Научная статья на тему 'НОВО-ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

НОВО-ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВО-ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ИКОНА ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГЕЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ / ХЕЙНЯВЕСИ / ПАПИННИЕМИ / ОЗЕРО ЙУОЯРВИ / ДУХОВНЫЙ ВКЛАД МОНАСТЫРЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хирвонен Мартти

В статье рассказывается о Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Нередко, Господь скорбями содействует распространению Христианства, так получилось и с покинувшей родную обитель братией Старого Валаама. Возникшая на берегу озера Йуоярви обитель сделалась не только местом последнего прибежища гонимых иноков. Скромный и трудолюбивый образ жизни монахов, не знавших финского языка, лучше всяких слов свидетельствовал о Христе. Ново-Валаамский монастырь в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, вот уже более 75 лет служит местом утешения и духовного окормления многим христианам Финляндии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VALAAM MONASTERY IN FINLAND: ITS HISTORY AND THE PRESENT

The article tells about the New Valaam monastery in Finland. Often, the Lord promotes Christianity giving sorrows. It happened so with brotherhood of the monastery, who had left their native monastery of the Old Valaam. Having emerged on the lake Yuoyarvi the monastery became not only a place of last refuge of the persecuted monks. Humble and hardworking lifestyle of the monks, who did not know the Finnish language, better than any words bear witness of Christ. New Valaam Monastery in the estate Papinniemi in Heinävesi has been serving as a place of consolation and spiritual guidance to many Christians Finland for more than 75 years.

Текст научной работы на тему «НОВО-ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

Пастор Мартти Хирвонен

НОВО-ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ФИНЛЯНДИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В 2015 году православный мир отмечает 1000-летие русского монашества на Афоне. На Святой горе в Греции ожидаются большие торжества по случаю знаменательного юбилея. Вместе с тем, вдали от южных широт в живописном уголке Финляндии действует монашеская община Ново-Валаамского монастыря, устав которого основан на традициях Афона. Это устав святого Валаама составлен по типу и строгости афонских монастырей.

Патриарх Алексий II как-то сказал одному русскому монаху: «Вы хотите попасть на Афон, в Грецию, а я вам предлагаю отправиться на Северный Афон, на Валаам»1. Условно можно сказать, что если Валаамский монастырь на Ладоге в Карелии - это лавра, то Ново-Валаамская обитель в финском Хейнявеси - это лаврский скит.

«В одеяниях несчастья идёт благодать сквозь историю», так говорил о трагическом ощущении жизни глубокий писатель Райнхольд Шнайдер, наследие которого изучал финский пастор и доктор богословия, уроженец Карелии Юхани Рекола. Его исследование заставило меня задуматься о путях жизни.

1 «Я встретил Валаам на Афоне»: Интервью с епископом Троицким

Панкратием. - URL: http://www.n-jerusalem.ru/monashestvo/text/277922.html. -Дата обращения:10.12.2015.

Пастор Мартти Хирвонен (Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии). Авторитетный финский священник и богослов. Являлся кандидатом на пост главы лютеранской церкви, известен своей строгой позицией в отношении христианской нравственности.

На страницах этой книги я также встретил ссылки на интересного испанского мыслителя, писателя и философа Мигеля де Унамуно (1864-1936) и стал его «пленником» на многие годы, восхищаясь его экзистенциализмом. На этого философа сильно повлияла представленная в мадридском музее Прадо картина Ве-ласкеса «Христос на кресте» (Cristo crucificado), под влиянием которой он написал большую поэму «Христос Веласкеса».

Мое увлечение продолжалось до тех пор, пока однажды во дворе Ново-Валаамского монастыря молодой сподвижник братства не посоветовал мне: «Не погружайся слишком сильно в болото экзистенциализма, а то с тобой случится то же самое, что с камнем, брошенным в воду озера Йуоярви». Йуоярви - одно из самых больших озёр Финляндии, глубокое и чистое. В детстве и юности, живя недалеко, на противоположном берегу от монастыря, случалось, что я утолял жажду водой из озера Йуоярви. Это озеро богато рыбой и каждую зиму до 2000 года плотный лед покрывал поверхность воды.

Для меня переезд из Северной Карелии в Турку на юго-запад Финляндии после Иванова дня 1977 года, означал, с одной стороны, временное прощание с «любовью моей юности» Восточной Церковью и с монастырем Новым Валаамом, но в то же время привел меня к новым перспективам.

Известный профессор истории Карелии и России Хейкки Киркинен удивился и поздравил меня с новым назначением в Турку учеником пастора, сказав про мое путешествие: «Это почти то же самое, как если бы вы собирались в Швецию!»

История Ново-Валаамского монастыря на территории Финляндии начинается с февраля 1940 года, когда тяжелая военная обстановка угрожала молитвенной жизни братии монастыря Ладожского Валаама. Почти двести монахов сначала были эвакуированы в Центральную Финляндию и оттуда, летом 1940 в Хейнявеси, в деревню Папинниеми в довольно большой особняк. Братья монастыря предварительно ознакомились с особняком, и, к своему удивлению, они обнаружили там икону преподобных монастыря Сергея и Германа Валаамских. Монахи увидели икону и приняли её как знак Господа!

Дело в том, что владелец особняка пригласил в 1920-х годах принца Голландии в Валаам на Ладогу, и там вышеупомянутая икона была подарена принцу. Гостя привезли на пару дней в особняк Хейнявеси, где принц и забыл икону. Во время пожара основного здания, несколько лет спустя, икона была спасена, хотя

Диакон

Юмш/фнУ/ %фтус эконом Семинарии

Иеромонах

Феодосия (ЪелобфоЫ) Заведующий трапезной

Архимандрит

&ентдн<А (&оте6) Ректор

Протоиерей

З&лядтнр ЯИфатнко Проректор

Лрхиепископ Костромской и Галичский П [ШКСМЮР ■

г! ; р ■ ■ 11:: м.'' м

Иереи Алексий Синицин

Иерей

Михаил Насоноб Проректор

Столяр А.Е.

Д. Гчраиови Е.П. Исакова О

Сапаева Ел

Аракелян Анг<

Лебедев Андрей ^^^^^^^^^ „^^^

^З^ЙЙЗЙ&Ч^ Сахарных Даниил Ульянов Сергеи Гулаиов Ефрем Гречшикин А/,

Цверкун Юрий Кучнецов Илья Ивашкин Тимофей Р*

Иван Винокуров Дмитрий

Сергий Кузь

Костромская Духовная Оеминлрия

Вид Ново-Валаамского монастыря

деревянное здание сгорело до основания и стало непригодным к использованию и его разобрали.

В 1950-е годы мои соседи и родственники довольно часто посещали Валаамский монастырь в Хейнявеси. Они устремлялись туда через озеро на небольших моторных лодках и рассказывали почтительным тоном о своих впечатлениях от братства и молитвенной жизни. Мои знакомые, обладая сердечной деликатностью, не мешали жизни монахов, а смотрели издали на жизнь братьев и принимали участие в богослужениях в старой деревянной церкви. Общение сдерживалось незнанием русского языка.

В любом случае, в 1940-1950 годах практикуемое братством сельское хозяйство, выращивания овощей и животных в большом хлеве, добровольное скромное приготовление пищи вызвали почтение, удивление и уважение к простому экологическому образу жизни подвижников.

Выполняя лесные работы, они получали дрова для собственных нужд. Зимы были в ту пору холодными. Обычной считалась температура -35 градусов по Цельсию. Братья выполняли на улице ту работу, которую в то время финские сельские женщины делали в избе, в хлеве и на овощных полях.

Некоторые братья познакомились с местными жителями. Отец Савва был известен как улыбчивый и простой человек, со своими прибаутками. Я и сам несколько раз видел отца Савву.

106

Расположение Валаамского и Ново-Валаамского монастырей на карте

Среди братства были люди, искусные в разных областях: отец Аркадий писал пейзажи Старого Валаама, отец Мефодий был рыбаком и любил цветы. Игумен Симфориан усердно проводил богослужения: в 1976 году он провёл от начала до конца литургию, несмотря на преклонный возраст. Схимник отец Иоанн (Йо-ханнес) был целителем душ.

Что касается Ново-Валаамского монастыря, то в середине 1970-х годов существовала опасность затихания молитвенных традиций. Молитвенные традиции сохранились только благодаря игумену Симфориану. Как уже было сказано, я присутствовал на Пасхе 1976 года на литургии, которую он проводил в пасхальную ночь в старой деревянной церкви монастыря, служащей на протяжении десятилетий столовой для братства.

Игумен Симфориан был последним жителем Старого Валаама в Хейнявеси. Старше его был монах Акакий, который тру-

дился в Печорском монастыре. Монах Акакий прожил 110 лет, и в 2007 году муниципалитет Хейнявеси послал ему приглашение для регистрации в первый класс начальной школы. Компьютер по ошибке написал, что его возраст 7 лет! Рассказывают, что эта ошибка сильно позабавила монаха Акакия; он сказал, что в случае призыва в армию, он в таком возрасте идти, не намерен.

Монах Акакий всю свою жизнь был конюхом, ухаживал за лошадьми и попутно рассказывал, что секрет его здоровья и долголетия в том, что это было его послушание, оно ему нравилось, и был он всем доволен. В те годы в сельском хозяйстве монастыря лошади играли такую же роль, как животноводство в большом монастырском хлеву.

Многие братья Нового Валаама были усердными духовными наставниками, учителями христианской веры и христианского образа жизни. В их числе следует упомянуть отца Иоанна (Йо-ханнес 1873 - 1958), чьи русскоязычные сочинения архиепископ Павел и архимандрит Пантелеймон переложили в книги.

Монастырский книжный магазин с 1980 года по наше время предлагает много духовной литературы, которую могут читать, православные, лютеране или люди, ищущие духовной пищи в поисках ответов на основные жизненные вопросы.

В течение десятилетий внешний облик помещений монастыря сильно изменился. Старая усадьба превратилась в православный культурный центр, отвечающий современным требованиям. Бывший хлев преобразился в столовую под названием «Трапеза», где могут обедать в соответствии с церковным календарём время от времени работающие добровольцы. В кафе-ресторане «Трапеза» путешественники могут насладиться хорошей едой и получить духовную пищу.

Путешественникам предлагаются комнаты разных категорий: комнаты для размещения семей, а также комнаты гостиничного типа для случайных туристов или участников курсов. Сегодня некоторые люди живут в монастырских квартирах в течение длительных периодов времени. На протяжении десятилетий я провёл там с семьёй много дней, а точнее ночей, во время поездок в соседний город Оутокумпу, посещая своих родителей в больнице, а потом в доме престарелых, куда они попали сравнительно рано. Останавливаться у родителей было трудно по многим причинам, в том числе из-за тесноты дома, в котором я провёл детство и юность.

Другими словами, Ново-Валаамский монастырь был для

меня личной поддержкой и убежищем, когда я прибыл за 500 километров с юго-западной Финляндии, из города Турку в северную Карелию. Монастырь был, по-своему, убежищем Господа, защитой от бурь и гроз внешнего мира.

Помню, как я участвовал с моим другом, православным священником общины Тайпале, в богослужении на Пасхальную ночь 1976 года, которое началось задолго до полуночи и закончилось около пяти утра с восходом пасхального солнца и ознаменовав победу Христа над грехом, смертью и властью князя тьмы. Ночь была холодной, и высокие сугробы покрывали окрестности Па-пинниеми.

Во время богослужения, длившегося около четырёх часов, я не заметил, как свеча в моей руке зажгла рукав старого анорака. Значит, я уснул стоя. На мне был толстый свитер, потому что церковь была и внутри не слишком отоплена. Сильно испуганный пламенем на рукаве, я сразу очнулся ото сна, удивляясь свету пасхального утра, проснулся от дыма до того, как охваченный пламенем оправился бы приветствовать воскресшего Господа! Анорак сохранился до сих пор, и на его правом локте красивая заплата. Вскоре после Пасхи, летом 1976 года, я впервые посетил Россию, побывал в Ленинграде и совершил паломничество по церквям северной столицы2.

Ещё ранее, в 1970-х годах я неоднократно посещал Ново-Валаамский монастырь с моим православным другом-священником и вместе с нашими семьями. Ново-Валаамский монастырь стал знакомым местом, и я был обрадован и удивлён, когда два монастырских брата без предварительного оповещения прибыли ко мне с приглашением принять участие в 1977 году в празднике освещения новой церкви. Одним из приглашающих был тогдашний послушник брат Олави, который позднее стал исповедником монастыря Святой Троицы в местности Линтула.

Он и многие другие продолжили, начиная с 1970-годов старую традицию набожности, и «избежали», именно в Линтула, посещений больших групп путешественников. Жизнь в молитве, по моему мнению, смогла продолжиться без столпотворения народа среди прекрасной и спокойной природы Линтула.

Ново-Валаамский монастырь также был местом многих бо-

2 См.: Мартти Хирвонен, пастор. Мои встречи с Православием // Ипать-

евский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. - 2014. - №2. - С.18-23.

гословских совещаний, там организовывались культурные мероприятия, проводились лекции, а сейчас преподаётся иконопись и устраиваются художественные выставки, где представлено старое православное искусство, картины, предметы и богослужебные изделия из ткани. В последние годы организовывались выставки нового современного искусства. Это, вероятно, необходимо для поддержания источников дохода, и, конечно, как свидетельство гостеприимства, культуры и открытости православных монастырей.

Также я имел удовольствие вместе с супругой участвовать в Европейском религиозном собрании духовных сестёр и братьев летом 2004 года. Эта, главным образом, организация испанских католиков, проводила собрание в первый раз в Финляндии, и они восхищались как монастырём, так и его расположением среди природы. Мы совершили паломничество из Валаамского монастыря в монастырь Линтула: часть пути мы проделали по воде, а часть пешком. Это было незабываемое паломничество, оно осталось в моей памяти навсегда. В собрании участвовал известный игумен Лукас Вишер, его лекция охватывала вопросы сохранения мироздания в экологически чистом виде.

Многие известные финны искали ответы на вечные вопросы в Ново-Валаамском монастыре. Из писателей можно упомянуть такие имена как Тито Колляндер, поэт и переводчик Пентти Коски и многие другие. Из русских писателей, окормлявшихся в монастырях, упоминается Фёдор Михайлович Достоевский с его отношением к православию, а также финский священник и эссеист Юхани Рекола, работавший в основном в Стокгольме, в Швеции.

В моей собственной жизни Ново-Валаамский монастырь

Автор статьи на экскурсии в монастырском храме

сыграл значительную роль, он поддерживал и давал силы в духовной защите. С радостью вспоминаю, что знал лично игумена Пантелеймона (первоначально Петри Сархо), обучавшего в 1970-х годах в Санкт-Петербургской духовной академии при тогдашнем ректоре и нынешнем Патриархе всея Руси — Кирилле. Впоследствии отец Пантелеймон был переведён из Ново-Валаамского монастыря на должность митрополита епархии Лапландии, от которой освободился несколько лет назад. В митрополите Пантелеймоне сочетаются такие черты характера, как истинное смирение, глубокая человечность и чувствительность.

5 июня 1977 года Новый Валаам праздновал церемонию инаугурации (освящения) Преображенского Собора в связи с празднованием 800-летия православия в Валаамском монастыре. По приглашению двух монастырских братьев мне посчастливилось присутствовать на упомянутом празднике. Помню, что братья прибыли на легковом автомобиле «Лада» ко входу лютеранской церкви города Оутокумпу. В это время я с женой и двумя сыновьями был на пути из бани, которая находится недалеко от церкви и церковного дома, когда увидел машину монахов, припарковавшуюся во дворе!

На церковном торжестве, естественно, было много людей, представителей экуменизма, а также государственных деятелей. Иконостас большого церковного зала, составленный в основном из икон Старо-Валаамского монастыря, а также люстра из главной церкви Старого Валаама, добавляли величавость освещённой церкви. В память преподобных отцов Сергия и Германа иконы иконостаса освещаемой церкви покрасили к началу торжественного праздника. В центре была расположена чудотворная икона Божьей Матери из Коневского мужского монастыря (Коневец).

Длительные молитвы архиепископа Павла, монахов и послушников Старо Валаамского монастыря, а также многих других Божьих служителей, были услышаны и желания были осуществлены на торжественном празднике.

Мои воспоминания часто возвращаются в Ново-Валаамский монастырь, расположенный в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, в Финляндии. Когда приходится там задержаться, либо в одиночку, либо с близкими людьми, меня охватывает чувство глубокого душевного спокойствия и вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского: «Когда у человека мир в сердце, тысячи тех, кто рядом с ним, будут спасены».

Мой старший брат жил последние годы своей жизни в непо-

средственной близости от монастыря, и я попросил теперешнего настоятеля монастыря Сергия молиться за моего брата. Молиться за того, кто с рождения знаком с болью и болезнями, от которых многие люди прячутся. Около трёх лет назад моего брата призвали в вечную жизнь, в иной мир. Это произошло как раз в квартире, находящейся в непосредственной близости от дороги, ведущей в Валаам. Квартира не принадлежала ему, но в ней мой брат, засыпая, освобождался от болезней. Во время похорон мы остановились в монастыре, и лучшего места для ночлега в то скорбное время трудно было бы найти.

Мой друг детства, православный, частый посетитель Нового Валаама, пел на благословении и панихиде. Мой брат получил успокоение рядом с нашими отцом и матерью. Мой дед был православным, а мой отец являлся членом православного прихода Тайпале, начиная с 1930-х годов, когда он был вынужден из-за дальнего лесного пути и других отягчающих факторов перевестись в западную Евангелическо-Лютеранскую Церковь.

Во времена моего детства и юности родной приход города Оутокумпу был мирным и спокойным, отсюда было хорошо идти, чтобы навестить могилу брата. Его похоронили на кладбище Рауханмаа (Мирная земля) в городе Оутокумпу, в месте, где он в молодости работал садовником. Похороны состоялись воскресным утром и мне вспомнилось православное песнопение Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех, живот даровав».

Кладбище Ново-Валаамского монастыря находится на противоположном берегу пролива озера Йуоярви. Многочисленные члены братства получили на нём последний приют. Известный поэт Пентти Коски похоронен на кладбище монастыря. Он провёл последние годы жизни в монастыре после изменчивой бурной творческой жизни.

С кладбища открывается впечатляющий вид, как напоминание о скоротечности земных странствий, и о том, что ежеминутно нужно быть готовым уйти из этого времени в вечность. Члены других конфессий поражаются традиции братства: подготовить свой гроб, будучи в хорошей физической и умственной форме, из необструганных распиленных досок.

Ново-Валаамский монастырь на протяжении веков приносит утешение и духовное окормление бесчисленному количеству людей, как в Ладожском Валааме, так и более 75 лет в усадьбе Папинниеми в Хейнявеси, в Финляндии. Духовный вклад мона-

стыря имеет первостепенное значение.

Культурные достижения и взаимодействия между людьми очень важны. Церковь Христова является спасательной лодкой, здесь, на земле, ступив в которую, человек обретает покой и мир в сердце.

Воскресший Христос присутствует в Церкви, в учении традиции неразделённой Церкви, в святой литургии, в Евангелии, в евхаристии и в тишине молитвы. Соответственно Святая церковь предлагает якорь веры, надежды и любви, который удерживает весь корабль Церкви на плаву в бурных житейских водах.

В мире господствует беспокойство, бурная непогода бросает Церковь из стороны в сторону, иногда самым жестоким образом. Так было, есть, и, к сожалению, будет. Но Церковь Христова живет, и будет существовать до конца этого мирового времени, пока Христос во славе своей не вернётся назад и воздвигнет царство, которому не будет конца. «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф 6, 13).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.