Научная статья на тему 'Новая стратегия Европейского Союза в Центральной Азии и её влияние на евроазиатскую интеграцию'

Новая стратегия Европейского Союза в Центральной Азии и её влияние на евроазиатскую интеграцию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1125
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / БРЮССЕЛЬ / РЕСУРСЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / EU STRATEGY / CENTRAL ASIA / COOPERATION / FIELD OF COOPERATION / BRUSSELS / RESOURCES / SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Лариса Сергеевна

В статье рассматривается новая и старая стратегии Европейского союза по Центральной Азии в сравнении. Регион Центральной Азии является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира с выгодным геополитическим положением. Растущее участие региона Центральной Азии в глобальных экономических процессах приводит к усилению сотрудничества между двумя регионами, так же их взаимодействие по отношению к инициативе Китая «Один пояс один путь», одним из крупнейших экономических инициатив в регионе, может дать Центральной Азии возможность не только выйти на новый уровень участия в общемировых процессах, но и в целом превратить регион в одно из ключевых звеньев в мировых экономических процессах. В виду растущей значимости региона возникла необходимость разработки отдельного документа, который регулировал бы сотрудничество регионов, что было сделано в 2007 г., до этого Европейский союз долгое время не имел единого документа, где были бы указаны основные сферы и описаны основные механизмы сотрудничества двух регионов. Однако по ряду причин успешно реализовать стратегию 2007 г. ввиду ряда причин не получилось и было принято решение о создании новой стратегии. Для этого Европейский союз сделал «работу над ошибками», а наиболее успешные компоненты старой стратегии, дополненные новыми механизмами, были включены в стратегию 2019 г. В статье рассматривается новая стратегия Европейского союза по Центральной Азии через призму сравнения со стратегией 2007 г. для того, чтобы выделить общее, различное, какие были сделаны выводы ЕС из опыта реализации предыдущего документа, как Евросоюз планирует реализовывать новую стратегию и какое влияние будет оказано на евразийскую интеграцию в результате применения нового документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New EU Strategy for Central Asia and its Impact on Eurasian Integration

The article considers the new and the old European Union’s strategies for Central Asia. The one of the most dynamically developing regions in the world is the Central Asia region, which has beneficial geopolitical position. The growing participation of Central Asia in global economic processes, which influences over cooperation between the two regions, and the Chinese initiative “Belt and Road”, the one of the largest economic initiatives in the Asia region can give to Central Asia the opportunity to reach a new level of participation in global process and to turn the region into the one of the key links in world economic process. In the light of the foregoing, there was the necessity to develop a document, which can regulate the cooperation between two regions and in 2007 the EU strategy on Central Asia was adopted. Earlier the European Union had not for a long times such document, which could describe the main area and mechanisms of cooperation. However, the realization of its strategy was problematically due to a a lot of reasons and it was decided to adopt a new strategy. The result of EU’s “gap analysis”, the most successful components of the old strategy, which was supplemented by new mechanisms of realization, were included in the new document “The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership”. In this article the new strategy of the European Union for Central Asia was considered through the prism of comparison with the strategy of 2007 in order to highlight the common, different conclusions of the EU from the experience of implementing the previous document, how the EU plans to implement the new strategy and what impact will be exerted on the Eurasian integration as a result of the application of the new document.

Текст научной работы на тему «Новая стратегия Европейского Союза в Центральной Азии и её влияние на евроазиатскую интеграцию»

Новая стратегия Европейского Союза в Центральной Азии и её влияние

на евроазиатскую интеграцию

Л.С. Колесникова

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация: В статье рассматривается новая и старая стратегии Европейского союза по Центральной Азии в сравнении. Регион Центральной Азии является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира с выгодным геополитическим положением. Растущее участие региона Центральной Азии в глобальных экономических процессах приводит к усилению сотрудничества между двумя регионами, так же их взаимодействие по отношению к инициативе Китая «Один пояс - один путь», одним из крупнейших экономических инициатив в регионе, может дать Центральной Азии возможность не только выйти на новый уровень участия в общемировых процессах, но и в целом превратить регион в одно из ключевых звеньев в мировых экономических процессах. В виду растущей значимости региона возникла необходимость разработки отдельного документа, который регулировал бы сотрудничество регионов, что было сделано в 2007 г., до этого Европейский союз долгое время не имел единого документа, где были бы указаны основные сферы и описаны основные механизмы сотрудничества двух регионов. Однако по ряду причин успешно реализовать стратегию 2007 г. ввиду ряда причин не получилось и было принято решение о создании новой стратегии. Для этого Европейский союз сделал «работу над ошибками», а наиболее успешные компоненты старой стратегии, дополненные новыми механизмами, были включены в стратегию 2019 г. В статье рассматривается новая стратегия Европейского союза по Центральной Азии через призму сравнения со стратегией 2007 г. для того, чтобы выделить общее, различное, какие были сделаны выводы ЕС из опыта реализации предыдущего документа, как Евросоюз планирует реализовывать новую стратегию и какое влияние будет оказано на евразийскую интеграцию в результате применения нового документа.

Ключевые слова: стратегия Европейского союза, Центральная Азия, сотрудничество, сферы взаимодействия, Брюссель, ресурсы, безопасность.

New EU Strategy for Central Asia and its Impact on Eurasian Integration

L.S. Kolesnikova

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

Abstract. The article considers the new and the old European Union's strategies for Central Asia. The one of the most dynamically developing regions in the world is the Central Asia region, which has beneficial geopolitical position. The growing participation of Central Asia in global economic processes, which influences over cooperation between the two regions, and the Chinese initiative "Belt and Road", the one of the largest economic initiatives in the Asia region can give to Central Asia the opportunity to reach a new level of participation in global process and to turn the region into the one of the key links in world economic process. In the light of the foregoing, there was the necessity to develop a document, which can regulate the cooperation between two regions and in 2007 the EU strategy on Central Asia was adopted. Earlier the European Union had not for a long times such document, which could describe the main area and mechanisms of cooperation. However, the realization of its strategy was problematically due to a a lot of reasons and it was decided to adopt a new strategy. The result of EU's "gap analysis", the most successful components of the old strategy, which was supplemented by new mechanisms of realization, were included in the new document "The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership". In this article the new strategy of the European Union for Central Asia was considered through the prism of comparison with the strategy of 2007 in order to highlight the common, different conclusions of the EU from the experience of implementing the previous document, how the EU

plans to implement the new strategy and what impact will be exerted on the Eurasian integration as a result of the application of the new document.

Keywords: EU strategy, Central Asia, cooperation, field of cooperation, Brussels, resources, security.

Введение

Европейский Союз не является основным игроком в регионе Центральной Азии (ЦА), потому что основными игроками в регионе являются - Китай, Россия и Соединенные Штаты Америки. Так же конкуренцию Евросоюзу в регионе могут составить Турция, Япония, Южная Корея и некоторые арабские страны. Центральная Азия так же никогда не была в зоне жизненно важных интересов ЕС и в центре внешнеполитической повестки дня. Таким образом, Центральная Азия появилась впервые в официальных документах лишь в 2003 г. («Стратегия безопасности Европейского Союза»). Однако, регион Центральной Азии важен для Евросоюза прежде своим географическим положением. С этой точки зрения регион расположен в выгодном, геостратегическом

местоположении, где есть большие запасы энергоресурсов и доступность рынка, так же важность региона для ЕС в плоскости обеспечения безопасности.

Таким образом, актуальность данного исследования исходит из необходимости оценить европейский подход и конкретные интересы ЕС в сотрудничестве с Центральной Азией посредством оценки недостатков старой стратегии 2007 г. для Центральной Азии и того, как Евросоюз устранил их в новом документе и какие дальнейшие шаги предполагаются для укрепления позиций Европейского Союза в регионе.

В рамках данной статьи для полного понимания нужды принятия новой стратегии Европейского Союза для Центральной Азии имеет место необходимость рассмотреть первую стратегию ЕС для региона и разобрать ее приоритетные направления, а так же факторы, которые повлияли на претворение этого документа на практику и в целом оценить успешность реализации этой бумаги для последующего сравнения с новой стратегией и оценке того, какие выводы Европейский союз сделал

относительно недостатков старой стратегии 2007 г., какие новшества принес в новый документ, как будет и будет ли проводится «работа над ошибками» и какие новые направления, программы и механизмы возможны в рамках принятого Брюсселем документа.

Стратегия 2007

Первая стратегия «Европейский Союз и Центральная Азия: стратегия для нового партнерства»1 была принята в 2007 г. после расширения ЕС на восток, когда страны постсоветского пространства оказались непосредственно у его границ.

Цели Евросоюза в регионе, обозначенные в стратегии 2007 г., следующие: обеспечение стабильности и безопасности стран региона; в рамках выполнения «Целей развития тысячелетия» оказание помощи в сокращении бедности и повышению уровня жизни в регионе; содействовать развитию регионального сотрудничества в регионе и между странами региона и самим Евросоюзом (ключевыми сферами сотрудничество были обозначены: энергетика, транспорт, образование и окружающая среда)2.

Особенностями первой стратегии Евросоюза были: охват только пяти республик регионов, приоритетными сферами сотрудничества между ЕС и Центральной Азией определены: обеспечение безопасности, верховенства закона, прав человека и эффективного управления, реализацию проектов в сфере образования, интенсификацию инвестиций и торговли, энергетику и транспорт, охрану окружающей среды и водопользование, формирование стабильного межкультурного диалога.

1 The EU and Central Asia: Strategy for New Partnership. Council of the European Union, Brussels, 31 May 2007. - URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/st_10113_2007_init _en.pdf

2 Штайнмайер Ф.В. Новые основы партнерства: ЕС и Центральная Азия. // Казахстанская правда. 30 июня 2007. - 6 стр.

Цели Евросоюза в регионе были обозначены следующие: обеспечение стабильности и безопасности стран региона; в рамках выполнения «Целей развития тысячелетия» оказание помощи в сокращении бедности и повышению уровня жизни в регионе; содействовать развитию регионального сотрудничества в регионе и между странами региона и самим Европейским Союзом (ключевыми сферами сотрудничество были обозначены: энергетика, транспорт, образование и окружающая среда)1.

Недостатками данной стратегии можно назвать отсутствие конкретизированных позиций (в стратегии старались охватить все и сразу), не были прописаны какие-то конкретные инструменты реализации поставленных в документе целей и отсутствие непосредственной

заинтересованности стран Центральной Азии в инициативах и целях стратегии Евросоюза (складывалась ситуация, когда страны ЦА начинали совместные программы разного характера не для конечной цели получения каких либо изменений в обществе, а для получения материальной помощи). Таким образом, складывалась ситуация, когда при общей привлекательности европейской стратегии для Центральной Азии и активности Евросоюза в этом направлении, её полное воплощение в жизнь не удалось даже притом, что в документ четыре раза вносились поправки и дополнения с целью добиться желаемой эффективности, но инициативы и проекты все так же не имели позитивных результатов.

Тем не менее, нельзя однозначно говорить ни о том, что Стратегия 2007 г. была провальной, но и успешной ее назвать трудно. Главным достижением документа «Европейский Союз и Центральная Азия: стратегия для нового партнерства» можно назвать проведение политических и межведомственных консультаций и диалогов, а так же финансирование проектов Евросоюза в Центральной Азии.

1 EU: Ministers Approve Bloc's Central Asia Strategy // Eurasianet.org. - URL:

http://www.eurasianet.org/departments/insight/articles/pp 061807.html

Например, ЕС является финансовым донором программ по содействию развитию в период с 2007 по 2018 гг. примерный объем финансирования составил порядка 2 млрд. евро. Ведущей программой Европейского Союза в регионе являются две программы - «ВОМСА» (содействие регулированию на границах) и «САОАР» (предотвращение распространения

наркотических веществ в регионе). Так же в рамках содействия развитию

образовательной сферы в регионе в период с 2014-2019 гг. Евросоюз выделил на программу «БЯА8Ми8+» порядка 115 млн. евро.

Стоит сказать о том, что четыре основных направления, что были заявлены в стратегии 2007 г., так же присутствуют в новой стратегии 2019 г. Так одной из главных сфер сотрудничества Евросоюза с регионом Центральной Азии в обеих стратегиях можно назвать энергетическую сферу. К 2019 г. выросла потребность стран ЕС в энергоресурсах, так как с 2007 г. произошло сокращение производства энергетических ресурсов внутри

Европейского Союза, в результате чего произошли изменения на европейском нефтяном и газовом рынке. В 2014 г. произошел спад цене на углеводороды по всему миру из - за чего возросла конкуренция между Российской

Федерацией, Норвегией и Алжиром, которые были основными поставщиками Евросоюза. Так же в этот период на рынок энергоресурсов Европы зашли США со своим сжиженным газом, который хоть и занимает небольшую долю, однако по заявлению Д. Трампа от 6 июля 2017 г. к 2020 г. планируется увеличение экспорта до 96 млрд. куб. м. Таким образом, перед Европейским Союзом стал перед необходимостью диверсифицировать

импорт энергоресурсов2, именно поэтому в новой стратегии 2019 г. энергетическая

2 Mazneva E., Donahue P., Shiryaevskaya A. Germany, Austria Tell U.S. Not to Interfere in EU Energy // Bloomberg. - URL:

https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-06-15/u-s-toughens-stance-on-russian-gas-as-engie-defends-new-pipe

сфера сотрудничества была так же выделена как одна из приоритетных.

Не менее важной сферой сотрудничества, которая так же обозначена и в старой, и в новой стратегии Евросоюза по Центральной Азии, является обеспечение безопасности и борьба с терроризмом. В последние 10 лет изменилась ситуация с очагами нестабильности в близлежащих к Центральной Азии регионах, на момент принятия стратегии 2007 г. проблемной точкой был Афганистан, но в последние годы очаг напряженности переместился в Сирию. Оба региона оказались под непосредственной террористической

угрозой, потому что именно эти два региона лидируют по показателям присоединения населения к террористическим

группировкам. После ряда терактов в странах ЕС, были усилены меры и механизмы по ограничению и контролю над этими процессами, а так как район Центральной Азии находится в непосредственной близости к этим двум странам, он имеет большой потенциал для в этом вопросе для ЕС. В вопросе обеспечения безопасности - большой интерес есть с обеих сторон, так как и Центральная Азия оказалась под сильным влиянием радикального ислама. Таким образом, не только ЕС, но и Центральная Азия имеют заинтересованность в сохранение стабильности в регионе и не допущении возникновения новой точки напряженности или повышения

террористической активности в регионе Центральной Азии.

Еще одной сферой пересечения интересов Центральной Азии и Европейского Союза является транспорт и инфраструктура. Как было сказано выше, регион Центральной Азии имеет весьма выгодное расположение, одна из причин чего - транзитный потенциал региона. Центральная Азия, в перспективе, может стать связующим звеном между Евросоюзом и Китаем, который является одним из самых крупных торговых партнеров ЕС. Китай так же, в свою очередь заинтересован в том, что бы использовать транзитный потенциал региона для дальнейшего развития торговли с Европейским Союзом и уже делает первые

шаги в этом направлении (в рамках стратегии «Один пояс, один путь»).

В то же время для самой Центральной Азии развитие этого направления, новые инфраструктурные и транспортные проекты означают расширяющийся доступ на мировые рынки. Так же стоит сказать, что для Европейского союза регион Центральной Азии является огромным рынком сбыта, однако то уровень торговли, который сейчас имеет место быть очень далек от потенциально возможного уровня, который прогнозируется аналитиками, так же есть заинтересованность в развитии инфраструктуры и логистики в Центральной Азии не только у самих государств Евросоюза, но и у европейского бизнеса.

Одним из главных достижений стратегии 2007 г., несмотря на то, что реализовать ее в полной мере так и не удалось, одним из главных её достижений можно назвать то, что она помогла Европейскому Союзу «закрепить» свое присутствие в регионе с помощью ряда реализуемых программ, которые стали своеобразными «метками» присутствия в регионе (например: образовательные программы такие как «ERASMUS+», а так же «BOMCA» и «CADAP», о которых говорилось выше). Однако, к примеру, не был воплощен в жизнь «Проект энергетического коридора», который помог бы связать Евросоюз и Центральную Азию.

Одной из ключевых проблем реализации каких-либо проблем в регионе, в том числе и в рамках стратегий Европейского Союза в Центральной Азии, является набор так называемых «демократических

недостатков», которые наблюдаются во всех странах региона, а именно: недостаток демократических реформ, проблемы экономического развития, ущемление прав свободы слова и совести, ущемление прав оппозиции и правозащитников. А в свою очередь, на Европейский Союз оказывается давление со стороны различных правозащитников и правозащитных органов и поэтому налаживание диалогового процесса для Евросоюза затрудненно, в виду необходимости соблюдать интересы не только свои и своего партнера, а так же и третьих лиц. Так же на реализацию новых

проектов помощи и развития диалога оказывает влияние то, что в своих внешнеполитических шагах зачастую Евросоюз руководствуется правилом, когда объемы предоставляемой помощи и финансирования и инвестиций прямо пропорционально реализации конкретных демократических реформ и проектов. Так же во внешнеполитической картине мира у Европейского Союза, стоит отметить, имеются более приоритетные направления для налаживания диалога, такие как Ближний Восток, Африка, Кавказ и т.д.

Руководящие органы Евросоюза задумались над пересмотром Стратегии 2007 г. еще в 2016 г., когда была принята «Глобальная стратегия ЕС», что вызвало необходимость скорректировать

внешнеполитические действия в

соответствии с новым документом и адаптировать их к новым реалиям, где Европейский Союз стремится к укреплению позиций на международной арене и обновлению механизмов взаимодействия с иными участниками международных отношений1. В таком положении дел Центрально - азиатское направление хоть и не является ключевым, но, тем не менее, представляет большой интерес для ЕС.

Новая стратегия 2019 г. «Евросоюз и Центральная Азия: новые возможности для более крепкого партнерства»

В июле 2019 г. в Бишкеке на региональной встрече министров

иностранных дел Европейского Союза и Центральной Азии была официально представлена Новая стратегия ЕС по Центральной Азии: «Европейский Союз и Центральная Азия: новые возможности для более крепкого партнерства»2, которая была принята 15 мая 2019 г. Так же параллельно со встречей министров в Бишкеке прошел первый «Форум ЕС - Центральная Азия» -формат регулярных встреч и совещаний

1 Council Conclusions on the EU strategy for Central Asia. Council of European Union. Brussels, 19 June 2017. 6 p.

2 The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership. Joint Communication To The European Parliament And The Council. - URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/joint_communicatio n_-_the_eu_and_central_asia_-_new_opportunities_for_a_stronger_partnership.pdf

между представителями двух регионов. Этот формат может стать эффективным механизмом реализации новой стратегии ЕС.

Целью новой стратегии можно назвать формирование более сильного,

современного и всеобщего партнерства со странами Центральной Азии для того, чтобы регион развивался как устойчивое, стабильно развивающееся, и тесно взаимосвязанное экономическое и политическое пространство.

Сотрудничество будет основываться на уроках, извлеченных из прошлого опыта взаимодействия ЕС с регионе, учитывая опыт реализации прежней стратегии и включая «Глобальную стратегию внешней политики и политики безопасности Евросоюза», «Новый европейский консенсус по вопросам развития», «Стратегию ЕС по соединению Европы и Азии» и «Стратегию ЕС по Афганистану», а также руководствоваться повесткой дня Организации Объединенных Наций в области «Устойчивого Развития на период до 2030 года».

Важной отличительной чертой новой стратегии должна стать ее однородная структура и эффективность реализации для чего предполагается в рамках реализации документа тщательнее согласовывать политику всех стран внутри Евросоюза и с иными многосторонними институтами, более тщательное контролирование исполнения региональных инициатив, продвигать информационное

сопровождение всех инициатив Брюсселя в Центрально - азиатском регионе, так же в новой стратегии Европейский Союз более четко определил собственные национальные интересы как в регионе, так и в целом. Рассматривая планы Европейского Союза, в частности, стоит отметить, что планируется прорабатывать механизмы структурных барьеров на пути региональной торговли и инвестиций, оказывать содействие вступлению стран региона в ВТО (тех, что еще не вступили) и продвигать развитие взаимных связей между странами в отдельности и между странами и международными организациями.

Ключевым отличием новой стратегии 2019 г. от старой стратегии 2007 г. можно назвать инвестирование в развитие сферы образования и молодежи. В ниже следующей таблице приведены

обозначенные в старой и новой стратегиях ключевые сферы деятельности ЕС в регионе (см. Таблицу 1).

Особое внимание к образованию и программам в культурной и научно -

Основные различия стратегий 2007

исследовательских сферах - новый стратегический курс для Евросоюза.

В сравнении со старой стратегией 2007 г. новый документ в основном декларирует усиление поддержки и сотрудничества в уже обозначенных ранее областях (угрозы безопасности, права человека и т. д.), но при этом приоритетом обозначается именно инвестирование в развития образования.

Таблица 1.

Стратегия 2007 г. Стратегия 2019 г.

Реагирование на угрозы безопасности Сотрудничество в решении общих проблем безопасности

Охрана прав человека Продвижение демократии, верховенства закона и прав человека

Содействие экономическому развитию Расширение партнерства с целью экономических преобразований

Содействие развитию транспортной и энергетической инфраструктуры Развитие межрегиональной торговли и увеличение инвестирования в регион

Содействие обеспечению охраны окружающей среды Обеспечение устойчивости к изменениям окружающей среды, климата и водных ресурсов

Оказание поддержки устойчивому развитию и сотрудничеству

Повышение инвестирования в инновации, культуру, науку и молодежь

Новая стратегия ЕС по Центральной Азии зиждется на трех дополняющих друг

друга и тесно переплетающихся основных сферах сотрудничества: \

1. «Партнерство в целях устойчивости» -продвижение демократии, защите прав человека и верховенстве закона, решение вопросов миграции. Так же Брюссель намерен продвигать соблюдение принципов Парижского климатического соглашение и усилить работу в направлении решения экологических проблем._

2. «Партнерство ради процветания» -

повышение

конкурентоспособности регионального бизнеса, создание привлекательной инвестиционной среды, способствование увеличению научного потенциала региона и способствование вступлению в ВТО всех оставшихся стран

региона.

3. «Интенсивная

совместная работа» -укрепление политического

диалога, участия общества решений.

расширение гражданского в принятии

В рамках этих трех сфер сотрудничества в новой стратегии ЕС можно выделить несколько ключевых направлений программ поддержки для Центральной Азии: социально - экономическое развитие; распространение правопорядка и правоспособности; расширение

сотрудничества посредством

интегрированного управления границами; расширение сотрудничества в сфере защиты окружающей среды, энергетики,

использования природных и водных ресурсов, а так же в области реагирования на быстропротекающее изменение климата; создание новых рабочих мест для растущего молодого населения региона и создание новых рабочих мест с помощью содействия развитию малых и средних предприятий; борьба с организованной преступностью, торговлей наркотиками и людьми; профилактика и регулирование

медицинского аспекта использования и употребление наркотиков; повышение конкурентоспособности региона; содействие региональному обмену деловой средой; расширение межрегиональной торговли и связь этой торговли с глобальной производственно - сбытовой цепочкой7.

Разбирая новую стратегию

Европейского Союза, можно сделать следующие выводы. Яркой чертой новой стратегии можно назвать стремление Евросоюза наладить то, что в документе обозначено как «non - exclusive partnership» со странами Центральной Азии. Таким образом, ЕС официально предполагает, что его взаимодействие с регионом будет открыто для сотрудничества с третьими партнерами, включая Россию и Китай, но и с другими соседними странами, международными организациями и банками развития. С другой стороны, ЕС дает понять, что не хочет вступать в геополитическую конкуренцию и соперничество с основными акторами в регионе, а вместо этого предпочитает сотрудничать там, где это возможно. Поэтому стоит сделать вывод о том, что Европейский Союз будет не противостоять,

7 Laumulin M. The EU's Incomplete Strategy for Central Asia//Camegy Europe. - URL:

https://carnegieeurope.eu/strategiceurope/80470

а содействовать региональным инициативам интеграции в регионе, но в рамках своих интересов в Центральной Азии, а так же в границах, заявленных в новой стратегий, положений и приоритетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новая стратегия 2019 г. отражает более точное представление Евросоюза о регионе, его потенциале, его многогранности и ожиданий от будущего партнерства, важности для ЕС и будущих перспективах сотрудничества. В этой связи ЕС многократно заявлял и подтвердил в новом документе, что он уважает национальные стратегии развития, ожидания и интересы каждого из своих партнеров в регионе Центральной Азии и что он будет стремиться к углублению своего взаимодействия и активизации

сотрудничества с заинтересованными сторонами для достижения общих целей. ЕС учел в своей новой стратегии предпринятые в некоторых странах шаги по устранению «камней преткновения» (особенно в вопросах прав человека и демократии, недавний ветер перемен в странах Центральной Азии) - в частности в Узбекистане и Казахстане. Уход к программам инициатив и инвестиций в область образования, культуры и науки, как приоритетных сфер сотрудничества между двумя регионами, Евросоюз рассматривает как дополнительную возможность выразить в очередной раз свою приверженность поощрению местной народной демократии (что было «проблемным вопросом» в реализации старой стратегии) и разработать дополнительные общие правила

взаимодействия.

Библиографический список

Boonstra J., Tsertsvadze T. Implementation and review of the European Union-Central Asia

Strategy: Recommendations for EU action. European Parliament Think Tank, 2016. P. 4 Kilybayeva P., Ibrayeva A., Mametay M. The EU Strategy For Central Asia - 2019: Goals,

Challenges and Prospects // Concorde. 2015. №5. 49 - 53 p. Акишев У.У. Энергетический потенциал и энергетическая инфраструктура республик

Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 1. С. 829-845 Ахмедов Х.Т., Смолик Н.Г. Республика Узбекистан в интеграционных процессах на

постсоветском пространстве // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 1 С. 854 - 866 Гребениченко С.Ф., Токтамысов С.Ж. Интеграционный потенциал постсоветского пространства за четверть века: проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2013. №2. С. 52 - 63 Дубовцев Г.Ф. Военная интеграция Евросоюза: «милитаризация» или большая ответственность за обеспечение безопасности? // Европейский Союз: десять лет после Маастрихта. - Алматы. - 2002. - С. 14-15. Зайцева Е.А. Вопросы безопасности Центрально - азиатского региона на современном этапе

// Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 5. С. 1241 - 1249 Касенов У.Т. Безопасность Центральной Азии. - Алматы, 1998, - 36-39 стр. Малышева Д.Б. Постсоветская Центральная Азия и Афганистан как сфера пересечения интересов крупных азиатских государств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. №2. С. 259-272 Чэн Г., Чэнь Л., Дегтерев Д.А., Чжао Ц. Значение стратегии «Один пояс, один путь» для Китая и Евразии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 1. №2. С. 77-88 Экономические аспекты интеграционных процессов: опыт Европейского союза /Под ред. М.С. Ашимбаева. -Алматы: КИСИ, 2003, - 21-22 стр.

Сведение об авторе: Колесникова Лариса Сергеевна, магистр в области международных отношений, РУДН (1032160065@rudn.ru).

References

Boonstra J., Tsertsvadze T. Implementation and review of the European Union-Central Asia

Strategy: Recommendations for EU action. European Parliament Think Tank, 2016. P. 4 Kilybayeva P., Ibrayeva A., Mametay M. The EU Strategy For Central Asia - 2019: Goals,

Challenges and Prospects // Concorde. 2015. №5. 49 - 53 p. Akischev U.U. Energeticheskiy potencial i energeticheskaay infrasructura respublic Centralinoi Asii

// Politicheskie issledovaniya. 2019. Т. 2. № 1. S. 829-845 Anmetov H.T., Smolik N.G. Respublica Uzbekistan v integracionnih issledovaniyah na

postsovetskom prostranstve // Politicheskie issledovaniya. 2019. Т. 2. № 1 S. 854 - 866 Grebenchikov S.F., Toktamisov S.J. Integracionni potencial postsovetskogo prostranstva za chetvert' veka // Vestnik Rossiiskogo universiteta drujbi narodov. Seria: Istoria Rossii. 2013. №2. S. 52 - 63

Duborcev G.F. Voennaya integraciya Evrosouza: "militarizaciya" ili bol'shaya otvetstvennost' za obespechenie bezopasnosti? // Evropeiskii souz: desyat' let posle Maastrichta. - Almati. - 2002. - S. 14-15.

Zaycev E.A. Voprosi bezopasnosti Central'no-aziatskogo regiona na sovremennom etape //

Politicheskie issledovaniya. 2019. Т. 2. № 5. S. 1241 - 1249 Kasenov U.T. Bezopasnost' Central'noy Asii. - Almati, 1998, - 36 - 39 str.

Malisheva D.B. Postsovetskaya Central'naya Asiya i Afganistan kak sphere peresecheniya interesov crupnich asiatskich sgosudarstv // Vestnik Rossiiskogo universiteta drujbi narodov. Seria:Mezdunarodnie otnosheniya. 2018. Т. 18. №2. S. 259-272

nocTCOBeTCKHe HCcnegoBaHHa. T.3. № 2 (2020)

Chen G., Chen' L., Degterev D.A., Chjao C. Znachenie strategii „Odin poyas - odin put' „ dlya Kitaya i Evrasii // Vestnik Rossiiskogo universiteta drujbi narodov. Seria: Mezdunarodnie otnosheniya. 2019. T. 1. №2. S. 77-88 Ekonomicheskie aspekti integrationnich processov: opit Evropeiskogo souza / Pod red. M.S. Ashimbaeva. - Almati: KISI, 2003, - 21-22 str.

About author: Larisa S. Kolesnikova, Master of International Relations, RUDN University (1032160065@rudn.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.