Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2014. № 2
М.И. Рыхтик*
НОВОЕ О МАЛОИЗВЕСТНОМ
Рецензия на монографию С.А. Бабуркина «Контрразведка США на рубеже веков (1991—2012 гг.)»**
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Рецензия посвящена выходу в свет новой монографии известного российского американиста С.А. Бабуркина «Контрразведка США на рубеже веков (1991—2012 гг.)». Подчеркиваются актуальность и практическая значимость проведенного исследования, в котором предпринята попытка системного изучения деятельности американских спецслужб в период глобальных трансформаций международных отношений. Автор отмечает, что работа С.А. Бабуркина опирается на широкий круг источников, включающий основополагающие программные документы американской контрразведки, Министерства обороны США, Федерального бюро расследований, Центрального разведывательного управления, выступления ведущих американских экспертов по проблемам национальной безопасности. Высоко оценивается стремление С.А. Бабуркина критически проанализировать основные особенности американской стратегической культуры, выявить ключевые направления развития контрразведки США и американских спецслужб в целом.
Ключевые слова: Соединенные Штаты Америки, США, контрразведка, разведка, спецслужбы, национальная безопасность, шпионаж, стратегическая культура.
Военно-силовой фактор в международных отношениях был и остается в центре внимания политиков и научно-экспертного сообщества1. Современные тенденции развития мировой политики еще больше актуализировали дискуссии о роли разведки в обеспе-
* Рыхтик Михаил Иванович — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой теории политики и коммуникаций, директор Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (e-mail: [email protected]).
** Бабуркин С.А. Контрразведка США на рубеже веков (1991—2012 гг.). М.: ЛЕНАНД, 2014. 240 с.
1 Кокошин А.А. Стратегическое управление. Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России. М.: РОСПЭН, 2003; Конышев В.Н., Сергу-нин А.А. Военная стратегия современного государства. СПб.: Родные просторы, 2012; Они же. О новой военной доктрине Б. Обамы // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 3. С. 98-113.
чении безопасности демократического государства в условиях информационной революции, о соотношении политики и морали в борьбе с терроризмом2. Все эти споры, отражающие объективные изменения в разведывательной и контрразведывательной деятельности, прямо и непосредственно связаны с вопросом о том, как будет развиваться стратегия национальной безопасности демократического государства в XXI в., в условиях значительной активизации институтов гражданского общества.
Несмотря на столь пристальное внимание, уделяемое этой проблематике со стороны научно-экспертного сообщества, она остается недостаточно обеспеченной научно-исследовательской и учебно-методической литературой. Отечественные политологические работы по ней немногочисленны. В них рассматриваются либо стратегия национальной безопасности государства и его военная стратегия, либо особенности стратегического управления, специфика и закономерности контртеррористической деятельности или функционирование институтов разведки. В этом отношении монография С.А. Бабуркина, в которой предпринята попытка системного изучения контрразведывательной деятельности американских спецслужб на рубеже ХХ—ХХ1 вв., представляет особый интерес.
В рецензируемой работе автор проанализировал ключевые программные документы американской контрразведки, выявил особенности кадровой политики контрразведывательных ведомств США, определил характер изменений и суть новых задач, стоящих перед ними. Эта монография стала результатом многолетнего скрупулезного изучения политики национальной безопасности США, а также итогом внедрения в учебный процесс материалов ряда научно-исследовательских проектов, успешно осуществленных профессором С.А. Бабуркиным за последние годы.
Работа основана на широком использовании оригинальной литературы и документов. Среди источников следует отметить документы Министерства обороны США, Федерального бюро расследований, речи и выступления ведущих американских экспертов. Большое научное и практическое значение для понимания и прогнозирования внутренней и внешней политики США имеет анализ национальных контрразведывательных стратегий, проведенный автором в конце первой главы (с. 79—101). Особого внимания заслуживают новейшие работы российских и зарубежных авторов по проблемам процесса принятия внешнеполитических решений и политики национальной безопасности США. Автор предлагает комплексный
2 Старкин С.В. Аналитические институты разведывательного сообщества США во внешнеполитическом процессе. Н. Новгород: ННГУ, 2011; Дундуков М.Ю. Разведка в государственном механизме США. М.: Кучково поле, 2008.
анализ контрразведывательной стратегии Вашингтона, учитываю -щий как реальные документы, которые определяют структуру, функции и задачи контрразведки на современном этапе, так и дискуссии специалистов и гражданских экспертов по широкому кругу проблем обеспечения национальной безопасности государства.
Основной замысел автора видится в том, чтобы, опираясь на конкретные примеры, свидетельствующие об изменениях в структуре и управлении контрразведывательным сообществом, выявить общие проблемы и тенденции в эволюции контрразведки США. С.А. Бабуркин доказывает, что деятельность изучаемых им институтов приобрела наступательный и превентивный характер на фоне расширения спектра объектов контрразведывательной работы (от традиционного противодействия экономическому шпионажу до пресечения активности конкурентов в киберпространстве).
Особый интерес представляет раздел, посвященный аналитической работе в контрразведке (с. 54—62). На фоне дилетантских предубеждений о «всемогуществе» и «всесторонней вовлеченности» Вашингтона во все кризисы и проблемы мира автор предлагает внимательнее относиться к проблемам, о которых говорят сами американские специалисты. Он подчеркивает существование многочисленных ограничений и барьеров, мешающих более эффективному функционированию изучаемых институтов. В частности, речь идет о традиционно слабой аналитической работе контрразведки США. Ссылаясь на американские источники, автор приходит к выводу, что «американские спецслужбы все еще испытывают недостаток в хорошем, основательном контрразведывательном анализе» (с. 56).
Вторая глава посвящена изучению эволюции американской контрразведки на примере процессов, развивающихся в ведущих гражданских структурах — ФБР, ЦРУ, контрразведке Министерства энергетики и Министерства внутренней безопасности. С.А. Бабуркин утверждает, что обеспечение более эффективной коммуникации внутри министерств и ведомств, ответственных за контрразведку, является основным направлением реформы разведывательного сообщества США. Принимая во внимание особое значение энергетического фактора в современной мировой политике, хотелось бы обратить внимание читателя на параграф, посвященный соответствующей службе Министерства энергетики Соединенных Штатов (с. 118—124).
Автор убедительно доказывает, что контрразведка в качестве государственного института давно превратилась в важный элемент политической системы, в известной степени обеспечивая превосходство одного государства над другим. На современном этапе развития США существенно возросло значение тех стратегических подходов в области внешней политики, где разведывательные орга-
ны играют заметную роль (стратегия избирательного применения силы, стратегия упреждающих (превентивных) действий, стратегия превентивной обороны). Концептуальные документы по вопросам контрразведки, разработанные после 11 сентября 2001 г., заняли достойное место в рамках правового поля и являются важным руководством к действию для разведывательного сообщества США.
Мы являемся свидетелями значительного расширения активности американских спецслужб внутри страны. Это неоднократно служило причиной общественной критики реализуемых специальных программ (Counterintelligence Field Activity — CIFA: Joint Protection Enterprise Network database, TALON: Threat and Local Observation Notice), вторгающихся, по мнению их противников, в частную жизнь американцев (с. 193—207).
Рассмотрение автором темы, находящейся на стыке политологии с другими общественными науками (такими как юриспруденция, история, международные отношения, психология), позволяет оценить перспективы дальнейшей трансформации не только американского разведывательного сообщества, но в известной мере и всей традиции американской внешней политики и политической системы на современном этапе, выделить ключевые, наиболее болезненные проблемы, которые еще только предстоит решить в этой связи.
Известно, что лица, принимающие решения, неоднозначно воспринимают разведывательный анализ и контрразведывательную информацию, поэтому ее интерпретация становится важным элементом дебатов внутри администрации по поводу политической стратегии, когда каждое ведомство приводит собственные аргументы, предоставляя президенту возможность принимать решение. Таким образом, формулируя противоречивые выводы и поддерживая ту или иную сторону в дебатах, разведслужбы вмешиваются в политический процесс США (с. 228).
Противоречия проявляются и в другой сфере. Автор справедливо пишет о противодействии разведывательной бюрократии контрразведывательной реформе последних лет (с. 228). В этом проявляется специфика стратегической культуры США, которая заключается в том, что разведывательные службы, созданные прежде всего для обслуживания информационных потребностей исполнительной власти (о чем говорит структура разведывательного сообщества), немалую часть своей аналитической продукции предоставляют в распоряжение законодателей3, что в перспективе может привести к нарастанию напряженности между разведывательным сообществом и институтами исполнительной власти, особенно
3 Алексеева Т.А. Стратегическая культура: эволюция концепции // Полис (Политические исследования). 2012. № 5. С. 130—147.
в условиях преобладания в Конгрессе политической партии, проигравшей президентские выборы.
В целом можно констатировать, что автору удалось выявить основные направления эволюции контрразведки США за последние десятилетия. Убедительно показано, как американская контрразведка ответила на вызов времени, осуществив критический самоанализ, выдвинув по его итогам новые идеи, послужившие основой для организационной перестройки и адаптации методов и приемов работы. Важным изменением стало расширение связей с американским обществом. Вместе с тем исследование существенно выиграло бы в методическом отношении, если бы было снабжено приложениями с выдержками из доктрин и стратегий.
Отметим в заключение, что монография С.А. Бабуркина «Контрразведка США на рубеже веков (1991—2012)» будет полезной не только американистам и специалистам, изучающим процесс принятия внешнеполитических решений в современном государстве, но и всем, кто интересуется и на практике занимается обеспечением национальной безопасности.
M.I. Rykhtik
SOMETHING NEW ABOUT THE LITTLE-KNOWN
Book review of'The US Counterintelligence at the Turn of Century: 1991—2012'
by S.A. Baburkin
Lobachevskiy State University of Nizhny Novgorod 23 Prospekt Gagarina, Nizhny Novgorod, 603950
The book under review is a new fundamental work 'The US Counterintelligence at the Turn of the Century: 1991—2012' of a renowned Russian specialist in American Studies Sergei A. Baburkin. The reviewer emphasizes a high relevance of the book, which provides its readers with a systemic analysis of the US secret services' operations during the period of global shifts in world politics. The book is based on a wide range of primary sources, including policy papers of the US counterintelligence agencies, Department of Defense, FBI, and CIA, as well as findings of leading American experts in national security. Special attention is paid to S.A. Baburkin's critical analysis of the peculiarities of American strategic culture and the key directions for the development of the US counterintelligence and secret services as a whole.
Keywords: United States, USA, counterintelligence service, intelligence service, secret services, national security, espionage, strategic culture.
About the author: Mikhail I. Rykhtik — Doctor of Sciences (Political Science), Professor, Director of the Institute of International Studies and World History, Head of the Chair of Theory of Politics and Communications Lobachevskiy State University of Nizhny Novgorod (e-mail: rykhtik@fmo. unn.ru).