Научная статья на тему 'НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА'

НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ПОДГОТОВКИ НПК / ФАКТОРЫ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ / CORRESPONDENCE MODE FOR SPP TRAINING / FACTORS / OFFERINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котив Богдан Николаевич, Мазур Анатолий Федорович, Овчинников Дмитрий Валерьевич

Опыт организации дистанционного обучения в развитых странах Запада. Основные факторы, влияющие на организацию и методы проведения заочной формы подготовки НПК в ВМедА. Современные проблемы для ВМедА. Предложения по изменениям и дополнениям в основные образовательные программы, учебные планы, в организацию образовательного процесса с НПК заочной формы подготовки. Изучение каждой учебной дисциплины на двух учебных сессиях с использованием межсессионных периодов для самостоятельной работы обучаемых по заданиям кафедр академии. Основные принципы, образовательные технологии, в том числе использование электронной образовательной среды для обучения адъюнктов-заочников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котив Богдан Николаевич, Мазур Анатолий Федорович, Овчинников Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW - WELL FORGOTTEN OLD? EХPERIENCE IN FORMATION OF THE CORRESPONDENCE MODE SYSTEM FOR SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL TRAINING

The experience of distance education in advanced western countries. The main factors defining the organization and methods of carriage for correspondence mode of SPP training in the Military Medicine Academy (MMA). Contemporaneous problems for MMA. Offerings for changing and additions in basic educational programmes, instructional plans, in organization of SPP training process. Study of every subject during two sessions, using periods between sessions for the self-activity with the tasks of the MMA departments. Basic guidelines, educational technologies, including electronic educational sphere for SPP correspondence mode training of post-graduates.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ? ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА»



A'. I

Б.Н. КОТИВ, А.Ф. МАЗУР, Д.В. ОВЧИННИКОВ

открытый урок

B.N. COTIV, A.F. MAZUR, D.V. OVCHINNIKOV

НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

NEW - WELL FORGOTTEN OLD?

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВУЗА

EXPERIENCE IN FORMATION OF THE CORRESPONDENCE MODE SYSTEM FOR SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL TRAINING

У

Сведения об авторах: Котив Богдан Николаевич - заместитель начальника Военно-медицинской академии по учебной и научной работе, генерал-майор медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор (г. Санкт-Петербург );

Мазур Анатолий Федорович - ведущий научный сотрудник отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров) Военно-медицинской академии, заслуженный работник высшей школы, кандидат медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: anmaz43@mail. ru);

Овчинников Дмитрий Валерьевич - врио начальника отдела (организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров) Военно-медицинской академии, подполковник медицинской службы, кандидат медицинских наук (г. Санкт-Петербург).

Аннотация. Опыт организации дистанционного обучения в развитых странах Запада. Основные факторы, влияющие на организацию и методы проведения заочной формы подготовки НПК в ВМедА. Современные проблемы для ВМедА. Предложения по изменениям и дополнениям в основные образовательные программы, учебные планы, в организацию образовательного процесса с НПК заочной формы подготовки. Изучение каждой учебной дисциплины на двух учебных сессиях с использованием межсессионных периодов для самостоятельной работы обучаемых по заданиям кафедр академии. Основные принципы, образовательные технологии, в том числе использование электронной образовательной среды для обучения адъюнктов-заочников.

Ключевые слова: заочная форма подготовки НПК, факторы, предложения.

Information about the authors: Bogdan Cotiv - Deputy head of the Military medical Academy for educational and scientific work, major General of the medical service doctor of medical Sciences, Professor (St. Petersburg);

Anatoliy Mazur - leading researcher of the Department (organization of scientific work and training of scientific and pedagogical personnel) of the Military medical Academy, honored worker of higher school, candidate of medical Sciences, associate Professor (St. Petersburg. E-mail: anmaz43@mail. ru);

Dmitry Ovchinnicov - acting head of the Department (organization of scientific work and training of scientific and pedagogical personnel), Lieutenant Colonel of the medical service of the Military medical Academy, candidate of medical Sciences (St. Petersburg).

Summary. The experience of distance education in advanced western countries. The main factors defining the organization and methods of carriage for correspondence mode of SPP training

in the Military Medicine Academy (MMA). Contemporaneous problems for MMA. Offerings for changing and additions in basic educational programmes, instructional plans, in organization of SPP training process. Study of every subject during two sessions, using periods between sessions for the self-activity with the tasks of the MMA departments. Basic guidelines, educational technologies, including electronic educational sphere for SPP correspondence mode training of post-graduates.

Keywords: correspondence mode for SPP training; factors; offerings.

В сфере образования постоянно

ведется поиск и совершенствование видов и форм подготовки специалистов, технологий и методик обучения. Совершенствование высшего военного образования происходит в меняющихся условиях службы и приоритетов профессионального роста офицерского состава, роста технических возможностей и освоения новых образовательных технологий.

В интересах медицинской службы ВС РФ возникла необходимость внедрения в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова (далее - академия или ВМедА) заочной формы подготовки научно-педагогических кадров (далее - НПК), которая является новой для нашей академии. Для этого потребовалась научная проработка организации образовательного процесса, технологий и методик на разных этапах обучения адъюнктов заочной формы подготовки.

В доступных нам программах подготовки НПК образовательных организаций высшего образования (далее - вуз) указано, что подготовка в аспирантуре (адъюнктуре) ведется в очной и заочной формах. В то же время в доступных нам руководящих документах, литературных и учебно-методических источниках информация по основным отличиям в подготовке и организации образовательного процесса в заочной адъюнктуре (аспирантуре) практически отсутствует.

Поэтому нам представляется актуальным и важным для всех вузов страны обмен опытом на страницах печати по разработке и совершенствованию системы

подготовки НПК заочной формы подготовки.

Проведенные нами научные исследования, в том числе НИР на тему «Совершенствование организации образовательного процесса в адъюнктуре (аспирантуре) заочной формы подготовки в ВМедА» и анализ доступной информации в мире, нашей стране и академии показали необходимость учета ряда особенностей подготовки в заочной адъюнктуре академии в отличие от очной.

В ходе наших исследований выявлены на кафедрах академии и других вузов ряд особенностей и недостатков при проведении заочной формы подготовки НПК.

Учет их, использование доступной информации, проведенных исследований и полученных данных позволили нам сформулировать и выделить основные особенности организации образовательного процесса заочной формы подготовки НПК в ВМедА (см. таблицу 1).

Приведенные в таблице 1 особенности организации подготовки НПК мы учли в дальнейшей работе, что позволило сделать нам нижеизлагаемый ряд выводов и предложений по формированию системы подготовки научно-педагогических кадров заочной формы подготовки. Прежде всего разработаны и внесены ряд предложений по корректировке и дополнениям в основные документы: основные образовательные программы (ООП), учебные планы подготовки специалистов, учебные программы и тематические планы изучения учебных дисциплин.

Подготовка и обсуждение корректив и дополнений проводились методами экспертных оценок, ан-

кетирования, педагогического наблюдения, опросов и статистической обработки данных.

В учебных планах подготовки (см. таблицу 2) предлагается для адъюнктов-заочников по каждой учебной дисциплине на учебных сессиях - установочной, первой и второй промежуточных -предусмотреть чтение лекций на следующую учебную сессию, затем - проведение межсессионного периода и окончание изучения учебной дисциплины на следующей учебной сессии. Таким образом, начиная со второго года подготовки, обучение по учебным дисциплинам заканчивать в следующем учебном году.

Например, в типовом учебном плане подготовки адъюнктов ООП по направлению подготовки «Фармация» на изучение учебной дисциплины «Медицинское обеспечение войск» отводилось 2 зачетные единицы на третьем году обучения. Однако лекции по этой дисциплине необходимо прочитать на предыдущей сессии на втором году обучения, чтобы организовать самостоятельную работу обучаемых в межсессионный период, и закончить изучение дисциплины на следующей промежуточной сессии на третьем году обучения, как приведено в таблице 2.

Следовательно планировать изучение этой учебной дисциплины следует в течение второго и третьего годов обучения, а не только на третьем году. Поэтому в типовой учебный план ООП (см. таблицу 2) предложено, с сохранением общей структуры, ввести графы «Трудоемкость с преподавателем в часах», ниже в подзаголовке этой графы «По годам

Таблица 1

Основные особенности организации образовательного процесса заочной формы подготовки НПК в ВМедА

№ п/п Название фактора Общие для ВС РФ Отличительные для ВМедА

1 Срок подготовки в заочной адъюнктуре - 4 года +

2 Недопустимость стандартного подхода к проектированию образовательного процесса с заочниками по принципу проходки каждой учебной дисциплины сразу на одной учебной сессии +

3 Планирование для заочников установочной, трех промежуточных и контрольно-итоговой сессий +

4 Отведение двух третей учебного времени из образовательной составляющей программы подготовки на самостоятельную работу обучающихся в межсессионные периоды, после лекций, прочитанных на предыдущей сессии +

5 Проведение на установочной сессии: лекций, выдача заданий на самостоятельную работу НПК в межсессионный период +

6 На первой и второй промежуточных сессиях: проверка и оценка выполнения заданий на межсессионные периоды, учебные занятия, лекции на следующие сессии +

7 На третьей промежуточной сессии: проверка и оценка заданий на промежуточной сессии, учебные занятия

8 Государственная итоговая аттестация выпускников адъюнктуры на четвертом году обучения +

9 Проведение физической подготовки по месту службы адъюнкта-заочника и на профильной кафедре академии в сессию +

10 Использование традиционных и новых образовательных технологий при выдаче заочникам заданий на самостоятельную работу между сессиями и их отчетности +

11 Выполнение адъюнктами-заочниками при использовании образовательных технологий ряда особых требований +

12 Проведение идентификации авторства представляемого заочниками на кафедры учебного материала при организации дистанционных форм обучения +

подготовки», разбиваемая на 4 года, в отличие от очной подготовки на 3 года. Еще ниже в подзаголовке «Сессии» вводятся сессии: на первый год обучения - установочная и первая промежуточная сессии, на второй и третий годы обучения -соответственно вторая и третья промежуточные сессии, на четвертый год - контрольно-итоговая сессия. В графах соответствующих сессий показываются учебные часы, отводимые на лекции, семинары, занятия практической

направленности и контрольные мероприятия (экзамены, зачеты). При этом по каждой учебной дисциплине на лекции учебное время выделяется на предыдущей сессии, а на другие виды занятий - на последующей за сессией, когда была прочитана лекция.

На наш взгляд целесообразно разработать, как в интересах кафедр, так и обучающихся, расписание занятий для адъюнктов -заочников не только на предстоящий учебный год, но и на

весь период (4 года) обучения. Это позволит адъюнктам, учитывая рекомендации академии и мероприятия на месте своей основной службы (работы), планировать экспериментальные и лабораторные исследования, командировки по теме диссертационных исследований. При этом также учитывать предстоящую самостоятельную работу в межсессионные периоды, расписание аудиторных занятий на промежуточных и итоговой сессиях.

Благодаря проведенному исследованию выяснилось, что стандартно проектировать образовательный процесс по принципу проходки каждой учебной дисциплины сразу на одной сессии: проведя лекции, все занятия практической направленности, семинары и закончить зачетом (экзаменом) - для заочников не подходит. Главная причина - в необходимости включить в образовательный процесс проведение заочниками самостоятельной работы в межсессионный период. На установочной сессии и в конце каждой промежуточной сессии на кафедрах, на которых изучаются соответствующие учебные дисциплины, проводится инструктаж адъюнктов по организации дальнейшей работы.

На промежуточных сессиях, сроком 30 суток, необходимо проверять и оценивать выполнение заданий на межсессионный период, проводить практические занятия и семинары по учебным дисциплинам, по которым прочитаны лекции на предыдущей сессии. На этой же сессии проводятся зачеты или экзамены, предусмотренные учебным планом и рабочей программой. Кроме того, прочитываются лекции по учебным дисциплинам на следующий год обучения и выдаются задания на самостоятельную работу адъюнктов в межсессионный период, вопросы для подготовки к экзамену или зачету и доводятся порядок, сроки и технологии отчетности по выполнению заданий и связи с кафедрой.

На контрольно-итоговой сессии проводится Государственная итоговая аттестация выпускников адъюнктуры.

В ходе проведения и реализации наших научных исследований мы проектировали образовательный процесс в целом, разработали учебно-методическую документацию для ППС кафедр и адъюнктов-заочников (учебно-методические пособия, задания), налаживали организацию проведения самостоятельной работы заочников в межсессионный период. При этом на кафедрах внедрялись не только традиционные, но и новые образовательные технологии.

Так выдача обучающимся заданий (пособий) и вопросов для подготовки к тестированию, экзамену (зачету) на самостоятельную работу в межсессионный период, мониторинг кафедры за этой работой, получение, контроль и оценка выполнения заданий, ответы на вопросы осуществлялись по разным технологиям и порядкам. Из известных технологий (традиционная, электронно-информационная образовательная среда, открытые каналы мобильной связи, онлайн-общение и другие) мы отдаем предпочтение первым двум технологиям:

- традиционная выдача адъюнкту-заочнику материала на кафедре, где читаются лекции, на бумажном носителе и передача им лично выполненных заданий в распечатанном виде на кафедру;

- выгрузка материала в электронную образовательную среду (ЭОС) ВМедА (сайт - vmeda. org).

Последний вариант потребовал регистрации заочников и ППС академии в образовательном ресурсе.

Изменения условий работы (службы) и приоритетов профессионального роста и служебного продвижения врачебного и провизорского состава медицинской службы ВС РФ приводят к стремлению некоторых из них, сохранив место работы (службы) и проживания, совершенствовать свое об-

разование и подготовку в заочной форме.

Это делает возможным их научный рост с ведением научно-исследовательской деятельности, работы над кандидатской диссертацией, продолжая трудиться в медицинских организациях армии и флота. Повышение научного уровня врачебного и провизорского состава медицинской службы ВС РФ будет способствовать росту качества ее работы в мирное время и готовности к выполнению задач военного времени.

Кафедры академии, особенно те, которые тесно взаимосвязаны с деятельностью и научной работой медицинской службы военных округов и ВМФ РФ, заинтересованы в целях обмена опытом и научно-практической информацией использовать разные формы подготовки НПК, в том числе заочную форму подготовки в адъюнктуре. Кроме того, кафедрам, которые не имеют мест для очной адъюнктуры и возможности трудоустройства выпускников адъюнктуры на своей кафедре, позволяют проводить подготовку НПК, используя заочную форму подготовки. Выпускники заочной адъюнктуры будут являться для таких кафедр резервом НПК.

Наши научные исследования позволили сделать, кроме вышеизложенных, ряд предложений по совершенствованию других сторон организации образовательного процесса с заочниками по кафедрам и учебным дисциплинам.

Кроме расписаний занятий на весь период обучения и на текущий учебный год, выдаваемых отделом ОНР и ПНПК, каждая кафедра на первой лекции по своей учебной дисциплине выдает расписание занятий каждому адъюнкту-заочнику на текущую и предстоящую промежуточную сессии.

Методика проведения занятий практической направленности должна строиться таким образом, чтобы преподаватель проверял и использовал знания и умения адъюнктов-заочников, полученные на

основной работе обучающегося, на самостоятельной работе в межсессионный период применял ситуационные задачи. В связи с уменьшением учебного времени, отводимого на аудиторные занятия с адъюнктами-заочниками, по сравнению с очной формой подготовки, в методике подготовки и проведения учебных занятий необходимо использовать интенсификацию и оптимизацию процесса обучения, инновационные образовательные методики, активные и интерактивные технологии обучения. К зачету (экзамену) допускаются адъюнкты, выполнившие все требования учебной программы, все задания на самостоятельную работу в межсессионный период, тестирования по ее результатам и получившие положительные оценки по контрольным заданиям.

В ходе учебных сессий преподаватели осуществляют мониторинг работы адъюнктов, проводят консультации, получают от обучающихся решения по заданиям, контролируют процесс выполнения заданий, оценивают выполненные задания, доводят до обучающихся результаты оценки, дают итоговую оценку выполненным заданиям на самостоятельную работу и представляют руководству кафедры решение о допуске адъюнкта к занятиям на следующую промежуточную сессию и/или к зачету (экзамену).

Кафедры используют разработанные ими электронные учебно-методические пособия, которые размещены в электронной образовательной среде (ЭОС) ВМедА. Проведена работа по подготовке ППС и допуске его и адъюнктов-заочников к использованию ЭОС. На ряде кафедр используются открытые каналы обмена информацией, поскольку данные дисциплины не содержат закрытых материалов.

Возможны оптимальные варианты проведения педагогической практики по месту или в районе основной работы адъюнкта-заочника.

Задания адъюнктам-заочникам на самостоятельную работу в меж-

Таблица 2

Фрагмент типового учебного плана подготовки адъюнктов заочной формы подготовки

Индекс Наименование разделов и учебных дисциплин Трудоемкость Трудоемкость с преподавателем, час

ш ГО е a 00 всего, час контактная работа с преподавателем, час самостоятельная работа* час по годам подготовки

1 2 3 4

Сессии

установочная первая промежуточная вторая промежуточная третья промежуточная контрольно-итоговая

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Б.1.01 Иностранный язык 5 180 60 120 2 58

В.1.02 Методология научного исследования 2 72 24 48 8 16

В.2.0 Медицинское

обеспечение войск 2 72 24 48 10 14

(сил)

* Самостоятельная работа адъюнктов-заочников между сессиями.

сессионный период по каждому разделу педагогической практики должны включать закрепление знаний и выработку умений по методике подготовки и проведения лекций, семинаров и занятий практической направленности, а также методики составления методической разработки и плана семинара по учебным темам, по которым предстоит адъюнкту проводить занятия.

Таким образом, из изложенных нами положений по опыту организации образовательного процесса заочной формы подготовки НПК следует выделить ряд основных:

- недопустимость стандартного подхода к проектированию образовательного процесса с заочниками по принципу проходки каждой учебной дисциплины сразу на одной сессии;

- для заочников планируются установочная, три промежуточных и контрольно-итоговая сессии;

- включение в образовательный процесс проведения заочни-

ками самостоятельной работы в межсессионные периоды, после лекций, прочитанных по учебным дисциплинам на установочной или каждой предыдущей сессии;

- две трети учебного времени из образовательной составляющей отводится на самостоятельную работу обучающихся в межсессионные периоды;

- на промежуточных сессиях целесообразно проводить: проверку и оценку выполнения заданий на межсессионный период; практические занятия и семинары по учебным дисциплинам, по которым прочитаны лекции на предыдущей сессии; выработку решения о допуске к сессии и зачету (экзамену); экзамены (зачеты); лекции по учебным дисциплинам на следующий год (следующую сессию) обучения; выдачу заданий на самостоятельную работу адъюнктов в межсессионный период и вопросов для подготовки к тестированию по ним, экзамену (зачету) на следующей сессии; доведение порядка, сроков

и технологий отчетности и контроля по ним, а также связи с кафедрой в межсессионный период;

- использование новых современных образовательных технологий при выдаче заочникам заданий, контроле и оценке их выполнения (ЭОС ВМедА). При использовании перечисленных технологий адъюнкты-заочники должны выполнять ряд требований: при связи по электронным каналам он должен отправлять сообщения на кафедру о получении задания на самостоятельную работу в межсессионный период и отправке решения выполненного им задания; при связи по почте на отправляемом решении задания кафедры на межсессионный период на конверте должна стоять отметка почтового отделения о дате приема материала для отправки.

Для формирования новых поколений высококомпетентных НПК, в том числе и заочной формы подготовки, академия и ее профессорско-преподавательский состав должны соответствовать современным возрастающим требованиям.

Это особо важно, когда высказываются мнения об отказе от заочных форм образования в нашей стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность совершенствования системы подготовки и ППС, работающего с заочниками, еще более возрастает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации. Круглый стол. Часть первая. Высшее образование в России, 2014. №6. С. 130-149.

2. Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации. Круглый стол. Часть вторая. Высшее образование в России, 2014. №7. С. 71-85.

3. Сенашенко, B.C. Проблемы организации аспирантуры на основе ФГОС третьего уровня высшего образования/ Высшее образование в России, 2014. № 3. С. 33-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.