УДК 281.9
Т.А.Воскресенская
НОВГОРОДСКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ-БЕСПОПОВЦЫ: ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИРОВОСПРИЯТИЯ И БЫТ
Гуманитарный институт НовГУ
The influence of the eschatological perception on the everyday culture of Old Believers is shown. The criteria, defining the behavior of the Old Believer in everyday life, are analyzed.
Эсхатология признается одним из ведущих компонентов христианства. Старообрядчество же хотя и не создает «стройной эсхатологической системы», представляет собой «эсхатологическую разновидность православия» [1]. Как определил исследователь старообрядческого мировоззрения М.О.Шахов, «эсхатологические ожидания являются важнейшим элементом старообрядческого мировоззрения» [2].
После произведенных патриархом Никоном реформ традиционалистское сознание с логической неизбежностью сделало вывод из двух посылок: а) духовная иерархия произвела искажение форм бого-почитания, ведущее к разрыву связи со сверхъестественным, к утрате Божественной благодати; б) утрата истинной церковной иерархии возможна только на конечном этапе мировой истории, при воцарении антихриста, следовательно, падение последнего оплота православия, Московской Руси, знаменует пришествие в мир антихриста.
Установка беспоповцев на пришествие антихриста в мир, дополненная убеждением в наступлении «бессвященнословного» состояния Церкви (т. е. без тайн и священства), привела их к необходимости поиска новых форм организации своей жизни как истинных носителей веры в новых условиях последнего времени, что нашло яркое выражение в повседневной жизни.
Многие исследователи старообрядчества говорят о влиянии эсхатологического мировосприятия на все сферы повседневной культуры старообрядцев. Автор данного исследования ставит перед собой задачу рассмотрения данного влияния на примере новгородских старообрядцев-беспоповцев. До сих пор исследователи и общественные деятели особое внимание уделяли рассмотрению созданной староверами системы общения с Богом, мы же попытаемся осветить повседневную жизнь староверов-беспоповцев, в частности принципы их общения, взаимодействия с иноверцами, проанализируем критерии, определяющие их поведение.
По мнению М.О.Шахова, «изоляционизм ста-роверия представляет собой вполне адекватную реакцию традиционного православного сознания при столкновении с иноверным обществом и основывается на собранных в «Кормчей книге» правилах и законах, требующих «несообщения» с еретиками» [3]. Чтобы не поддаться искушению, староверы старались с отступниками христианской веры, которых считали «гораздо большими грешниками, чем язычники», прекратить дружбу, совместные трапезы и всякое
общение [4]. Следуя, как они считали, завету преп. Иосифа Волоцкого, вторившего свт. Иоанну Златоусту, староверы неукоснительно соблюдали запрет на сообщение с иноверцами в пище, питье, дружбе, любви. Этот запрет дополнялся строгим запретом на совместное моление с еретиками [5], устанавленный Правилом 45-м Святых Апостолов.
Среди старообрядцев ходили рассказы, из которых явствовало, что всякие отношения с иноверцами могли повлечь за собой наказание. Согласно одной из историй, за то, что староверы с никонианами ели из одной чашки, «наказал их Господь: кинул их в озеро студеное, бьет их морозом лютым». Лишь за творимую ими при жизни милостыню ночью позволяет Он им отогреться в келье старообрядческого старца, бывшего некогда настоятелем, а теперь уединившегося в пустыню около Сольцов [6].
Любой контакт с представителями внешнего мира — «мирскими» — делает самого старовера «мирским» или «замирщенным» (осквернившимся), т. е. лишает его необходимого духовного уровня обрядовой чистоты [7]. «Замирщение» у староверов считается весьма тяжким грехом, возвращение ослушника в общину полноправным членом сопряжено с необходимостью просить прощения у других членов общины и исполнить епитимью, которая могла включать до 40 лестовок с молитвою Исусовой и поклонами.
Общество новгородских старообрядцев-беспо-повцев, как и любое другое общество хранителей древлего благочестия, неоднородно. Это деление основано на качественной характеристике общения с миром, отступившим от Христа. Каждая категория выделяется по основному критерию — степени «за-мирщения». В своей среде староверы выделяют «раб-ных», иногда их могли называть просто «христиане» или «большарабые». Чтобы избежать замирщения, каждый истовый старовер, каковым и является раб-ной, должен иметь при себе, особенно если он отправляется в путь или в общество православных, свою чашку и ложку, чтобы ни в коем случае не пользоваться православной посудой. Подобная практика получила название «держать свою чашку». Свою чашку необходимо было благословить у наставника, после чего ею можно было пользоваться. Кроме того, рабные молились Богу вместе с наставником, поскольку были людьми «достойными, молящими» (т. е., выполняли заповеди Божьи, в том числе и посты, запрет на посещение никонианских храмов и общение с иноверными). Чаще всего этими качествами обладали люди в возрасте.
Другой категорией являются «навожоные» как их называли в Крестецком районе, или «сиетные» — в Старорусском районе, или «суетные» — это название упоминает информатор из Поддорского района. Сиетные, по описанию информаторов, по возрасту были значительно моложе, состояли в браке, общались с иноверцами неким образом, а потому им запрещалось молиться вместе со всеми во время общественного богослужения.
Для определения единоверцев, имевших наиболее тесные отношения с отступившим миром, или иноверцев использовали термин «мирские» или просто «церковные». Если этим термином определяли старовера, то в этом варианте это понятие сходно с понятием сиетного, т. е. под мирскими подразумевались староверы, состоящие в браке, «не бывшие на поклонах» (т. е. не исповедывавшиеся в этом году), «те, что послабже среди староверов», за что на службе они не молились со всеми и не имели права брать «рабную чашку».
Это деление было закреплено наличием в каждом доме отдельных чашек (посуды) для представителей каждой группы. «А раньше у их было три чашки: мирска, навожона и рабна» [8]. Их хранили в разных местах и мыли отдельно.
Подобная статусная иерархическая лестница была подвижна. Существовала возможность повысить свой статус внутри старообрядческого общества. Некоторые информаторы упоминают об обычае на Пасху всем староверам становиться рабными и принимать благодать от наставника. Для этого было необходимо: 1) помыть чашку, помолившись; 2) сходить в Великий пост на поклоны (т. е. исповедаться); 3) отмолиться 40 лестовок; 4) дома быть рабным.
В повседневной жизни, как показывают материалы этнографических исследований жизни новгородских старообрядцев-беспоповцев, строго соблюдались все вышеперечисленные запреты. Так, если на поминках (а другие формы совместного общения были строго ограничены) присутствовали иноверцы или замирщенные, то хозяева, ссылаясь на слова апостола Павла (1 Кор. 5, 11), накрывали два стола: отдельно для рабных и отдельно для замирщенных или мирских. При исполнении поминальных молитв иноверцам запрещалось даже осенять себя крестом.
По данным второй половины XIX в., староверы федосеевского согласия, известного своей строгостью, еду, покупаемую в лавках у иноверцев, считали оскверненной, а потому перед употреблением очищали ее молитвой. В статье 1873 г. о старорусских старообрядцах местечка Городцы обряд очищения описывается следующим образом: домашний садился против лавки на стул (подобный качалке), качаясь, перебирал лестовку, бил о лавку поклоны. Числом поклонов характеризовалось качество еды. Самое большое число поклонов необходимо для очищения сахара и соли. Чуть меньше — для соленой и свежей рыбы, не клали поклоны за свежую пищу [9]. Согласно данным Ф.Пардалоцкого кре-стецкие федосеевцы перед обедом должны были класть по сто поклонов для очищения пищи, поку-
паемой у православных [10]. Кроме того, он упоминает о наличии в печах крестецких федосеевцев специальных скважин «для освящения благодатию приготовляемой пищи».
Отправляясь в дорогу, старовер брал с собой все необходимое для поддержания своей «чистоты» — икону, свою чашку, свою еду («Наши родители, вот, например, оны куда в дорогу едут, со своей едой едут, со своим хлебом и питьём»).
У старообрядцев существует запрет на посещение никонианских церквей. Исключение могло касаться лишь молодого поколения, представители которого вопреки воле родителей «из любопытства» ходили смотреть христианские храмы, но за подобное действие у своего батюшки духовного потом просили прощения. Запрет на совместное моление с никонианами выполнялся неукоснительно.
Наряду с мирской чашкой в некоторых домах староверов, можно было обнаружить так называемые «мирские» иконы, т. е. иконы, не закрытые занавесью, оставленные специально для приходящих от мира. Иконы, которым молились сами хозяева, были тщательно укрыты от постороннего взгляда. В доме православных староверу следовало «глазы крестить, а молитву не произносить» на чужие иконы. Если в одной семье проживали представители разных вер (например, муж православный, а жена староверка), по словам одного из информаторов, они держали каждый свои иконы в отдельном углу, укрыв их от глаз родственника-иноверца.
Запрет на вступление в брак с иноверцами стал залогом того, что в рамках рода, семьи (в широком смысле) сохранялась единая вера. Замужество не по вере в староверческой среде грозило отторжением от семьи. Браки между представителями разных вер случались, но при условии смены вероисповедания. В противном случае, новый член семьи был в ней «все равно как отрезанный ломоть» (информаторы поясняли: в доме «все едят с одной чашки, а она отдельно от мужика ест»). При соблюдении этого запрета общение старовера ограничивалось своим родом и своей общиной — кругом единоверцев.
Знаком разделения мира было и наличие на дверях староверов (подобная практика имеет региональные ограничения) двух скоб (ручек) — для мирских и для староверов.
Несмотря на всю свою обособленность старообрядческое общество было открыто для принятия новых членов. Всемерно поощрялась проповедь, направленная на обращение еретиков: «обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). Обычай крещения взрослых, пришедших от мира (а в некоторых беспоповских толках и пришедших из других согласий), описывается многими информаторами.
Как и все христиане, староверы главной целью имеют спасение души. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях последнего времени, поскольку спасти истинную Церковь без заботы о собственной душе невозможно. «Телом, хоть изгоро-ду подопри, а душеньку-то будут терзать на том све-
те, за все надо отвечать». Беспоповцам пришлось создать свою систему служения Господу, поскольку они были лишены возможности получения благодати через Церковь. Человек, по мнению староверов, может почти все даже в дни прихода антихриста, если делает это «с Божией помощью, да с молитвой», если «с подвигом и с радением духовных искати» [11]. Старовер старается прожить свою жизнь так, чтобы заслужить благодать Божию.
Всякое свое дело, всякий свой день старовер начинает с обращения к Богу («со Христом глазы перекрестив») и заканчивает обращением к Богу. Молитва сопровождает старовера на всем его жизненном пути. Родители учили своих детей: «Каждый день надо молиться за себя. Когда умрешь, там за себя уже молиться нельзя. Там будешь только молиться за своих живых людей». Молится он, восстав ото сна, отправляясь в дорогу, до и после приема пищи, перед сном возносит благодарность за каждый прожитый день. Каждый праздник, каждый воскресный день он начинает с общественного моления и посвящает его Господу, воздерживаясь от работы и от повседневных забот.
Одним из показателей строгости старообрядческой веры является держание постов. Несение поста для старообрядцев обязательное условие христианской веры. Староверы строго соблюдают четыре основных христианских поста. Кроме того, на каждой неделе староверы особо почитают постом среду и пятницу, тем самым воспоминая предательство Иуды и страдания Христовы. Одни староверы упоминают о вкушении пищи в эти дни лишь единожды. Другие настаивают на том, что в эти дни «ограничено не сколько съешь, а что», а потому ели несколько раз в день, но исключительно постную пищу. Некоторые информаторы упоминают о традиции соблюдать пост трижды на неделе. «Говорят, среда и пятница — первая встреча. Пятница и Среда тебя встречать будут, когда умираешь. А понедельник — всегда заветный». В понедельник постились только те, кто давал завет, т. е. попадал в сложную жизненную ситуацию и ожидал помощи в ее разрешении от Бога, а потому брал на себя некоторые обязательства относительно ограничения своего рациона питания. Необходимо заметить, что в старообрядческой среде дети очень рано начинают нести пост.
Подобным образом, соотносясь с Богом во всяком своем деле, соблюдая посты, старовер выполнял первую заповедь любви, данную самим Исусом Христом, — заповедь о любви к Богу. В обыденной жизни старовер старается как истинный христианин реализовать и вторую Его заповедь — заповедь о любви к ближнему своему. Идеальным для старовера было в повседневной практике следование нехитрой формуле: «Надо Христу молиться больше и добра делать». «Когда доброе дело совершается, говорят, сам Ангел улыбается», да за творителей его заступается.
Одно лишь сотворенное доброе дело может изменить участь человека после его смерти — из ада в рай направить. Даже блудница может попасть в рай лишь за то, что «какую-то одну благовесть сделала».
Говорили, что добро сделаешь людям, так в рай попадешь: «в серёдку-то, может, не попадешь, а с кра-ешку-то будёшь».
Старовер старался помогать всякому нуждающемуся в помощи. Не забывал поговорку: «Подай Христа ради — Бог пошлет». В разных краях существовали свои обычаи, связанные с милостыней. Одни подавали прямо на улице, другие приглашали просящих в дом, третьи при каких-либо неблагоприятных жизненных ситуациях сами разносили милостыню своим единоверцам. При этом особо ценилась так называемая «потайная милостыня», такая, «чтобы правая рука давала, левая не знала». Подавали милостыню и при несчастном случае со скотиной, при болезнях, после смерти близкого человека («Милостыньку не подашь, будёт сниться во сне. Если голой, босой, надо одёжу подать. Здесь подашь, а там его обуют, оденут»).
Грехом считалось недостойное отношение к другим людям. Греховно по отношению к другим людям физическое насилие. Тем более грешным считалось лишение человека жизни. Убийство человека не проходило для убийцы без последствий. Информаторы отмечают, что на том свете придется ему отвечать как за свои грехи, так и за грехи того человека, которого он убил. Хотя прощение даже за этот страшный грех возможно, если, конечно, покаешься. Аборт считается непрощенным грехом. А потому за него «всей вселенной не ответишь». Говорили: «за это молись хоть сто человек, все равно не замолишь».
Греховным почиталось посягательство на материальные ценности: будь то земля («захват земли — это грех непрощенный») или дом («зажечь дом чужой») или скотина («скотинку отравить — непро-шоной грех»).
Не только дело, совершенное человеком, влияло на его жизнь. Значение произнесенного вслух слова также очень велико. Каждое слово может быть услышано и обращено против человека. «Вот задумай: «Ой, я не буду жить, я повешусь». И десять лет нечистый дух проходит за тобой сзади: «Ты слово дал (или дала). Чего ж ты не держишь, не исполняешь его?». Сорок лет будет ходить, пока ты не задавишься».
Проклятие (особенно из уст матери) имело непоправимые последствия. Завистливым словом можно даже убить человека.
Обсуждать, как и осуждать других людей, а также врать и браниться тоже считается грехом и наказывается горением в аду. Нельзя обсуждать других людей, судить их. «Нам нельзя судить, на то есть Бог-Судья». Староверы предупреждали: «Много врешь да треплешься, да зря болтаешь — за язык повесят» на том свете.
Староверы, особенно женщины, не употребляют бранных слов. Самое страшное ругательство, по мнению информаторов, «в мать» (Божью мать поминаешь) и «в Бога», не следует поминать и нечистого. Недопустимы ругательства в адрес скотины. «Ни кошечку, ни курочку, никого нельзя обозвать, все у Христа сотворёно!». Свекор вылил только что подо-
енное молоко только потому, что невестка, когда доила, назвала корову «заразой»: «От заразы пить молоко нельзя!». Плохое слово, ругательство может привести к тому, что скотина может попасть «на худой след» (т. е. потеряться в лесу).
Особым образом относятся староверы и к выбору слов, произносимых при встрече и при прощании. Вместо «До свидания» они говорят «по-Божьи»: «Простите меня Бога ради». На что остальные отвечают: «Бог простит тебя и благословит». Благодарить также необходимо «по-Божьи». Староверы-
беспоповцы говорят обычно «Спаси Господи», а новгородские староверы-поповцы благодарят словосочетанием «Спаси Христос» [12].
Грехом у христиан почитается блуд. В бытовой практике староверов интимные отношения даже между мужем и женой считали не совершенно чистыми. После каждой ночи с мужем женщине приходилось окачиваться с ног до головы водой либо в доме, либо в хлеву. Староверы воздерживались от близких отношений между супругами во время постов, накануне праздников (перед общественными молениями).
Избегали староверы чрезмерного употребления хмельных напитков. Нельзя говорить о полном их запрете. Женщины не пили вовсе, мужчинам же позволялись послабления в праздничные дни. Однако по уставу старообрядцев за злоупотребление хмельными напитками (за пьянство) налагали шесть недель поста и три тысячи поклонов [13]. Одной из причин сознательного ограничения староверами употребления хмельных напитков является, в частности, осознание того, что под их действием теряется контроль над собой, и в это время можно совершить даже самый тяжкий грех.
На пляску в обиходе старовера был наложен запрет. Однако информаторы признаются, что плясали и староверы. Особенно молодые люди. Но если они и делали это, то — осознавая, что за этот грех ждет их наказание: «на калёной сковороды на том свете плясать будешь» или «на гвоздях калёныих», либо «заставют на угольях плясать».
Кроме запрета на пляску в старообрядческой среде был распространен запрет на светские увеселения (ипподром, опера, театр и т.д.), в том числе и на музыку. Хотя необходимо отметить, что полностью обойтись в своей жизни без музыки староверы не могли. Во-первых, музыка была важной составной частью богослужения. Во-вторых, существовал такой жанр музыкального произведения как духовный стих. Духовные стихи часто исполняли в моленной, они являлись важной составляющей жизни старовера в Великом посту. В деревнях можно еще найти от руки переписанные сборники духовных стихов. Как исключение из правил, староверы допускают употребление «мирских песен», особенно среди молодых людей, бывающих на деревенских праздниках.
Некоторые староверы настороженно относятся к науке, особенно к тем ее отраслям, достижения которых явно противоречат религиозной картине мира.
Они предпочитают обходиться без помощи докторов при болезнях. Во-первых, опасаясь замир-щения, поскольку многие доктора являются иноверцами, во-вторых, по их мнению, ныне нет «божественных врачей, о которых говорит Сирах (38, 1-15), но все — еретики», в-третьих, считают, что «кажин-ная болесть от Престола Божьяго, от Его изволения посылается на испытание людям» или в качестве наказания. Так или иначе, но излечение от болезни зависит только от милости Создателя, а ее необходимо добиться самому. Некоторые староверы считают, что болеть плохо на этом свете, зато для будущего века это занятие полезное. Ведь «когда болеешь — трудишься за свои грехи». А потому подходя к больному, говорят: «Бог в помощь тебе трудиться». По наблюдениям исследователей XIX в., если наружные лекарства староверы (особенно зажиточные в городах) хоть и с неохотой, но от докторов принимали, то внутренние не брали вовсе. Осуждали староверы хирургическое вмешательство. Объясняют это так: «Резанный то же, что жид обрезанный, не войдет в Царство Небесное» [14]. Особенно негативно относились к анатомам, которые вскрывают тела умерших.
В случае болезни староверы обыкновенно прибегают к чтению канонов какому-либо святому, которому приписывается власть целить известные недуги. Могут давать завет — сколько лестовок молиться или накладывать на себя пост. Так в дер. Лякова давали завет и по нему ходили пешком (примерно 100 км) в Новгород поклониться преподобному Варлааму Ху-тынскому. Нередко прибегали к милостыне. В качестве исключения (очень редкого, по данным XIX в., собранным противниками староверия [15]) староверы прибегали и к помощи ворожей, а также пользовались средствами народной медицины.
Запретным в старообрядческой среде считалось курение табака. Старовер если и курил, т. е. «не подчинялся закону» (по закону это грех), то никогда не делал это дома или в моленной, курение у колодца с водой также было запрещено. Поддержанию подобной практики способствовали бытовавшие в старообрядческой среде рассказы о происхождении табака. Согласно им табак возрос из останков блудной чер-норизицы (или, по другим данным, девицы) благодаря «любодейчивому демону» [16].
Если от своих противников никониан староверы принимали пищу через очищение поклонами, то пищу, доставляемую от язычников, не почитающих христианского Бога, отвергали. Из рациона питания староверы старались исключить чай, кофе, сахар, картофель [17] и дрожжи.
Светская мода могла проникать в жизнь старовера, однако следование ей было сопряжено с необходимостью нести духовное наказание, и сфера ее применения была четко ограничена повседневной жизнью. Во время обращения к Богу (будь то общественное моление или домашняя молитва) староверы предпочитали облачаться в одежду скромную, старинного покроя.
Таким образом, изучение бытового уклада новгородских старообрядцев-беспоповцев позволяет ут-
верждать, что эсхатологические настроения, составляющие основу мировоззрения староверов, оказывали непосредственное влияние на повседневную жизнь, обосновывая, в частности, запрет на сообщение с отступившим от Христа миром, запрет на бытовые новшества, утверждая необходимость аскетизма в мирской жизни.
1. Керов В. В. Эсхатология старообрядчества конца XVII — первой половины XVII веков и новая хозяйственная этика старой веры // Старообрядчество в России (XVII — XX вв.): Сб. науч. тр. Вып. 3 / Гос. ист. музей; отв. ред. и сост. Е.М.Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2004. С.410, 405.
2. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: РАГС, 2002. С.193.
3. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Изд. дом «Третий Рим», 1997. С.98.
4. Там же. С.103.
5. Там же. С.105.
6. М.С. Посад Сольцы // Голос. 1863. № 281. С.1108.
7. Псаломщик Д. Г-ев. О раскольническом замирщении в ястии и питии // Тобольския епарх. ведомости. 1889. №6. С.123.
8. Архив учебно-научной лаборатории этнологии и истории культуры НовГУ. Материалы этно-культурологических экспедиций.
9. С-в. Заметки о жизни и быте раскольников местечка Го-родец Старорусского уезда // Новгородские губернские ведомости (НГВ). 1873. № 2. С.7.
10. Пардалоцкий Ф. Наказание за неверие и обращение от раскола в православие // НГВ. 1873, №43. С.5.
11. Керов В.В. Указ. соч. С.421.
12. Автор встретила такую традицию в Демянском районе у старообрядцев-поповцев деревни Алешонка и ее округи. (Материалы этно-культурологической экспедиции Нов-ГУ 2005 г.).
13. Варсонофий, иеромонах. Старообрядцы безпоповцы, обличенные в неправоте своей веры в своей же моленной. Новгород, губернская типография, 1902. 23 с.
14. С-в В. Несколько слов о раскольниках в Старорусском уезде // НГВ. 1869. № 25. С.183.
15. Нильский И.А. Взгляд раскольников на некоторые наши обычаи и порядки жизни церковной, государственной, общественной и домашней. СПб, 1863. С.63.
16. Там же. С.42-43.
17. Там же. С.44-46.