Юбилей
89
НОВОЕ ВРЕМЯ - НОВЫЕ ЗАДАЧИ
ЧУМАКОВА Лидия Петровна - канд. юрид. наук, доцент, директор, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье кратко рассказывается об особенностях построения образовательного процесса в монопрофильном и небольшом по современным меркам вузе -Новосибирском юридическом институте ( филиале) Томского государственного университета, об организации студенческой жизни в институте, об особом положении института в образовательном, научном и общественно-политическом сообществе сибирского региона и страны.
Ключевые слова: Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета, НЮИ (ф) ТГУ, качество образования, формирование новых научных школ, студенческое самоуправление, юридическая школа
Высокий рейтинг на рынке образовательных услуг. Новосибирскому юридическому институту (филиалу) Томского государственного университета, созданному 2 сентября 1939 г. приказом Наркомата юстиции СССР как Новосибирский филиал Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ), исполнилось 75 лет. Ныне НЮИ (ф) ТГУ - монопрофильное образовательное учреждение высшего профессионального образования, которое ведет подготовку юристов по специальности «Юриспруденция » с присвоением квалификации «юрист» и по направлению «Юриспруденция» с присвоением квалификации (степени) «бакалавр». В 2013 г. в институте открылась магистратура по направлению «Юриспруденция» - «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право».
По оценке Национального центра общественно-профессиональной аккредитации, наша образовательная программа «Юриспруденция» дважды за последние годы признавалась одной из лучших в стране. Институт включен в престижный всероссийский справочник «Аккредитованные высшие учебные заведения России», издаваемый при участии журнала «Аккредитация в образовании ». Качество оказываемых образовательных услуг соответ-
ствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. В ноябре 2014 г. институт признан победителем Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». А в канун нового года в одиннадцатый раз стал лауреатом конкурса продук-
90
Высшее образование в России • № 2, 2015
ции, услуг и технологий, проводимого городской торгово-промышленной палатой и мэрией Новосибирска, на этот раз - в номинации «За устойчивое развитие на рынке образовательных услуг». Несколько лет подряд институт заносится на городскую Доску почета.
Выпускники института высоко котируются на рынке юридических услуг. Сегодня они составляют до 70% кадрового состава прокуратуры Новосибирской области, областного суда, мировых судов и арбитражного суда Новосибирской области, а в нотариальной и адвокатской палатах Новосибирской области их доля приближается к 90%. Вуз связан договорными отношениями более чем с сорока учреждениями и организациями. В большинстве из них студенты НЮИ (ф) ТГУ имеют право проходить все виды практик.
Участие института в социальных проектах. В современных условиях от вузовского сообщества ждут не только профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к <.. .> согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [1, с. 5]. Это справедливо для любого вуза, прежде всего гуманитарного, а для юридического вуза -вдвойне.
Являясь субъектом общественно-политической жизни региона и страны, институт активно участвует в реализации проектов различных уровней, в том числе и федеральных, в области образования, науки и инноваций. При этом он тесно взаимодействует со структурами государственной власти и управления, с правоохранительными органами, а также с общественными организациями правоохранительной направленности. Формы взаимодействия -
самые различные, в том числе - представительство в экспертных и общественных советах.
Так, директор института является членом Общественных советов при Следственном управлении Следственного комитета РФ по Новосибирской области и при Управлении федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области. Она - член Президиума Совета НРО АЮР, Совета при губернаторе Новосибирской области по вопросам повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, Новосибирской областной избирательной комиссии, научно-методического совета арбитражного суда Новосибирской области, квалификационной комиссии нотариальной палаты Новосибирской области, правозащитного центра Новосибирской региональной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор», экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области; является председателем экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Новосибирской области. Доцент Ю.Ф. Петухов - председатель избирательной комиссии Новосибирской области. Старший преподаватель О.А. Благо возглавляет Новосибирскую городскую муниципальную избирательную комиссию. Доцент И.В. Фролов и старший преподаватель Ю.П. Омельченко - члены третейского суда. Доцент К.В. Кирпичников, старшие преподаватели Е.А. Арефьева, Т.В. Яцучен-ко - члены адвокатской палаты. Новосибирской области; при этом К.В. Кирпичников и Е.А. Арефьева преподают на курсах повышения квалификации нотариальной и адвокатской палат. Доцент кафедры гражданского права Т.А. Савельева входит в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих при ГУ МВД России по Новосибирской области. Доцент О.А. Архипова - член аттестационной комиссии Следственного управления След-
Юбилей
91
ственного комитета РФ по Новосибирской области.
Особо отметим многолетнее сотрудничество НЮИ (ф) ТГУ с Главным управлением МВД России по Новосибирской области, общественный совет при котором возглавляет директор института. Совет действует по трем основным направлениям: повышение квалификации и подготовка профессиональных кадров для органов внутренних дел; героико-патриотическое воспитание молодежи и профилактика преступности несовершеннолетних; противодействие коррупции и общественный контроль за деятельностью органов внутренних дел. Конечно же, институт подключен к работе по каждому из этих направлений. Так, в 2008 г. под патронажем МВД России был запущен проект по целевой подготовке юридических кадров из числа работников правоохранительных органов; в 2014 г. состоялся первый выпуск дипломированных специалистов-полицейских.
Если говорить о развитии деловых связей, минувший год оказался весьма насыщенным. Институт заключил ряд соглашений: о взаимодействии в сфере законотворческой деятельности с Законодательным собранием Новосибирской области; о сотрудничестве и взаимодействии в области признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина с Уполномоченным по правам человека в Новосибирской области и аналогичное - с Уполномоченным по правам ребенка в упомянутом регионе. Каковы цели такого сотрудничества? Институт разрабатывает и проводит правовую экспертизу новых законопроектов, участвует в совместных акциях, направленных на повышение правовой культуры граждан и профилактику преступности, преподавателей вуза приглашают для ведения обучающих семинаров. Есть и обратная связь. Наши партнеры, в свою очередь, предоставляют для использования в образовательном процессе института собственные аналитические материалы и ин-
формационные подборки по актуальным вопросам, например, по вопросам формирования молодежной политики Новосибирской области и молодежного парламента Новосибирской области.
Примечательно, что, помимо профессорско-преподавательского состава, в реализации названных и других общественно значимых проектов участвуют и студенты института. Например, в Новосибирске уже на четырех площадках: в главном учебном корпусе института, в помещении прокуратуры Железнодорожного района, в общественной приемной Центрального округа и в администрации Советского района - работает студенческая юридическая консультация (клиника). Кстати, она является и одним из мест прохождения практики студентов, что соответствует требованиям ФГОС ВО. Формой учебной и производственной практики стал институтский студенческий отряд по охране общественного порядка, созданный в 2006 г. Отряд уникален. Его члены в качестве внештатных сотрудников оказывают конкретную помощь правоохранительным органам: участковым уполномоченным, дознавателям, следователям, инспекторам по делам несовершеннолетних; выступают в качестве понятых при проведении следственных действий. Это добровольное студенческое формирование правоохранительной направленности неоднократно признавалось лучшим в Новосибирске.
Со времени создания Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России » институт активно сотрудничает с ее Новосибирским региональным отделением. Представители вуза входят в состав совета и редколлегии официального бюллетеня НРО АЮР «Вестник». Правилом стали такие совместные акции, как проведение Дней бесплатной юридической помощи населению, организация научнопрактических конференций. Наши студенты составляют «молодежное крыло» Новосибирской областной и городской изби-
92
Высшее образование в России • № 2, 2015
рательных комиссий. Десятки молодых людей прошли школу районных избирательных комиссий как их члены с правом решающего голоса, а также регулярно выступают в роли независимых наблюдателей на выборах различного масштаба - от президентских до муниципальных.
Образовательный процесс. Институт активно внедряет в учебный процесс инновационные образовательные технологии. В качестве дополнения к классическим лекциям и практическим занятиям применяется ряд интерактивных инструментов обучения: проблемные лекции, деловые и ролевые игры, дебаты и т. д. К услугам преподавателей и студентов - свыше 150 фильмов по различным отраслям права, прежде всего - гражданскому и трудовому, которые сопровождены учебно-методическими материалами и отражают типовые ситуации, с которыми юристу приходится сталкиваться в процессе профессиональной деятельности. К этому можно добавить и конкурсные ленты Первого международного кинофестиваля студенческих фильмов по криминалистике «Золотой след», организованного НЮИ (ф) ТГУ.
Ушли в прошлое времена, когда учебный класс, оборудованный мультимедийными средствами, казался и студентам, и преподавателям чуть ли не диковинкой. В институте уже не первый год реализуется программа информатизации, в ходе которой непрерывно осуществляются обновление парка компьютерной техники и модернизация программного обеспечения. Современным оборудованием оснащена учебная криминалистическая лаборатория. Это автоматизированная дактилоскопическая идентификационно-поисковая система (АДИС) «Папилон », дешифратор для выявления поддельных документов, ценных бумаг, денежных знаков, автоматизированная система составления портрета лиц «Каскад-фоторобот», комплекты цифровой видеотехники и многое другое.
Скромная институтская учебная биб-
лиотека превратилась в библиотечно-информационный комплекс. К услугам читателей - автоматизированная информационная система VIRTUA, хорошо зарекомендовавшая себя в ведущих библиотеках мира. Всё большее число студентов пользуются электронно-библиотечной системой (ЭБС) «Университетская библиотека online », полностью соответствующей требованиям ФГОС. Институт имеет доступ к постоянно пополняемому фонду Российской государственной библиотеки, в котором хранятся подлинники диссертаций, защищенных в стране с 1944 г.
Когда несколько лет назад на основе кафедры уголовного права, процесса и криминалистики был создан специализированный уголовно-правовой и криминалистический образовательный блок, в институте в первую очередь рассчитывали на повышение качества подготовки специалистов и бакалавров. В состав блока, помимо самой кафедры, вошли: одна из самых оснащенных в регионе учебная криминалистическая лаборатория с двумя специализированными классами - тактики и методики расследования преступлений, криминалистической техники; криминалистический кабинет, располагающий богатейшими коллекциями образцов (макетов) холодного и огнестрельного оружия, средств обнаружения преступлений, старинной фототехники.
Однако за первоочередными подразумевались и цели более удаленные. По прошествии времени образовательный блок стал приносить более ощутимые результаты.
Во-первых, его организационно-структурное оформление, укрепление кадрового потенциала и материально-технической базы стали гарантией открытия нового направления магистерской подготовки 030900 «Юриспруденция» - «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» и положили начало формированию новых научных школ. Одну из них, - «Уголовно-правовые меры борьбы с эко-
Юбилей
93
номической преступностью » - возглавил доктор юридических наук, профессор А.В. Шеслер; основателем другой - «Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений» - стал доктор юридических наук, профессор Ю.П. Гармаев. Эти школы возникли и развиваются в дополнение к уже существующим школам - правовых технологий (основоположник - доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор А.К. Черненко) и дипломатического права (ведущий ученый - доктор исторических наук, профессор Л.П. Белко-вец).
Во-вторых, создание специализированного образовательного блока подготовило почву для реализации международных проектов в области криминалистики. Состоявшийся в конце 2013 г. институтский фестиваль учебных видеофильмов, создателями которых были сами студенты, вселил в нас уверенность, что вузу по силам провести подобное мероприятие на более высоком уровне, что и было осуществлено. Несколько месяцев спустя, в апреле 2014 г., в Новосибирске с большим успехом прошел I Международный кинофестиваль студенческих фильмов по криминалистике «Золотой след», который решено сделать ежегодным.
В-третьих, следствием нового подхода стала целая серия публикаций по уголовно-правовому циклу дисциплин, включая учебные пособия, монографии и научные статьи.
И, наконец, в-четвертых, названные организационно-структурные преобразования позволили расширить программы дополнительного профессионального образования. Примером этому, в частности, могут служить регулярно проводимые институтом в Новосибирске курсы повышения квалификации работников правоохранительных органов (например, судебных приставов-исполнителей Управления федеральной службы судебных приставов по
Новосибирской области, экспертов криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Новосибирска, дознавателей - сотрудников Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области). По их окончании слушателям вручаются свидетельства государственного образца, подтверждающие повышение квалификации.
Мы уверенно чувствуем себя в условиях реформирования не только всего высшего, но и конкретно юридического высшего образования. НЮИ (ф) ТГУ первым в Новосибирске прошел процедуру общественной аккредитации, которая проводится под эгидой Ассоциации юристов России. Эксперты АЮР, изучив обширную документацию, посетили учебные кафедры института, осмотрели аудитории и выразили удовлетворение тем, что увидели. Условиями общественной аккредитации были предусмотрены анонимные опросы: сотрудников и преподавателей - об уровне образовательного процесса в вузе; обучающихся и выпускников - о качестве образовательного процесса; работодателей - о качестве подготовки юристов. Подавляющее число респондентов высоко оценили качество образовательного процесса и подготовки юристов в институте.
Качество образования и студенческие инициативы. Ключевой задачей модернизации высшего образования, как известно, является повышение его качества. К ее решению вуз привлекает и самих студентов как субъектов образовательного процесса.
В сентябре 2014 г. в НЮИ (ф) ТГУ была создана институтская студенческая комиссия по качеству образования. Эта новая структура - не дань новомодным веяниям. К проекту Общероссийской общественной организации «Всероссийский студенческий союз» в институте отнеслись со всей серьезностью. В комиссию вошли ответствен-
94
Высшее образование в России • № 2, 2015
ные студенты с активной жизненной позицией, не испытывающие проблем с учебой. Однако одного желания работать недостаточно. Нужно было вооружить их соответствующим инструментарием, с помощью которого они могли бы наладить действительно эффективный контроль качества образования. Институт не постоял за расходами, и члены будущей комиссии прошли основательную подготовку, приняв участие летом-осенью прошлого года не только в Первом Всероссийском студенческом форуме по качеству образования в Санкт-Петербурге, но и в региональных слетах-семинарах - в Новосибирске, Калининграде, Крыму, Камчатском крае. Первыми шагами студенческой комиссии по качеству образования стало массовое анкетирование студентов, на основе результатов которого будут даны конкретные рекомендации.
Другая проблема, к решению которой подключены студенты, - это подготовка абитуриентов к поступлению в вуз. До недавнего времени в рамках Центра довузовской подготовки в институте на регулярной основе действовали подготовительные курсы. Их эффективность была довольно высокой: студентами ежегодно становились от 60 до 75% их выпускников. Однако в связи с изменением условий приема в вузы, в частности отменой вступительных испытаний, когда на передний план выступили результаты ЕГЭ, стало очевидным, что пришло время менять форму подготовки абитуриентов. И руководство института поддержало инициативу студенческого совета о создании юридической школы для старшеклассников общеобразовательных школ Новосибирска, интересующихся юриспруденцией. Юридическая школа -это своего рода ноу-хау НЮИ (ф) ТГУ. Занятия здесь ведутся по специально разработанной образовательной программе.
Заметим, что юридическая школа - это не подготовительные курсы для поступления в институт. Денег со слушателей здесь не берут, а занятия в свободное от соб-
ственной учебы время ведут старшекурсники и магистранты - под «присмотром» наставников-преподавателей. Причем ни те, ни другие также никакого денежного вознаграждения не получают, проект некоммерческий. Школа работает раз в неделю, по выходным дням. В ее программе - главные юридические дисциплины, включая теорию государства и права, гражданское право, блок конституционного и административного права, уголовное право, криминалистика. Занятия строятся вариативно: или это лекция-дискуссия, или деловая игра, или игра ролевая.
По окончании курса обучения предусмотрен итоговый контроль знаний, по результатам которого каждый слушатель получит соответствующую оценку и сертификат участника. Кроме того, при поступлении в институт у слушателя школы появляются преимущества в предоставляемом портфолио. Среди задач, зафиксированных в Положении о юридической школе (локальный акт института), помимо тех, что касаются непосредственно профориентации, немаловажное место занимают правовое просвещение и правовое воспитание обучающихся, профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних.
2014 год оказался богатым на события в научной жизни института. В апреле институт с большим успехом провел I Всероссийскую научно-практическую онлайн-конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные правовые проблемы административного судопроизводства и административного процесса». Собравшиеся в конференц-зале участники с интересом слушали в режиме реального времени транслировавшиеся по каналам Интернета выступления ведущих ученых-административистов МГУ им. М.В. Ломоносова, Кубанского государственного университета, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Рязанского филиала Московского университета МВД РФ и ряда других вузов. Эта
Юбилей
95
конференция, прошедшая полностью в онлайн-режиме, названа прецедентом во всероссийском масштабе и, по мнению специалистов и участников научного форума, войдет в историю правовой науки [2]. Статус следующей проводимой институтом конференции, намеченной на 7-8 апреля 2015 г., повышен. Участниками I Международной научно-практической конференции «Административные процедуры: мировые и региональные тенденции» станут крупные ученые-административисты не только из ближнего, но и из дальнего зарубежья - Г ермании, Австрии, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран.
Высоко оценили представленную НЮИ (ф) ТГУ программу - «Через свежие творческие идеи - к новому открытию юриспруденции» - организаторы, участники и посетители IV Всероссийского фестиваля науки, который состоялся 3-5 октября 2014 г. в Новосибирске. Мероприятия, проведенные под этим девизом на площадке государственного концертного зала им. А.М. Каца, носили уникальный характер. Это были специально разработанный диктант на правовую грамотность (в нем приняли участие около 2,5 тысяч человек), демонстрация возможностей современной криминалистической техники при расследовании преступлений и презентация студенческих фильмов по криминалистике «Кража на Каинской » и «Тактические приёмы дознавателя Медведевой ». 4 октября в рамках фестиваля прошел «День без турникетов », когда институт принимал молодежные экскурсии.
Наконец, институт принял участие в XII Казахстанской международной вы-
ставке «Образование и наука XXI века -2014», проходившей с 26 по 28 ноября в Астане. Еще один повод вспомнить, что в советское время наш вуз готовил юристов высшей квалификации не только для Западно-Сибирского региона,но и для областей Северного и Восточного Казахстана.
Перспективы развития. Дальнейшее движение вперед Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета планирует в тесном контакте с головным вузом. Перспективы развития мы связываем с активным включением в инновационные программы, сформулированные для социогуманитарного блока ТГУ, сохраняя при этом собственные методики и подходы. Институтом предусматриваются также и расширение набора поступающих в магистратуру, в том числе иностранных граждан, разработка и внедрение дополнительных мер по профориентации школьников и иных лиц совместно с Министерством образования и науки Новосибирской области; увеличение объема и повышение результативности научных исследований,направленных на решение проблем региона.
Литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков
В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
2. Онлайн-конференция по административ-
ному праву. URL: http://www.n-l-i.ru/ science/ conference/ online-conf/
Статья поступила в редакцию 14.01.15.
NEW TIME - NEW CHALLENGES
CHUMAKOVA Lidia P. — Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., Director, Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University, Novosibirsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article briefly describes the features of construction of the educational process in such monoprofile and small by modern standards university, as Novosibirsk Law
96
Высшее образование в России • № 2, 2015
Institute (branch) of Tomsk State University, the organization of students’ life at the institute, the special position of the Institute in the educational, scientific and political communities of Siberian region and the country.
Keywords: Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University, NLI (b) TSU, quality of education, formation of new scientific schools, students self-administration, juridical school for senior pupils
References
1. Danyluk A.Y., Kondakov A.M., Tishkov V.A. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya
i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia]. Moscow: Prosvescheniye Publ.
2. Online-konferentsiya po administrativnomu pravu [Online conference on administrative law].
Available at: http://www.n-l-i.ru/science/conference/online-conf/_(In Russ.)
The paper was submitted 14.01.15.