Научная статья на тему 'Новое учебное пособие по истории лингвистических учений (шулежкова, С. Г. История лингвистических учений: учеб. Пособие для студ. Филол. Фак. Ун-тов / С. Г. Шулежкова. М. : Флинта: Наука, 2004. 400 с. )'

Новое учебное пособие по истории лингвистических учений (шулежкова, С. Г. История лингвистических учений: учеб. Пособие для студ. Филол. Фак. Ун-тов / С. Г. Шулежкова. М. : Флинта: Наука, 2004. 400 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
526
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое учебное пособие по истории лингвистических учений (шулежкова, С. Г. История лингвистических учений: учеб. Пособие для студ. Филол. Фак. Ун-тов / С. Г. Шулежкова. М. : Флинта: Наука, 2004. 400 с. )»

жавин - Пушкин - Тютчев и русская государственность», «Гоголь и Чехов (Проблема классического искусства)» и др.). Ученый решает весьма широкий спектр задач, актуальность и значимость которых с течением времени только возросли («Проблема человека у Гоголя», «Почему Достоевский не написал “Жития великого грешника”?», «Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого» и др.). Так, например, в статье «К вопросу о внутренней форме романа Достоевского» П.М.Бицил-ли связывает точки зрения на поэтику Достоевского Вяч. Иванова («роман-трагедия») и М.М. Бахтина («полифонический роман») «общим началом борьбы духовных сил, имманентных субъекту». По убеждению исследователя, тяготение Достоевского к драматической технике приводит к расширению внутреннего театрального пространства произведения. Его герои «сбиваются на персонажей кукольного театра, марионеток, а их эксперименты с собой и окружающими получают коннотации творческого акта». «Кукольная антропология» Достоевского, по мнению Би-цилли, близка гоголевскому человеку, явившему собой чистую идею актера. Безликое лицо начинает лицедействовать, лишь получив маску. Классическая комедия хочет быть пародией жизни, а у Гоголя сама жизнь представлена как пародия комедии. По наблюдению составителя и комментатора издания, именно на подобном выявлении многочисленных общих мест, совпадений и заимствований у русских писателей и строится большинство литературоведческих работ П.М.Би-цилли.

Следует отметить, что обогащение литературоведческого арсенала терминологическим аппаратом медиевистики оказывается весьма плодотворным. В своем комментарии Г.Петкова весьма точно характеризует суть литературоведческой концепции П.М.Бицилли: в понимании ученого конкретное произведение, творчество определенного писателя или данная литература изоморфны бесконечному тексту, каким мыслится Литература, в которой постепенно трансформируется средневековая идея Церкви - носительницы абсолютно -го Единства.

Материал, представленный в электронной книге «Салимбене и Пушкин», позволяет взглянуть на литературу по-ново-

му и в результате дает качественно новое знание. Возможно, перед нами еще один возможный вариант выхода науки об искусстве слова из методологического тупика, но совершенно определенно - филологический продукт высочайшего качества, который будет интересен как собственно теоретикам и историкам литературы, так и самому широкому кругу читателей, интересующихся проблемами развития словесности и культуры. Остается поблагодарить составителя и комментатора Галину Петкову за подвижнический труд и выразить надежду на то, что ее «реконст-рукторский проект» еще порадует новыми изданиями.

Е.В. ТИШИНА Волгоград НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ (Шулежкова, С.Г. История лингвистических учений: учеб. пособие для студ. филол. фак. ун-тов / С.Г. Шулежкова. М.: Флинта: Наука, 2004. 400 с.)

Профессор Магнитогорского университета С.Г. Шулежкова подготовила серьезный и важный учебник, который завершает подготовку студентов-филологов по лингвистике. Преподавание дисциплины «Общее языкознание», начавшееся в 1963 г., всегда строилось с учетом и на основе знаний по истории лингвистики. Однако у истории языковедения, как и у истории вообще, имеется одна особенность: она постоянно устаревает, появляются новые направления, события, факты, которые нуждаются в осмыслении, описании и методически точном изложении. Учебное пособие С.Г. Шулежковой насыщено современным материалом, оно сохранит свою актуальность на долгое время, поэтому можно прогнозировать большой спрос на эту книгу.

История науки о языке является для студента, магистранта, молодого исследователя той основополагающей, фундаментальной базой, которая способна дать ему ориентиры, направить при выборе творческого пути на филологическом поприще.

Изначально ясно, что отразить процесс становления лингвистической науки в рамках одного учебного пособия очень сложно. С.Г. Шулежкова весьма успешно справилась с этим непростым делом.

Несомненным достоинством рецензируемого учебного пособия является стремление отразить в нем новые взгляды на излагаемый материал. История становления науки рассматривается С.Г. Шулеж-ковой с позиции философии языка (с. 7), предметом изучения определяется сам процесс его познания (с. 9).

Материал, представленный в учебнике, охватывает очень большой промежуток времени, логично и удобно периоди-зируемый автором. Во введении С.Г. Шу-лежкова затрагивает общие вопросы языкознания: проблему определения языкового знака, языковые универсалии, соотношение языка и мышления, методы лингвистических исследований. В дальнейшем изложении автор прослеживает эволюцию этих проблем при анализе отдельных учений о языке, что придает материалу логику и внутреннюю содержательную структуру.

Деление содержания данного курса на конкретные периоды является традиционным для изложения истории любой науки, но С.Г. Шулежкова расширила общепринятую периодизацию, предложив глубокий анализ развития тех или иных языковых направлений. Существенно обогатило работу рассмотрение новейших лингвистических парадигм и деятельности уче-ных-филологов последнего времени.

Пособие содержит ценные данные и по общетеоретическим вопросам лингвистики, преподнесенные в аспекте их эволюции и взаимосвязи друг с другом. Всесторонне рассмотрены проблемы компаративистики, когнитивной и функциональной лингвистики наших дней. Значительно облегчают восприятие текста учебника подробные и многоаспектные определения тематической терминологии, в том числе и но-

вой, лишь в недавнее время получившей распространение, например, концептосфе-ра и др. (с. 370).

В книге большое внимание уделяется анализу творчества отдельных ученых-фи-лологов, чьи труды составляют основу науки о языке. Несмотря на всестороннее освещение их деятельности в учебной и научной литературе, автор нашла новые подходы к интерпретации их творческого наследия.

Рецензируемое учебное пособие отличается доступностью и логичностью структуры и содержания, что позволяет адресовать его не только лингвистам, но и более широкому кругу читателей. Положительной стороной работы является обстоятельное освещение отдельных вопросов истории лингвистики, забытых или намеренно опускаемых в других источниках, например, о роли марризма в языкознании.

Чувствуется, что книга написана опытным преподавателем, много лет ведущим этот учебный курс. После каждой темы в пособии даются вопросы для самоконтроля, которые нацеливают учащихся на осмысление прослушанного или прочитанного материала, на дополнительные размышления о проблемах языкового развития.

В небольшой по объему книге невозможно изложить с достаточной степенью подробности все аспекты истории лингвистической науки, поэтому некоторые пробелы неизбежны. Как нам представляется, учебник выиграл бы при более детальном рассмотрении немаловажной проблемы, имеющей статус философской, - эволюции гипотез о происхождении языка, которые отражают наиболее глубокие тенденции развития и лингвистики, и философии языка, и всеобщей философии, что соотносится с общей концепцией учебного пособия С.Г. Шулежковой.

Ценное пособие магнитогорского профессора уже нашло своего благодарного читателя, оно, несомненно, выдержит ряд переизданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.