Научная статья на тему 'Новейшие технико-криминалистические средства в борьбе с транспортными преступлениями'

Новейшие технико-криминалистические средства в борьбе с транспортными преступлениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1099
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОСМОТР / ФИКСАЦИЯ СЛЕДОВ / ЭКСПЕРТИЗА / SCENE / INVESTIGATORS / TECHNICAL AND FORENSIC TOOLS / INSPECTION / FIXATION OF THE TRACES OF EXPERTISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суденко Владимир Егорович

Рассматриваются вопросы применения технико-криминалистических средств при организации борьбы с транспортными преступлениями, прежде всего, связанными с железнодорожным транспортом. Описываются возможности технических средств последнего поколения, предназначенных для производства судебных экспертиз, в том числе лазерного сканера Trimble TX5, видеокомпаратора VSC 6000/HS, цифрового растрового микроскопа PHENOM G2 pure и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The latest technical and forensic tools in the fight against transport crime

Discusses the use of technical and forensic tools in the organization of the fight against transport crime, primarily associated with rail transport. Great detail describes the capabilities of technical equipment of the latest generation, designed for the production of forensic examinations, including a laser scanner Trimble TX5, videoapparatura VSC 6000/HS, digital raster microscope PHENOM G2 pure.

Текст научной работы на тему «Новейшие технико-криминалистические средства в борьбе с транспортными преступлениями»

УДК 343.98 ББК 67.52

НОВЕЙШИЕ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В БОРЬБЕ С ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ СУДЕНКО,

доцент юридического института Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, кандидат юридических наук, доцент. Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы применения технико-криминалистических средств при организации борьбы с транспортными преступлениями, прежде всего, связанными с железнодорожным транспортом. Описываются возможности технических средств последнего поколения, предназначенных для производства судебных экспертиз, в том числе лазерного сканера Trimble TX5, видеокомпаратора VSC 6000/HS, цифрового растрового микроскопа PHENOM G2 pure и др.

Ключевые слова: место происшествия, следователь, технико-криминалистические средства, осмотр, фиксация следов, экспертиза.

Annotation. Discusses the use of technical and forensic tools in the organization of the fight against transport crime, primarily associated with rail transport. Great detail describes the capabilities of technical equipment of the latest generation, designed for the production of forensic examinations, including a laser scanner Trimble TX5, videoapparatura VSC 6000/HS, digital raster microscope PHENOM G2 pure.

Keywords: scene, investigators, technical and forensic tools, inspection, fixation of the traces of expertise.

Следы и вещественные доказательства, подлежащие осмотру при происшествии с подвижным составом железнодорожного транспорта, располагаются на железнодорожном полотне либо вблизи него, что требует применения фронтального осмотра, охватывающего железнодорожное полотно по его ширине и движения вдоль него. Особенностью данного осмотра является значительная протяжённость осматриваемого участка, поскольку средства сигнализации, пикеты, части вагонов и находившихся в них грузов и т.п., могут находиться на значительном расстоянии от самого места происшествия.

Подготовка к осмотру места транспортного происшествия включает решение довольно широкого круга вопросов. Прежде всего, конкретно определяются объекты транспортной инфраструктуры, подлежащие осмотру. Такие объекты могут быть не только непосредственно на месте происшествия, но и на других участках железнодорожного полотна и прилега-

ющей местности (полосы отвода), особенно если происшествие затронуло подвижной железнодорожный состав, когда некоторые детали локомотива (вагонов) могли отломаться или иным образом быть утеряны до непосредственно самого происшествия [1, 75-76].

Определяя состав следственной группы, необходимо включать в неё, кроме работников следствия и дознания, специалистов железнодорожного транспорта как консультантов по данному происшествию. Если происшествие связано с локомотивом, к осмотру привлекают инженерно-технических работников локомотивных депо, при осмотре вагонов — специалистов вагонного депо, при осмотре железнодорожного пути — специалистов путейцев. Среди лиц, привлекаемых к осмотру места происшествия, могут быть члены ведомственной или межведомственной комиссии, созданной для специального расследования происшествия. При необходимости привлекаются сотрудники научно-исследовательских, проектных,

конструкторских организаций и профильных учебных заведений. Большую помощь в осмотре могут оказать работники органов, осуществляющих надзор за безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, путевого хозяйства, энергоснабжения и контроля за контактной сетью, инженерно-технические работники дистанций сигнализации и связи. При подозрении на разрушение балластного слоя, балластной призмы железнодорожной насыпи либо разжижение грунта, оползней, пучины почвы и т.п., к осмотру привлекают специалистов в области геологии.

При транспортном происшествии, связанном с мостами, виадуками, тоннелями к осмотру привлекаются сотрудники и научные работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений транспортной системы, например, МИИТa, где имеются учёные и специалисты в области мостостроения, инженерно-технических изысканий и т.п.

Специалисты службы движения железнодорожного транспорта привлекаются для осмотра столкновения подвижного состава. Если погибли люди, привлекаются судебно-медицинские эксперты, в крайнем случае, врачи.

Осмотр места происшествия на железнодорожном транспорте требует от участников осмотра различных знаний: технического, правового, строительного, электротехнического порядка.

Важная роль в осмотре места рассматриваемых происшествий отводится криминалистам, действующим под руководством следователя и применяющих наиболее эффективные для выявления и фиксации следов, имеющих отношение к происшествию.

При осмотре применяются как традиционные технико-криминалистиче-ские средства, так и приборы и аппаратура, появившиеся в последние годы. Многие из них используются для целей выявления следов происшествия, их фиксации и изъятия. Другие технико-криминалистические средства применяются для исследования изъятых следов и дальнейшего производства судебных экспертиз [2, 34-37; 4, 207-208]. Юридический институт МИИТа постоянно прививает студентам, особенно специальности «Судебная экспертиза», умения и навыки использования имеющихся приборов и аппаратуры, а также основам производства тех или иных видов экспертиз.

Среди технических средств особое внимание уделяется применению лазерного сканера Trimble TX5 (компании «Trimble» — США, инноватора в области глобальных систем навигации и позиционирования (GNSS). Компактная и легкая конструкция обеспечивает высочайшую мобильность и производительность для решения задач 3D-сканирования не только в об-

ласти геодезии, моделирования промышленных объектов, зданий и сооружений, но и в области криминалистики. Как показывает опыт, использование данного сканера для расследования крупных аварий и сцен преступления является незаменимым помощником, позволяющим создавать 3D модель, по которой можно замерить с точностью до миллиметра любые расстояния и реконструировать события преступления.

Высокоскоростной трёхмерный лазерный сканер Trimble TX5 способен выполнять сканирование со скоростью до 976 000 точек в секунду и на расстоянии до 120 м. Наличие 70-мегапиксельным беспарал-лаксной цветной камеры позволяет создавать детальные цветные 3D изображения. Высокоточная система позирования позволяет сшивать различные 3D изображения в одну трехмерную модель, что подтверждает безграничные возможности данного прибора. Компактная и легкая конструкция данного прибора обеспечивает непревзойденную мобильность и повышенную производительность для решения широкого круга задач 3D сканирования не только в области геодезии, моделирования промышленных объектов, зданий и сооружений, но и в области криминалистики. Как показывает американский опыт, использование данного сканера для расследования крупных аварий и сцен преступления является незаменимым помощником, так как в отличие от цветной фотографии позволяет создавать 3d модель, по которой можно не только замерить с точностью до миллиметра любые расстояния, но и реконструировать события преступления.

Видео спектральный компаратор VSC6000/HS, производства английской фирмы Foster+FreemanLtd — флагмана высокотехнологичной экспертной техники на мировом рынке. Данная модель компаратора представлена на Российском рынке в единичных экземплярах и используется только в ведущих центральных лабораториях НИИ ГОЗНАК, ЦБ РФ, ЭКЦ МВД РФ, ЛСЭ Минюста РФ, ГУК СК России, а также в ЮИ МИИТ. Возможности видеоспектрального компаратора VSC6000/HS при производстве технико-криминалистической экспертизы документов (подписей, денежных купюр, ценных бумаг и т.п.) безграничны. С его помощью можно решать максимально широкий спектр криминалистических задач, которые встают перед экспертами и не могут быть решены на иной экспертной технике.

Газовый хроматограф «Хроматек-Кристал 5000» с дозатором жидких и твердых проб (в комплекте с генераторами чистого азота, водорода и компрессорами) позволяет проводить качественный и количественный анализы смесей органических и неорганических веществ с температурами кипения до 300°С при выполнении разнообразных исследовательских

работ в области химии, фармацевтики, пищевой промышленности и т. д.

В криминалистической лаборатории кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» имеются лабораторные аналитические весы GR-200 предназначены для статических измерений массы различных веществ, материалов и изделий с точностью измерений до 0,0001 грамма.

А малогабаритный прибор переносного типа ВНИК-04М даёт возможность выявить изменённые маркировочные обозначения на деталях транспортного средства (изменение знаков, наличие сварных швов и точечной сварки не заводского характера, заклепок и т.д.), а также для проверки возможной замены запасных частей и деталей заводского производства контрафактными изделиями.

Видеоэндоскоп VS70 компании Flir Systems Inc. (США), являющейся одним из мировых лидеров в области систем видеонаблюдения, влагозащищён, ударопрочен, оснащён ручным блоком управления с возможностью поворота зонда камеры диаметром 5,8 мм на 180 градусов в ограниченном пространстве для получения высокого разрешения видео или изображения на цветном ЖК-дисплее. Данный прибор незаменим при решении экспертных задач, когда доступ к следам и объектам ограничен, но требуется значимая диагностическая, ситуационная и идентификационная информация. К примеру, необходимо установить маркировку отдельных деталей двигателя машины, без демонтажа узлов и агрегатов, ограничивающих возможность наблюдать их и проводить исследование либо для проверки пустот в строительной несущей конструкции и исследовать на предмет наличия в них посторонних предметов. Кроме того, можно определить причины возникновения пустоты и опасность, которую она может представлять. Видеоэндоскоп VS70 используется и для установления правильности взаимодействия отдельных деталей механизмов, наличия на них дефектов, скрытых от человеческого глаза и т. д.

Настольный сканирующий электронный микроскоп Phenom™ G2, производства компании Phenom-World (Нидерланды). Особенность данного микроскопа в том, что при своих компактных габаритах, сходных с системным блоком компьютера, это полно-

профильный сканирующий микроскоп субмикронного уровня, позволяющий поднять судебную экспертизу по исследованию документов, материалов веществ и изделий, баллистики, трасологии и других видов экспертизы на более высокий уровень. Возможность данного микроскопа просто фантастична, на нем можно рассмотреть мелкие детали объектов размером до 1 нм или 0,000001 мм. Работа микроскопа полностью автоматизирована и проста в использовании. Уже через 30 секунд после загрузки объекта, его можно исследовать.

Изложенные данные о новых технических средствах, свидетельствуют о расширении возможностей производства судебных экспертиз, что, несомненно, повысит и их эффективность.

Литературы

1. Беляев М.В., Демидова Т.В. Применение инновационных технологий при осмотре мест дорожно-транспортных происшествий // Вестник академии экономической безопасности МВД России. — Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015 (2).

2. Бушуев В.В. Некоторые вопросы экспер-тно-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений // Актуальные проблемы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений: материалы межведомственной научно-практической конференции (19 апреля 2013 года). — Руза: Московский филиал Московского университета МВД России, 2013.

3. Волынский А.Ф. Cудебно-экспертная и технико-криминалистическая виды деятельности: современное состояние, перспективы совершенствования // Вестник Московского университета МВД России, 2013 (3).

4. Дёмин К.Е. Технико-криминалистическое обеспечение как составляющий элемент раскрытия и расследования преступлений // Новый юридический журнал № 4 (октябрь-декабрь) 2012 М.: МГОУ им. В.С. Черномырдина, 2012. С. 207-211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.