КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 78.03
Н. И. Поспелова
НОВОЕ КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО МУЗЫКИ: ВЫЗОВ СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
Может ли Интернет спроецировать «коммуникационный маршрут» индивида посредством музыки? Способна ли музыка выступить в качестве катализатора идентичности? Эти вопросы ставит и пытается на них ответить автор предлагаемой статьи, где дается общая характеристика проблемы функционирования сетевых музыкальных порталов и усиления влияния Интернета на воспроизведение и восприятие музыки.
Can Internet project an individual "communicative route" through music? Can music be a catalyst of an identity? The author of the article asks these questions and tries to answer them by giving general qualification of net music portals operation and of growing Internet impact on music reproduction and perception.
Ключевые слова: коммуникация, Интернет, сетевая культура, музыка, восприятие, аудиосреда, толерантность, мультикультурализм, социальный контекст.
Keywords: communication, Internet, network culture, music, perception, audio environment, tolerate, multiculturalism, social context.
Нужно приступить к миру социальных явлений с тех сторон, с которых он наиболее доступен научному исследованию. Лишь позднее можно будет повести исследование дальше и, последовательно приближаясь, постепенно проникнуть в эту ускользающую реальность, которою, быть может, ум человеческий никогда не будет в силах овладеть вполне.
Эмиль Дюркгейм
Постановка проблемы
Культурологическая рефлексия антропологических проблем постиндустриального общества невозможна без анализа того, что связано с новейшими коммуникационными технологиями, а конкретно - с тем, что есть в интернет-пространстве - этом продукте отчуждения «человеческого в человеке».
© Поспелова Н. И., 2013
Воздействие Интернета сегодня актуализировано во всех аспектах. Не исключение и активно действующая в сети коммуникация человек -музыка. Она, безусловно, не статична, стремительно развивается, трансформируется и в своих ускользающих изменчивых формах создает дополнительные трудности для анализа философских и семиотических оснований виртуальной аудиосреды. Как функционирует этот информационный канал? Является ли он только резервуаром сохранности музыки - наподобие письменных форм фиксации музыкального текста и дальнейшего его воспроизведения на технических носителях? Или аудиокоммуникация, сама себя воспроизводя одним кликом мыши, управляет человеком, формируя его идентичность и его эстетические предпочтения? Вот вопросы, которые приглашают, вслед за Дюркгеймом, проникнуть в «ускользающую реальность» ответов, вновь становящихся новыми вопросами.
Музыка - явление социальное, и как социальное явление, она конституируется в доступных, соответствующих каждой конкретной эпохе формах. Если в период с XVII по XX в., чтобы послушать музыку, люди посещали концертные залы, музыкальные театры и даже стадионы (на такой охват социальных площадок претендовали соответствующие стили и направления), то в начале XXI в. музыка расширила границы и, благодаря влиянию цивилизационных процессов, «удвоила» свое присутствие в жизни общества и отдельного человека, развернувшись в сторону сети Интернет. Незаметно, последовательно и неизбежно она добавила к своему жанрово-ви-довому статусу искусства статус коммуникационного инструмента и стала «виртуальным продолжением» личности, его технически-эмоционально-информационным ego. Ее участие и роль в жизни современного человека (преимущественно молодого) можно сравнить с необходимостью иметь мобильный телефон, планшетный компьютер, смартфон или иной новомодный многофункциональный гаджет-продукт. Интернет и массовая культура породили своеобразную моду на музыку. Изменилась ее среда бытования. Она всегда рядом - здесь и сейчас. Она стала информационным объектом, художественно-эстетическим симулякром, заместителем реально «звучащего мира» и творческой деятельности музыкантов. Во многом это связано с заказом
общества на потребление, на игровые формы досуга, альтернативные переживания - те ценности массовой культуры постиндустриального общества, которые сформировали и продолжают формировать исключительно потребительскую идеологию и «механизмы психологической компенсации и рекреации» [1].
Новая коммуникационная среда адаптирует человека к постоянно меняющимся условиям его существования, помогая устанавливать контакт с внешним миром, «оберегая человека от отчуждения и связанного с ним одиночества» [2]. Нередко эта адаптация сводится к «пассивному подчинению социальным нормам, где личность полностью или частично нивелируется, а целью ее развития становится не выявление индивидуального, не развитие творческого потенциала, а растворение личностного потенциала во всеобщем» [3]. Такова ситуация, сложившаяся в эпоху «Аватара» и актуального искусства.
Музыка увлекает в свой иллюзорный мир «всеобщего бытия» интернет-пространства с его практически неограниченными адаптационными и информационными возможностями. Многие отечественные исследователи современной культуры (А. Н. Ильин, Л. Е. Климова, А. В. Костина, Э. С. Маркарян, А. Я. Флиер и др.) отмечают несоответствие личности, которая мечется между социализацией и индивидуализацией, традиционностью и обновлением, нормативностью и свободой, групповой и персональной идентификацией и иными противоречиями культуры. Э. Фромм проблематизировал данный процесс формулой «иметь или быть», констатируя превращение личности из субъекта в объект бытия. Как бы то ни было, музыка, благодаря своей охранительной функции, гарантирует «сетевому человеку» (человеку Интернета) достаточно комфортную психологическую среду, которая, с одной стороны, оставляет его наедине с собой (экзистенциальный аспект проблемы «бытия-в-се-ти»), а с другой - делает его частью группы (коммуникационно-адаптивный аспект). Возможности Интернета «расшили» и расширили доступ к тому, что можно и хочется слушать, с чем можно и желательно идентифицировать себя в условиях сетевой анонимности/неанонимности. И за этой кажущейся доступностью абсорбируется воздействие музыкального продукта на человека. Процесс слушания музыки остается слУшанием. Он не переводится в план слЫшания, где задействованы понимание, осмысление, интеллектуальное переживание, как при восприятии «живого» звука и живого исполнителя. В этом случае музыка становится калькой идентификации того, кто «кликает» ее (возможно, при этом включая в работу еще дополнительные каналы коммуникации).
В связи со сложившейся ситуацией эстетического и социального «двойничества», когда у музыкального произведения на первый план вышло не его образное содержание и не автор (автор зачастую неизвестен, известен в лучшем случае продюсер или компьютерный «хозяин» программы), видоизменился и привычный, традиционный характер восприятия музыки и отношения к ней, как изменилась собственно и ее эстетическая норма, сложившаяся еще в эпоху античности. При том, что Интернет задал определенный уровень свободы [4], обычный пользователь, с одной стороны, получил широкополосный формат практически мгновенного доступа к разной музыке, «живущей» в сети, с другой - он оказался заложником коммерциализированных форм, блокирующих быстрый и удобный (то есть бесплатный) контакт с желаемым произведением, композицией, треком, сайтом.
Рассматривая интернет-среду с позиций массового пользователя и массовой культуры, мы приходим к пониманию, что музыка в сети не дает устойчивого иммунитета для манипуляции с человеческим сознанием (в чем видится главная задача массовой культуры) уже потому, что сопротивляется чистой рациональности, прямолинейному дидактизму вербальных смыслов, апеллируя к неоднозначным смысловым коннотациям, выраженным на языке эмоций.
Что предлагает сетевая культура миллионам любителей музыки? Поищем ответ в тех же сетях. Только при запросе «классическая музыка» поисковики выдают разные результаты: Яндекс -3 млн, Google - 5,6 млн, но ясно одно: на запрос миллионов пользователей Интернет предлагает практически бесконечное количество произведений классики (или академической музыки), не говоря уже о поп-музыке и других «облегченных» образцах музыкальных композиций. В Интернете есть все - от примитивных рит-мо-мелодических матриц техно до компьютерных композиций и академических (традиционных) образцов авторской музыки.
Такова реальность интернет-среды, ее специфической культуры.
От толерантности - к мультикультурализму
Когда мы характеризуем сетевую культуру как пространство почти неконтролируемых и не регламентируемых коммуникаций, мы говорим о новом - информационном - бытии человечества, «о приходе нового информационного века, отмеченного самостоятельностью культуры по отношению к материальной основе нашего существования» [5]. Это качественное изменение жизни повлекло за собой изменение архитектоники устоявшихся дихотомий (коллективное - инди-
видуальное, чувственное - рациональное, социальное - экзистенциальное, национальное - глобальное) с их взаимоинверсионностью и подменой.
Сумма данных категорий образует поле идентичности, характерное для сетевой культуры, поскольку является морфологической и, вместе с тем, эстетической характеристикой этнокультурной фрагментации социума. В отличие от мира господствующей традиционной культуры, детерминированной нормами, идеологической выверен-ностью, преемственностью традиций, изучать идентичность и мультикультурализм непросто, но необходимо и важно. Необходимо, поскольку совокупность равных культур в сетевой среде жизнетворчества предстает в текучей изменчивости рождающихся и постоянно ускользающих (а иногда исчезающих) форм. Важно -потому, что эти формы не отлиты в законченные и наследуемые конструкты, а влияние их на общество в его историческом, социокультурном, динамическом охвате чрезвычайно велико.
Следует также помнить, что концептуализация музыкальной идентичности в сетевой культуре, как и проблема сетевого общества в целом, образует одну из центральных тем дискуссии о культурном самосознании человека. Располагаясь в плоскости периферии виртуальной коммуникации (значительно уступающей коммуникации вербальной), тема сетевой онтологичности музыки является, на наш взгляд, далеко не факультативной.
Многие исследователи современной культуры (М. Кастельс, П. Бурдье, Ж. Делез, Ж. Бодрийар) в качестве базовой константы в системе коммуникации называют толерантность - свойство, определяющее терпимость к иному мировоззренческому модусу. Ее социальный статус близок мультикультурализму - с его требованием равноправия культурных моделей поведения, образа жизни, ценностей, идей, традиций, гендерных различий, эстетических предпочтений, что соответствует содержанию демократизма и многополярности мира (политический аспект), информационной и личностной свободы (психологический аспект). Ситуация, уходящая корнями в глубокую архаику. Сегодня она описывается в терминах, восходящих к концепции К. Шеннона, исследовавшего пропускную способность каналов связи [6], особенно в его совместной с У. Уиве-ром работе «Математическая теория связи», содержание которой сводится к пониманию информации как характеристике почти безграничных возможностей системы. Мы реально наблюдаем, как идущий от мифологии императив правового и культурного равенства, выражаемый в терминах толерантность/мультикультуральность [7], пытается «избавить» современное общество от
противопоставления «свой - чужой - чуждый», совершая свое путешествие в то время, когда культура была гомогенной, и когда человек был органичен природе и самому себе. В определенном смысле иллюзию этой органики и предлагает Интернет - с его информационной открытостью и анонимностью, свойством истинной и ложной идентичности.
Понятие сетевого общества, по мысли Мануэля Кастельса, его обосновавшего [8], означает характеристику постиндустриальной эпохи, основу которой составляют не только информационные технологии и медиасети, но и перманентно трансформирующиеся экономика, труд, культура, политика, государственные институции и, в конечном счете, пространство и время, потоки интеллектуальных идей, образов, концептов. В ситуации мультикультуральности мы имеем дело с множественностью идентичностей и множественными контекстами ее интерпретации.
Историко-культурный опыт дает понять, что каждый человек - неповторимая индивидуальность, каждый имеет свои вкусы, привычки, увлечения и профессиональные интересы, свои симпатии и антипатии и, тем самым, создает среду своего обитания. Но одновременно каждый из нас - часть целого и стремится идентифицировать себя с определенной социальной группой. Идентификация апеллирует к чувству «мы», предполагает отождествление человеком себя с коллективом как «своим» и, тем самым, отделение себя от всего «чужого». Но идентификация предполагает открытость границ - миграцию индивида из одной общности в другую, постоянное открытие человеком самого себя, своей группы. И это понятно. Человек становится человеком благодаря конкретной культуре (или точнее -общению с конкретной культурой) и через нее. В эпоху господства сетей влияние культуры на человека, как, собственно, и преодоление культурных границ, заметно изменило ситуацию: сетевое общество предложило человечеству новые ритмы и скорости этого взаимовлияния, новые формы коммуникации - с безостановочным обменом информацией взаимодействующих систем.
Сетевая культура как продукт сетевого общества задает необходимые стандарты «транспортировки информации... возможность ее обработки» [9], а также способы коммуникации и восприятия, то есть все то, что характеризуется понятием дискурс социальности. Сегодня коммуникация посредством сети Интернет (или смс, смартфона, айфона) создает целую культуру общения, стиль мышления, при котором рождаются, сменяя друг друга, симулякры человека-творца.
Интернет - ключевое понятие для сложного синтеза коммуникационных каналов. Этот син-
тез коснулся и музыкальной сферы. Интернет стал территорией, где «мирно уживаются» все направления и стили, всех времен и народов: популярная, техно-музыка, высокая классика, рок и др. По мере развития сети как сугубо технического параметра компьютерных технологий музыка обретает новое качество социальной коммуникации: она маркирует персональную и групповую идентичность, возрастные особенности, эстетические предпочтения людей.
Ситуация, когда «музыка для всех» сменила парадигму «музыка для таких, как я», стала, с одной стороны, показательной с точки зрения эволюции массовой культуры в сторону новой (многоканальной) среды с действием принципа «поглощаем все и сразу» (нередко в одновременности), а с другой - выявила глобальную тенденцию, связанную с процессом деперсонализации и легитимации «прав человека». Однажды допущенная автором интернет-программы (или группой авторов) информация начинает жить в сети - нередко по законам анонимности, доступности и смешения, реализуя постмодернистский лозунг «смерти субъекта». Ее «плавающий» характер обнаруживает отсутствие фильтра на достоверность. Как Демон, скитается она во всемирной паутине, ломая порядок и устоявшуюся норму, существующую в реальном мире.
Психологи утверждают, что человек способен воспринимать информацию сразу из четырех каналов, не более. На музыкальном языке это означает «полифоничность» мышления. Но трудно себе представить, чтобы пользователь слушал музыку из четырех каналов одновременно и мог воспринимать во всей полноте содержательно-эстетическую сущность звучания. Здесь коренится то различение, которое специфично для сетевой музыки (или точнее - музыки в пространстве Интернет) и которое надо иметь в виду, анализируя ее сетевую форму бытования.
Скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, с кем и чем ты себя идентифицируешь
Проблема музыки в социальных сетях тесно связана с эволюцией интеллектуального опыта, восприятия и чувственности, а также с новым местом музыки в жизни социума. Интенсификация обмена звуковыми образами и интеллектуальными идеями в сетях не способна, как может показаться на первый взгляд, существенно повлиять на мировоззренческие установки, но способна уловить вектор движения траектории самоидентификации, которая, как полагают ученые, меняется в течение жизни.
В XXI в. главная магистраль коммуникации, влияющая на идентификацию, переместилась в пространство Интернета, где с еще большим ускорением рождались, рождаются и умирают социальные группы (или сообщества) и их музыкальные предпочтения. Интернет не просто моделирует коллективное сознание и процессы, в нем протекающие, он задает программы, формирующие реальность, причем эта проекция происходит в несравненно более высоком темпе, чем это было в предшествующую эпоху традиционных носителей информации. Интернет, по общему признанию философов, - это поле социального эксперимента, и, как считают Ж. Делёз и Ф. Гваттари, «расшивается» оно по принципу ри-зомы в противовес иерархизированной модели. Если в иерархической системе информационные потоки спускаются и контролируются сверху, то в ризоме поток информации идет по горизонтали (парадигмально) - по множественным пересекающимся каналам одновременно. Единая мировая информационная сеть организует человеческие активности в мобильные, изменчивые формы. Интернет как сеть - «вещь, эмпирически ненаблюдаемая», потому что пользователь «всегда "внутри" сети, сеть всегда его среда» [10]. Она выступает в роли «синергетической связи коммуникаций, сопряженной с актами познания и создания механизмов когерентности личности смыслообразующих систем» [11].
В реальном мире, чтобы идентифицировать человека, требуется узнать, что он читает или слушает и кто его друзья. В виртуальной реальности дело обстоит еще жестче - все люди делятся на читающих и не читающих, слушающих и не слушающих, а друзья и собеседники прячутся под никами, различного рода аватарами (они далеко не всегда являются личными фотографиями) и исчисляются сотнями, а иногда и тысячами. Известная поговорка «скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты», идентифицирует, скорее всего, не индивидуальность, а целую группу людей, увлекающихся определенным стилем, направлением и т. п. Достаточно привести статистику, лежащую на поверхности поисковых сайтов, чтобы понять масштаб причастных к феномену сетевой онтологичности музыки. Так, например, в крупнейших российских социальных сетях есть группы, участники которых являются любителями классической музыки. Их количество разное: «Вконтакте»- 119 266 (http:// vk.com/classicmusic), в «Одноклассниках» -6 321 человек (http://www.odnoklassniki.ru/ dk?st.cmd=altGroupRestricted&st.groupId = counddkicyocgbqzfek0riquyyazmjrmhbgf&st.ri=0&st.qh=-681885761&st._aid=LS_Group_name). При этом нетрудно заметить, что сеть «Вконтакте» - более молодежная, нежели «Одноклассники», а лю-
бителей классической музыки в ней в 18,9 раз больше.
Устанавливая в сети коммуникацию с новым собеседником, пользователь сначала тщательно изучает web-страничку предполагаемого собеседника. В анкете на данной страничке может не быть аватара с реальным изображением предполагаемого собеседника, могут быть заполнены некорректным образом поля анкеты, явным образом дающие понять, что это неверная информация. Так поступают те участники социальных сетей (например, «Одноклассники», «Вконтакте», «Фейсбук» и др.), которые нивелируют свою идентичность, пытаются спрятаться за маской выдуманной ими самими персоны. Но кто-то из них неосознанно дает шанс другим участникам приоткрыть свой внутренний мир благодаря прослушиванию любимых (загруженных на страничку) аудиозаписей. Эти записи становятся единственным средством «узнавания» человека, потому что на свою страничку пользователи добавляют только те аудио- и видеозаписи, которые регулярно просматриваются или прослушиваются владельцем странички. В данном случае мы имеем дело с понятием сборки музыкальных предпочтений. «Ты есть то, что ты слушаешь, а значит ты - наш пользователь» - вот девиз музыкальных порталов, которых в сетях множество. Приведем примеры некоторых сайтов, где живет музыка.
1. http://www.Myspace.com
Основатели портала - Том Андерсон и Крис Девульф. Это самая большая группа меломанов и музыкантов всех уровней и направлений, от звезды до домохозяйки.
2. http://www.jamendo.com
Сайт для исполнителей музыки, чтобы легко и удобно было ее продвигать. Музыка здесь распространяется на условиях различных лицензий Creative Commons и Free Art, а альбомы можно скачивать полностью с помощью BitTorrent и eDonkey.
3. http://musicdepo.ru
Сеть, где любой артист может совершенно бесплатно загрузить свои композиции для оценки, принять участие в конкурсе и получить шанс записать сингл в рек-студии или выиграть ценные подарки, а также получить профессиональную рецензию творчества.
4. http://www.loudcloud.fm
Платформа для объединения начинающих и профессиональных музыкантов, их фанатов, продюсеров, студий звукозаписи, звукорежиссеров.
5. http://www.onmusicstage.com
Музыкальная социальная сеть. Проект для
музыкантов, работников музыкальной и околомузыкальной индустрии, а также любителей музыки. На сайте предоставлена возможность создания профилей исполнителей и групп, персо-
нальных профилей, размещение фото-, видео- и музыкального контента.
Музыкальные порталы - это мощная информационная музыкальная база (исполнители, площадки, аудио- и видеоматериалы, репетиционные базы, анонсы и афиша мероприятий, новости, обзоры концертов, рецензии релизов, интервью и другого рода материалы), рассчитанная, прежде всего, на музыкантов и работников музыкального бизнеса и представляющая собой удобную площадку для общения и поиска новых слушателей, партнеров, коллег, друзей и близких по духу людей. Отличительной особенностью проекта является круглосуточное онлайн вещание, состоящее из музыкального видео, авторских передач, репортажей и программ.
Музыкальные клипы, новинки, уникальные живые выступления музыкальных коллективов в концертном «бункере» OnMusicStage.com и на известных концертных площадках, фото и видеорепортажи, интервью, анонсы концертов и музыкальных мероприятий, новости, авторские передачи и программы - вот то, что позволяет гостям проекта ONMUSICSTAGE.COM стать постоянными пользователями данного ресурса. Отметим также, что в настоящее время около 50% вещания составляют музыкальные клипы (в том числе и на портале ONMUSICSTAGE.COM).
Несомненно, любой музыкальный портал -это виртуальное множество - в том понимании, какое предлагают нам идеологи постмодернизма Делез и Гваттари [12]. Множественное имеет ризомный прообраз и разворачивается как нечто альтернативное единству. В Интернете музыка выступает репрезентантом этого множества. Таким образом, мы имеем дело с сетевым обществом как целым множеством и с интернет-ресурсом, аккумулирующим конкретные музыкальные продукты (файлы), как еще одним множеством.
Что предлагают самые популярные социальные сети в плане «музыкальной продукции»? Для ответа обратимся к социальной сети «Вконтакте».
Во-первых, каждый пользователь может завести «Вконтакте» раздел «Моя музыка» и добавлять туда любимые песни: либо из гигантской библиотеки проекта, либо свои. Эти песни можно включать и слушать в любой момент. Кроме того, данный раздел часто открыт для других пользователей - так что можно легко выяснить музыкальные предпочтения того или иного человека.
Во-вторых, на страничке «Вконтакте» у каждого пользователя есть «Стена», где могут оставлять сообщения пользователь, его друзья, все пользователи - в зависимости от настроек приватности. Сообщения эти могут быть разного типа:
картинки, рисунки, тексты, музыка, опросы... Песня, размещенная на своей «Стене», попадает в ленту новостей, и ее видят все друзья. С другой стороны, можно разместить песню на стене у друга или прислать ее личным сообщением.
В-третьих, как следствие второго, можно говорить о появлении нового ритуала ухаживания - размещение песен на стене у человека, с которым хочешь пофлиртовать. Есть даже такая шутка: «Я ей песни на стену кидал, а она пошла на свидание с другим.» Но и без ухаживания обмен музыкой через стену или личные сообщения является заметной частью социальных контактов.
В-четвертых, в социальных сетях есть радио различных стилей и направлений. Для себя я выделяю «Кассандру» - основываясь на списке «Моей музыки», это приложение предлагает песни не из списка - и зачастую очень удачно. Контакт - это кладезь различной музыки, и когда хочется чего-то нового - всегда можно посмотреть списки музыки друзей или запустить вот такое радио. А раньше для этого нужно было покупать кассету и гадать, понравится тебе это или нет. А можно и старые любимые записи найти - через поиск.
В-пятых, еще один нюанс - в разделе «Моя музыка» можно видеть то, что в данный момент слушают твои друзья, что тоже достаточно интересно. Также прослушиваемая музыка может отображаться в «статусе» - сообщении, которое расположено около фамилии пользователя.
Виртуальное «лицо» каждого портала, у которого, безусловно, есть «хозяева» (люди, запустившие сетевой «вирус» в интернет-пространство), «прорисовывается» благодаря первоначально заданной философии выбора. Оно, по сути, самореферентно, то есть само себя описывает, как если бы у портала был «дирижер-летописец». В ситуации мультикультурности саморефе-рентность и следует рассматривать как одну из форм новой идентичности.
Коммуникация как образ жизни: вызов сетей продолжается
У музыки и сетей много общего в плане функционирования. Во-первых, сетевая культура - это открытая структура, к которой вполне прило-жима диссипативная функция, контролирующая процесс перехода от устойчивости к неустойчивости, от инвариантности - к вариативности. На балансе устой - неустой базируется вся тональная музыка. Во-вторых, становление идентичности посредством музыки, как и в целом, в сетевой культуре сегодня еще не изучено. Это связано с тем, что человек находится в постоянном поиске себя самого как индивида и как части
социума. По сути, он полиидентичен и «ориентируется не только и даже, может быть, не столько на себя, сколько на чужого, то есть, в конце концов, на то отражение, которое и сделало возможным знакомство с самим собой» [13].
Если рассматривать музыку как язык коммуникации, то с появлением Интернета эта коммуникативная функция развивается по нарастающей экспоненте - она работает в межличностных отношениях пользователей, музыкальные предпочтения которых просматриваются в отдельных социальных группах, объединенных одинаковой любовью к тем или иным музыкальным стилям, эпохам, направлениям, произведениям, авторам, группам.
Главное в условиях сетевой среды музыки -это воспитание нового мышления, основанного на клиповой (коллажной) матрице, когда слух усваивает, а память удерживает (а один клик мыши воспроизводит) трудноизмеримый объем музыкальной информации, которую затем пользователь отфильтровывает и «присваивает». Такой тип мышления-присвоения дает основание считать, что сеть подарила «вторичную» или виртуальную форму бытия музыки, где нет посредника, или он невидим и навсегда стагнирован, где нет сиюминутного со-переживания, свойственного восприятию «живой», на-глазах-исполняемой музыки, нет этого академического триумвирата «композитор - исполнитель - слушатель».
В своем многотомном труде «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» испанский социолог М. Кастельс, сетуя на сложный характер взаимодействия между технологией, обществом, экономикой, культурой и политикой, не скрывает своего пессимизма, уведомляя о том, что не всякое технологическое развитие общества ведет к лучшему. В предисловии к русскому изданию первого тома он предупреждает, что преобразование мира «целиком и полностью будет зависеть от нас, от того, как мы, люди, используем. технологии и приспосабливаем к нашим нуждам, нашим мечтам, нашим проектам в конкретных жизненных условиях в каждом обществе и для каждого человека», целиком и полностью «будет зависеть от нас» [14]. Применительно к музыке, которая прочно обосновалась в социальных сетях и практически выступила маркером глобальной культуры, это означает выбор ответа на вопросы: преодолеет ли человек посредством определенных музыкальных предпочтений свое национальное Я и растворится в мультикультуральной идентичности? Или присоединится к «групповым стратегиям выживания»? А, может быть, открывая миры музыкального «гастронома», продукции которого в сетях достаточно и даже более того, он сохранит свою непоколебимую
устойчивость личностного, индивидуального самовыражения и развития?
Сетевая жизнь музыки, если воспользоваться характеристикой Дюркгейма, «состоит... из ряда свободных течений, которые постоянно находятся в процессе преобразований и не могут быть схвачены взором наблюдателя» [15]. Исследователю остается продолжать наблюдение над появлением новых «ячеек» музыки в Интернете, накапливать эмпирическую базу, совершенствовать методологию, чтобы виртуальному вызову подготовить достойный ответ.
Примечания
1. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Изд. 5-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. С. 130.
2. Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). Омск: Амфора, 2010. С. 220.
3. Костина А. В. Указ. соч. С. 120.
4. Свобода в данном случае нами понимается в антропологическом смысле - как свобода выбора индивидом той музыки, с которой возникает личностное единение (самоидентичность).
5. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постидустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. 505
6. Shanon С. Е., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. N. Y.: Urbana, 1949.
7. Термин «мультикультуральность» получил обоснование как аналог понятия «глобализация», первоначально в сфере популярной музыки. См.: ФлиерА. Я. Мультикультуральность. URL: http://www.ifapcom.ru/ files/Monitormg/flier_multiculturaHty.pdf
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
9. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 61.
10. Аршинов В. И., Данилов Ю. А, Тарасенко В. В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации. URL: http://topref.ru/referat/160610.html
11. Там же.
12. Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996.
13. Цивьян Т. В. Взгляд на себя через посредника: «Себя, как в зеркале я вижу...» // Семиотические путешествия. СПб., 2001. С. 12.
14. Кастельс М. Указ. соч.
15. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/_Soc_02.php
УДК 7(470):316.75
Ю. И. Колобова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ БИОГРАФИИ ПОКОЛЕНИЯ «ВОЕННОЙ ЭМИГРАЦИИ»
Данная статья посвящена проблеме методологической разработки биографии поколения «военной эмиграции» в историко-культурном контексте.
The article is devoted to the problem of methodological development to biographies of the «military emigration» generation in historiс-cultural context.
Ключевые слова: память, забвение, биография, историко-культурная биография, «военная эмиграция».
Keywords: memory, oblivion, biography, historic-cultural biography, «military emigration».
1. Проблема памяти и забвения
в изучении культуры русской эмиграции
Обращение к анализу важнейших событий в истории культуры (в первую очередь к тем, которые на долгое время были исключены из коллективной памяти целого народа) является одним из важнейших условий обретения «размытого» сегодня чувства национальной идентичности. Сейчас уже становится очевидным, что людей в единую общность связывают не только значимые для них коллективные воспоминания, но и вытесненные из памяти имена и события. Для объективного постижения истории для каждого поколения (выступающего в качестве некоего рода культурно-исторической идентичности) оказывается важным «выиграть войну за сохранение памяти» (О. Файджес). Л. К. Чуковская в своей книге «Процесс исключения», комментируя ситуацию выживания в неблагоприятных политических обстоятельствах, отмечала, что условиям тотальной лжи и фальсификации может противостоять только стойкая память, «неизвестно кем хранимая, неизвестно на чем держащаяся, но упорная в своей <...> работе» [1]. Государство, продолжает она, «проделывает огромную работу для того, чтобы сделать бывшее небывшим», заталкивая «прошедшее в небытие». В результате новые поколения могут толком ничего и не узнать, и не осмыслить, и «не выведут для себя из истории отцов и дедов никакого урока» [2].
Анализ текущей политической ситуации (не говоря уже о событиях недавнего времени) демонстрирует подобное явное или скрытое «сведение счетов» с прошлым. Со стороны как отдель-
© Колобова Ю. И., 2013