Научная статья на тему 'Развитие поискового движения: нормативно-правовой аспект'

Развитие поискового движения: нормативно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1278
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСКОВОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОИСКОВЫЙ ОТРЯД / ВАХТА ПАМЯТИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЗАКОН / SEARCH MOVEMENT / SEARCH TEAM / WATCH OF MEMORY / GREAT PATRIOTIC WAR / LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавлёв Вадим Андреевич

Рассматривается становление и развитие поискового движения в России сквозь призму формирования нормативно-правовой базы. На основе поэтапного анализа региональных и федеральных законов показано изменение отношения государства к феномену поискового движения в советский период, в 1990-е гг. и в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Журавлёв Вадим Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the establishment and development of search movement in Russia through the prism of the legal and regulatory framework. Based on the step-by-step analysis of the regional and federal laws, it shows the change in the attitude of the state to the phenomenon of search movement in the Soviet period, in the 1990s and in the XXI century.

Текст научной работы на тему «Развитие поискового движения: нормативно-правовой аспект»

го Совета депутатов Трудящихся В. и. Родионову. Март 1949 г. // Государственный архив Волгоградской области. Ф. Р-71. Оп. 1. Д. 1078а.

9. Программа Коммунистической Партии Советского Союза [Электронный ресурс]. URL: left inmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_ files/056 (дата обращения: 21.03.2017).

10. Протокол собрания учредителей по организации Сталинградского областного отделения общества дружбы «СССР - Польша» от 19 декабря 1958 года // ЦДНИВО. Ф. Р-6873. Оп. 1. Д. 1.

11. Сааков P.P. Международное движение общественности за дружбу и культурные связи с

СССР: моногр. М.: Знание, 1975.

* * *

1. Anatsheva I.A. Rol' vsesojuznogo obshhestva kul'turnoj svjazi s zagranicej v razvitii mezhdu-narodnogo sotrudnichestva SSSR, 1925-1939 gg.: dis. ... kand. ist. nauk. M., 1994.

2. Anipkin A.M., Kandaurov I.M. Iz opyta idej-no-vospitatel'noj raboty Volgogradskoj partijnoj orga-nizacii: monogr. M.: Plakat, 1989.

3. Atopov V.I. Po zakonam bratstva: monogr. Volgograd, 1987.

4. Belov D.A. Stalingrad v ocenke obshhestven-nosti Velikobritanii i SShA. 1942 - 1945 gg.: monogr. Volgograd - Samara, 2011.

5. Otchet o rabote oblastnogo otdelenija «SSSR -Velikobritanija» za period s janvarja 1959 -1.10.1964 goda // Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti (CDNIVO). F. R-6873. Op. 1. D. 2.

6. Otchetnyj doklad Volgogradskogo otdelenija SSOD, predstavlennyj obkomu KPSS o rabote obshhestva za 1975 god // CDNIVO. F. R-6873. Op. 1. D. 110.

7. Otchetnyj doklad Volgogradskogo otdelenija SSOD, predstavlennyj obkomu KPSS o rabote obshhestva za 1978 god // CDNIVO. F. R-6873. Op. 1. D. 165.

8. Pis'mo Gorodskogo Soveta Koventri Predse-datelju ispolkoma Stalingradskogo gorodskogo So-veta deputatov Trudjashhihsja V. I. Rodionovu. Mart 1949 g. // Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj ob-lasti. F. R-71. Op. 1. D. 1078a.

9. Programma Kommunisticheskoj Partii Sovet-skogo Sojuza [Jelektronnyj resurs]. URL: leftinmsu. narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/056 (data obrashhenija: 21.03.2017).

10. Protokol sobranija uchreditelej po organizacii Stalingradskogo oblastnogo otdelenija obshhestva druzhby «SSSR - Pol'sha» ot 19 dekabrja 1958 goda // CDNIVO. F. R-6873. Op. 1. D. 1.

11. Saakov P.P. Mezhdunarodnoe dvizhenie ob-shhestvennosti za druzhbu i kul'turnye svjazi s SSSR: monogr. M.: Znanie, 1975.

Role of the Battle of Stalingrad in development of public diplomacy and formation of friendship societies

The development of public diplomacy in XX century is connected with the attempt of the Soviet Union to emerge from the international isolation and to gain international recognition. The article deals with the activities of the all-Union society of friendship with foreign countries and foreign societies, which reached the climax of their activities during the Battle of Stalingrad, and the work of friendship societies, for which the preservation of the memory of the Battle of Stalingrad became the basis for interaction and rapprochement with other countries.

Key words: public diplomacy, friendship societies, the Battle of Stalingrad.

(Статья поступила в редакцию 06.02.2018)

в.А. журАШЁв

(волгоград)

развитие Поискового движения в России: нормативно-правовой аспект

Рассматривается становление и развитие поискового движения в России сквозь призму формирования нормативно-правовой базы. На основе поэтапного анализа региональных и федеральных законов показано изменение отношения государства к феномену поискового движения в советский период, в 1990-е гг. и в XXI в.

Ключевые слова: поисковое движение, поисковый отряд, Вахта Памяти, Великая Отечественная война, закон.

Победа в Великой Отечественной войне стоила нашей стране более 27 миллионов погибших. Места захоронения более половины из почти 9 миллионов погибших военнослужащих неизвестно. Порядка полумиллиона погибших в немецких лагерях смерти числятся пропавшими без вести [2, с. 43]. Несмотря на время, прошедшее с тех событий, эхо войны еще слышно. Регулярно в ходе строитель-

О Журавлёв В.А., 2018

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

ных или сельскохозяйственных работ непогребенные останки погибших защитников Родины выходят из небытия. Родственники погибших пытаются через запросы в военные, административные и поисковые организации отыскать хоть какие-то крохи информации о своих отцах, дедах и прадедах. А при малейшей надежде на успех в поисках без раздумий приезжают на места боев.

Сегодня действенный путь поиска и перезахоронения павших - это работа многочисленных поисковых отрядов. Помимо возвращения имен погибших, поисковики вносят значительный вклад в воспитание подрастающего поколения, в дело сохранения историко-культурной памяти народа. Кроме того, процесс и результаты поисковой работы способствуют изучению истории и открывают ранее неизвестные страницы истории Великой Отечественной войны.

По общепринятому мнению, организованная работа по поиску и перезахоронению солдат и офицеров Красной армии в Советском Союзе началась лишь в конце 1980-х гг. И тому есть объективные причины. Война бушевала долгие пять лет, и фронт пожирал не только человеческие жизни, но и все ресурсы страны. Общеизвестно, что Красная армия нуждалась в огромном количестве продовольствия ежедневно. Поэтому на территориях, только что освобожденных от противника, возобновлялись сельскохозяйственные работы. Первоначальное погребение останков происходило же зачастую сразу после боев похоронными командами (в том числе немецкими) и местными жителями (которые производили захоронение по своей инициативе или же по указанию армейских командиров - как советских, так и немецких). Захоронение производилось зачастую прямо на поле боя. Тела погибших стягивались в близлежащие окопы, траншеи и воронки и в дальнейшем зарывались. В редких случаях местное население организовывало братское захоронение в черте населенного пункта, да и то в эту могилу попадали тела погибших поблизости и непосредственно в поселении.

Безусловно, государство не могло оставить без внимания общественную инициативу, принимавшую с годами все более широкий масштаб. Кроме того, со временем острой проблемой стали «охотники за артефактами», так называемые черные археологи, или черные копатели, которые в стремлении найти предметы времен войны оскверняли останки военнослу-

жащих как РККА, так и вермахта. А поскольку период 1941-1945 гг. не попадал в законы, регулирующие археологические исследования, необходимо было для регулирования деятельности поисковых отрядов создать с нуля собственную нормативно-правовую базу.

На VII Пленуме ЦК ВЛКСМ, состоявшемся в феврале 1957 г., комсомольским организациям была сформулирована задача: используя боевые и трудовые традиции, воспитывать молодое поколение. При городских и районных комсомольских комитетах создавались ветеранские советы [11, с. 146].

В 1960-1980-е гг. проводились Всесоюзные походы комсомола и молодых по местам славы советского народа и Коммунистической партии. Положение о них описывалось в Постановлениях цК ВлКСМ. Поисковая работа стала их составной частью. Постановление ЦК ВЛКСМ от 1981 г. [15, с. 22-27], как отмечает в своей работе И.П. Цуканов, «конкретно раскрывало задачи поискового движения, воспитания молодежи в героических традициях советского народа, согласно решениям партийных съездов и особенностями развития советского общества на данном этапе» [18, с. 61].

29 июня 1981 г. Центральным комитетом ВЛКСМ было принято постановление, согласно которому проводилась Поисковая экспедиция всесоюзного масштаба. В ней должны были принять участие представители комсомола, пионерии, учащиеся школ и молодежь. В задачах экспедиции значились сбор артефактов и документов времен войны, сохранение воспоминаний участников войны путем записи.

В конце 1980-х гг. в газетах была выражена проблема непохоронненых солдат. ЦК ВЛКСМ 20 июля 1987 г. постановил: комитетам комсомола принять все необходимые меры по установлению имен погибших и захоронению их останков [4, с. 147-148].

Период гласности для поисковиков начался с постановления ЦК КПСС, вышедшего 29 октября 1987 г. В нем содержался призыв провести обследование бывших полей боя, но этот призыв четко разработанных средств и путей решения под собой не имел [8].

В 1988-1991 гг. ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и Президентом СССР было принято несколько важных документов, в которых признавалась деятельность поисковых отрядов и были определены меры по их поддержке [18, с. 63]. Особо стоит отметить президентский Указ, вышедший 8 августа 1991 г. «О дополнитель-

ных мерах по увековечиванию памяти советских граждан, погибших при защите Родины в предвоенные годы и период Великой Отечественной войны». Он возлагал на воинские части, ДОСААФ, военные комиссариаты обеспечение поисковых отрядов и групп всем необходимым имуществом, военной техникой и другими материальными средствами, а также оказание содействия в поисковой работе.

Мероприятием, начавшим объединение поисковых отрядов в организованное единое движение, стал прошедший 15 марта 1988 г. в Калуге первый Всесоюзный сбор представителей поисковых отрядов Советского Союза. на нем было принято решение о создании Всесоюзного координационного Совета поисковых отрядов при ЦК ВЛКСМ. А уже с 6 по 10 октября 1988 г. прошел второй сбор поисковиков в Волоколамске.

Менялись и формы поисковых мероприятий. Вахты Памяти пришли на смену Всесоюзным походам.

Вахты Памяти представляли из себя другую форму работы. В их рамках предполагался целенаправленный поиск незахороненных павших защитников Родины. началось это 19 октября 1988 г. с совместного Постановления Коллегии Министерства обороны СССР и ЦК ВЛКСМ о проведении в мае 1989 г. первой Всесоюзной Вахты Памяти при поддержке ЦК ВЛКСМ и Министерства обороны в печально известном месте Мясной Бор, где в окружении героически погибли бойцы Красной армии.

В следующем, 1990 г. Вахта Памяти прошла в Смоленской области. После этого мероприятия в таком формате стали проводиться во многих областях в масштабах всей страны.

После инициативы Министерства обороны СССР, Всесоюзного совета ветеранов войны и труда, ЦК ВЛКСМ, Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и Советского фонда мира было принято Постановление ЦК КПСС «О Всесоюзной Книге Памяти» от 17 января 1989 г., ставшее важным шагом в увековечении памяти павших защитников Отечества. В Книги Памяти в течение в 1989-1995 гг. планировалось заносить краткие сведения о не вернувшихся с полей сражений земляках. Эти Книги должны были издаваться на региональном уровне, а на их основе предлагалось создание единой Всесоюзной Книги Памяти.

но, конечно, выполнить все работы в нужном объеме для решения задачи увековечения памяти павших защитников Отечества сила-

ми лишь одних военнослужащих, молодежных, ветеранских и иных организаций оказалось невозможно. Опыт поисковой работы показывает - это непосильная задача и для местных органов власти.

необходимость объединить все общественные усилия единой общероссийской программой назревала уже давно. В этой программе нужно было предусмотреть проведение подробного исследования всех регионов, где в годы войны велись боевые действия, с целью и задачами выявления ранее незахороненных погибших солдат и офицеров РККА, неизвестных могил и захоронений, установить порядок захоронения и перезахоронения останков погибших защитников Отечества.

Кроме того, крайне важно было регламентировать процессы поисковой работы, в частности на местах, определить порядок учета обнаруженных могил и останков, предметов вооружения и снаряжения, документов и личных вещей на законодательном уровне. Любыми способами также было необходимо остановить деятельность мародерствующих на местах боев черных археологов. Однако последняя проблема не теряет своей остроты до сих пор. В первую очередь это связано со слабым законодательством и низкой заинтересованностью правоохранительных органов на местах. В этом вопросе проблемы поискового движения тесно перекликаются с проблемами археологии. Можно сказать, что черные археологи - это общая проблема поисковиков и археологов.

В 1991 г. было положено начало процессу усовершенствования законодательной базы. В исполнение Указа Президента СССР от 15 марта 1991 г. было принято Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР .№892-1 «Об увековечении памяти погибших при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества», в котором четко определялось, кого нужно считать погибшим при выполнении конституционной обязанности по защите Отечества. Кроме того, Президент СССР получил предложение о рассекречивании данных о потерях военнослужащих и информировании об этом населения.

7 апреля 1991 г. приказом Министра обороны СССР №164 «Об учреждении нагрудного знака "За активный поиск"» была введена первая награда за поисковую деятельность. В августе 1991 г. общесоюзное поисковое движение оформилось юридически в самостоятельную организацию - Ассоциацию поиско-

вых объединений «Народная память о защитниках Отечества», которая была зарегистрирована в Министерстве юстиции.

Первым и очень важным шагом в новейшей российской истории для поискового движения стал Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» Верховного Совета РФ от 14 января 1993 г. [6]. Он определял порядок организации и проведения поисковых работ, финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий, направленных на увековечивание памяти погибших при защите Отечества. Именно с этого момента можно говорить, что поисковая работа в России получила не только законодательную основу, но и признание, а также поддержку государства.

Благодаря этому закону у современного российского поискового движения появились черты, отличающие его от движения советского периода. В прошлое ушла идеологизация, отождествление поисковой работы с частью работы комсомольских организаций. Что очень важно, поисковые работы начали проводиться не только на местах боев Великой Отечественной войны, но и местах сражений Советско-финской войны, войны с Японией, конфликтов на озере Хасан и реке Халкин-Гол. Началось также взаимодействие с иностранными поисковыми организациями. Стала проводиться работа по организации достойного захоронения останков не только советских воинов, но и солдат армий противника. В рамках межправительственного сотрудничества была создана международная ассоциация «Военные мемориалы».

23 июля 1993 г. вышел Указ президента РФ № 1055 (подробная его характеристика дана в работе И.П. Цуканова [18, с. 63]). В соответствии с ним, на 1994-1995 гг. было выделено 298,8 млрд руб. (по актуальному на тот период курсу. - В.Ж.). В нем впервые предусматривались денежные средства на проведение поисковых экспедиций Вахты Памяти. В статью расходов входили поиск погибших в годы Великой Отечественной войны солдат и офицеров РККА, ремонт и облагораживание братских могил, установление личных данных, создание мемориальных зон.

Целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих поисковое движение и увековечивание памяти павших защитников Отечества, принимался в 1995-1996 гг. Например, Закон РФ № 32-ФЗ от 13 марта 1995 г., в котором прописаны основные мероприятия

и способы увековечивания памяти погибших при защите Отечества. Как справедливо отмечает в своей работе И.П. Цуканов, в некоторых субъектах РФ, где не было принято других нормативных актов в отношении поискового движения и увековечивания памяти погибших при защите Отечества, финансирование обеспечивалось только этим законом (см. подробно: [18, с. 65, 67]).

Кроме того, 31 октября 1994 г. вышли «Рекомендации по созданию мемориальных зон в местах наиболее ожесточенных боев в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» [Там же, с. 68-69]. Их появление было обусловлено практической невозможностью выявления и перезахоронения останков погибших защитников Родины из неучтенных и санитарных захоронений, а также объективными трудностями в обследовании бывших мест боев и сражений на предмет наличия непогребенных останков военнослужащих. Такие постановления были приняты в Волгоградской, Тверской, Ленинградской и ряде других областей [17, с. 7-8].

Закон РФ «О погребении и похоронном деле» [5], принятый 12 января 1996 г., определял такие понятия, как неизвестные захоронения и старые воинские захоронения. Закон относил к ним места первичных захоронений погибших в бою. Кроме того, сюда относились и захоронения репрессированных. Отдельно также было указано, что перед началом каких- либо работ на местах бывших сражений, местах вероятных захоронений репрессированных, бывших концентрационных лагерей органы местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ должны организовать исследование территории, а в случае нахождения на них незарегистрированных захоронений - обозначить их и по необходимости осуществить перезахоронение [18, с. 70]. Кроме того, закон запрещал ведение поисков и вскрытие подобных захоронений физическими и юридическими лицами, не имеющими официального права на подобные виды работ. Таким образом, данный закон позволял преследовать черных копателей с юридической точки зрения за осквернение и разрушение захоронений.

Следует отметить, что поисковое движение в России рассматривается как неотъемлемая важная составная часть военно-патриотического воспитания. Именно этим обусловлено взаимодействие структур Министерства обороны Российской Федерации с поискови-

ками. например, 2 января 2000 г. Министром обороны РФ был издан приказ № 6 «О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». В нем существовала инструкция, в которой регламентировался порядок передачи военно-патриотическим молодежным общественным объединениям и всякого рода поисковым формированиям не используемой и списанной в действующих войсках техники, форменного обмундирования и снаряжения на безвозмездной основе. Однако выполнение расписанных в инструкции условий и требований влекло за собой такое огромное количество согласований на уровнях вплоть до Министерства обороны РФ, что на момент написания данной статьи сколько-нибудь значимых фактов передачи поисковым объединениям техники или какого-либо ценного имущества автору не известно. Тем не менее в 20142017 гг. организацией «Поисковое движение России» совместно с Министерством обороны РФ были проведены экспедиции на остров Шумшу и острова Тютерс.

Новым этапом в жизни поискового движения стало принятие государственной программы 16 февраля 2001 г. [12]. Курский поисковик-исследователь И.П. Цуканов отмечает, что пунктами № 52, 53, 87 этой программы предполагались организация и проведение поисковых экспедиций «Вахта Памяти» на территории Волгоградской и Новгородской областей. Ответственность за исполнение была возложена на Министерство образования РФ и Министерство обороны РФ, исполнительную власть на местах, общественные организации и объединения, занимающиеся поисковой работой, а также ассоциацию «Военные мемориалы» [18, с. 74]. Четкого финансирования по госпрограмме не предусматривалось, однако на грядущие 5 лет программа стала основным отправным документом по выделению денежных средств из бюджета на поисковую работу.

С целью реализации данной программы Минобразование приняло подпрограмму, в которой также были прописаны мероприятия, направленные на ее реализацию, на повышение организованности поискового движения и его популяризацию [14, с. 250-568].

В 2005 г. была принята программа патриотического воспитания на 2006-2010 гг. [13]. На весь период действия программы предусматривалась организация поисковых работ в местах боев Великой Отечественной войны, Советско-финской войны и др. военных кон-

фликтов, выявление и передача для реставрации боевой техники времен Великой Отечественной войны в музеи Российской Федерации. Кроме того, предполагалось создание специализированных студенческих стройотрядов для благоустройства воинских захоронений и проведения поисковых работ на местах боев Великой Отечественной войны. А в 2009 г. было решено провести Международную Вахту Памяти, посвященную 20-летию поискового движения. Исполнение поручалось министерствам образования, обороны, культуры и исполнительной власти. Конкретизация, детальная проработка положения госпрограммы были предприняты в выработанной и принятой 14 апреля 2006 г. Министерством образования и науки РФ программе [10, с. 72].

22 января 2006 г. был подписан Указ Президента РФ № 37, которым на Министерство обороны Российской Федерации возлагались полномочия и ответственность по увековечиванию памяти павших защитников Отечества. Минобороны также назначалось уполномоченным федеральным органом в этой сфере. В соответствии с этим предполагалось создание специальных структур и подразделений внутри структуры Вооруженных Сил [1, с. 357; 18, с. 79]. Это позволяло в перспективе перевести поисковую работу под государственный контроль и спланировать ее работу в будущем.

С целью решения поставленных в поисковой работе задач Министерство обороны Российской Федерации сформировало отдельный специальный поисковый батальон. Для передачи опыта в Ленинградской области к работе батальона были привлечены поисковики. Итогом работы первого поискового сезона батальона в 2006 г. стали 900 военнослужащих, поднятых и перезахороненных на территории Ленинградской области. Батальон перевели на постоянную, штатную основу с постоянным местом дислокации в поселке Мга Ленинградской области [3, с. 8].

Надо также отметить, что в упомянутом Законе РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» 1993 г. (с поправками от 2013 г.) описывается организация поисковых работ, которые проводятся общественными организациями и уполномоченными органами. Но, кроме того, на его основе принимаются нормативные акты в субъектах Российской Федерации, в которых поисковая работа получает дальнейшее развитие и разработку.

19 ноября 2014 г. вышел Приказ Министра обороны № 845 «Об утверждении Поряд-

ка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечивания их памяти», в котором подробно прописаны организация и проведение поисковых работ, порядок действий при обнаружении вооружения, техники, боеприпасов, взрывчатых средств [9].

В Волгоградской области регулирующим нормативно-правовым актом является Закон Волгоградской области № 835 от 21 июня 2003 г. «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества на территории Волгоградской области» в измененной редакции от 9 декабря 2010 г. Согласно ему, поисковая работа осуществляется на основании Плана поисковых работ, который «формируется на основании предложений поисковых объединений, согласованных с Военным комиссариатом Волгоградской области, Главным управлением внутренних дел Волгоградской области, Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации области, соответствующими органами местного самоуправления, а также собственниками земельных участков, на которых будут проводиться поисковые работы» [7]. Однако уже на данном этапе в региональном законе обнаруживается несоответствие с федеральным законодательством (например, с названным выше Приказом Министра обороны РФ № 845 от 19 ноября 2014 г.) [1]. В Приказе о Плане работ говорится следующее: «...разрабатывается план проведения поисковых работ по рекомендуемому образцу.; организуется информирование территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о предстоящих поисковых работах и согласование порядка взаимодействия с ними по вопросам обеспечения безопасности граждан и общественного порядка при их проведении; План проведения поисковых работ представляется до 1 ноября текущего года в Министерство обороны Российской Федерации для его согласования» [9]. Другими словами, уже на этапе организации поисковых работ региональный закон вступает в противоречие с федеральным и, таким образом, утрачивает свою силу. Это свидетельствует о том, что, к сожалению, региональное законодательство в сфере поискового движения требует совершенствования.

Нужно отметить, что поисковое движение неразрывно связано с молодежной политикой, проводимой государством. По данным Союза поисковых отрядов России, в различных российских поисковых объединениях состоит более 22 тыс. молодых людей, и в это число входят только непосредственные участники поисковых разведок и экспедиций, а еще есть огромное количество школьников, ведущих работу по увековечиванию памяти павших на местах.

Подводя итог, следует отметить, что несмотря на серьезное внимание власти к проблемам поискового движения, общим недостатком является отсутствие систематизации нормативных актов и взаимодействия на федеральном и региональном уровнях. Однако на сегодняшний день прослеживается тенденция к исправлению ситуации, переориентации нормативных документов с декларативного характера на определение четких задач, подкрепленных конкретными механизмами их реализации. Стоит отметить, что помощь на государственном уровне оказывается только зарегистрированным в установленном порядке объединениям, т. е. имеющим статус юридического лица.

список литературы

1. Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества: Указ Президента РФ № 37 от 22 янв. 2006 г. // Поисковое движение России: [сайт]. URL: http://rf-poisk.ru/documents/10/ (дата обращения: 16.01.2018).

2. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях, военных конфликта: статистическое исследование / под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М.: Воениздат, 1993.

3. Денисов В. Героев помнить имена // Красная звезда. 2006. 20-27 сент.

4. Документы ЦК ВЛКСМ. 1987. М.: Мол. гвардия, 1988.

5. О погребении и похоронном деле: федер. закон Рос. Федерации от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 146.

6. Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: федер. закон Рос. Федерации от 14 янв. 1993 г. N 4292-1 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 7. Ст. 754.

7. Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества на территории Волгоградской области: закон Волгоградской области № 835 от 21 июня 2003 г. в ред. от 09 дек. 2010 г. [Электронный ресурс] // Поисковое движение России: [сайт]. URL: http://rf-poisk.ru/documents/62/ (дата обращения: 25.01.2018).

8. Об усилении работы по увековечиванию памяти защитников Родины, активизации военно-патриотического воспитания трудящихся // Известия ЦК КПСС. 1989. № 6. С. 17-18.

9. Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечивания их памяти: Приказ Министра Обороны № 845 [Электронный ресурс] // Поисковое движение России: [сайт]. URL: http://rf-poisk.ru/docu ments/145/ (дата обращения: 28.01.2018).

10. Об утверждении программы Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы»: приказ Рособразования № 20 от 25 янв. 2006 г. // Вестн. образования. 2006. № 9.

11. Очерки истории комсомольских организаций Центрального Черноземья. Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1978.

12. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы: гос. программа: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации № 122 от 16 февр. 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 9. Ст. 862.

13. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы: гос. программа: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации N 422 от 11 июля 2005 г. // Собрание законодательства РФ. 2005. № 29. Ст. 3064.

14. Подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»: Приказ Министерства образования РФ № 3511 от 30 окт. 2001 г. // Народное образование. 2002. № 2.

15. Положение о Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой Славы Коммунистической партии и советского народа // информационный бюллетень ЦК ВЛКСМ. 1981. № 6.

16. Структура Союза // Союз поисковых отрядов: [сайт]. URL: http://sporuss.mosaics-mandjos.ru/ struktura.htm (дата обращения: 12.01.2018).

17. Увековечение памяти павших при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны: метод. рекомендации. Екатеринбург, 2011.

18. Цуканов И.П. История поискового движения в России в конце XX - начале XXI века: на материалах Курской области: дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2007.

* * *

1. Voprosy uvekovechenija pamjati pogibshih pri zashhite Otechestva: Ukaz Prezidenta RF № 37 ot 22 janv. 2006 g. // Poiskovoe dvizhenie Rossii:

[sajt]. URL: http://rf-poisk.ru/documents/10/ (data ob-rashhenija: 16.01.2018).

2. Grif sekretnosti snjat. Poteri Vooruzhennyh Sil SSSR v vojnah, boevyh dejstvijah, voennyh kon-flikta: statisticheskoe issledovanie / pod obshh. red. G.F. Krivosheeva. M.: Voenizdat, 1993.

3. Denisov V. Geroev pomnit> imena // Krasnaja zvezda. 2006. 20-27 sent.

4. Dokumenty CK VLKSM. 1987. M.: Mol. gvardija, 1988.

5. O pogrebenii i pohoronnom dele: feder. zakon Ros. Federacii ot 12 janv. 1996 g. № 8-FZ // Sobranie zakonodatel>stva RF. 1996. № 3. St. 146.

6. Ob uvekovechenii pamjati pogibshih pri za-shhite Otechestva: feder. zakon Ros. Federacii ot 14 janv. 1993 g. N 4292-1 // Sobranie zakonodatel>st-va RF. 1994. № 7. St. 754.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ob uvekovechivanii pamjati pogibshih pri zashhite Otechestva na territorii Volgogradskoj oblas-ti: zakon Volgogradskoj oblasti № 835 ot 21 ijunja 2003 g. v red. ot 09 dek. 2010 g. [Jelektronnyj resurs] // Poiskovoe dvizhenie Rossii: [sajt]. URL: http://rf-poisk. ru/documents/62/ (data obrashhenija: 25.01.2018).

8. Ob usilenii raboty po uvekovechivaniju pa-mjati zashhitnikov Rodiny, aktivizacii voenno-pat-rioticheskogo vospitanija trudjashhihsja // Izvestija CK KPSS. 1989. № 6. S. 17-18.

9. Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i pro-vedenija poiskovoj raboty obshhestvenno-gosudar-stvennymi ob#edinenijami, obshhestvennymi ob#edi-nenijami, upolnomochennymi na provedenie takoj raboty, osushhestvljaemoj v celjah vyjavlenija nei-zvestnyh voinskih zahoronenij i nepogrebennyh ostankov, ustanovlenija imen pogibshih i propavshih bez vesti pri zashhite Otechestva i uvekovechivanija ih pamjati: Prikaz Ministra Oborony № 845 [Jelektronnyj resurs] // Poiskovoe dvizhenie Rossii: [sajt]. URL: http://rf-poisk.ru/documents/145/ (data obrashhenija: 28.01.2018).

10. Ob utverzhdenii programmy Federal'nogo agentstva po obrazovaniju, realizuemoj v ramkah go-sudarstvennoj programmy «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2006-2010 gody»: prikaz Rosobrazovanija № 20 ot 25 janv. 2006 g. // Vestn. obrazovanija. 2006. № 9.

11. Ocherki istorii komsomol>skih organizacij Central>nogo Chernozem>ja. Voronezh: Centr.-Cher-noz. kn. izd-vo, 1978.

12. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2001-2005 gody: gos. programma: utv. postanovleniem Pravitel>stva Ros. Federacii № 122 ot 16 fevr. 2001 g. // Sobranie zakonodatel>stva RF. 2001. № 9. St. 862.

13. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2006-2010 gody: gos. programma: utv. postanovleniem Pravitel>stva Ros. Federacii № 422 ot 11 ijulja 2005 g. // Sobranie zakonodatel>stva RF. 2005. № 29. St. 3064.

14. Podprogramma Ministerstva obrazovanija RF gosudarstvennoj programmy «Patrioticheskoe vospi-tanie grazhdan RF na 2001-2005 gody»: Prikaz Ministerstva obrazovanija RF № 3511 ot 30 okt. 2001 g. // Narodnoe obrazovanie. 2002. № 2.

15. Polozhenie o Vsesojuznom pohode kom-somol>cev i molodezhi po mestam revoljucionnoj, bo-evoj i trudovoj Slavy Kommunisticheskoj partii i so-vetskogo naroda // Informacionnyj bjulleten> CK VLKSM. 1981. № 6.

16. Struktura Sojuza // Sojuz poiskovyh otrjadov: sajt. URL: http://sporuss.mosaics-mandjos.ru/struktura. htm (data obrashhenija: 12.03.2018).

17. Uvekovechenie pamjati pavshih pri zashhite Otechestva v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: metod. rekomendacii. Ekaterinburg, 2011.

18. Cukanov I.P. Istorija poiskovogo dvizhenija v Rossii v konce XX - nachale XXI veka: na materialah Kurskoj oblasti: dis. ... kand. ist. nauk. Kursk, 2007.

Development of search movement: legal and regulatory aspect

The article deals with the establishment and development of search movement in Russia through the prism of the legal and regulatory framework. Based on the step-by-step analysis of the regional and federal laws, it shows the change in the attitude of the state to the phenomenon of search movement in the Soviet period, in the 1990s and in the XXI century.

Key words: search movement, search team, Watch of Memory, Great Patriotic War, law.

(Статья поступила в редакцию 06.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.