Научная статья на тему 'НОВЕЛЛЫ В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: МИНИМАЛЬНАЯ ДОЛЯ ЗАКУПОК РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ'

НОВЕЛЛЫ В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: МИНИМАЛЬНАЯ ДОЛЯ ЗАКУПОК РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заказчик / минимальная доля закупок / квотирование / защита отечественного товаропроизводителя / антимонопольный орган / customer / minimum share of purchases / quotas / protection of domestic producers / Antimonopoly authority

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. М. Рукавишников

в России в сфере закупок действуют нормативные правовые акты, в которых содержатся специальные требования для приобретения и использования товаров, происходящих из иностранных государств, – запреты на допуск, ограничения допуска, условия допуска. В результате установления требования к минимальной доле закупок российских товаров ряд инструментов, используемых для импортозамещения, дополнен таким параметром, как квотирование. Указанными изменениями не предусмотрен отказ от приобретения иностранного товара для достижения установленного требования по минимальной обязательной доле закупок российских товаров. Предлагается внесение изменений в действующее законодательство, наделяющих заказчиков правом для установления условия о поставке товара российского происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novelties in the field of import substitution: the minimum share of purchases of Russian goods

in Russia, in the field of procurement, there are regulatory legal acts that contain special requirements for the purchase and use of goods originating from foreign countries – prohibitions on admission, restrictions on admission, conditions of admission. As a result of the requirement for a minimum share of purchases of Russian goods, a number of instruments used for import substitution have been supplemented with such a parameter as “quotas”. These amendments do not provide for the refusal to purchase foreign goods in order to achieve the established requirement for the minimum mandatory share of purchases of Russian goods. It is proposed to amend the current legislation, giving customers the right to establish conditions for the delivery of goods of Russian origin.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛЫ В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: МИНИМАЛЬНАЯ ДОЛЯ ЗАКУПОК РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ»

9. О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 24, ст. 3367.

С. М. Рукавишников, S. M. Rukavishnikov,

старший преподаватель кафедры Senior lecturer of the Department конкурентного права Саратовской of Competition Law of the Saratov State государственной юридической Law Academy, Applicant of .science академии, соискатель ученой степени degree

£

g НОВЕЛЛЫ В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ:

* МИНИМАЛЬНАЯ ДОЛЯ ЗАКУПОК РОССИЙСКИХ

5 ТОВАРОВ

§

О Аннотация: в России в сфере закупок действуют нормативные правовые акты,

^ в которых содержатся специальные требования для приобретения и использования товаров, происходящих из иностранных государств, - запреты на допуск, ограничения допуска, условия допуска. В результате установления требования к минимальной доле закупок российских товаров ряд инструментов, используемых для импортоза-

* мещения, дополнен таким параметром, как квотирование. Указанными изменениями ¡5 не предусмотрен отказ от приобретения иностранного товара для достижения § установленного требования по минимальной обязательной доле закупок российских

О товаров. Предлагается внесение изменений в действующее законодательство, наде-

С

Os

2 О

«V

ляющих заказчиков правом для установления условия о поставке товара российского происхождения.

Ключевые слова: заказчик, минимальная доля закупок, квотирование, защита

GQ отечественного товаропроизводителя, антимонопольный орган.

I

Novelties in the field of import substitution: 234 the minimum share of purchases of Russian goods

y. Abstract: in Russia, in the field of procurement, there are regulatory legal acts that

contain .special requirements for the purchase and use of goods originating from foreign ® countries - prohibitions on admission, restrictions on admission, conditions of admission.

As a result of the requirement for a minimum share ofpurchases of Russian goods, a number of instruments used for import substitution have been supplemented with such a parameter as "quotas". These amendments do not provide for the refusal to purchase foreign goods in order to achieve the establishedrequirementfor the minimum mandatory share of purchases of Russian goods. It is proposed to amend the current legislation, giving customers the right to establish conditions for the delivery of goods of Russian origin.

Keywords: customer, minimum .share of purchases, quotas, protection of domestic producers, Antimonopoly authority.

Принятие нормативных правовых актов, направленных

на защиту отечественного товаропроизводителя, является способом 1

развития экономики многих стран. Так, с 2015 г. в КНР реализует- |

ся стратегия «Сделано в Китае 2025», одна из основных целей кото- I

рой - достижение к 2025 г. 70 % уровня локализации производства; §

с 2015 г. осуществляется программа «Делай в Индии», в 2017 г. при- ^

нят указ Президента США Д. Трампа «Покупай американское и най- |

ми американца» [1-3]. |

Необходимо подчеркнуть, что закупки товаров, работ, услуг для §

обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской 3

Федерации являются одним из основных направлений расходова- |

ния бюджетных средств. Так, в 2020 г. общая сумма размещенных |

контрактов по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ |

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для |

обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон |

о контрактной системе) [4] составила 8 758 202,04 млн рублей [5]. |

При этом общий объем расходов федерального бюджета на 2020 г. £

был принят в сумме 19 665 989,8856 млн рублей [6]. 1

В настоящее время в Российской Федерации по вопросу импор- §

тозамещения в сфере государственных и муниципальных закупок ы

действует ряд подзаконных нормативных правовых актов, в которых ^

установлены специальные требования для приобретения и использо- I

вания товаров, происходящих из иностранных государств, - запреты 3

О

на допуск [7 и др.], ограничения допуска [8 и др.], условия допуска [9]. §

Частью 1 ст. 30.1 Закона о контрактной системе установлено, что £

при условии установления Правительством РФ минимальной доли *

закупок заказчик обязан (выделено автором - С.Р.) осуществить |

закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, 3

-I—г

определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе. Кроме того, по итогам года заказчик 235 до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, составляет и раз- ^ мещает в единой информационной системе отчет об объеме закупок § российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществлен- | ных в целях выполнения обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 30.1 | Закона о контрактной системе (ч. 2 ст. 30.1 Закона о контрактной £ системе). А если по итогам года объем закупок российских товаров, п в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых

работ, оказании закупаемых услуг, не соответствует минимальной доле закупок, заказчик вместе с указанным отчетом подготавливает и размещает в единой информационной системе обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок (ч. 3 ст. 30.1 Закона о контрактной системе).

В декабре 2020 г. в России приняты Постановления Правительства РФ, устанавливающие минимальную долю закупок российских товаров, включенных в соответствующий перечень, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг [10, 11]. С 1 января 2021 г. заказчики обязаны осуществлять закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством РФ. Тем самым ряд инструментов, используемых для импортозамещения, дополнен таким параметром, ;0 как «квотирование».

Р) Приведем примеры товаров, которые включены в перечень, ^ а также размер минимальной доли их закупок. Так, в Постановлении 0; Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной § обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении § заказчиком» (далее - ПП РФ № 2014) [10] установлено, что размер ^ минимальной обязательной доли закупок устройств запоминающих и прочих устройств хранения данных российского происхождения 55 в 2021 г. составляет 30 %, в 2022 г. - 40 %, с 2023 г. - 50 %; компьютеров § портативных массой не более 10 кг, таких как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные ^ книжки и аналогичная компьютерная техника российского проис-ц- хождения, в 2021 г. составляет 50 %, в 2022 г. - 60 %, с 2023 г. - 70 %; ^^ техники бытовой электронной российского происхождения в 2021 г. § составляет 50 %, в 2022 г. - 75 %, с 2023 г. - 90 %; и т.д. ¡^ В Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 С «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» (далее - ПП РФ № 2013) [11] требования к размеру минимальной доли 236 закупок товаров российского происхождения по позициям, приведенным в вышеуказанным примере, установлены в таком же размере. сч В настоящее время в перечне ПП РФ № 2014 содержится 107 ® позиций, в перечне ПП РФ № 2013 - 251 позиция. Не подлежит со-^ мнению, что оба эти перечня будут изменяться и дополняться, как это происходит с перечнями товаров, для которых установлены запреты на допуск, ограничения допуска, условия допуска.

В то же время у государственного и муниципального заказчика отсутствует такая возможность, как отказ от приобретения иностранного

товара для достижения установленного требования по минимальной обязательной доле закупок определенных видов российских товаров. В ПП РФ № 2014 не предусмотрен механизм осуществления им-портозамещения для целей квотирования путем установления соответствующих ограничений возможности участия в закупках товаров 1 иностранного производства. | При недостижении установленного норматива заказчик в качестве I обоснования невозможности достижения минимальной обязательной § доли закупок указывает в отчете об объеме закупок российских това- § ров следующие причины: | 1) осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных | государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключен- § ным) по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой 3 (которых) не подано заявок, содержащих предложение о поставке | российского товара (код причины 01); £

л>

2) осуществлена приемка товара, происходящего из иностранных | государств, по контракту (контрактам), заключенному (заключенным) | по результатам закупки (закупок), при осуществлении которой (кото- | рых) возникли предусмотренные нормативными правовыми актами § Правительства Российской Федерации обстоятельства, допускающие £ исключения из ограничений, установленных в соответствии с частью 3 1 статьи 14 Закона о контрактной системе (код причины 02); §

3) иное (код причины 03). и

Аналогичная ситуация складывается и с наличием правовых

инструментов для достижения заказчиками установленного требо- I

вания по минимальной доле закупок определенных видов товаров "§

по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках §

товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее |

- Закон № 223-ФЗ) [12]. Так, установленное Заказчиком требование *

о поставке оборудования исключительно российского происхождения §

Федеральной антимонопольной службой (далее - антимонопольный о орган) было признано незаконным [13]. По мнению антимонопольного

органа, в рамках проведения закупок в соответствии с требованиями 237

Закона № 223-ФЗ система осуществления импортозамещения, предус- ^

мотренная ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, основана исключительно на при- § менении приоритета, установленного Постановлением Правительства

РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского О

происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российски- |

ми лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного |

государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» [14].

о

Таким образом, у заказчика отсутствуют правовые инструменты для соблюдения законодательно установленной обязанности осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок российских товаров и обеспечения поэтапного увеличения минимальной доли закупок определенных видов товаров в течение 2021-2023 годов.

В теории права отмечается, что «в реальной действительности ни одна из юридических норм не действует изолированно. Только при системном их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта» [15, с. 236]. Обязанностям должны корреспондировать права.

Учитывая изложенное, полагаем необходимым внести изменения в Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 и 2014, дополнив пункты 1 указанных постановлений абзацем следующего содержания: «Для соблюдения обязанности по достижению

а

■С установленной доли закупок российских товаров заказчик отклоняет ^ все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения ^ о поставке товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), О при установлении такого условия в извещении об осуществлении ^ закупки и (или) документации о закупке».

5 Список литературы:

^ 1. Перская, В.В. «Сделано в Китае 2025»: китайский опыт обеспечения

^ задач национального развития / В.В. Перская, Н.С. Ревенко // Азия и Африка ^ сегодня. - 2020. - № 7. - С. 19-25.

§ 2. Ревенко, Л. С. Индийский опыт стимулирования развития экономики:

С программа «Делай в Индии» / Л.С. Ревенко, Н. С. Ревенко // Азия и Африка ¡5 сегодня. - 2019. - № 12. - С. 49-56.

СО 3. Ревенко, Л.С. «Сделано в США»: американский опыт стимулирования

§ экономики / Л.С. Ревенко, Н.С. Ревенко // США и Канада: экономика, по-§ литика, культура. - 2019. - Т. 49. - № 9. - С. 15-36.

С 4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для

обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон 238 от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 14, ст. 1652; Российская газета. - 2021. ^ - 12 января.

О 5. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере заку-

^ пок. ЦКЬ: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: ^ 04.01.2021).

6. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов : федеральный закон РФ от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ (в ред. от 18 марта 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2019. - № 49, ч. I, II, III, IV, ст. 6939; 2020. - № 12, ст. 1644.

7. Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства : постанов- § ление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 (в ред. от 31 декабря £ 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 19, ст. 2993; | Официальный интернет-портал правовой информации. 1ЖЬ: http://pravo.gov. О ги (дата обращения: 06.01.2021). о

8. Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, § происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок | для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Постановление || Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 617 // Собр. законодательства Рос. 3 Федерации. - 2020. - № 19, ст. 2994. §

9. Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государ- и ства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок £ товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Приказ | Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н § (в ред. от 10 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой инфор- 1 мации. 1ЖЬ: http://www.pravo.gov.ru. - 2018. - 25 октября; 2020. - 31 августа. |

10. О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее § достижении заказчиком : постановление Правительства РФ от 3 декабря I 2020 г. № 2014 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 50, | ч. 4, ст. 8220. §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. О минимальной доле закупок товаров российского происхождения : | Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2013 // Собр. за- § конодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 50, ч. 4, ст. 8219. ^

12. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических I лиц : федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЭ (в ред. от 22 дека- § бря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 30, ч. 1, | ст. 4571; Российская газета. - 2020. - 28 декабря. §

13. Решение Якутского УФАС России от 7 октября 2020 г. по результатам | рассмотрения жалобы № 014/07/3-2758/2020 [Электронный ресурс]. ЦКЬ: д https://br.fas.gov.ru/to/yakutskoe-ufas-rossii/df440dd3-4e50-4a4d-a75a-df6b76 § 922176/?с[иегу=014/07/3-2758/2020 (дата обращения: 10.01.2021). о

14. О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами : постановление Правительства ^ РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 (в ред. от 10 июля 2019 г.) // Собр. законода- ' тельства Рос. Федерации. - 2016. - № 39, ст. 5649; 2019. - № 29, ч. 2, ст. 4023. §

15. Кулапов, В.Л. Теория государства и права: учебник / В.Л. Кулапов. |

- Саратов, 2019. - 452 с. |

|

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.