Научная статья на тему 'Новое в лицензировании музыки на телевидении'

Новое в лицензировании музыки на телевидении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в лицензировании музыки на телевидении»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 3

Е.А. Шерстобоева

НОВОЕ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

МУЗЫКИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Музыкальные произведения являются важнейшей частью современного телевизионного эфира во всем мире и вместе с тем оказываются в центре главных правовых конфликтов, связанных с их использованием на телевидении.

По большому счету все телевещатели "публично исполняют, или показывают", музыкальные произведения (в данном случае с точки зрения права понятия "исполнение" и "показ" становятся идентичными) либо "непосредственно" (прямые трансляции), либо "косвенно" (с помощью записи) путем вещания или распространения по кабельной сети. Однако до сих пор в телевизионной журналистской среде отсутствует понимание того, что за публичное исполнение музыкального произведения перед широкой аудиторией исполнитель должен получать вознаграждение за каждое такое исполнение. Зачастую продюсеры телевизионных программ попросту не понимают, куда обращаться за получением лицензии на использование музыки в телепрограммах, поскольку реализация таких прав в индивидуальном порядке (т.е. подписание договора с каждым правообладателем) практически невозможна.

Суть системы коллективного управления заключается в следующем: согласно ч. 1 ст. 1242 Гражданского кодекса РФ, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации. Именно на них в соответствии с полномочиями, предоставленными этим организациям правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Таким образом, организации по коллективному управлению лишь берут права "в управление", а не приобретают их как музыкальные издательства.

Серьезную путаницу в ряды телевещателей и производителей телепрограмм внес Закон "Об авторском праве и смежных

5 ВМУ, журналистика, № 3

правах". Положение о расширительных (бланкетных) лицензиях Закона открыло возможность для создания псевдоорганизаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами, которые собирали вознаграждение с телеканалов, действуя "от имени всех правообладателей", но при этом не выплачивали его ни авторам, ни исполнителям. Поясним, что выдача расширенных лицензий означает возможность предоставления обществом разрешений "на использование любых объектов от имени любых обладателей авторских или смежных прав вне зависимости от того, переданы данные права в управление обществу или нет"1.

Производитель телепрограммы, даже разобравшись в сути коллективного управления правами, попросту не понимал, с какой из существующих организаций подписывать лицензионный договор и какое из обществ действительно гарантирует ему использование любых произведений и исполнений в телепрограмме. Одни общества по коллективному управлению в России регулируют отношения в разных сферах, а другие — в одной и той же. Зачастую телепроизводители приобретали лицензию одного из этих обществ — назовем здесь самые крупные: РАО, НААП, РОСП, ФОСП, РОУПИ, НФПФ, РОМС, а потом получали претензии от правообладателей, не получивших вознаграждение за исполнение (показ) произведения в эфире или по кабелю.

Очевидно, что вступление в силу с 1 января 2008 г. части 4 Гражданского кодекса РФ призвано уменьшить количество исков, связанных с лицензированием и действием организаций по коллективному управлению. Часть 1 статьи 1244 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что выдача расширительных лицензий возможна на основании государственной аккре -дитации только в шести сферах, четыре из которых касаются телевидения:

— управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;

— осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения;

1 Бобза С. Разбор пролетов // Билборд. Январь 2008. № 1. С. 34.

— осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;

— осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

По мнению профессора Э.П. Гаврилова, "суть государственной аккредитации — предоставление государством права осуществлять определенную деятельность, т.е. выдача лицензии"2 в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом, организация по коллективному управлению должна быть аккредитована государством на выдачу лицензий в данных сферах.

Важным нововведением стало то, что среди перечисленных сфер нет Интернета. А это означает, что с широким переходом на вещание телепрограмм посредством сети Интернет получить расширительную лицензию будет невозможно.

Поступила в редакцию 28.03.2008

2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный). Часть четвертая / Э.П. Гаврилов, O.A. Городов, С.П. Гришаев. М., 2007. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.