые поисковые работы, за исключением осуществляемых на территориях археологических объектов и памятников археологии, могут проводиться с участием членов общественных объединений и граждан в порядке, определяемом Министерством обороны.
Захоронение останков погибших в ходе войн, обнаруженных при проведении полевых поисковых работ, осуществляется по решению местного исполнительного и распорядительного органа работниками специализированных организаций в течение шести месяцевс даты передачи останков. Останки подлежат захоронению в гробах, урнах с прахом (пеплом) после кремации.
Организация отдания воинских почестей при погребении осуществляется в соответствии с законодательными актами.
При установлении по результатам проведения полевых поисковых работ персональных данных о погибших при защите Отечества должностными лицами уполномоченной организации Вооруженных Сил
Республики Беларусь, соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов с участием членов общественных объединений и граждан проводится поиск их родственников в целях доведения до них информации о судьбе погибшего, месте и времени захоронения.
В соответствии с п. 19 Положения об увековечении памяти о погибших при защите Отечества и сохранении памяти о жертвах войн, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 марта 2016 г. № 109 находки, обнаруженные при проведении полевых поисковых работ, передаются специализированной поисковой воинской частью:
- останки погибших - в местные исполнительные и распорядительные органы для последующего захоронения;
- оружие и боеприпасы - в органы внутренних дел в соответствии с законодательством об оружии;
- награды - в военные комиссариаты для последующей передачи в уполномоченные государственные органы или родственникам погибших в соответствии с законодательством о государственных наградах;
- документы, медальоны и личные вещи погибших - в военные комиссариаты для последующей передачи родственникам погибших;
- изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, лом изделий из драгоценных металлов - в уполномоченное структурное подразделение Министерства финансов в соответствии с законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
- иные предметы, не позволяющие установить их принадлежность конкретному погибшему, документы, медальоны и личные вещи погибших, родственники которых не установлены, - в военные комиссариаты для последующей передачи музеям для укомплектования музейных фондов, иного использования в целях гражданско-патриотического воспитания или уничтожения.
Информация об обнаружении взрывоопасных предметов передается в территориальные органы внутренних дел или военные комиссариаты для принятия мер по их охране, обезвреживанию (уничтожению) в порядке, установленном законодательными актами о мерах по обнаружению, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов и взрывных устройств.
Извлечение останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе работ по поиску и подъему вооружения и военной техники времен войн, проводимых организациями, которым законодательством предоставлено право на проведение таких работ, осуществляется специализированной поисковой воинской частью.
Как следует из упомянутых выше официальных данных Министерства обороны Республики Беларусь, в ходе проведения полевых поисковых работ за период с 1995 по 2015 гг. личным составом специализированной поисковой воинской части (52 оспб) извлечены и переданы в местные исполнительные и распорядительные органы для последующего перезахоронения 27869 погибших (в том числе 16298 военнослужащих РККА, 4099 военнослужащих Русской императорской армии периода Первой мировой войны, 35 военнослужащих Русской армии периода войны 1812 г., 7172 жертв войн, 113 участников Сопротивления).
В 2017 г. во время поисковых работ обнаружено останков - 764, в том числе военнослужащих РККА, погибших в 1941 году - 128; военнослужащих РККА, погибших в 1943-1944 гг. - 274; военнослужащих Русской императорской армии (Первая мировая война) - 20; взрывоопасных веществ - 298; медальонов - 36, вкладышей - 14, из них удалось прочитать и установить сведения о погибших, сведения о пяти погибших установлены по наградам; наград - 4 [15].
Порядок проведения раскопок воинских захоронений.Поисковая работа с раскопками на местности проводится воинскими специализированными формированиями. К раскопкам на местности, где проходили боевые действия, а также мест неучтенных воинских захоронений допускается личный состав воинских формирований, прошедший курс специальной подготовки, обученный порядку и правилам обнаружения и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов на уровне специалистов инженерных войск, закончивших учебное подразделение Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Запрещается:
- извлечение останков из братских могил и других учтенных воинских захоронений для перезахоронения (в исключительных случаях это может производиться местными исполнительными и распорядительными органами по решению облисполкомов и Минского горисполкома, согласованному с Министерством обороны и местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы);
- проведение поисковой работы на местности (в том числе на болотах, в реках, озерах и т.п.), где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными на то Министерством обороны.
Данные нормы ведомственного приказа направлены на предотвращение нелегальных раскопок воинских захоронений, которые осуществляются весьма активно во всех регионах страны.
Раскопкам на местности предшествует рекогносцировка объекта, проводимая с целью осмотра и обследования местности. Основанием
53
для принятия решения о проведении рекогносцировки объектов поисковых работ с раскопками на местности может быть информация, полученная от граждан, участников (очевидцев) событий военных лет; архивных учреждений, музеев, библиотек и т.д.; местных исполнительных и распорядительных органов, военных комиссариатов, предприятий, организаций, учреждений и граждан, обнаруживших неучтенные захоронения (останки) воинов, погибших (умерших) в годы войны, в том числе выявленные в ходе проведения хозяйственных и иных работ; общественных поисковых объединений и отдельных граждан.
В случае, когда предполагается проводить раскопки на территории историко-культурной ценности Республики Беларусь (скорее всего, памятника археологии), то исполнительным и распорядительным органам перед принятием решения необходимо получить в Национальной академии наук Беларуси (в Институте истории) письменное разрешение на проведение таких раскопок. При этом проведение раскопок воинского захоронения и памятника археологии должно осуществляться совместно представителями специализированного воинского формирования и профессиональными археологами.
В случае обнаружения неучтенных захоронений военнослужащих иностранных армий раскопки, эксгумация, перенос, захоронение (перезахоронение) останков погибших (умерших) военнослужащих иностранных армий осуществляются с учетом имеющихся межгосударственных соглашений.
Таким образом, основаниями для проведения раскопок являются:
1. план проведения поисковых работ;
2. разрешение Министерства обороны на проведение раскопок на данном объекте (наличие удостоверения);
3. разрешение местных (районных или городских) исполнительных и распорядительных органов в виде решения или постановления.
При обнаружении останков погибших (умерших) воинов или жертв войн командир воинского специализированного формирования сообщает об этом в местные исполнительные и распорядительные органы. Созданной при местном исполнительном и распорядительном органе комиссией обнаруженные останки погибших (умерших) осматриваются, изучаются собранные по данному объекту документы, затем принимается решение о дальнейшем проведении раскопок или их прекращении.
По завершении раскопок совершаются следующие действия. Во-первых, компетентная комиссия делает заключение по результатам проведенной поисковой работы и принимает решение о завершении раскопок. Во-вторых, проводится рекультивация земли в местах про-
ведения раскопок, расположения полевого лагеря и других местах, связанных с деятельностью воинского поискового формирования. В-третьих, составляется акт о завершении раскопок, который подписывается представителями местных исполнительных и распорядительных органов и командиром воинского формирования, а при необходимости - и землепользователем, землевладельцем или собственником земельного участка.
Все документы, исполненные в процессе проведения раскопок, работ на объекте, помещаются в рабочую папку (дело), которая в 10-дневный срок должна быть передана на хранение в Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Республики Беларусь.
Новым законодательством предусматривается возможность участия членов общественных объединений и граждан в полевых поисковых работах, которые проводит личный состав специализированной поисковой воинской части.
Так, согласно требованиям Инструкции о порядке проведения полевых поисковых работ с участием членов общественных объединений и граждан, утвержденной Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь 07 августа 2017 г. № 16, совместные полевые поисковые работы проводятся, как правило, на неучтенных воинских захоронениях, сведения о которых были получены по результатам архивно-исследовательских работ представителей соответствующих общественных объединений (граждан).
Совместные полевые поисковые работы проводятся только на поисковых объектах, включенных в план проведения полевых поисковых работ специализированной поисковой воинской части, который утверждает руководитель уполномоченной организации Вооруженных Сил Республики Беларусь за месяц до начала поискового периода.
Участники совместных полевых поисковых работ, не имеющие практического опыта проведения таких работ, а также лица, не достигшие 16 лет, могут выполнять вспомогательные работы, не связанные с извлечением костных останков и сопутствующих находок, под непосредственным руководством должностного лица специализированной поисковой воинской части. При проведении-совместных полевых поисковых работ общее руководство работой на поисковом объекте возлагается на командира специализированного поискового подразделения.
Перед началом работ на поисковом объекте командир специализированного поискового подразделения доводит до всех участников совместных полевых поисковых работ порядок их проведения, распорядок дня на поисковом объекте, требования безопасности, ответ-
ственность за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений, а также правила использования фото- и видеоаппаратуры.
Работы на поисковом объекте проводятся в соответствии с порядком, установленным в правовых актах Министерства обороны Республики Беларусь по организации и проведению полевых поисковых работ.
Об обнаружении на поисковом объекте взрывоопасных предметов, костных останков и любых сопутствующих находок участник совместных полевых поисковых работ немедленно сообщает командиру специализированного поискового подразделения.
Участник совместных полевых поисковых работ имеет право: получать информацию о ходе и результатах полевых поисковых работ на поисковом объекте; изучать извлеченные останки и сопутствующие находки; участвовать в установлении данных о погибших, обнаруженных при проведении полевых поисковых работ, поиске их родственников.
Международно-правовое сотрудничество.3 сентября 2011 г. в Душанбе заключено Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, которое вступило в силу 22 августа 2012 г.
Основные положения данного международно-правового акта сводятся к следующему. Стороны предпринимают согласованные меры для дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества в сфере увековечения памяти о мужестве и героизме народов государств -участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и в этих целях:
- осуществляют мероприятия по сохранению памяти о погибших военнослужащих, содержанию и обустройству воинских захоронений и воинских памятников;
- продолжают поисковую работу, обеспечивают захоронение погибших военнослужащих с воинскими почестями;
- организуют освещение фактов о бессмертном подвиге народов государств - участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
- совершенствуют правовые механизмы сотрудничества в реализации данного Соглашения.
В соответствии со ст. 3 Соглашения, Стороны при решении вопросов, связанных с выявлением, учетом, обустройством и содержанием воинских захоронений и воинских памятников, а также эксгумацией останков погибших военнослужащих и их перезахоронением, руко-
водствуются Соглашением и национальным законодательством Стороны, на территории которой они находятся. Стороны при осуществлении мероприятий по увековечению памяти о мужестве и героизме народов государств - участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов учитывают национальные, религиозные и иные традиции народов государств - участников СНГ, включая надписи на могилах и воинских памятниках.
Согласно требований ст. 4 Соглашения, Стороны обеспечивают защиту и сохранение воинских захоронений и воинских памятников, расположенных на их территориях. Обустройство вновь выявленных воинских захоронений производится в местах нахождения останков или, если это невозможно, в иных местах, достойных памяти погибших военнослужащих.
Стороны, как определено в ст. 5 Соглашения, способствуют выявлению, учету, обустройству, содержанию воинских захоронений и воинских памятников, находящихся на их территориях, и уходу за ними, а также решению вопросов, связанных с эксгумацией, переносом останков погибших военнослужащих и их перезахоронением. Стороны информируют друг друга о наличии, местонахождении, состоянии воинских захоронений и воинских памятников и обмениваются именными списками, другими персональными данными о погибших военнослужащих и месте их захоронения, а также другой информацией, связанной с реализацией указанного выше Соглашения.
Как определено в ст. 6 Соглашения, Стороны обеспечивают проведение поисковой работы, захоронение погибших военнослужащих с воинскими почестями, предпринимают необходимые меры для учета воинских захоронений на своих территориях. Стороны могут осуществлять совместные мероприятия по ведению поисковой работы, перезахоронению останков погибших военнослужащих, обустройству и содержанию воинских захоронений. Финансирование совместных мероприятий, проводимых в рамках данного Соглашения, осуществляется в соответствии с дополнительными договоренностями Сторон.
В соответствии со ст. 7 Соглашения, Стороны обеспечивают в соответствии со своим национальным законодательством предоставление в безвозмездное и бессрочное пользование участков земли под существующие и вновь обустраиваемые воинские захоронения и воинские памятники. Стороны при взаимной заинтересованности информируют друг друга об обустройстве воинских захоронений на новых участках земли, проведении перезахоронений останков погибших военнослужащих, переносе воинских памятников.
Важное положение содержится в ст. 8 Соглашения: эксгумация останков погибших военнослужащих в целях их передачи заинтересованной Стороне осуществляется исключительно по ходатайству заинте-
57
ресованной Стороны и с согласия Стороны, на территории которой находятся останки, с учетом ее национального законодательства. Взаимные уведомления передаются Сторонами по дипломатическим каналам.
Согласно требований ст. 9 Соглашения, Стороны принимают на себя расходы по содержанию и уходу за воинскими захоронениями и воинскими памятниками, находящимися на их территориях. Каждая Сторона на основании взаимных договоренностей может также осуществлять за свой счет работы по благоустройству и содержанию воинских захоронений и воинских памятников, находящихся на территориях других Сторон. Вопросы финансирования такой деятельности определяются отдельными договоренностями Сторон. Расходы на эксгумацию, перевозку и перезахоронение останков погибших военнослужащих и гражданских жертв войны, а также обустройство воинских захоронений, в том числе вновь выявленных, берет на себя Сторона, по просьбе или решению которой эти работы производятся.
В соответствии с требованиями ст. 10 Соглашения, Стороны в соответствии со своим национальным законодательством содействуют в свободном доступе граждан Сторон к воинским захоронениям и воинским памятникам, расположенным на их территориях. Более того, Стороны, как определено в ст. 11 Соглашения, предпринимают меры для недопущения и пресечения случаев вандализма и надругательства в отношении воинских захоронений и воинских памятников. Расходы на ликвидацию ущерба, нанесенного воинским захоронениям и воинским памятникам, в отношении которых совершены противоправные действия, несет Сторона, на территории которой это произошло, в соответствии со своим национальным законодательством.
Стороны, как договорились в ст. 12 Соглашения, в соответствии со своим национальным законодательством сотрудничают с общественными объединениями (организациями), действующими на их территориях, в области увековечения памяти погибших военнослужащих, включая достижение договоренностей об осуществлении конкретных мероприятий в рамках данного Соглашения.
Каждая Сторона определяет уполномоченный орган, на который возлагается реализация данного Соглашения, о чем информирует депозитарий одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Уполномоченные органы Сторон взаимодействуют непосредственно по техническим вопросам реализации Соглашения. Таким уполномоченным органом по реализации Соглашения определено Министерство обороны.
Координация деятельности уполномоченных органов Сторонпо реализации Соглашения возложена, согласно требований ст. 14 Соглашения, на Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств. В целях развития механизма со-
58
трудничества в выполнении задач, изложенных в Соглашении об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а также для рассмотрения вопросов, требующих совместного решения, Секретариат Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств организует проведение регулярных координационных совещаний представителей уполномоченных органов Сторон.
Таким образом, в современной Беларуси создано эффективное законодательство, направленное на защиту военно-исторического наследия, и этот опыт может быть позаимствован другими странами СНГ.
Литература
1. Об утверждении Государственной программы на 2015-2020 годы по увековечению погибших при защите Отечества и сохранению памяти о жертвах войн: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2014 г. № 534 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 10.09.2016. - 5/42580.
2. Архив Министерства обороны Республики Беларусь за 2016 г. - Дело № 6/ 336 от 31.05.2016.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2016 г. №50 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.07.2016, 5/42299.
4. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.06.2014, 5/38957.
5. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2016, 5/42580
6. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001 г. № 107, 2/804; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 2/2235.
7. Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения статуса исто-рико-мемориального места погребения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 2015 г. № 699 Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.08.2015, 5/40948.
8. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.09.2016, 8/31258 10.
9. Об утверждении Инструкции о порядке применения норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь: постановление Министерства обороны Респ. Беларусь, 6 мая 2009 г., № 24 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. № 146. 8/20969.
10. Утверждено Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении международного договора» от 24 февраля 2012 г. № 104 Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012. № 26. 1/13352.
11. Кодэкс Рэспублт Беларусь аб культуры: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 года Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 02.08.2016. - 2/2412.
12. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.09.2016, 8/31258.
13. Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 61. - 8/12445.
14. Шумский В. В. Военно-историческое наследие как составная часть историко-культурного наследия Законность и правопорядок. 2012. № 2. С. 28-34.
15. Официальный сайт Министерства обороны Республики Беларусь. Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил. Режим доступа: http://www.mil.Ъy/ru/forces/structure/nach_guir/upzojv/poisk/ index.php Дата доступа: 30.09.2018 г.
NEW LEGISLATION OF REPUBLIC OF BELARUS ON PERPETUATING MEMORY OF THOSE, PERISHED PROTECTING ONES
FATHERLAND, AND ON PRESERVING MEMORY OF WAR VICTIMS
I. Martynenko
Yanka Kupala State University of Grodno Grodno, Republic of Belarus
Abstract. The article reviews current legislation of Republic of Belarus on perpetuating of memory of those, perished protecting ones fatherland, and on preserving memory of war victims, with detailed analysis of organizational, search work, and other procedures and actions, directed towards protection of military and historical heritage.
Keywords: military and historical heritage, the legislation of Republic of Belarus, perpetuating of memory of those, perished protecting ones fatherland, preserving memory of war victims, search work.
Cite this entry as: Martynenko I. New legislation of republic of Belarus on perpetuating memory of those, perished protecting ones fatherland, and on preserving memory of war victims. Heritage and Modern Times.2018, vol. 1, no. 3 (3), pp. 40—61.
References
1. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy na 2015-2020 gody po uvekove-cheniyu pogibshikh pri zashchite Otechestva i sokhraneniyu pamyati o zhertvakh voyn: posta-novleniye Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 4 iyunya 2014 g. № 534 Natsio-nal'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus'. 10.09.2016. - 5/42580.
2. Arkhiv Ministerstva oborony Respubliki Belarus' za 2016 g. - Delo № 6/ 336 ot 31.05.2016.
3. Postanovleniye Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 29 iyunya 2016 g. №50 «O priznanii utrativshimi silu nekotorykh postanovleniy Pravitel'stva Res-publiki Belarus'» Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 05.07.2016, 5/42299.
4. Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 10.06.2014, 5/38957.
5. Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 10.09.2016, 5/42580
6. Nats. reyestr pravovykh aktov Resp. Belarus'. 2001 g. № 107, 2/804; Natsio-nal'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 11.01.2015, 2/2235.
7. Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke i usloviyakh prisvoyeniya statusa isto-riko-memorial'nogo mesta pogrebeniya: postanovleniye Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 18 avgusta 2015 g. № 699 Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 21.08.2015, 5/40948.
8. Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 21.09.2016, 8/31258 10.
9. Ob utverzhdenii Instruktsii o poryadke primeneniya norm mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava v Vooruzhennykh Silakh Respubliki Belarus' i transportnykh voyskakh Respubliki Belarus': postanovleniye Ministerstva oboronyResp. Belarus', 6 maya 2009 g., № 24 Nats. reyestr pravovykh aktov Resp. Belarus'. 2009. № 146. 8/20969.
10. Utverzhdeno Ukazom Prezidenta Respubliki Belarus' «Ob utverzhdenii mezhdu-narodnogo dogovora» ot 24 fevralya 2012 g. № 104 Nats. reyestr pravovykh aktov Resp. Belarus'. 2012. № 26. 1/13352.
11. Kodeks Respubliki Belarus' ab kul'tury: Kodeks Respubliki Belarus' ot 20 iyulya 2016 goda Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus'. 02.08.2016. - 2/2412.
12. Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 21.09.2016, 8/31258.
13. Nats. reyestr pravovykh aktov Resp. Belarus'. 2005. № 61. - 8/12445.
14. SHumskiy V. V. Voyenno-istoricheskoye naslediye kak sostavnaya chast' istoriko-kul'turnogo naslediya Zakonnost' i pravoporyadok. 2012. № 2. S. 28-34.
15. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva oborony Respubliki Belarus'. Upravle-niye po uvekovecheniyu pamyati zashchitnikov Otechestva i zhertv voyn Vooruzhennykh Sil. Rezhim dostupa: http://www.mil.by/ru/forces/structure/nach_guir/upzojv/poisk/index.php Data dostupa: 30.09.2018 g.: 30.09.2018.
Сведения об авторе
Мартыненко Игорь Эдуардович,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право и процесс» Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь. Email: martinenko @ tut.by
Author of the publication
Igor Martynenko, Doctor of Law, Professor, Head of department of Civil Law and Process, Yanka Kupala State University of Grodno, Republic of Belarus. Email: [email protected]
Дата поступления 30.09.2018