Научная статья на тему 'Компоненты и технологии энергетической политики современной России'

Компоненты и технологии энергетической политики современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзиабаева Г. С.

Рассматривается проблема освещения технологий внутренней и внешней энергетической политики современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты и технологии энергетической политики современной России»

УДК 342

Г.С. Дзиабаева (Москва, РАГС при Президенте РФ)

КОМПОНЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматривается проблема освещения технологий внутренней и внешней энергетической политики современной России.

Энергетическая политика России реализуется, прежде всего, властными структурами России, но и не только ими. Сырьевой характер экономики и зависимость наполнения российского бюджета от экспорта нефти и газа всегда давали корпорациям ТЭКа определенные и довольно значительные преференции в диалоге с властью16. Однако, не довольствуясь ролью только экономической группы интересов, энергетические корпорации стремятся и сами активно участвовать в политической жизни, в том числе и с целью отстаивания и продвижения своих политических интересов.

Существуют официальные документы, в которых концепция российской энергетической политики нашла свое отражение: Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика», «Новая

энергетическая политика России на период до 2010 года», «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» и др.

Данная проблематика - освещение технологий внутренней и внешней энергетической политики - в последнее время нашла отражение как в специализированных научных изданиях, так и в газетных публикациях. Однако интересующие нас темы активно разрабатываются сравнительно недавно. Основная полемика и обмен мнениями по данной проблематике проходит в основном в печатных («Ведомости», «Коммерсант», «Независимая газета» и др.) и электронных (polit.ru; ras.ru; gazo.ru; www.vz.ru;apn.ru; shafranik.com; http://vzglyad.ru, http://oil-resources.info, oilru.com, www.apn.kz) средствах массовой информации, а также в специализированных отраслевых изданиях - «Нефтегазовая вертикаль», «Нефть России», ««Компания» «Нефть и капитал» и

политических - «Pro et Contra» и «Россия в глобальной политике» -журналах.

Основываясь на вышеперечисленных материалах и мнениях специалистов, проанализируем основные компоненты и технологии реализации энергетической политики современной России.

16 См. Паппэ Я. Нефтяная и газовая дипломатия России/. Я. Паппэ // Pro et Contra. - 1997. - Т. 2. - № 3.

137

Для достижения своих целей государство и корпорации активно использовали и используют в своей деятельности богатый спектр технологий: правовые - разработка законодательства, норм и правил; экономические - налогообложение, льготы, преференции и т.п.; управленческие - менеджмент, интегрирование и диверсификация, ОЯ-деятельность, лоббизм; политические - создание, поддержка корпоративных и экологических партий и движений; организационные -создание региональных структур (газового альянса); технологии давления

- «энергетический шантаж», «блокирование энергетического

сотрудничества», энергетическая дипломатия, переговорный процесс, РЯ-службы, пресса, радио, телевидение (национальные, корпоративные и аффилированные структуры) и др.

По мнению экспертов, уникальное конкурентное преимущество нашей страны в области энергетики, несомненно, будет использоваться для решения как внутриполитических, так и внешнеполитических задач России и «проецирования ее энергетической мощи» в тех случаях и в том объеме, в котором это будет необходимо для обеспечения национальных интересов нашей страны. Энергетические ресурсы России и транзитная инфраструктура должны эффективно использоваться для динамичного развития страны, повышения роли и статуса РФ на международной арене, для обеспечения национальной безопасности России.

По словам В. Путина, у России «есть естественные конкурентные преимущества - и природные, и технологические возможности для занятия более значимых позиций на энергетическом рынке». Эти позиции «мы должны использовать в интересах всего мирового сообщества, но не в ущерб нашим национальным интересам». В качестве технологий внутренней энергетической политики, ориентированных на дальнейшее развитие страны, могут выступать грамотное законодательное регулирование, оптимизация налогообложения в сфере недропользования и добычи полезных ископаемых, кардинальное улучшение делового климата, качества корпоративного управления в энергетической отрасли, повышение ее инновационной привлекательности, обеспечение необходимой «прозрачности данных по полезным ископаемым». По мнению бывшего Президента РФ, «среди приоритетов современной российской энергетической политики должны быть технологии развития экологически безопасной атомной энергетики, энергосберегающие

17

технологии глубокой переработки сырья» .

17 Бадырханов Э. Газопровод в Тихий океан [Электронный ресурс] / Э. Бадырханов. - Режим доступа: http://www.vz.ru/economy/2005/12/22/16659.html

На протяжении большей части ХХ столетия международные экономические и политические отношения в области сырья развивались в направлении поляризации производящих и потребляющих стран. С середины ХХ столетия минеральные ресурсы превратились в рычаг внешнеэкономического и политического воздействия государств Азии, Африки и Латинской Америки на промышленно развитые страны Запада. Начало этому явлению положила ОПЕК. Позднее к этой организации присоединились ряд других объединений, которые стали оказывать заметное, а по отдельным видам сырья едва ли не решающее влияние на мировой рынок топлива и материалов.

Сегодня в выступлениях политиков, дипломатов, экспертов и просто представителей общественности часто звучит мнение о том, что Россия должна использовать свой сырьевой потенциал не только в экономических, но и в политических целях. На этом хотелось бы остановиться особо, тем более что идея сырьевого влияния на политику вообще витает в мире18.

Примером технологий внешней энергетической политики может служить предлагаемая некоторыми экспертами новая методология отношений со стратегическими поставщиками, странами Средней Азии, которая во многом была создана по принципу от противного, на основе анализа документов Трехсторонней комиссии. Суть этой энергетической концепции ЕС составляют следующие аспекты. Во-первых, это диверсификация - создание сети новых транспортных коммуникаций по линии Восток - Запад в противовес существующим маршрутам. Во-вторых, укрепление демократии и рыночной экономики в новых независимых государствах. И, в-третьих, переход от отношений «геополитического патернализма» к экономической конкуренции, что означает недопустимость любых форм «блоковой политики», приводящей к консолидации стратегических поставщиков и транспортировщиков сырья. Противодействие этой консолидации является императивом энергетической безопасности ЕС.

Россия в своей энергетической политике на постсоветском пространстве следует в фарватере данной стратегии. «Газпром»

подчеркнуто действует в логике приоритета «коммерции» над «политикой», возможно, не отдавая себе отчет, что, в конечном счете, это логика его демонополизации и диверсификации (лежащая в основе таких подходов, как некоторые составляющие и прочтения Энергетической хартии).

18 См.: Арбатов А. А. Единство и борьба сырьевых противоположностей/ А. А. Арбатов, М. А. Белова // "Россия в глобальной политике".- 2006. - № 1.

Логика развития монополии состоит в том, чтобы сделать энергетические ресурсы инструментом блокового строительства. Предполагается, что по-настоящему сильным шагом в позиционной энергополитической борьбе с Евросоюзом станет создание полноценного газового альянса России со странами Средней Азии. На это направлены экономические, политические, информационные ресурсы. На данном этапе предполагаемые партнеры готовы к принятию подобного предложения. Сферой действия объединения должны стать: экспорт среднеазиатского газа в Европу и страны СНГ, реконструкция и строительство транзитных маршрутов, разработка новых прикаспийских месторождений. Аналогичные интеграционные проекты необходимы и в ряде других отраслей, где действуют масштабные технологически единые инфраструктуры, доставшиеся в наследство от СССР: в электроэнергетике, транспортной, атомной и, отчасти, космической отраслях.

В перспективе кумулятивный эффект интеграции может привести к созданию условий для развития экспорта не только природного сырья, но и продуктов его высокой переработки (например, экспорта электроэнергии). Принципом подобных инфраструктурных «партнерств» должно стать обеспечение преимуществ интегрированного (корпоративного)

функционирования технологически и экономически единых систем при сохранении национальной собственности на их сегменты. И, разумеется, они должны функционировать строго на межгосударственной (или государственно-корпоративной) основе.

Создание газового альянса со странами Средней Азии требует использования, по меньшей мере, двух подходов. Один - это готовность «Газпрома» делиться прибылью от экспорта среднеазиатского газа не с «оффшорными партнерами», а с государствами-поставщиками (разумеется, в последнем случае сам объем прибыли может качественно возрасти благодаря другому уровню подхода к совместной модернизации трубопроводных систем и совместной разработке месторождений). Второй

- это проведение Россией системной интеграционной политики на постсоветском пространстве. На данном этапе проект России предполагает не создание новых надгосударственных структур, а применение новой российской концепции союзничества, в которой будут взаимоувязаны партнерство в геоэкономической (включая и «инфраструктурные партнерства», и таможенный союз, и другие направления интеграции), в военно-стратегической и социально-культурной областях. В этом случае все вопросы о произвольном, непредсказуемом и несимметричном подходе в энергетических отношениях с приграничными странами будут сняты. Для проведения последовательной политики на постсоветском пространстве России следует четко сформулировать, чего она требует от своих союзников во всех названных сферах и какие преимущества готова им

предоставить, публично зафиксировав статус страны-союзника в законодательных актах 19.

Начало деятельности Президента России Д. Медведева предполагает в определенной степени корректировку в отношениях нашей страны и ее окружения. Предполагается, что большее внимание будет уделено СНГ, странам Восточной Европы, Китаю 20.

Подробная разработка новой технологической концепции союзничества и анализ позиции государств-партнеров, к которым она обращена, должны стать предметом современной российской энергетической политики. Но уже сейчас можно с уверенностью утверждать: именно способность России использовать свой

энерготранзитный ресурс для формирования устойчивого регионального блока может стать основой эффективной технологии российской энергетической и внешней политики.

В качестве еще одной возможности российской энергетической (газовой) геополитики эксперты называют перспективу создания регионального газового альянса. К этой идее, столь насторожившей европейских потребителей, стоит присмотреться внимательнее. Характерно, что почти во всех случаях ее озвучивания и обсуждения фигурировала аналогия с ОПЕК, которая выступает, прежде всего, как инструмент согласования и коррекции цен на глобальном нефтяном рынке. Между тем газовый рынок, особенно в его российском сегменте, остается по преимуществу региональным, жестко привязанным к соседним территориям и маршрутам доставки и к тому же базирующимся на технологически единой советской инфраструктуре. Для эффективной консолидации поставщиков на этом рынке необходима не просто практика ценовых соглашений, а экономическая и производственная интеграция отрасли, включая единое тарифное пространство (пространство низких унифицированных внутренних цен на энергоносители, их транспортировку), совместную модернизацию транзитной

инфраструктуры, перекрестное владение активами в добывающих и перерабатывающих предприятиях. Такого рода энергетический союз может быть создан только на базе полноценного межгосударственного союза, прежде всего, с Казахстаном и Белоруссией. Вероятно, необходимо создание евразийского картеля производителей газа в составе: Россия, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан. Газовый картель (аналог ОПЕК на региональном рынке природного газа) должен предполагать единую тарифную (в том числе в части тарифа на транспортировку) и инвестиционную политику, единую систему торговли газом, добываемым в странах - членах картеля. Эта торговая система должна быть

19 См. : Белковский С., Голышев В. Бизнес Владимира Путина Сборник аналит. статей. / С. Белковский,

В. Голышев. - Екатеринбург, 2006.- С. 297-300.

20

См.: Комсомольская правда// Газета.- 2008.- 7 - 12 мая.

подконтрольна государствам - членам картеля и не должна включать сомнительных по происхождению и формам ведения бизнеса коммерческих посредников21.

В решении подобных проблем должны быть использованы не только организационно-правовые, экономические, но и в полной мере политические и информационные возможности. Все это должно способствовать формированию позитивного имиджа российского государства, репутации и репутационного капитала нашей страны, обеспечению ее национальной безопасности.

Некоторые специалисты считают, что, исходя из американского опыта энергетической политики, к технологиям внешней энергетической политики можно отнести «энергетический шантаж» и «блокирование энергетического сотрудничества».

История показывает, что «энергетический шантаж» -

американское изобретение. В 1940-х годах, защищая колониальные интересы Великобритании, Ф. Рузвельт потребовал ухода Японии из Китая

- условия, неприемлемого для японской власти как по политическим, так и по морально-психологическим соображениям. Американский «энергетический шантаж» привел к тому, что через две недели поставленная в безвыходную ситуацию Япония атаковала США в Пирл-Харборе.

Эта технология была использована и против нашей страны. Так, «блокирование энергетического сотрудничества» (против СССР) по-американски проявилось, в частности, в том, что в обмен на отказ от участия в проекте «газ - трубы» президент Рейган предложил Западной Германии (1981 год, конференция в Оттаве) помощь в обеспечении альтернативными источниками энергии, включая ядерную. Однако это предложение было отвергнуто. 29 декабря 1981 года президент США Р. Рейган подписал решение о запрещении американским компаниям участвовать в проекте, несмотря на имевшиеся и подписанные Советским Союзом контракты и ведущиеся переговоры с более чем шестьюдесятью американскими компаниями. К реализации этих политических решений в полном объеме были подключены пресса, радио, телевидения. В Советском Союзе в противовес западной была развернута мощная пропагандистская патриотическая кампания - опоры на собственные силы, и действительно многие составляющие для нефтяной и газовой промышленности тогдашнего СССР удалось реализовать на советских заводах22.

В декабре 1982 года государственный секретарь США Дж. Шульц лично прилетал в Бонн, пытаясь склонить ФРГ к проведению совместной

21 См. «Газпром» против России, Россия против «Газпрома» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/

22 См.: Правда, Известия//Газеты.- 1981. дек.; 1982. янв.

экономической стратегии против Советского Союза. Однако

правительство Западной Германии не просто отказалось от американских предложений, а приняло живейшее участие в проекте трубопровода. Практически одновременно с прибытием Дж. Шульца западногерманская государственная компания Salzgitter демонстративно подписала соглашение с СССР, по которому поставляла трубы - в общем объеме

23

более ста тысяч тонн .

Близко к технологии «блокирования экономического

сотрудничества» стоит другая технология, используемая в энергетической политике государств - «введение экономических санкций (нефтяного эмбарго)». Так, например, с 1945-го по 1950 гг. англо-иранская нефтяная компания (Anglo-Persian Oil Company), ныне называющаяся British Petroleum, получила в Иране $250 млн прибыли, отдав при этом Ирану меньше, чем заплатила налогов в Великобритании. «Центр прибыли» от использования ресурсов Ирана явно не находился в самой стране. Это привело к тому, что нефтяная промышленность была национализирована. В свою очередь Великобритания при помощи США перекрыла доступ иранской нефти на мировой рынок.

«Иранский пример» является хрестоматийным случаем борьбы западных компаний и государств за перенос «центра прибыли» и «центра власти над настоящим и будущим» из страны. Это пример того, как отсутствие контроля над продажей и дистрибуцией позволяет полностью заблокировать всю энергетическую цепочку «добыча - транспортировка -продажа»24.

По мнению некоторых специалистов, одной из технологий энергетической политики ЕС по отношению к России является давление с целью присоединения к «Энергетической хартии». Заставить Россию сделать ее энергоресурсы доступными без одновременного допуска ее на свой рынок дистрибуции, лишить Россию своего конкурентного преимущества - возможности в отношениях с Европейским союзом иметь четкую позицию и стратегию единого игрока - Газпрома, поддержанного российским государством, - именно это и является сутью навязываемой Энергетической хартии с соответствующим протоколом.

Никто не заставляет, например, присоединяться к Энергетической хартии Норвегию, которая продолжает сохранять в государственной собственности большую часть добычи энергоресурсов. В отличие от европейских стран, лишенных другой конкурентоспособной альтернативы, кроме как получения энергоносителей из России, в стратегической перспективе мы имеем возможность для выбора. Поэтому нынешняя

23 См.: Новая энергетическая политика (НЭП) для России. - 20.12.2006 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://oil-resources.info/archives/1054.

24 См.: Новая энергетическая политика (НЭП) для России - 2. 20.12.2006[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://vzglyad.ru/columns/2006/12/12/60585.html

государственная политика достаточно наступательна, взвешена и эффективна. Многие аналитики считают, что при Президенте Д.

25

Медведеве ее основные составляющие будут только усилены .

Вероятно, стоит добавить лишь усилия в виде, например, понятной европейским странам «Стратегии взаимной энергетической безопасности», увязывающей взаимный обмен активов и перекрестного владения, и сделать акцент на развитии в этой области двусторонних отношений с отдельными странами и даже крупнейшими компаниями.

Что касается технологий энергетической политики в области газа, то их вполне можно отождествлять с действиями или намерениями весьма сильного игрока «Газпрома»:

1. Повышение цен на газ для потребителей (как внутри страны, так и за ее пределами). Для Кремля дешевый газ на внутреннем рынке — это одна из экономических и политических опор власти. Тот же дешевый газ много лет был элементом внешнеполитической стратегии России на постсоветском пространстве. То, что он не обеспечил пророссийской ориентации многих бывших советских республик, связано не с тем, что инструмент был плох, а с тем, что его использование не дополнялось иными эффективными мерами в политической, экономической и культурной областях.

2. Фрагментированная избирательная реформа газового рынка в России на фоне либерализации газового рынка в ЕС. Стратегия Газпрома состоит в расширенной экспансии на рынок Европейского союза. С этим связано большинство шагов Газпрома по реформированию газовой отрасли в самой России. Происходит вынужденный обмен: многое в этой сфере Газпром делает только потому, что в противном случае не получит желаемой доли европейского энергетического рынка.

3. Диверсификация энергетического бизнеса и конечных продуктов производства (выход на рынок сжиженного природного газа, приобретение нефтяных, электроэнергетических, перерабатывающих активов).

4. Минимизация транзитных рисков (приобретение газотранспортных мощностей в транзитных странах, строительство новых газопроводов).

5. Обмен активами (вхождение на рынок продажи газа конечных потребителей в обмен на доступ иностранных компаний к добыче газа в РФ)26.

Еще одной технологией внешней энергетической политики можно считать энергетическую дипломатию, которая включает в себя: внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России; дипломатическую поддержку интересов отечественных топливно-

25 См.: Газета// Газета.- 2008.- 12 мая.

26 См. Казин Ф. Глобальная стратегия Газпрома и национальные интересы России. - 05.11.2006 [Электронный ресурс]/ Ф. Казин.- Режим доступа: http://www.apn.kz/publications/

энергетических компаний за рубежом; активный энергетический диалог со странами-участницами СНГ, ЕвраЗЭС, Европейским Союзом, США, странами Северо-Восточной Азии и другими государствами, а также международными организациями.

К технологиям энергетической политики также можно отнести разработку и освоение энергетических ресурсов на территориях других государств, а также закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих

странах27.

Еще одной технологией, часто используемой в энергетической политике, является апелляция к экологическим аспектам (экологической политике). Наиболее часто данная стратегия используется в случаях, когда какие-либо энергетические корпорации борются за право участвовать в разведке и освоении месторождений. При этом основными аргументами противников или сторонников (в качестве которых могут выступать как власти государства или региона, так и конкурирующие корпорации) являются соблюдение или несоблюдение экологических стандартов, загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия, угроза исчезновения редких видов флоры и фауны и т.д. Экологический аргумент также часто всплывает в том случае, если вопрос связан с атомной энергетикой.

В настоящее время нефть выступает энергоносителем общемирового значения, газ - в основном регионального, уголь -локального. Серьезные опасения вызывает снижающийся уровень обеспеченности глобальной экономики запасами нефти и газа. Вместе с тем ощущаются как временный недостаток нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей, так и ограниченность дополнительных мощностей по добыче нефти.

В этих условиях обозначился интерес промышленно развитых потребителей к проблемам развития альтернативной энергетики; возрастает значимость проектов по производству и поставкам сжиженного природного газа (СПГ), в ряде стран наблюдается возобновление интереса к атомной энергетике. Однако вряд ли можно надеяться, что резкий рост

потребления углеводородов в обозримом будущем будет компенсирован

28

альтернативными источниками .

К тому же в мире накоплен обширный опыт - как позитивный, так и негативный - использования сырья в международных отношениях. России, которая объективно останется на ближайшие десятилетия важным

27 См.: Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http ://gazo.ru/ru/main/document/concept /index.shtml?id=108&offset=0#

28 См.: Мировая энергетика: взгляд на 10 лет вперед.- 29.01.2007[Электронный ресурс].- Режим доступа: http ://www.polit.ru/research/2007/01/29/energy.html

энергетическим партнером ведущих мировых держав, предстоит, проанализировав весь этот опыт, разработать собственную линию поведения в данной сфере, т.е. в энергетической, экологической политике.

Одной из технологий, используемых энергетическими корпорациями в энергетической политике, является лоббизм. Определенная часть корпораций ТЭКа ныне не просто лоббирует свои сиюминутные интересы, но и выходит на высший уровень политического взаимодействия, влияния, позиционирования, где определяется генеральная линия общественнополитического развития страны или международного сотрудничества. Это уже не только роль групп интересов, но и деятельность групп влияния. Несмотря на все разговоры об упорядочении этой системы, она остается

29

крайне запутанной, многоуровневой и многоканальной .

Поскольку взаимодействие корпораций ТЭКа и власти есть «объективная реальность», играющая большую роль в отношениях общества и государства, лоббизм наиболее значимых корпораций пришлось поднимать на более высокий уровень. В первую очередь такую необходимость ощутили нефтяные корпорации.

Нефтяные корпорации, лоббируя проблему, начали выдвигать свои контрдоводы, главными из которых стали, во-первых, неизбежное в данном случае резкое повышение цен на горючее внутри страны и, во-вторых, столь же неизбежная приостановка процесса обновления устаревшего оборудования нефтегазового комплекса при одновременном свертывании заказов на это оборудование на ряде промышленных предприятий страны. Значимую роль в этом процессе играли и играют структуры РЯ, ОЯ - служб предприятий, организаций, пресса, радио, телевидение.

В начале 2001 г. премьер-министр М. Касьянов провел совещание налоговой секции Совета по предпринимательству, причем в числе его собеседников были такие авторитетные представители большого бизнеса, как К. Бендукидзе, В. Потанин, М. Ходорковский, В. Богданов. Как сообщил в своем интервью несколько позднее президент «Сургутнефтегаза» В. Богданов, по части пошлин на нефть удалось договориться о введении единой шкалы сборов, которая будет соотноситься с мировой ценой на нефть. На следующий день на заседании правительства эта давно отстаиваемая нефтяными компаниями концепция была одобрена30.

При этом, как показывает пример нефтяников, заметно повышается роль «коллективного» лоббирования корпораций ТЭКа. Однако и традиционный российский лоббизм отнюдь не сдает своих позиций. При этом особую роль, как и прежде, играет административный ресурс. Далеко не последнюю роль в сохранении такого рода положения дел имеет и сама политическая система, самостоятельно и часто безотносительно к тому,

29 См.: Компания// Газета. - 2001.- 15 июля. - С. 45

30 См.: Ведомости.//Газета. - 2001.-23 апреля.

что делается в других ведомствах, принимающая решения в пользу тех или иных корпоративных структур.31

Наряду с коррупцией в ее чистом виде (т.е. в виде взяток), «большой нефтяной бизнес» практикует и более сложные механизмы и схемы взаимодействия с властями для принятия выгодных ему решений. В этих случаях прямых взяток может и не быть, но решающую роль играет подпитываемый самыми различными способами административный ресурс.

Наличие у каждой крупной энергетической корпорации собственных интересов побуждает их действовать на политическом поприще не только сообща, но и позиционировать себя более ограниченными группами или в одиночку через агентов влияния. Учитывая все значение законодательной деятельности, компании нефтегазового комплекса, как и бизнес в целом, стремятся как можно более прочно утвердить свое прямое присутствие на партийно-парламентской арене.

Как известно, Государственная Дума уже давно, практически с самых первых дней своего существования, стала тем полем, где сначала отраслевой, а затем и корпоративный капитал ведет исключительно активную лоббистскую деятельность. В отличие от органов исполнительной власти здесь наблюдается отчетливая тенденция ко все более непосредственному представительству отдельных корпораций. Налицо рост прямого участия ряда крупнейших корпораций в самом процессе выборов в Думу, когда они стали фактически выступать в роли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32

своего рода электоральных машин .

Результатом такой активности в свое время стало, в частности, создание межфракционной группы «Энергия России», численность которой менялась с 70 до 122 человек. Столь впечатляющий рост численности «Энергии России» происходил за счет включения в это объединение депутатов самых различных общественно-политических

33

ориентаций .

Не афишируя своей деятельности в Думе и за ее пределами, группа оказывала исключительно серьезное влияние на законотворческий процесс, особенно в вопросах налогового законодательства, ценового и таможенного регулирования порядка функционирования предприятий и компаний с участием иностранного капитала. Учитывая серьезные позиции политиков, которые выступают за изъятие у добывающих компаний львиной доли их прибылей, борьба, которую вели депутаты группы, принимала порой весьма острый характер.

С участием в выборах напрямую связан еще один аспект политической активности крупного бизнеса в регионах - его усилия по

31 См.: Ведомости//Газета. -.2001.- 5 февраля.

32 См.: Перегудов С.П. Корпоративный капитал в борьбе за избирателя/ С.П. Перегудов // «Куда идет Россия?». - М., 2000. - С. 200-207

33 См.: Независимая Газета.//Газета. - 2000. - 16 ноября.

внедрению в сферу массовых коммуникаций и, прежде всего, в телевидение и печать. Внедрение в практику региональных и местных выборов элементов пропорциональности, безусловно, сказывается и на характере выборов, и на роли корпораций ТЭКа и его представителей в системе власти в регионах. Однако, учитывая прогрессирующее влияние нефтяных корпораций на партийные организации регионов, изменения эти будут происходить медленно и в ближайшее время ситуация коренным образом не изменится.

Перейдем к рассмотрению еще одной технологии внутренней энергетической политики - созданию и использованию энергетическими корпорациями собственных структур по связям с общественностью. В системе своих политических отношений компании представляются не анонимным целым, а действует либо через специально созданные структуры, либо через отдельных должностных лиц. Основным органом или учреждением, специально предназначенным для «политического представительства» компаний, являются управления общественных связей. В результате регулярных контактов с депутатами Думы, членами и руководителями ряда комитетов и фракций складывается достаточно прочная система формальных и неформальных связей, позволяющих компании не только постоянно отслеживать прохождение интересующих ее законопроектов на всех основных стадиях, но и активно участвовать в этом процессе. Одна из функций управлений и его подразделений на местах заключается в организации электоральной активности в период предвыборных кампаний как в РФ в целом, так и в регионах.

Своего рода сверхзадачей таких структур является формирование привлекательного имиджа энергетической корпорации, от которого не в малой степени зависит политический авторитет (и вес) как всей компании, так и ее руководства. Поэтому особое внимание уделяется отношениям со СМИ34.

При всем значении вышеназванных структур, средств и персоналий наибольшее влияние на политическом поле энергетические компании, как и другие крупные корпорации, оказывают через свое высшее руководство и в первую очередь через своего президента. Президент, вице-президент, другие топ-менеджеры корпораций имеют отлаженную систему контактов и связей в центральном правительстве, Федеральном собрании, республиканских и региональных органах власти, в политических и административных кругах зарубежных стран и особенно республик бывшего Советского Союза.

Получено 1.10.2008 г

34 См.: Василенко А.Б. ПИАР крупных российских корпораций/ А.Б. Василенко. - М., 2002. - С. 220.

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.