Научная статья на тему 'Новеллы в налоговом законодательстве при определении правового статуса нерезидентов'

Новеллы в налоговом законодательстве при определении правового статуса нерезидентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новеллы налогового законодательства / НДФЛ / налоговый резидент / налоговые нерезидент / «центр жизненных интересов» / налоговая ставка. / innovations in tax law / personal income tax / tax resident / tax non-resident / «center of vital interests» / tax rate.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльмира Башировна Алиева, Саида Ариповна Аримова, Джамал Алданович Джабраилов

В статье рассматриваются нововведения 2019 года об установлении новых критериев определения налогового резидентства, а именно, снижение срока пребывания и установления «центра жизненных интересов», а также введение единой налоговой ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эльмира Башировна Алиева, Саида Ариповна Аримова, Джамал Алданович Джабраилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in tax law determining the legal status of non-residents

The article discusses the innovations of 2019 year about new criteria of determining tax residency namely, reducing the length of stay and establishing a «center of vital interests», as well as the introduction of a single personal income tax rate for residents and non-residents of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Новеллы в налоговом законодательстве при определении правового статуса нерезидентов»

УДК 336.226.111 ББК 67.402

DOI 10.24411/2312-0444-2020-10003

НОВЕЛЛЫ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НЕРЕЗИДЕНТОВ

Эльмира Башировна АЛИЕВА, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Саида Ариповна АРИМОВА, студентка Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Джамал Алданович ДЖАБРАИЛОВ, студент Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются нововведения 2019 года об установлении новых критериев определения налогового резидентства, а именно, снижение срока пребывания и установления «центра жизненных интересов», а также введение единой налоговой ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов РФ.

Ключевые слова: новеллы налогового законодательства, НДФЛ, налоговый резидент, налоговые нерезидент, «центр жизненных интересов», налоговая ставка.

Annotation. The article discusses the innovations of 2019 year about new criteria of determining tax residency namely, reducing the length of stay and establishing a «center of vital interests», as well as the introduction of a single personal income tax rate for residents and non-residents of the Russian Federation.

Keywords: innovations in tax law, personal income tax, tax resident, tax non-resident, «center of vital interests», tax rate.

За последнее двадцатилетие Российская Федерация претерпела немало налоговых реформ, так как законодатель старался соответствовать условиям стремительно развивающегося общества с рыночной экономикой. Всемирная глобализация, благодаря которой уже не являются редкостью граждане, ведущие свою экономическую деятельность в нескольких государствах, побуждает законодателя внести некоторые изменения в институт налогового резидентства.

Попробуем разобраться, так ли необходимы России передоложенные нововведения.

Для начала определимся, что же представляет собой налоговое резидентство. В России на данный момент в соответствии с п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидента-

ми считаются те физические лица, которые фактически находились в РФ минимум 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд календарных месяцев.

Однако в июне 2019 г. заместителем председателя Правительства РФ Антоном Силуановым было объявлено, что Министерство финансов РФ рассматривает вопрос о внесении изменений в критерии признания физических лиц налоговыми резидентами РФ.

В конце сентября совместно с проектом федерального бюджета на последующие годы в Государственную Думу РФ был представлен проект «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». В этом проекте и содержалось предложение обновить

№ 1/2020

правила признания физического лица налоговым резидентом РФ.

Отметим, что еще в 2015 г. ФНС России предложила обновить критерии признания физического лица налоговым резидентом РФ. В то время инициатива не была одобрена в связи с тем, что, поскольку деофшоризация приобретает все более глобальный характер, в ближайшем будущем могут быть установлены более строгие критерии налогового резидентства и его дальнейшего налогообложения.

Предлагаемая новелла имплицирует снижение количества дней пребывания в России со 183 до 90, а также введение нового критерия — «центр жизненных интересов».

Данная мера, как заявляет Минфин в приложении к проекту основных направлений, «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Необходимо отметить, что инициатива может иметь непосредственное отношение не только к НДФЛ физического лица, но также и к его зарубежным активам. Зарубежные компании, находящиеся во владении этого лица, станут признаваться контролируемыми иностранными компаниями, вследствие чего увеличится административная и фискальная нагрузка.

Критерий «центр жизненных интересов» указан в постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество» (СОИДН), однако в Налоговом кодексе РФ он не содержится.

В настоящее время данный критерий используют с целью признания налоговым резидентом физическое лицо, которое по законодательству двух государств соответствует условиям налогового резидентства. Данный принцип определения налогового резидентства широко применяется в Англии, Китае, Франции и некоторых других странах первого мира. В этих правовых системах для определения данного критерия особую важность имеют семейные и социальные отношения физического лица, его профессиональная и иная деятельность, место, откуда осуществляется управление предпринимательской деятельностью.

Предполагаем, что семья как центр жизненных интересов физического лица не может в полной мере соответствовать этой категории, так как в зависимости от удобства проживания семья может легко поменять территорию своего пребывания. Если же взять за основу основной источник доходов физического лица, то, с нашей точки зрения, это будет наиболее эффективно.

Исходя из этого можно сказать, что юрисдикция данного центра интересов может стать одним из ключевых критериев при определении налогового резидентства.

Говоря о вышеназванной инициативе, необходимо отметить последствия, которые могут последовать, если соответствующие изменения будут внесены в законодательство РФ.

Во-первых, увеличится количество ситуаций с двойным резидентством и, как следствие, необходимость их решения. Будет дан старт судебной практике для разрешения данной категории споров.

Во-вторых, существует риск потери актуальности моделью так называемого налогового планирования «резидент нигде». «Граждане мира» окажутся перед трудным выбором — стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

В-третьих, будет увеличена административная нагрузка на налогоплательщиков.

Одновременно с сокращением сроков для признания налогового резидентства Министерство финансов РФ предлагает установить единую ставку в 13% для налоговых резидентов и нерезидентов России, что означает снижение ставки для иностранцев больше чем в двое. Таким образом Минфин хочет повысить привлекательность нашей страны для нерезидентов.

Министерство объясняет данное предложение, главном образом, привлечением в Россию специалистов из разных стран, а также препят-ствованием так называемой «утечке мозгов».

Однако, по мнению экспертов, в частности Н. Рябина, такие меры вряд ли помогут привлечь в Россию высокооплачиваемых иностранных работников, главным образом, из-за невысокого спроса на высококвалифицированный труд в текущей экономике РФ.

Единственное, к чему это может привести, так это к снижению количества нелегально работающих в России иностранцев.

Если посмотреть статистику по трудовым мигрантам, то в 2018 г. на миграционный учет в России было поставлено 17,8 млн человек,

№ 1/2020

однако оформлению подлежали всего 1,67 млн патентов для иностранцев. Таким образом, остальные 16,13 млн иностранцев трудятся в России нелегально.

Вместе с тме у такого уравнивания есть и другие преимущества, помимо борьбы с теневой экономикой, например, сокращение расходов компаний на выплату налогов за иностранных сотрудников, сокращение нагрузки на Федеральную налоговую службу, которой приходится тратить свои ресурсы, человеко-часы, на учет и контроль платежей по разным ставкам НДФЛ.

Данное предложение вызвало довольно крупный общественный резонанс среди населения, и многие ученые и специалисты высказывались по этому вопросу.

Так, экономист С. Алексашенко относится к данному предложению крайне отрицательно, отмечая, что крупные бизнесмены не заметят особой разницы в снижении ставок, а вот по интересам российского бюджета это нанесет удар. Особенно по региональному, ведь НДФЛ является именно региональным налогом.

С. Алексашенко также подчеркивает, что иностранные лица, приезжающие в Россию, получая здесь доход, затем уезжают к себе, где уже все равно доплачивают налог по той ставке, которая там установлена.

Отрицательно высказался по этому вопросу и председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов: «Снижение НДФЛ вряд ли скажется на притоке трудовых ресурсов. Но такие поблажки для иностранцев выглядят про-

сто насмешкой над большинством наших граждан. Ведь для них наше Правительство не скупится на поборы!».

Таким образом, мы склонны поддержать противников данной новеллы в налоговое законодательство и считаем, что введение единой ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов не является целесообразным, не приведет к достижению тех целей, ради которых и было выдвинуто данное предложение; оно не удовлетворит интересы Российской Федерации и ее граждан, не улучшит экономику, а, скорее, приведет к уменьшению доходов в регионах.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Асабин К.В. Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом. 2019 // URL: https:// zakon.ru/blog/2019/10/09/uvazhaemyj_nalogo-platelschik teper vy nalogovyj rezident perspektiva i zmeneniya_kriteriev_priznaniy

3. Гостева E., Еремина H. Россия не дождется: иностранцы не едут в налоговый рай. 2019 // URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/05/ 30/12384547.shtml

4. Лупу В. Арифметика последствий ужесточения политики налогового резидентства. 2019. URL: https://pravo.ru/opinion/212982/

5. Справедливая Россия // http://www.spra-vedlivo.ru/9823110

№ 1/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.