УДК 930.1 ББК 63.1
296
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОЛЕ ФРАНЦУЗСКИХ ИСТОРИКОВ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
| Г.Д. Саетзянова
Аннотация. Статья посвящена проблеме метода изучения средневековых изображений в исследованиях французских историков XX-XXI вв. Автор рассматривает методологический инструментарий историков искусства, долгое время занимавших во французской историографии приоритетное положение в изучении изобразительных памятников, а также подходы французских историков к интерпретации средневекового искусства. Зарождающийся в начале XX века научный интерес историков к средневековым изображениям сменяется в результате «визуального поворота» окончательным утверждением идеи о необходимости широкого включения визуальных источников в историческое исследование. Автор выявляет основные понятия, предложенные французскими историками в изучении средневекового образа, и характеризует методологию современных исследователей визуальной культуры Средневековья. На примере исследований Ж.-К. Шмитта и Ж. Баше показаны эвристические возможности использования визуальных источников в изучении широкого круга исто-рико-антропологических проблем.
Ключевые слова: средневековый образ, «визуальный поворот», французская историография, школа «Анналов», Ж.-К. Шмитт, Ж. Баше
THE MEDIEVAL IMAGES IN THE RESEARCH FIELD OF FRENCH HISTORIANS OF THE XX-XXI CENTURIES
I G.D. Saetzyanova
Abstract. This article deals with the question of method of studying the medieval images in the researches of French historians in the XX-XXI centuries. Here, we examine the methodological tools of art historians who for a long time have been in the lead of the French historiography in the study the visual arts, the approaches of French historians to interpretation of the medieval art. The scientific interest of historians in medieval images at the beginning of the XX century as a result of "visual turn" change into the idea of
the need for integration of visual sources in historical research. We reveal the basic concepts proposed by the French historians in the study of medieval image and describe the methodology of modern researchers of visual culture of the Middle Ages. With J.-C. Schmitt's and J. Baschet's works shown heuristic possibility of use the visual sources in the study the problems of historical anthropology.
Keywords: medieval image, «visual turn», French historiography, Annales School, J.-C. Schmitt, J. Baschet.
Средневековье оставило богатое наследие изображений различных форм: миниатюры, витражи, фрески, скульптуры и др. Однако их значимость для исторического исследования долгое время недооценивалась. Это было связано с тем, что к началу XX века, во-первых, недостаточно были разработаны методы изучения средневековых изображений; во-вторых, господствовала позитивистская методология с ее приоритетным вниманием к письменным источникам. Школа «Анналов», произведя «коперниканский переворот» в профессии историка [1, с. 275], сделала весомый шаг к изучению средневековых изображений, однако для решения проблемы недостаточной разработанности метода неизбежно требовалось обращения к методологическому опыту истории искусства, той научной дисциплины, которая непосредственно связана с изучением особенностей изображений различных эпох. Сближение истории и истории искусства стало необходимым условием для плодотворного изучения как средневековых изображений, так и сформулированной позднее более широкой проблемы образа в средневековой культу-
ре. В настоящее время большой интерес представляют исследования Группы исторической антропологии средневекового Запада (Le Groupe d'Anthropologie Historique de l'Occident Médiéval - GAHOM)1 (см. [2]), которая в качестве одной из основных направлений своей научной деятельности выбрала исследование средневековых изображений и визуальных образов. Цель статьи — определить вклад историков GAHOM в разработку метода изучения средневековых изображений и теорию средневекового образа.
Изучение средневековых изображений во Франции вплоть до 1960-х гг. велось преимущественно историками искусства. Ключевая роль в этой области исследований принадлежала известному историку искусства Анри Фосийону (1881—1943), основателю новой формальной методологии в искусствознании [3]. В анализе произведений первостепенное внимание он уделял форме и ее развитию. Используя выработанные им концептуальные понятия, дополняя его методику, ученики А. Фосийо-на — Ю. Балтрушайтис, М. Дюрлиа, Ф. Сале, Л. Гродески — продолжили исследование искусства западноевро-
1 С момента создания Группы в 1998 г. и до 1992 г. ее руководителем был Ж. Ле Гофф. С 1992 г. по 2014 г. Группу возглавлял Жан-Клод Шмитт (Jean-Claude Schmitt). В настоящее время руководителем Группы является Мари-Анн Поло де Болье (Marie Anne Polo de Beaulieu).
пейского Средневековья на новом материале, еще не включенным в научный оборот. Последователи А. Фосий-она были включены в профессорский состав Школы Лувра, главного высшего учебного заведения Франции в области истории искусства. Таким образом, формально-стилистический анализ стал основным методом в изучении средневековых изображений во французской историографии первой половины XX века, что не способствовало использованию визуальных источников историками, изучающих человека и общество, в решении собственных исследовательских задач.
Однако помимо формальной школы в искусствознании наметилась другая линия в изучении средневековых изображений, которая получит широкое развитие во второй половине XX века и даст импульс историческим исследованиям. Выразителем новых идей явился французский историк искусства Эмиль Маль (1862-1954), с работой которого «Французское религиозное искусство 1П0 XIII века» (1899) связывают начало 298 иконографической науки в западноевропейском искусствознании. Его метод исходил из простой идеи необходимости параллельного изучения средневековых религиозных изображений и агиографических текстов [4]. Несмотря на современную критику Э. Маля за его упрощенное понимание средневековых изображений как «Библии для неграмотных» и концептуальную ограниченность, его вклад в дело сближения истории и истории искусства не вызывает сомнений у исследователей.
Актуализируя идеи Э. Маля, Марк Блок (1886-1944) обращал внимание историков к изучению «пластических
форм», в которых общество выражало себя [5, с. 12]. В работе «Короли-чудотворцы» (1924) французский историк осознанно выделяет в приложении список выявленного им иконографического материала, подталкивая исследователей к мысли о необходимости включения средневековых изображений в комплекс исторических источников. Однако использованные им визуальные источники фактически не подвергаются анализу и преподносятся в исследовании как примеры, ярко иллюстрирующие письменные свидетельства, посвященные «королевскому чуду». Отсутствие разработанной методологии анализа визуальных источников в инструментарии историка, а также историографическая ситуация во Франции второй трети XX века, когда наиболее актуальными являлись, главным образом, социально-экономические проблемы, привели к тому, что ни М. Блок, ни второе поколение «Анналов» не продолжали развитие намеченных тенденций и отстранились от изучения средневековых изображений.
Новый виток внимания к изобразительным источникам со стороны французских исследователей наблюдается с 70-х гг. прошлого столетия, связан он с т.н. «визуальным поворотом» в исторической науке. Стоит отметить, что социокультурные условия во Франции способствовали этому оживлению: политические реформы по децентрализации власти, благоприятные экономические условия в отдельных регионах, умелая политика в сфере культуры и образования привели к всплеску региональных исследований; технические новшества позволяли удешевить печать изобразительного материала и начать создание электронной базы
данных визуальных источников; изменение положения исторической науки и постепенная ее адаптация к новым рынкам рождали интерес среди людей, особенно среди постоянно возрастающего числа городских жителей. В этот период французские историки с большим вниманием обратились к наследию историков искусства Германии, Великобритании и США, в особенности к исследованиям Аби Варбурга (1866-1929) и его последователей (Фриц Заксль, Майкл Баксандалл, Эр-вин Панофски и др.), которые еще в первой половине XX века своими работами способствовали методологическому обновлению искусствознания. Возможно, отсутствие должного внимания к коллегам непосредственно в период их научной деятельности связано с иным мощным явлением французской историографии - созданием школы «Анналов».
Особый интерес у французских историков вызывают исследования Эрвина Панофского (1892-1968), чьи труды «Этюды по иконологии» (1939), «Готическая архитектура и схоластическая мысль» (1951), «Произведения искусства и их значение» (1955) были переведены на французский язык в 1967-1969 гг. Его идеи о трех уровнях интерпретации произведений изобразительного искусства (пред-иконографическое описание, иконографический анализ, иконоло-гическая интерпретация), о необходимости сопоставления архитектурной и философской формы мысли, о перспективе в живописи как «символической форме» (заимствует терминологию Э. Кассирера) побуждали к размышлению о широких эвристических возможностях сближения истории общества и истории искусства.
Во французской историографии фигурой, имевшей исключительное значение для последующего развития французской медиевистики, стал историк и социолог искусства Пьер Франкастель (1900-1970). Его теоретические взгляды и исследования явились антитезой формальной школе А. Фосийона. Важен и тот факт, что свои идеи он доносил до молодых историков не только через свои труды, но и непосредственно через лекционные курсы в У1-й секции Практической школы высших исследований в Париже [6], которая в 1975 г. (уже после смерти П. Франкастеля) выделится в самостоятельное учреждение - Высшая школа социальных наук - и станет одним из центров современных исследований. Предложенное П. Франкастелем новое понимание искусства «как способа коммуникации и трансформации мира», его размышления об особенностях средневекового образа, понятиях «образное мышление», «фигура и место» составили базис для будущих исследований историков школы «Анналов». ___ Итак, в условиях современной 299 «методологической революции» [7, с. 5-7; 11-52] в исторической науке, междисциплинарного взаимодействия наук французские медиевисты пересмотрели место средневековых изображений в традиционном исследовательском поле историка. Одними из первых, кто обратился в своем творчестве к проблеме средневекового искусства, были историки третьего поколения школы «Анналов». В особенности работы Жоржа Дюби «Время соборов: искусство и общество, 980-1420» (1976), «Святой Бер-нар: цистерцианское искусство» (1988) ярко демонстрируют научную
]ЕК
плодотворность использования средневековых изображений в изучении центральной для третьего поколения школы «Анналов» истории мен-тальности. Первые попытки еще не отличаются детальным анализом визуальных текстов, использования четкой терминологии, но показывают глубокое осознание проблемы изучения не только средневековых изображений, но и визуального образа и принципов его функционирования в культуре и обществе [8, с. 9].
Стремление расширить источни-ковый комплекс исторического исследования за счет включения визуальных источников стало одной из ключевых идей молодых исследователей, объединившихся вокруг научного семинара Жака Ле Гоффа, на базе которого в 1978 г. в рамках Высшей школы социальных наук в Париже была создана Группа исторической антропологии средневекового Запада. Наиболее яркими представителями Группы, сосредоточившимися в своем творчестве на проблеме средне-И1П векового образа и визуальной культу-300 ры, являются Жан-Клод Шмитт и Жером Баше (Jérôme Baschet).
Исследовательский путь французских историков "Groupe image" схематично можно представить так: возникновение научного интереса к средневековым изображениям и их включение в историко-антропологи-ческие исследования; разработка методики анализа визуальных источников; теоретические размышления о средневековом образе и о визуальной культуре в Средние века.
В поисках метода к изучению средневековых изображений историки Группы большое внимание уделили понятийно-терминологическому аппа-
рату исследователя. Используя применительно к средневековому образу предложенный Х. Бельтингом понятие imago [9, с. 11], Ж.-К. Шмитт [10] наполняет этот латинский термин новым содержанием. В статье «Культура Imago» французский автор предлагает рассматривать образ во всех трех значениях средневекового термина imago [11, с. 80-81]. Первое значение связано с ключевой идеей христианской теологии и антропологии о создании человека Богом по образу и подобию своему, что ведет к богословско-антропологическому пониманию средневекового образа. Второе значение слова, объединяющее изображения, жесты, используемые в языке метафоры, указывает на материальное воплощение и символическое значение образа. Третье значение средневекового термина включает возникающие в результате работы памяти, снов или воображения ментальные образы. Постижение смысла imago предполагает комплексный подход к его исследованию: во-первых, необходимо изучить каждую составляющую средневекового понимания образа в отдельности и во взаимосвязи друг с другом, во-вторых, важно рассматривать культуру imago в координате исторического развития и во взаимодействии с обществом и человеком.
Усилиями Ж. Баше в круг важных и употребляемых понятий современного историка, сфера интересов которого связана со средневековыми изображениями, были включены такие понятия, как «образ-объект» ("image-objet") и «образ-место» ("image-lieu"). Понятие «образ-объект» подчеркивает двойственный характер средневекового образа, который придают ему функ-
ции образа и функции предмета. По мнению Ж. Баше, образы-объекты с помощью присущих им выразительных средств способны придавать смысл конкретным историческим ситуациям, в которых действуют социальные, политические, религиозные структуры [12, р. 25-64]. Понятие «образ-место» исследователь ввел для обозначения убранства священного пространства. Французский историк убежден в необходимости изучения пространства, в котором находятся средневековые изображения, и его функции.
В разработке методики анализа визуальных источников, учитывающей средневековую специфику, французские историки опираются на наследие историков и социологов западноевропейского искусства [см.: 5]. Подчеркивая необходимость должного внимания исследователя к иерархии планов, хроматической системе, взаимоотношению изобразительных элементов (орнамента, формы и др.), историки фактически заимствуют приемы формально-стилистического анализа. Однако, как верно замечает один из рецензентов трудов французского историка, непосредственно Ж.-К. Шмитта редко интересуют художественные достоинства и стилистические особенности произведения, он использует подобные сведения истории искусства всегда из вторых рук и только в той мере, в какой они проясняют проблемы датировки или локализации [13, с. 456]. В изучении средневекового образа, по мнению французских историков, исследователю следует обратиться ко всей серии изображений, исторически сконфигурированной автором источника или сконструированной историком, исхо-
дя из цели его работы. Активным сторонником метода серийной иконографии в сочетании с реляционной иконографией выступает Ж. Баше [14]. В своих трудах он показал, как предлагаемая им методика реляционной иконографии позволяет проанализировать внутренне присущие изображению связи и смыслы, в то время как серийная иконография направлена на изучение внешних связей между различными изображениями.
Французские историки неоднократно подчеркивают, что анализ внешней формы изображения необходимо постоянно соотносить с его исторической интерпретацией, историк должен изучить социальный, идеологический, антропологический контекст создания и восприятия образа, а также его функционирования в средневековой культуре.
Разработанный теоретико-методологический подход к изучению средневековых изображений находит свое отражение в исследованиях Ж.-К. Шмитта. Любопытно, что в своих трудах историк, решая множество исследовательских задач и осознавая всю сложность процесса осмысления imago, случайно или неслучайно, подвергает более детальному анализу какой-либо один аспект средневекового образа. В работе «Воплощенные образы. Эссе о визуальной культуре в Средние века» ("Le corps des image. Essais sur la culture visuelle au Moyen Âge") больший акцент сделан на изучение культовых изображений, то есть на образы в их материальной сущности [15]. На примере известных средневековых образов (статуя-реликварий Св. Фиды в Конке, каменные кресты из Уолтема, Вольто Санто из Лукки) Шмитт показывает, каким образом распространя-
301
]ЕК
302
лись новые типы изображений и как они взаимодействовали с письменной и устной традицией, как функционировали в средневековом обществе и способствовали формированию особого символического пространства в христианской Европе. Труд о жестах [16] отсылает к символическому пониманию образа. Сопоставление вербальных и визуальных текстов, несущих в себе информацию о жестах, позволило историку глубже проникнуть в сущность средневековой культуры жестов и определить их роль в религиозной практике средневекового человека. Изучение ментальных образов в отдельности и во взаимосвязи с другими составляющими imago наблюдается в монографии об образе привидения в Средние века [17], а также в статьях про сны в средневековой культуре (см., напр.: [18]). Благодаря детальному анализу изображений в сочетании с методом серийной иконографии и, конечно, междисциплинарному подходу в исследовании историко-антро-пологических проблем, французский историк имеет возможность рассуждать о развитии религиозного самосознания в Средние века.
Исследовательские интересы Ж. Баше в области визуальной антропологии связаны с изучением средневекового образа ада и его главной фигуры — дьявола, а также представлений средневекового человека о Страшном Суде. На основе иконографического анализа текстов и серии миниатюр Баше рассматривает характер изменений в изображении Сатаны и его окружения. Он наблюдает к XV веку все большую корреляцию образа сатаны и образа власти. Средневековые представления о преисподней должны были внушать страх грешникам не
только предстоящими муками в потустороннем мире; ад и конструирование его образа становится инструментом судебной власти, которая находит свое исполнение в земной жизни средневекового человека [19]. Одно из центральных понятий методологии Баше — «образ-место» — находит свое применение в коллективном научном проекте Ж. Баше, Ж.-К. Бонна и П.-О Дит-мара по изучению романских церквей Оверни [20]. Большой интерес вызывает труд Баше «Лоно отца. Авраам и структуры родства в средневековой Европе» (Le sein du père. Abraham et la paternité dans l'Occident médiéval), в котором автор с помощью разработанной методики анализа «образов-объектов» изучает историко-антропологиче-скую проблему родства.
Таким образом, «визуальный поворот» в исторической науке привел к методологическим инновациям в сфере изучения изображений. Французские медиевисты не отказываются от предлагаемых историками искусства формально-стилистического анализа и семантического подхода к изучению изображений, однако они ратуют за более плодотворный междисциплинарный подход, благодаря реализации которого стало возможным широкое включение визуальных источников в историческое исследование. Их труды представляют яркий пример комплексного использования вербальных и визуальных текстов в изучении средневекового образа и визуальной культуры средневекового общества. В теоретико-методологическом аспекте особый интерес в научном сообществе вызывают сформулированный Ж.-К. Шмиттом трехчастный концепт imago, а также методы серийной и реляционной
иконографии, предложенные Ж! Баше. Для французских историков использование средневековых изображений стало толчком для новых исследований не только в области визуальной антропологии Средневековья, но и в изучении более широкого круга историко-антропологиче-ских проблем.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуревич, А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Изд-во «Индрик», 1993. - 319 с.
2. Поло де Болье, М.А. Жак Ле Гофф и история становления Группы исторической антропологии средневекового Запада. In Memoiiam [Текст] / М.А. Поло де Болье; пер. с франц. А.Н. Гойяль под ред. К.А. Александровой // Вестник ПСТГУ - Сер. 3: Филология. -2014. - № 38. - С. 133-142.
3. Субботина, О.В. Анри Фоссийон. К вопросу о формальном методе во французском искусствознании [Текст] / О.В. Субботина // Известия РГПУ им А.И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 291-294.
4. Tervarent, de G. L'iconologie au XXe siècle [Text] / G. de Tervarent // Journal des savants. - 1965. - P. 584-589. - URL: http:// www.persee.fr/web/revues/home/prescript/ article/jds_0021-8103_1965_num_3_1_ 1115 (дата обращения: 15.02.2014).
5. Шмитт, Ж.-К. Историк и изображения [Текст] / Ж.-КШмитт; пер. с франц. С.И. Лучицкой // Одиссей: Человек в истории. - М., 2002. - С. 9-29.
6. Charpentrat, P. Pierre Francastel [Text] / P. Charpentrat // Annales. Économies, Sociétés, Civilisations. - 1971. - № 5. -P. 1132-1139. - URL: http://www.persee.fr/ web/revues/home/prescript/article/ ahess_0395-2649_1971_num_26_5_422399 (дата обращения: 15.02.2014).
7. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. III: Историографическая революция [Текст] / Б.Г. Могильницкий. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - 554 с.
8. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого [Текст] / Ж. Ле Гофф; пер. с франц. Е.В. Морозовой. - ИГ «Прогресс», 2001. - 440 с.
9. Бельтинг, Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства [Текст] / Х. Бельтинг; пер. с нем. К.А. Пиганович. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 544 с.
10. Саетзянова, Г.Д. Жан-Клод Шмитт: интеллектуальная биография историка [Текст] / Г.Д. Саетзянова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. -Т. 156, кн. 3. - С. 258-266.
11. Шмитт, Ж.-К. Культура Imago [Текст] / Ж.-К. Шмитт; пер. с франц. О.С. Воско-бойникова // Анналы на рубеже веков -антология. - М., 2002. - С. 79-104.
12. Baschet, J. L'iconographie medieval [Text] / J. Baschet. - Paris: Gallimard, 2008. - 468 р.
13. Воскобойников, О.С. [Рец. на кн.: Schmitt. J.-C. Le corps des images Essais sur la culture visuelle au Moyen âge. P., 2002; Schmitt J.-C. La conversion d'Hermann le Juif. Autobiographie histoire et fiction. P., 2003.] [Текст] / О.С. Воскобойников // Одиссей: Человек в истории. - М., 2004.
- С. 451-466.
14. Baschet, J. Inventivité et sérialité des images médiévales. Pour une approche iconographique élargie [Text] / J. Baschet // Annales. Histoire, Sciences Sociales. - 1996. -№. 1. - P. 93-133.
15. Schmitt, J.-C. Le œrps des images. Essais sur la culture visuelle au Moyen Âge [Text] / J.-C. Schmitt. - Paris: Gallimard: Le Temps des images, 2002. - 409 p.
16. Schmitt, J.-C. La raison des gestes dans l'Occident médiéval [Text] / J.-C. Schmitt.
- Paris: Gallimard: Bibliothèque des Histoires, 1990. - 432 p.
17. Schmitt, J.-C. Les revenants, les vivants et les morts dans la société medieval [Text] / J.-C. Schmitt. - Paris: Gallimard: Bibliothèque des Histoires, 1994. - 306 p.
18. Schmitt, J.-C. Récits et images de rêves au Moyen Âge [Text] / J.-C. Schmitt // Ethnologie française XXXIII. - 2003. - P. 553-563.
19. Baschet, J. Images du désordre et ordre de l'image: représentations médiévales de l'enfer [Text] / J. Baschet // Médiévales. - 1983.
- № 4. - URL: http://www.persee.fr/web/re-
303
ВЕК
vues/home/prescript/article/medi_0751-270 8_1983_num_2_4_918 (дата обращения: 15.02.2014).
20. Baschet, J. "Iter" et „locus". Lieu rituel et agencement du décor sculpté dans les églises romanes d'Auvergne [Text] / J. Baschet, J.-C. Bonne, P.-O. Dittmar // Images Revues. -2012. - № 3. - URL: http://imagesrevues.re-vues.org/1579 (дата обращения: 21.02.2015).
REFERENCES
1. Baschet J., Bonne J.-C., Dittmar P.-O., „Iter" et „locus". Lieu rituel et agencement du décor sculpté dans les églises romanes d'Auvergne, Images Revues, 2012, No. 3, available at: http://imagesrevues.revues. org/1579 (accessed: 21.02.2015).
2. Baschet J., Images du désordre et ordre de l'image: représentations médiévales de l'enfer, Médiévales, 1983, No. 4, available at: http://www.persee.fr/web/revues/home/ prescript/article/medi_0751-2708_1983_ num_2_4_918 (acessed: 15.02.2014).
3. Baschet J., Inventivité et sérialité des images médiévales. Pour une approche icono-gra-phique élargie, Annales. Histoire, Sciences Sociales, 1996, №. 1, pp. 93-133.
4. Baschet J., L'iconographie medieval, Paris, 2008, 468 p.
5. Belting H., Obraz i kult. Istorija obraza do jepohi iskusstva, Moscow, 2002, 544 p. (in
304 Russian)
6. Charpentrat P., Pierre Francastel, Annales. Économies, Sociétés, Civilisations, 1971, No. 5, 1132-1139, available at: http://www. persee.fr/web/revues/home/prescript/article/ ahess_0395-2649_1971_num_26_5_422399 (accessed: 15.02.2014).
7. Gurevich A.Ja, Istoricheskij sintez i Shkola "Annalov", Moscow, 1993, 319 p. (in Russian)
8. Le Goff J., Srednevekovyj mir voobrazhae-mogo, Moscow, 2001, 440 p. (in Russian)
9. Mogilnickij B.G., Istorija istoricheskoj mysli XX veka: Kurs lekcij, Vyp. III: Istoriogra-
ficheskaja revoljucija, Tomsk, 2008, 554 p. (in Russian)
10. Polo de Boljo M.A., Zhak Le Goff i istorija stanovlenija Gruppy istoricheskoj antropolo-gii srednevekovogo Zapada. In Memoriam, Vestnik PSTGU, Ser. 3: Filologija, 2014, No. 38, pp. 133-142. (in Russian)
11. Saetzjanova G.D., Zhan-Klod Shmitt: intel-lektualnaja biografija istorika, Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. Nauki, 2014, T. 156, kn. 3, pp. 258-266. (in Russian)
12. Schmitt J.-C., La raison des gestes dans l'Occident medieval, Paris, 1990, 432 p.
13. Schmitt J.-C., Le sorps des images. Essais sur la culture visuelle au Moyen Âge, Paris,
2002, 409 p.
14. Schmitt J.-C., Les revenants, les vivants et les morts dans la société medieval, Paris, 1994, 306 p.
15. Schmitt J.-C., Récits et images de rêves au Moyen Âge, Ethnologie française XXXIII,
2003, pp. 553-563.
16. Shmitt Zh.-K., Istorik i izobrazhenija, Odis-sej: Chelovek v istorii, Moscow, 2002, pp. 9-29. (in Russian)
17. Shmitt Zh.-K., Kultura Imago, Annaly na ru-bezhe vekov - antologija, Moscow, 2002, pp. 79-104. (in Russian)
18. Subbotina O.V., Anri Fossijon. K voprosu o formalnom metode vo francuzskom iskusst-voznanii, Izvestija RGPU im A.I. Gercena, 2008, No. 69, pp. 291-294. (in Russian)
19. Tervarent de G., L'iconologie au XXe siècle, Journal des savants, 1965, 584-589, available at: http://www.persee.fr/web/revues/ home/prescript/article/jds_0021-8103_1965_num_3_1_1115 (accessed: 15.02.2014).
20. Voskobojnikov O.S., [Rec. na kn.: Schmitt. J.-C. Le corps des images Essais sur la culture visuelle au Moyen âge. P., 2002; Schmitt J.-C. La conversion d'Hermann le Juif. Autobiographie histoire et fiction. P., 2003], Odissej: Chelovek v istorii, Moscow, 2004, pp. 451-466.
Саетзянова Гульназ Дамировна, аспирантка, кафедра всеобщей истории, Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, [email protected] Saetzyanova G.D., Post-graduate Student, Department of World History, Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan Federal University, [email protected]