Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ'

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законность / государственная регистрация нормативных правовых актов / реестр нормативных правовых актов / субъекты Российской Федерации / экспертиза нормативных правовых актов / legality / state registration of normative legal acts / register of normative legal acts / subjects of the Russian Federation / examination of normative legal acts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Николаевич Артамонов

Приведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации о регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов как один из способов обеспечения законности. Исследованы понятие, назначение и функции государственной регистрации нормативных правовых актов. Дана сравнительно-правовая характеристика государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Сделаны выводы о противоречивости и несовершенстве регионального законодательства в данной сфере. Предложены пути развития рассматриваемого института путем передачи регистрирующих полномочий территориальным органам Минюста России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Николаевич Артамонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novelties of the Legislation of the Subjects of the Russian Federation on the State Registration of Normative Legal Acts

The analysis of the legislation of the constituent entities of the Russian Federation on the registration of regulatory legal acts of executive bodies as one of the ways to ensure the rule of law is given. The concept, purpose and functions of the state registration of normative legal acts have been studied. A comparative legal description of the state registration of normative legal acts of federal executive bodies and the state registration of normative legal acts of executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation is given. Conclusions are drawn about the inconsistency and imperfection of regional legislation in this area. The ways of development of the institute under consideration are proposed by transferring registration powers to the territorial bodies of the Ministry of Justice of Russia.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 342.92 DOI: 10.17277/pravo.2023.02.pp.165-174

Приведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации о регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов как один из способов обеспечения законности. Исследованы понятие, назначение и функции государственной регистрации нормативных правовых актов. Дана сравнительно-правовая характеристика государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Сделаны выводы о противоречивости и несовершенстве регионального законодательства в данной сфере. Предложены пути развития рассматриваемого института путем передачи регистрирующих полномочий территориальным органам Минюста России.

Ключевые слова: законность; государственная регистрация нормативных правовых актов; реестр нормативных правовых актов; субъекты Российской Федерации; экспертиза нормативных правовых актов.

Алексей Николаевич Артамонов, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет», Брянск, Россия;

alexeiartamonow@yandex.ru

НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Введение

Основным условием, направленным на обеспечение надлежащего применения и реализации подзаконных нормативных правовых актов, является требование к их законности. Все иные требования, предъявляемые к нормативным правовым актам - их целесообразность, результативность, социальная значимость и даже справедливость, могут рассматриваться как важные и необходимые лишь постольку, поскольку они будут отвечать требованию законности. Законность нормативных правовых актов обеспечивается различными способами - с помощью прокурорского надзора, судебного нормоконтроля, государственной и негосударственной экспертной деятельности и многими иными. К одним из таких способов можно отнести и институт государственной регистрации подзаконных нормативных правовых актов. Новеллой данного института стало введение с 1 января 2023 года обязательной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Поскольку федеральный законодатель не установил единых требований к порядку регистрации, передав соответствующие полномочия субъектам Россий-

ской Федерации, то изучение регионального законодательства по данному вопросу и сопоставление его с федеральным законодательством о государственной регистрации нормативных правовых актов представляет безусловный научно-практический интерес, направленный на совершенствование института государственной регистрации в целом.

Обсуждение

Термины «регистрация» и «акт» имеют латинское происхождение (registrum - список, перечень; actus - действие, actum - документ). В самом общем плане под регистрацией понимается некая запись, фиксация фактов или явлений в целях учета и придания им статуса официально признанных актов. На сегодняшний день существует множество разновидностей регистраций как государственных, так и негосударственных, начиная от регистрации доменов и аккаунтов в социальных сетях и заканчивая государственной регистрацией граждан, юридических лиц и прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация относится к институтам публичного права, так как регулируется по преимуществу нормами административного и административно-процессуального законодательства, осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти, направлена на обеспечение публичных интересов в целях признания законности соответствующих действий, актов или объектов. Государственная регистрация представляет собой масштабное социально-правовое явление, охватывающее массу сторон жизнедеятельности государства и общества. Она имеет немало видовых вариантов, в перечне которых государственная регистрация подзаконных нормативных правовых актов по праву занимает одно из самых значимых мест.

При отсутствии легального определения, в отечественной юридической науке сложилось несколько взглядов на данный правовой институт.

Так, С. А. Юдин считает государственную регистрацию неким режимом, особенность которого заключается во внутриорганизационном характере выполняемых им задач - осуществлении внутри системы органов исполнительной власти в Российской Федерации контроля за соответствием законодательству Российской Федерации принимаемых органами исполнительной власти нормативных правовых актов [6, с. 9].

И. А. Нестеренко подходит к государственной регистрации нормативных правовых актов с процессуальной точки зрения и видит в ней комплекс административно-процессуальных норм, определяющих порядок совершения органами публичной администрации (административными органами) юридически значимых действий по официальному предоставлению физическим и юридическим лицам, органам публичной власти, публичным должностным лицам возможности использования в целях реализации принадлежащих им прав (полномочий) и законных интересов отдельных видов подзаконных нормативных правовых актов [4, с. 10-11].

Р. Н. Иванов видит в государственной регистрации инструмент обеспечения законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти который представляет собой форму контроля за их соответствием действующему законодательству [3], а профессор Ю. Г. Арзамасов -одну из стадий ведомственного нормотворческого процесса [2, с. 16].

С каких бы позиций мы не рассматривали государственную регистрацию нормативных правовых актов - как правоустанавливающий или учетный акт, форму контроля, административную процедуру, стадию нормо-творческой деятельности или специальный режим, ее первоначальной целью являлась и является реализация и защиты основного конституционного принципа - защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, а основными функциями - нормоконтроль, то есть контроль за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти, и учет, то есть создание и ведение единой базы данных нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Функция нормоконтроля реализуется посредством проведения проверки (экспертизы) нормативных правовых актов на предмет их соответствия действующему законодательству, правилам юридической техники и наличию в них коррупциогенных факторов. Учетная функция заключается во внесении официальных сведений о нормативном правовом акте в соответствующие государственные реестры - Государственный реестр нормативных право -вых актов федеральных органов исполнительной власти и государственные реестры нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Институт государственной регистрации нормативных правовых актов отметил в прошлом году свое тридцатилетие. Впервые он был введен на федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 08 мая 1992 года № 305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» в отношении нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. В настоящее время сфера государственной регистрации расширилась, и сегодня она осуществляется как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов осуществляется Минюстом на основании постановления Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»1, а также приказа Минюста России от 23 апреля 2020 года № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»2.

Что же касается государственного учета нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, то его предыстория берет свое начало

1 Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (в ред. от 14.02.2023 г.) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895.

2 Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Приказ Минюста России от 23 апреля 2020 г. № 105 (зарегистрировано в Минюсте России 27.04.2020 № 58222). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_351453/ (дата обращения: 27.04.2023).

с указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Фе-дерации»3, когда было принято решение о создании федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904 полномочие по ведению Федерального регистра возложено на Министерство юстиции РФ в лице его территориальных органов4. Однако, как неоднократно разъясняло само министерство, включение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральный регистр носит лишь учетный характер, не является функцией осуществления государственной регистрации и не влияет на вступление этих актов в законную силу. При этом тем не менее территориальные органы Минюста проводят правовую и антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия действующему законодательству и выявлению коррупциогенных факторов.

Собственно государственная регистрация нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации так же не является правовой новеллой. Возможность ее осуществления в инициативном порядке существовала с конца 90-х годов XX века, и отдельные регионы этим правом воспользовались: Калужская и Орловская области, Республика Дагестан, Республика Марий Эл и др. [5, с. 37-38]. Однако в качестве обязательного требования государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительных органов субъекта Российской Федерации (за исключением нормативных правовых актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) появилась относительно недавно - с принятием ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» (ч. 5 ст. 36), вступив в законную силу только с 1 января 2023 года5.

Казалось бы, предмет, цели, функции, субъекты, процедура и последствия государственной регистрации федеральных и региональных подзаконных нормативных правовых актов должны быть едины, но между ними имеются существенные различия. Эти различия состоят, во-первых, в правовом основании проведения регистрационных действий. Если государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти проводится на основании и в порядке, установленными постановлением Правительства РФ и приказом Минюста России, то государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации проводится

3 О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. №1486 (в ред. от 26.12.2016 г.) // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.

4 Об утверждении Положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904 (в ред. от 26.03.2018 г.) // СЗ РФ. 2000. № 49. Ст. 4826.

5 Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ (в ред. от 06.02.2023 г.) // СЗ РФ. 2021. № 52 (ч.1). Ст. 8973.

в соответствии с федеральным законом и законами и(или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, различается субъектный состав. Полномочие по государственной регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Минюст России, а функция государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъекта Российской Федерации может относиться либо к компетенции специально уполномоченного исполнительного органа субъекта, либо к компетенции исполнительного органа субъекта, издавшего нормативный правовой акт.

В-третьих, есть различие в предмете государственной регистрации. Минюстом России регистрируются не все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а только затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, а также нормативные акты, имеющие межведомственный характер. Часть 5 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» таких ограничений не содержит, поэтому нормативные правовые акты исполнительных органов субъекта Российской Федерации подлежат «сплошной» государственной регистрации.

Кроме того, внесению в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти подлежат не только акты, устанавливающие правовые нормы, но и акты, содержащие положения о внесении изменений, об отмене, о признании утратившими силу или приостановлении действия нормативных правовых актов. Что же касается субъектов Российской Федерации, то не все региональные положения, определяющие порядок государственной регистрации, содержат данное требование. Они, в частности, отсутствуют в Белгородской6, Пен-зенской7, Смоленской областях8.

Еще одним отличием в предмете является то, что на государственную регистрацию в Минюст направляются подписанные, но официально не опубликованные и, соответственно, не вступившие в законную силу нормативные правовые акты, что вытекает из Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной

6 Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов Белгородской области: Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2022 г. № 849-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/3100202212310018 (дата обращения: 27.04.2023).

7 О государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов Пензенской области: Постановление Правительства Пензенской области от 16 декабря 2022 г. № 1131-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 5800202212200011 (дата обращения: 27.04.2023).

8 Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации, размещения (опубликования) нормативных правовых актов исполнительных органов Смоленской области: Постановление Администрации Смоленской области от 27 декабря 2022 г. № 1018. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/6700202212280003 (дата обращения: 27.04.2023).

власти» и Постановления Правительства РФ № 1009»9. Так как федеральный закон обходит молчанием этот вопрос, субъекты Российской Федерации по-разному его регулируют. Где то, как в Псковской области, нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию после их официального опубликования10, а где то, как в Калининградской области, нормативные правовые акты публикуются только после того, как они прошли государственную регистрацию11.

В-четвертых, существенно различается порядок и сроки регистрационных действий. Так, согласно действующему законодательству, должностные лица Минюста России в ходе государственной регистрации в обязательном порядке проводят правовую и антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В то же время при государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъекта Российской Федерации должностные лица регистрирующего органа в обязательном порядке проводят проверку представленного правового акта только на наличие у него признаков нормативности. Что же касается проведения правовой и анти-коррупционой экспертиз, то региональное законодательство по своему регулирует данный вопрос. В Брянской области регистрирующему органу достаточно визы государственного служащего, который выполняет обязанности по правовому обеспечению органа, издавшего акт, свидетельствующий о том, что в отношении данного акта этим же специалистом были проведены правовая и антикоррупционная экспертизы12. В Липецкой области функции по разработке проекта нормативного правового акта, проведению экспертиз и собственно государственной регистрации распределены между тремя самостоятельными субъектами13. В Костромской области, антикоррупционную экспертизу проводит разработчик нормативного

9 О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 (в ред. от 03.03.2022) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

10 Положение о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов Псковской области: постановление Правительства Псковской области от 29 ноября 2022 г. № 314. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6000202212020021 (дата обращения: 27.04.2023).

11 Об определении порядка государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Калининградской области, возглавляемых Правительством Калининградской области: Постановление Правительства Калининградской области от 26 декабря 2022 г. № 700. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 3900202212270001 (дата обращения: 27.04.2023).

12 Об утверждении Порядка государственной регистрации иных исполнительных органов Брянской области: постановление Правительства Брянской области от 26 декабря 2022 г. № 666-п. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3200202212290034? index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 27.04.2023).

13 Об утверждении Порядка принятия, государственной регистрации и опубликования нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Липецкой области и структурных подразделений правительства Липецкой области, имеющих статус юридического лица: постановление Правительства Липецкой области от 28 декабря 2022 г. № 359. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4800202212300016 (дата обращения: 27.04.2023).

правового акта, а правовую экспертизу регистрирующий субъект14. Порядок государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов Тульской области вообще не предусматривает проведение каких либо экспертиз15.

В зависимости от того, кто и когда проводит экспертизы, различаются и сроки государственной регистрации. Если нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти регистрируются Минюстом в срок до 20 рабочих дней, то нормативные правовые акты исполнительных органов субъекта Российской Федерации регистрируются в более короткие сроки, В Брянской области на это отводится три рабочих дня, в Липецкой области - два дня, в Костромской области - до десяти рабочих дней, а в Тульской области такой срок нормативно не установлен.

В-пятых, различаются основания и последствия отказа в государственной регистрации. Минюст может отказать в государственной регистрации нормативного правового акта, если при проведении правовой экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации и если при проведении антикоррупционной экспертизы в самом акте будут выявлены коррупциогенные факторы.

Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Минюстом издавшему их органу с указанием причин отказа. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано.

Субъекты Российской Федерации снова не демонстрируют единства в данном вопросе. Так, например, основания отказа в государственной регистрации в Костромской области схожи с федеральными: 1) правовой акт не относится к нормативным правовым актам; 2) несоответствие законодательству Российской Федерации, законодательству Костромской области, наличие в правовом акте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в том числе несоответствие правилам юридической техники. В случае отказа в государственной регистрации в течение 5 дней со дня получения отказа руководитель исполнительного органа Костромской области издает правовой акт об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого было отказано.

Если в отношении нормативного правового акта исполнительного органа Псковской области уполномоченным органом не будет установлено наличие признаков, характеризующих нормативный правовой акт, и(или) не подтвержден факт его первоначального опубликования, уполномоченный орган в трехдневный срок возвращает подлинник нормативного пра-

14 Об утверждении правил подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов Костромской области: Постановление Администрации Костромской области от 19.12.2022 г. № 625-а. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/4400202212190005 (дата обращения: 27.04.2023).

15 Об утверждении Порядка государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов Тульской области: Постановление Правительства Тульской области от 30.12.2022 г. № 928. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 7100202212300048 (дата обращения: 27.04.2023).

вового акта без осуществления государственной регистрации. В случае если причиной возврата нормативного правового акта послужило отсутствие подтверждения факта его опубликования, исполнительный орган Псковской области в течение одного рабочего дня после устранения указанной причины повторно направляет нормативный правовой акт для государственной регистрации.

Напротив, законодательством Владимирской, Липецкой, Тульской областей вообще не предусматривается оснований и последствий отказа в государственной регистрации нормативных правовых актов.

В-шестых, в отличие от процедуры государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающей возможность разрешения спорных моментов как путем проведения согласительных процедур, так и посредством обжалования в вышестоящей инстанции - Правительстве РФ, ни один из проанализированных нами порядков государственной регистрации субъектов Российской Федерации не содержит таких возможностей. Более того, во многих субъектах не предусмотрена ответственность руководителей исполнительных органов и иных должностных лиц за нарушение процедуры государственной регистрации, что также не способствует реализации принципа законности в нормотворческой деятельности.

Заключение

Проведенный сравнительно-правовой анализ федерального и регионального законодательства свидетельствует скорее о формальном характере государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Функция нормокон-троля явно уступает первенство функции учета. По сути, происходит дублирование, новый региональный институт государственной регистрации нормативных правовых актов мало чем отличается от существующего много лет порядка ведения органами Минюста федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Данное мнение основывается на том, что в большинстве регионов регистрирующий орган сам не проводит экспертизу нормативных актов, перекладывая эту функцию на тот же самый исполнительный орган, который и разрабатывал проект регистрируемого нормативного правового акта. Налицо подмена внешней независимой экспертизы экспертизой внутренней, не свободной от ведомственного влияния и не всегда осуществляемой высококвалифицированными специалистами. Наличия простой визы о проведении такой внутренней экспертизы вполне достаточно для внесения сведений о нормативном правовом акте в государственный реестр. Важнейшее требование о законности акта при этом будет соблюдаться, но только формально.

Предаваться апологетике института обязательной государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации пока преждевременно [1, 6]. В нынешнем виде, вместо того чтобы стать действенным механизмом обеспечения законности, он рискует превратиться в тот же самый учет региональных ак-

тов, осуществляемый территориальными органами Минюста России. Есть ли в этом такая необходимость? Полагаем, что наиболее логичной и эффективной моделью организации данного института явилось бы наделение органов Минюста полномочиями по государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации при соблюдении всех необходимых условий и процедур - направлении акта на регистрацию до его официального опубликования, проведении сотрудниками Минюста всех необходимых экспертиз, установлении единых оснований отказа в государственной регистрации и последствий такого отказа, закреплении процедуры обжалования отказа в государ -ственной регистрации.

Список литературы

1. Акчурина А. В. Институт государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы // Lex Russica. 2017. № 9. С. 47 - 55.

2. Арзамасов Ю. Г. Ведомственный нормотворческий процесс: структура, содержание, перспективы развития (часть 2) // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 5. С. 14 - 17.

3. Иванов Р. Н. Юридическая природа нормативных правовых актов федеральных органов исполнительный власти: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 152 с.

4. Нестеренко И. А. Административные процедуры государственной регистрации актов, документов, прав, объектов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. 27 с.

5. Шишкин С. И., Хертуев Р. Ю. Государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2022. № 4. С. 36 - 41.

6. Юдин С. А. Государственная регистрация нормативных правовых актов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 28 с.

References

1. Akchurina A.V. [Institute for State Registration of Normative Legal Acts of Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation: Problems and Prospects], Lex Russica, 2017, no. 9, pp. 47-55. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Arzamasov Yu.G. [. Departmental rule-making process: structure, content, development prospects (part 2)], Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problem [Representative power - XXI century: legislation, comments, problems], 2007, no. 5, pp. 14-17. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Ivanov R.N. PhD of Candidate's thesis (Law). Moscow, 2005, 152 p. (In Russ.)

4. Nesterenko I.A. Extended abstract of Candidate's of Legal thesis. Chelyabinsk, 2014. 27 p. (In Russ.)

5. Shishkin S.I., Khertuyev R.Yu. [State registration of normative legal acts of the executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation], Sibirskiy yuridicheskiy vestnik [Siberian Legal Bulletin], 2022, no. 4, pp. 36-41. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Yudin S.A. Extended abstract of Candidate's of Legal thesis. Moscow, 2013. 28 p. (In Russ.)

Novelties of the Legislation of the Subjects of the Russian Federation on the State Registration of Normative Legal Acts

A. N. Artamonov, Cand. Sci. (Law), Assistant Professor, Head of Chair of State Legal Disciplines, Bryansk state University, Bryansk, Russia;

alexeiartamonow@yandex.ru

The analysis of the legislation of the constituent entities of the Russian Federation on the registration of regulatory legal acts of executive bodies as one of the ways to ensure the rule of law is given. The concept, purpose and functions of the state registration of normative legal acts have been studied. A comparative legal description of the state registration of normative legal acts of federal executive bodies and the state registration of normative legal acts of executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation is given. Conclusions are drawn about the inconsistency and imperfection of regional legislation in this area. The ways of development of the institute under consideration are proposed by transferring registration powers to the territorial bodies of the Ministry of Justice of Russia.

Keywords: legality; state registration of normative legal acts; register of normative legal acts; subjects of the Russian Federation; examination of normative legal acts.

© А. Н. Артамонов, 2023 Статья поступила в редакцию 10.03.2023

При цитировании использовать:

Артамонов А. Н. Новеллы законодательства субъектов Российской Федерации о государственной регистрации нормативных правовых актов // Право: история и современность. 2023. Т. 7, № 2. С. 165 - 174. doi: 10.17277/pravo. 2023.02.pp.165-174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.