Научная статья на тему 'Новое поколение российского студенчества'

Новое поколение российского студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое поколение российского студенчества»

Если рассмотреть связку «мотивация трудовых нагрузок - нагрузки (усилия) -издержки - награда (успех)» (табл. 1) по результатам корреляционного анализа, то очевидно, что затраченные преподавателями усилия имеют как награду, так и издержки.

Литература

1. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему

стремятся граждане России: Аналитический доклад. - М., 2002.

2. Магун В.С. Российские трудовые ценно-

сти: идеология и массовое сознание // Мир России. - 1998. - № 4. - С. 113144.

3. Бондаренко Л.Ю. Изменения в структу-

ре и социальном статусе преподавателей высшей школы // Социология образования перед новыми проблемами. - М., Омск: РАН, Журнал «Социологические исследования», Ом. гос. ун-т, 2003. -С.244-248.

4. Kerr C. The Uses of the University. -Cambridge, 1993.

5. Грудзинский А.О. Концепция проектно-

ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - №3 (26). - С. 24-37.

6. Грудзинский А.О. Университет как пред-

принимательская среда // Социология образования перед новыми проблемами.

- М., Омск: РАН, Журнал «Социологические исследования», Ом. гос. ун-т, 2003. - С. 212-229.

М. ЛИСАУСКЕНЕ, доцент Иркутский государственный университет

Сегодня в вузы и средне-специальные учебные заведения пришла молодежь, «незапятнанная» советской идеологией. Это те 17-20-летние юноши и девушки, социализация которых выпала на годы реформ, а также еще более молодые, родившиеся в эпоху перестройки.

Что же собой представляет «поколение next»? Каковы его ценности, жизненные стереотипы и модели поведения? Многолетние мониторинговые исследования учащейся молодежи, проводимые лабораторией социологических исследований Иркутского госуниверситета, позволяют рассмотреть динамику формирования поколений студенчества, начиная с середины восьмидесятых годов.

Последний срез мониторинга «абитуриент - студент - выпускник» проводился в семи вузах и двух средне-специальных учебных заведениях Иркутской области и Бурятии (2004 г.). Опрашивались учащиеся техникумов и студенты 1-4-х курсов соци-

Новое поколение

российского

студенчества

альных, экономических, юридических, естественных и технических факультетов (N=1225). Кроме массового количественного опроса в студенческих группах, использовались качественные методы. Молодые люди писали эссе, целью которых являлась характеристика своего поколения. Основой анализа жизненных стратегий и моделей поведения послужили «письма из будущего», в которых юноши и девушки представили свою жизнь десять лет спустя. Метод семантического дифференциала использовался для создания образа современного студента, при этом ассоциативный ряд формировали сами студенты с привлечением специфического молодежного сленга.

Обобщенным жизненным кредо современного поколения учащейся молодежи можно назвать следующий девиз, сформулированный самими студентами: «Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!». Хорошее образование в этом процессе становится стартовой ступенью

построения карьеры и достижения материального благополучия.

Рост престижности высшего образования (падение его произошло в начале девяностых годов, подъем - с 1995г.), фиксируемый в ходе мониторинга, привел к его мас-совизации: 70% россиян (monitoring.ru) считают необходимым дать своим детям высшее образование. Более 60% наших респондентов - представителей «поколения реформ» - уверены в том, что уровень образования определяет начальную ступень карьеры. В то же время массовизация образования ведет к нарастанию на рынке труда доли невостребованных выпускников: пред-

ложение не находит спроса. Наряду с этим, возрастает требовательность к знаниям и умениям выпускников со стороны работодателей. Вузы, в стремлении получить прибыль, увеличивают коммерческий набор на престижные специальности и выбрасывают на рынок некачественный продукт. Поток «специалистов» увеличивает напряженность, в первую очередь, на региональных рынках труда, и образование все более становится сферой столкновения экономических интересов.

Таким образом, для российского рынка образовательных услуг характерны две основные тенденции: наличие избыточного образования и невысокий уровень подготовки специалистов. Именно они и опреде-

ляют жизненные стратегии и модели поведения современного студенчества. Анализ мотивов получения профессионального образования свидетельствует об использовании его в качестве инструмента достижения жизненного кредо молодых перфекционистов - успешной карьеры и материального благополучия. Практически исчезает терминальная функция образования, связанная с получением знаний. Молодежь с каждым годом все более прагматична в своем стремлении использовать профессиональное образование как способ достижения жизненных целей (т.абл.1).

Как показывают данные таблицы 1,

значимость образования и соответственно всех мотивов его получения возросла в течение 10 лет в 1,5 - 2 раза. И прежде всего, это те мотивации, которые связанны с его инструментальными функциями: работа, успех, карьера. Увеличилось и количество тех, кто старается избежать службы в армии, данный мотив значим для 38,8% молодых юношей. Выросло с 2 до 10% доля молодежи, для которой период студенчества является беззаботным времяпрепровождением.

Вольно или невольно образование рассматривается респондентами в русле теории человеческого капитала. При принятии решения оцениваются выгоды (перспектива карьеры и престижной высокооплачивае-

Таблица 1

Мотивы получения профессионального образования (%)

Почему вы решили студенты учащиеся

получить образование? 1995 2000 2004 2004

Хочу стать образованным, культурным человеком 44 54.7 65.3 46.7

Высшее образование дает возможность найти работу 33 50.5 65.8 60

Высшее образование для меня - ключ к жизненному успеху 34.9 47.7 56.2 38.7

Хочу сделать карьеру 24.7 42.5 45.6 30.7

Быть студентом престижно - - 7.3 12

Иметь высшее образование престижно 16.5 24.7 - -

Хочу изменить свою жизнь 11 14.6 - -

Прислушался к мнению родителей 15 8.2 7 16

Прожить еще 5 лет без житейских проблем - 5.2 9.7 9.3

Отсрочить службу в армии 2 5 10 9.3

мой работы) и индивидуальные издержки (плата за образование, транспортные рас-ходыи т.п.). Образование позиционируется как ресурс для социальной мобильности и освоения новых социальных ролей, капитал для инвестирования при достижении желаемого социального статуса.

Отношение молодежи к образованию как человеческому и социальному капиталу влияет на выбор конкретного вуза и специальности. В этом случае выбор зависит от наличия «частного капитала » - экономических возможностей и социальных связей родителей; «интеллектуального капитала» будущего студента - знаний и способностей и «институционального капитала » вуза и факультета - имиджа учебного заведения, репутации факультета, престижа специальности на рынке труда.

При этом в иерархии мотивов четко прослеживается зависимость от специальности. Приоритеты карьеры и направленность на успех более всего характерны для студентов экономических специальностей БГУЭП и сибирско-американского факультета ИГУ(САФ). Студенты САФ, где самая высокая стоимость образования и применяются американские методики обучения, определили рейтингвозможностей своей специальности следующим образом: высокий заработок - 75%; работа за рубежом - 56,7 %; интересная профессиональная деятельность - 50%; престижный социальный статус - 42,3%; спрос на рынке труда и возможность открыть свое дело - 44,2%; сотрудничество с иностранцами -30,8%.

В целом, оценка новым поколением молодежи перспектив специальности выглядит следующим образом (табл.2):

Таким образом, оценка специальности наиболее полно коррелирует с мотивами ее по-

лучения: карьера, успех, образованность, престижная работа. Стремление молодежи быть успешными в жизни, построение различных жизненных стратегий достижения успеха свидетельствуют о повышении инвестиционной функции образования. Сегодняшние молодые не просто социализируются под давлением общественных трансформаций. Мимикрия не является их характерной чертой. В отличие от предыдущих поколений, новое поколение стремится изменить мир под себя, несмотря на внутреннюю стратификацию - разный уровень жизни и столкновение ценностных позиций. Молодежь пытается как можно раньше опробовать свои жизненные стратегии. С каждым годом растет вторичная занятость учащейся молодежи. Совмещают очное обучение с работой 40%. Как показало последнее исследование, наиболее востребованы рынком труда еще на стадии обучения в вузе студенты математических специальностей. Более половины из них работают постоянно, три четверти связывают работу в ходе обучения с будущей профессиональной деятельностью. Вторичная занятость математиков служит профессиональному росту, хорошо оплачивается, включается в трудовой стаж и формирует будущую профессиональную репутацию. Подобная модель трудовой деятельности в ходе учебы определяется высоким спросом на компьютерщиков на рынке труда.

Приведем представления двух поколе-

Таблица 2

Оценка перспектив специальности (%)

Позиции студенты учащиеся

Интересное содержание профессии 49,8 30,7

Высокий заработок 41 49

Перспектива открыть собственное дело 27 29

Спрос на рынке труда 27 34

Возможность работать за рубежом 20,2 10,7

Престижное положение 20,8 22

Сотрудничество с иностранными партнерами 14,1 6,7

ний учащихся 2000 и 2004 гг. о слагаемых успеха. Включение в таблицу 3 данных по сибирско-американскому факультету позволяет выделить наиболее яркую группу перфекционистов.

Как показывают данные таблицы, в течение 4-х лет в рейтинге слагаемых успеха образование переместилось с 3 на 2 место, а его значимость возросла на 10%. Студенты САФ дают еще более высокие показатели. Уверенность в себе, хорошее образование, связи и профессионализм являются основными слагаемыми успеха и обеспечивают конкурентоспособность и материальный достаток. Немаловажную роль при этом играют деньги, стартовый капитал и такие личные качества, как хитрость и расчетливость.

Прагматизм и перфекционизм молодежи можно вполне оправдать влиянием жесткой и все более глобализирующейся среды, а также открытостью сознания молодых. В «письмах из будущего» молодые люди, очерчивая слагаемые успеха, расставляют следующие приоритеты: жизнь в столице или за рубежом, шикарная машина, собственный дом или апартаменты, собственный бизнес в сфере финансов, шоу-бизнеса, рекламы, автомобильного сервиса, семья и умные, прекрасные дети. Все это очень напоминает американскую мечту.

Угроза остаться невостребованным на рынке труда характерна для студентов всех вузов и факультетов. Не случайно каждый

третий респондент охарактеризовал рыночную экономику как безработицу. Более половины (51%) испытывают боязнь не получить работу после окончания вуза, каждый четвертый незнаком со спросом на свою специальность на региональном рынке труда.

Опасность не найти работу непосредственно зависит от специальности и колеблется от 15,4% у математиков до 83,3% у географов. Следует отметить, что если ранее самые высокие показатели давали традиционные специальности, то сегодня потенциальную безработицу прогнозируют студенты таких относительно новых специальностей, как туризм - 72,7%, социология - 72,7%, государственное и муниципальное управление - 64,9%, реклама

- 64,3%.

Угроза безработицы возросла для студентов юридических специальностей и составила на момент опроса 71,7%, занимая пятое место после географов, социологов, экономистов и специалистов по туристическому сервису.

Потенциальную безработицу ощущают студенты экономических специальностей: экономика - 72,7, финансы и кредит -58,8%, бухучет - 55,6%, маркетинг - 40,3%.

О смене приоритетов на рынке труда свидетельствует то, что, по оценкам студентов, возросла значимость таких специальностей, как радиофизика. Поднимается рейтинг инженерных специальностей. На транспортномфакультете ИрГТУ безработица сегодня пугает только каждого четвертого. Увереннее всех чувствуют себя специалисты по компьютерным технологиям (математическое обеспечение и администрирование информационных систем) - только 15,4% прогнозируют опасность безработицы после окончания вуза.

Таким образом, оценка потенциальной безработицы, отражающая представления студентов о спросе на их специальность на

Таблица 3

Представления учащихся разных поколений ___________о слагаемых успеха (%)___________

Слагаемые успеха студенты учащиеся САФ

2000 2004 2004 2004

Уверенность в себе 52 47,6 40 56

Хорошее образование 36 46 48 54

Полезные связи 44 43,4 50,7 36,5

Предприимчивость 33 37,9 26,7 34,6

Деньги 20,2 32,5 50,7 21,2

Профессионализм 37,8 30,4 25,3 36,5

Конкурентоспособность - 17 18 15,4

Хитрость, расчетливость - 11 10 21,2

рынке труда, является неоднозначной и зависит от ряда факторов.

Спрос на специальность уменьшается с увеличением коммерческого набора на так называемые «перспективные специальности» и отражает тенденцию массовизации образования. Отсюда высокие показатели угрозы безработицы для экономических, юридических, сервисных (туризм, реклама) специальностей, которые еще несколько лет назад считались благополучными.

Востребованность специалистов определяется конкретным рынком труда города, района, региона, т.е. имеет территориальную привязку. При этом студенты ориентируются на получение работы в крупных индустриальных городах и не хотят ехать на периферию. Так, наибольшую опасность остаться безработным по одной и той же специальности по сравнению с Иркутском испытывают студенты Братского и Бурятского университетов, что объясняется недостаточным развитием рынков труда данных городов.

Проблема трудоустройства является самой главной среди студенческой молодежи. Потребность в организации соответствующей системы ощущают абсолютное большинство респондентов - 90,4%. Тенденция такова - чем меньше вуз занимается данной проблемой, тем отчетливее ощущает необходимость в трудоустройстве студенческая молодежь. Так, самые высокие показатели озабоченности данной проблемой в Братском госуниверситете - 97,7%: там нет ни одного учащегося, который был бы удовлетворен деятельностью вуза в этом направлении. Помощь в трудоустройстве занимает для братчан второе место среди приоритетов образования после формирования профессиональных знаний.

Какие модели будущей деятельности строят выпускники сибирских вузов?

После окончания вуза планируют: работать по специальности - 58,4%; продолжать обучение - 31,2%; открыть свой бизнес - 18,1%; уехать за рубеж - 11,4%; работать по другой специальности - 10,8%.

Работа по специальности, в первую очередь, значима для будущих юристов (75,5%), экономистов (77,3%), математиков (71,4%), регионоведов, управленцев (68,2%) и специалистов по туризму (67,3%).

На продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре нацелены студенты традиционных специальностей - каждый второй филолог, биолог, географ. Наряду с этим, студенты всех специальностей в той или иной мере ориентированны на продолжение обучения (второе высшее, МВА, курсы повышения квалификации). По их мнению, первое профессиональное образование является лишь базой для специализации. Работать по другой специальности планирует каждый десятый студент, при этом самые высокие показатели у будущих кадровиков (специальность «управление персоналом») - 25% и 22% филологов.

Дополнительную специальность хотят получить около 80% учащейся молодежи. Для будущих менеджеров и финансистов это диплом юриста и психолога, для юристов -диплом экономиста. Представители технических специальностей планируют продолжить образование в сфере компьютерных технологий, управления и экономики.

Ориентацию на иммиграционные модели демонстрируют студенты всех вузов и факультетов, а также учащиеся колледжей и техникумов: 39,6% студентов и 44% учащихся убеждены, что «жить можно в любой стране, лишь бы жить хорошо».

Исследованием зафиксированы следующие тенденции: чем провинциальнее учебное заведение, выше безработица и конкуренция на рынке труда, тем активнее стремление молодежи уехать из своего региона. Самую высокую готовность к иммиграции проявляют студенты Братского (60%) и Бурятского (50,5%) университетов.

Столица более всего привлекает студентов Бурятского университета: на учебу планирует уехать каждый третий, работать -27%, на постоянное место жительства - 22%.

Характерной чертой поколения реформ является стремление к свободе и независи-

мости. Интернальность, или готовность самому делать свою судьбу, не надеясь на государство, - новая черта, присущая каждому второму представителю поколения. Эти тенденции подтверждают следующие суждения: «каждый должен заботиться о себе сам, не надеясь на государство», - 70% (экономисты), 60% (юристы), 66,7% (учащиеся техникумов и колледжей); «я сам готов принимать решения и нести за них ответственность» - 57% молодежи в целом.

О включенности в рыночную экономику свидетельствует позитивное отношение молодежи к бизнесу. Учащиеся не просто положительно воспринимают ценность рыночной экономики, они строят поведенческие модели сообразно этому миру: бизнес для них - один из путей к благополучию и успеху. Три четверти молодых хотят организовать свое дело. Каждый второй уважает тех, кто «сколотил состояние». Около трети считает, что «нет честных и нечестных способов делать деньги». Каждый пятый хотел бы «получить деньги «на халяву и сразу», 42 %, в случае выигрыша миллиона, вложат его в собственный бизнес. Только 15 % считает бизнес обманом, жестокостью и эксплуатацией.

Для молодежи бизнес -это работа на себя и свою семью, упорство и настойчивость в достижении целей - 70%. При этом каждый третий респондент считает, что богатство - это свобода тратить деньги. И ради этой цели юноши и девушки готовы пойти на многие жертвы (табл.4.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмпирический анализ структуры «поколения next» свидетельствует о резких динамических изменениях распределения между ними социальных ролей. По мнению сегодняшних двадцатилетних, молодежь 16-18 лет отличается от них: между ними не всегда существует взаимопонимание, есть разли-

чие в ценностных приоритетах. Возрастная когорта, рожденная в годы перестройки, оказалась более подвержена воздействиям Запада, уже впитала в себя его потребительские стандарты и как должное воспринимает криминализацию общества. Для этой группы молодежи характерен тип поведения, ориентируемый на развлечения, неформальное общение и потребление массовой поп-культуры. Воспринимая рыночную экономику прежде всего как «криминал» (49,3%), они принимают ее как данность, подстраивая под социальную практику экономические модели поведения.

Сравнительный анализ характерных черт студенчества XXI века позволяет сделать следующие выводы. Под влиянием глобализации молодежь стремительно изменяется и меняет смысложизненные принципы советского поколения на потребительские ориентиры.Вчерашние «пофигисты» и «приколисты» ставят перед собой конкретные цели, предстают перед нами коммуникабельными, целеустремленными деловыми людьми, творческими и конкурентоспособ-

ными индивидуалистами. При этом около половины из них оценивает свое поколение как поколение интеллектуалов. Приятно удивляет возросшая значимость такой характеристики, как интеллигентность, которая занимала самые низкие позиции в пе-

Таблица 4

Готовы для достижения своих целей (%)

Позиции студенты учащиеся

Терпеть бытовые неудобства 52,4 30,7

Оторваться от родителей 47,5 33,3

Работать без выходных 46 38,7

Участвовать в конкурентной борьбе 41,3 36

Работать за небольшие деньги 26 21

Вступить в брак по расчету 19 21,3

Работать без тр. книжки и соц. пакета 16,5 12

Пожертвовать принципами 14,5 17

Нарушить закон 11,5 17,3

Терпеть лишения и псих. дискомфорт 11 8

Лгать 9,7 10,7

риод реформ (не повышалась выше 8%). Сегодня 26% сибирского студенчества в целом и 36,5% САФовцев отмечают важность данной характеристики для своих сверстников.

Характерной чертой поколения является высокая коммуникабельность, стремление к неформальному общению и участию во всякого рода «тусовках». Эта черта свойственна практически каждому третьему. Да и слово «потусоваться» появилось в молодежном сленге не так давно. Новым свойством современной молодежи является

стремление к экстриму - 30,8% студентов и 45,3% учащихся техникумов отметили данную черту как присущую их сверстникам.

Для полной характеристики поколения необходимо проведение глубокого типологического анализа, но и обобщенные данные позволяют назвать «поколение реформ» поколением независимых и целеустремленных индивидуалистов, приверженцев коммуникативной свободы, своеобразными «романтиками» потребления, раскрепощенными, самоуверенными и амбициозными молодыми людьми.

А. ЕГОРОВ, профессор Е. СУХОВА, аспирант Смоленский государственный педагогический университет

Болонский процесс, направленный на создание общеевропейского образовательного пространства, вышел за рамки ЕС и за сравнительно небольшой период времени значительно расширил свои масштабы, объединив большинство стран континента. Присоединение к нему России на Берлинском саммите 2003 г. актуализировало проблему готовности отечественных вузов к участию в этоминтеграционном движении.

Весной 2005 г. было проведено исследование уровня готовности к включению в европейскую интеграцию вузов г. Смоленска. Применялся метод экспертной оценки с использованием адаптированного инструментария лаборатории современных образовательных технологий социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (всероссийский экспертный опрос в апреле-мае 2004 г.1 ). В ходе исследования были опро-

Готовность к вхождению в Болонский процесс (региональный опыт)

шены 24 эксперта. Более половины из них (58%) представляли государственные вузы, одна пятая участников работала в негосударственных высших учебных заведениях, 22%

- сотрудники филиалов. При определении состава экспертов было обеспечено доминирование руководителей различного уровня: ректоры (8%), проректоры (42%), деканы (4%), заведующие кафедрами (17%), директора и заместители филиалов (13%). Профессорско-преподавательский состав представлен 16% участников опроса.

Квалификационный срез: одинаковое количество докторов (42%) и кандидатов наук (42%), одна шестая (16%) опрошенных без ученой степени. Стаж научно-педагогической работы: у более половины экспертов (58%) превышает 20 лет, 29% заняты в сфере высшего образования от 11 до 20 лет, 13% - менее 10 лет. Дисциплинар-

1 Экспертный опрос проводился в рамках проекта «Социологический мониторинг вхождения российских университетов в Болонский процесс» под руководством Нечаева ВЯ. (МГУ им. М.В. Ломоносова). Было опрошено 103 эксперта из различных регионов России (49% - Центр, Северо-Запад; 14% - Поволжье, Юг; 37% -Урал, Сибирь, Дальний Восток). Далее результаты этого опроса используются при сравнительном анализе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.