Научная статья на тему 'Новое в изучении Средневековой иконографии'

Новое в изучении Средневековой иконографии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ / РЕЛЯЦИОННАЯ ИКОНОГРАФИЯ / СЕРИЙНАЯ ИКОНОГРАФИЯ / “ОБРАЗ-ОБЪЕКТ” / “IMAGE-OBJECT” / MEDIEVAL ICONOGRAPHY / RELATIONAL ICONOGRAPHY / SERIAL ICONOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чуворкина О. А.

Рецензия на книгу:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Baschet J. L'iconographie médiévale. Paris, 2008.

Текст научной работы на тему «Новое в изучении Средневековой иконографии»

ISSN 2227-6165

art&cult артикулы-

Российский государственный гуманитарный университет / Факультет истории искусства

№8 (4-2012)

О.А. Чуворкина

НОВОЕ В ИЗУЧЕНИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИКОНОГРАФИИ

Рецензия на книгу: Baschet J. L'iconographie médiévale. Paris, 2008.

Ключевые слова: средневековая иконография, реляционная иконография, серийная иконография, "образ-объект"

Review: Baschet J. L'iconographie médiévale. Paris, 2008.

Keywords: medieval iconography; relational iconography, serial iconography, "image-object"

Чуворкина О.А. - преподаватель УНЦ «Кино и современное искусство» ФИИ РГГУ. E-mail: [email protected].

Жером Баше - ученик Жака Ле Гоффа, историк, член Группы исторической антропологии западноевропейского Средневековья Высшей Школы Социальных наук в Париже (l'EHESS).

Работая на пересечении двух дисциплин - истории и истории искусства, - Ж. Баше основное внимание уделяет проблеме средневекового "образа" и его визуального воплощения, различным смыслам и связям средневекового imago - как внутренне присущим, так и внешним, зависимым от контекста.

"Средневековая иконография" Жерома Баше - один из недавно опубликованных трудов - по сути, сборник статей, состоящий из нескольких работ последних двадцати лет. Перед нами опыт методологической рефлексии в сочетании с анализом большого корпуса памятников - от плохо сохранившихся и мало изученных до широко известных и разобранных исследователями в деталях.

Структура книги определена характером исследования: введение, три главы теоретико-методологического содержания и шесть глав, иллюстрирую-

щих авторский метод на конкретных примерах-памятниках - фресковых циклах, скульптурных порталах, серии миниатюр с применением "серийного подхода в иконографии".

Свою методологическую концепцию Ж. Баше выстраивает во многом полемично в отношении фундаментальных в области иконографии и иконологии трудов Э. Маля и Э. Панофски. В принципе, критическое переосмысление вышеуказанных трудов - locus classicus теоретико-методологических исследований последних лет, выходящих из-под пера медиевистов историков и антропологов - представителей "Группы исторической антропологии западноевропейского Средневековья"1. Немало заимствуя от предложенных предшественниками иконографического и иконологического анализов, исследователи, начиная с 1980х гг., создают "обновленный иконографический анализ" -системный подход в изучении и интерпретации средневекового imago2.

Средневековый образ не "Библия для неграмотных" - лейтмотив, звучащий с первых строк введения и задающий тон главам последующим. Высказываясь против понимания визуальных образов как своего рода альтернативы тексту, а также идеи примата последнего, Ж. Баше предлагает не "читать" средневековые изображения, а анализировать и интерпретировать их. Ведь изображение следует понимать не просто как "репродукцию, но как продукт.., как производитель смыслов"3. Соответственно, для историка вопрос заключается в меньшей степени в прочтении содержания, чем в понимании целостности образа в его форме и структуре, его функциях и функционировании.

Центр теории и, следовательно, методологии Баше не просто понятие "изображение", но "образ-объект" ("image-objet")4. Функции образа и функции предмета - два полюса, рождающие смысловое напряжение средневекового образа-imago и раскрывающие его двойственную природу. По сути, исследователь не отделяет образ метафизический как от визуализирующей его материи, так и от качеств объекта, вовлеченного в динамику социальных и религиозных связей. "Образ-объект" не просто представляет-репродуцирует, но через присущие ему выразительные средства сам придает значение и смысл конкретным историческим ситуациям с действующими в них социальными,

1 В первую очередь, речь идет о трудах Ж-К Бонна (BonneJ-C. Entre l'image et la matière// Bulletin de l'Institut historique belge de Rome. 1999, vol. 69. p. 77-111), Ж -К. Шмитта (Schmitt J-C.Le Corps des images. Paris, 2002.).

2 Подробнее о проблеме средневекового "imago" см. Wirth J. L'image à l'époque romane. Paris, 1999

3 Baschet J.L'iconographie médiévale. Paris, 2008. - С. 19.

4

Впервые термин "образ-объект" был предложен Ж-К. Бонном (Bonne J-C. Representation médievale et lieu sacré // Luoghi sacri e spazi della santità.Turin, 1990, pp. 565-571).Чуть позднее Ж-К. Шмитт предлагает термин "воплощенный образ".

политическими, религиозными структурами. Следовательно, понимание средневекового изображения-imago предполагает осмысление контекста (теологического, социального, антропологического), в котором "образ-объект" сосуществует с другими объектами и коммуникативными действиями.

При этом, и здесь Ж. Баше соглашается со своим коллегой Ж-К Бонном5, именно религиозная практика акцентирует присутствие imago и придает ему характер действия. С первых страниц первой главы ("Сакральное пространство и его убранство") Ж. Баше утверждает необходимость анализировать природу и функцию пространства, в котором находятся средневековые изображения, и характер которого они во многом определяют. В связи с этим исследователь вводит термин "образ-место" ("image-lieu"), подразумевая под ним убранство священного пространства.

О необходимости рассмотрения характера взаимоотношений средневековых образов, живописной или скульптурной программы и литургии в 1980х годах говорил и норвежский историк искусства Синдинг-Ларсен Ста-аль6. Ж. Баше расширяет этот подход, предлагая принимать во внимание характер и самого сакрально места, в первую очередь, имея в виду сакральную архитектуру. Образу в этих взаимоотношениях исследователь приписывает роль "трансформирующую, усиливающую и обогащающую функционирование сакрального пространства"7, визуализирующую смыслы литургии.

Смещение акцента с изображения-imago на "образ-объект" и "образ-место" влечет за собой разработку нового методологического подход - реляционной иконографии ("iconographie relationelle"), учитывающей как внутренние связи imago, так и внешние, связывающие его с другими изображениями, присутствующими или отсутствующими8. Именно этой проблеме и посвящен второй методологический раздел труда Ж. Баше (в книге с учетом глав-примеров это четвертая глава).

Опираясь на учение П. Франкастеля о "фигуративном мышлении" и теоретические разработки семиолога искусства У. Дамиша9, Ж. Баше предлагает устранить противопоставление содержания и формы. По сути, отвергается разграничение иконографии и иконологии, так как, согласно Ж. Баше, аб-

5

6

7

9

Bonne J-C. Entre l'image et la matière// Bulletin de l'Institut historique belge de Rome. 1999, - № 69. -C. 77-111 Sinding-Larsen Staale. Iconography and Ritual: A Study of Analytical Perspectives. Oslo, 1984 Baschet J. L'iconographie médiévale. Paris, 2008. - C.100

Damish U. Semiologie et iconographie // La sociology de l'art et sa vocation interdisciplinaire. L'oevre et l'influence de Pierre Francastel. Paris, 1976. - p. 29-39

Тамже. C. 156

сурдно дробить работу над средневековым изображением на этап чисто описательный и следующий за ним этап интерпретации. Здесь нельзя не вспомнить Э. Бенвениста10. Согласно мнению лингвиста, смысл сообщения не создается значением отдельных знаков, расположенных определенным образом. Наоборот, именно смысл наделяет отдельные знаки определенными значениями, выражая через них себя. И подобно тому, как Э. Бенвенист предлагает семантический анализ дискурса, акцентируя внимание на связях между элементами, а не их значении, так и Ж. Баше предлагает применение реляционной иконографии, ставящей своей целью не анализ каждого элемента, но характер их связи, а также их положение в пространстве и роль в конкретных практиках.

Последнее, в свою очередь, объясняет вариативность средневековых образов, множественность присущих им смыслов (родовых, структурных и перцептивных11). Медиевист, согласно Ж. Баше, должен исходить из избыточности как смыслов, так и функций средневекового образа. И если реляционная иконография выявляет роль внутренне присущих imago связей и смыслов, его функциональную и коммуникативную стороны, то "серийная иконография" ("iconographie sérielle"), предлагаемая исследователем, призвана анализировать внешние связи - связи между различными изображениями.

Вопросом "серийности" (sérialité) средневековых изображений открывается последняя методологическая глава "Средневековой иконографии" Ж. Баше ("Изобретательность и серийность средневековых изображений"). Применение метода "серийной иконографии" предполагает убежденность в некоторой свободе средневековых образов, на которой, в противовес мнению Э. Маля, настаивает исследователь. Средневековый образ отнюдь не является фиксированным однозначным кодом. Развивая идеи Ж. Вирта, Ж. Баше говорит о свободе и вариативности средневековых изображений. Эти качества, с одной стороны, присущи им внутренне, с другой, являются следствием подвижности и амбивалентности визуализирующего образы фигуративного языка.

Серийность выстраивается исследователем по трем направлениям: внутри нарративного цикла, внутри собранного корпуса памятников, внутри "гипертемы". Обращение к "гипертемам", рассматриваемых Баше с учетом работ его коллег Ж-К Бонна и Ж. Вирта, позволяет уйти, с одной стороны, от "фрагментированных" (ограниченных рамками одной темы) иконографиче-

10 Benveniste É. Problèmes de linguistique générale II. Paris, 1974. - C.64-65

11 Baschet J. L'iconographie médiévale. Paris, 2008. - С. 177-188.

ских исследований, с другой - от преувеличенной систематизации. Кроме того, серийный подход выделяет почти делезовские "закономерное" ("régularité") и "единичное" ("singularité"). Последнее определяет феномен "пограничных образов" ("images-limites"), в которых наиболее ярко проявляет себя культура определенной эпохи.

Завершая разговор о "Средневековой иконографии" Ж. Баше, можно сказать следующее. Перед нами скорее методологический опыт, цель которого не столько в том, чтобы описать и проанализировать более и менее известные памятники, сколько в том, чтобы представить ряд размышлений, касае-мых проблемы средневекового образа, а также эвристических возможностей научных дисциплин при их соприкосновении с предметом изучения.

Поэтому в первую очередь речь идет об уточнении инструментария изучения, а точнее, пересмотре и обновлении "традиционных" анализов истории искусства - иконографии и иконологии. Согласно исследователю, средневековый образ должен выйти за рамки эксклюзивной компетенции истории искусства и ее "чистых" методов. Такова задача, метод решения которой - реляционная иконография. Именно этот подход, видящий в средневековом imago функции образа и объекта, текста вербального и визуального, означающее и означаемое, действие и объект в него вовлеченный, позволяет взглянуть на средневековый образ как на сложную систему внутренних и внешних смыслов и связей.

Для апробации своего метода Ж. Баше прибегает к искусству XI-XII столетий. Логичным же продолжением проверки эвристических способностей подхода, о чем пишет и сам историк-медиевист, будет являться обращение к искусству более позднего периода. Это позволит уточнить некоторые пункты предложенного анализа и отточить понятийный аппарат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Baschet J. L'iconographie médiévale. Paris, 2008.

2. Benveniste É. Problèmes de linguistique générale II. Paris, 1974.

3. Bonne J-C. Entre l'image et la matière// Bulletin de l'Institut historique belge de Rome. 1999, vol. 69. p. 77-111.

4. Bonne J-C. Representation médievale et lieu sacré // Luoghi sacri e spazi della santità. Turin, 1990, p. 565-571.

5. Damish U. Semiologie et iconographie // La sociology de l'art et sa vocation interdisciplinaire. L'oevre et l'influence de Pierre Francastel. Paris, 1976. - p. 29-39

6. Schmitt J-C. Le Corps des images. Paris, 2002.

7. Sinding-Larsen Staale. Iconography and Ritual: A Study of Analytical Perspectives. Oslo, 1984

8. Wirth J. L'image à l'époque romane. Paris, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.