Научно-технические разработки
УДК 614.8:621.22
В.И. Гергель к.т.н., А.М. Талатов (НПО «Простор»); С.П. Тодосейчук к.т.н.
НОВИНКИ И МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУЧНОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
(по результатам участия в международной выставке «1П;ег8сЬШ;г—2005»)
Рассмотрено совершенствование существующего и создание нового поколения ручного гидравлического аварийно-спасательного инструмента
С.П. Тодосейчук
С 6 по 11 июня в Ганновере (Германия) проходила крупнейшая в мире международная выставка — смотр достижений в области развития пожарных технологий, средств пожаротушения, аварийно-спасательного оборудования «Interschutz-2005». Выставка проходит с периодичностью один раз в 5 лет, поэтому поражает масштаб и размах этого грандиозного мероприятия. Впервые на выставке была представлена коллективная экспозиция МЧС России.
На выставке представлены все существующие в мире технологии и технические средства пожаротушения и спасения.
В это статье мы остановимся только на одной теме — связанной с разработкой, производством и эксплуатацией ручного гидравлического аварийно-спасательного инструмента.
На выставке были представлены все известные мировые производители спасательного инструмента. Те, которых мы знаем уже много лет, и которые регулярно приезжают на наши выставки, а также новые фирмы. Некоторые из известных уже сменили своих хозяев и прописку. Происходит укрупнение (поглощение и слияние) фирм-произво-дителей. К слову сказать, несмотря на смену собственника, торговые марки сохраняются. Это касается, например, известного инструмента LUKAS. И не только. Но это не главное. Удивляет и поражает динамика развития мировой отрасли средств защиты. Участники явно не экономили на выставочных площадях. Все стремились удивить размахом и количеством выставленных образцов оборудования. Впечатляет и форма демонстрации спасательной техники. Рядом с нашим стендом располагался стенд технического подразделения спасателей
— THW (Германия). Они построили полномасштабные развалины двухэтажного дома и собрали на этом «завале» всю необходимую для его разборки технику. На нем демонстрировали технологии разведки,
поиска и извлечения пострадавших, разборки конструкций. По предварительной договоренности в этих работах принимали участие российские юные спасатели и профессионалы из ЦАМО и ФГУ ВНИИ ГОЧС. Регулярно, каждые два часа стенд оживал. Начинали работать разведчики, кинологи, спасатели. Из гидравлического инструмента на макете завала использовался инструмент нового поколения фирмы «Простор». С ним работал спасатель международного класса Алексей Темес (отряд «Центроспас»).
Теперь непосредственно о новинках и мировых тенденциях развития. Во-первых, бросается в глаза многообразие выпускаемого инструмента. На подиумах извес-
тных фирм было выставлено инструмента только одного функционального назначения до 5 и более наименований. Однотипный инструмент различался по мощности и форме рабочих органов. Разработчики отошли от универсализации и пошли вглубь. Из предлагаемого спектра можно выбрать оборудование, которое точно подходит для выполнения конкретной задачи.
Во-вторых, практически у всех фирм очень заметна характерная особенность: блочно-модульный
принцип построения отдельных узлов аварийно-спасательного оборудования. Исповедуя известный принцип проектирования с использованием кратных размеров (размерных рядов), легко переходить, например, к проектированию контейнерных модулей, которые целиком встраиваются в тот или иной аварийно-спасательный или пожарно-спасательный автомо-
биль. Теперь это прерогатива разработчиков инструмента, а не конструкторов спецтехники. Задача последних — взять готовый, спроектированный под функциональную задачу модуль, в котором уже оптимизированы конструкторские и эргономические параметры и встроить его в свое изделие.
В-третьих, прослеживается еще одна тенденция. Разработчики начали создавать банк данных типовых силовых элементов, например автомобилей, или характерных фрагментов, которые встречаются при различных чрезвычайных ситуациях. На основе этих данных создаются своего рода тренажеры. Заказчик со знанием дела может выбирать и заказывать
необходимое ему оборудование. Это не сложно, ибо помогает, заложенный при разработке агрегатный (блочный) принцип компоновки.
Еще одно новшество. Практически каждый разработчик аварийно-спасательного инструмента создает и универсальную рабочую оснастку (под любую возможную ситуацию), которая позволяет со стопроцентной надежностью и очень быстро зафиксировать потерпевшее аварию транспортное средство в том положении, в котором оно оказалось, и лишь потом приступать к извлечению пострадавших.
Для чего все это делается? Основная доля ЧС в настоящее время это ДТП, несчастные случаи на пожаре и в жилом секторе. Отсюда и существенный крен в
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
развитие спасательного инструмента легкого и среднего класса. Кусачек, которые способны перекусывать арматуру диаметром более 30 мм в характерной для инструмента прошлого века «корневой лунке» уже не встретить. Конечно, выпускается и инструмент тяжелого класса, который предназначен для выполнения работ на сложных завалах, например, при ликвидации последствий землетрясений, но это, в основном, мощные разжимы или расширители (spreaders). Арматуру теперь не перекусывают, да и неправильно это, тем более, когда так широко выпускаются мощные гидроприводные дисковые пилы и другой ручной инструмент гидродинамического действия (бетоноломы, перфораторы и т.п.). Кстати, грамотно и наглядно это продемонстрировали немцы на стенде THW.
И, наконец, самый главный, на наш взгляд, вывод. В высокотехнологичной отрасли — разработки и выпуска гидравлического аварийно-спасательного инструмента — еще далеко не поставлена точка. Выставка показала, что, несмотря на значительное представительство известных зарубежных фирм-производителей, появляются и новые фирмы, которые очень тщательно проанализировали конструкторские, технологические и эксплуатационные особенности выпускаемого до них инструмента и смогли предложить новый подход и решения. Есть целый ряд конструкторско-технологических находок, которые заслуживают особого внимания. Для нас было чрезвычайно интересным замечать оригинальные конструкторские и технологические решения. Не все новации, на наш взгляд, являются прогрессивным. Так, например, коаксиальный гидравлический рукав (два в одном) для подвода гидравлической жидкости к инструменту, который продемонстрировал HOLMATRO, вызывает неоднозначное впечатление. Сильно усложнился гидравлический разъем, рукав стал тяжелей по сравнению с двумя типовыми, а в случае повреждения наружной оболочки, выходят из строя сразу пара рукавов.
Еще об одной тенденции. Немецкая фирма, поставляющая инструмент для национальных подразделений THW, показала новый гидравлический инструмент с рабочим давлением 50 МПа (500 атм.). Фирма «ZUMRO» пошла еще дальше. Не просто применила, но обстоятельно, с привлечением университетской науки доказала, что рабочее давление в гидравлическом инструменте, при помощи которого спасают людей, необходимо снижать! И снизила до 35
МПа (350 атм.). Вот их аргументы:
— выше 400 атмосфер гидравлическая жидкость начинает вести себя как сжимаемая среда, а, следовательно, это существенно меняет гидродинамические характеристики изделия. Возникают дополнительные потери, снижается мощность и коэффициент полезного действия инструмента;
— с повышением давления (выше 400 атм.) возрастает опасность гидроудара в системе: инструмент
— подводящие рукава — гидропривод. Особенно это опасно при выполнении операций, например, кусания арматуры. Динамическая нагрузка при гидроударе, если не разрушает, то резко сокращает срок службы гидравлического оборудования.
С этим трудно не согласиться. Не случайно вся авиационная гидравлика, где важен показатель надежности, работает на давлениях не превышающих 30 МПа (300 атм).
Здесь впору перейти к анализу состояния современного отечественного аварийно-спасательного инструмента. Сегодня в России эксплуатируется и продолжает выпускаться оборудование, разработка
которого пришлась на начало 90-х годов прошлого века. К этому периоду относится и становление серийных производств. К сожалению, за прошедшие с того времени 12—15 лет заложенные технические решения, технологии, элементная база сильно устарели (аналог инструмента «Спрут» фирма HOLMATRO уже давно не выпускает). В перестроечное время ни одному из отечественных разработчиков спасательной гидравлики не удалось сохранить налаженную в начале пути кооперацию с сырьевыми и базовыми машиностроительными заводами. Из-за этого, по
сути, прервалась цепь возможных и необходимых работ по модернизации и совершенствованию выпускаемого оборудования.
За это время принципиально нового инструмента ни одна из фирм не создала. Однако каждый производитель имеет свои «изюминки», которые он делает лучше других. На наш взгляд, сейчас настало время объединить усилия и создать общее производство современного отечественного ГАСИ с учетом мирового опыта. Каждому производителю в отдельности это не под силу.
Выставка наглядно показала, что следует предпринять с точки зрения улучшения конструкторско-технологических и эксплуатационных характеристик отечественного инструмента и куда следует развиваться дальше.
Развитие должно идти сразу по нескольким направлениям, если мы все заинтересованы в развитии нашей отечественной отрасли средств спасения, в том, чтобы отечественный инструмент составлял действительную конкуренцию зарубежному. Чтобы у нашего российского потребителя не возникало пери-
одического желания прикупить немного импортного оборудования.
Вот на наш взгляд НЕКОТОРЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
■ необходима постоянная работа по совершенствованию существующего, а также по созданию нового поколения отечественного аварийно-спасательного инструмента. Особо следует обратить внимание на расширение типоразмерного ряда инструмента.
Универсальный инструмент малоэффективен;
■ следует углубленно заняться оптимизацией параметров выпускаемого и предполагаемого к выпуску инструмента, особенно его эргономических свойств;
■ на основе выработанных критериев сгруппировать инструмент по различному функциональному назначению и классу (для пожарных, спасателей, инспекторов ГИБДД и т.д.);
■ обратить внимание на разработку и выпуск специальной оснастки и инструмента, которые будут способствовать оперативному выполнению спасательных работ с минимальным риском для пострадавших. Такая оснастка особенно нужна при ликвидации последствий ДТП, когда инструмент работает непосредственно возле пострадавшего;
■ необходимо создать серию тренажеров и тренировочных площадок на предприятиях-изготовителях спасательного оборудования, на которых заказчик может проходить углубленную подготовку, помимо простой аттестации.
■ продолжить работу по модернизации уже выпускаемого оборудования, совершенствованию и
внедрению новых технологий производства рабочих органов, органов управления, рукавов высокого давления, быстроразъемных соединений и т.д.
Очень важно, чтобы эта работа велась не только в инициативном порядке предприятиями, разрабатывающими и выпускающими гидравлический аварийноспасательный инструмент, но стала системой. Частью научно-технической программы МЧС России.
Научно-технические разработки