Научная статья на тему 'Новое измерение российской геополитики'

Новое измерение российской геополитики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое измерение российской геополитики»

2/2007

Кафедра политологии и социологии

НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ

Экономическое оживление и укрепление современной российской экономики совпало с установлением в ряде стран ближнего зарубежья антироссийских политических режимов. Политические события в Грузии, Молдавии и на Украине в 2003-2005 гг. привели к значительному ослаблению российских позиций в этих регионах. Фактически невозможным стало продолжение прежнего российского внешнеполитического курса, ориентированного на сохранение СНГ в полном составе.

Возникшая геополитическая ситуация представляет собой новый вызов для России: либо окончательно утратить свое геополитическое лицо как великой державы, что недопустимо, либо изменить систему отношений с недружественными соседями. Прежде всего, это выход из множества явно устаревших политических и иных соглашений, противоречащих национальным интересам страны, и утверждение России на постсоветском пространстве в роли реального геополитического лидера соответственно своему экономическому и политическом весу. Отстаивание собственных позиций означает использование наиболее эффективных инструментов современной геополитической борьбы, прежде всего различных форм экономического давления, например, контроль за распространением высоких технологий или поставки энергоносителей.

В конце 2005г. президент Путин В.В. объявил о намерениях власти превратить страну в энергетическую газонефтяную сверхдержаву, вызвав повышенный интерес СМИ к новому политическому процессу [1,2]. Если данная цель будет достигнута, Россия займет положение не только крупнейшей экономической, но и геополитической державы.

Для характеристики российской внешнеполитической активности все чаще употребляется понятие "газовая геополитика". Это новое измерение геополитики России, одна из составляющих экономического, в первую очередь, топливно-энергетического давления

Кофанов А.В. Кофанов С.В.

на экономику недружественных политических режимов. Использование Россией сырьевых монополий в геополитических целях стало возможным благодаря произошедшим в российской экономике изменениям.

Логика экономического развития России последних десятилетий превратила ее в крупнейшего производителя и мирового поставщика энергоресурсов. Причем постоянное наращивание российского энергетического могущества уже достигло качественно нового рубежа, позволяющего перейти от стратегии выживания к утверждению господства на мировых рынках сырья, а, соответственно, и в мировой политике. Если даже нефтедобывающая Венесуэла, пытающаяся диктовать свои условия США, представляет реальную угрозу для энергетической безопасности Америки, то великая энергетическая держава в лице России способна заявить о своих национальных интересах в любом регионе мира. Запад давно пытался следовать аналогичным путем. Но у западных государств практически нет собственных запасов природных ресурсов. Поэтому практика утверждения мирового господства западных государств носила экспансионистский, колониальный характер. Всякий раз установлению западного контроля за добычей энергоресурсов в том или ином регионе мира предшествовало политическое или военное подавление неугодного режима. Но даже достижение этой цели не могло превратить страны Запада в энергетических лидеров мира. Все добываемое направлялось на их собственный экономический рост. Поэтому, потребляя значительное количество природных ресурсов, Запад панически боялся повышения цен на мировых рынках сырья, постоянно заботясь о сокращении спроса на энергоносители со стороны своих потребителей, более экономном их использовании. Тем не менее, экономия ресурсов обернулась для Запада производственной стагнацией, уничтожением многих промышленных производств.

Кафедра политологии и социологии

2/2007

Но и постоянно увеличивающийся экспорт добываемого сырья может вызвать снижение темпов внутреннего индустриального роста. Это характерно как для послевоенной советской, так и для современной российской экономики. Не секрет, что российскому производству и сейчас не достает энергии, топлива, материалов для ускоренного развития. Этим объясняются низкие темпы его прироста. Тем не менее, экономические интересы России отступают на второй план перед приоритетностью политических задач. Именно из геополитических соображений происходит постоянное наращивание поставок энергоносителей на мировой рынок. Экономическая деятельность российских поставщиков сырья не расходится с геополитическими интересами российского государства. Государство поощряет экспортную политику государственных сырьевых компаний, их стремление к монополизму. Газ и нефть уже сейчас превратились в средство политической коррекции или давления на враждебных российскому государству политических элит ближнего и дальнего зарубежья.

Превращение России в энергетическую сверхдержаву мира - это одновременно и факт, и ближайшая перспектива нашего дальнейшего политико-экономического развития. Долгое время диспропорциональность структуры российской экономики, значительное преобладание в ВВП доли добывающих отраслей экономики над перерабатывающей промышленностью воспринималась сугубо в негативном свете. России все чаще отводили роль "сырьевого придатка" Запада и новых индустриальных государств. В 90-е гг. вполне могло сложиться такое представление. Еще недавно объемы добываемого в России сырья значительно отставали от показателей мировых лидеров - основных поставщиков нефти, газа, угля, металлов и т.д. Но в результате реструктуризации добывающих отраслей, изменения системы экономических отношений произошел значительный прирост добычи энергоносителей, а вместе с ним - качественный сдвиг в развитии российской экономики, ее превращение в мирового энергетического гиганта. Приоритет, отданный в 90-е гг. производству сырья был вынужденной мерой, способом выживания и самосохранения российской экономики и государственности. Из-за отсталости большинства перерабатывающих отраслей, оснащенных устаревшим оборудованием, отсутствия инвестиций и невозможности ускоренной модер-

низации перерабатывающей промышленности не было другого выхода. Хотя критики унизительного, сложившегося еще в советский период сырьевого имиджа России не исключали возможности превращения страны в мирового поставщика ресурсов, но перспектива геостратегического развития российского ТЭКа в их прогнозах фактически не просматривалась. Экономическое будущее России определялось по аналогии с ближневосточными или латиноамериканскими экономиками. Но Россия не идет ни в какое сравнение с государствами ОПЕК или другими производителями сырья. В лучшем случае, это добытчики нефти, газа, угля, т.е. страны, владеющими значительными запасами какого-либо одного или двух видов энергоносителей. Их позиции на мировом рынке как поставщиков ресурсов весомы, но недостаточны для самостоятельной геополитической игры. Ни они сами, ни их объединения не могут претендовать на роль основного добытчика большинства востребованных мировой экономикой природных богатств, используя свое положение для дальнейшего политического самоутверждения. И только Россия в состоянии наращивать политический капитал за счет поставок ресурсов, обладая для этого не только крупнейшими месторождениями, но и развитой технической базой, различными технологиями их разведки и освоения. В настоящее время Россия занимает одну из ведущих позиций по суточной добыче нефти, периодически опережая Саудовскую Аравию -главного нефтяного лидера. В 2006 г. в России должны добыть 540 млн. тонн сырой нефти. Эта цифра сравнима с лучшими советскими показателями, измерявшимися в 600 млн. тонн. Причем значительная часть добытого (свыше половины) предназначена для поставок на экспорт. Но, пожалуй, главным столпом утверждения российского монополизма на мировом рынке стал природный газ. Опасность оказаться в газовой зависимости от России побудила Европейское сообщество принять в 2003 г. Газовую директиву, призванную ограничить долю российских поставок газа и доступ российских компаний к системам газоснабжения европейских стран в 2007 г.. За внешне благими намерениями: созданием единого европейского газового рынка и его либерализацией (развитием в условиях конкуренции и полной открытости), скрываются подлинные интересы разработчиков директивы - столкнуть Россию с множеством региональных и внутрирегио-

2/2007

Кафедра политологии и социологии

нальных поставщиков газа и таким образом ослабить ее газовое лобби. А в перспективе -свести к минимуму доходы и преимущества России от продажи газа европейским странам по долгосрочным соглашениям. Цель современной российской газовой геополитики в Европе - уменьшить количество независимых от "Газпрома" поставщиков газа, прежде всего восточноевропейских. Значительная часть из них - это перепродавцы или поставщики транзитного российского газа, использующие проложенные по их территории транзитные газовые магистрали для торговли газом. Поэтому необходимо или заполучить в собственность "Газпрома" участки и иную транспортную инфраструктуру магистральных сетей, или осуществить в обход посредников строительство новых магистралей. С другой стороны, существует опасность подпитки восточноевропейских перекупщиков среднеазиатским газом. Поэтому наряду с европейским регионом Россия осуществляет свое экономическое продвижение и в азиатском направлении [2, 9]; [3,4].

Весомый геополитический успех России по устранению крупного газового конкурента-поставщика связан с установлением новых отношений с Туркменией. Фактически это означает присоединение Туркменистана к проектам Москвы по выходу на тихоокеанский газовый рынок. В случае с туркменским газом Россия переиграла американцев и их ставленников в Азербайджане, Грузии, Украине и Турции, надеявшихся, что Туркменистан станет продавать газ в обход России, по не возведенному пока "транскаспийскому" газопроводу. Но доступность российского газового рынка и взаимовыгодный интерес обеих стран в сфере газового сотрудничества привел к провалу геополитических планов Запада в среднеазиатском регионе [4,1].

С переменным успехом развивается выгодное для России газовое сотрудничество с государствами Восточной Европы. Наибольшие успехи достигнуты в отношениях с союзной Белоруссией, где недавно вошли в строй новые компрессорные станции на уже действующем белорусском участке газопровода "Ямал-Европа-2" протяженностью 575 км [5,1]; [6,6].

Постепенно налаживаются новые формы газового сотрудничества с Молдавией. По территории Молдавии осуществляется транзит российского газа на Балканы и в Турцию. Предусмотренное увеличение пакета акций "Газпрома" в газотранспортном кон-

сорциуме позволит повысить контроль за газовым транзитом по территории Молдавской республики [7,5].

Наименьшие успехи газовой геополитики России пока отмечены в Закавказье и на Украине. В случае с Арменией и Грузией значительную роль в противостоянии с "Газпромом" играет соседство Ирана, являющегося крупным поставщиком газа. Этим объясняется отказ Грузии от продажи своей газовой инфраструктуры "Газпрому" и переориентация на закупку поставляемого через Армению дешевого иранского газа. [8,7].

Положение с транзитом российского газа по территории Украины является наиболее драматичным в возникшем газовом противостоянии. Урегулирование отношений в газовой сфере между двумя государствами омрачается незаконным отбором транзитного газа украинской стороной и замедлением процесса образования совместного предприятия между "Нафтогаз Украины" и "РосУкрЭнер-го". Тем не менее, как полагают специалисты, газовая война с Украиной близка к своему завершению. Россия в ее нынешнем статусе остается главным и фактически монопольным поставщиком газа для украинской экономики.

Приобретение добывающей и транспортной инфраструктуры со стороны России не носит одностороннего, экспансионистского характера. Россия действует согласно логике укрепления своего энергетического статуса, учитывая интересы своих стратегических партнеров.

Конечно, контуры современной российской геополитической стратегии просматривались задолго до наступления 2006 г. За укреплением союза с Белоруссией, образованием евразийского экономического сообщества скрывались реальные шаги по превращению России во влиятельного партнера, имеющего далеко идущие геополитические интересы.

Необходимо признать, что успехи современной российской газовой геополитики связаны не только с сохранением ТЭКа и постепенным наращиванием темпов его роста, не только с благоприятной мировой рыночной конъюнктурой, но и с сырьевыми проблемами Запада. Запад не смог достичь своих конечных целей - установить полный контроль за месторождениями ресурсов, расположенных в странах третьего мира. Большинство западных компаний, добывающих сырье в развивающихся странах, лишены возможности полностью контролировать его добычу. Отсутст-

Кафедра политологии и социологии

2/2007

вие достаточного контроля за добычей сырья влечет неспособность западных государств регулировать ценовую политику и таким образом влиять на данный сегмент мирового рынка. Те незначительные сектора добывающей экономики, которыми располагает Запад, не покрывают его собственных потребностей.

Дороговизна, истощение месторождений и ряд других обстоятельств фактически лишили западные государства не только ряда экономических преимуществ, но и выгодного геополитического курса. Экономическая зависимость Запада от третьего мира постоянно напоминает о себе, в том числе, через унизительную для западных стран политику устойчивого сокращения суточной добычи нефти, практикуемую ОПЕК. Угроза энергетического кризиса и энергетического голода постоянно витает над современным Западом. И это на фоне непрекращающихся разговоров о сворачивании объектов атомной энергетики. В то же время Россия в лице Росатома заявляет о возведении в ближайшей перспективе 40 новых атомных реакторов. Также постоянно звучат мысли о необходимости расширения энергетических мощностей внутри страны. Обладая сырьевой и энергетической независимостью, контролируя объемы добычи сырьевых компонентов, Россия в состоянии усиливать свое экономическое присутствие в других регионах, не рискуя при этом оказаться в тупиковой ситуации. Низкие внутрироссийские цены на энергоносители могут быть компенсированы не только увеличением сырьевого экспорта, но и добычей и реализацией по мировым ценам энергоносителей за пределами России. Кроме того, Россия закупает у своих соседей огромное количество более дешевого газа как для внутреннего потребления, так и для последующей перепродажи. Эта стратегия приобретает в последнее время все более реальные черты. Если Запад с величайшим напряжением сил стремится хоть в какой-то степени ослабить свою энергетическую зависимость, фактически не справляясь с проблемой неуклонного вздорожания энергоносителей, то Россия уже сейчас формирует задел для конкурентоспособности в недалеком будущем своей перерабатывающей экономики. Высокотехнологичные производства получат развитие в благоприятных условиях, при доступном по цене сырье и относительно дешевой электроэнергии.

Современное строительство новых магистральных газопроводов, например, по дну Балтийского моря, отвечает не только эконо-

мическим амбициям нынешней российской элиты, но и геополитическим реальностям. Прямые поставки газа - это не только способ устранения из игры реальных и потенциальных конкурентов из Восточной Европы, но и укрепление российско-европейских политических отношений. Германия и ряд других государств Западной Европы - вполне возможные в недалеком будущем геополитические союзники России. Россия уже сейчас должна добиваться ослабления англо-американских позиций в континентальной Европе. Это достижимо, если будут предприняты новые конкретные шаги по сближению России и Германии, например, привлечение европейских технологий и инвестиций для разработки шельфовых месторождений на российской территории. Там, где невозможно добиться иных форм сотрудничества, допустимо совместное строительство и эксплуатация газодобывающей и газотранспортной инфраструктуры [9,1]; [10,5].

Библиографический список

1. Радзиховский Л. С новым газом // Российская газета. 2006. 11 января.

2. Арсюхин Е. Голубой, а не оранжевый. Узбекистан готов платить газом за политическую стабильность // Российская газета. 2006. 20 января.

3. Велетнинский И., Леонов В., Чичкин А. Тайна глубокого бурения: "Газпром" расширяет свое влияние в странах СНГ // Российская газета. 2006. 31 января.

4. Кузьмин В. Идем на Восток: Туркмения со своим газом и нефтью хочет вместе с Россией выйти на Тихий океан // Российская газета. 2006. 24 января.

5. Введены в действие компрессорные станции на белорусском участке газопровода "Ямал-Европа-2" // Строительная газета. 2005. 2 декабря.

6. Медведев А. "Ямал-Европа-2" Проект газопровода в интересах наших стран // "Союз" Беларусь - Россия. 2006. 12 января.

7. Велетнинский И., Чичкин А. Газовая фора // Российская газета. 2006. 18 января.

8. Федосенко В. Дело - труба // Российская газета. 2006. 24 января.

9. Строительство газопровода из России в Европу началось // Строительная газета. 2005. 16 декабря.

10. Арсюхин Е. Норвегии дадут подышать газом Штокмановского месторождения // Российская газета. 2006. 27 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.