Научная статья на тему 'НОВЕЛЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВОСОЗНАНИЯ'

НОВЕЛЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЛЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОЗДАНИЕ НОВЫХ НОРМ ПРАВА / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ОБНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеяфетдинова Наталья Александровна, Ермаков Евгений Геннадьевич, Портная Елизавета Борисовна

Активно меняющаяся социальная действительность ставит государства перед фактом необходимости обновления норм права. Процесс новеллизации законодательства сопряжен с множеством специфических аспектов, как традиционного характера, так и новых, детерминированных нетипичными вариантами развития социальных отношений, в том числе, под воздействием достижений науки и техники. Всё это требует скрупулезного учета в правотворческой деятельности, чья задача быть максимально эффективной в контексте механизма правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеяфетдинова Наталья Александровна, Ермаков Евгений Геннадьевич, Портная Елизавета Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVELIZATION OF LEGISLATION THROUGH THE PRISM OF LEGAL AWARENESS

Actively changing social reality confronts States with the fact of the need to update the norms of law. The process of novelization of legislation is associated with many specific aspects, both traditional and new, determined by atypical variants of the development of social relations, including under the influence of scientific and technological achievements. All this requires scrupulous consideration in law-making activities, whose task is to be as effective as possible in the context of the mechanism of legal regulation.

Текст научной работы на тему «НОВЕЛЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВОСОЗНАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_42 УДК340.13

НОВЕЛЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПРАВОСОЗНАНИЯ Novelization of legislation through the prism of legal awareness

ШЕЯФЕТДИНОВА Наталья Александровна,

кандидат юридических наук, доцент,

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет». 119435, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1. E-mail: SheiafetdinovaUP@mail.ru;

ЕРМАКОВ Евгений Геннадьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной пр-д, 4. E-mail: ermakoff69@bk.ru;

ПОРТНАЯ Елизавета Борисовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет». 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 78. E-mail: portnaya.elizaveta@list.ru;

Sheyafetdinova Natalia Aleksandrovna,

candidate of legal Sciences, associate Professor associate Professor of the Department of theory of history of state and law Moscow state pedagogical University Department of «Legal support of national security» MIREA-Russian technological University. 1/1 Malaya Pirogovskaya str., Moscow, 119435, Russia. E-mail: SheiafetdinovaUP@.mail.ru;

Ermakov Yevgeny Gennadievich,

Candidate of legal Sciences, associate Professor of history of state and law Moscow University of The Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y.Kikot. 107061, Russia, Moscow, Okruzhny ave., 4. E-mail: ermakoff69@bk.ru;

Portnaya Elizabeth Borisovna,

candidate of sotsiaologicheskikh sciences, associate Professor

of the Department of «Legal support of national security» of the Russian Technological University. 78 Vernadsky Ave., Moscow, 119454, Russia. E-mail: portnaya.elizaveta@list.ru

Краткая аннотация. Активно меняющаяся социальная действительность ставит государства перед фактом необходимости обновления норм права. Процесс новеллизации законодательства сопряжен с множеством специфических аспектов, как традиционного характера, так и новых, детерминированных нетипичными вариантами развития социальных отношений, в том числе, под воздействием достижений науки и техники. Всё это требует скрупулезного учета в правотворческой деятельности, чья задача быть максимально эффективной в контексте механизма правового регулирования.

Abstract. Actively changing social reality confronts States with the fact of the need to update the norms of law. The process of novelization of legislation is associated with many specific aspects, both traditional and new, determined by atypical variants of the development of social relations, including under the influence of scientific and technological achievements. All this requires scrupulous consideration in law-making activities, whose task is to be as effective as possible in the context of the mechanism of legal regulation.

Ключевые слова: новеллизация законодательства, модернизация законодательства, создание новых норм права, правотворчество, обновление законодательства, современное правотворчество.

Keywords: novelization of legislation, modernization of legislation, creation of new norms of law, law-making, updating of legislation, modern law-making.

Для цитирования: Шеяфетдинова Н.А., Ермаков Е.Г., Портная Е.Б. Новеллизация законодательства сквозь призму правосознания //Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_42.

For citation: Sheyafetdinova N.A., Ermakov Ye. G., Portnaya E.B. Novelization of legislation through the prism of legal awareness // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_42.

Статья поступила в редакцию: 06.01.2023

Динамика социальной действительности диктует необходимость своевременного обновления правовой базы, что сопряжено с задействованием в этой деятельности учета особенностей развития социальной действительности, государственной политики, такого правового явления как правосознание и прочих аспектов. Процесс обновления законодательства и включенность в него правосознания обоюдозависимый. Сама идея о новеллизации уже устаревшего в какой-то степени права, должна пройти апробацию в правосознании, как правило, теоретическом или профессиональном. К осознанию необходимости включения новых правовых норм в арсенал правовой системы может подключиться и обыденное правосознание, при этом не следует забывать, что его уровень не позволяет оценивать ситуацию системно, с достаточной долей критичности и прогнозируемости правовых последствий. Однако «в настоящее время уровень развития правовой осведомленности населения остается достаточно низким....», [16,с.355] что детерминирует более продуманную правовую политику, связанную с толкованием правовых норм. Тем не менее, обыденное правосознание может стать катализатором правотворчества, если заявит о себе со всей определенностью. Вариантами ин-

Теоретико-исторические правовые науки

формирования государства со стороны граждан (а именно они в массе своей являются носителями обыденного правосознания) выступают институты непосредственной демократии.

Солидаризация государственной власти с населением будет проявляться в обновлении системы права в соответствии с видением общества. Кроме того, «специфическим условием реализации в России государственно-властных правоотношений является территориальный фактор», [1, с.49] ввиду многоуровневости власти (и законодательства) обусловленной формой государственного устройства.

Заметим, что единство у народа и государства в ориентировании правового регулирования порождает быстрые и эффективные правотворческие шаги. Принятие же непопулярных решений и внедрение их в систему законодательства может, безусловно, происходить столь же быстро, но осложняет ситуацию необходимость дополнительной разъяснительной и идеологической работы по популяризации новых норм права, что может оказаться достаточно трудоёмким процессом, осуществление которого должно планироваться на стадии законодательной инициативы.

Не следует сбрасывать со счетов и невозможность новеллизации законодательства в ряде случаев без участия народа, следовательно, возникает насущная необходимость обратиться к общественному правосознанию, большой массив которого составляет уже упомянутое обыденное правосознание.

Ученые обращают внимание на большую значимость в праве, не только правовых знаний, но и убеждений, обычаев, нравственных аспектов справедливости, в частности это характерно для конституционного права....[3, с.46] Максимальным образом связывает правотворчество и обыденное правосознание референдум, делая первое зависимым от второго, что ярко демонстрирует, тем самым, проявление демократических тенденций. Каким же еще способом обыденное правосознание может активно проявить себя на поприще новеллизации законодательства? Как не парадоксально, но с помощью реализации права оно тоже сигнализирует о желательности или нежелательности тех или иных правовых перспектив. При запретительных нормах их массовое игнорирование может навести законодателя на мысль об определенных изменениях с целью большей правореализационной эффективности (похожий сценарий может быть применим и для обязывающих норм).

Недооценка и недоиспользование в праве возможностей такого регулятора как мораль нарушают гармоничность сосуществования этих двух масштабных социальных регуляторов. [2, с.71] Ориентацией на тот или иной вариант правового поведения обыденное правосознание "голосует" за одобрение или неодобрение тех или иных норм права, руководствуясь, не в последнюю очередь, моральными соображениями. Выбор же правового политической линии действия как реакции на правовое поведение остается за государством, соответственно, оно может сориентироваться на обновление законодательства в интересующих его случаях.

Профессиональное и теоретическое правосознание представляются более плотно связанными с процессом новеллизации законодательства именно потому, что их влияние на разрешение тех или иных жизненных ситуаций максимально приближено к возможности воплощения этого через правотворческую деятельность.

Осложняет процесс новеллизации законодательства многогранность представлений о том, в каком ключе необходимо урегулировать те или иные общественные отношения. Порождать необходимость коррекции политико-правовой действительности может даже конфликт интересов. Однако для доминирования конкретной правовой позиции необходимо заручиться поддержкой сторонников, следовательно, наполненность чужого правосознания крайне важна в этой связи. Встает и вопрос о популяризации своей позиции среди оппонентов, что делает крайне актуальной правовую пропаганду и апеллирование к тем или иным аргументам. Подобная созависимость своего правосознания от чужого, в случае ориентации на поддержку, приводит к необходимости понять и позицию тех, кто не согласен с принимаемым решением и подобрать приемлемые для них аргументы.

Процедура новеллизации законодательства требует тщательного предварительного исследования на предмет глобальности процесса. Отмечается, что «.российскому государству необходимо пересмотреть подходы к выявлению действительной потребности в широкомасштабной правотворческой деятельности.». [8, с.243] При этом намечается в ряде случаев опережающая тенденция в отношении обновления права, что характерно, в частности для уголовного права. [11, с.602] Нельзя забывать и о том, что несбалансированная правотворческая политика способна привести к кризису исполнительной власти. [6, с.74]

То есть понимание того, насколько масштабные требуются изменения - это залог корректного правотворческого процесса, который будет предполагать или кардинальное генеральное обновление системы права, что, как правило, происходит при изменении государственного строя или точечные вкрапления частных правовых новелл, требующихся для редактирования действующего законодательства.

Возможна и гибридизация процесса, когда есть потребность в переформатировании правовых основ только одной отрасли права, при минимальном задействовании в этой деятельности других отраслей. Определение стратегического направления данного процесса напрямую зависит от кооперации теоретического и профессионального правосознания. Показательна в этом отношении судьба криминализации/декриминализации домашнего насилия. [12] Любые правовые инициативы по этому поводу вызывают острые дискуссии, выходящие за рамки площадки юридического сообщества и обнажают кардинальные непримиримые разногласия сторонников и противников любой инициативы по данной проблеме.

Наконец еще один немаловажный момент -это мотивация процесса обновления законодательства, которая не всегда может быть вызвана соображениями законотворческой целесообразности, где могут доминировать конъюнктурные интересы, политическая выгода, коррупционная составляющая и пр. Активность в деятельности по новеллизации законодательства еще не гарантия будущей большей эффективности механизма правового регулирования. Рассматривать данный процесс вне контекста целесообразности и оптимизации правореализационной практики явно бессмысленно. При этом мотивация правотворческой деятельности лишь предтеча действенности и слаженности всего процесса правового регулирования. Побудительные причины инициации новеллизации законодательства не всегда корреспондируют с положительными результатами данной работы в лице востребованных, продуманных и хорошо работающих правовых норм.

Не второстепенен здесь и эмоциональный окрас (в правовой психологии правосознания) процесса обновления законодательства. Будучи встречаем одобрением со стороны сторонников он, очевидно, будет дискредитироваться противниками. Причем каждая из сторон может апеллировать не только к аргументам и логике, но и к эмоционально затрагивающим факторам. Ярким примером подобной резонансности явился «закон Димы Яковлева». [9] Новеллизация законодательства тесным образом связана и с личностью инициаторов. Авторитет персоналий (авторов проекта нормативного правового акта) - серьезный кредит доверия со стороны общественного правосознания к будущему источнику права. И если обыденное правосознание зачастую минимально требовательно к проекту нормативных правовых актов, то профессиональное и теоретическое правовое сознание более взыскательно к представленному проекту, закономерно находя в нем множество нюансов (коллизий, пробельностей, нереализуемых положений и пр.) Такая " придирчивость" обусловлена более глубоким пониманием специфики правотворческих процессов.

Правовая специфика современности ориентирует наше внимание на ряд позиций осознаваемых научным правосознанием. В частности, необходимо максимально эффективно внедрять в правовое поле экспериментальные правовые нормы. [13, с.38- 39] Так же уместно, в ряде случаев, обращение законодателя непосредственно к правовому эксперименту, как, несомненно, важному инструментарию модернизации законодательства для апробации регулятивных средств. Однако отсутствие широкой правовой практики этой новации несколько сдерживает новел-лизационный процесс. [4, с.163] Уместно также обратиться к институту независимой общественной экспертизы, [10, с.32] что сделает законодательную деятельность более качественной и объективной. Обновление же международного уровня законодательства сопряжено с прогнозированием и учетом процессов межгосударственной интеграции. [5, с.116] Интенсификация процессов информатизации заставляет не сбрасывать со счетов позицию о том, что в будущем электронный нормативный акт в электронном формате обусловит возникновение цифрового закона преимущественно диспозитивного характера. [14, с.21]

Среди тревожных тенденций, могущих прослеживаться в той или иной степени при новеллизации законодательства, игнорирование которых научным правосознанием окажется фатальным, целесообразно выделить следующие. Изолированность и закрытость, обусловленные оторванностью законодателя от жизни. [15, с.45] Кроме того, опасность состоит в возможном проведении политики законодательного закрепления «воли господствующего класса», вопреки интересам общества, [7, с.169] что выводит на первый план инструментарий, имеющихся в арсенале государства, форм максимальной демократизации осуществляемых правотворческих инициатив.

Тандемность всех видов правосознания и их максимальное подключение к обновлению правовых норм - залог успешной правотворческой политики государства и гарантия минимизации возможного неприятия правовых новелл. Библиогра фия:

1. Авдеева О.А. Основные направления новеллизации российского федерализма // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2013. № 2 (35). С. 46-50.

2. Баранов В.М. Коллизионные проблемы нравственного измерения современного российского законодательства: доктрина, практика, техника // Юридическая техника. №11. 2017. С.66-80.

3. Бондарь Н.С. Новеллизация Конституции-2020: освобождаясь от политических иллюзий и правового романтизма Н.М. Добрынин. Конституция России: настоящее и будущее. Современная версия новейшей истории государства // Государство и право. 2021. № 9. С. 43-49.

4. Давыдова М.Л. Инновационные правотворческие технологии и проблемы их применения // Юридическая техника. 2021. №15. С.158-156.

5. Елистратова В.В. Модернизация в сфере наднационального правотворчества и культура правотворчества // Правовая культура. 2021. № 2 (45). С. 116.

6. Ильягуева А.А., Степкин К.А. К вопросу о кризисе исполнительной власти / В сб.: Материалы конференций ГНИи "Нацразвитие". 2018. С. 73-77.

7. Клименко А.И. Правовые ценности и принципы как содержательное основание законодательства современного государства //Юридическая техника. 2020. №14. С.167-169.

8. Кострова М.Б. О финансовой затратности "новеллизации" уголовного законодательства / В сб.: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XIII Международной научно-практической конференции: в 5-и томах. 2016. С. 240-243.

9. Кубарь И.И., Мусаев М.Г. "Закон Димы Яковлева": социальные и правовые последствия принятия // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 143-151.

10. Кулешова Н.Н. О некоторых проблемах правотворчества в условиях федеративной государственности //Человек: преступление и наказание. 2010. №3(66). С.31 -33

11. Курсаев А.В. Отрицательные аспекты новеллизации уголовного закона // Юридическая техника. 2021. № 15. С. 600-606.

12. Музыканкина Ю.А., Ворошилова С.В. Декриминализация побоев: старые традиции и современные реалии // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 4 (129). С. 15-22.

13. Репьев А.Г., Сенякин И.Н. Экспертное значение экспериментальной нормы российского права //Юридическая техника. 2022. №16. С.36-42.

14. Сидоренко А.И., Ибрагимова Ю.Э. Теоретические проблемы модернизации законодательства: обзор дискуссии // Юридическая наука: история и современность. 2021. № 2. С. 18-32.

15. Черников В.В. Риски полицейского законодательства // Юридическая техника. 2019. №13. № с.41 -46.

16. Ширяева С.В. Развитие системы правового образования в России: историко-педагогические аспекты /В сб.: Становление и развитие профессии юриста: наследие поколений (памяти юристов-фронтовиков посвящается). Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор

0.В. Моисеева. г. Тамбов, 2021. С. 351 -355.

References:

1. Avdeeva O.A. The main directions of the novelization of Russian federalism // Bulletin of Omsk University. Series: Law. 2013. No. 2 (35). pp. 46-50.

2. Baranov V.M. Conflict problems of the moral dimension of modern Russian legislation: doctrine, practice, technique // Legal technique. No. 11. 2017. pp.66-80.

3. Bondar N.S. Novelization of the Constitution-2020: getting rid of political illusions and legal romanticism by N.M. Dobrynin. The Constitution of Russia: present and future. The modern version of the modern history of the state // State and Law. 2021. No. 9. pp. 43-49.

4. Davydova M.L. Innovative law-making technologies and problems of their application // Legal technique. 2021. No. 15. pp.158-156.

5. Elistratova V.V. Modernization in the sphere of supranational law-making and the culture of law-making // Legal culture. 2021. No. 2 (45). p. 116.

6. Ilyagueva A.A., Stepkin K.A. On the issue of the crisis of executive power / In the collection: Materials of conferences of the State Research Institute "National Development". 2018. pp. 73-77.

7. Klimenko A.I. Legal values and principles as the substantive basis of the legislation of the modern state //Legal technique. 2020. No.14. pp.167-169.

8. Kostrova M.B. On the financial cost of "novelization" of criminal legislation / In the collection: Tatishchev readings: actual problems of science and practice. Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference: in 5 volumes. 2016. pp. 240-243.

9. Kubar I.I., Musaev M.G. "Dima Yakovlev's Law": social and legal consequences of adoption // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 7. pp. 143-151.

10. Kuleshova N.N. On some problems of law-making in conditions of federal statehood // Man: crime and punishment. 2010. No. 3 (66). pp. 31 -33.

11. Kursaev A.V. Negative aspects of novelization of the criminal law // Legal technique. 2021. No. 15. pp. 600-606.

12. Muzykkina Yu.A., Voroshilova S.V. Decriminalization of beatings: old traditions and modern realities //Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2019. No.4(129). pp.15-22

13. Repyev A.G., Senyakin I.N. Expert significance of the experimental norm of Russian law //Legal Technique. 2022. No. 16. pp.36-42.

14. Sidorenko A.I., Ibragimcva Yu.E. Theoretical problems of modernization of legislation: review of discussion // Legal science: history and modernity. 2021. No. 2. pp. 18-32.

15. Chernikov V.V. Risks of police legislation // Legal technique. 2019. No.13. No. pp.41-46.

16. Shiryaeva S.V. Development of the system of legal education in Russia: historical and pedagogical aspects / In the collection: Formation and development of the legal profession: the legacy of generations (dedicated to the memory of front-line lawyers). Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorin-chief O.V. Moiseeva. Tambov, 2021. pp. 351-355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.