Научная статья на тему 'Модель модернизации системы трудовых отношений на российских предприятиях'

Модель модернизации системы трудовых отношений на российских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова О.А.

В статье рассматриваются вопросы системы трудовых отношений и их модель модернизации в экономике знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель модернизации системы трудовых отношений на российских предприятиях»

6

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

ЭКОНОМИКА

МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

О. А. Антонова

Институт экономики РАН, Челябинск

В статье рассматриваются вопросы системы трудовых отношений и их модель модернизации в экономике знаний.

Ключевые слова: модернизация трудовых отношений, модель модернизации системы трудовых отношений, экономика знаний, инновационные трудовые отношения.

Интеграция российских предприятий в международную конкуренцию неизбежно приведет к пониманию того, что конкурировать необходимо будет в новых условиях, в форме «экономики знаний». Развитие промышленных предприятий в условиях становления экономики основанной на знаниях, требует проведения принципиально новых социально-экономических, организационно-экономических, организационно-управленческих реформ с целью построения инновационной модели системы трудовых отношений на предприятии. В связи с этим, необходимо пересмотреть подход в целом к промышленным предприятиям в условиях экономики знаний. Основным элементом индустриальной экономики выступают наукоёмкие промышленные предприятия, тогда как основным элементом экономики знания выступают наукоемкие инновационно-образовательные центры, - особого рода предприятия, предоставляющие интеллектуальные услуги по производству, использованию и распространению различных видов знаний. Степень системной трансформации всех сфер национальной экономики определяется интенсификацией процесса формирования наукоёмких инновационно-образовательных «генераторов», что порождает глобальную иерархию национальных экономик, приводящую к неравномерному развитию в мировом масштабе. В прикладном аспекте это означает, что в экономике знания только подобные центры способны генерировать позитивные макроэкономические эффекты в сферах глобальной конкурентоспособности [2].

Экономика знаний на предприятиях представляет собой определенный тип экономического развития, предшествующий постиндустриальному производству, который основан на интеллектуализации основных факторов производства, применение научных исследований. Признание того, что знания на предприятии, приносящие доход, являются одним из основных ресурсов и факторов производства, позволяющих сэкономить другие виды ресурсов. Т е. по сути можно говорить о том, что интеллектуальный капитал предприятия является фундаментом экономики знаний предприятия. Трудовые отношения, хотя и косвенно, но способствуют производству знаний. С этой точки зрения, трудовые отношения можно рассматривать как отношения, складывающиеся между работодателями и наемными работниками, по поводу производства знаний, которые приносят доход в виде добавленной стоимости, экономят другие виды ресурсов предприятия, с целью конкурентоспособности и эффективности. Как правило, об экономике знаний говорится на макроэкономическом уровне, на микроэкономическом уровне в основном употребляют понятие управление знаниями.

Экономика знаний на макроэкономическом уровне в России получит наиболее полную реализацию, если в ней будет заинтересован определенный круг субъектов: государство, работодатели, наемные работники, общество в целом. В настоящее время со

ЭКОНОМИКА

7

стороны государства идут только декларации о переходе к экономике знаний, инновационной экономике, реализация пока идет только на бумаге, словах и создании Советов при Президенте. Многие предприятия заинтересованы в инновационном развитии, но как правило, только теоретически, так как на практике экономика страны монополизирована и конкуренция, которая является мотивирующим фактором заниматься инновациями практически отсутствует. Монополизация, коррупция, зависимость российской экономики от мировых цен на природные ресурсы, а не от производительности труда все это тормозит экономическое развитие, переход к постиндустриальному обществу. Объявленная модернизация экономики не нашла широкой поддержки. Так как заявленная цель модернизации экономики никак не отвечает интересам власти сросшейся с капиталом олигархов и монополистов.

Модернизация экономики и социально- трудовых отношений затруднена не только на макроуровне. Переход к постиндустриальному обществу и экономике знаний обусловило формированием специфических требований к процессу модернизации трудовых отношений на предприятиях.

Все это свидетельствует о том, что сегодня назрела как теоретическая, так и практическая потребность в разработке модели инновационной модернизации системы трудовых отношений предприятия, в условиях становления экономики основанной на знаниях. Такая модель должна не только вскрыть экономический контекст модернизации, но и отразить реальную значимость трудовых отношений предприятия как системного элемента экономики знаний.

Как известно, система трудовых отношений на предприятии состоит из пяти видов отношений [1]:

- технологические трудовые отношения;

- кооперационные трудовые отношения;

- экономические трудовые отношения;

- нравственные трудовые отношения;

- отношения ответственности.

Субъектами трудовых отношений выступают в зависимости от:

- организационной структуры: организация, структурные подразделения, работники;

- социально-профессионального состава персонала: рабочие-сдельщики, рабочие-повременщики, руководители, специалисты, служащие.

Объектами трудовых отношений выступают следующие элементы: разделение и кооперация труда, оплата труда, оценка труда, нормы выработки, дисциплина, условия труда, моральное поощрение, планирование, учет, контроль труда, правила внутреннего трудового распорядка и т. д.

По нашему мнению, в систему трудовых отношений предприятия в экономике знаний необходимо добавить еще один вид отношений, инновационные трудовые отношения.

В инновационных трудовых отношениях роль собственников предприятия (извне системы трудовых отношений), а работодателей (внутри системы) будет заключаться, в создании таких условий для работников, которые позволят более полно реализовать инновационный трудовой потенциал, что в свою очередь позволит увеличить добавленную стоимость от человеческого и интеллектуального капиталов.

В качестве модели модернизации системы трудовых отношений на предприятии в экономике знаний выступает «пяти- спиралевидная модель» в виде взаимодействия между государством, наукоемким инновационно-образовательным центром, собственником, работодателем, работником (рис. 1).

8

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 1 (26)

Рис. 1. Модель модернизации системы трудовых отношений в экономике знаний (составленоавторомв ходе исследования)

Данная модель может быть интерпретирована как движение от институционального строения трудовых отношений к эволюционной модели организации экономических отношений. В прикладном аспекте это означает,

что глубинный экономический смысл инновационной модернизации трудовых отношений в условиях экономики знания состоит в оптимальной связи работника, работодателя, собственника, вузовской и властной среды. Таким образом, модель пяти спиралей позволяет выделить сектор знаний как базовый элемент инновационной экономической системы, который порождает проблему оптимизации взаимодействия пяти принципиальноразных механизмов функционирования,присущихкаждому из названных секторов.

Роль государства в данной модели заключается (извне системы трудовых отношений) в том, чтобы в кратчайшие сроки произвести переход от индустриального типа экономического развития к постиндустриальному и создание предпосылок к инновационному прорыву в экономику знаний, где главным субъектом экономики будет выступать мегакорпоративный инновационно-образовательный центр (а доминирующим результатом производства - некое научно-техническое знание). В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы представлена занятостью не в сфере материального производства или в секторе распределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, технологии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний, что в прикладном аспекте требует проведения соответствующей политики на рынке труда.

Роль инновационно-образовательных центров в модернизации трудовых отношений (извне системы трудовых отношений), состоит в оказании образовательных услуг обучения персонала инновационного характера по мере реального становления экономики знания, превращающая рынок образовательных услуг в основной элемент системы экономики знания. В прикладном аспекте это означает, что под воздействием глобальных и национальных макроэкономических изменений и новой технологии образования современные рынки образовательных услуг превращаются в сложнейшие технические системы, в совокупности образующие самую капиталоемкую отрасль экономики знания [2].

Роль собственников предприятий (извне системы трудовых отношений) в модернизации трудовых отношений в создании таких условий для работодателей и работников, ко-

ЭКОНОМИКА

9

торые позволят более полно реализовать инновационный трудовой потенциал, что в свою очередь позволит увеличить добавленную стоимость от человеческого и интеллектуального капиталов. Роль работодателей предприятий (внутри системы трудовых отношений) в модернизации трудовых отношений заключается в разработке и реализации концепции инновационно-трудовых отношений, где в рамках законодательства реализуются права и обязанности работодателей и работников во всех видах трудовых отношений. Основой таких отношений должны выступать не только информационно-коммуникационные технологии, но и честность, доверие, ответственность, гуманизация труда, демократизация производства, качество трудовой жизни, рабочий контроль, нахождение баланса экономических интересов социально-профессиональных групп работников, оценка и оплата инновационной активности персонала. Таким образом, концепция инновационно-трудовых отношений должна строится на специфической производственной триаде - знания, инновации, технологии - как базовых факторов конкурентоспособности. Генерация и использование знаний является главным критерием для предприятий в аспекте развития экономики и поддержания конкурентных преимуществ. В прикладном аспекте это означает необходимость переосмысления традиционного права собственности и конкурентного механизма использования нематериального капитала, инновации и технологии [2].

Роль наемных работников (внутри системы трудовых отношений) в модернизации трудовых отношений состоит в проявлении инновационной активности, раскрытии своего трудового потенциала, ответственности за свое дело, в способности непрерывно обучаться, уметь генерировать новые знания в прикладные разработки.

Список литературы

1. Белкин, В. Н. Экономическая теория труда [Текст] / В. Н. Белкин, Н. А. Белкина; РАН, УрО, Институт экономики. - М. : ЗАО Издательство «Экономика», 2007. - 352 с.

2. Гоженко, К. Н. Экономика знания - императивная основа инновационной трансформации сферы образовательных услуг : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Кисловодск, 2012. - 38 с.

MODEL SYSTEM MODERNIZATION OF LABOR RELATIONS AT THE RUSSIAN ENTERPRISES

O. A. Antonova

Institute of Economics, Chelyabinsk. oobilan@rambler.ru

The article examines the industrial relations system and model of modernization in the knowledge economy. The author confirms that modern state of economics need to be re-establish because the heritage ofperiod of stagnation is to hard and destructive. The original idea of 5-turned economics are offered.

Keywords: modernization of labor relations model of modernization of labor relations, knowledge economy, innovative labor relations.

References

1. Belkin, V N. and Belkina, N. A. (2007), Ekonomicheskaya teoriya truda [= Economic theory of labor], RAN, UrO, Institut ekonomiki, ZAO Izdatel’stvo «Ekonomika», 352 p. (in Russ.).

2. Gozhenko, K. N. Ekonomika znaniya - imperativnaya osnova innovatsionnoy transfor-matsii sfery obrazovatel’nykh uslug [=Knowledge economy as a peremptory basis innovative transformation of educational services]: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk, Kislovodsk, 2012, 38 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.