Научная статья на тему 'Новое качество социально-трудовых отношений в экономике знаний'

Новое качество социально-трудовых отношений в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL AND LABOR RELATIONS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INTELLIGENT PRODUCTION / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕНТА / INTELLECTUAL ANNUITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Янченко Е. В.

Статья посвящена отношениям, складывающимся между участниками трудового процесса в экономике знаний. Экономика знаний базируется на интеллектуальном производстве создании и использовании знаний и информации. Это обусловливает появление специфических черт в системе социально-трудовых отношений и детерминирует их новое качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to relations between the parties evolved in the labor process in the knowledge economy. Knowledge economy is based on intellectual production the creation and use of knowledge and information. This makes the appearance of specific features in the socio-labor relations and determines their new level of quality.

Текст научной работы на тему «Новое качество социально-трудовых отношений в экономике знаний»

интеллект меняет... связи

новое качество социально-трудовых отношений

в экономике знаний

Современный этап развития социально-экономической системы характеризуется переходом к постиндустриальному, информационному обществу, или экономике, основанной на знаниях. Повышается научный и практический интерес к исследованию трудовых отношений, складывающихся в новой экономике. В их гармонизации видится источник роста эффективности и прогресса всей социально-экономической системы.

Янченко Е.В.

доцент кафедры экономической теории и учений, Саратовский государственный технический университет [email protected]

Знания, точнее их производство, распределение и потребление, имеют собственную экономику, отличную от экономики материального производства или сферы услуг. Само понятие «экономика знаний» отражает совокупность отношений по поводу создания, распространения, использования знаний, а также основанных на знании благ. Однако масштабы производства и распространения знаний и информации в современном обществе настолько велики, что экономика знаний из сферы превращается в способ общественного производства в противовес, например, капиталистическому способу производства. Ее экспансия сопровождается изменениями в трудовой сфере. Усиливается интеллектуально- и гносеоемкость последней. Возрастает значимость креативных способностей и неал-горитмируемых навыков в труде. Снижается доля пролетариата на фоне повышения доли высококвалифицированных работников. Формируется «класс интеллектуалов» [1]. Усиливаются постматериалистические мотивации в трудовой деятельности - стремление к самоактуализации, творчеству, получению неповторимых результатов. В силу неограниченности и большей демократичности знаний и информации, нежели традиционных про-

изводственных факторов - земли и капитала, нарастают тенденции гуманизации и демократизации на производстве. Экономические критерии построения иерархии власти и подчинения все больше замещаются интеллектуальными, когнитивными. Распределение доходов осуществляется не столько по затратам вещественного, сколько интеллектуального капитала.

Перечисленные выше тенденции позволяют очертить контур, в котором развиваются социально-трудовые отношения. Они сочетают в себе общие черты, присущие социально-трудовым отношениям вообще, в любом обществе, и специфические, возникающие именно на современном этапе - этапе становления экономики знаний. Соотнесение «общего» и «специфического» позволяет выявить новое качество социально-трудовых отношений. Общие черты системы социально-трудовых отношений - это «труд» как конституирующий признак и социальный характер. Социально-трудовые отношения прямо или косвенно связаны с трудом и осуществляются в связи с трудовой деятельностью и по поводу труда. Они социальны, поскольку формируются в обществе, между людьми, определяются характером взаимодействия людей в трудовой сфере. Такие общие черты как целостность, упорядоченность, устойчивость, подвижность, противоречивость характеризуют социально-трудовые отношения как систему. Специфические черты современной системы социально-трудовых отношений формируются в процессе перехода общества на новый этап развития. Изменяется состав субъектов и объектов, трансформируется структура. В качестве традиционных субъектов фигурируют те, кто вступают в отношения. Например: работник, работодатель, государство; рабочие-повременщики, рабочие-сдельщики; административно-управленческий персонал; уволенные работники, предприятие, государство; и т.п. Классификация происходит в зависимости от принадлежности к группам, имеющим общие интересы в социально-трудовой сфере.

Ключевые слова:

экономика знаний,

социально-трудовые

отношения,

интеллектуальное

производство,

знания,

информация,

интеллектуальный

капитал,

интеллектуальная рента

экономика знаний

узкии специалист

замещается

работником

«широкого

диапазона»,

способным

проводить

ранжирование,

оценку,

творческий синтез

информации,

проникать

в суть проблемной

ситуации

и оптимизировать производственные

процессы

Уже сегодня состав субъектов расширяется за счет участников интеллектуального производства, например:

заказчик - создатель интеллектуального продукта;

агенты - принципал виртуальной организации;

потребители знаний - создатели - распространители.

Объекты социально-трудовых отношений дифференцируются по уровням. На макроуровне - это:

• межотраслевое нормирование, стандарты в области безопасности труда и занятости;

• рамочные условия функционирования рынка труда;

ланирование и учет труда в общественном секторе экономики; элементы социального страхования; законодательные нормы, регламентирующие материальное стимулирование и оплату труда. На микроуровне объектами социально-трудовых отношений выступают:

• условия и охрана труда;

• оплата и материальное стимулирование;

• нормы затрат труда и трудовой дисциплины;

• мотивация деятельности и ценности;

• трудовые функции;

• оценка и учет трудовых результатов;

• социальная защита;

• развитие персонала [2]. Сегодня к ним добавляются:

• информационная безопасность;

• права на интеллектуальный продукт;

• доступ к интеллектуальным ресурсам организации;

• интеллектуальная рента и т.п.

В зависимости от объекта социально-трудовые отношения можно квалифицировать как технико-технологические, организационные, социально-экономические. Специфические черты системы социально-трудовых отношений проявлялись дискретно в процессе исторического развития под влиянием научно-технического и социального прогресса. На сегодняшний день они обнару-

живаются и в технико-технологических, организационных и в социально-экономических отношениях.

Технико-технологические отношения складываются в системе «человек-машина», возникая из взаимодействия работника с техникой. Собственно отношения проявляются как трудовые взаимосвязи людей, которые «расставляются» в производственном процессе согласно технологии. Это отношения кооперации, разделения труда; обучения работе с техникой; контроля соблюдения норм технологии; координации и корректировки в процессе производства и т.п.

Новая система заменяет конвейер - основу прежней индустриальной экономики. Ее определяют как систему оборудования, в которой, по крайней мере, один из компонентов является человеком, время от времени производящим взаимодействие или вмешательство по отношению к операциям машины. Труд более не сводится к выполнению физических операций «человеческим мотором». Работник должен контролировать работу машин, следить за показаниями датчиков, дисплеев и немедленно реагировать на изменения ситуации.

Происходит расширение функций работника. «Частичный» работник (узкой специализации) замещается работником «широкого диапазона» - универсальным, способным проводить ранжирование, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемной ситуации и оптимизировать производственные процессы.

Специфику данных отношений обуславливает то, что в экономике знаний средствами и результатами труда становятся знания, информация, компьютерные и информационные технологии и даже интеллект создателя. Для создателей - работников собственно интеллектуального производства - имеет значение не столько материальные условия и характеристики труда (трудовое самоопределение, порядок найма-увольнения, интенсивность труда, оплата труда и материальное стимулирование,

в интеллектуальном производстве, опосредуемом индивидуальной интеллектуальной деятельностью создателя, технико-технологические отношения «размываются»

экономик

:а знаний

порядок разрешения трудовых конфликтов), сколько права на интеллектуальный продукт и условия ренты на интеллектуальный капитал. В интеллектуальном производстве, опосредуемом индивидуальной интеллектуальной деятельностью создателя, технико-технологические отношения «размываются». Кооперационные связи, которые в индустриальной экономике, составляли значительный блок, виртуализируются - осуществляются через компьютер и другие современные средства коммуникации и обмена информацией. Распространяются формы виртуальной и дистанционной занятости. Благодаря им создатели интеллектуальных продуктов более свободны в выборе режима труда и отдыха, самостоятельно устанавливает регламент работы, что положительно влияет на производительность и качество результата. Интеллект - это средство индивидуальной интеллектуальной деятельности, как и большинство других вещественных ее средств, например, компьютера или айфона. Индивидуализация средств труда обусловливает индивидуализацию организации труда. На индустриальном этапе преобладал «тейлоризм» с его системой «выжимания пота» и капиталистической эксплуатацией. Значительный блок социально-трудовых отношений формировался между работодателем и наемным работником на предмет условий труда и качества трудовой жизни (социальных гарантий и льгот, режима труда и отдыха, порядка работы, обязанностей и ответственности, дисциплины труда). В экономике знаний, где беспрецедентно распространяется интеллектуальное производство, данные отношения больше либерализованы, менее формализованы, не столь строго детерминированы. Они выходят за рамки жестко рационалистических функций организации труда.

Трансформируется роль и функции работодателя как участника социально-трудовых отношений. В экономике знаний его миссия -«высвободить заключенный в знаниях потенциал», «управление знаниями», формирование

создатели

интеллектуальных

продуктов

более свободны

в выборе режима

труда и отдыха,

самостоятельно

устанавливает

регламент работы

«спирали знаний», «когда неизвестные (неявные) знания выявляются, распространяются, становятся частью каждой индивидуальной базы знаний» [3]. Его «новая» обязанность -создание условий для самоактуализации работника, благоприятной «ноосферы» на рабочем месте. Неотъемлемые ее составляющие - психологический комфорт, бесконфликтность, отношения взаимосвязи и взаимовыручки в коллективе, отсутствие дестабилизирующих психологических факторов, свобода и достоинство творческой личности. Социально-трудовые отношения в экономике знаний более демократичны. Их характеризуют как «сотрудничество коллектива с администрацией» и даже как «интеграцию коллектива с предприятием» [4]. Это подразумевает гибкие формы управления трудом, партисипатив-ность, расширение прав работников. К работнику, формально не относящегося к категории менеджмента, предъявляются особые интеллектуальные требования. Он должен быть более креативным, способным реагировать на изменения, что раньше считались исключительной прерогативой менеджеров или организаторов производства. По сути, размывается граница между менеджерами и работниками, «уплощается» управленческая вертикаль, социально-трудовые отношения все больше перемещаются из вертикальной в горизонтальную плоскость. Новое качество социально-трудовых отношений обуславливает отход от иерархической, бюрократической, авторитарной организации в сторону многомерной организации нового типа, широко использующей гетероструктуры и принципы демократизации и самоуправления. Организация превращается в сообщество единомышленников, а иерархическая пирамида - в сеть равнозначных сообществ. Место менеджера занимает лидер, рабочую группу замещает команда. Внутри - партнерские отношения и солидаризация. Классические инструменты принуждения вытесняются механизмами достижения консенсуса. Социально-экономические отношения обуславливаются экономическими инте-

размывается

граница между

менеджерами

и работниками,

«уплощается»

управленческая

вертикаль,

социально-

трудовые

отношения

все больше

перемещаются

из вертикальной

в горизонтальную

плоскость

Литература

1. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе / Иноземцев В.Л. // Социологические исследования. - 2000. - №6. -с.67-77.

2. Подробнее, например, Белкин В.Н. Экономическая теория труда / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина; отв. ред. А. И. Татаркин; Ин-т экономики УрО РАН. - М.: Экономика, 2007. - 351 с. - ISBN 9785-282-02728-0. - С. 121130

3. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Мильнер Б. // Вопросы экономики. - 1999. - № 9. - С. 112.

4. Михнева С.Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство ичеловеческий капитал / Михнева С.Г. // Инновации. - 2003. -№1. - С. 56.

ресами участников трудовой деятельности. Специфика данных отношений в экономике знаний в том, что в них включается интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, нематериальные активы - знания и информация в той или иной степени их овеществления. Создатель интеллектуального продукта - новых знаний и информации, является носителем интеллектуального капитала. При этом знания и информация не могут отчуждаться от их носителя. В социально-экономические отношения по поводу использования, присвоения знаний и информации может вступать неограниченное число участников и общество в целом. В то же время, знания, инновации становятся источником постоянного высокого дохода - ренты на интеллектуальный капитал. Она проявляется не только в материальной форме - дохода от продажи лицензий, прав интеллектуальной собственности. Возможны такие формы, которые влияют на доход опосредованно (премии, доплаты, участие в прибылях, бонусы), вне-производственные льготы от организации, стопроцентная оплата больничных листов, гарантированное пенсионное обеспечение, возможность обучения и переквалификации за счет фирмы, профессиональное и карьерное продвижение.

Новое качество социально-трудовых отношений в экономике знаний обуславливает изменение механизмов их государственного регулирования. Происходит становление института социального партнерства, адекватного семантике интеллектуального производства. Сегодня роль государства заключается в создании равных стартовых возможностей для всех посредством выработки рамочных законов в социально-трудовой сфере. Такие законы обеспечат определенный уровень и качество трудовой жизни, адекватные экономике знаний, то есть обществу свободы творчества и самореализации граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.