>
Нурланова Н.К.,
заместитель директора по науке Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор экономических наук, профессор
НОВАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА
НУРЛАНОВА Н.К. XXIАСРДАГИ ГЛОБАЛ УЗГАРИШЛАР ШАРОИТИДА ЦОЗО€ИСТОН ИК.ТИСОДИЙ ТАРАК,К,ИЁТИНИНГЯНГИ СИЁСАТИ
Мак,олада глобал узгаришлар шароитида ик,тисодий тарак,к,иётнинг янги омил-лари ва замонавий трендларига эътибор к,аратилган. Миллий ик,тисодиёт ривожла-нишининг инновацион салох,иятини аник,лаш буйича умумий методик ёндашувлар очиб берилган ва K1озоFистон минтак,алари мисолида унинг бах,оланиши берилган. KозоFистон янги ик,тисодий сиёсатининг тавсифи берилган ва уни амалга ошириш-нинг стратегик йуналишлари асосланган.
Таянч иборалар: глобал узгаришлар, ик,тисодий тарак,к,иёт, миллий ик,тисодиёт, ривожланиш омиллари, инновацион салох,ият, ик,тисодий сиёсат.
НУРЛАНОВА Н.К. НОВАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ XXI ВЕКА
В статье уделено внимание новым факторам и трендам современного экономического развития в условиях глобальных вызовов. Раскрыты общие методические подходы к определению инновационного потенциала развития национальной экономики и дана его оценка на примере регионов Казахстана. Дана характеристика новой экономической политики Казахстана и обоснованы стратегические направления ее реализации.
Ключевые слова: глобальные вызовы, экономическое развитие, национальная экономика, факторы развития, инновационный потенциал, экономическая политика.
NURLANOVA N.K. THE NEW POLICY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF KAZAKHSTAN IN THE GLOBAL CHALLENGES OF XXI CENTURY
In the article are given attention to a new factors and trends of modern economics development in the context of global challenges. It was disclosed the general methodological approaches to the definition of innovative potential of national economic development and given its evaluation on the example of the regions of Kazakhstan. It was described the new economic policy of Kazakhstan and justified its strategic directions of the implementation.
Keywords: global challenges, economic development, national economy, factors of development, innovation potential, economic policy.
Становление новой парадигмы экономического развития в условиях глобализации связано со сменой источников конкурентоспособности. Конкурентные преимущества все более переходят от стран и регионов, где сосредоточено реальное производство, к странам и регионам, контролирующим товарные и финансовые потоки, выступающим источниками технологий и инноваций, обладающим наиболее квалифицированными кадрами.
Для стран, способных привлекать глобальные потоки капитала, инноваций, технологий, появляется возможность получения своего рода региональной ренты. Они извлекают дополнительную выгоду за счет расширения финансовых источников своего развития и повышения инвестиционной привлекательности.
Вследствие этого происходят пространственные сдвиги в экономической активности. На глобальном уровне имеются государства, благополучие которых основано на получении технологической ренты, так же, как и государства, живущие за счет природной ренты. На фоне этих процессов происходит повсеместное перемещение производства из развитых стран в менее развитые (дело-кализация). Формируется новый «международный цикл производства», при котором страны-лидеры сосредоточивают у себя высокотехнологичные произ-
водства, а «нижние» и «средние этажи» перемещаются в страны, находящиеся в их фарватере. При этом развитые страны сохраняют у себя выполнение НИОКР, разработку новых технологий, дизайн, функции маркетинга, легитимацию технологических стандартов.
В условиях глобализации конкурентоспособность экономики государства определяется не только наличием соответствующих технологий и фирм, но и их способностью осваивать новые технологии, создать условия для прихода соответствующих компаний.
В Казахстане сложилась ситуация, когда наиболее конкурентоспособными на внешних рынках являются сырьевые отрасли и регионы, в которых доминирующие позиции имеют крупные иностранные инвесторы. Они действуют в соответствии с интересами извлечения максимальной прибыли, получаемой за
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 5
счет вывоза сырья из страны, мало заботясь о его переработке на месте, привлечении прогрессивных технологий, решении экологических и социальных проблем регионов дислокации.
Для того, чтобы улучшить позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности, Казахстану необходимо при проведении индустриализации учитывать, что производства, компании и технологии принимают все более интернациональный характер, без труда преодолевают межгосударственные границы. В этих условиях национальную экономику можно рассматривать как совокупность производственно-территориальных блоков, проявляющих экономическую активность, что становится привлекательным фактором для притяжения инвестиций, фирм, технологий, финансов и т.п.
Новые процессы, идущие в глобальной экономике, проявляются в том, что экономика принимает сетевой характер. Действуя в глобальной экономике, корпорации заново структурируют экономическое пространство, развивают дилерские сети, размещают на удаленных рынках сбытовые звенья, приближают к крупнейшим рынкам свои производства. Тем самым в дополнение к существовавшей до сих пор модели интегрированной (централизованной) пространственной организации территорий появляется новая - сетевая.
Интегрированные регионы не часто
являются центрами создания новых тех" р. нологий и появления инноваций. В них
в основном локализуются производство промышленной продукции по технологиям, поступившим извне. Финансовые и инновационные потоки сосредоточиваются чаще всего за пределами данно-
го региона, в местах дислокации штаб-
ч* 1
квартир корпораций1.
В условиях современных глобальных вызовов важным фактором устойчивого экономического развития страны становится формирование наукоемкой экономики и распространение инноваций.
Во всем мире технологический фактор стал проявлять себя по-новому. Роль ключевых ресурсов от индустриальных технологий, воплощенных в основных фондах промышленных предприятий, постепенно стала переходить к неове-ществленным технологиям. В мировой экономике утвердился новый тип экономического роста на базе использования знаний, информации и инноваций. Это не могло не отразиться на пространственном устройстве экономически развитых стран. В этих странах начался последовательный переход к новым принципам пространственного развития. Более привлекательными для проживания стали не те страны и регионы, в которых сосредоточена крупная промышленность, а те, где формируется благоприятное качество жизни.
Значительные изменения в государственную экономическую политику развитых стран последние десятилетия внесло нарастание процесса исчерпаемости полезных ископаемых, являющихся главным фактором индустриального развития многих регионов страны. Ограниченность стратегий экономического развития, базирующаяся на освоении и переработке природного сырья, выразилась также в том, что реализация крупных индустриальных проектов перестала приносить желаемые экономические результаты, в
1 Унтура Г.А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности. // "Регион: экономика и социология", 2002, № 1. -С. 3-16.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 5
то же время выявились их значительные отрицательные экологические последствия.
В Казахстане пока преобладают стратегии развития, опирающиеся на базовые факторы: природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила. Как уже отмечалось выше, конкурентные преимущества, обеспечиваемые таким путем, носят неустойчивый характер, легко теряются.
Основная проблема национальной экономики заключается в том, что до сих пор в республике наблюдается очень высокая зависимость от экспорта сырьевых ресурсов. Действительно, доля горнодобывающей промышленности в последние годы была не менее 60%, а обрабатывающей - не превышала 33% в общем объеме промышленного производства Казахстана, а в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны - не выше 11,5%1.
Процессы индустриализации в Казахстане пока не имеют выраженной инновационной ориентации. Так, в Карте индустриализации Казахстана насчитывалось 872 объекта. Почти 40% проектов Карты индустриализации реализуются в трех областях республики: Южно-Казахстанской - 17% (150 проектов), Павлодарской - 10% (83 проекта), Костанайской - 10% (83 проекта)2. Можно сделать вывод, что процессы индустриального и инновационного развития на региональном уровне не синхронизированы. Между тем, практика показывает,
1 Агентство Республики Казахстан по статистике. Промышленность. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_ externalId/homeNumbersIndustry? (Дата обращения 4.05.2014)
2 Карта индустриализации Казахстана на 01.06.2013. [Электронный ресурс]. Режим досту-
па: //www.mint.gov.kz
что модернизация быстрее идет там, где лучше условия для «диффузии инноваций» - выше концентрация населения и его качество, более развита инфраструктура и меньше экономическое расстояние, ниже институциональные барьеры3.
Для определения возможностей индустриально-инновационной модернизации экономики особую актуальность приобретает разностороннее исследование экономического потенциала, определение степени его освоения, эффективности использования, а также оценка факторов, оказывающих наибольшее воздействие на экономику анализируемой территории.
Экономический потенциал или потенциал инновационного развития, как экономическая категория отражает сложные, многоаспектные процессы, связи и отношения. От его масштабов и уровня зависит не только развитие производительных сил и конкурентоспособность национальной экономики на отечественных и внешних рынках, но и уровень благосостояния населения, проживающего на его территории.
Характеристика потенциала, выявление его особенностей позволяют определить пропорции, формирующиеся в экономике региона, динамику развития, а также выяснить, насколько они способствуют решению стратегических задач социально-экономического развития региона, усилению его социальной направленности.
Для определения уровня потенциала инновационного развития экономи-
3 Агеенко А.А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов. // «Вопросы статистики», 2003, № 6. -С. 48-51.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 5
ки существуют различные методические подходы1, анализ которых позволил предложить использование следующего комплекса показателей, характеризующих инновационный потенциал региона: инновационная активность и инновационная восприимчивость2.
Инновационную активность можно определить, как целенаправленную деятельность региона относительно конструирования, создания, освоения и производства качественно новых видов техники, предметов труда, объектов интеллектуальной собственности, технологий, а также внедрения более совершенных форм организации труда и управления производством. Инновационная активность может быть охарактеризована группой из трех показателей -затраты на исследования и разработки; затраты на технологические инновации; выпуск инновационной продукции на душу населения региона.
Инновационную восприимчивость можно определить, как способность региона обнаружить инновации в информационном поле, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия, сформированному образу развития организации и принять инновацию к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности. Инновационная восприимчивость может быть раскрыта при помощи трех пока-
1 Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.urban-planet.org
2 Нурланова Н.К., Киреева А.А. Методика оценки экономического и инновационного потенциалов регионов Казахстана. - Алматы: ИЭ КН мОн РК, 2014. -С. 108.
зателей - производительность труда, отдача основных средств и экологичность производства.
На основе расчетов перечисленных показателей, характеризующих инновационную активность и инновационную восприимчивость, было определено их среднее арифметическое значение и дана рейтинговая оценка инновационного потенциала регионов Казахстана.
В итоге административно-территориальные единицы страны по уровню индексов инновационного потенциала были условно разделены на шесть групп:
1) регион-лидер с показателем выше среднего «В + +» - г. Алматы (занимает 1-место);
2) регион со средним показателем «В + » - г. Астана (занимает 2-место соответственно);
3) регион с удовлетворительным показателем «В» - Атырауская область (занимает 3-место соответственно);
4) регионы с показателями ниже среднего «С + +» - Павлодарская, Мангистау-ская и Восточно-Казахстанская области (4-6-места соответственно);
5) регионы с низкими показателями «С + » - Карагандинская, Актюбинская, Жамбылская, Костанайская, СевероКазахстанская, Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская и Кызылординская области (занимают 7-14-места соответственно);
6) регионы с очень низкими показателями «С» - Акмолинская и Алматинская области (15-16-места соответственно).
В результате проведенного ранжирования регионов по уровню инновационного потенциала можно сделать вывод, что существуют внешние барьеры в инновационном развитии регионов, сре-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 5
ди которых можно выделить:отсутствие трансферта технологий; доминирование традиционных и устаревших технологий; высокая стоимость внедрения нововведений; дефицит инвестиций и слабая заинтересованность крупных корпораций во внедрении инноваций.
Среди основных внутренних барьеров на пути развития инновационного потенциала регионов можно выделить: недостаток финансовых средств у предприятий; низкий инновационный потенциал предприятий; недостаток информации о новых технологиях; недостаток квалифицированных кадров.
Согласно проведенному анализу инновационного потенциала сильных и слабых сторон становится очевидным, что основными проблемами экономического развития в Казахстане на сегодняшний день являются:
- недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования;
- низкая восприимчивость предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;
- недостаточное качество и доступность технологической и инновационной инфраструктуры;
- незавершенность научных исследований, их отрыв от производства;
- отдельные научно-технические разработки не имеют продолжения в виде
коммерциализации и внедрения в производство.
В отношении группы регионов с низким и очень низким уровнем инновационного потенциала следует проводить меры, которые должны быть направлены на:
- повышение технологического уровня региональных производств путём внедрения готовых инновационных технологий и их модернизации с целью увеличения конкурентоспособности экономики;
- налоговое стимулирование развития научной и инновационной сфер;
- развитие инвестиционного менеджмента;
- разработку стратегических программ инновационного развития.
На сегодняшний день также не решенными остаются проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. Инновационное развитие страны невозможно без квалифицированных кадров -как инженеров и разработчиков, так и инновационных менеджеров. По оценкам российских экспертов, отсутствие достаточного количества соответствующих специалистов как в органах власти и управления, так и среди предпринимательских кругов также является препятствием для инновационного развития1.
В стратегию развития национальной экономики Казахстана необходимо постепенно вводить элементы, ориентирующие на другие более перспективные факторы: современная инфраструктура, высококвалифицированный человеческий капитал, технологии и инновации. При реализации инвестиционных проектов наиболее предпочтительными долж-
1 Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Инновации в российской экономике. Стагнация в преддверии кризиса? // «Форсайт», 2009, №2(10). -С. 28-47.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 5
ны быть экологически чистые, ресурсосберегающие технологии производства. Важным критерием индустриального регионального развития должно быть сохранение и улучшение качества «жизненной среды».
В последние годы в Республике Казахстан выбрано направление на диверсификацию производства, внедрение инноваций, развитие отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике продолжает играть экспорт нефти, газа, металлов и зерна. Однако на современное социально-экономическое развитие страны большое влияние оказывают новые вызовы глобального характера, и в первую очередь, новая технологическая реальность, мировой экономический кризис, вызывающий риски и угрозы финансового, инвестиционного, структурно-технологического характера, что в свою очередь, отражается на характере и темпах экономического роста. Негативное влияние оказывает санкционная политика против России, падение стоимости нефти, нестабильность валюты, девальвация курса рубля. Снижение темпов роста мировой экономики неизбежно повлекло за собой резкое падение спроса практически на все позиции казахстанского сырьевого экспорта. Особенно сократилась потребность в черных и цветных металлах, в результате чего сократился казахстанский экспорт металлов, изменились и мировые цены на нефть. Поэтому Казахстан в полной мере почувствовал последствия глобальных вызовов.
В связи с этим в Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Нурлы жол - Путь в будущее» была представлена новая масштабная програм-
ма развития, содержащая контрмеры, направленные на преодоление цикличного характера экономического кризиса и на продолжение структурной и технологической модернизации экономики страны. По существу, данная программа явилась упреждающей кризисные явления Новой экономической политикой Казахстана, названной «Путь в будущее». Она отражает взятый курс на переориентацию стратегических приоритетов развития1, при которой государственную поддержку будут получать приоритетные для республики сферы и производства, которые способны дать наибольший мультипликативный эффект на экономический рост, социальное развитие и увеличение занятости населения.
Одним из основных источников такой поддержки станет Национальный фонд Казахстана, созданный за счет доходов от экспорта сырья за годы, когда мировые цены на него были достаточно высокими. Основной целью создания Национального фонда стало аккумулирование финансовых средств для преодоления влияния кризисных явлений, повышения устойчивости экономики страны перед внешними шоками и потрясениями, включая сложившуюся тенденцию снижения мировых цен на сырьевые ресурсы.
В настоящее время было принято единственно верное решение направить средства этого фонда на стимулирование роста экономики за счет финансирования проектов по модернизации и развитию транспортной, энергетической, индустри-
1 Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Нурлы жол - Путь в будущее». [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1пир://тк>пт. kz/rus/article/2715565 (дата обращения 14 ноября 2014 г.).
альной и социальной инфраструктуры, а также малого и среднего бизнеса. Общая сумма, выделяемая на эти цели в 2014-2015 гг. двумя траншами, составит 1 триллион тенге1, что по современному курсу тенге достигнет порядка 5,5 млрд. долл. США. В частности, намечается выделение специальных средств, для того, чтобы обеспечить выдачу льготных кредитов на реализацию проектов в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности (пищевая, химическая промышленность, машиностроение) малым, средним бизнесом и крупным предпринимательством. Четвертая часть выделяемых средств предназначена для оздоровления банковского сектора путем выкупа и капитализации в фонде проблемных кредитов.
Особое внимание при дальнейшей модернизации национальной экономики будет уделено развитию транспортной, энергетической, индустриальной инфраструктуры, которая является основным условием привлечения новых инвестиций, обеспечения экономического подъема страны в будущем. Так, за счет средств Национального фонда планируется строительство инфраструктуры специальной экономической зоны «Хоргос -Восточные ворота», призванной в разы увеличить товарооборот Казахстана и Китая, «Национального индустриального нефтехимического технопарка» в городах Атырау и Таразе, комплекса ЭКСПО-2017 в г. Астана, нового терминала аэропорта в столице.
1 Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Нурлы жол - Путь в будущее». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inform.kz/ rus/article/2715565 (дата обращения - 14 ноября 2014 г.).
п " «
В основу новой экономической политики, озвученной Главой нашего государства, будет положен План инфраструктурного развития, рассчитанный на предстоящую пятилетку и совпадающий во времени с реализацией 2-го этапа программы индустриально-инновационного развития. В реализации План инфраструктурного развития будет участвовать более 100 зарубежных инвесторов, инвестиционный портфель составит около 6 трлн тенге или около 33 млрд долл. США. При этом 15% составит доля Казахстана2.
В свете нового курса экономической политики особое внимание будет обращено на развитие индустриальной инфраструктуры, способной обеспечить мультипликативный эффект. Он будет проявляться, с одной стороны, в соответствующем увеличении спроса на стройматериалы, услуги энергетической, транспортно-коммуникационной и других сфер, с другой, будет способствовать росту производства в отраслях промышленности, и по цепной реакции увеличит занятость населения, его доходы и потребительский спрос, что как известно всегда оживляет экономику.
Таким образом, реализация нового курса экономической политики предполагает завершение формирования инфраструктуры в специальных экономических зонах и технопарках страны, создание новых «точек роста», базирующихся на развитии малого и среднего бизнеса, особенно ориентированных на инновационное производство и туризм.
2 Там же.
г 10 к. ИКТИСОДИЁТ НАЗАРИЯСИ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА \ *
Литература:
1. Унтура Г.А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности. // «Регион: экономика и социология», 2002, № 1. -С. 3-16.
2. Агентство Республики Казахстан по статистике. Промышленность [электронный ресурс]. Режим доступа: http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/ homeNumbersIndustry? (Дата обращения 4.05.2014).
3. Карта индустриализации Казахстана на 01.06.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mint.gov.kz
4. Агеенко А.А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов. // «Вопросы статистики», 2003, № 6. -С. 48-51.
5. Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.urban-planet.org
6. Нурланова Н.К., Киреева А.А. Методика оценки экономического и инновационного потенциалов регионов Казахстана. - Алматы: ИЭ КН МОН РК, 2014. -С. 108.
7. Гохберг Л.М., Кузнецова И.А. Инновации в российской экономике. Стагнация в преддверии кризиса? // «Форсайт», 2009, №2(10). -С. 28-47.
8. Послание Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Нурлы жол - Путь в будущее». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inform.kz/rus/article/2715565 (дата обращения 14 ноября 2014 г.).