Научная статья на тему 'НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ЗАБОТА О СЕБЕ?'

НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ЗАБОТА О СЕБЕ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / РАЗВЛЕЧЕНИЕ / ЗАБОТА О СЕБЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рыжов Ю.В., Евдокименко И.В.

Статья посвящена проблеме новой религиозности в современной культуре. Показан развлекательный характер современной религиозности. Вместе с тем, новая религиозность может рассматриваться как одна из практик заботы о себе.The article discusses the new religiosity in contemporary culture. An entertaining kind of modern religiosity is shown. At the same time, the new religiosity can be seen as one of the practices of care of the self.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ЗАБОТА О СЕБЕ?»

Южный федеральный университет

Россия, г. Таганрог

НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: РАЗВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ЗАБОТА О СЕБЕ?

Исследование проведено при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00315

Статья посвящена проблеме новой религиозности в современной культуре. Показан развлекательный характер современной религиозности. Вместе с тем, новая религиозность может рассматриваться как одна из практик заботы о себе.

Религия, общество, культура, новая религиозность, развлечение, забота о себе

The article discusses the new religiosity in contemporary culture. An entertaining kind of modern religiosity is shown. At the same time, the new religiosity can be seen as one of the practices of care of the self.

Religion, society, culture, new religions, entertainment, care of the self

Современная культура переживает радикальные трансформации, к числу которых относится динамическое переопределение роли религии в обществе. Поэтому представляет интерес рассмотреть через призму концепции «заботы о себе» (М. Фуко) развлекательные аспекты новой религиозности.

Под развлечением условимся понимать игровое поведение, осуществляемое в пространстве досуга и вызывающее удовольствие. Что же касается религии, мы придерживаемся известного определения, согласно которому религия - это любая система взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения (Э. Фромм).

Религии безусловно присущ игровой элемент - ритуалы, обряды, мистерии могут рассматриваться как "священная игра". Но в традиционной культуре религия, даже если понимать ее как игру (определенные правила поведения), представляется ее участникам игрой чрезвычайно серьезной, поскольку она выводит из пространства профанного в пространство сакрального. Религиозные обряды, как правило, совершаются не во время работы, но это не позволяет отнести традиционную религию к пространству досуга (свободного времени): участие в религиозных практиках социально значимо и потому является обязанностью.

Что же касается современной религиозности, то она по большей части состоит из неинституциональных форм религии и, на наш взгляд, гораздо ближе к массовой культуре, чем к традиционным религиям. Утрата традиционных моделей религиозной идентичности привела к появлению горизонтально-ориентированной, сетевой религиозности - эклектичной смеси отдельных элементов традиционных религий, восточной мистики, популярных псевдонаучных теорий, неомифологий и суеверий. Формально можно считать этот тип религиозности свободным от "жесткой" социальной

регламентации, но надо отметить что основные идеи новой религиозности автивно пропагандируются и "мягко" навязываются массовой культурой, поэтому говорить о свободном выборе личности можно лишь условно. Тем не менее, развлекательная роль религии (или, если угодно -"квазирелигиозности") усиливается, поскольку интерес к мистике, эзотерике и т.д. не является социально значимым (если не обращать внимания на коммерческую сторону проблемы - "рынок спиритуальных товаров" приносит большие доходы) и оттесняется в область досуга, становясь частным делом. Кроме того, современная религиозность связана не с трансцендентным (идеальным, находящимся за пределами чувственного мира), а с виртуальным (находящимся в мире). На наш взгляд, именно из виртуальности и приватности современной религиозности следует ее "развлекательный" характер.

Трансцендентное реальности не подвластно, и системы ценностей, апеллирующие к трансцендентному, носят абсолютный характер, они статичны и стремятся минимизировать любые (даже внешние) изменения. Виртуальность же означает, что системы ценностей (в том числе -относящихся к религиозной сфере) сформированы конкретной реальностью, полностью от нее зависят, а потому относительны, динамичны и крайне изменчивы. И хотя новая религиозность обычно говорит о своей "традиционности", связи с древними "тайными учениями", на самом деле трансцендентное в ней замещено виртуальным.

Приватность современной религиозности приводит к ее факультативности и поверхностности: характерно несерьезное отношение к религиозным традициям, которые оцениваются как внешний, стилевой, необязательный комплекс идей и ритуалов, которые возможно "перетасовывать" в различном порядке. Спрос на "игровую духовность" (относящуюся к сфере досуга или альтернативную по отношению к общей реальности) растет, соответственно растет и предложение.

Из приватности следует также плюрализм новой религиозности: как и в массовой культуре, в ней существует множество индивидуальных культурных стилей и жизненных стратегий. Это, на наш взгляд, вовсе не означает приближения краха массовой культуры и ее замену "культурой индивидуальных миров". Напротив, характерная для нашего времени диверсификация культуры приводит не к краху, но к повышению значимости массовой культуры, которая одна только и в состоянии обеспечить интеграцию разобщенных индивидов и допустить мирное сосуществование различных "миров" (а точнее - "имиджей"), то есть сохранить целостность социума. Унифицированность и стандартность образцов массовой культуры была характерна лишь для индустриального этапа развития общества, но сегодня массовая культура становится более разнообразной, "полистилистичной", что позволяет ей не только сохранить, но и многократно расширить свое влияние. То есть, сведение диверсификации культуры к ее демассификации нам представляется

ошибочным.

Если в традиционном обществе человек реализовывал себя в пределах постоянного социального статуса, в Новое время появилась возможность смены статуса, то сегодня человек может постоянно изменять саму свою идентичность, что явно не стабилизирует социальную систему. Важнейшим же стабилизирующим фактором в деиерархизированном множестве одновременно существующих "миров" (идентичностей) является массовая культура, без которой современная полистилистичность была бы невозможной. В этом контексте развлечением становится как участие в традиционных религиозных организациях, так и практика новой религиозности (в формах оккультизма, магии, мистицизма, паранаучных верований, нетрадиционных методов лечения и т.п.).

Если же рассматривать проблему развлечения в новой религиозности как форму заботы о себе, то можно отметить важность телесных и психологических практик. Например, для большинства российских православных верующих ("невоцерковленных") требования к религии примерно следующие: она должна быть доступна, не требовать больших жертв и приносить практическую пользу. Доступность обозначает возможность вне зависимости от уровня "воцерковленности" или богословских познаний принимать участие в культовой практике - посещать богослужения по большим праздникам, заказывать требы и т.д. Под отсутствием больших жертв подразумеваются как материальные затраты, так и временное (современный верующий не хочет уделять все свободное время только религии). Наконец, практическая польза - это, прежде всего, возможность достижения психологического комфорта. Даже аскетические ограничения рассматриваются с точки зрения "посюсторонней" пользы (например, в массовом понимании, посты - это разновидность диеты). Для такого рода верующих религия - это игра (в широком смысле, то есть выполнение какого-то свода правил, временное исполнение какой-то роли). Посещение храма (довольно редкое) осуществляется факультативно, это же касается и большинства повседневных обязанностей верующего (молитва и т.д.). Наконец, удовольствие - это достижение все того же комфортного состояния, в том числе - благодаря имитации духовной деятельности и самоидентификации как верующего. Другими словами, сегодня даже традиционная религия, теряя свою социальную значимость и перемещаясь из публичной сферы в приватную, становится одновременно как формой заботы о себе, так и утонченной разновидностью развлечений.

Итак, современную религиозность можно представить как специфическое развлечение. Конкретные особенности вероучения (если таковое имеется) и культовой практики не существенны. При этом развлекательный характер современной религиозности вовсе не означает, что она не оказывает достаточного влияния на личность, культуру и общество; напротив, это влияние тем сильнее, чем теснее ее связь с массовой культурой, чем примитивнее и популярнее ее идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.