УДК 342.24(47):338
В. Г. Анненкова
Новая российская экономика - основа федерализма страны
В статье анализируются условия формирования единого экономического пространства России, интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Уделяется внимание вопросам формирования бюджетного федерализма как части государственного устройства России, содержатся практические рекомендации по совершенствованию экономических основ российского федерализма.
This article analyzes the content of the principles of equality before the law and the courts in the state of law, examines the reasons and conditions necessary for the implementation of these principles, investigates the interaction of the principles of equality before the law and the courts with other constitutional principles, and the measures to improve legal guarantees in this field.
Ключевые слова: единое экономическое пространство, федерализм, условия экономического развития, федеральная экономическая политика, федеральные органы государственной власти, бюджетный федерализм.
Key words: the principle of equality before the law, the principle of equality before the courts, the state of law, the Russian statehood; the mutual responsibility of the state and the individual.
29 мая в Астане президентами России, Белоруссии и Казахстана был подписан договор о создании с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который станет следующим этапом интеграции трех стран на постсоветском пространстве после создания Таможенного союза и Единого экономического пространства. На территории трех стран поэтапно устанавливается режим свободного передвижения товаров, капиталов, рабочей силы, услуг, обеспечивается равный доступ к транспортной и энергетической инфраструктуре и вырабатываются общие правила таможенно-тарифного регулирования. До конца 2014 г. к ЕАЭС присоединятся Армения и Киргизия1. Действительно, продолжающиеся процессы глобализации
© Анненкова В. Г., 2014
1 Россия, Белоруссия и Казахстан создают экономический союз [Эл. ресурс]. URL: http://www.nord-news.ru/news/2014/05/28/?newsid=61893 (дата обр. 04.06.2014 г.)
47
оказывают существенное влияние на принципы и содержание политики государства2.
Президент России отметил, что уже ключевые мировые экономические державы проявляют интерес к ЕАЭС: ««Куда бы я ни приехал, с кем бы я ни говорил, все ставят вопрос - как наладить отношения с будущим Евразийским союзом. На мировой арене появляется новая экономическая организация, обладающая в полной мере международной правосубъектностью, и действующая на основе принципов всемирной торговой организации. Важно, что передача отдельных полномочий национальным органам Союза не наносит абсолютно никакого ущерба суверенитету наших стран»3.
В свою очередь президент Казахстана оценил интеграционный эффект для экономик трех стран-участниц ЕАЭС в 900 млрд дол. к 2030 г. Он также заявил, что договор о Евразийском экономическом союзе получился взвешенным и грамотным, учитывающим интересы всех государств. Нурсултан Назарбаев в своем интервью сказал: «ЕАЭС создается на принципах добровольности, равноправия, взаимной выгоды, с учетом интересов каждой из сторон участников. Сегодня мы видим, что эти принципы были соблюдены при подготовке подписываемого сегодня договора. Важно понимать, что главная миссия нашего союза в первой половине 21 века заключается в двух важных аспектах. Во-первых, стать одним из ключевых экономических макрорегионов мира. Во-вторых, обеспечить вхождение каждой из стран в число развитых государств мира».
В этой связи Александр Лукашенко заявил, что «Беларусь сегодня поставила свою подпись под этим глобальным документом. Мы готовы к последовательному, обязательному движению на пути полной реализации договоренностей, достигнутых в ходе очень непростого переговорного процесса. Вместе с тем необходимо констатировать факт, что решение ряда проблемных вопросов экономического сотрудничества, прежде всего, касающихся взаимной торговли между государствами-членами, отнесено на отдаленные сроки. Так вот, чтобы те вопросы, с которыми мы столкнулись и с ходу не смогли решить, реализовывались в будущем, мы заявляем, что шаги по построению ЕАЭС должны быть увязаны с реше-
2 Заметина Т.В. Проблемы правовой регламентации конституционно-правовых принципов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестн. СГАП. 2009. № 6 (70). С. 42.
3 Итоги эпохальной встречи: Россия, Белоруссия и Казахстан создали новый союз. [Эл. ресурс]. URL: http://www.bfm.ru/news/259645 (дата обр. 05.06.2014 г.)
48
нием вопросов, оказывающих значительное воздействие на взаимную торговлю государств-членов этого Союза. Мы верим, что экономический Союз станет основой в будущем нашего политического, военного и гума-
4
нитарного единства» .
Обеспечение государственной и территориальной целостности страны требует последовательной реализации конституционных принципов построения федеративных отношений в экономике. Этот вопрос всегда оставался и будет оставаться открытым. В 1961 г. Джон Кеннеди в своей речи при вступлении на пост президента США говорил: «Мы не можем победить Советский Союз в обычной войне. Это неприступная крепость. Мы можем победить Советский Союз только другими методами: идеологическими, психологическими, пропагандой, экономикой»5.
На данном этапе построение единого экономического пространства должно характеризоваться следующими параметрами: динамизмом, эффективностью, гармонией связующих его отношений, а также единством правового регулирования. Динамизм общего экономического пространства обеспечивается свободой передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг. Эффективность - соответствием форм управления экономическим требованиям. Гармония - обоснованными пропорциями в отраслевом и региональном развитии экономики. Единство правового регулирования -расширением сферы федерального права6.
К настоящему времени в России сформировались новые условия экономического развития. Прежняя технология власти постепенно сменяется современными методами демократического и децентрализованного управления государством. Перед органами государственной власти всех уровней стоят общие задачи эффективного государственного регулирования и управления, обеспечивающие реализацию конституционно закрепленных экономических прав и свобод, финансовую стабилизацию, создание единого рынка товаров и услуг, финансовых средств и рабочей силы, рост сбережений и их трансформацию в инвестиции, оживление производства и достижение положительных изменений его структуры, повышение качества жизни граждан России. Создание низкоинфляционной экономики, конкурентоспособность, активизация инвестиционной дея-
4 Итоги эпохальной встречи: Россия, Беларусь и Казахстан создали новый союз. [Эл. ресурс]. URL: http://www.bfm.ru/news/259645 (дата обр. 05.06.2014 г.)
5 Роль США в уничтожении нашей Родины [Эл. ресурс]. URL: http://www.usinfo.ru/sssrindex.htm (дата обр. 04.06.2014 г.)
6 См.: БаренбоймП., ЛафитскийВ., МауВ. Конституционная экономика. М., 2002. С. 31.
49
тельности становятся едиными задачами как единого Российского государства, так и всех субъектов Российской Федерации.
В этих условиях актуальным выступает вопрос обеспечения единства экономического пространства на территории всей Российской Федерации с соблюдением конституционных положений и федеративного устройства России.
Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бьюкенен7 отмечает, что политический и экономический успех страны заложен в различных законодательных актах, и в первую очередь в конституции. Конституционные правила, считает он, формируют политические и экономические результаты или затрудняют их достижение8.
В настоящее время вопросы выработки принципов оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем развития соответствующих норм конституционного права становятся предметом внимания современных ученых-государствоведов. Российские исследователи-конституционалисты все больше внимания уделяют экономическим аспектам конституционных отношений. Однако следует отметить, что в Конституции РФ 1993 г. отсутствует специальный раздел об экономической основе государства.
Сегодня развитие общего экономического пространства ставит задачу обеспечения единого правового регулирования экономики. В федерациях, как отмечают П. Баренбойм, В. Лафитский, В. Мау, она решается в трех направлениях: посредством расширения компетенции центральных органов власти, ограничения законодательства субъектов федерации, принятия последними единообразных или унифицированных актов9.
При этом бюджетный федерализм занимает особое место в системе экономического единства страны.
Формируя федеральную экономическую политику, федеральные органы государственной власти должны развивать и совершенствовать принципы и практику бюджетного федерализма. Все хозяйствующие субъекты, действующие на внутреннем рынке Российской Федерации, должны пользоваться равными правами в своих отношениях с государственными орга-
7 Джеймс Бьюкенен получил Нобелевскую премию в 1986 г. за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений [Эл. ресурс]. URL: http://www.nobeliat.ru/laureat.php?id=438
8 См.: Бьюкенен Д. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы / пер. с англ.; редкол.: Р.М. Нуриев и др. М., 1997.
9 См.: Баренбойм П., Лафитский В., Мау В. Указ. соч.
50
нами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Бюджетный федерализм является частью государственного устройства - федерализма, а проблемы бюджетного федерализма - часть общих проблем федерализма в рамках всего государства. В этом плане принцип бюджетного федерализма логически следует из конституционного принципа федерализма. Он предполагает создание в государстве единой, детально регламентированной системы финансового обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления. Как принцип бюджетной системы бюджетный федерализм обеспечивает оптимальное построение внутрифедеративных отношений в бюджетной и налоговой сфере.
Как частный случай федерализма бюджетный федерализм должен отражать права, обязанности и ответственность уровней власти в бюджетной сфере, взаимный учет их интересов в процессе реализации бюджетных полномочий. По мнению Н.И. Химичевой, «принцип федерализма в бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Федерации, реализовать которые призван федеральный бюджет»10. Проблемы реализации бюджетного федерализма должны решаться через оптимальное распределение бюджетных средств, а также обязательств по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы.
Принцип бюджетного федерализма напрямую обозначен из конституционного принципа федерализма и предполагает создание в государстве единой, детально регламентированной системы финансового обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.
Знаковым событием 2013 г. стало Бюджетное послание президента В. Путина о бюджетной политике в 2014-2016 гг., в котором обозначены основные цели бюджетной политики Российского государства на ближайшие три года. В данном послании изложены главные требования к бюджетной политике - поддержка экономического роста. В этом заключается основная цель нашей совместной работы.
За счёт чего мы должны этого добиться? Прежде всего за счёт кардинального повышения эффективности бюджетной политики, безусловно-
10 Финансовое право: учеб. / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 138.
51
го выполнения всех наших социальных обязательств, реализации стратегических задач, поставленных в указах от 7 мая 2012 г.
В бюджетной сфере мы должны перейти к долгосрочной политике развития, а это увеличение доли расходов на образование, науку и инфраструктуру, качественное улучшение работы социальных отраслей, стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций11.
Что касается проекта федерального бюджета на 2014 и плановый период до 2015-2016 гг., то в соответствии с январским поручением правительство организовало работу с участием экспертов по анализу эффективности расходов бюджета и представило предложения по их оптимизации.
Формирование единого экономического пространства обусловливается осуществлением единой экономической политики Российской Федерацией и ее субъектами, что является одним из важнейших принципов федеративных экономических отношений.
К сожалению, как констатирует Т.В. Заметина, к тенденциям развития современного российского федерализма относится сохранение горизонтальной асимметричности Российской Федерации и ее дальнейшее углубление в условиях финансово-экономического кризиса, преимущественно односторонний характер внутрифедеративных взаимодействий; построение федерализма «по сетевому» принципу в бюджетно-финансовой сфере, неравномерность распределения финансовых ресурсов по территории Российской Федерации12.
В своем интервью для газеты «Ведомости» президент В.В. Путин отметил: «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15-20 назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Но и возможности
Бюджетное послание на 2014-2016 годы [Эл. ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/18333 (дата обр. 16.05.2014).
12 Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2010. С. 42; Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России. М., 2010. С. 269, 270.
52
человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности.
В подобных обстоятельствах важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов и вместе с тем неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни - от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства»13.
Развитие экономических отношений в России зависит от экономической политики государства. Она должна быть сформирована с учетом федеративного устройства государства, социально-политического уровня общества и иных факторов, нацелена на обеспечение единства Российского государства.
В подтверждение этих слов нам необходимо вновь обратиться к Бюджетному посланию Президента: «У нас нет более эффективного пути решения социальных вопросов, чем обеспечение темпов экономического роста. Поэтому приоритетом нашей политики, разумеется, всегда было и всегда будет улучшение жизни, уровня и качества жизни российских граждан.
Но должно быть понимание того, что единственный верный путь достижения этих целей - это решение вопросов в сфере экономики. Опережающий рост социальных расходов, не обеспеченный ростом экономики, заведёт нас в тупик»14.
Другим важным фактором, имеющим значение для формирования единства экономического пространства, является свобода экономической деятельности, которую можно трактовать как право гражданина на экономическую самостоятельность во всех ее формах.
На конституционном уровне установлен ряд гарантий свободы экономической деятельности: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ч. 1 ст. 8); «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч. 1 ст. 34); «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (ч. 2 ст. 34) и другие положения.
Вместе с тем установлены ограничения такой деятельности:
13 Владимир Путин: «Нам нужна новая экономика» // Ведомости. 30.01.2012.
14 Бюджетное послание на 2014-2016 годы [Эл. ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/18333 (дата обр. 16.05.2014).
53
- свобода экономической деятельности возможна в рамках единого экономического пространства страны;
- экономическая деятельность государства осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в экономической области, в рамках определенной компетенции некоторых органов государственной власти в сфере экономики;
- все субъекты экономической деятельности должны соблюдать конституционные положения, предусматривающие ряд ограничений.
Эти ограничения следуют прежде всего из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать. Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере.
После развала советского блока Россия должна была вписываться в глобальное разделение труда, где основные центры силы и пропорции сложились без нее - больше того, сложились в противостоянии с СССР. Рынки развитых стран оказались огорожены множеством барьеров, возведенных для защиты собственных интересов. Дополнительной проблемой для интеграции в мировую экономику оказалась разница технологических стандартов15.
В 1992 г. Джеймс Бейкер госсекретарь США в отчете перед конгрессом США сообщил: «Мы истратили триллионы долларов за последние 40 лет, чтобы одержать победу в "холодной войне" против СССР»16.
В этих условиях мы смогли тем не менее построить экономику, которая стала органичной частью мировой. Смогли сделать это в основном за счет наших природных ресурсов. Больше четверти ВВП России - это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела.
Сегодня Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно - сильнее, чем большинство других стран.
Общим местом стала констатация сырьевого характера экономики. Советский народнохозяйственный комплекс, автаркический и замкнутый, был просто не приспособлен к работе в новых условиях. В процессе ры-
15 Владимир Путин. Указ. соч.
16 Роль США в уничтожении нашей Родины [Эл. ресурс]. URL: http://www.usinfo.ru/sssrindex.htm (дата обр. 01.06.2014).
54
ночной, в значительной степени стихийной трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию, потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебания цен на основные экспортные товары, т. е. от факторов, которые мы по большому счету не контролируем17.
Обратимся к показателям экономики в 2000 г. По информации Роскомстата уже с 2000 по 2008 гг. в нашей стране наблюдался стабильный рост ВВП, тогда же началось возрождение промышленности и сельского хозяйства, после воровских 90-х, возобновилось строительство и увеличились доходы населения россиян. За счет этих факторов снизилась безработица, стали выплачиваться зарплаты работникам социальных сфер, снизилось число людей, живущих за чертой бедности. Если в начале 2000 г. уровень бедности составлял в стране 29 %, то уже в 2007 г. опустился до 13 %. Что касается производства, то в цифрах оно возросло в период с конца 90-х и до того же 2007 г. в обрабатывающей промышленности до 77 %, текстильное и швейное производство повысилось на 46 %, производство пищевых продуктов увеличилось до 64 %. Активный рост экономики продолжался вплоть до начала мирового финансового кризиса 2008 г., после чего произошел кратковременный спад ВВП. Но уже в 2010 г. мы могли вновь наблюдать поднятие этого показателя до 8,8 %.
Кроме этого, за весь период правления Путина в России наблюдалось увеличение инвестирования. Так, в 2011 г. оно достигло 370 млрд долл. годовых, что позволило экспертам сделать вывод, что ежедневно в российскую экономику инвестируется больше 1 млрд долл.18
За 12 лет увеличился: бюджет России в 22 раза, ВВП - в 12 раз (Россия перепрыгнула с 36-го места в мире по уровню ВВП на 5-е место). Увеличились золотовалютные резервы в 48 раз! Разорвались все «либеральные» кабальнейшие в истории соглашения о разделе продукции. Национализировалось 65 % нефтяной промышленности и 95 % газовой и многие другие отрасли. Поднялись промышленность и сельское хозяйство (Россия уже пять лет подряд занимает 2-3 место в мире по экспорту зерна,
17 Владимир Путин. Указ. соч.
18 Чем хорош Путин для России [Эл. ресурс]. URL: http://droplak.ru/?p=806 (дата обр. 17.05.2014).
обогнав США, которые сейчас на 4-м месте). Увеличились средние зарплаты в бюджетной сфере в 18,5 раз19.
В своей программной статье «Россия на рубеже тысячелетий» В.В. Путин сообщил: «Годы реформ привели к накоплению в российской экономике и социальной сфере большого количества трудных проблем. Положение действительно сложное. Однако отпевать Россию как великую державу, мягко говоря, преждевременно. Несмотря ни на что, мы сохранили свой интеллектуальный и кадровый потенциал. Не утрачен целый ряд перспективных научно-технических разработок, передовых технологий. С нами остаются наши природные богатства. Так что достойное будущее у страны есть. Вместе с тем мы обязаны извлечь уроки из 90-х годов, осмыслить опыт рыночных преобразований.
1. Один из главных уроков я вижу в том, что на протяжении всех этих лет мы двигались как бы ощупью, наугад, не имея четких представлений о общенациональных целях и рубежах, которые обеспечат России положение высокоразвитой, процветающей и великой страны мира. Отсутствие такой перспективной, рассчитанной на 15-20 и более лет стратегии развития особенно остро ощущается в экономике.
Правительство твердо намерено строить свою деятельность на основе принципа единства стратегии и тактики. Без этого мы обречены латать дыры, работать в режиме пожарной команды. Серьезная политика, большие дела так не делаются. Страна нуждается в долгосрочной общенациональной стратегии развития.
2. Второй важный урок 90-х годов заключается в выводе о необходимости для России формирования целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Речь не идет о возвращении к системе директивного планирования и управления, когда всепроникающее государство регламентировало сверху донизу все аспекты работы каждого предприятия. Речь о том, чтобы сделать Российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры общественного развития, создающим условия и механизмы их достижения.
Каждая страна, в том числе и Россия, обязана искать свой путь обновления. Мы пока не очень преуспели в этом. Свою дорогу, свою модель
Несколько фактов о Путине [Эл. ресурс]. URL: http://goldnike-777.blogspot.ru/2014/03/blog-post_7233.html (дата обр. 19.05.2014).
56
преобразований мы начали нащупывать только в последние год-два. Мы сможем рассчитывать на достойное будущее, только если сумеем универсальные принципы рыночной экономики и демократии органически соединить с реальностями России.
Именно в этом направлении должна идти как научная, аналитическая, экспертная работа, так и деятельность органов государственной власти всех уровней, политических и общественных организаций»20.
Как наглядный пример в данной ситуации можно рассмотреть Японию. Активную роль в развитии новых отраслей играло государство. Протекционизм оставался звеном промышленной политики.
В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых институтов. В этот период были разработаны и последовательно внедрены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая организации для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Осуществление этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию внешнеэкономических связей.
В 1950-1960-е гг. существовал достаточно сильный валютный контроль, что препятствовало оттоку частного национального капитала и проникновению иностранного капитала в хозяйство страны.
Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя в первой половине 1970-х гг. до огромной величины развитых стран - 39 %. Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в полтора-два раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16-19,4 % ВВП.
Примерно до середины 1960-х гг. рост производственного аппарата обеспечивался массовым притоком рабочей силы из сельского хозяйства. Использование дешевой, но достаточно образованной рабочей силы обеспечивало выпуск конкурентоспособной продукции. В 1947 г. в стране была введена система всеобщего 9-летнего образования, а в последующие десятилетия - высшая степень обучения. В результате был достигнут высокий уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки.
Хозяйственное развитие Японии 1950-1960-е гг. характеризовалось особенностями инновационной политики, которая основывалась на заим-
Россия на рубеже тысячелетия [Эл. ресурс]. URL: http://putin-chronicle.blogspot.com/2011/10/blog-post.html (дата обр. 16.05.2014).
57
ствовании научных достижений других стран, создании товаров, содержащих в себе незначительные технологические усовершенствования. Это позволило ей создать широкий набор производств как в традиционных, так и в современных отраслях, сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы и обеспечить большой выигрыш во времени21.
20 мая 2014 г. Россия и Китай заключили «сделку века» - договор на поставку газа из России в Китай в течение 30 лет на сумму $400 млрд. Сегодня население Китая составляет 1,35 млрд человек, и всем им нужна энергия. В последние 30 лет экономика страны активно развивалась, но за это пришлось заплатить высокую цену. Дело в том, что 70 % энергетических потребностей страны обеспечивает сжигание угля, что привело к сильному загрязнению воздуха. Теперь Китай движется в сторону более чистых источников энергии.
Достигнута ещё одна важная договорённость: ВТБ подписал соглашение с Bank of China о ведении расчётов с использованием национальных
валют. Таким образом, обе страны получили возможность уйти от зависи-
22
мости от американского доллара и евро , что считается немаловажным в период сегодняшних финансово-экономических отношений между США, Россией и Европой.
В своем обращении президент В.В. Путин говорит: «Проведение активной промышленной политики. Будущее страны, качество российской экономики в XXI веке зависит прежде всего от прогресса в тех отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Ибо в современном мире экономический рост на 90 процентов обеспечивается внедрением новых знаний и технологий. Правительство готово к проведению промышленной политики, ориентированной на приоритетное развитие отраслей - лидеров научно-технического прогресса. В числе необходимых мер: содействие развитию внебюджетного внутреннего спроса на передовые технологии и наукоемкую продукцию; поддержка экспортной ориентации высокотехнологических производств; поддержка несырьевых отраслей, работающих преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса; усиление экспортных возможностей отраслей топливно-энергетического и сырьевого комплекса»23. К сожалению, приоритет-
21 Ломакин В.К. Мировая экономика: учеб. для студ. М., 2012.
22 Россия и Китай заключили «сделку века» [Эл. ресурс]. URL: http://russian.rt.com/article/33520 (дата обр. 05.06.2014).
23 Россия на рубеже тысячелетия [Эл. ресурс]. URL: http://putin-chronicle.blogspot.com/2011/10/blog-post.html (дата обр. 17.05.2014).
58
ные задачи в социальной, в экономической сферах у нас часто рассматриваются в отрыве от вопросов бюджетной политики.
В программной статье В. Путин отметил: «Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании - стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, - нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8 процентов в год. Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10 процентов в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции.
В декабре 2011 г. начал работу созданный по инициативе и при самом активном участии российского правительства Центр стратегических разработок. Он призван объединить лучшие интеллектуальные силы нашей страны для подготовки правительству рекомендаций, предложений, проектов теоретического и прикладного характера, направленных на разработку как самой стратегии, так и наиболее эффективных путей решения задач, которые будут возникать в ходе ее реализации.
Убежден, что достижение необходимой динамики роста - проблема не только экономическая. Это проблема также политическая и, не побоюсь этого слова, в определенном смысле идеологическая. Точнее, идейная, духовная, нравственная. Причем последний аспект на современном этапе мне представляется особенно значимым с точки зрения консолидации российского общества»24.
22-24 мая 2014 г. в Санкт-Петербурге прошел ХУШ Петербургский международный экономический форум, в котором участвовали представители 248 глав зарубежных и 445 руководителей российских компаний. На ПМЭФ было заключено 175 соглашений о сотрудничестве, из них 15 соглашений по реализации инвестпроектов на общую сумму 401,4 млрд рублей25.
Все это говорит о конкурентоспособности нашего государства. При этом не стоит забывать, что иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, - для России непозволительно. России нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, развитой сферой услуг, эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффек-
Россия на рубеже тысячелетия [Эл. ресурс]. URL: http://putin-chromcle.bk>gspotxom/20n/10/bk>g-posthtml (дата обр. 15.05.2014).
25 ПМЭФ-2014 посетили 64 главы компаний рейтингов Forbes и Fortune [Эл. ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2014/06/03/n_6204353.shtml (дата обр. 04.06.2014).
59
тивный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы26.
Список литературы
1. Баренбойм П., Лафитский В., Мау В. Конституционная экономика. - М.,
2002.
2. Бьюкенен Д. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы / пер. с англ.; редкол.: Р.М. Нуриев и др. - М., 1997.
3. Заметина Т.В. Проблемы правовой регламентации конституционно-правовых принципов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестн. СГАП. - 2009. - № 6 (70).
4. Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2010. - С. 42.
5. Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России. -М., 2010. - С. 269, 270.
6. Ломакин В.К. Мировая экономика: учеб. для студ. - М., 2012.
7. Путин В.: «Нам нужна новая экономика» // Ведомости. - 30.01.2012.
8. Финансовое право: учеб. / под ред. О.Н. Горбуновой. - М., 2000. -
С. 138.
9. http://www.bfm.ru/news/259645
10. http://droplak.ru/?p=806
11. http://www.gazeta.ru/business/news/2014/06/03/n_6204353.shtml
12. http://goldnike-777.blogspot.ru/2014/03/blog-post_7233.html
13. http://www.kremlin.ru/news/18333
14. http://www.nobeliat.ru/laureat.php?id=438
15. http: //www. nord-news. ru/news/2014/05/28/?newsid=61893
16. http://putin-chronicle.blogspot.com/2011/10/blog-post.html
17. http://www.usinfo.ru/sssrindex.htm
26 Владимир Путин. Указ. соч.