Научная статья на тему 'Новая система управления обороной России: реформа или имитация?'

Новая система управления обороной России: реформа или имитация? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
National Defense Control Center / De- fense Complex Center / the RF Ministry of Defense.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виталий Цымбал, Василий Зацепин

Созданный Минобороны РФ по примеру МЧС Национальный центр управления обороной отметил годовщину своего существования. С доминирующей в СМИ точки зрения за год Центр показал себя эффективным органом управления войсками в ходе боевой подготовки и повседневной служебной деятельности. Однако выраженная в его работе тенденция по подмене официальных учета и статистики изображениями с видеокамер заставляет усомниться в верности концепции, положенной в основу создания данной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Russian National Defense Control System: Reform or Imitation?

One year has passed since the Russian Defense Ministry established the National Defense Control Center, similar to that of the EMERCOM. According to the point of view prevailing in mass media, the NDCC has since then proved efficient command and control center for military training and day-to-day operations. However, the NDCC is facing a marked trend towards substituting official accounting and statistics with video camera recordings, which questions the concept behind it.

Текст научной работы на тему «Новая система управления обороной России: реформа или имитация?»

Военная реформа

НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ РОССИИ: РЕФОРМА ИЛИ ИМИТАЦИЯ?

Виталий ЦЫМБАЛ, д-р техн. наук Василий ЗАЦЕПИН, канд. воен. наук

Созданный Минобороны РФ по примеру МЧС Национальный центр управления обороной отметил годовщину своего существования. С доминирующей в СМИ точки зрения за год Центр показал себя эффективным органом управления войсками в ходе боевой подготовки и повседневной служебной деятельности. Однако выраженная в его работе тенденция по подмене официальных учета и статистики изображениями с видеокамер заставляет усомниться в верности концепции, положенной в основу создания данной структуры.

В апреле текущего года исполнился год с того момента, как начал функционировать Национальный центр управления обороной (НЦУО) Российской Федерации - с апреля 2014 г. в пробном режиме, а с 1 декабря - в штатном1.

Основу НЦУО составляют три подчиненных центра управления. Это центр управления стратегическими ядерными силами, центр боевого управления, с помощью которого осуществляется руководство остальной частью Вооруженных сил и других силовых структур, и центр управления повседневной деятельностью, который координирует работу тыловых органов и гражданских ведомств. Этим НЦУО принципиально отличается от существующего Центрального командного пункта Генштаба, который позволяет управлять только Вооруженными силами.

Согласно данным, которые стали известны от Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, а также из публикаций журналистов, побывавших в Центре2, особенность его повседневной деятельности «состоит в том, что сверху донизу, на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях создана стволовая структура непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций». Для этого использованы новейшие достижения науки и техники из области информатики, телекоммуникаций, компьютерных наук и теории управления.

Вот как охарактеризовал журналистам свои действия в этом центре генерал армии В. Герасимов: «Мне, как начальнику Генерального штаба, дежурный генерал докладывает за сутки по тем или иным вопросам до 20-25 раз. Особенно это касается отклонений по каким-либо вопросам. Я, соответственно, принимаю решения сам или информирую Министра обороны для утверждения предложений. Дежурный генерал при этом не просто докладывает обстановку, а главное - формулирует выводы и обоснованные предложения, которые требуют только утверждения или неутверждения»3.

1 Никольский А. Введен в строй Национальный центр управления обороной // Ведомости. 2014. 2 декабря.

2 Гаврилов Ю. Приказ поступит из Центра // Российская газета. 2014. 27 октября.

3 Здесь и далее цитаты из сообщения о брифинге начальника Генерального штаба В. Герасимова от 1 ноября 2014 г. см. в: http://function.mil.rU/news_page/country/more.htm7icN11998309@egNews.

«Наличие такой структуры сводит к минимуму время принятия решений для адекватного реагирования на ситуацию, будь то недружественные действия в отношении суверенитета государства или отставание от графика в строительстве военных объектов. Созданный механизм позволяет в кратчайшие сроки включить в совместную работу органы военного управления, исполнительной власти и местного самоуправления для выполнения принятых решений». И далее «в соответствии с Планом обороны государства 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственные корпорации) имеют свои задачи в области обороны как в мирное, так и военное вре-мя»4. Центр не подменяет и не дублирует деятельность штабов и органов военного управления. Важно другое: «при этом на всех уровнях постоянно поддерживается обобщенная и актуализированная информация о составе, состоянии, характере действий войск (сил), их обеспеченности и степени готовности к решению задач».

И еще: «Помимо постоянной готовности выдать предложения по реагированию на кризисные ситуации, НЦУО и его структуры на местах обеспечивают штабы и органы военного управления необходимой информацией для текущего и перспективного планирования, подготовки и принятия решений, их доведение до войск (сил) и контроль исполнения». Как особо важное обстоятельство начальник Генштаба отметил то, что «структура оперативных дежурных смен и содержание деятельности Центра не меняются при переводе с мирного на военное время. Меняются объем информации, интенсивность ее обработки и подготовки необходимых материалов для доклада. То есть наработанные и отлаженные взаи-

мосвязи и алгоритмы продолжают действовать в любых условиях обстановки».

Анонсируя в свое время планы создания Центра, министр обороны заявил следующее: «Это глубоко интегрированная система управления Вооруженными силами, своего рода современная Ставка Верховного Главнокомандующего. Это - наш мозг»5. Начальник Генштаба при этом добавил, что наличие такой структуры «выступает дополнительным фактором, сдерживающим агрессию против России».

Считается, что НЦУО показал свою эффективность в ходе масштабного стратегического командно-штабного учения «Восток-2014», проведенного с 19 по 26 сентября 2014 г. При этом, по словам начальника Главного оперативного управления Генштаба, велся «круглосуточный мониторинг хода учения, было понятно, где и как тот или иной эшелон выполняет задачи»6.

Накануне Дня Победы год назад Президент России провел в Центре тренировку по управлению Вооруженными силами. Ее могли воочию увидеть и оценить приглашенные главы стран ОДКБ - Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана. На тренировке проверялись вся система управления, надежность прохождения учебных приказов и сигналов в военные округа, на командные пункты соединений и воинских частей, в Ракетные войска стратегического назначения, войска Воздушно-космической обороны, до командования Дальней авиации.

Особого внимания заслуживает вопрос о разработчиках и создателях Центра. Интеграцией информационных и коммуникационных систем НЦУО занимается концерн «РТИ Системы», принадлежащий АФК «Система». С военно-экономической точки зрения существен-

4 По другим данным, осуществляется обмен информацией с 78 федеральными органами исполнительной власти. См.: Владыкин О. Путин: Российская армия должна быть оснащена лучше зарубежных // Независимая газета. 2014. 20 декабря.

5 Национальный центр управления обороной России начинает функционирование в полном объеме: http://function.mil.ru/ news_page/country/more.htm?id=12002229@egNews

6 Там же.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

но, что этот концерн является крупнейшим частным подрядчиком военного ведомства. Он поставляет радиолокационные станции, входящие в систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), и другие уникальные мощные радары.

Выбор этой компании для создания НЦУО был обусловлен тем, что она успешно справилась в свое время с созданием Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС. Но объем работ над НЦУО был гораздо больше, так как здесь необходимы обработка значительно более существенного массива данных и учет специальных требований к устойчивости работы Центра. Стоимость создания всего НЦУО вместе с расположенной за пределами Москвы инфраструктурой, по данным СМИ, превысила 20 млрд. руб., а доля контракта с «РТИ Системы» составила несколько миллиардов рублей7.

Естественно, что из-за значимости НЦУО, тем более в условиях необходимости импор-тозамещения, особое внимание при его создании было уделено использованию исключительно отечественных технологий. Было заявлено, что вся используемая техника и программное обеспечение «на 100% российские»8. Помимо основной оборонной деятельности НЦУО будет наблюдать за процессами, происходящими на предприятиях ОПК, складах, объектах военного строительства. Для этого на более чем 500 объектах установлено около 700 видеокамер. Шесть раз в сутки изображения анализируются в Центре.

Создание новой системы государственного управления потребовало не просто реорга-

низации многих структур, но и их принципиально нового оснащения. В НЦУО появились «профессионально подготовленные оперативные дежурные смены на всех уровнях управления от тактического до стратегического, которые круглосуточно несут боевое дежурство в специально оборудованных помещениях, оснащенных самыми современными средствами связи и автоматизации. Они осуществляют мониторинг по всем направлениям деятельности как внутри Вооруженных сил, так и в рамках всей военной организации Российской Федерации по реализации Плана обороны государства»9.

В результате усилий пресс-службы Минобороны НЦУО, находящий себе все новые и новые применения, в том числе военно-дипломатическое и антикоррупционное, приобрел в отечественных СМИ за прошедший год весьма позитивный имидж.

Так, руководство Минобороны сочло необходимым организовать 21 марта нынешнего года посещение данного объекта иностранными военными дипломатами с целью снятия озабоченности, возникшей у соседей России в связи с масштабной внезапной проверкой боевой готовности Северного флота и отдельных соединений Западного военного округа, проведенной с 16 по 21 марта 2015 г.10. А 1 апреля появилось сообщение о том, что вице-премьер Д. Рогозин поручил в течение трех дней сформулировать круг вопросов, которые должны будут контролировать дежурные НЦУО на пораженном коррупцией строительстве нового российского космодрома «Восточный» в Амурской области11.

7 Никольский А. АФК «Система» займется инфраструктурой центра Минобороны // Сайт газеты «Ведомости»: http://www.vedomosti.ru/newsline/news/21312851/podkontrolnaya-sisteme-kompaniya-obespechit-infrastrukturu

8 Национальный центр управления обороной России начинает функционирование в полном объеме: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12002229@egNews

9 Брифинг начальника Генерального штаба В. Герасимова от 1 ноября 2014 г.: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11998309@egNews

10 Национальный центр управления обороной России впервые посетили более 100 иностранных военных атташе: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12011147@egNews

11 «Мозговой центр» ВС подключится к мониторингу ситуации с «Восточным» // РИА Новости. 2015. 1 апреля: http://ria.ru/defense_safety/20150401/1055850768.html

Но так ли все хорошо в управлении обороной, как стараются нам это продемонстрировать выразители ведомственных интересов?

К сожалению, развитие системы управления обороной страны в описанном выше направлении, которое, благодаря прессе Минобороны, можно обозначить как «мультимедийное»12, вызывает серьезную тревогу.

Достижения руководства Минобороны, связанные с гласностью в работе при проведении коллегий, селекторных совещаний и так называемых единых дней приемки военной продукции, не способны компенсировать существующие в министерстве серьезные проблемы с учетом как объектов недвижимости (начатая в 2013 г. инвентаризация до сих пор не закончена)13, так и потребления коммунальных ресурсов (на сегодня установлены 80% из необходимых 135 тыс. счетчиков воды, тепла и электроэнергии)14.

Несмотря на серьезные усилия руководства Минобороны по наведению порядка с учетом и ведомственной статистикой, создание НЦУО пока что не привело к улучшению качества данных, которыми ведомство отчитывается о достигнутых результатах и которые закладываются в планы работы. В результате, например, доля современных образцов в ВВС и ВМФ в заявленном плане на 2015 г. (33 и 51% соответственно)15 оказалась ниже уже имевшейся два года назад (в 2013 г. - 42 и 52%)16.

Безусловно, этому можно найти и рациональное объяснение в виде ускоренного спи-

сания старой техники, но, с учетом наращивания небывалыми темпами объема государственного оборонного заказа, неотвратимо возникают вопросы как к качеству его планирования, так и к эффективности использования государственного бюджета. Судя по всему, в первый год существования НЦУО его суперкомпьютеры работали вхолостую, лишь нагревая воздух.

Российские граждане уже имеют представление об эффективности применения видеокамер для контроля за строительством жилья для пострадавших от пожаров летом 2010 г. и за ходом голосования на выборах 2011 и 2012 гг., поэтому им трудно поверить в какой-либо толк от установки видеокамер в сборочном цехе оборонного предприятия или на строительной площадке космодрома - видеокамеры в принципе не способны заменить военного представителя, контролера Росфинмонито-ринга или Счетной палаты.

Хотя в НЦУО созданы очень комфортные условия для работы государственных и военных руководителей в многоярусных ложах, весьма напоминающих театральные, заметим, что в театре, как известно, нет ничего опаснее пожара. В НЦУО первый пожар случился 28 января 2015 г. - из-за возгорания на лестничном марше строительных материалов на площади около 50 кв. м из здания были эвакуированы 150 человек17. И надежность новой системы управления обороной страны предстала как весьма сомнительная... ■

12 Грозный О. Армия как на ладони // Красная звезда. 2015. 27 марта (№ 52). С. 16.

13 Минобороны России оформило правоустанавливающие документы на более 200 тыс. объектов недвижимости: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm7iC=11996845@egNews

14 Семёнов Д. Военный бюджет без тайн // Красная звезда. 7 марта (№ 39). С. 1-2.

15 Владыкин О. Путин: Российская армия должна быть оснащена лучше зарубежных // Независимая газета (Интернет-версия). 2014. 20 декабря: http://www.ng.ru/armies/2014-12-20/100_collegium.html

16 Отчет за 2013 год [Минобороны России]: http://mil.ru/files/files/result2013/index.html.

17 Около 150 человек эвакуированы из-за пожара в здании Минобороны России // РИА Новости. 2015. 28 января: http://mil.ru/files/files/result2013/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.