Научная статья на тему 'Новое о портрете неизвестного музыканта из собрания музея-усадьбы "Останкино"'

Новое о портрете неизвестного музыканта из собрания музея-усадьбы "Останкино" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
213
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL ICONOGRAPHY / HUMAN IDENTIFICATION / MUSEUM-ESTATE OSTANKINO / E. I. FOMIN'S / PORTRAIT / ATTRIBUTION / MUSIC MANUSCRIPT / MENUET / RICASOLI / ALESSANDRO FAVIER / МУЗЫКАЛЬНАЯ ИКОНОГРАФИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО» / ПОРТРЕТ И. Е. ФОМИНА / АТРИБУЦИЯ / НОТНАЯ РУКОПИСЬ / МЕНУЭТ / РИКАЗОЛИ / АЛЕССАНДРО ФАВЬЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнов Аскольд Владиславович

Хранящийся в собрании московского музея-усадьбы «Останкино» портрет неизвестного музыканта у клавесина (известный также как портрет композитора И. Е. Фомина) на протяжении длительного времени привлекает внимание отечественных исследователей музыки и живописи XVIII века. Изучение нотной записи на портрете позволило выявить в зарубежных музыкальных архивах уникальные рукописные источники, содержащие обработки записанной на картине мелодии для различных инструментов. Несмотря на то, что личность изображенного на портрете музыканта пока не может быть установлена окончательно, новые сведения позволяют высказать предположения о происхождении загадочного портрета и до некоторой степени уточнить круг лиц, которые могли выступать в качестве портретируемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Portrait of an Unknown Musician from Ostankino Museum-Estate: New Findings

Preserved in the collection of the Moscow Museum-estate Ostankino, an anonymous portrait of an unknown musician at the harpsichord (also known as a portrait of the composer Yevstigney Fomin) for a long time has been a matter of a special interest for Russian 18th century music and painting researchers. Our recent study of the music line written down on the canvas has made it possible to reveal some unique handwritten sources containing the tune from the picture in music libraries of Europe and USA in versions for different instruments. Despite the fact that the identity of the pictured musician cannot be established decisively, new data allows us to make some assumptions about the origin of this mysterious portrait and to clarify the circle of possible sitters.

Текст научной работы на тему «Новое о портрете неизвестного музыканта из собрания музея-усадьбы "Останкино"»

Key Words

Musical iconography, human identification, Museum-estate Ostankino, E. I. Fomin's portrait, attribution, music manuscript, menuet, Ricasoli, Alessandro Favier..

Askold Smirnov

Portrait of an Unknown Musician from Ostankino Museum-Estate: New Findings

Abstract

Preserved in the collection of the Moscow Museum-estate Ostankino, an anonymous portrait of an unknown musician at the harpsichord (also known as a portrait of the composer Yevstigney Fomin) for a long time has been a matter of a special interest for Russian 18th century music and painting researchers. Our recent study of the music line written down on the canvas has made it possible to reveal some unique handwritten sources containing the tune from the picture in music libraries of Europe and USA in versions for different instruments. Despite the fact that the identity of the pictured musician cannot be established decisively, new data allows us to make some assumptions about the origin of this mysterious portrait and to clarify the circle of possible sitters.

Новое о портрете неизвестного музыканта из собрания музея-усадьбы «Останкино»

Аннотация

Хранящийся в собрании московского музея-усадьбы «Останкино» портрет неизвестного музыканта у клавесина (известный также как портрет композитора И. Е. Фомина) на протяжении длительного времени привлекает внимание отечественных исследователей музыки и живописи XVIII века. Изучение нотной записи на портрете позволило выявить в зарубежных музыкальных архивах уникальные рукописные источники, содержащие обработки записанной на картине мелодии для различных инструментов. Несмотря на то, что личность изображенного на портрете музыканта пока не может быть установлена окончательно, новые сведения позволяют высказать предположения о происхождении загадочного портрета и до некоторой степени уточнить круг лиц, которые могли выступать в качестве портретируемых.

Ключевые слова

Музыкальная иконография, идентификация личности, музей-усадьба «Останкино», портрет И. Е. Фомина, атрибуция, нотная рукопись, менуэт, Риказоли, Алессандро Фавьер.

Смирнов А. В.

53

54

Интерес к проблемам музыкальной иконографии среди отечественных специалистов-искусствоведов различного профиля в последнее время значительно увеличился. Выходят в свет научные и научно-по-пулярные публикации, проводятся диссертационные исследования, проходят семинары и конференции, посвященные вопросам взаимодействия музыкального и изобразительных искусств. История русской музыки и органично связанные с ней аспекты музыкальной иконографии предоставляют заинтересованному исследователю поистине необъятный простор для новых изысканий, каждое из которых может привести к открытиям, в корне меняющим наш взгляд на нечто хорошо знакомое и в достаточной степени известное. Это особенно касается изучения отечественной музыкальной иконографии XVIII века — одной из наименее разработанных областей

Рис. 1. Неизвестный художник. Портрет неизвестного композитора за клавесином.

Середина 1780-х. Холст, масло. 99x73,5. Московский музей-усадьба «Останкино». Инв. Ж-319 // Воспроизводится по: Ракина В. А. Русский портрет ХУ1П-Х1Х веков: Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог. М., 1995. С. 62-63.

53

54

Рис. 2. Неизвестный художник. Портрет неизвестного композитора за клавесином. Деталь.

российского искусствознания, его своеобразной terra incognita, полной многочисленных загадок и трудноразрешимых вопросов.

В собрании живописи Московского музея-усадьбы «Останкино» находится немало полотен, представляющих особый интерес для историков музыки и музыкального быта России XVIII-XIX веков. Назовем такие из них, как анонимный портрет «Маленького альтиста в голубом костюме» (1790-е), портрет композитора Франческо Арайи работы Франкарта (1740-е), портреты знаменитых крепостных актрис П. И. Ковалевой-Жемчуговой, Т. В. Шлыковой-Гранатовой. Одним из наиболее загадочных экспонатов музея является анонимный портрет неизвестного музыканта за клавишным инструментом с раскрытой нотной тетрадью (вторая половина XVIII века). Портрет происходит из личного собрания советского виолончелиста и музыковеда Б. В. Доброхотова (1907-1987), считавшего его изображением композитора Е.И.Фомина (1761-1800) и поместившим репродукцию в своей монографии о композиторе (1949)'. К сожалению, история бытования портрета до приобретения его Останкинским музеем в 1949 году остается не до конца проясненной. Несмотря на то, что никаких аргументированных доводов в пользу своей атрибуции Б.

Доброхотов Б. В Е. И. Фомин. 1761-1800. М.; Л. Музгиз, 1949.

56 В. Доброхотов не приводил*, она была безоговорочно принята «на

веру» представителями официального советского музыковедения и не вызывала вопросов вплоть до 1990-х годов. Характерный образец словесного описания нашего портрета находим в одном из популярных изданий 1980-х годов: «Сохранился портрет кисти неизвестного художника, на котором изображен Евстигней Ипатьевич Фомин. Лицо его сосредоточено. Взгляд направлен в сторону зрителя. Одна рука лежит на клавиатуре небольшого клавикорда, другая будто бы приглашает нас прослушать новую мелодию, как бы поддерживает лист нотной тетради, как бы вынимает из него какой-то звук, какую-то пьесу, еще не законченную, но уже предназначенную в подарок нам, вместе со всем тем, что уже создано им - гением российской музыки...»3. В настоящее время многочисленные воспроизведения этого портрета (с неизменной подписью: «портрет композитора Е. И. Фомина») продолжают встречаться на страницах самых разных изданий, посвященных истории русской музыке XVIII века — от солидного энциклопедического словаря «Музыкальный Петербург»4 до учебной литературы для школьников5.

В связи с подготовкой к изданию каталога живописных портретов из собрания музея-усадьбы «Останкино» в середине 1990-х годов под руководством В. А. Ракиной было предпринято первое комплексное исследование уникального полотна*, позволившее выявить множество ранее неизвестных подробностей.

Портрет не датирован, но по особенностям одежды и парика музыканта можно установить примерную дату создания полотна: это вторая половина 1780-х - 1790-е годы. Обращают на себя внимание модные аксессуары того времени - прикрепленные к кюлотам парные шатлены, выполненные в виде стальных «алмазов» с декоративными привесами, позволяющие судить об определенном уровне материального достатка портретируемого7. Технологические особенности

М. Г. Рыцарева. Личное сообщение. 08.1 1.2016

Цит. по: Ковалев К. П ■:■:Глагол таинственный...::: Очерки о русской музыке XVIII века. М.: Советская Россия, 1988. С. 53. Репродукция рассматриваемого портрета была помещена так.+.е в книге В. А. Натансона -::Прош.пое русского пианизма:: (С. 241], в шестом томе -:-:Памятников русского музыкального искусства:: (С. 11] и ьо многих других изданиях.

Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Том 1. XVIII век. Кн. 3 СПб.: Композитор, 1999. С. 197.

Аверьянова 0. И Русская музыка до середины XIX века. М.: Росмэн Росмэн-пресс, 2003. С. 28. '

Ракина В. А Русский портрет XV111 —XIX веков: Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог. М.: Авангард, 1995. С. 62-63 Подобный аксессуар присутствует на акварельном автопортрете Г. И. Скородумова (ок. 1 785. ГРМ]

¡ЩЦИШЫД Tli^j^nn^

Рис. 3. Hargrove Music Library, Italian MS 1033. Титульный лист и первая страница рукописи.

57

58

портрета® свидетельствуют о том, что он был создан художником, не получившим академического образования, возможно иностранцем. Об этом говорит факт использования в качестве наполнителя грунта кремнезема, а не традиционных для русских провинциальных мастеров мела или гипса. В то же время использование белой глины как одного из компонентов грунта в отечественной художественной практике XVIII века было возможным, если предположить, что художник работал в районе фарфорового производства'.

Черты типичного живописного примитива легко обнаруживаются и при исследовании стилистических особенностей полотна: это непропорциональные, изображенные в аксонометрической проекции стул с плетеным сиденьем и клавишный инструмент (по всей видимости небольшой клавесин), анатомические ошибки в построении рук, тщательно выписанные второстепенные детали. Использованная художником привычная схема парадного портрета с несколько тяжеловатыми драпировками и показной театральностью жеста отсылает не только к типичным для эпохи классицизма

'М' ь*^ ° I

шилйо

I ГШСйо-

0П с!— аг/а^Ъп1

*ъ,г>/>»> ,

-:-:Основа - холст полотняного переплетения (7x7], дублирован. Гр|унт однослойный, толстый, коричневато-желтоватый смесь свинцовых белил минерального черного пигмента, охры красной и кремнезема. Связующее -животный клей. На рентгенограмме в правой верхней части, над нотами видно изображение восьмиугольника с вписанным в него другом. На верхней грани восьмиугольника и внутри фуга имеются неясные изобра.+.ения:: (Цит. по: Ракина В. А Указ. соч. С. 23] В. А. Ракина. Личное сообщение. 18.04.2017

57

58

Рис. 4. ВШНЛеса Са8апа1еше, Изб. 6240/15. Страницы 1, 1об.

60 репрезентативным изображениям царственных и высокопостав-

ленных персон, но также вызывает в памяти портреты некоторых музыкантов, например, юных Марии Анны и Вольфганга Моцартов (1760-е годы) работы Пьетро Антонио Лоренцони (1721-1782).

С точки зрения музыкальной иконографии наиболее важным элементом рассматриваемого портрета является нотная запись в некоей музыкальной рукописи, изображенной на невидимом зрителю пюпитре. Она представляет собой танцевальную пьесу в фа мажоре, насчитывает шестнадцать тактов и записана в виде одноголосной (вероятнее всего скрипичной) партии. Известный советский и российский музыковед Е. М. Левашев определял характер этого танца как полонез и также связывал его с именем Фомина: «По мнению Е. М. Левашева, музыкальный фрагмент, изображенный на картине, представляет собой ранний вид полонеза, который появился в России впервые около 1786 года. В этом году Е. И. Фомин возвратился в Россию из Италии. Несмотря на то, что нотная рукопись на пюпитре читается отчетливо, до сих пор не удалось установить автора музыки. В сохранившемся наследии Фомина эта мелодия не встречается, но следует учесть, что его наследие дошло до нас не полностью. Как намек на имя автора может быть расценена тональность музыкального фрагмента - фа мажор»'".

Недавние находки заставляют пересмотреть эту точку зрения. В 2015 году П. Г. Сербии предпринял поиск записанной на портрете инструментальной пьесы с помощью базы данных RISM (Repertoire International des Sources Musicales). В результате были обнаружены ссылки натри неизвестных ранее рукописных источника второй половины XVIII века, содержащих «музыку с портрета» в обработках для различных инструментов. Позднее в том же году при любезном содействии сотрудников Biblioteca Casanatense (Рим) и Hargrove Music Library (Калифорнийский университет в Беркли) нам удалось получить электронные копии всех трех рукописей. Перечислим их:

1. «Variazioni a Violino е Basso» (Hargrove Music Library, Italian MS 1033). Это самая большая по объему рукопись из трех (десять страниц нотного текста). Она содержит тему менуэта для скрипки (в тональности фа мажор) вместе с выписанной на втором нотоносце партией basso ostinato. Далее следуют 42 вариации в скрипичном изложении. Ранее манускрипт принадлежал итальянскому священнику и писателю из Падуи Антонио Зберти (Sberti, Antonio Bonaventura; 1731-1816); в настоящее время этот источник входит

Звук и образ. Музыка в русском искусстве XI-XX века. Каталог выставки. М Трилистник, 2002. С. 30.

в число рукописей, составляющих обширное собрание итальянской 60

инструментальной музыки XVIII века в Музыкальной библиотеке Харгроув Калифорнийского университета (так называемая коллекция Беркли) ".

2. «Minuetto Con Variazioni ed Una Sonata per Cembalo o Organo»

(Biblioteca Casanatense, Mss. 6240/15). Источник представляет собой единственный сохранившийся лист, на обороте которого записаны тема менуэта и две вариации в клавирном изложении (фа мажор). Мелодические очертания менуэта здесь наиболее близки к варианту, изображенному на останкинском портрете. Рукопись происходит из музыкальной библиотеки графов Компаньони Марефоски (Fondo Compagnoni Marefoschi), материалы которой (около 800 партитур и разрозненных оркестровых партий XVIII-XIX веков, а также камерная и сольная музыка, исполнявшаяся придворными музыкантами Компаньони Марефоски в Риме и Мачерате) были приобретены римской библиотекой Казанатензе в 1972 году,г. Наиболее известным представителем этой семьи является кардинал Марио Компаньони Марефоски (1714-1780).

3. Менуэт соль мажор ("Minué") из анонимного рукописного сборника танцевальной музыки для неаполитанской мандолины Sonate da Mandorlino (Ricasoli Collection, University of Louisville Music Library (US-Lou), Profana 238, P. 8)м. Сборник содержит 27 менуэтов и 3 контрданса и происходит из нотной библиотеки семьи баронов Риказоли (Ricasoli) из Флоренции, музыкальное собрание которых во многих отношениях схоже с нотным архивом Compagnoni Marefoschi". Основными собирателями этой коллекции были барон Пьетро Леопольдо Риказоли Дзанкини (1778-1850) и его жена Лукреция Ринуччини (1779-1827), страстные поклонники

См подробнее: Petrobelli P. ElmerМ Duckies V Thematic Catalogue of a Manuscript Collection of Eighteenth-Century Italian Instrumental Music In the University of California, Berkeley Music Library. Berkeley, 1963. P. 391

12 См. подробнее: Szpadrowska M Rostirolla G Una blblioteca rnuslcale del settecento: II Forido Compagnori Marefoschi della Blblioteca Casariatense d Rorria. Storia e catalogo. Rorria, 1995. Сегодня дворец семьи Компаньони Марефоски в Мачерате превращен в музей

13 Источник дос^пен в электронном виде по ссылке: http://lrnslp.org/wikl/ Sonate_da_rnandorllno_[Anonyrnous]

Дата обращения 29.09.2013.

к См. подробнее: Parnpaloni С KarrJ. P. Weaver R. Parisi S. И The Music Library of a Noble Florentine Family: A Catalogue Ralsonne of Manuscripts arid Prints of the 1 720s to the 1350s collected by the Rlcasoli Family now housed In the University of Louisville Music Library. Sterling Heights, 2012. P. 249, no 233/7. Нынешние потомки древнего рода Риказоли занимаются виноделием мировой известностью пользуется марка коллекционного вина "Вагопе Ricasoli"

Рис. 5. US-Lou, Profana 238. "Sonate da Mandorlino". Стр. 8. Minué.

музыкального искусства'5. Интересно, что написание слов «менуэт» ("minué") и «контраданс» ("contradanza") в этой рукописи типично испанское, в то время как слово "Mandorlino" — итальянское (в переводе на русский оно означает «маленький миндальный орех»)м. Подобные лингвистические особенности характерны для многих музыкальных манускриптов и печатных изданий XVIII века. В этой связи можно вспомнить о скрипаче и композиторе, а также мандолинисте Карло Каноббио (1741-1822), тесно связанного с музыкальной культурой России второй половины XVIII века. Будучи итальянцем, в молодые годы Каноббио жил и работал в Испании; в его первом опусе (Шесть дуэтов для скрипки и флейты'7), выпущенном в Мадриде в 1770-х годах, встречаем знакомое нам написание "Tempo di Minué" (с. 2,8) и "Minué" (с. 14) наряду с итальянским "Minuet(t)o" (с. 6,11,17).

При более детальном изучении манускрипта US-Lou Profana 238 из собрания Риказоли нами была выявлено, что, по крайней мере, одна пьеса из этого сборника («Контрданс», с. 7) принадлежит перу

Rice J. A. Grarid Duke Pietro Leopoldos Musical Patroriage ¡n Florerice 1 765-1 790, as Reflected ¡n the R'icasoli Collectiori // Эл. ресурс: https://www. acadernia.edu/7023440/Grand_Duke_Pietro_Leopoldos_Musical_PatronageJn_ Florence_1 765_1 790_as_Reflected_iri_the_Ricasoli_Collectiori . Дата обращения 29.09.2013.

Marco Rossi. Личное сообщение. 05.06.2016

Издание дос^пно в электронном виде по ссылке: http://irnslp.org/wiki/6_ Duos,_0p. 1_(Canriobio,_Carlo] Дата обращения 29.09.2018

музыканта-любителя Камилло Компаньони Марефоски (7-1810), 62

брата упоминавшегося выше кардинала Марио. В другом источнике, также входящем в состав Fondo Compagnoni Marefoschi (Biblioteca Casanatense, Mss. 5949), эта пьеса имеет название "La Mazzavet". Большая часть из 76 танцевальных пьес рукописи 5949, озаглавленной "30 Minuetti Composti dall'Illmo Sig: Camillo Compagnoni Massucci Marafoschi", принадлежит авторству Камилло Компаньони Марефоски. Таким образом, в обеих аристократических семьях исполнялись музыкальные сочинения, созданные не только придворными музыкантами-профессионалами, но и музыкально одаренными представителями семьи Компаньони Марефоски. Способным композитором и скрипачом был и сын Камилло — кавалер Алессандро Компаньони Марефоски (1766-1826), сочинявший танцевальную и вокальную музыку (Biblioteca Casanatense, Mss. 265, 6194, 6243/30). Игре на скрипке и навыкам композиции их обучал Франческо Арриета (Arrieta "Romano" Francesco; годы творчества: 1790-е-1806), написавший для Камилло и Алессандро несколько скрипичных концертов".

К большому сожалению, все перечисленные источники анонимны, поэтому установить точное имя композитора (а на портрете, несомненно, изображен именно автор записанной в рукописи музыки) пока не представляется возможным. Во многом усложняет эту задачу достаточно «трафаретный», лишенный авторской индивидуальности характер самой музыки". Однако важен уже сам факт обнаружения этой «неуловимой» до недавнего времени мелодии. Вопреки мнению Е. М. Левашева, во всех вновь найденных источниках данная пьеса обозначена как менуэт ("Minuetto", "Minué"), причем в двух из них она служит темой для вариаций, что может говорить о ее широкой известности и даже популярности в те годы. Корректирует наше представление об изображенном на портрете человеке и ярко выраженный «итальянский след» обнаруженных манускриптов, а также связь их с музыкальным бытом двух аристократических итальянских семейств эпохи сеттеченто — Риказоли и Компаньони-Марефоски. По всей видимости неизвестный музыкант имел тесные контакты с этими влиятельными и просвещенными вельможами*".

См. подробнее эл. ресурс: http://corriposers-classlcal-rriuslc.corri/a/ Arrieta Franc esc о. Int гп . Дата обращения 29.09.2018. По предполо.+.ению музыковеда Риккардо Артико, в основе темы менуэта мо.+.ет лежать какая-либо народная итальянская мелодия (RIccardo Artico Личное сообщение. 16.09.2016]

См. подробнее: Rice J. A Grand Duke PI et го Leopoldos Musical Patronage In Florence... Op. clt

6i Одним из них мог быть композитор и скрипач Алессандро Фавьер

(Alessandro [Alexandre] Favier [Fabvier]; ок. 1760 - после 1830), служивший в оркестре знаменитого флорентийского театра «Пергола» (Teatro délia Pergola) с 1799-го по 1830 год, а также при дворе великого герцога Тосканского Леопольда III начиная с 182S года и далее*'. По данным S. Parisi, имя Фавьера упоминается в либретто оперных представлений, ставившихся в театре Пергола в период с 1802-го по 1830 год более 90 раз; обычно он обозначен в текстах как первый скрипач ("Primo viol, dei balle, Sig. Alessandro Favier").

Это имя привлекло наше внимание при изучении нотного собрания Риказоли на сайте нотного архива IMSLP, где в открытом доступе выложены три рукописных сборника инструментальных произведений Фавьера («42 танца для арфы», «30 танцев для клавира», «43 танца для фортепиано»), являющихся, по всей видимости, переложениями его бальной музыки, изначально сочинявшейся для оркестра**. Не слишком интересные в музыкальном отношении, эти танцы тем не менее позволяют воссоздать картину бытового клавирного и арфового музицирования в Италии начала XIX века, а также провести некоторые параллели с музыкой из упомянутых выше манускриптов. Прежде всего это касается особенностей работы композитора с исходным мелодическим материалом: речь идет о широком использовании такого приема комбинаторики, как «пермутация элементов фигуры, субмотива и мотива»*3. Типовыми являются и фигуры аккомпанемента в левой руке, практически всегда ограничивающиеся простейшими фигурациями из шестнадцатых или восьмых. Характерный пример — пьеса из первого сборника

The Music Library of a Noble Florentine Family... Op. с it. P. 115. Апессандро Фавьер происходил из знаменитой семьи, давшей несколько поколений танцовщиков и музыкантов, наиболее известными из которых являлись Жан Фавьер (1648-1719], работавший в Париже, -:-:саксонский:: Жан Фавьер, служивший балетмейстером в Дрездене в 1 722-1 763 годах, а также его сын Жан (Д.+.ованни], перебравшийся в Италию и работавший в Милане в последней трети XVIII века

А. Фавьер является также автором камерных инструментальных произведений ("Suoriata I Per Arpa con accorripagnarnento dl Vlolirio I Rldotta I Dal Pas-de-deux del Bailo la Gundeberga I Música I Del Sig. Alessandro Favier", RISM 1 9001 1344] и танцевальной музыки (сборники "A Collection I of I French Quadrilles, Waltzes, Cottlllons and Marzurkas I the most of thern I Composed arid arranged for the Piano forte I bis I Alexander Favier", "Quadriglle, walzer, с ott i Lion, rriarzurc he e galoppe per pianoforte I composte da Alessandro Favier" "Sei Valzer e sel Quad rig lie per Pfte" (1825], "Dodic Quadriglle I A grande Orchestra I Corriposto I da I Alessandro Favier" (1829]. Поиск произведений Фавьера осуществлялся нами с помощью электронных каталогов RISM и Istituto Centrale per II Catalogo Unico delle Blblloteche Italiane e per le riforrriazionl Blbliograflche

Кириллина Л. В Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 2. М. Композитор, 2007. С. 143-146.

Фавьера, Кадриль № 8 фа мажорг<, первые восемь тактов которой имеют 64

некоторое сходство с темой рассматриваемого нами Менуэта:

Отметим, что в наследии композиторов восемнадцатого столетия музыкальные темы, близко напоминающие рассматриваемый менуэт, встречаются довольно часто (в качестве примера укажем на Менуэт с вариациями для чембало фа мажор И. Г. Мютеля).

Если же считать, что портрет был написан в нашей стране, то имя изображенного на портрете композитора скорее всего следует искать не в довольно узком кругу отечественных профессиональных музыкантов (которые вряд ли могли позволить себе подобный заказ), а среди многочисленных музыкантов-иностранцев, живших и работавших в России в конце XVIII века. Хочется верить, что со временем имя этого неведомого пока человека будет установлено.

Выражаю сердечную признательность за предоставленные материалы и ценные сведения П. Г. Сербину (Москва), В. А. Ракиной (Московский музей-усадьба «Останкино»), А. Б. Савинову (Москва), И. Е. Путятину (Москва), а также благодарю за помощь иностранных специалистов по истории музыкальной культуры — М. Г. Рыцареву (Bar-Ilan University), John A. Rice (США), Susan Parisi (University of Illinois, США), Manuel Erviti (Hargrove Music Library, США), Marco Rossi (Conservatorio di Música di Como), Ditta Mario Setter (Biblioteca Casanatense), Riccardo Artico (Италия).

"Quadriglie/Manfrine Valzer, e coritrad Inglese/Del big.e Alessaridro Favier/ Ridotte/Per Агра" P. 9 Uriiversity of Louisville Music Library, Profana 53 (oíd B.4-] RISM A/11 000124300 (124.300]. Эл. ресурс: https://irnslp.org/wiki/42_Dances_ for_Harp_(Fav¡er,_Alessaridro] . Дата обращения 29.09.201 8

о портрете неизвестного музыканта из собрания музея-усадьбы «Останкино»

65

66

ЛИТЕРАТУРА

I Аверьянова О. И. Русская музыка до середины XIX века. М.: Росмэн: Росмэн-пресс, 2003.

^ Доброхотов Б. В. Е. И. Фомин. 1761-1800. М.; Л.: Музгиз, 1949.

3 Звук и образ. Музыка в русском искусстве XI-XX века. Каталог выставки. М.: Трилистник, 2002.

4 Натансон В. А. Прошлое русского пианизма. М.: Музгиз, 1960.

5 Памятники русского музыкального искусства. Вып. 6. Ямщики на подставе: Опера... / Фомин Е. И. / Ред. коллегия: Ю.В. Келдыш (гл. ред.) и др. М.: Музыка, 1977.

6 Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 2. М.: Композитор, 2007.

7 Ковалев К. П. «Глагол таинственный.»: Очерки о русской музыке XVIII века. М.: Советская Россия, 1988.

8 Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. Том 1. XVIII век. Кн. 3. СПб.: Композитор, 1999.

9 Ракина В. А. Русский портрет XVIII-XIX веков: Из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. Каталог. М.: Авангард, 1995.

10 Gabriella di Vergy: azione tragica pantomimica in cinque atti: per l'I. e R. Teatro in Via della Pergola la primavera del 1829. Firenze, 1829. // Эл. ресурс: https://books.google.ru/books/about/ Gabriella_di_Vergy.html?id=d5VEAAAAcAAJ&redir_esc=y

II Pampaloni C., Karr J. P., Weaver R. L., Parisi S. H. The Music Library of a Noble Florentine Family: A Catalogue Raisonné of Manuscripts and Prints of the 1720s to the 1850s collected by the Ricasoli Family now housed in the University of Louisville Music Library. Sterling Heights, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Petrobelli P., Elmer M., Duckies V. Thematic Catalogue of a Manuscript Collection of Eighteenth-Century Italian Instrumental Music in the University of California, Berkeley Music Library. Berkeley, 1963.

13 Rice J. A. Grand Duke Pietro Leopoldo's Musical Patronage in Florence, 1765-1790, as Reflected in the Ricasoli Collection // Эл. ресурс: https://www.academia.edu/7023440/Grand_Duke_ Pietro_Leopoldos_Musical_Patronage_in_Florence_1765_1790_as_ Reflected_in_the_Ricasoli_Collection.

14 Szpadrowska M., Rostirolla G. Una biblioteca musicale del settecento: Il Fondo Compagnoni Marefoschi della Biblioteca Casanatense di Roma. Storia e catalogo. Roma, 1995.

РУКОПИСНЫЕ И ПЕЧАТНЫЕ НОТНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1 Каноббио К. Шесть дуэтов для скрипки и флейты. Эл. ресурс: http://imslp.org/wiki/6_Duos,_Op.1_(Cannobio,_Carlo).

2 Мютель И. Г. Менуэт с вариациями для чембало фа мажор. Эл. ресурс: http://imslp.org/wiki/Minuet_and_Variations_in_F_major_ (Muthel,_Johann_Gottfried)

3 Biblioteca Casanatense, Mss. 6240/15. "Minuetto Con Variazioni ed Una Sonata per Cembalo o Organo".

4 Hargrove Music Library, Italian MS 1033. "Variazioni a Violino e Basso".

5 US-Lou, Profana 238. "Sonate da Mandorlino".

6 US-Lou, Profana 53 (old B.4). "Ouadriglie/Manfrine Valzer,

e contrad Inglese/Del Sig.e Alessandro Favier/Ridotte/Per Arpa".

REFERENCES

1 Aver'yanova O. I. Russkaya muzïka do seredinï XIX veka [Russian Music before the mid-19th Century]. Moscow: Rosmen: Rosmen-press, 2003.

2 Dobrokhotov B. V. E. I. Fomin. 1761-1800. Moscow and Leningrad: Muzgiz, 1949.

3 Gabriella di Vergy: azione tragica pantomimica in cinque atti: per l'I. e R. Teatro in Via della Pergola la primavera del 1829. Firenze, 1829. // Эl. resurs: https://books.google.ru/books/about/Gabriella_ di_Vergy.html?id=d5VEAAAAcAAJ&redir_esc=y.

4 Kirillina L. V. Klassicheskiy stil' v muzïke XVIII - nachala XIX veka [Classical Style in the Music of the 18th and early 19th Century]. Part. 2. Moscow: Kompozitor, 2007.

5 KovalevK. P. «Glagol tainstvennïy...»: Ocherki o russkoy muzïke XVIII veka ["Mysterious Word." Essays on the 18th Century Russian Music]. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1988.

6 Muzïkal'nïy Peterburg. Entsiklopedicheskiy slovar' [Musical Petersburg. A Concise Encyclopaedia]. Vol. 1. 18th Century. Book 3. St Petersburg: Kompozitor, 1999.

7 Natanson V. A. Proshloe russkogo pianizma [The Past of the Russian Pianism]. Moscow: Muzgiz, 1960.

8 Pampaloni C., Karr J. P., Weaver R. L., Parisi S. H. The Music Library of a Noble Florentine Family: A Catalogue Raisonné of Manuscripts and Prints of the 1720s to the 1850s collected by the Ricasoli Family now housed in the University of Louisville Music Library. Sterling Heights, 2012.

9 Pamyatniki russkogo muzikal'nogo iskusstva [Monuments of Russian Musical Art]. Issue 6. Yamshchiki na podstave [Postal Coachmen at the Relay Station]: Opera. / Fomin E. I. / Ed. by Yu. V. Keldish (editor in chief) et al. Moscow: Muzika, 1977.

10 Petrobelli P., Elmer M., Duckies V. Thematic Catalogue of a Manuscript Collection of Eighteenth-Century Italian Instrumental Music in the University of California, Berkeley Music Library. Berkeley, 1963.

11 Rakina V. A. Russkiy portret XVIII-XIX vekov: Iz sobraniya Moskovskogo muzeya-usad'bi Ostankino [Russian Portrait of the 18th and 19th Centuries. From the Collection of the Museum-Estate Ostankino, Moscow]. Catalogue. Moscow: Avangard, 1995.

12 Rice J. A. Grand Duke Pietro Leopoldo's Musical Patronage in Florence, 1765-1790, as Reflected in the Ricasoli Collection

// Э1. resurs: https://www.academia.edu/7023440/Grand_Duke_

Pietro_Leopoldos_Musical_Patronage_in_Florence_1765_1790_as_

Reflected_in_the_Ricasoli_Collection.

13 Szpadrowska M., Rostirolla G. Una biblioteca musicale del settecento: I1 Fondo Compagnoni Marefoschi della Biblioteca Casanatense di Roma. Storia e catalogo. Roma, 1995.

14 Zvuk i obraz. Muzi'ka v russkom iskusstve XI-XX veka. Katalog vi'stavki [Sound and Image. Music in the Russian Art of the 11th-20th Centuries. Exhibition Catalogue]. Moscow: Trilistnik, 2002.

MANUSCRIPT AND PRINTED MUSIC SOURCES

1 Biblioteca Casanatense, Mss. 6240/15. "Minuetto Con Variazioni ed Una Sonata per Cembalo o Organo".

2 Canobbio C. Six Duets for Violin and Flute. http://imslp.org/ wiki/6_Duos,_Op.1_(Cannobio,_Carlo).

3 Hargrove Music Library, Italian MS 1033. "Variazioni a Violino e Basso".

4 Muthel J. G. Minuet and Variations in F for cembalo. http://imslp. org/wiki/Minuet_and_Variations_in_F_major_(Muthel,_Johann_ Gottfried).

5 US-Lou, Profana 238. "Sonate da Mandorlino".

6 US-Lou, Profana 53 (old B.4). "Ouadriglie/Manfrine Valzer,

e contrad Inglese/Del Sig.e Alessandro Favier/Ridotte/Per Arpa".

65

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.