работать необходимые меры защиты работающих от вредного воздействия этих веществ.
В производстве химических волокон вопросы борьбы с шумом и вибрацией до последнего времени практически не ставились. Как показали исследования, проведенные в 1959 г. (Т. А. Орлова, Л. А. Козлов, Н. Н. Шаталов, A. JI. Мелков и др.) Институтом гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, уровень громкости шума в крутильных, прядильных и перемоточных цехах значительно превышает допустимый и вызывает неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья Кроме того, отмечено, что при обслуживании некоторых станков работницы подвергаются воздействию местной вибрации (концы пальцев, коленные суставы). Избавление их от вредного воздействия этих физических факторов должно стать одной из первоочередных задач.
Выводы
1. Развитие отечественного производства химических волокон сопряжено с возникновением новых зада« по оздоровлению условий труда в связи с возрастанием количества выделяющихся в воздух цехов и выбрасываемых наружу токсических веществ, с внедрением новых химических веществ.
Круг вопросов оздоровления условий труда значительно расширяется вследствие выявления новых физических факторов неблагоприятного воздействия внешней среды — шума и вибрации.
2. Внедрение новых более совершенных технологических процессов с широким применением автоматического управления и высокопроизводительного оборудования создает возможность более эффективной борьбы с производственными вредностями.
ЛИТЕРАТУРА
Движков П. П., Дрогччина Э. А., К а п л а и Ю. Д. и др. В ген.: Профессиональные болезни. М., 1957, стр. 281. — Кранцфельд В. Д., Ш а ф р а-н о в В. В. Тезисы докл. на научной сессии, посвящ. 30-летию Ин-та гигиены труда и профзаболеваний. М., 1953, стр. 75. — Кранцфельд В. Д. В кн.: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний. М., 1948, стр. 109.— Он же. Тезисы докл. на юбилейной научной сцессии Ин-та гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР совместно с ин-тами гигиены труда союзных республик и кафедрами гигиены тоуда мед. ин-тов, посвящ. 40-летию Великой Октябрьской соц. революции. М., 1957, ч. 2, стр. 17.— Лобанова К. П. Гиг. труда и проф. заболевания, 1959, № 6, стр. 8. — М а р т ы н о-в а А. П. Тезисы докл. на юбилейной сессии Ин-та гиг. труда и профзаболеваний АМН СССР совместно с ин-там'и гигиены труда и кафедрам'И гигиены труда мед. ин-тов, поовящ. 40-летию Великой Октябрьской соц. рев. М., 1957, ч. 2, стр. 19. — Р о г о-в и н 3. А. Основы химии и технологии производства химических волокон. М., 1957.— В a ni k Е. Melliand Textilber., 1957, Bd. 38, S. 330. — V i g t i a n i E. С., Folia med. (iNaipoli), 1953, v. 36, p. 144.— Wist H. J., Dtsch. Gesundhwes., 1958, Bd. 131, S. 684 — Wilke A. Faserforsch, und Textiltechn., 1954, Bd. 5, S. 513.
Поступила 26/11 1960 г.
■tfr "ЙГ -¿г
НОВОЕ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МИКОТОКСИКОЗОВ И ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Ю. И. Рубинштейн Из Института питания АМН СССР
На протяжении последних 15 лет в области санитарной и ветеринарной микологии имеются значительные успехи, которые являются результатами исследований ряда советских авторов.
На основе изучения эпидемиологии и этиологии разработаны профилактические мероприятия, которые вполне обеспечивают предупреждение возникновения таких микотоксикозов как алиментарно-токсическая алейкия, уровская (Кашина-Бека) болезнь людей, заболевания от так называемого пьяного хлеба. Однако проведенными исследованиями не исчерпаны многие сложные вопросы микотоксикозов.
За последние годы (5—6 лет) накопились новые наблюдения, расширились исследования, направленные на более углубленное изучение токсигенных грибов, установлены некоторые факторы, обусловливающие распространение токсигенных грибов в почве, представлены новые данные о химической природе токсических веществ микроскопических грибов. Заслуживает внимания установление того, что не только перезимовавшие под снегом злаки, но и зерно запоздалой уборки могут вызывать заболевания людей и сельскохозяйственных животных. Расширились наши знания о грибах—продуцентах токсических веществ, которые могут образовываться не только в злаках, но и на мясе. Установлены новые проявления микотоксикозов (хрониотоксикозы). Вопрос респираторных микотоксикозов также получил более полное освещение, установлены новые факты и предложены меры борьбы с этими токсикозами.
В настоящей статье мы попытаемся кратко осветить затронутые вопросы.
Установление способности микроскопических гримов люминесци ровать в ультрафиолетовых лучах позволило разработать метод для дифференцирования токсигенных штаммов Fusarium sporotrichieila (Ю. И. Рубинштейн, 1956), а также предложить метод люминесцентного анализа' для диагностики семян, пораженных микроскопическими грибами (Н. А. Наумова, 1957). Помимо методов, осноранных на первичной люминесценции грибов, было показано, что люмичесцентная микроскопия и применение флуорохромов позволяют более детально и диф-ренцированно, чем обычная микроскопия, изучать особенности строения мицелия и спор грибов Fusarium sporotrichieila—продуцентов токсиче ских веществ в злаках.
Неизменно привлекает внимание гигиенистов и эпидемиологов тот факт, что при относительно широком распространении в природе таких грибов, как Fusarium sporotrichieila, токсичность злаков, обусловливающих тот или иной токсикоз, приурочен к определенным районам. Это касалось алиментарно-токсической алейкии, которая, как известно, наблюдалась в одних селениях, а в расположенных рядом отсутствовала.
Уровекое заболевание людей, вызываемое злаками, пораженными впределенными токсичными формами Fusarium sporotrichieila var. роае f. osteodystrophica, строго эндемично. Вопрос о причине этих явлений издавна занимал исследователей. Безусловно имеет значение и степень токсичности гриба, на который влияют такие факторы, как температура, влажность, количество выпавших осадков в течение осенне-весеннего периода, т. е. климатические и метеорологические условия, и химический состав почвы, которая является резервуаром, местом обитания грибов и их спор. Немаловажное значение имеет и микробное население почвы; явления симбиоза или антагонизма играют большую роль в формировании микробного пейзажа почвы.
Группой сотрудников биолого-почвенного факультета МГУ и отдела пищевой гигиены Института питания АМН СССР (3. Э. Беккер, Ю. И. Рубинштейн, Е. С. Лисина, Г. П. Кудинова, 1959) было предпринято изучение распространения штаммов Fusarium sporotrichieila, вызывающих уровскую эндемию, а также возможных их антагонистов. При исследовании образцов почвы и корней растений из эндемичных и неэндемичных сел Забайкалья и Приамурья, а также из почв Подмосковья (контроль) была установлена определенная зависимость между
нахождением в почвах Fusarium sporotrichiella var. роае f. osteodystrophia и их антагонистов Pénicillium nigricans Thorn и Pénicillium jan-thinellum Baienir. Был установлен факт исчезновения Fusarium sporotrichiella в почвах старых уровских очагов и широкое распространение их антагонистов в этих почвах. Наоборот, в более свежих очагах наблюдалось обратное соотношение — присутствие Fusarium sporotrichiella и отсутствие их антагонистов; эти факты позволяют нам с новых позиций рассматривать причины возникновения и движения уровской эндемии. Можно связать отсутствие уровской болезни в «здоровых» селениях и угасание эндемии в старых очагах с вытеснением возбудителя токсикоза из мест его резервации в почве грибами-антагонистами в связи с нарастанием их количества в этих почвах. Такой биологический подход к изучению причин возникновения и угасания микотоксикозов является вполне обоснованным и он может быть использован при изучении других эндемий, связанных с наличием возбудителей микотоксикозов в почве.
Несмотря на значительные успехи в изучении микотоксикозов, химическая природа токсических веществ, образуемых различными представителями грибов, до сего времени окончательно не установлена, хотя работ в этом направлении было проведено немало. За последние годы наши знания о химической природе «микотоксинов» расширились Л. Е. Олифсон (1960) изучал химический состав липотоксола — ядовитого вещества из перезимовавшего проса, а также продуктов жизнедеятельности разновидностей Fusarium sporotrichiella. Им были названы спорофузариогенином продуктообразуемые Fusarium var. sporotrichio ides, и перфузариогенином — вещества, продуцируемые Fusarium var. роае. Исходя из данных качественного и количественного анализов, были предложены эмпирические формулы этих соединений.
В исследованиях Е. С. Новаковской (1959—1960) были показаны изменения азотистых соединений в питательной среде, в белках ржи и пшеницы под влиянием некоторых штаммов грибов Fusarium sporotrichiella, вызывающих «уровский токсикоз». При росте на зернах ржи и пшеницы снижается содержание спирторастворимых белков и ряда аминокислот. Обнаруженные продукты превращения аминокислот — амины (тирамин, триптамин, гистамин, кадаверин, путресцин) могут, по предположению автора, играть роль в патогенезе и развитии уровского заболевания людей. Наличие этих аминов и получение гистаминоподоб-ного эффекта было выявлено от водных экстрактов из ржи и пшеницы, зараженных лишь штаммами из Забайкалья из очагов уровской эндемии. Этот эффект отсутствовал при испытании зерна, зараженного сильно токсичным штаммом Fusarium sporotrichiella var. sporotrichioides, вызывающим алиментарно-токсическую алейкию.
Исследования, проведенные в Институте питания АМН СССР в 1953—1956 гг., показали, что зерно, скошенное своевременно, но задержанное с вывозом с поля до поздней осени или до начала зимы, оставаясь под дождем или кратковременно под снегом, может становиться токсичным и вызывать желудочно-кишечные заболевания, а в некоторых случаях — и алиментарно-токсическую алейкию. При исследовании образцов зерна позднего обмолота, хлеб из которого вызывал семейные заболевания, протекавшие по типу гастроэнтеритов, при кормлении этим зерном котят удавалось вызывать у них желудочно-кишечные заболевания, а также изменения крови (алейкия, повышение РОЭ). Из зерна выделялись в большом количестве разновидности Fusarium sporotrichiella, причем часть штаммов вызывала острый токсикоз, а часть штаммов обусловливала хрониотоксикоз у мышей с поражением у них печени (некрозы) и селезенки (атрофия фолликулов) (Ю. И. Рубинштейн, 1960). Токсическое зерно позднего обмолота использовалось в Латвийской ССР. Широко поставленные и хорошо организованные исследова
ния зерна на токсичность, недопущение токсического зерна в питание населению предотвратили заболевания алиментарно-токсической алей-кией (В. В. Барт, 1960).
Хорошая организация разработанных предупредительных мероприятий и четкая работа органов санитарного надзора обеспечивают профилактику алиментарно-токсической алейкии, что имело место в некоторых районах в последние годы. Необходимо постоянно помнить о возможности появления даже отдельных, спорадических случаев али ментарно-токсической алейкии и в связи с этим не забывать о проведе нии совместно с органами сельского хозяйства всего комплекса профилактических мероприятий.
Основные пищевые микотоксикозы людей связаны с употреблением продуктов из зерна хлебных злаков и отчасти бобовых культур. Наряду с этим в последние годы имеется сообщение о нахождении на мясе ток сигенных форм грибов Aspergillus glaucus, Aspergillus niger и Clados-porium herbarum. В опытах на щенках и взрослых собаках при скармливании им чистых культур Aspergillus glaucus и Aspergillus niger, а также колбасы и мяса, зараженных этими грибами, наблюдались желудочно-кишечные расстройства (рвота, понос); заболевания наступали у взрослых собак через 2—4 дня, а у щенков — сразу же после поедания зараженных продуктов. Токсические явления у щенков были отмечены также в опытах с культурами Cladosporium herbarum, выделенными из мяса (Т. С. Нестеров, 1960).
В 1958 г. в Институте питания АМН СССР Ю. И. Рубинштейн,. Ю. П. Кукель и Г. П. Кудиновой были обнаружены новые проявления патологического действия токсических веществ одного штамма Fusarium sporotrichiella var. роае, выращенного на пшенице при резкой смене температуры. В опытах с вытяжками из зараженной пшеницы, прове денных в 1958—1959 гг., было установлено развитие у белых крыс па-пилломатоза с гиперкератозом преджелудка. Несмотря на глубокие локальные изменения в желудке, резко выраженные даже макроскопически (отмечаемые на вскрытии у забитых животных), они вместе с тем по общему состоянию, поведению, весу, картине крови не отличались от контрольных крыс, получавших вытяжку из незараженной пшеницы. Эти наблюдения дают основание для продолжения экспериментов, направленных на изучение скрытых микотоксикозов, не проявляющихся клинически, не диагностируемых при жизни животных, но вызывающих глубокие изменения в органах; исследования в этом направлении нам представляются заслуживающими большого внимания.
В последние годы ведется изучение микотоксикозов, при которых поступление токсических веществ в организм происходит не алиментарным путем, а в результате всасывания токсических веществ и проникновения спор и обрывков мицелия грибов через слизистые дыхательных путей; эти микотоксикозы получили названия респираторных или пнев-мономикотоксикозов. Они вызываются некоторыми видами грибов Aspergillus, Stachybotrys alternans и Dendrodochium toxicum (П. Ф. Самсонов, 1956 и 1960; Е. Н. Карпова-Бенуа, 1954; П. Ф. Самсонов и А. П. Самсонов, 1960). Заболевания характеризуются как местным действием, так и явлениями общего отравления. Отмечаются удушающий кашель, жжение в носу, боли в груди, тошнота, рвота, головная боль, яелкая сыпь на слизистых полости рта, а также вокруг носа и рта, иногда развивается пневмония. При респираторных микотоксикозах отмечается отчетливо выраженный профессиональный характер заболеваний среди лиц, занятых однотипными работами. Чаше всего групповые вспышки возникают внезапно и бывают связаны с переработкой недоброкачественного сырья: заплесневелого зерна или солода при перелопачивании, на предприятиях по первичной переработке растительного волокна (хлопка, пеньки), на бумагопрядильных и шпагатно-веревоч-
ных фабриках. Ликвидация респираторных микотоксикозов связана с механизацией вредных производственных процессов, с улучшением общих санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях и выполнения правил личной гигиены (ношение специальных респираторов, пропитанных растворами борной кислоты или марганцовокислого калия).
Микотокснкозы играют несомненную роль в патологии человека и вероятно роль их более велика, чем нам известно об этом в настоящее время.
В природе имеется немало токсигенных форм микроскопических грибов с потенциальной возможностью образования токсических веществ при определенных благоприятных для этого условиях. Вскрытие этих условий, установление закономерностей в способности грибов к токси-нообразованию, изучение распространения токсигенных грибов — таковы задачи санитарных микологов на ближайшее время.
При изучении этиологии эндемических заболеваний и решении вопроса о причинах их возникновения следует вести поиски наряду с различными возможными возбудителями (бактериями, вирусами, простейшими) также и греди низших микроскопических грибов и помнить о существовании микотоксикозов.
ЛИТЕРАТУРА
Барт В. В. В <н.: Микотокснкозы человека и сельскохозяйственных животных. Киев. 1960, стр. 103. — Беккер 3. Э., Р у б и н ш т е й н Ю. И., Л и с и н а Е. С. и др. Вопр. питания. 1959, № 6, стр. 47. — К а р п о в а-Б е н у а Е. И. Ботаничеяс. журн., 1954, т. 39, № 4, стр. 488. — Н а у м о в а Н. А. Биофизики, 1967, т. 2, № 3, стр. 376. — Нестеров Т. С. В кн.: Микотокснкозы человека и сельскохозяйственных животных. Киев, 1960, стр. 121. — Новаковская Е. С. Вопр. питания, 1959, № 6, стр. 54. — Она же. В кн.: Микотокснкозы человека и сельскохозяйственных животных. Киев, 1960, стр. 31. — Олифсон Л. Е. Там же, стр. 47. — Рубинштейн Ю. И. Микробиология, 1956, т. 25, № 2, стр. 171. — Она же. В кн.: Микотокснкозы человека и сельскохозяйственных животных. Киев, 1960, стр. 71. — Самсонов П. Ф. Там же стр. 107. — Самсонов П. Ф., Самсонов А. П. Там же. стр. 115.
Поступила 18/ГУ 1960 г
•¿г т5г -Й-
НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ДАННЫЕ ОБ ИНТОКСИКАЦИИ ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА В ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
Кандидат медицинских наук Б. А. Кацнельсон Из Свердловского института гигиены труда и трофлатологии
Отравление окисью углерода (угарный газ, СО) —один из наиболее часто встречающихся в быту и на производстве интоксикаций. Так, в Англии за 1957 г. зарегистрировано 3409 случаев смертельной интоксикации СО [Кротон (Croton, 1950)]. Поэтому неудивительно, что, несмотря на огромную библиографию, посвященную этому вопросу, интерес к нему не ослабевает.
Так, в последние годы серьезным дебатам подвергалась целесообразность применения при остром отравлении СО так называемого карбогена, т. е. смеси 95% 02 с 5% СОг.
В 1955 г. в Англии Доналд и Пэтон (Donald, Patón) представили доклад, в котором применение карбогена подвергается серьезной критике. Они считают, что применение СОг было бы оправдано, если бы сри отравлении СО имела место гипокапния, т. е. понижение парциального давления С02 в крови, чего, по утверждению авторов, нет даже