УДК 070 (091)
«НОВГОРОДСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ» И МЕСТНЫЕ ЧАСТНЫЕ ГАЗЕТЫ
С .А .Козлов
"THE NOVGOROD PROVINCIAL GAZETTE" AND LOCAL PRIVATELY OWNED PRESS
S.A.Kozlov
Гуманитарный институт НовГУ, blackgrifon@bk.ru
Статья посвящена официальному изданию «Новгородские губернские ведомости» в период становления и расцвета местной частной периодики. В ней дается обзор основных изданий, редакционной политики и влияния публицистических традиций на новые газеты.
Ключевые слова: «Новгородские губернские ведомости», частная периодика, реклама, публицистика
The aricle is devoted to the The Novgorod Provincial Gazette in period of formation and flourishing of privately owned newspapers. Overview of main private newspapers is given, their editorial policy and impact on new newspapers are considered. Keywords: The Novgorod Provincial Gazette, privately owned press, advertisement, writing on current affairs
«Новгородские губернские ведомости» и их место в провинциальной журналистике XIX — начала XX века привлекали внимание крупных исследовате -лей в последних десятилетиях XX века. Так, авторству М.П.Мохначевой принадлежат исследования, посвященные реакции цензурного комитета на редакционную политику и деятельность официального органа печати [1]. Также в круг интересов ученого попали публикации, отражающие социально-экономическое развитие региона в XIX веке, их жанровая и идейная составляющая [2]. Раздел монографии С.Я.Махониной «Русская дореволюционная печать (1905- 1917)» [3] содержит оценку новгородских газет, которые, по мнению историка журналистики, были достаточно развиты в контексте провинциаль -ной прессы начала XX века.
Новейшее исследование новгородской перио-дической печати было проделано Е.В.Ивановой в ас-
пекте литературных публикаций [4]. Впервые был сделан общий обзор прессы с акцентом на изданиях начала XX века. В настоящей статье проводится сопоставительный анализ официальной и частной печати с точки зрения преемственности традиций в отдельно взятом регионе.
«Новгородские губернские ведомости» (1838— 1918) до 1865 года являлись единственным периоди-ческим изданием губернии. С 1865 года в губернской типографии печатается «Новгородский сборник» (из-дание статистического комитета, 1865-1866), а с 1875 стали выходить «Новгородские епархиальные ведомости». И только в 1881 году в Новгороде появилась первая частная газета — «Новгородский листок». К этому времени «Новгородские губернские ведомости» представляют собой официальный бюллетень с минимальным, по большей части случайным местным публицистическим наполнением или рассказами
о деятельности губернатора Э.В.Лерхе в неофициальной части. Отчетливо прослеживается незаинтересованность начальства в развитии издания, в его соответствии требованиям времени.
Никаких определенных причин упадка издания в эти годы установить нельзя. Анализируя публикации «Новгородского листка», можно заметить, что первая частная газета в Новгороде вобрала в себя в концентрированном виде достижения, сделанные редакторами и корреспондентами «Новгородских губернских ведомостей» в 1860—1870-е годы. Круг затрагиваемых тем не отличался от обычных для официального издания: деятельность земства, вопросы народного образования, производство судебных дел, застой в культурной жизни новгородцев. Из этого можно сделать вывод, что авторы, пытавшиеся высказываться на страницах официального издания, предпочли частную газету, так как редактор предложил свободу для критики общественной ситуации, которая часто носила адресный характер. Так, больше всего обличительных и резких нападок сотрудники газеты совершали на новгородское купечество, которое заполнило древний город лавками, питейными заведениями, трактирами, клубами увеселений [5]. Именно купцы приложили все силы, чтобы газета была закрыта, что и случилось в 1882 году.
Составлял ли «Новгородский листок» серьезную конкуренцию «Новгородским губернским ведомостям» на момент своего существования? Скорее всего, оценка и значение, которые приводит в воспоминаниях литератор А.В.Круглов [6], являются более поздним осмыслением. Примечательно, что газета печаталась в типографии Губернского правления. К тому же практика обязательной подписки на «Новгородские губернские ведомости» не ставила перед редакцией задач коммерческого выживания, и, как показывает опыт издания в 1870-е годы, переход журналистов на другую печатную площадку и появление новых газет в начале XX века не могли помешать существованию официального органа.
Установка в редакционной политике «Новгородских губернских ведомостей» на создание устойчивого благоприятного образа Новгородской губернии вызвала к жизни сатирический, обличающий, гневный тон большинства публикаций «Новгородского листка». Как отмечает тот же Круглов, «"Листок" иногда был буен и задорен, конечно, в пределах дозволенности...» [7], но искупалось всё любовью к родине, желанием служить ей печатным словом. При этом часть газетных полос составляли и вполне традиционные для губернских ведомостей материалы: протоколы земских собраний, судебная хроника, хроника городских событий, то есть информационные блоки в официально-деловом стиле. Дважды были отпечатаны и прибавления, которые считаются отличительной чертой губернских ведомостей: к № 25 от 25 апреля 1882 года «Доклад медицинский Черепов-ской уездной земской управы чрезвычайному земскому собранию» и к № 39 от 1 августа 1882 года «Журнал Череповской уездной земской управы 1 апреля 1882 года». С одной стороны, это можно рассмотреть как заимствование элементов модели изда-
ния официального органа. Но «Новгородские губернские ведомости» не были единственным доступным новгородцам периодическим изданием (как замечал один из фельетонистов «Новгородского листка», местная газета не ставит себе задач конкурировать со столичными [8]). Значит, редактор к 1882 году предполагал, что аудитория его издания будет уникальной, не читающей местный официальный орган, и сознательно формировал конкурентоспособность частного предприятия. И не только из соображений принципиально иного качества журналистских текстов.
Одним из ключевых моментов частной периодики были условия повышения коммерческой выгоды путем размещения объявлений. «Новгородские губернские ведомости» к этому времени уже имели отлаженную систему публикаций рекламных блоков (в конце официальной части), поэтому самое выгодное печатное место «Новгородского листка» — на первой полосе — отводилось под еженедельное информирование о пунктах и условиях приема объявлений, причем предполагалась «уступка», то есть скидка за оплату 10-кратной публикации. Гонорары корреспондентам также не выплачивались.
«Золотой век» русской журналистики коснулся и Новгорода. Первые годы XX века отмечены появлением новых частных газет. Все они были общественно-политическими и литературными (универсальными), внепартийными, но впервые за всю историю новгородской журналистики на сравнительно долгий период обеспечили местных читателей качественной периодической печатью. Длился этот период с 1903 по 1917 год — время существования самой заметной, скандальной газеты «Волховский листок», которую издавал знаменитый антрепренер и актер Нил Иванович Мерянский (настоящее имя, под которым стал издавать газету Н.И.Богдановский).
Помимо «Волховского листка» в разные годы выходили еще 3 газеты. На волне выборов в Государственную Думу в губернской типографии стала издаваться газета «Новгородская неделя» (12 февраля — 1 декабря 1906 года, редакторы-издатели Е.И.Лебедев и А.П.Шумейко). После ее закрытия под давлением губернского начальства в частной типографии М.О.Селиванова через три недели появилась «еженедельная политическая, общественная и литературная газета» «Ильмень» (декабрь 1906 — июнь 1907 года, редактор-издатель Н. Г. Василевский, затем М.А.Рубакин, бывший сотрудник «Новгородской недели»).
Обе газеты были внепартийными, но старались под критическим углом проанализировать программы самых видных партий и выступить в поддержку некоторых кандидатов. При этом на их страницах находилось место для упреков в адрес сохранявшей нейтралитет редакции «Волховского листка». Это первый образец полемики на страницах местных газет со времен выступления Новгородца в корреспонденции «Санкт-Петербургских ведомостей» с осуждением редакционной политики «Новгородских губернских ведомостей» в 1861 году и ответа на него в местном официальном издании.
Михаил Рубакин возобновляет редакторскую и издательскую деятельность в 1909 году в газете «Новгородская жизнь», чтобы с новой силой подвергнуть обвинениям в непрофессионализме сотрудников «Волховского листка». Лишь финансовая неустойчивость привела к прекращению существования этого издания в декабре 1911 года.
Все четыре издания отразили в себе многолетний опыт издания «Новгородских губернских ведомостей» как в структуре, так и в охвате тем (с учетом меняющейся политической обстановки в стране).
Так, «Волховский листок» состоял из постоянных рубрик: «Местная хроника», «Судебная хроника», «Происшествия», «Театральная хроника» и других, которые закрепились в неофициальной части «Губернских ведомостей» при редакторе Д.Городецком. Значительное место уделял Н.Богдановский историко-этнографическим очеркам в монархическом духе, которые появлялись регулярно в 1840-50-е годы на страницах официального органа.
Рубрика «Местная хроника» в газете «Новгородская неделя» отсылает к периоду издания «Новгородских губернских ведомостей», когда в ней сосредотачивался максимум местной информации в различных жанрах. Темы торговли, сельского хозяйства, культуры, земской деятельности реализовывались с помощью отчетов, заметок, проблемных статей в «Новгородской неделе» схожим образом, но без четко выраженной дневниковой интонации.
Редактор же «Новгородских губернских ведомостей» К.А.Северов помещает в официальном органе только сведения о пожарах, всевозможные правительственные воззвания, пропагандирующие реформы. Вместе с тем практически прекращается публикация корреспонденции, введенная Д. Городецким. В 1904 — 1905 году основное место в неофициальной части губернских ведомостей занимают перепечатки телеграмм и других сведений из «Правительственно вестника» о ходе Русско-японской войны. Первая русская революция 1905-1907 годов по естественным причинам не нашла отражения на страницах издания. Всё больше «Губернские ведомости» в этот период уходят от обсуждения каких бы то ни было политических, общественных и даже культурных вопросов. Местный компонент практически исчезает.
Ситуация не изменилась и с приходом на должность редактора С.И.Градова в 1912 году. С одной стороны, это может свидетельствовать об оттоке пишущей интеллигенции в частные газеты, где больше было возможностей для высказывания и редакторы которых выплачивали гонорары. Но Е.В.Иванова отмечает, что характер публикаций «Новгородской недели» лишь незначительно «смелее», тех, которые публиковались в «Губернских ведомостях». Правильнее было расценивать позицию администрации в игнорировании местного материала при формирования содержания издания как сознательную.
Частные газеты не составляли ни информационной, ни коммерческой конкуренции официальному органу. Об этом свидетельствует и то, что в полемике
между частными газетами «Новгородские губернские ведомости» не упоминаются. И не из боязни преследования (журналистским нападкам подвергались многие видные люди губернии), а именно по причине того, что «Губернские ведомости» практически не влияли на информационное поле региона (помимо удовлетворения потребности в официальной информации).
За ними сохранилась функция административно-правового регулирования жизни губернии, в которой ведущую роль снова получила официальная часть. Регулярные публикации охранительных сообщений об арестах газет, журналов, книг и брошюр, правил о положении усиленной охраны и прочем показывают, что губернское правление было всерьез озабочено революционными настроениями в стране. События новгородской и уездной жизни не подавали поводов к серьезным мерам, но вся история «Новгородских губернских ведомостей» показывает безоговорочную лояльность к существующей власти. Безусловно, это связано не столько с личной позицией редактора, сколько с самой функцией издания и его учредителем.
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 14-14-53001 «Новгородские газеты в 18381917 гг.: историко-типологическое исследование».
1. Мохначева М.П. Из истории цензурирования «Новгородских губернских ведомостей» (по материалам РГИА) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1995. С.110-111.
2. Мохначева М.П. Новгородская периодика о социально-экономическом развитии края в XIX в. // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1993. С.66-68.
3. Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (19051914). М.: Изд-во МГУ, 1991. 208 с.
4. Иванова Е.В. Судьба трех новгородских газет // Чело. 2003. № 3. С. 31-33.
5. На Волховском мосту // Новгородский листок. 1881. № 1.
6. Круглов А.В. Из литературных воспоминаний // Исторический вестник. 1895. T.LXI. C. 622-643.
7. Там же. С. 631.
8. Новгородский листок. 1881. № 2.
References
1. Mohnacheva M.P. Iz istorii cenzurirovanija «Novgorodskih gubernskih vedomostej» (po materialam RGIA) [From history of censorship of The Novgorod Provincial Gazette (on material by RGIA)]. Proshloe Novgoroda i Novgorodskoj zemli [Past of Novgorod and Novgorod state]. Novgorod, 1995, pp.110-111.
2. Mohnacheva M.P. Novgorodskaja periodika o social'no-jekonomicheskom razvitii kraja v XIX v. [The Novgorod press about social and economic progress in XIXth c.]. Proshloe Novgoroda i Novgorodskoj zemli [Past of Novgorod and Novgorod state]. Novgorod, 1993, pp.66-68.
3. Mahonina S.Ja. Russkaja dorevoljucionnaja pechat' (19051914) [Russian pre-revolutionary press]. Moscow, 1991. 208 p.
4. Ivanova E. V. Sud'ba treh novgorodskih gazet [History of three Novgorod newspapers] Chelo, 2003, no. 3, pp. 31-33.
5. Na Volhovskom mostu [On the Volchov bridge]. Novgorodskij listok [The Novgrod paper], 1881, No 1.
6. Kruglov A.V. Iz literaturnyh vospominanij [From literary memoirs]. Istoricheskij vestnik, 1895, Vol. LXI, pp. 622-643.
7. Ibid., p. 631.
8. Novgorodskij listok [The Novgrod paper], 1881, no. 2.