Научная статья на тему 'Новейшая история страхового надзора в России'

Новейшая история страхового надзора в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1582
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ НАДЗОР / ИСТОРИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарифьянова З.Ф., Рябова С.Р., Мельцайкина И.С.

В данной статье рассмотрены, изменения и осуществления функции контроля и надзора в сфере страховой деятельности в новейшей истории, и какое это влияние оказывало на страховой рынок России. Нынешний надзор в страховой деятельности и современные тенденции страхового надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшая история страхового надзора в России»

УДК 368

З.Ф. Шарифьянова

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

С.Р. Рябова

студент 5 курса факультет «Финансы и кредит» Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

И.С. Мельцайкина студент 5 курса факультет «Финансы и кредит» Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАХОВОГО НАДЗОРА В РОССИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены, изменения и осуществления функции контроля и надзора в сфере страховой деятельности в новейшей истории, и какое это влияние оказывало на страховой рынок России. Нынешний надзор в страховой деятельности и современные тенденции страхового надзора.

Ключевые слова Страховой надзор, история, регулирование, Федеральная служба.

Роль, которую отводит государство регулированию в сфере страхового дела, определяется социально-экономической значимостью страхования в экономике, и прежде всего, как финансового стабилизатора. Вопросы государственного регулирования являются актуальными в теории и практике современного страхового рынка. В отечественной практике система государственного регулирования страхового рынка окончательно не сформировалась, идет ее постоянное совершенствование. Необходимость периодического пересмотра системы государственного регулирования страхового рынка является следствием не только внутренних факторов, но и ответом на макроэкономические процессы, финансовые кризисы, интеграционные процессы и интернационализацию бизнеса.

Государственный надзор в сфере страховой деятельности осуществляется в различных формах. В частности, оно может проявляться в виде принятия нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность; введения обязательного страхования; разработки и реализации государственной политики, направленной на стимулирование развития страховых отношений в стране; создания специального государственного органа, осуществляющего контроль и надзор за субъектами страхового дела.

В истории современной России первым законодательным актом, регламентирующим страховые отношения, стал закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1. Статья 30 данного закона установила, что государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации [1].

19 апреля 1993 года Совет Министров Правительства РФ приняло необходимый подзаконный правовой акт. В соответствии с Положением Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) определялась как центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании и обеспечивающий защиту законных прав и интересов страхователей, страховщиков и государства [2].

Главной задачей Росстрахнадзора было обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений требований законодательства Российской Федерации о страховании в целях эффективного

развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства.

К компетенции Росстрахнадзора как регулирующего органа относилось установление общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций; контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков; методологическое обеспечение страхования; координация вопросов страхования, имеющих межотраслевой и межрегиональный характер; обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление предложений по развитию и совершенствованию страхового законодательства страны.

Интересно, что на первом этапе организации страхового надзора в РФ к полномочиям Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью относилось и участие в экспертизе учебных программ по страхованию, реализуемых в рамках получения высшего и среднего образования, подготовки и переподготовки квалификационных кадров для страховых компаний. Росстрахнадзор имел право также издать бюллетень, методические указания, инструкции, рекомендации, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Руководитель Росстрахнадзора имел право в пределах своей компетенции издавать приказы и инструкции, давать обязательные для исполнения страховыми организациями указания.

В целях обеспечения независимости финансирование расходов на содержание Росстрахнадзора осуществлялось за счет республиканского бюджета Российской Федерации по статье содержание органов государственного управления.

Правовой статус Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью соответствовал правовому статусу органа государственного управления. В то же время Росстрахнадзор являлся юридическим лицом, то есть он обладал всеми полномочиями собственника, мог выступать истцом и ответчиком в суде, иметь расчетные и иные счета в банковских учреждениях, имел печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Следующий этап совершенствования правового статуса Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью связан с внесением изменений и дополнений в Положение Постановлением Правительства РФ от 24.10.94 № 1196.

Росстрахнадзор стал федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим не только государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, но и обеспечение эффективного развития страховых услуг. В субъектах РФ были сформированы территориальные органы страхового надзора.

Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью стала находиться в ведении Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.94 г. № 1196 были расширены полномочия органа страхового надзора. К его ведению были отнесены следующие вопросы:

- лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования;

- организация проведения аттестации на право аудита страховщиков;

- установление требований по платежеспособности с учетом особенностей осуществляемых страховщиками операций;

- взимание предусмотренной законодательством РФ платы за выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности и регистрацию объединений страховщиков.

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 1196 было закреплено, что Росстрахнадзор реализует свои полномочия как органа страхового надзора непосредственно, а также через территориальные органы страхового надзора.

Правовой статус территориальных органов страхового надзора определяло соответствующее Положение, утверждаемое Росстрахнадзором.

Третий этап формирования системы страхового надзора связан с существенными изменениями в

структуре федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ от 29.11.1996 № 1611 Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, функции страхового надзора отнесены к компетенции Министерства финансов РФ [3].

В 1997 году были внесены соответствующие изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О страховании». В названиях и текстах ряда его статей слова «Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью» были заменены словами «федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью».

Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью утратило силу [3].

В связи с этим хочется обратить внимание на ряд обстоятельств:

- во-первых, традиционно для начала и середины девяностых годов прошлого века подзаконный нормативный акт фактически определял содержание закона;

- во-вторых, также традиционно российский законодатель с большим опозданием среагировал на изменения, произошедшие в механизме государственной власти.

В Министерстве финансов РФ был создан Департамент страхового надзора, который совместно с территориальными органами страхового надзора осуществлял функции государственного надзора за страховой деятельностью.

Департамент страхового надзора Минфина РФ имел достаточно широкие полномочия контрольного, юрисдикционного характера.

Передача функций страхового надзора Министерству финансов РФ повлекло за собой ряд позитивных последствий. Анализ Положения о Департаменте страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации позволило сделать вывод о начале формирования системного подхода к развитию страхового рынка России.

Согласно Приказа Минфина РФ от 13 июля 1998 г. на Департамент страхового надзора возлагалось осуществление таких функций, как: обработка и анализ информации о состоянии страхового рынка в РФ; обобщение практики страховой деятельности, практики применения страхового законодательства, организации и функционирования страхового рынка; разработка и представление руководству Минфина аналитических материалов и предложений по совершенствованию страхового дела и страхового законодательства.

Немаловажное значение имела также обязанность Департамента страхового надзора принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях, симпозиумах, проводимым по вопросам страхования. Впервые орган страхового надзора стал более внимательно относиться к научным предложениям.

Департаментом страхового надзора возглавлял руководитель, которого назначал и освобождал от должности министр финансов РФ. Также, как и руководитель Росстрахнадзора, он нес персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.

Следующий этап развития системы страхового надзора связан с образованием в 2004 году Федеральной службы страхового надзора.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 началась очередная административная реформа федеральных органов исполнительной власти, имевшая существенное значение для правового обеспечения страхования. Право осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страхования получило Министерство финансов РФ. К его ведению были отнесены также вопросы координации и контроля деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы страхового надзора - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

ФССН имела право осуществлять контроль и надзор за всеми участниками страховых правоотношений. Особое внимание ФССН уделяла профессиональным участникам страхового дела. В

частности, она проверяла достоверность предоставляемой субъектами страхового дела отчетности. К ведению ФССН относились вопросы обеспечения финансовой устойчивости страховщиков в части формирования страховых резервов, соблюдения нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, исполнения плана восстановления платежеспособности страховой организации.

По содержанию полномочия ФССН можно было разделить на несколько групп:

- лицензионные полномочия;

- контрольные полномочия в отношении субъектов страхового дела в части соблюдения ими требований, касающихся обеспечения финансовой устойчивости;

- юрисдикционные полномочия;

- аналитические полномочия;

- общие полномочия как федеральной службы.

Финансирование расходов на содержание Федеральной службы страхового надзора осуществляется за счет средств федерального бюджета. ФССН являлась юридическим лицом, имела печать с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Следующий этап реформирования связан с присоединением Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам, а также передаче последней функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Указом Президента РФ от 04.03.2011 № 270 (ред. от 21.05.2012) «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам с одновременной передаче последней осуществление функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). ФСФР стала правопреемником Федеральной службы страхового надзора, включая обязательства, возникшие в результате вынесения и исполнения решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

В связи с возложением на ФСФР новых задач и функций, ее полномочия были значительно расширены. Страховой надзор исключен из подведомственности Министерства финансов РФ, что говорило о его значении, повышении роли на современном этапе развития российского общества и государства. А это невозможно без обеспечения самостоятельности ФСФР.

Федеральная служба по финансовым рынкам была наделена широким кругом государственно-властных полномочий. К ее ведению относилось решение задач: нормотворческого, контрольно-надзорного, юрисдикционного, методологического (обобщение судебной практики применения страхового законодательства; издание методических материалов и рекомендаций по вопросам организации страхового дела), прогностического (к сожалению, полномочия в данной области были ограничены в основном полномочиями ФСФР по проведению научно-исследовательских работ), информационно-аналитического характера (анализ предоставляемой субъектами страхового дела отчетности о своей деятельности, анализ предоставляемой субъектами страхового дела информации о своем финансовом положении, а также иной информации, предоставляемой по запросам органа страхового надзора, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну).

Особый интерес для нашего исследования представляет изучение нормотворческих полномочий ФСФР. Принимаемые подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие страховую деятельность, подразделялись на три категории:

- нормативные акты, принимаемые ФСФР России самостоятельно;

- нормативные акты, принимаемые ФСФР России по согласованию с

Министерством финансов РФ;

- нормативные акты, принимаемые Министерством финансов РФ по согласованию с ФСФР России.

К сожалению, деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам РФ как органа страхового надзора продолжалась весьма короткий период времени.

Последний этап реформирования системы страхового надзора связан с упразднением в 2013 году ФСФР и передачей полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) Центральному банку РФ. На базе Банка России создан финансовый «мегарегулятор».

Таким образом, система страхового надзора Российской Федерации прошла несколько этапов своего формирования и развития. Рыночные условия хозяйствования оказали существенное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся между государством и субъектами страхового дела [5, с. 89]. Список использованной литературы:

1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 13.07.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

2. Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Постановление Правительства РФ от 19.04.1993 № 353 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

4. Бурлачка А.О. Этапы становления и развития организации страхового надзора в современной России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 5 (48) - с/ 3 - 10/

5. Мирошник С.В. Страховой надзор как правовая категория // Северо-Кавказский юридический вестник. -2013. - № 3. - с. 89 -95.

6. Оленева Г.В. Государственный контроль (надзор) в сфере страхового дела // Законность. — 2013 .— № 8 — С. 40-42

© Шарифьянова З.Ф., Рябова С.Р., Мельцайкина И.С., 2015

УДК 368

З.Ф. Шарифьянова, к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ (Уфимский филиал)

Р.А. Мусабирова,

студент 5 курса финансово-кредитного факультета Финансовый университет при Правительстве РФ (Уфимский филиал)

ЭЛЕКТРОННЫЙ СТРАХОВОЙ ПОЛИС - СУЩНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА,

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

Аннотация

В данной статье проводится анализ сущности и проблем внедрения электронного страхового полиса в России. В рамках проведенного исследования выявлены определенные преимущества и недостатки онлайн страхования.

Ключевые слова

Страхование, страхование онлайн, электронный страховой полис, преимущества онлайн страхования,

недостатки онлайн страхования.

В настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии находятся в стадии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.